Автор Тема: Святослав Рихтер (1915-1997), великий русский пианист  (Прочитано 1226248 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Эрцог

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 91
https://www.youtube.com/watch?v=xB25IJ8wE3k

мороз по коже, как исполняет.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 607
https://www.youtube.com/watch?v=xB25IJ8wE3k

мороз по коже, как исполняет.
Совершенно потрясающе! Запись известная и как уместна именно сейчас. В соседней теме праздник в связи с исполнением этой сонаты Амленом. Будучи сейчас в Москве, смог попасть на второй его концерт с Квинтетом Брамса, сольный же послушал в записи. Из всех частей могу согласиться ( с оговорками) разве что с первой. Вторая, как по мне, ни о чем, четвертая производит впечатление чего-то нецельного. Странный ритм или подчас его отсутствие, что сразу же лишает исполнение стройности. Пианист замечательный, но музыкант мне чуждый.  Продолжать критиковать не стану – люди получили высоке наслаждение, а тут их чувства начинают грубо попирать. 
Хочу заметить, что против выложенной записи Рихтера проголосовали два слушателя. Что же им хотелось бы услышать? В очередной раз убеждаюсь, что бисер не для всех. Хотя какой это бисер? Это откровение. «Музыка всея земли», как назвал эту часть Софроницкий. Он назвал, а Рихтер сыграл. Для меня эта соната сыграна. Всё. 

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 341
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Концерты в мемориальной квартире Рихтера посвятят юбилеям Прокофьева и Шостаковича

Концертный сезон 2016 года в мемориальной квартире Святослава Рихтера на Большой Бронной посвятят юбилейным датам Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича, сообщает ТАСС.
http://tvkultura.ru/article/show/article_id/148172

"В этом году отмечаются сразу два юбилея: Прокофьева и Шостаковича. Поэтому мы решили, что все программы мемориальной квартиры будут так или иначе посвящены этим персонам. Весь год здесь будет звучать музыка, создающая ландшафт XX века. Это и советская музыка, и детская, и великие современники", - сказала заведующая отделом музыкальной культуры ГМИИ имени Пушкина Юлия Де-Клерк.

По ее словам, задача музея - вернуть в квартиру те дух и жизнь, которые были свойственны ей при жизни хозяина.

"Нам бы очень хотелось, чтобы здесь была творческая лаборатория. Ведь, как известно, Рихтер был увлечен и живописью, и литературой, и кино. Надеюсь, мы сможем создать литературно-музыкальную гостиную, ведь здесь всегда были такие вечера", - отметила Де-Клерк.

Среди предстоящих концертов - сольные вечера пианистов Константина Алексеева, Евгения Брахмана, Алексея Кудряшова, Артура Анселя, Вадима Холоденко, вечера камерной и вокальный музыки.

В конце апреля также запланировано открытие выставки "С. Рихтер и С. Прокофьев - короткие встречи", а в начале октября - "С. Рихтер и Д. Шостакович. Шесть набросков".
Che mai sento!

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 607
Несколько лет тому назад шел разговор о фрагменте из фильма Монсенжона – Рихтер с Рождественским играют 1-й Концерт Чайковского. Я тогда специально задавал Бруно вопрос о наличии полной записи. Он ответил, что снимали их совместное музицирование для фильма о Чайковском, а такого концерта на самом деле не было. Сейчас я не уверен, что правильно понял, т.е., что полностью они Концерт не сыграли. Надо будет переспросить, когда Монсенжон в очередной раз приедет к нам, а он должен приехать на рихтеровскую конференцию, планируемую на 12-е марта в Житомире. Сейчас я наткнулся в интернете на кадры из этой записи, не вошедшие в «Энигму» - октавы из третьей части. Здесь это можно увидеть и услышать:

Sviatoslav Richter, The Art Of Piano
https://www.youtube.com/watch?v=jNOQToxmtCk

Здесь «старая» и «новая» записи объединены:
https://www.youtube.com/watch?v=4HXUwqpjcMA

Возникает еще вопрос: кто в начале первой из этих записей играет «Прелюдию» из «Трансцендентных этюдов»? Звучание похоже на 08/04/57 - Moscow - Live - BIANCO E NERO BN 2433/2 (2 CD)  или  SMC CD 0056. Но здесь видео! Можно видеть отражение исполнителя, но рассмотреть трудно. Может быть, найдется кто-нибудь глазастый и нам всё расскажет? Не верится, что есть видеозапись Рихтера, играющего эти этюды.

Оффлайн rethcir

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 78
Возникает еще вопрос: кто в начале первой из этих записей играет «Прелюдию» из «Трансцендентных этюдов»?

В титрах, в конце фильма, написано: Pianist - JULIAN JACOBSON

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Здесь «старая» и «новая» записи объединены:
https://www.youtube.com/watch?v=4HXUwqpjcMA
   Возникает вопрос, какая запись Концерта Чайковского звучит за кадром? По-моему, это с Кондрашиным из БЗК в апреле 1969 года. А фотография очень удачная.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 607
Здесь «старая» и «новая» записи объединены:
https://www.youtube.com/watch?v=4HXUwqpjcMA
   Возникает вопрос, какая запись Концерта Чайковского звучит за кадром? По-моему, это с Кондрашиным из БЗК в апреле 1969 года.
А как же Рождественский? Неужели записали с ним без звука, но наложили запись с Кондрашиным? Или я чего-то не понял?

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
А как же Рождественский? Неужели записали с ним без звука, но наложили запись с Кондрашиным? Или я чего-то не понял?
   Нет, нет. Там Рождественский. Это у меня вышла ошибка. Я случайно попал на другой адрес с аудиозаписью, а именно: https://www.youtube.com/watch?v=IjfGuL8FzB4
и наслаждался звучанием. Там же приведена очень интересная фотография Рихтера.

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
Несколько лет тому назад шел разговор о фрагменте из фильма Монсенжона – Рихтер с Рождественским играют 1-й Концерт Чайковского. Я тогда специально задавал Бруно вопрос о наличии полной записи. Он ответил, что снимали их совместное музицирование для фильма о Чайковском, а такого концерта на самом деле не было...
Дорогой Юрий, мне представляется, что Монсенжон прав и запись была сделана не на концерте, а на специально организованной киносъемке. Почему? Потому что я вот что-то не помню, чтобы в конце 1950-х у нас снимались на кинопленку такие большие  произведения как симфония или концерт целиком. Вот когда (примерно в то же время) начали транслироваться концерты классической музыки по телевидению, вот тогда и появились у нас первые записи концертов целиком. Я предполагаю, что у нас это впервые было сделано во время 1-го конкурса Чайковского в 1958 г. Но тогда снимали на кинокамеру (во время трансляции) не непосредственно в зале, а в телестудии - где кинокамера располагалась перед экраном кинескопа. Но поскольку телевидение было тогда черно-белым, то и снятый киноматериал, естественно был черно-белым. По вашей же ссылке мы видим цветное изображение. Я уже писал о том, что тогда чувствительность цветной пленки была низкой и поэтому для съемок в помещении (т.е. в нашем случае - в концертном зале) приходилось устанавливать дополнительное освещение - почитайте мое сообщение о том, как тогда происходила цветная киносъемка - в теме о Ване Клиберне на форуме "Классика", это здесь.

Кстати, качество изображения, снимавшееся на черно белую кинопленку с экрана кинескопа, было заметно хуже, чем в обычном черно-белом кино, которое снималось сразу на кинокамеру. Чтобы убедиться в этом можно посмотреть в той же теме документальную съемку 3-го концерта Рахманинова, сделанную с экрана кинескопа во время трансляции по телевидению прощального концерта Клиберна, который состоялся в 1958 году перед его отъездом на родину в Америку - см. здесь.
« Последнее редактирование: Февраль 15, 2016, 23:27:42 от Читатель »

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
...мне представляется, что Монсенжон прав и запись была сделана не на концерте...
   Это также видно при сравнении кадров, где присутствует дирижёр. Там, где присутствуют в кадре и пианист и дирижёр, на белой рубашке (сорочке) дирижёра нет никаких теней от его рук, а там, где дирижёр показан один, эти тени от движущихся рук есть, что указывает на дополнительную подсветку в тот момент дирижёра снизу.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 425
Просьба от Музея Рихтера:
Дорогие друзья! Я уже писала всем, что у Мемориальной квартиры С. Рихтера появилась своя страничка на ФБ. Мы отправили множество приглашений нашим друзьям. Как мне объяснили знающие люди, теперь возможна коммуникация и обратная связь только среди друзей. Поэтому я очень прошу всех активнее проявить свою солидарность с нами и, по-возможности, пригласить друзей своих друзей... Для нас (в современных условиях) это одна из немногих возможностей выйти в свет и сообщить о себе тем, кто готов приходить на наши концерты, литературно-музыкальные вечера и выставки.
Другая моя просьба-призыв связана с поиском редкого издания для предстоящей выставки ( С.Прокофьев и С. Рихтер. Короткие встречи), которая намечена на конец апреля. Я давно ищу издание Марша к опере "Любовь к трем апельсинам" ( 1927). Мне нужно именно отечественное издание Марша (1927) с "футуристической обложкой". Марш был издан специально к приезду С.С. Прокофьева. Рихтер позднее вспоминал, что все кругом ходили с этими нотами. И его знакомство с Прокофьевым началось с этого марша и этих нот.. В библиотеке Рихтера этих нот нет, в Музее муз. культуры их тоже нет, в МГК я когда-то их спрашивала, но без результата. Может быть, у кого-то сохранилось это издание, или кто-то знает людей, собирающих редкие ноты с рисованными обложками? Нам очень нужно это издание для выставки. Осталось не так много мест, куда можно обратиться. Пожалуйста, помогите!!!
https://www.facebook.com/profile.php?id=100006081612299&pnref=story

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 341
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В Харьковской государственной академии культуры состоялся вечер памяти, посвященный столетию со дня рождения одного из крупнейших пианистов XX века Святослава Рихтера.

http://kvedomosti.com/283637-v-harkove-prozvuchit-muzyka-svyatoslava-rihtera.html
__________

Ждём рассказа Юрия об этом мероприятии!
Che mai sento!

Оффлайн rethcir

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 78
Другая моя просьба-призыв связана с поиском редкого издания для предстоящей выставки ( С.Прокофьев и С. Рихтер. Короткие встречи), которая намечена на конец апреля. Я давно ищу издание Марша к опере "Любовь к трем апельсинам" ( 1927). Мне нужно именно отечественное издание Марша (1927) с "футуристической обложкой".
Может быть это...
http://www.kabinet-auktion.com/auction/books15/371/

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 425
Другая моя просьба-призыв связана с поиском редкого издания для предстоящей выставки ( С.Прокофьев и С. Рихтер. Короткие встречи), которая намечена на конец апреля. Я давно ищу издание Марша к опере "Любовь к трем апельсинам" ( 1927). Мне нужно именно отечественное издание Марша (1927) с "футуристической обложкой".
Может быть это...
http://www.kabinet-auktion.com/auction/books15/371/

Спасибо большое за усилия!
Пишут, что не то.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 607
На другом форуме попросили снова выложить минскую запись Концерт Шумана с Владимиром Мошенским (17/12/74). Возможно, здесь тоже нужно дать ссылку для новых участников:

https://yadi.sk/d/qj4gpyvMpvMk8

Как уже когда-то писал, музыканты, друзья Рихтера, считают эту запись лучшей. Я разделяю их мнение.

Попутно сообщаю, что 12/03 в Житомире будет проходить конференция, посвященная Рихтеру. К нам приедет Монсенжон, и мы с ним будем вести часть вечера, демонстрируя записи и что-то рассказывая. Первая проба совместного выступления состоялась в Киеве 12/12/2015. Говорили, что получилось неплохо. Надеюсь, что и сейчас будет не хуже. Какие-то мероприятия состоятся также 11-го и 13-го марта - интервью для телевидения, поездки по рихтеровским местам. Конференцию пришлось устроить не 20-го марта, а раньше из-за занятости в этот день Монсенжона.
15-го марта я один выступлю перед учащимися музыкальных заведений Николаева.

Оффлайн keril

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 32
Юрий, спасибо большое за запись!

Подскажите, пожалуйста, будет ли вестись запись выступлений? Если такая возможность есть, будет очень интересно послушать!

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 607
Подскажите, пожалуйста, будет ли вестись запись выступлений? Если такая возможность есть, будет очень интересно послушать!
Я понятия не имею. По житомирскому телевидению что-то покажут, у Монсенжона и, возможно, у меня возьмут интервью. Все рихтеровские мероприятия финансирует немецкое общество Wiedergeburt, за что ему огромная благодарность. Я тоже когда-то был членом этого общества, т.к. корни соответствующие у меня по одной линии имеются. Постараюсь узнать у председателя общества о записи. Недавно я выступал в Харькове. Кажется, там что-то записывали. Если не ошибаюсь, в нашей теме меня просили рассказать о наших вечерах. Никак не соберусь из-за обилия всяких дел. Наверное, примусь за этот отчет после Житомира и Николаева. 

Оффлайн avg

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 445
В Харьковской государственной академии культуры состоялся вечер памяти, посвященный столетию со дня рождения одного из крупнейших пианистов XX века Святослава Рихтера.

Только столетие было год назад...

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 607
В Харьковской государственной академии культуры состоялся вечер памяти, посвященный столетию со дня рождения одного из крупнейших пианистов XX века Святослава Рихтера.

Только столетие было год назад...
Дело в том, что председатель Wiedergeburt, открывавший все наши мероприятия, считал, что год Рихтера продолжается до 20-го марта 2016-го года. Я согласился. Мы ведь не могли провести все вечера в день его рождения. Их было немало – два в Киеве (в КПИ и в Доме кино), два в Житомире и по одному в Одессе, Харькове и Николаеве. Больше в обозримом будущем, кажется, ничего подобного не планируется.
Вечер в Харькове:
http://izvestia.kharkov.ua/on-line/18/1207774.html

В Житомире 11-13-го марта прошла конференция, посвященная Рихтеру. Главным гостем стал Бруно Монсенжон. Здесь его первое появление на телевидении Житомира:
https://www.youtube.com/watch?v=L1CaRYwyIUE

Интервью было много на следующий день, в том числе, и моих. Признаться, я хотел поменьше мелькать перед камерой, но так не всегда получалось. Помню, какому-то журналисту, хотевшему поспрашивать меня, указал на Монсенжона – он здесь сейчас самая большая знаменитость, у него надо брать интервью.
На ФБ можно найти фото, сделанные во время возложения цветов к мемориальной доске Рихтера на музыкальной школе им. Рихтера.

Лично я плохо справился с личной программой. Например, не смог, выяснить у Монсенжона некоторые интересующие меня сведения, например, об известном видео – 1-й Концерт Чайковского с Рождественским. Когда-то я задавал ему такой вопрос. Но тепер появилось продолжение, так сказать, – октавы в конце 3-й части. Есть ли всё-таки полная запись? – Никакого ответа. (с)

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 341
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Материал годичной давности, но на форуме его не было, а своей актуальности он не потерял, так что размещаю.

«Рихтер воспринимался современниками как сверхчеловек и небожитель…»
http://gazeta.zn.ua/CULTURE/rihter-vosprinimalsya-sovremennikami-kak-sverhchelovek-i-nebozhitel-_.html

20 марта 2015 года в Одесском оперном театре стартовал фестиваль, посвященный 100-летию Святослава Рихтера. Эта идея принадлежит Борису Блоху, худруку театра, известному пианисту, педагогу с 30-летним стажем. Как известно, Рихтера с Украиной связывают необычайно тесные узы. Он родился в Житомире. Немало коллизий его жизни переплетено с Одессой. С одной стороны, ему принадлежат слова "Одесса всегда оставалась ко мне враждебной…". С другой стороны, наш южный город формировал этого музыканта.  В интервью ZN.UA Борис Блох вспомнил одесский период Рихтера, а также поделился своими мыслями по поводу скандальной книги о пианисте, вышедшей из-под пера Андрея Гаврилова. 

 — Святослав Рихтер, с той поры, как уехал в Москву в 1937-м, практически всегда оставался свободным художником, — начинает свой рассказ Борис Блох. — Формально его трудовая книжка лежала в Московской филармонии. Но по-настоящему служил в своей жизни он лишь в бытность концертмейстером Одесского театра оперы и балета. Два года. Только наш театр сегодня может похвастаться таким фактом и, как никто другой, имеет основания воздать честь своему великому концертмейстеру.

…Одесса Рихтера воспитала, в ней прошло его формирование, наложившее отпечаток на всю последующую жизнь. Если вы помните, Рихтер обладал незаурядными способностями художника, т.е. в огромной степени воспринимал окружающий мир не только слухом, но и зрительно. В том же фильме Монсенжона он говорит, что Одесса его юности была необыкновенно красивым городом. Море, которое он любил, прогулки на Ланжерон и Аркадию, изумительные обрывы, нависающие над водной гладью — это, безусловно, формировало его эстетику. Почитайте книгу "Следы Рихтера в Одессе" Валентина Максименко и приведенную там переписку Святослава Теофиловича с одесскими друзьями. Он с любовью и нежностью хранил в сердце память об Одессе, часто просил присылать ему фотографии, открытки с любимыми им одесскими видами, памятными сердцу местами. 

К сожалению, в Одессе осенью 1941-го был расстрелян НКВДистами его отец. Посетить родной город в послевоенное время Рихтер решился лишь однажды, инкогнито. Его привезли туда ночью на машине из Кишинева, где он накануне играл концерт. Музыкант несколько минут безмолвно постоял у дома на Нежинской, где прошли его детство и юность, и уехал обратно.

— Вы, естественно, знаете о том, что сам Рихтер говорил о "враждебности" Одессы по отношению к нему самому…

 — Дело тут, думаю, вот в чем. В 1934-м Рихтер сыграл свой первый и, как потом оказалось, единственный концерт в Одессе. Это был шопеновский клавирабенд в Одесском доме инженеров (фотография этого здания на Пастера, 60 также украшает нашу выставку). Представляете, играет сольный концерт 19-летий молодой человек, который никогда не учился ни в обычной музыкальной школе, ни в школе им. Столярского, ни в Одесской консерватории. Рихтер вспоминал, что на это выступление не пришел ни один музыкальный критик и никто из консерваторцев. Конечно, его все восприняли в штыки, сочли чуть ли не выскочкой, самозванцем. Нигде не учился, значит, и говорить не о чем.

А вот профессора Генриха Нейгауза, человека широчайшего кругозора, к которому спустя три года на поступление в Москву приехал Рихтер, данный факт хоть несколько озадачил, но не омрачил.  "По-моему, это гениальный музыкант", — сказал он сидящему рядом студенту, когда Рихтер начал играть 28-ю сонату Бетховена. Гениальность — вот, что для него было важно.

— В чем, на ваш взгляд, уникальность фигуры именно Рихтера? Ведь ХХ в. дал миру немало великих пианистов.

 — Профессор Дмитрий Башкиров, которого я сильно люблю, и который в музыкальном отношении повлиял на меня как никто другой, в классе учил нас не только хорошо играть на рояле. Он воспитывал наш вкус. Дмитрий Александрович обожал говорить об интерпретаторах: дирижерах, пианистах, скрипачах — это была его любимая тема. Башкиров принадлежит к безусловным почитателям Рихтера, который для него был царь и бог. По его словам, в ХХ в. было три гения пианизма: Святослав Рихтер, Глен Гульд и Владимир Горовиц.

Ведь в чем заключается разница между гением и большим талантом? Гений открывает своим искусством совершенно новую страницу, создает неповторимый исполнительский стиль. Мы знаем, что совершил Гульд в музыке Баха. Горовиц открыл иное измерение фортепианной виртуозности — блестящей, бравурной, элегантной, демонической.

Башкиров говорил, что самые сильные годы рихтеровского творчества пришлись на 1950–60-е. Рихтер покорял, прежде всего, масштабом своих интерпретаций — настолько это было сильнее, крупнее того, что делали остальные, царившие тогда на эстраде. Его интерпретации были как бы сверхличными. Он открывал вам партитуру произведения в первозданном виде, такой, какой она была задумана автором — настолько это было совершенно с точки зрения формы и стилистического, интеллектуального охвата. 

Я попал в Москву в 1968-м и этот расцвет еще застал. Помню рихтеровские "Пестрые листки" Шумана. Со всеми повторениями сочинение шло более 50 минут. Мы, студенты, стояли на втором ярусе Большого зала консерватории так, что продохнуть было невозможно. И, тем не менее, я до сих пор ощущаю ту магию, магнетическое поле, в котором мы тогда оказались… 

Позже этого уже не было: такая вот штука — человеческая жизнь. Все элементы сходятся лишь в точке цветения. Потом какой-то компонент отходит, и полнота перестает быть абсолютной. Но мы все-таки продолжаем судить художника по его сильным сторонам.

— Не надоедал ли вам советский стереотип "Рихтер — наше все"? Когда один великий художник становится артефактом народного сознания, а другие остаются в тени…

 — Я не помню такого стереотипа. Могу только еще раз подчеркнуть, что Рихтер воспринимался нами как сверхчеловек и небожитель совершенно справедливо. Равно как и Эмиль Гилельс — они стояли на одной планке, населяли ту планету, на которой больше никто кроме них не обитал. Они были разными, и это было счастье. Гилельсу был присущ совершенно уникальным пианизм, делавший его исполнения, в первую очередь, предметом фортепианного искусства необыкновенной высоты. Звучание Рихтера не захватывало вас тем металлом, волшебными пианистическими красками, искусством прикосновения к клавише, которые были у Гилельса. Нейгауз говорил, что игра Рихтера ему напоминает сражение с драконом. Всегда был поединок. Все вещи, которые он брал, были ему подвластны. И эта власть особенно поражала.  Нам тогда были неведомы такие слова, как маркетинг, пиар, раскрутка. Мы знали, что люди, находящиеся на такой высоте, достигли ее благодаря своему гению. И потому как высшая справедливость воспринималось то, что именно им досталось небожительство: совершенно необыкновенная, легендарная прижизненная земная слава. Они были пианисты Земли. А все остальные оставались просто пианистами — советскими, французскими, американскими…

http://gazeta.zn.ua/CULTURE/rihter-vosprinimalsya-sovremennikami-kak-sverhchelovek-i-nebozhitel-_.html
« Последнее редактирование: Март 20, 2016, 14:03:32 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 607
Я попал в Москву в 1968-м и этот расцвет еще застал. Помню рихтеровские "Пестрые листки" Шумана. Со всеми повторениями сочинение шло более 50 минут. Мы, студенты, стояли на втором ярусе Большого зала консерватории так, что продохнуть было невозможно. И, тем не менее, я до сих пор ощущаю ту магию, магнетическое поле, в котором мы тогда оказались… 
С транно читать это «еще». Мало ли кто и что скажет о «самых сильных годах» у Рихтера. То, что я слышал в Киеве в 70-х и 80-х было совершенно феноменально. Прелюдии Шопена и Дебюсси, 6-я и 17-я сонаты Бетховена. Всего перечислять сейчас не стану, делал это неединожды. А вот хотя бы скупые свидетельства о конкретных концертах – это мне всегда интересно. Интересно также найти соответствующий концерт в его Тетрадях. Как я понимаю, это был
15/12/68 - Москва. БЗК.

SCHUMANN
14 Bunte Blätter, Op.99
---------------------------
MUSSORGSKY
Pictures at an Exhibition
[DEBUSSY
Images - (SET II) - 1. Cloches a travers les feuilles]
(Имеются неизданные записи первых двух вещей и официальная запись биса.)

Думаю, именно об этом концерте вспоминала в Киеве Наталия Гутман: когда они слушали «Картинки с выставки», казалось, что раздвигаются стены. (В БЗК Рихтер играл «Картинки» только 03/10/52, 18/09/56 и 15/12/68.)

Позже этого уже не было: такая вот штука — человеческая жизнь. Все элементы сходятся лишь в точке цветения. Потом какой-то компонент отходит, и полнота перестает быть абсолютной. Но мы все-таки продолжаем судить художника по его сильным сторонам.
Этого не у Рихтера не было, а у данного слушателя.

Звучание Рихтера не захватывало вас тем металлом, волшебными пианистическими красками, искусством прикосновения к клавише
Звук ради звука – это еще не вполне музыка, не конечная цель, так сказать. Этим можно заниматься у себя дома, решая поставленные задачи. Звук Рихтера был предельно насыщен содержанием, а достичь такого эффекта невозможно, если исполнитель посредственный инструменталист. Принято хвалить прелюдии Дебюсси у Микальанжели. На меня лично такое исполнение нагоняет тоску – всё безжизненное. У Рихтера же звучащие картины, выполненные звуком совершенно нерукотворным. А какая там педализация! Сам видел, сидя в 3-м ряду. Всё вместе это захватывало, как ничто другое и никто другой.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Материал годичной давности, но на форуме его не было, а своей актуальности он не потерял, так что размещаю.

«Рихтер воспринимался современниками как сверхчеловек и небожитель…»
http://gazeta.zn.ua/CULTURE/rihter-vosprinimalsya-sovremennikami-kak-sverhchelovek-i-nebozhitel-_.html
Могу только еще раз подчеркнуть, что Рихтер воспринимался нами как сверхчеловек и небожитель совершенно справедливо.
   Ну, уж нет! Какой там небожитель и сверхчеловек? Я всегда воспринимал Рихтера как человека большого, щедрого и сильного. Именно эти качества прежде всего привлекали бублику на его концерты. А говорить, что Рихтер сверхчеловек, небожитель, это конечно, звучит ярко, рекламно, очень по-современному "доходчиво", но не имеет ничего общего с реальностью.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 607
Разговор на Житомирском ТВ 12/03/2016 – Бруно Монсенжон, Юрий Дикий (пианист, Одесса), Владимир Лейсле (председатель немецкого общества):
https://www.youtube.com/watch?v=VSS5--HQNt0

Конференция, посвященная Рихтеру. Житомир, 12/03/2016:
https://www.youtube.com/watch?v=tIaOHvmQo0Y

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 341
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
По мемориальной квартире Святослава Рихтера проведут музыкальные экскурсии

24 апреля в рамках нового проекта пройдет экскурсия по мемориальной квартире пианиста Святослава Рихтера в высотке, расположенной по соседству с Московской консерваторией

Как сообщают организаторы, эта акция станет регулярной и будет повторяться каждое последнее воскресенье месяца. Помимо экскурсии, там будут проводиться выступления талантливых музыкантов, среди которых студенты, аспиранты и лауреаты российских и международных конкурсов.

Гости узнают малоизвестные факты о квартире, истории, быте ее бывшего владельца и его супруги Нины Дорлиак. Когда-то здесь проходили выставки, концерты, балы, на которых собиралась вся творческая Москва.

http://www.m24.ru/articles/103129


Надя Игнатьева
https://www.facebook.com/nadia.ighnatieva/posts/721453114663924?pnref=story

1. записаться на экскурсию можно по телефонам: (495) 695-83-46, (495) 697-47-05

2. Цена вопроса: входной билет
*200 рублей для взрослых и здоровых,
*100 рублей для не слишком взрослых или, наоборот, чересчур взрослых, что уже на пенсии, и не слишком здоровых (для чересчур здоровых льгот нет).
+экскурсия с музыкой:
*1200 на группу 10–15 человек.
*850 на группу до 7-8 человек
*450 на группу 3-4 человека

Обратите внимание, что цена экскурсии — не с человека, а с группы!

А в одиночку мы всё равно не пустим :) Просто индивидуальный экскурсионный билет 350 рублей, а так получается ±100 рублей...
Che mai sento!

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 607
Сегодня 100-летие Иегуди Менухина. Киевская консерватория пригласила в гости Бруно Монсенжона, создателя фильмов о великом скрипаче. Вчера он с молодыми нашими музыкантами сыграл трио Чайковского «Памяти великого артиста», а потом мы посмотрели фильм о пребывании Менухина в Москве и его концерте с Викторией Постниковой. Позавчера состоялся просмотр другого его фильма, в котором в числе прочих вспоминается Рихтер. Иегуди рассказывает о совместном обеде со Святославом Теофиловичем. Я попросил Бруно прокомментировать этот эпизод. Мне трудно пересказать дословно, но он объяснил, что музыканты решили, что обед был бы, так сказать, неполным, если бы обошлось без музыки. Поэтому они сыграли 1-ю, соль мажорную сонату Брамса. Жаль, не было их концертных выступлений.
Отрывок из воспоминаний Менухина о встрече с Рихтером можно прочитать здесь («Неоконченное путешествие»):
http://sviatoslavrichter.ru/articles.php?show=73