Автор Тема: «Снегурочка» Римского-Корсакова в Большом театре (премьера – июнь 2017 г.)  (Прочитано 7856 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
"Снегурочку" сыграли в жанре народной трагедии

Текст: Валерий Кичин

"...Лирическая опера стала жить по своим, менее мистическим и более земным законам. Впрочем, ее метафорический смысл широк и допускает аллюзии разные, для каждого свои - от "Сталкера" до "Трудно быть богом", от магической сказки-притчи до окружающих реалий."

https://rg.ru/2017/06/17/v-bolshom-teatre-proshla-premera-snegurochki.html

Для понимания контекста нужно сообщить, что Кичин, как и Третьяков, дружит с Тителем. И все эти друзья-товарищи ходят на спектакли бесплатно.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Наталья Зимянина поделилась публикацией Богдана Волкова.
21 ч ·

Это, пожалуй, самый веселый момент новой "Снегурочки" в Большом театре. Правда, если приглядеться, с правой стороны гигантского снежного кома торчат ноги какого-то закатанного туда берендея. Вот тут хоррор. Это вам не Звягинцев)))))

https://www.facebook.com/natalya.zimyanina/posts/982590171878031?pnref=story
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Анины заметки

"Бомжи в ожидании лета" или "Снегурочка" в Большом театре

18 июн, 2017 at 10:35 PM

Премьера "Снегурочки" в Большом, конечно, провалилась, я не спорю. Зрители бегут и плюются. И это на премьере, а что будет дальше? Бесплатные билеты для собеза и снятие в следующем сезоне? Очень обидно, потому что музыкально спектакль сделан очень хорошо. Весьма выигрышный и совершенно готовый вариант для гастролей (разумеется, в концертном исполнении).

Туган Сохиев практически повторил успех Орлеанской. Оркестр великолепный. Хор четкий, слаженный, солисты в большинстве своем неплохи (и это без единой звезды в касте). Деликатно, очень красиво - просто удовольствие для слуха. Все-таки дирижер-перфекционист – это здорово, и дай Бог он у нас задержится надолго.

Эта музыкальная красота обрамлялась убожеством, рожденным в голове режиссера Тителя, и никак ей не соответствовала. Представьте себе, что бомжей, квартировавших у метро Sebastopol в Париже, свезли прямо с одеялами совсем не в лагерь для беженцев, а в Большой театр, и выпустили на сцену – вот наилучшее описание костюмов хора и миманса, которые бедный зритель наблюдает 4 часа кряду.

Все-таки, оперы писали композиторы и надо заставлять режиссеров хотя бы читать либретто. Если у Римского-Корсакова хор поет, завидев Снегурочку: «В тулупчике, сапожках, в рукавичках!», а певица стоит в футболке и спортивных штанах... Или Снегурочка во дворце Берендея: «Какой простор, как чисто всё, богато!», а на сцене ржавый вагон и бочки с огнем. Или, заметив царя, Снегурочка: «А это кто? Кафтан узорчатый, обвязка золотая и по пояс седая борода!» - надо ли говорить, что ни бороды, ни кафтана, а вот повязка на глазу «а-ля Кутузов» (к чему это?) очень даже. Вот и получается, что певцы поют об одном, а на сцене происходит совершенно другое. Тогда сочините свою оперу, со своими словами, назовите ее «Зомби после ядерной катастрофы ожидают лета» или как-то так, и вперед, на подмостки, на встречу к благодарной публике! Так ведь нет, тянутся ручки к Римскому-Корсакову.

Первоначально, посмотрев «Оперный день» и прочитав «концепцию автора», я грешным делом подумала, что он все своровал из Игры престолов. Вроде как в сказках старой Нэн: «Страх приходит зимой, когда дома по крышу завалены снегом. Страх приходит долгими ночами, когда солнце прячет свой лик на годы, а дети рождаются, живут и умирают во тьме. Вот, когда приходит страх, мой маленький лорд. Приходит с белыми ходоками, что бродят по лесам. Тысяча лет назад пришла ночь и длилась целое поколение. Короли умирали от холода в замках, а пастухи в своих хижинах, женщины душили детей, чтобы не видеть, как они голодают. Они плакали, и слезы замерзали на их щеках. Такую сказку ты хочешь услышать?"

А что? На идею Римского-Корсакова «в сердцах людей заметил я остуду» и на принесение себя в жертву, чтобы остановить зиму, возродить жизнь, вернуть солнце и т.д. – очень подходит. Но оказалось, что своровано отовсюду понемногу. Белые ходоки были (в виде скоморохов и юродивых). Арматура и «пепелацы», остов вагона из «Кин-дза-дзы» (только в снегах), и разные реплики из заштатных режопер. Но мне показалось, что скорее это аллюзии на комсомольскую молодость А. Тителя. Строительство БАМа, покорение Самотлора, воодушевленный геолог в красном шарфе, ватнике, и с рюкзаком за спиной (Мизгирь). Бабы в кофтах и сапогах на босу ногу. Ностальгия! Но причем здесь Большой театр?

По поводу солистов. Без звезд, но неплохо. Купава (Мария Лобанова), временами Лель (Анна Бондаревская). Снегурочке (Ольга Семенищева) голоса на весь спектакль не хватило, Мизгирь (Максим Аниськин) почти не звучал. Но проблемы солистами при музыкально собранном спектакле – это как раз не проблемы, всегда можно подвезти пару звезд, и спектакль заиграет.

http://zametkianny.livejournal.com/211118.html
« Последнее редактирование: Июнь 19, 2017, 23:06:31 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Михаил Грановский

https://www.facebook.com/granmich.mikhail/posts/1790106811301753?pnref=story

Опера "Снегурочка" в Большом театре, премьера.
Римский-Корсаков, Островский ???
Главное ощущение от увиденного и услышанного - скука, тоска смертная, полный анабиоз!

Про режиссуру ничего не буду, т.к. не особо заметил (местами видно, что актеры не знают, что им делать на этой, полностью открытой сцене). Правда, катание на санках с горки на Масленицу мне понравилось.

Заметна сценография, художник.
Линия электропередач (действие - после ядерной зимы!), например, удалась на славу!

Оркестру отведена функция убаюкивающего аккомпаниатора, при этом практически все игралось "под сурдинку", уж какие тут эмоции?! Языческое буйство, страсти покинутой и помешательство Купавы - забудьте.
Зато дирижер заставил валторны играть аккорды вместе со струнными - это хорошо для оркестра БТ. Правда, многочисленные расхождения и шероховатости со сценой, вкупе с фальшью 1-ой скрипки и киксами гобоиста - это плохо!!!
А то, что музыкальное прочтение ушло от штампов и приблизилось к Римскому-Корсакову - вранье!!! Например, везде, где композитор пишет animato и accelerando, оркестр стоит на месте и т.д.

Дирижер 4 часа просидел в яме, встав раза 2-3 (наверное, ноги затекли) - бедный.
Неужели эта великая музыка вызывает такое равнодушие и отстраненность?
Такого безликого оркестра БТ я не помню, анемия, исходящая от дирижера, видимо, передалась музыкантам...

Солисты...
Прежде всего, отрадно, что бесценный опыт получила солистка Екатеринбургского оперного театра Ольга Пешкова, спевшая саму Снегурочку.
Искренне рад за нее! Хотя работать еще есть над чем. Но на фоне остальных солистов она не то что не затерялась, а была одной из лучших на сцене!
Оказывается, бирючей не 2, а 4! При этом каждый дублируется - глупость полная!
Никто не подсказал режиссеру, что два солиста одну партию вместе спеть не в состоянии.

Понравились: музыкальность Берендея, попытки Купавы вызвать хоть какие-то эмоции, Е.Сегенюк в роли Бобылихи, местами хорошая дикция Мизгиря...
Немного, правда?

А может быть, дирижер настолько подавил оркестр, чтобы расслышать солистов?

Резюме:
БТ серьёзно болен, но об этом не знает.
Наоборот, все хорошо, нужные критики как всегда напишут "осанну" и т.д.
Я счастлив, что я теперь, даже косвенно, не причастен к этому!!!
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 112
Театр после режиссуры

«Снегурочка» вернулась в Большой

«Снегурочка» Римского-Корсакова вернулась в репертуар Большого театра. Постановка режиссера Александра Тителя, художника Владимира Арефьева и дирижера Тугана Сохиева в выгодном свете представляет вокальные качества труппы, оркестровую аккуратность и современный режиссерский театр как пространство запустения и мрака. Рассказывает Юлия Бедерова.

https://kommersant.ru/doc/3329308
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 112
Ядерная зима 2017-го

Премьера оперы "Снегурочка" прошла в Большом театре

Марина Гайкович   
Зав. отделом культуры "Независимой газеты"

http://www.ng.ru/culture/2017-06-19/7_7010_opera.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 759
Вчера мне, наверное впервые за всю мою опероманскую практику, не захотелось аплодировать в финале. Вроде и оркестр неплохой, слаженный-срепетированный, но какой-то холодный, отстраненный и безэмоциональный. Вроде и пели неплохо. Кроме Весны (Елена Манистина) и Леля (Анна Бондаревская). У Весны дикция отсутствовала напрочь, а Лель постоянно мазала мимо нот, как правило на полтона выше, что особенно резало слух в третьем действии ("Туча со громом сговаривалась..."). Но ближе к концу - усыпили, после сцены блуждания Мизгиря среди кривых железобетонных каркасов меня на несколько минут просто отрубило, и сцену последней встречи Снегурочки с мамашей-Весной я напрочь не помню...
По режиссуре и сценографии тут прошлись немало, поэтому повторяться не буду. Но лично у меня только одно определение этому действу - абсолютная пустота и безыдейность. Заснеженная помойка, на ней бомжеватого вида народ что-то копошится, какие-то вялые подобия страстей... Последней каплей стали стадионные прожекторные вышки, выкаченные на сцену - ну просто взбесило! У меня такое впечатление, что спонсором последних постановок Тителя является полигон по захоронению твердых бытовых отходов, в простонародье - городская свалка. И, по-хорошему, давно пора его туда отправить, выписав One Way Ticket (C).
Короче, свалку я и в других местах могу наблюдать, благо Собянин успешно развел ее повсюду. А вот на сцене оперного театра - увольте-с...
Доберусь до нормальной акустики - обработаю и выложу доп. материалы.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 112
У меня такое впечатление, что спонсором последних постановок Тителя является полигон по захоронению твердых бытовых отходов, в простонародье - городская свалка. И, по-хорошему, давно пора его туда отправить, выписав One Way Ticket (C).

Выслать Тителя из Москвы: http://classicalforum.ru/index.php?topic=6874.msg190216#msg190216
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Евдокия Мерлина
вчера в 19:46
https://vk.com/wall12273432_6885

Побывала в Большом,наконец-то! Опера Снегурочка преподнесла неожиданный сюрприз-действие перенесено в пост-апокалиптический мир. Мне показалось,что пропал смысл...Наверное,я просто не разбираюсь в модных театральных веяниях)А если закрыть глаза и слушать - то, конечно же, чистое волшебство!
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 112
Девочка изо льда

Сбудется ли мечта о тепле в «угрюмой стране беспечного народа»

https://m.lenta.ru/articles/2017/06/20/snow_maiden/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 462
Холодное лето семнадцатого года
Снегурочка в Большом театре растаяла не от любви, а от слишком мощных осветительных приборов

Текст: Екатерина Бирюкова
http://www.colta.ru/articles/music_classic/15179

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Доп. материалы к спектаклю 16 июня

Дирижер - Туган Сохиев

Снегурочка - Ольга Семенищева
Лель - Анна Бондаревская
Купава - Мария Лобанова
Мизгирь - Максим Аниськин
Царь Берендей - Алексей Неклюдов
Весна - Елена Манистина
Мороз - Глеб Никольский
Бобыль Бакула - Иван Максимейко
Бобылиха - Евгения Сегенюк
Бермята - Вячеслав Почапский
Леший - Марат Гали
Первый Бирюч - Вадим Бабичук
Игорь Цуркан - Второй Бирюч
Валерий Гильманов - Николай Казанский
Масленица - Николай Казанский
Царский отрок - Элеонора Гвоздкова

http://classicalforum.ru/index.php?topic=929.msg192296#msg192296

Отзыв на этот спектакль.

Сергей Рощин
17 июня в 9:28 ·
https://www.facebook.com/sergey.roshchin.9/posts/1193650114097436?pnref=story

Театральное. Записки Созерцателя.
Любовь в берендееву эпоху.
«Снегурочка». Римский-Корсаков Николай композитор. Большой театр. Реж. Титель Александр, дирижер Сохиев Туган.
Снегурочка; 6

Спектакль лучше всего для меня характеризуется словом «наперекор». Сказано Снегурочке, летом не гуляй, не люби, она гуляет и любит. Сказано Мизгирю не бросай Купаву, он бросает. Задумана по сюжету сказка, ничего привычно сказочного в сценографии и атмосфере спектакля не будет. Сказано Берендей царь, а он оказывается одноглазым вождем местного сообщества, живущим в брошенном вагоне. И так во всем. Сценография спектакля больше всего мне напомнила атмосферу 1990-х в сюжетах Петра Луцика и Алексея Саморядова. Сибирская окраина рухнувшей империи. Народ берендеев среди заснеженных обломков то бывших вышек ЛЭП, то карусели Луна-парка, то бетонных ферм недостроенного то ли коровника, то ли цеха завода. Брошенные вагоны, покривившиеся баньки. А явление Ярило-солнца - это свет десятков сильных прожекторов с упавших двух больших осветительных ферм какого-то бывшего стадиона. Народ одет в спортивные костюмы, рабочие и военизированные комбинезоны, куртки, эпохи челночного бизнеса, ватники. «Окраина», «Дети чугунных богов» и «Северная Одиссея». Какое это имеет отношение к истории про Снегурочку? Никакого, кроме того, что тема «любовь / нелюбовь» универсальна в любой обстановке. Хотелось режиссеру избавиться от привычной красочной сусальной сказочности, вот и избавился. Не стоит искать много смыслов в хоре слепых, поющих славу Берендею. Не стоит обращать внимание на акробатические этюды команды лысых «скоморохов». Но как ни странно, напряженность истории про поиски любви выжила и в такой обстановке. Второй премьерный день, условно второй состав исполнителей. Мысленно сравнивая его с первым составом, могу предположить, что они равноценны или близки. А Мизгирь (Максим Аниськин) даже удачней. Сверхвыдающегося пения не было, но команда сложилась. К концу этого очень долгого спектакля драматическое и вокальное напряжение стало возрастать. История стала цеплять. «Очищенная» от сказки она осталась только историей про поиск любви и ее цене. Странная Снегурочка, на обломках, «окраинная».
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В Большом театре растаяла «Снегурочка»
На Театральной площади переосмыслил одну из главных русских опер
 
20 июня 2017, 14:35
 Светлана Наборщикова

http://iz.ru/node/608488

...

Но отсутствие красот — не главный просчет создателей зимней «Снегурочки». Основная проблема спектакля — полное несовпадение сценической и музыкальной концепции. В центре спектакля Тителя — зима и преодоление ее последствий, будь то разрушенный быт или исковерканные людские судьбы. А у Римского-Корсакова, за исключением «застылого» вступления к опере, зимы нет — есть торжество весны, ее победный путь к лету, обновление в природе и душах человеческих. Могла ли эта роскошная, благоуханная, переливающаяся оркестровыми красками партитура слиться с намеренно безобразной сценической картинкой? Тем более что и оркестранты под управлением Тугана Сохиева и певцы, демонстрирующие всю сладость своих тембров, откровенно наслаждаются звуковыми красотами...

Вопрос риторический, любого мало-мальски музыкального зрителя упомянутое несоответствие увиденного и услышанного погружает в понятное раздражение. Не исключено, что его постановщики и добивались, но лучше бы они достигли того же, не коверкая авторский замысел, а заказав свою «Снегурочку» одному из современных авторов. Римского-Корсакова, к слову, в свое время не смутило использование Чайковским аналогичного сюжета. Создал он свою интерпретацию сказки Островского — и справедливо вошел в историю.

Читайте полностью http://iz.ru/node/608488
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Римский-Корсаков: Снегурочка / Большой театр, 18.06.2017

Дирижер - Туган Сохиев

Снегурочка - Ольга Семенищева
Лель - Анна Бондаревская
Купава - Мария Лобанова
Мизгирь - Максим Аниськин
Царь Берендей - Алексей Неклюдов
Весна - Елена Манистина
Мороз - Глеб Никольский
Бобыль Бакула - Иван Максимейко
Бобылиха - Евгения Сегенюк
Бермята - Вячеслав Почапский
Леший - Тарас Присяжнюк
Первый Бирюч - Вадим Бабичук, Игорь Цуркан
Второй Бирюч - Валерий Гильманов, Николай Казанский
Масленица - Андрей Григорьев
Царский отрок - Элеонора Гвоздкова

Доп. материалы http://classicalforum.ru/index.php?topic=929.msg192406#msg192406
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 112
«Снегурочка» как антиутопия

Мария Жилкина, 21.06.2017 в 02:29

http://belcanto.ru/17062105.html

****************************

Снег да снег кругом...

Коллапс Снегурочки в глухой степи Большого театра

Игорь Корябин, 21.06.2017 в 02:11

http://belcanto.ru/17062104.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 112
В Большом театре «Снегурочку» Римского-Корсакова растопили электроприборами

Героиню принесли в жертву, но не солнцу, а постапокалиптическим берендеям

Петр Поспелов

https://m.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2017/06/21/695313-bolshom-snegurochku
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 112
Как это будет по-русски?

Текст: Андрей Максимов ( писатель, телеведущий)

https://rg.ru/2017/06/25/maksimov-snegurochka-eto-absoliutno-siurrealisticheskoe-proizvedenie.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Перед восходом солнца

22.06.2017

Сергей КОРОБКОВ

Холодным летом 2017-го Большой театр представил серию премьерных показов оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка» в постановке режиссера Александра Тителя, дирижера Тугана Сохиева, сценографа Владимира Арефьева. Все четыре действия на сцене безраздельно царит зима.

http://portal-kultura.ru/articles/opera/163249-pered-voskhodom-solntsa/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Родители какие-то чудные у детей. Зачем они перечитывали сказку? Если покупаешь билет, тем более для ребёнка, неплохо бы поинтересоваться, куда именно ты идёшь.
На вечерние спектакли могут идти дети не младше 10 лет, это было сказано и написано 10 тысяч раз.
А что можно предвкушать в данном случае? Постапокалипсис?

Ну лично я эти билеты покупал где-то в марте, когда было известно лишь, что режиссер - Титель. А про ужасы ядерной зимы стало известно сильно позже. И что теперь, почитав отзывы с пресс-показа, бежать пристраивать билеты?
Кстати, спекулянты в воскресенье у театра бегали за прохожими в попытке впарить непроданные билеты хоть за сколько, и ругались "начитались отзывов, никто не хочет идти"

Я уже стала относиться к премьерам по принципу "Не влезай - убьёт", то есть практически перестала ходить на первые блоки спектаклей. Ну а после таких отзывов на эту "Снегурочку" идти вообще не хочу :))
« Последнее редактирование: Июнь 27, 2017, 17:39:49 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Исчезло в них служенье красоте…

Александр Матусевич

http://lgz.ru/article/-25-6603-28-06-2017/ischezlo-v-nikh-sluzhene-krasote/?sphrase_id=567840

Опере „Снегурочка“ опять не повезло в Большом театре

Весенняя сказка Островского – Римского-Корсакова в текущем сезоне вдруг стала резко популярной: к не самой простой опере великого композитора обратились сразу два ведущих мировых оперных театра.

В апреле «Снегурочка» появилась в Парижской национальной опере – впервые за многие годы в одном из крупнейших оперных домов: ведь ещё совсем недавно один из самых поэтичных, но одновременно и самых малопонятных вне русской ментальности опусов гения был главным образом «продуктом для внутреннего потребления». Дмитрий Черняков решил ситуацию исправить, предложив французской публике в этом произведении полный набор самых модных ныне режиссёрских ходов по десакрализации сказки и развенчанию мифа: то, чем европейский театр занимается уже десятилетиями, например, в отношении опер Вагнера, теперь применено к русской классике.

«Наш ответ Чемберлену» не заставил себя ждать: Большой театр России закрывает свой сезон премьерой «Снегурочки» в постановке Александра Тителя, который идёт в общем-то той же дорогой, что и его коллега в Париже. Несмотря на то что режиссёры принадлежат к разным поколениям, их желание переписать сюжет Островского и раскопать в опере Римского-Корсакова что-нибудь эдакое, чего ранее никто не раскапывал, абсолютно в духе нашего времени – эпохи тотального режиссёрского диктата в оперном театре.

Нынешняя постановка «Снегурочки» в Большом уже девятая, и, если верить статье Ирины Коткиной в увесистом фолианте, подготовленном редакционно-издательской службой театра к премьере, этой опере никогда особо не везло на его сцене. Пожалуй, лишь певцы разных поколений испытывали к ней интерес, насыщая своим совершенным вокалом великую партитуру – в истории остались замечательные работы Антонины Неждановой и Леонида Собинова, Сергея Лемешева и Ивана Козловского, Надежды Обуховой и Ксении Держинской, Елизаветы Шумской и Ирины Масленниковой, Галины Вишневской и Ирины Архиповой. А вот к работе дирижёров и режиссёров в каждой из этих постановок у критики всегда были большие претензии, и даже легендарный вариант Бориса Покровского 1954 года сочли не­удачным, усмотрев в нём чрезмерное обытовление сказки.

Безусловно, как крупную неудачу, если не провал, можно рассматривать и нынешний спектакль – свою «Снегурочку», достойную его сцены, Большой так пока ещё и не обрёл. У Александра Тителя с Римским-Корсаковым вообще отношения непростые: при очевидном интересе постановщика, главного режиссёра оперной труппы Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, к творчеству знаменитого сказочника хороший результат получается далеко не всегда. И если его «Ночь перед Рождеством» (Большой, 1990) и «Салтана» (на родной сцене, 1999) невозможно было не приветствовать, а к «Майской ночи» (там же, 2008) отнестись с пониманием, хотя и не принимая всецело, то о «Золотом петушке» в «Стасике» (2003) мало кто вспоминает без содрогания. Столь же «привлекательной» оказалась и его «Снегурочка», разъятая и препарированная по всем правилам режиссёрского волюнтаризма.

Оригинальная концепция спектакля гласит, что действие весенней сказки разворачивается в неуютном пространстве наподобие киношного «Сталкера»: техногенная катастрофа или ядерная война уничтожила на планете почти всё живое и погрузила её в тотальную зимнюю ночь. Осталась лишь жалкая кучка людей, именующих себя берендеями, влачащая на обломках цивилизации самое жалкое существование. На обломках – в прямом смысле слова: из-под снежного настила торчат верхушки ржавых высоковольтных башен и изгиб «колеса обозрения» из парка культуры, а «хоромы» царя Берендея – это облезлый железнодорожный вагон, каким-то чудом не погребённый под слоем бесконечно падающего пенопластового снега. Берендеи абсолютно деградировали и люмпенизировались – в рваных грязных ватниках, замотанные какими-то тряпками, они словно аккуратно списаны художником Владимиром Арефьевым с многочисленных московских бомжей. Верховодит этой шайкой маргиналов юнец, сидящий на «дозе», которого почему-то величают царём, «владыкой среброкудрым». Похоже, степень помешательства выживших после апокалипсиса давно перевалила точку невозврата.

Вообще, как и водится в современном режиссёрском театре, Тителя нимало не волнует раскосяк между пропеваемым текстом и тем, что публика видит на сцене. Видимо, зритель должен самостоятельно дофантазировать и белоснежную бороду по пояс у царя, и цветочки-василёчки, которые воспевает главная героиня, находящаяся также, по-видимому, в перманентном бреду или «под мухой». И много чего ещё другого, чего задумывали авторы оперы, но почему-то оставил за скобками режиссёр. Зато помойка, на которой протекают все четыре акта оперы, воссоздана с дотошной достоверностью – так и кажется, что её «аромат» незримо расползается по залу Большого театра. Столь же «притягательна» и хореография Ларисы Александровой – не припомню, чтобы доводилось видеть на этой сцене такой же антиэстетичный, уродливый и в общем-то бессмысленный, с позволения сказать, танец.

В театре можно, конечно, многое, и эксперимент в нём – благо, ибо заставляет двигаться вперёд. Тем не менее глухота наших режиссёров, в том числе и режиссёров музыкального театра, их невнимание к звучащему, к партитуре, всякий раз поражает до глубины души. Ведь в опере, кроме текста и обнаруживаемых, исходя из вербального, смыслов, есть ещё музыка! Закроешь глаза – в уши тебе льются созвучия невероятной красоты, ясная и бесконечно притягательная музыкальная мысль, облечённая мастерством гения в изумительные формы. Откроешь – на сцене тотальное уродство, глазу зацепиться не за что. Сила контраста? Режиссура и сценография не обязаны быть иллюстративными? Безусловно. Но и отрицающими существо произведения, которое они интерпретируют, они, кажется, тоже быть не должны. И что даёт подобный контраст, будит ли он по-настоящему работу мысли или вызывает лишь чувство брезгливости?

Волюнтаристская режиссура и антиэстетическая сценография напрочь убивают оперу: ведь мы в театре, здесь важен синтез, и восхищаться отдельно качественно звучащим оркестром под водительством габтовского музрука Тугана Сохиева и достойным вокалом преимущественно молодых солистов труппы никак не выходит. Пресловутое единство зримого и слышимого, рождающее подлинную оперу, за которое на бумаге ратуют все, на деле, как выясняется, вовсе не является безусловной благородной целью, и с охотой приносится в жертву эгоистичному самовыражению авторов спектакля.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Перед восходом солнца

22.06.2017

Сергей КОРОБКОВ

Холодным летом 2017-го Большой театр представил серию премьерных показов оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка» в постановке режиссера Александра Тителя, дирижера Тугана Сохиева, сценографа Владимира Арефьева. Все четыре действия на сцене безраздельно царит зима.

http://portal-kultura.ru/articles/opera/163249-pered-voskhodom-solntsa/

В этой статье сказано (такое ощущение, что о нашем форуме :) ): "Споров вокруг нового спектакля немало. Впрочем, не больше, чем после первого представления «весенней сказки» Александра Островского (музыку писал сам Петр Чайковский) в 1873-м или премьер «Снегурочки» Римского-Корсакова в Мариинском (1882), Частной русской опере Саввы Мамонтова (1885) и Большом (1893). С той только разницей, что тогда развернутые отзывы давали в газетах, журналах и печатных листках, теперь — в социальных сетях, объединяющих потоком суждения обычных зрителей, просвещенных театралов, нетерпеливых критиков и еще не успевших посмотреть новинку режиссеров и артистов."
_________________

В декабре пройдёт второй блок, и, чую, поступит новый поток суждений обычных зрителей, которые клюнут на сочетание "декабрь - Большой театр - "Снегурочка" и поведут на оперу детей...
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
jeanix

О русской погоде и о любви по-русски
http://jeanix.livejournal.com/197628.html

June 20th, 18:10
После того как над европейской частью России перестало светить солнце, наступила перманентная осень с серым небом и дождями, а после осени пришла вечная зима.

Николай Римский-Корсаков «Снегурочка» Большой театр, режиссёр Александр Титель, 2017

Весь портал сцены, парадное золото и бархат Большого затянуты белым, цветом снега и холода, занавес тоже белый. Берендея засыпана снегом, высота снежного покрова соизмерима с объёмом выпавших «осенью» дождей – несколько десятков метров, из снежной почвы торчат объекты, которые когда-то располагались высоко над землёй: в прологе – верхушки столбов высоковольтных линий, в первом акте – бетонный остов многоэтажного недостроя, во втором – дуга колеса обозрения с двумя самыми верхними кабинками. Засыпанные снегом берендеи мёрзнут, поверх телогреек и тулупов кутаются в пледы и одеялки, отогреваются возле железных бочек из-под солярки в которых разводят костры. Эти занятие и эти позы с протянутыми руками к светящимся в темноте раскалённым бочкам, выглядят очень по-русски, как и простенькие разнопёрые зимние берендейские одёжки.

В Берендее мудрый и справедливый царь, он проводит регулярные прямые линии/встречи с народом, поскольку дворец его тоже засыпан снегом, живёт он в железнодорожном вагончике, его охранники отогреваются у таких же костров в железных бочках. У царя есть преданный ему пресс-секретарь и помощник Бермята, и четыре громогласных СМИ-Бирюча, доносящих высокие решения до народа.

Царь, заметив в людях остуду и не видя в них горячности любовной, объявляет праздник любви, который должен спасти этот замерзающий край, это событие лишь форсирует развернувшуюся любовную интригу, а всё развёртывается и стремительно катится в потоке любовной стихии. Любовь рождается во взгляде и фиксируется поцелуем – эту простую истину демонстрирует любовный многоугольник Купава-Мизгирь-Снегурочка-Лель.

Купава – простая девушка из посёлка, в коричневой юбке и синих рейтузах, пылкая, искренняя. То, что происходит с её парнем, Мизгирём, это не измена, это – любовь, другая любовь, стихия любви его разворачивает, а она не может это ни принять, ни понять, с челобитной жалобой на разлучницу доходит до царя, да разве тот может решить этот вопрос, тут всё решает сама любовь. В Купаве и в Снегурочке мы видим типовой ход женской судьбы – женщина может выбирать своего возлюбленного лишь среди тех, кто выбрал её. А выбор происходит во взгляде и закрепляется поцелуем.

Любовный многоугольник, страсти внутри него, страдания и ликования – всё создано голосами суперсолистов Большого, среди которых особенно хочется выделить Ольгу Семенищеву, в её божественным лирическом сопрано бездна нежности, и он как будто создан для партии Снегурочки.

На празднике берендеи выкатывают две металлические конструкции, которые в праздничном апогее включаются, и оказывается, что это – Солнце. Любовь зажигает солнце, любовь своим теплом спасает мир. Осветив и обогрев Берендею, солнце направляет свои лучи в зрительный зал, согревать москвичей и россиян.

Мощный берендейский хор поёт славу солнцу, Богу, любви и жизни! Этот спектакль, эта сказка, конечно, не о погоде, и не о климатических катаклизмах, а о любви, о любви счастливой и гибельной, о любви спасительной и судьбоносной, о любви несчастной и роковой, о стихии любви, о гибели в любви, и о спасении любовью.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Анна Гурская

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1167964336683285&id=100004091883161

Снегурочка. Гнев Ярила

Не мной впервые высказанная, но мной глубоко выстраданная мысль этой зимы-весны - за что на нас прогневались силы небесные? Есть какая-то связь между нашим поведением - в глобальном смысле - и реакцией на это сил природы. Туда где люди воюют, приходят землетрясения и цунами, туда, где у людей остывает душа - приходят холода. Зачем нам искусство, если не затем, чтобы вспомнить про любовь и свет? Не идут ли холод и мрак туда, где люди упорно пытаются затоптать подаренный великими предшественниками лучик высшей гармонии?

Снегурочка в Большом уникальна двойственностью выражения этой идеи. Сюжет сказки - мысль прямая, о том, что солнце не терпит нелюбви среди людей и наказывает за холодное сердце. Но его воплощение, вот такое коньюнктурное, плоское, убогое - зеркальное отрицание идеи торжества жизни, рама для вложенной сказки, созданная Снежной Королевой. Авторы рассказали сюжет, но не прожили его.

На самом деле постапокалиптическая эстетика постановки не вызывает бурных эмоций вроде возмущения или отвращения. Чувство, возникающее от визуального ряда скорее можно определить как скуку и усталость. Как выразилась мама к концу просмотра - "надоел бомжатник". В принципе, эти два слова исчерпывают впечатление от сценического решения. Дальше можно только рассуждать - сотый раз - о том, что главная беда всех последних трендовых постановок в том, что режиссер гораздо лучше чувствует коньюнктуру, чем музыкальный материал. Чистая, хрустальная, полная жизни музыка никак не вяжется с ржаво-унылым бытом угловатых оборванцев, с руинами, скелетами торчащих останков ЛЭП, ржавыми вагонами и железными бочками. Хотя...

Тут могло бы быть безумно интересное и тонкое решение, которое, которого я внутренне очень ожидала. Когда тексты про ландыши, васильки и хороводы окончательно расходятся с реальностью существования берендеев, причем без единой попытки постановщиков стянуть эти песни и реальность воедино, то возникает сюрреалистический эффект массового помешательства или сговора этих несчастных. Именно в этом мире, где погибли все блага цивилизации и похоронили под собой ложные ценности, выжившие люди наощупь ищут ценности настоящие. Что они помнят, за что цепляются? За обряды и песни из другой протореальности, которую они никогда не видели, как цветы и траву, за лады и гармонии, идущие от самых корней. Смысл песен и обрядов им непонятен, но этими ритуалами, заклинаниями, существованием в воображаемом мире они пытаются разбудить ту ушедшую жизнь, начать историю человечества сначала. Особенно пронзительно выглядит ломаный, изуродованный танец скоморохов, как квинтэссенция отчаяния их нынешнего существования и концентрированного призыва к жизни настоящей.

Если бы... Если бы появление Ярила сломало всю эту эстетику, если бы этот бредовый сон в снегах закончился в в финале торжеством живой природы, если бы исчезло все железо, сцену залило бы светом и зеленью и все поляны и рощи, васильки и ландыши стали реальностью - случилась бы победа людей, принесших жертву солнцу. А так... Снегурочка, исчезнувшая под светом чудовищных металлоконструкций из огромных софитов и хор оборванцев в финале на фоне порозовевшего задника. И свет Ярила - от этих же софитов. О, нет! Напрасны были ваши жертвы, берендеи, ваш снежный кошмар остался с вами, продолжайте воображать цветочки в теплице и царские палаты в ржавом вагоне. Волей постановщиков ваша жизнь осталась прежней галлюцинацией. Потому что, они сами не вымолили милости у Ярила.

И лето не настало.
___________________
P.S. Поют очень и очень, музыка звучит, послушать надо обязательно.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 112
Ядерная зима в царстве Берендея

Создаст ли Большой театр универсальную формулу успеха в новом сезоне, если «Снегурочка» в авторской постановке Александра Тителя и Тугана Сохиева пошла в баню

https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/07/03/72986-yadernaya-zima-v-tsarstve-berendeya
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Оказание услуг режиссера
4 000 000,00 Российский рубль
http://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/lot-list.html?regNumber=31604385870
Информация о поставщиках по этому договору

Титель А.Б.
http://zakupki.gov.ru/223/contract/public/contract/view/general-information.html?id=2557174&viewMode=FULL

Оказание услуг художником
3 200 000,00 Российский рубль
http://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/lot-list.html?regNumber=31604386691

Информация о поставщиках по этому договору
Арефьев В.А.
http://zakupki.gov.ru/223/contract/public/contract/view/suppliers.html?id=2558128&viewMode=FULL
Che mai sento!