Автор Тема: Опера А. Маноцкова «Чаадский» в театре «Геликон-опера»  (Прочитано 1599 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 514
«Посмотри, как мучат они его!»

В «Геликоне» прошла премьера оперы Кирилла Серебренникова «Чаадский»

Майя Крылова         

В театре «Геликон» состоялась премьера оперы Александра Маноцкова «Чаадский»

https://www.gazeta.ru/culture/2017/06/02/a_10704791.shtml
« Последнее редактирование: Июнь 02, 2017, 19:23:36 от Papataci »
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 287
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
«Чаадский» и другие
Серебренников как оперный режиссер: 5 работ режиссера в музыкальном театре

Александра Борисова 01.06.2017, 20:06

https://www.gazeta.ru/culture/2017/06/01/a_10703417.shtml
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 287
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Владислав Пиавко
18 ч ·
Не знаю с чего начать. Был сегодня на премьере музыкального спектакля (хотя музыки в нём нет) «Чаадский». Постановка «ныне притесняемого, гонимого мученика» из «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова. Ощущение от этой постановки? Меня словно окунули в жидкое, смердящее дерьмо, подержали некоторое время в нём и отпустили принять душ. Эту постановку можно расценить, как надругательство над народом России, над самой страной, которая тебя же кормит. И довольно сытно.

Видимо, сверхзадачей постановщиков этого блудодейства было исполнить РЕКВИЕМ по России. Не рано ли???

Теперь о самом этом «действе». Предложенное решение спектакля - Ватерлиния, разделяющая общество России на два яруса, - старо, как мир. Ещё в 1977 году Великий оперный режиссёр Борис Александрович Покровский блистательно это осуществил в Большом театре СССР в постановке оперы Родиона Щедрина «Мёртвые души». Только в постановке Бориса Покровского правящий класс Российской империи располагался в нижнем этаже, представляя некий underground российского общества, несмотря на роскошные костюмы, стилизованные под одежду XIX века и уже собой несущие драматургию. А на верхнем этаже находилась настоящая жизнь России с бескрайностью её просторов, с её отчаянием и болью, с её горем и радостями, с её безграничной верой и надеждой на лучшую долю. Каждое оживление жизни на втором этаже сопровождалось женским хором, который сидел на месте первых скрипок и исполнял удивительные мелодическим плачи, основанные на глубинном русском мелосе.

В спектакле же «Чаадский» в нижнем ярусе российский народ в обтрёпанных грязно-серых майках немыслимых грязных брюках, а то и просто в трусах, бродящий не то по чёрноземью, не то по навозу, заполняющему всю сцену, таскающий на своих хребтах деревянные платформы с взгромождёнными на них креслами, диванами, стульями, столами, на которых ходят, восседают и поют персонажи. Правда пением это назвать нельзя, ибо мелодического рисунка ни в одной партии нет. Либо сплошной зудёж на центре голосового диапазона, либо разговор (и даже не на нотах), либо истошные верхние ноты.

Мелодий, характеризующих того или иного персонажа, не существует. Я уж не говорю о музыкальной драматургии этого, с позволения сказать «шедевра». Она просто отсутствует. Нет никаких столкновений мелодий, характеризующих ту или иную ситуацию в процессе общения персонажей, заставляющих бы зрителя становиться на сторону того или иного персонажа. Всё безлико. Бедные певцы! Мне жаль талантливых ребят театра Геликон опера, растрачивающих свои голосовые ресурсы в подобных действах.
По поводу режиссуры. ...

Читайте далее https://www.facebook.com/vladislav.piavko.9/posts/1235020949939643?pnref=story
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 287
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Кирилл Серебренников поставил оперу «Чаадский» в «Геликоне»

Коньки отбросили в фойе

http://www.mk.ru/culture/2017/06/02/kirill-serebrennikov-postavil-operu-chaadskiy-v-gelikone.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 287
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Абрамович пришел посмотреть на голых актеров

Кирилл Серебренников устроил провокацию в центре Москвы. И снова удивил всех дерзостью и смелостью. Dni.Ru побывали на громкой премьере.

https://dni.ru/culture/2017/6/2/370904.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 287
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В "Геликон-опере" представили премьеру оперы "Чаадский"

http://www.tvc.ru/news/show/id/117095/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 287
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В "Геликон-опере" состоялась премьера постановки Кирилла Серебренникова "Чаадский"

https://tvkultura.ru/article/show/article_id/178066
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 287
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Главная роль. Художник Павел Каплевич. Премьера оперы Маноцкова "Чаадский"

https://tvkultura.ru/article/show/article_id/177228
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 514
Грибоедовщина перешла в чаадаевщину

Мировая премьера оперы «Чаадский» Александра Маноцкова—Кирилла Серебренникова

«Чаадский» по пьесе Грибоедова и «Философским письмам» Чаадаева в «Геликоне» придуман, сочинен и поставлен творческой группой, почти каждый участник которой имеет серьезный опыт не только в области современного театрального искусства, но и в оперном деле, от продюсера Павла Каплевича и композитора Александра Маноцкова до режиссеров Кирилла Серебренникова и Дениса Азарова. В отличие от экспериментальных сочинений, размывающих границы жанра, «Чаадский» выглядит и звучит как традиционная опера, но размывает представления о том, какой она бывает и зачем нужна. Рассказывает Юлия Бедерова.

http://kommersant.ru/doc/3317000
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 287
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
«Чаадский»: премьера Маноцкова и Серебренникова в Геликон-опере

Виктор Симаков
22:19, 02 июня 2017

Интерес к опере «Чаадский» в Геликон-опере, и без того немалый, был дополнительно подогрет уголовным делом о растрате, в котором режиссер спектакля — Кирилл Серебренников — проходит свидетелем. Про гонения на искусство не написал только ленивый; в результате на премьеру пришли не только випы, но и большая группа поддержки режиссера, готовая считывать режиссерские намеки на актуальную действительность. Кто искал намеки, тот их нашел; остальные подивились на невиданного оперного левиафана.

http://syg.ma/@viktor-simakov/chaadskii-priemiera-manotskova-i-sieriebriennikova-v-gielikon-opierie
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 287
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Наталья Зимянина
Подписаться · 17 ч ·
 
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=974704402666608&set=a.173693402767716.42853.100003811732722&type=3&theater

Не хотела писать, но, поскольку ввязалась в разговор под чужим постом, напишу пару строк о «Чаадском» в «Геликоне».

Обязаны ли мы в сложившейся ситуации всеми силами любить этот спектакль (режиссер – Серебренников)?

Очень много всего нагорожено, чтобы пискнуть в конце очевидное, «актуальное» (в основе – «Горе от ума», соответственно «Вон из Москвы» и т.п.).

Помню, один чех рассказывал, как во времена «нормализации» (перед Гавелом) в одном пражском театре шел «Гамлет», и на словах «Прогнило что-то в датском королевстве» начались бурные аплодисменты и зал чуть ли не встал…

Артисты и музыканты «Геликон-оперы» – абсолютные герои, залатавшие все дыры, вытянувшие всё… хотела написать – «на своем мозолистом горбу», да не получится, так как все персонажи оперы поют на шатких платформах, которые носят-выносят-уносят и держат 30-40 атлантов (нанятых силачей, читай: простой народ).

Метафоры «Мы живем под собою не чуя страны» хватило бы на 10 минут эффектного перформанса с атлантами, а так я весь спектакль мучилась, не загремит ли кто-нибудь со своей платформы (так и лезет это слово в текст, не знаете, почему?)

Восхищаюсь и дирижером Феликсом Коробовым, что тщательно разгреб со столь же трудолюбивым оркестром эту какую-то «дипломную» работу композитора. Впечатлил, пожалуй (и то это слишком сильное слово), последний хор. Но я уже уходила под него, чтобы не попасть в унизительную давку, так как после скандала все билеты были расхватаны, и даже сам автор музыки, кажется, сидел на ступеньках. Так что не знаю, выходил ли пропавший со всеобщих глаз режиссер на поклоны. На пресс-конференции, состоявшейся в день премьеры 1 июня, куда тоже набилось много народу, его не было. По словам руководителя театра Дмитрия Бертмана, адвокаты режиссера не позволяют ему сейчас встречаться с журналистами.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 514
Времен Очаковских и покоренья Крыма

«Чаадский» Маноцкова и Серебренникова о вечной актуальности русской классики

Текст: Екатерина Бирюкова

http://m.colta.ru/articles/music_classic/15035
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 514
Владислав Пиавко

Видимо, сверхзадачей постановщиков этого блудодейства было исполнить РЕКВИЕМ по России.

Читайте далее https://www.facebook.com/vladislav.piavko.9/posts/1235020949939643?pnref=story

Видимо, сам того не понимая и не желая, Пиавко буквально сам же и возвеличивает авторов "Чаадского". Ещё чуть-чуть, и у него они окажутся равновеликими, например, Вагнеру с его вселенской катастрофой. ;D Нет там никакого "РЕКВИЕМа по России" и в помине.

Владислав Пиавко

Ощущение от этой постановки? Меня словно окунули в жидкое, смердящее дерьмо, подержали некоторое время в нём и отпустили принять душ. Эту постановку можно расценить, как надругательство над народом России, над самой страной, которая тебя же кормит. И довольно сытно.

Читайте далее https://www.facebook.com/vladislav.piavko.9/posts/1235020949939643?pnref=story

Интересно, а где Пиавко живёт-поживает? Может быть, в Вене, как Нетребко? Или в Лондоне, как Хворостовский? Ежели в Москве, то это его кликушество кажется более чем странным. Иллюминация в спектакле, "российский народ [...], бродящий не то по чёрноземью, не то по навозу, заполняющему всю сцену", - это, по-евойному, "надругательство над народом России, над самой страной, которая тебя же кормит". ;D Но иллюминация  на сцене точь-в-точь такая, как на московских бульварах и площадях с декабря по февраль, такая же безвкусная и вульгарная. Её Пиавко надругательством не считает? ;D А почему бы ему после спектакля не прогуляться по Тверской от Пушкинской площади до Белорусского вокзала по узкой полоске метра в полтора прямо на проезжей части, выделенной пешеходам с обеих сторон улицы? Там примерно то же, что и на планшете сцены. ;D Но, по-евойному, это, конечно, торжество благолепия и возвеличивания народа России, самой страны и ея столицы. Вот и вопиет Пиавко: присосались пиявки! ;D
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 287
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Лапшин Олег
2 июня в 0:19 ·
https://www.facebook.com/olapshin/posts/1419709708087664

"Чаадский" А. Маноцков "Геликон-опера" 6

Совершенно не панегирик Кириллу Серебренникову. И потому, что он в моей поддержке вовсе не нуждается. И потому, что я всегда оцениваю конкретные спектакли того или иного режиссера, избегая в отношении них обобщений. Ведь даже спутницу-спутника жизни сегодня на руках хочешь носить, завтра убить готов, а послезавтра - опять нежняки. А это же любовь и отношения, что уж там про режиссера говорить.

Но все таки сегодня Кирилл убедительно доказал, что по праву считается одним из лучших режиссеров страны. Еще и учитывая, что репетировать ему пришлось в обстоятельствах более чем стесненных, когда у практически любого другого голова была бы занята исключительно уголовными делами.

Причем сделал он (и это высший класс) по сути с помощью одного-единственного приема. Если не считать, конечно, мелких примочек - привычных и лобовых. Как например Молчалин, хороший баритон по жизни, который в спектакле речитативит фальцетом, что показывает всю его сущность:) А прием состоит вот в чем.

Государственные чиновники и силовики (Фамусов, Скалозуб и иже с ними) вещают про жесткий порядок и ненужность культуры, Чацкий - про преступную власть. Но все при этом стоят на платформах, как на котурнах. И платформы эти весь спектакль, все 2 часа носят на своих плечах условные "бирюлевские". Одним с вершин власти они нафиг не сдались, вторые этот народ "телевизора и сериалов" презирают. Переговариваются эта власть и ее ожесточенный критик исключительно друг с другом, представляя собой тетеревов на непонятно каком току. Вниз они не смотрят, а народ все их носит. И тем мощнее финал, когда сходящий с ума Чацкий находит в себе силы с этой платформы не только слезть, а вообще уйти по ступенькам из зрительного зала, выйдя из этой игры.
В результате Серебренников сотворил из г***а (это про музыкальный материал) пулю. Не золотую, из этого звукоряда золотую не сделаешь, но вполне смотрибельную. Мастер-класс для многих прочих режиссеров
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 287
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Сергей Рощин
13 ч ·
https://www.facebook.com/sergey.roshchin.9/posts/1180877342041380

Театральное. Записки Созерцателя.
Кому на Руси жить плохо.
«Чаадский». Маноцков Александр композитор. Геликон-опера. Реж. Серебренников Кирилл режиссер, Коробов Феликс дирижер. (премьера 01.06.2017).
Чаадский; 6

Несмотря на название, опера про «Горе от ума». Отсылка к официальному государственному сумасшедшему Чаадаеву и текст из «Записок сумасшедшего» в конце вполне уместны и вписываются в общий текст и сюжет Грибоедова. Это уже четвертый музыкальный опыт Александра Маноцкова, который я вижу в театре. Наряду с Курляндским Александр Маноцков в наибольшей степени пытается придать новое звучание опере и театру. «Титий Безупречный» содержал местами интересное звучание, но его постановка совсем не сложилась у Мирзоева в Камерном театре. Новосибирская «Снегурочка» создавала мистерию скорее за счет режиссуры, чем за счет музыки. А вот «Гроза» в БДТ получилась славная и по стилизованному звуковому ряду, и по режиссуре Андрея Могучего, там все совпало. В «Чаадском» с первых тактов звучит вальс Грибоедова. Он препарирован, разъят на ритмические эпизоды, но остается главным лейтмотивом и к нему возвращаются в финале. Остальная музыка простая, речитативы, ритм метронома. Во втором действии музыка чуть оживает под хор и кукушечные распевы шести княжон. Из оригинального в вокальных партиях – постоянный фальцет Молчалина, с которого он переходит на полноценный баритон только разговаривая с Лизой.

Серебренников сделал очень прозрачную концепцию спектакля. На сцене земля, почва. Все персонажи на платформах-котурнах, а эти платформы-котурны держит на руках «народ». Вся знать, Фамусовы, Молчалины, и даже резонер Чаадский, и даже служанка Лиза оторваны от земли, они над народом и вне его. Все эти споры и терзания удел узкого слоя персонажей, которым кажется, что это и есть весь мир. А «народ» у Серебренникова – «ребята с нашего двора», то ли братва, то ли шпана в спортивных костюмах, вышедшая из качалки. У Серебренникова часто народ это ростовские (московские) дворовые парни 1990-х годов. Так и в «Мертвых душах», и в «Кому на Руси жить хорошо». В конце единственный из знати, кто сходит с платформ-котурн на землю, – это Чаадский, он уходит в «народ» и растворяется в нем где-то в глуши, в Саратове. Текст Грибоедова по-прежнему звучит свежо. Местами авторы поозорничали (Лиза с Молчалиным, Лиза выбирает буфетчика Петрушу), увеличили количество Репетиловых до двух (кругом одни Репетиловы), они же примитивизированные клоны Чаадского. Этот спектакль и сама опера не «на века», сомневаюсь, что ее еще будут ставить, но эта постановка получилась, неожиданно для меня, не натужной, просто, но ладно скроенной, она легко смотрится, у нее недолгое, но приятное послевкусие, молодая команда хорошо спела, живо и артистично исполнила все роли.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 287
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Андрей Хрипин добавил 18 новых фото.
18 ч ·
ПОБЕДА ГРИБОЕДОВА И... ШЕКСПИРА, или В МОИ [ЛЬ] ГОДА НЕ ДОЛЖНО СМЕТЬ СВОЁ СУЖДЕНИЕ ИМЕТЬ?!

По ссылке интересная рецензия (текст не копирую, так как он дополняется) и фото со спектакля https://www.facebook.com/andrey.khripin/posts/1453183104742461?pnref=story
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 287
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет Слава Шадронов (_arlekin_)
2017-06-05 13:30:00

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3601087.html

"Чаадский" А.Маноцкова в "Геликоне", реж. Кирилл Серебренников, дир. Феликс Коробов

Мне привычнее смотреть спектакли на прогонах, когда еще при всем желании невозможно опереться на чужое мнение - а тут вышло, что я попал (но так действительно было удобнее: дневных прогонов вроде не делали, а спектакль днем поставили) на последнее, четвертое из представлений премьерной серии, или, считая с закрытым прогоном, вип-премьерой и пресс-показом - седьмое. Естественно, почти все к этому моменту уже посмотрели, отписали, фотографий навыкладывали - вроде как и идти необязательно, без того как бы все ясно, хотя и не совсем, с другой стороны: десятки грязных мужиков в майках носят платформы, на которых существуют, не спускаясь на землю (буквально - посыпанную щебенкой или еще какой-то "грязной" трухой сцену), главные герои оперы - метафора и наглядная, внятная, и двусмысленная, для одних означающая "мы живем под собою не чуя страны", для других "атланты небо держат на каменных руках", причем стоит заметить, что сторонники формулировки Мандельштама, вероятно, смотрят на проблему сверху вниз, воображая себя "небожителями" не по заслугам, а вектор взгляда предпочитающих бардовские вирши Городницкого скорее противоположный, с точки зрения "народа", однако ж и любители Осипа Эмильевича, и Александра Моисеевича в равной степени болеют за Русь-матушку. Я лично противоречий между этими разнонаправленными, казалось бы, подходами не вижу, во всяком случае, стараюсь их совместить - вот и моя научная руководительница двадцать лет назад меня учила: "все-то вам хочется "или так - или так", а попробуйте "и так - и так".

Итак - персонажи в босковских олимпийках с логотипами "Раша" выясняют отношения более или менее в соответствии с исходной фабулой грибоедовского "Горя от ума", а под конец объявленный умалишенным главный герой произносит монолог, скомпилированный из текстов П.Я.Чаадаева, в частности, "Апологии сумасшедшего". О том, что Чаадаев до некоторой степени послужил Грибоедову прототипом Чацкого, и что в ранних версиях пьесы герой носил фамилию Чаадский, кто-то, вероятно, узнал лишь благодаря оперному проекту Каплевича-Серебренникова-Маноцкова, и это уже немало; мне про Чаадского рассказали опять-таки на филфаке двадцать лет назад, я был немножко в курсе дела заранее, так что означенная интрига сразу не казалась мне такой уж увлекательной, а по факту и подавно разочаровала. От Чаадаева в либретто оперы кроме нескольких обрывочных фраз ближе к финалу практически ничего не осталось, артисты пропевают - нередко мелодекламацией, речитацией - преимущественно оригинальный, но, конечно, сокращенный тест "Горя от ума" Грибоедова. От чего Грибоедову убытка нет - на то и "бессмертная комедия", что переживет любые над ней операции, от "сиквела" Евдокии Ростопчиной "Возврат Чацкого в Москву" (где события развертываются спустя четверть века после известных по первоисточнику - но Ростопчина по крайней мере довольно близка знала Чаадаева лично, к периоду создания ее "продолжения" Петр Яковлевич пребывал еще в здравии, пережив и Грибоедова, и Пушкина, и даже Гоголя) до полусамодеятельного "парафраза" Сергея Никитина на тексты Вадима Жука "Русское горе" в театре "Школа современной пьесы". Просто я, признаться, если чего от "Чаадского" и ожидал, то более пристального внимания к персоне Чаадаева, к его наследию.

Про "Горе от ума", в конце концов, худо-бедно знают - его пока еще в школе проходят (хотя куда смотрят православные - непонятно, пьеса явно русофобская, похлеще Улицкой), тогда как Чаадаев - фигура в лучшем случае мифическая, о нем в обиходе известно, что он Россию не любил, больше ничего. Между тем П.Я.Чаадаев - фигура интереснейшая, а его невеликое по объему, но совершенно необычайное литературно-философское наследие - явление, не имеющее аналогов в культуре... хочется по привычке сказать "русскоязычной", но даже и здесь Чаадаев уникален, поскольку писал свои "Философические письма" по-французски, и мы их теперь читаем (а точнее, не читаем, к сожалению) в переводе (а еще точнее, в различных вариантах перевода), но обратиться напрямую к первоисточнику, и именно сегодня, ох как стоило бы, я некоторое время назад попробовал - до сих пор под впечатлением:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/1331935.html

В спектакле же Серебренникова концептуальный ход с "носильщиками" и "платформами" застит глаза и фанатам, и заведомым недоброжелателям проекта одинаково, не говоря уже про недавнюю, у всех на памяти предысторию с обысками - до подробностей ли при таком раскладе, тем более до музыкальных ли? Между тем "Чаадский" выходит все же в "Геликон-опере" и как "современная опера" позиционируется: певцы поют, оркестр играет, дирижер Феликс Коробов стоит за пультом. Но как ни крути, а музыка в сложившемся контексте при любом ее качестве стала бы прикладным аспектом к общему замыслу, и как будто композитор сам не стремился к иному. Речитативы Фамусова (Дмитрий Скориков) сопровождает электроорган, Софья (Валентина Гофер) выступает "под фортепьяно", лицемер Молчалин (Андрей Орехов) блеет фальцетом с Фамусовым и Софьей, но обращаясь к Лизе органично переходит на баритон, Лиза (Анна Гречишкина) порой соловьиными, чуть ли не алябьевскими трелями заливается, Чаадский (Михаил Никаноров) в объяснении с Софьей сбивается на ритм танго - все это, конечно, очень "концептуально", но увы, ничуть не "музыкально" - хотя бы в сравнении с собственным маноцковским саундтреком к драматической "Грозе" Могучего, где для оперного певца написана лишь одна партия Бориса, но и ту музыку легче представить в отрыве от сценического действа, нежели "Чаадского", где партитура исключительно "обслуживает" общую концепцию спектакля, и не сказать чтоб очень уж эффектно.

Маноцкова считают мастером хоров, но если шесть княжон в декоративных кокошниках из второго акта хотя бы забавны со своими "тюрлюлю", то в первом наименее удачно построены как раз ансамбли - квартеты, ну или двойные дуэты сначала Фамусов-Чаадский-Лиза-Софья, затем Чаадский-Софья-Лиза-Молчалин; с примкнувшими к ним двумя Репетиловыми - пародийными альтернативными ипостасями Чаадского - выходят даже секстеты, но так или иначе невыразительные, да просто скучные. Восставшая из небытия и воплотившаяся в спектакле внесценическая было тетушка при первой встрече Чаадского с Софьей появляется с номером, где слышны православные мотивы - но этот многообещающий и "острый", актуальный ход далее никак не развивается. Главной же, во всяком случае самой заметной и запоминающейся "фишкой" партитуры становится многообразное использование, варьирование композитором оригинальных мелодических тем самого автора "Горя от ума", который и музычкой тоже, как известно, баловался - и все бы хорошо с вальсом, вот только, удар от классика, тот же вальс задолго до Маноцкова варьировал на все лады, и даже в чисто музыкальном отношении намного интереснее и выигрышнее, Фаустас Латенас для саундтрека к "Горю от ума" Туминаса - там и апокалиптические электронные глиссандо в бальной сцене, и трогательно-забавные "вокализы", когда актриса, исполняющая роль Натальи Горич, издает "тремоло" на вальсовый мотивчик, прикладывает палец к губам, и в качестве весьма фривольной, но символичной подробности, его схематично наигрывает Молчалин, держа скрипку в руках, а смычок зажав между ног - что выглядит, кроме шуток, намного откровеннее, чем если б актер тупо снял трусы.

Но Серебренникову проще снять трусы - в смысле, на самому Серебренникову, разумеется, а одному из тех качков-"атлантов", благодаря которым "фамусовское общество" под собою не чует страны. В прологе, на оркестровом вступлении, "народ" на фоне бесконечно уходящего ввысь зеленого "рублевского" забора переодевается, напяливая драные майки, и гримируется, вымазывая себя грязью, а под занавес первого акта Лизанька, выбирая себе Петрушку, в которого как не влюбиться, и проводя на скорую руку подобие кастинга среди "атлантов", предпочитает того, что помускулистее, раздевает догола и моет из шланга - зрелище на любителя (мне вот не очень, был бы еще мужик помоложе, а то...), зато эффект на почтенную публику производит, понятно, сногсшибательный, что называется, равнодушным не оставляет никого. Но если все-таки проследить, как развивается "народная драма" в положенной на музыку "бессмертной комедии", то выходит, коли я ничего не пропустил, следующее: в финале "низы" и "верхи" сливаются в общую массу, а Чаадский после монолога на текст Чаадаева, пропетый, пока Молчалин любил Лизу, отправляется "вон из Москвы", пробегая через партер.

Стало быть, возвращаясь к "народу" - "все что мог, ты уже совершил, создал песню, подобную стону, и духовно навеки почил", а говоря без обиняков, "народ" и вовсе "безмолвствует", знай себе таскает на своих плечах и фамусовых, и чаадских, и скалозубов (между прочим, Сергей Сергеич в штатском костюмчике топ-менеджера и очках недавнего хипестера, а если и полковник, то всяко не армейский, из других служб, с "невидимого фронта"... что не мешает ему ездить на представителях народа, как на конях, словно опричнику), там, "наверху", крутящих педали велотренажеров, попивающих коньяк и делающих "селфи" друг с дружкой (Чаадский со Скалозубом!), и только что почему-то не употребляющих наркотики (видимо, режиссер все-таки побрезговал цепляться за сон Софьи про "траву", на который нынче живо реагируют школьники). Время от времени и "атлантам" требуется перекур - и на тебе, тот самый пресловутый "дым отечества" от их цигарок (о, кстати, промежуточным вариантом фамилии героя у Грибоедова между Чаадским и Чацким был еще Чадский - от слова "чад"!); а везунчикам еще и баба перепадает. Мне, в принципе, мировоззренчески подобные убеждения близки, я-то в "атлантах" вижу переростков-"отморозков" из инсценировки Серебренникова по Прилепину (лет пять назад сочли бы, что признанный режиссер смело обращается к прозе писателя-оппозиционера - и как же все быстро, не изменившись по существу, перевернулось с ног на голову...), на поверку ни на что не годные, кроме грубого физического труда, бессмысленного перетаскивания тяжестей; Хлестову (Елену Ионову), правда, будто собираются сбросить в яму, для начала оркестровую - но и ее не доносят; однако, полагаю, Серебренников нечто иное имел в виду, просто режиссерский посыл за два часа без малого выдыхается уже настолько, что не до воззрений, а завершить бы мероприятие хоть как-нибудь, благо в "Чаадском" Серебренников снова пережевывает одними и теми же приемами то, что уже внятно и не раз высказал: в "Мертвых душах" (с музыкой того же Маноцкова, и удачной!), в "Обыкновенной истории", в "Кому на руси жить хорошо".

Впрочем, "Чаадский" хорош уж тем, что о нем легко говорить и писать, в том числе какие угодно глупости.. Его очень просто обругать, поводов к тому он дает массу. И расхвалить есть за что. К сожалению, смотреть его далеко не так интересно, а слушать и подавно очень муторно. Тем более что за последний сезон я чаще обычного ходил в Геликон, пересматривая старый репертуар на новой площадке, и каждый раз восхищаясь солистами - их голосовые возможности настолько превосходят то, что предлагает им партитура Маноцкова... становится неловко и за певцов, и за композитора. Но более всего мне, положа руку на сердце, обидно за Чаадаева. Уж коль скоро о нем вспомнили - стоило бы внимательнее отнестись к этому исключительному человеку, к тому, что П.Я.Чаадаев из себя в действительности представлял. Вместо этого под искусственным дождиком у рампы истеричный герой, утекая от своих двойников-репетиловых (они же Г.N. и Г.D.), шлет СМС, словно СОС, "карету мне, карету", и со словами гоголевского Поприщина (оркестр откликается буквально - струна звенит в тумане) проносится в распахнутой ветровке "вон из Москвы".

Ну а как же чаадаевское, озвученное даже и в спектакле "не через родину, но через истину лежит путь на небо?" - очевидно, что всем прочим, ни тем, кто "снизу", ни тем, кто "сверху", на "небо" путь заказан, да они и не рвутся, им хорошо в грязи, разве что земли мало, охота еще оттяпать побольше кусков вокруг, при том что с уже имеющейся делать нечего; но Чаадский-то что? Эпиграфом к своим "Философическим письмам" Чаадаев взял "да приидет Царствие Твое", полагая, что цель человеческой истории - осуществление Царства Божия на земле, в чем человечеству препятствуют русские и православие. Вследствие чего после скандальной публикации Первого письма был объявлен сумасшедшим. Чаадский в спектакле, похоже, и взаправду "с ума спрыгнул", судя по прощальному пассажу из "Записок сумасшедшего" - немудрено, пожалуй, от "чада отечества" какие только светлые головы не затуманивались, да и кому на руси петь хорошо... но для такой унылой и банальной развязки необязательно к Чаадаеву апеллировать.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 287
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
jeanix
http://jeanix.livejournal.com/196802.html

June 2nd, 17:34
На шее у рабочего класса

Александр Маноцков «Чаадский» в Геликон-опере, режиссёр Кирилл Серебренников, 2017

Главный герой этой социальной оперы, конечно, не Чаадский и не Фамусов, а рабочий класс. Он, точнее они – человек шестьдесят мускулистых парней появляются до начала спектакля на авансцене перед закрытым занавесом из крашеного рифлёного железа, во время увертюры ребята переодеваются в рабочую одежду. Открывается занавес – рабочий класс идёт на работу. Действие происходит в богатом, видимо даже в олигархическом, московском доме Фамусовых. Господа на землю (на сцену) не спускаются, не ступают, они живут – ходят, стоят, сидят на больших щитах-платформах, которые держат и носят работяги, на этих щитах господа и их гости разговаривают (поют), занимаются фитнесом на тренажёрах, сидят в креслах и на диванах, за столами. Если кому-то нужно пройти из одной части дома в другую, то рабочие-носильщики организуют мост из щитов, всё – на руках, или даже спины они под эти конструкции подставляют. Здесь же, на этих рукодержательных щитах проходит и бал во втором действии, а иногда буржуазки садятся в буквальном смысле на шеи рабочих, и они носят и носят их по сцене-дому, а те поют и поют свои арии. Работяги не все перманентно заняты переноской, время от времени они по очереди здесь же на сцене отдыхают, курят трубки с дымными смесями, на такое облачко показывает Чаадский, когда говорит/поёт про дым отечества, что сладок и приятен.

Инструментальная музыка – самое слабое звено этой оперы, носит сопроводительный характер, звуковой ряд – специфический, вокал – поинтереснее, но запоминающихся эффектных арий и дуэтов нет, во втором действии классные комические квартеты и квинтеты с княжнами и гостями на балу.
На землю-сцену спустится лишь служанка Лиза, когда будет выбирать себе из работяг буфетчика Петрушу, выбрав, помоет его тут же на сцене для дальнейшего употребления, и Чаадский, когда обиженный будет уходить из дома Фамусовых – «карету мне! карету!», но уйдёт пешком, спустившись в зал, а оттуда в фойе, а дальше – видимо по Большой Никитской на Садовое и в аэропорт. Чаадский – хипстер, «передовые» либеральные речи и идеи которого тут никто не слушает и не слышит, здесь всё фундаментально и консервативно, строгие костюмы и платья, белые рубашки, галстуки и бабочки, в день праздничного бала лацканы и платья украшаются сверкающими стразами, всё должно быть богато и красиво. К финалу всё пространство сцены-дома заливается светом украшений кичевого вида из цветных лампочек. «Красиво» до приторности. Конфликт между Чаадским и Фамусовым & фамусовщиной не решён музыкально, и потому не играет заметной роли в спектакле, свои самые страстные обличительные речи борец за правду произносит речитативом, но его никто не слушает, а Молчалин в это время на кожаном диване занимается сексом с Соней. Молчалин – забавный тип, поёт невероятно высоким голосом кастрата – дискантом или даже сопрано, и такой бурной сексуальной жизни я от него не ожидал.

И таким образом в главные герои оперы выходит тот, кто весь спектакль молча работал, кто своими мускульными усилиями обеспечивал жизнь и благополучие этого дома-мира, тот у кого на шеи сидят буржуазия c олигархией – рабочий класс. Чаадский убегает, рабочий класс остаётся.

По ссылке интересное обсуждение http://jeanix.livejournal.com/196802.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 514
Композитор Александр Маноцков обрадовал Москву двумя премьерами одновременно

В «Геликон-опере» сыграли оперу «Чаадский», в соборе Петра и Павла – «Реквием, или Детские игры»

Петр Поспелов

https://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2017/06/06/693179-aleksandr-manotskov
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 287
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Галина Аксенова

РОССИИ БЕДНЫЕ СЫНЫ. "ЧаАДский" в "Геликон-опере".

Jun. 3rd, 2017 at 1:32 AM
http://starkino.livejournal.com/34608.html
         
На сцену выходят сильные, мускулистые, красивые молодые люди. Переодеваются. Мажут тело и лицо черной краской. Поднимается к небу зеленый железный занавес. И, шагая по черному угольному полю, занимают шахтеры привычное место на дне жизни. Это они в прямом смысле на своих плечах вынесут все два акта. Они будут держать площадки, откуда начнут вещать свои партии грибоедовские персонажи.

Текст Грибоедова соединяется с отрывками из «Философических писем» Чаадаева, с посланием Бенкендорфа московскому генерал-губернатору князю Голицину, гоголевскими «Записками сумасшедшего», со строчками Саади – эпиграфом к той главе тыняновского «Вазир-Мухтара», где Грибоедов разговаривает с английским доктором:

«Вы цитируете Гамлета?
- У каждого англичанина есть право на сумасшествие, - сделал доктор гримасу. – У других наций, впрочем, тоже».

Из всего из этого вырастает русское сумасшествие, т.е. убийственное желание сказать правду. Автор идеи и соавтор либретто - Павел Каплевич и композитор Александр Маноцков текстом и музыкой подталкивают режиссера Кирилла Серебренникова к определенным решениям.

Создатели замечательного спектакля «ЧаАДский», «упорствуя в своих иллюзиях», что нельзя развращать «ум народа, который его не особенно упражнял» и что «не через родину, а через истину ведет путь на небо» (текст в кавычках из «Философических писем»), создают необыкновенно современное произведение, вызывающее местами бурную реакцию зала. Заглушая музыку, зрители аплодируют на словах о тротуарах, о «временах очаковских и покорения Крыма» и о том, что с Покровки ехать два часа… (здесь нужно отметить, что авторы спектакля в «Геликон-опере» за эти слова не несут никакой ответственности).

Спектакль начинается как сатирическая, почти буффонная комедия: с занимающимися сексом в спорт-клубе Софьей и Молчалиным, с фальшивым дискантом последнего, с эффективным менеджером Скалозубом… И весь этот мир никогда не опускается на грешную землю, плавает над ней, разместившись на просторных платформах. А они покоятся на сильных и безмятежных шахтерских плечах. И весь этот двухэтажный мир только отбрасывает тени на серые стены, ограничивающие пространство. Во втором акте начинается настоящий русский праздник –мужчины в черном, женщины в белом, их кокошники в камнях а ля Сваровский, а вокруг... появляются со всех сторон: справа, слева, сверху… металлические конструкции в цветных огнях.

На сцене создается такая узнаваемая современная красота! (это ирония, если кто не понимает). Просто, «именины сердца», просто копия Москвы, украшенной к Пасхе, к весне, к Дню победы, да, что тут говорить, к любому празднику город щедро украшают на бюджетные деньги.

А чем все кончается? Революцией? Шахтерским восстанием? Иногда, раз в столетие, да, но чаще побеждает альтернативный финал - все те же гоголевские отчаянные крики, все тот же русский ад: «Они льют мне на голову холодную воду», «Спасите меня!», которые в России похоже, что можно адресовать только одному человеку: «Матушка, спаси своего бедного сына! Урони слезинку на его бедную головушку! Посмотри, как мучат они его!»

-------------------------
P.S. Исполнительный Бенкендорф передает слова заботливого Николая I относительно господина Чаадаева: «Государю императору угодно, чтобы Ваше сиятельство, по долгу звания Вашего, приняли надлежащие меры к оказанию г-ну Чеодаеву всевозможных попечений и медицинских пособий. Его Величество повелевает, дабы Вы поручили лечение его искусному медику, вменив ему в обязанность каждое утро посещать господина Чеодаева, и чтоб сделано было распоряжение, чтоб господин Чеодаев не подвергал себя влиянию нынешнего сырого и холодного воздуха; одним словом, чтобы употреблены были все средства к восстановлению его здоровья».

P.S.S. Лично меня особенно тронули слова о «нынешнем сыром и холодном воздухе».
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 514
Счастье от глупости

Кирилл Серебренников в «Геликоне» поставил оперу Александра Маноцкова «Чаадский»

Уникальный случай, это премьера из тех, которую боишься пропустить, опоздать услышать — так много мрачного, точно сформулированного и ясно воплощенного показывает этот спектакль. Неудивительно, что сразу после премьеры он перешел в разряд театральных мифов.

Мария Бабалова — специально для «Новой»

https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/06/07/72729-schastie-ot-gluposti
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 514
Горечь от ума

Дмитрий Ренанский увидел и услышал в опере «Чаадский» новую реальность

Московский театр "Геликон-опера" представил премьеру оперы "Чаадский" Александра Маноцкова в постановке Кирилла Серебренникова. О новом спектакле опального худрука "Гоголь-центра" — обозреватель "Огонька"

Дмитрий Ренанский

Хороший театр почти всегда обманывает ожидания, ставит зрителю подножку, а порой и вовсе отправляет в нокдаун. Это как раз случай нового спектакля Кирилла Серебренникова, выглядящего тщательно срежиссированным ударом под дых — неожиданным и оттого еще более болезненным. От мастера социального гротеска, приглашенного продюсером Павлом Каплевичем поставить оперу по грибоедовскому "Горю от ума" и "Философическим письмам" Чаадаева, одни ждали памфлета про дурную повторяемость российской истории, другие — хроники современных московских типов. Гадая по дороге на премьеру, на кого из героев сегодняшней повестки окажется похож Скалозуб, а на кого — старуха Хлестова, столичная публика подзабыла, что постановки Серебренникова почти всегда были чем-то большим, нежели просто сочинением на злобу дня. Вот и в спектакле "Геликон-оперы" приметы современности сведены к минимуму и выполняют роль сладких косточек, изредка бросаемых режиссером зрителю, чтобы тот не чувствовал себя совсем уж обделенным. Строго говоря, хронологически последнюю работу Серебренникова легко представить себе и без эффектных деталей вроде спортивных костюмов от Bosco с надписью RUSSIA во всю грудь, в которых щеголяют протагонисты "Чаадского".

Наряди их в платье грибоедовской поры или одень по моде начала прошлого века — ничего, в сущности, не изменится: Серебренников размышляет об устройстве универсальной матрицы, остающейся неизменной во все времена и при любых режимах отказывающей человеку в праве на индивидуальность, превращающей его в серое пятно, в знак, в функцию.

http://kommersant.ru/doc/3318147
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 287
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Безумным вы его прославили всем хором...

Дмитрий Морозов

http://musicseasons.org/bezumnym-vy-ego-proslavili-vsem-xorom/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 287
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Минуй нас пуще всех печалей

22.06.2017

Александр МАТУСЕВИЧ

«Геликон» представил свежеиспеченную оперу модного композитора Александра Маноцкова «Чаадский».

http://portal-kultura.ru/articles/opera/163344-minuy-nas-pushche-vsekh-pechaley/
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 514
Сергей БИРЮКОВ

«Горем от ума» назвать не решились

Грибоедов поставил создателям «Чаадского» слишком высокую планку

Режиссуру, при всех ее издержках (чему, кроме дежурного эпатажа, служило, например, раздевание догола буфетчика Петруши?), автор этой заметки воспринял как самую сильную сторону постановки. Что для оперы вряд ли хорошо. Признаюсь честно: будучи обнадежен увертюрой, виртуозно модулирующей от невинной мелодии знаменитого грибоедовского вальса к резко диссонантным звуковым наслоениям (дирижер – Феликс Коробов), был разочарован почти всем последующим музыкальным материалом. Он показался удивительно однообразным и невыразительным. Однотипная пульсация в темпе модерато, нивелированный речитатив у большинства героев, разве что кого-то (Чаадского) сопровождает пианино, а кого-то (Молчалина ) – фисгармония. И у «солидных» мужчин темп декламации поосанистей, у дам посуетливей.

Совсем плохо дело в ансамблях: партии «трутся» друг о друга, текст, если б не бегущая строка, полностью потонул бы в звуковом хаосе, предусмотренном ли автором или происходящем от недостаточной срепетированности – этого не знаю. Отдельные остроумные находки, вроде перехода Молчалина, вообще-то поющего баритоном, на лакейский фальцет в диалоге с Чаадским, или эффектных фиоритур служанки Лизы, не спасают общего впечатления.

Некоторый прорыв произошел разве что на последних пяти-семи минутах оперы, где безумного Чаадского увозят из Москвы. Тут и воображение режиссера со сценографом Алексеем Трегубовым явно испытало подъем – героя словно распинают на санитарном столе-повозке, а тревожные красно-белые стрелки и табличка с перечеркнутым именем столицы на фоне нарочито безвкусной неоновой иллюминации (ну точно современная Москва с ее бесконечным дорожным переустройством и дорогими световыми излишествами) отчетливо опрокидывают ситуацию в наши дни. Тут и Маноцков написал траурную музыку высокого пафоса – и что бы ему на том же уровне композиторского горения не сделать все остальное?

http://mus-mag.ru/mz-txt/2017-05/r-chaadskiy.htm
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау