Автор Тема: Святослав Рихтер (1915-1997), великий русский пианист  (Прочитано 1255347 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 612
Re: Святослав Рихтер (1915-1997), великий русский пианист
« Ответ #4450 : Сентябрь 29, 2017, 16:14:17 »
Как всегда бывает с крупными явлениями, а грандиозная работа Монсенжона таковым и является, у него есть сторонники и противниками. От одной пианистки я слышал, что видеозаписи подобраны не самым лучшим образом. Я же подружился с Бруно на почве полного принятия его фильма.
В буклете к диску приведен список использованных произведений, но он может быть дополнен. Все помнят эпизод: мальчик в пионерской форме что-то играет на рояле. Понятно, что это не Светик Рихтер, но Монсенжон использовал детское произведение девятилетнего Рихтера. Запись была сделана Валентиной Николаевной Чемберджи во время домашнего вечера 17/11/87, посвященного памяти мамы Святослава Теофиловича. Рихтер тогда сыграл несколько своих пьес. Никто толком не знал названия произведения, звучавшего в фильме. После некоторого анализа я пришел к выводу, что это, скорее всего, «Плетение венков». О своей догадке я сообщил Валентине Николаевне и Бруно. Возражений не было. Возможно, моя догадка правильная.

Рихтер вспоминает, что играл на похоронах Юдиной:
24/11/70 – Москва. Нижнее фойе Большого зала консерватории. Скончалась Мария Вениаминовна Юдина.
RACHMANINOFF
Prelude in b, Op.32/10

Рихтер в фильме вспоминает о концерте из произведений Римского-Корсакова и Прокофьева во времена гонений на некоторых советских композиторов, в том числе, Прокофьева. Вот программа того концерта:
28/01/48 – Москва. МЗК.
Нина Дорлиак, Святослав Рихтер
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ
На холмах Грузии, ор. 3;
То было раннею весной, op. 43;
Октава, op.45;
Посмотри в свой вертоград, op.41
Заклинание, op.26;
Я верю: я любим, op. 8;
Еврейская песня, op. 7;
Редеет облаков летучая гряда, ор. 42
-------––––––
ПРОКОФЬЕВ
На слова Бальмонта:
Заклинание воды и огня, ор. 36
Голос птиц, ор. 36
Помни меня, ор. 36

Русские народные песни:
Зеленая рощица;
На горе–то калина;

Романсы на слова Пушкина
В твою светлицу, op. 73
Румяной зарею покрылся восток, op. 73

«Гадкий утенок” (сказка Андерсена), ор. 18 (The ugly duckling)

[MUSSORGSKY
Жук (из цикла “Детская”)

RACHMANINOFF
Ветер перелетный, ор. 34]

В фильме вспоминается концерт в посольстве, который Рихтер чуть было не отменил из-за плохого рояля. И тут же звучит фрагмент из 2-й сонаты Брамса. Вот программа того концерта
10/05/84 - Париж. Посольство СССР. Концерт и прием.
BRAHMS
Piano Sonata No.2 in f–sharp, Op.2
–––––––––––––––
RACHMANINOFF
Etude Tableau in c–sharp, Op.33/9(8)
Etude Tableau in d, Op.33/5(4)
Etude Tableau in e–flat, Op.33/6(5)
Etude Tableau in c, Op.39/1
Etude Tableau in a, Op.39/2
Etude Tableau in f–sharp, Op.39/3
Etude Tableau in b, Op.39/4
Etude Tableau in D, Op.39/9

При этом в фильме были использованы записи с другого концерта:
04/03/84 – Токио.  Хитоми кинен кодо (зал Сёва). Дневной концерт.
Программы этих двух концертов были похожими, только в Токио еще исполнялись
BRAHMS
Variations on a Hungarian Song, Op.21/2
RACHMANINOFF
[Barcarolle in g, Op.10/3
Piano Piece – Melodie, Op.3/3 [1940]

Существует бесценное видео – полная запись 2-й сонаты Брамса с токийского концерта, но я чувствую, что вряд ли суждено с ним познакомиться.

Еще раз ссылка на фильм:
https://www.youtube.com/watch?v=BEtbMEPUJsQ&feature=share

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 612
Возможно, не все знают о существовании сайта, на котором выложено большое количество записей, в том числе и Рихтера: http://classic-online.ru/
Сегодня выложил там Экспромты Шуберта оп.90 №№ 2, 3 (G-dur), 4. Будапешт, театр им.Эркеля, 22/03/1973 (неофициальная запись).
http://classic-online.ru/ru/production/1281
 
С двумя экспромтами из этого опуса связаны личные воспоминания.
Начало октября 1978-го. Всеволод Михайлович Воробьев, о котором я здесь не раз уже упоминал, приехал ко мне, что трудно себе представить из-за удаленности моего дома (по меркам того времени – тогда еще о метро в нашем районе никто и не мечтал), и поведал, что 7-го октября концерт Рихтера! Это всегда было радостным известием, но и начинались мучения – как достать билеты? Они в киевских кассах практически никогда не продавались. У меня была знакомая, официальная распространительница билетов, сотрудница филармонии Нетта Марковна Лифшиц – светлая ей память. Благодаря подобным концертам она избавлялась он «неликвида» - билетов на балалаечников и проч. (не хочу обидеть музыкантов, играющих на таких инструментах, но так было, и на них публика не очень-то ходила). Я немедленно рванулся к ней, и билеты на 7-е октября получил, пусть и с нагрузкой. Но какова была моя радость и снова-таки проблема – Рихтер собирался дать два концерта, еще и 8-го октября, а на этот концерт билетов ей почему-то не дали. Объехав разные билетные кассы, наткнулся на Крещатике на человека, сидящего в подземном переходе просто за столом, заваленном разными афишами, но афиш с концертами Рихтера там не было. Я все же поинтересовался и услышал уклончивый ответ, что, мол, есть тут два билетика, но они кому-то обещаны, а тот пока их не выкупает... Я без обиняков просто и грубо спросил: «Сколько?» Он неохотно ответил: «Десять», т.е., пять рублей за билет без какой бы то ни было нагрузки. Замечу для людей помоложе, что высшая цена за самые «престижные» концерты была в те годы два пятьдесят. О ценах в те минуты не думалось, и сделка к моей радости была осуществлена. Более того, я договорился еще об одном билете, но в день концерта – для нашей кумы.
(Продолжение следует.)

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 612
Продолжение.
Вечер 7-го октября, Большой зал Киевской консерватории, по акустике не самый лучший для концертов фортепианной музыки, а наш замечательный Колонный зал филармонии был тогда на ремонте. В программе только Шуберт: сонаты №6, ми минор, №11, фа минор, №13. Высота недосягаемая! Жаль, концерт не записывался. И бисы: Лендлеры, Музыкальный момент фа минор и Экспромт ля-бемоль мажор, оп.90. Лично мне в Музыкальном моменте не нравится, когда в левой руке у исполнителя подчеркнутое нон легато, хотя в нотах именно так написано, насколько я знаю, – сам когда-то играл. Но и легато играть нельзя – все-таки надо следовать авторским указаниям. И Рихтер нашел удивительное решение: не было резкости в левой руке, но и легато не было. Совершенно замечательное решение! Никакие записи этого не передают, к сожалению. Но я на самом деле начал всё это писать из-за Экспромта. Вот здесь и произошло чудо. Надо сказать, что при всей увлеченности я как слушатель всегда сохраняю контроль над собой, никакого гипноза и прочего в таком роде не ощущаю, что не мешает растворяться в музыке и «вибрировать» вместе с исполнителем. И вот удивительные переливы в правой руке, небесная чистота музыки породили как бы волну - я её почувствовал физически! Она медленно накатила, обволокла голову на какие-то мгновения и медленно ушла дальше. Не знаю, почувствовали ли мои соседи, сидящие сзади что-либо подобное, но явственно помню то состояние и сегодня. Ничего подобного я больше никогда не ощущал, даже на его концертах. Бывало разное, но по-иному. Знал ли о подобном воздействии сам исполнитель? Думаю, вряд ли, но сейчас мы уже об этом не узнаем, да и вряд ли это нужно. Искусство воспринимают по-разному – это уж как и сколько может человек вместить. Мне кажется, я тогда прочувствовал этот Экспромт в полной мере.
(Окончание следует.)

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 612
Окончание.
Июль 2005-го, разгар Тарусского фестиваля Фонда Рихтера. Самый насыщенный и торжественный из всех, на которых довелось присутствовать. Год 90-летия Рихтера, и поэтому, то ли по причине хорошей организации фестиваля было ощущение праздника. В центре города большой транспарант, возвещающий о большом культурном событии. Скоро 1-е августа, концерт, после которого по традиции должна звучать запись великого Маэстро. Выбирал запись Виктор Зеленин. Поскольку меня пригласил в Тарусу именно он, я был посвящен в планы, и мы устроили предварительное прослушивание и обсуждение. Уж точно не помню, но, кажется, Экспромт Шуберта G-dur я тогда услышал в записи Рихтера впервые. Исполнение потрясло пронзительностью. В нем была правда и абсолютная естественность, не просто музыка, а ее душа – совсем по Метерлинку. В концерте 1-го августа молодые исполнители играли скрипичные сонаты Бетховена, но это было весьма заурядно. Позже они жаловались на жару, на пот, катившийся градом, от которого пальцы непослушно скользили по мокрому грифу. Можно было охотно поверить, но всё же это день памяти Рихтера, и хотелось чего-то особенного. Наконец концерт закончился, затихли аплодисменты, погас свет, портрет великого Музыканта на сцене засиял, освещаемый прожектором, и полились звуки – Экспромт G-dur. Это было непередаваемо хорошо. Исполнения не было, было нечто нерукотворное. Музыка посетила зал. Даже записи Рихтера подчас могли творить чудеса.
P.S. Мы слушали запись с концерта, посвященного 150-летию Шуберта, – Москва, БЗК, 18/10/78. Тогда это был последний бис. Думаю, Рихтер неслучайно закончил именно этим Экспромтом.

Оффлайн MV

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 111
        У Шуберта нет экспромта в тональности G-dur.

   Экспромт ор.90 no 3 (если имеется в виду он) написан в тональности Ges-dur.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 612
Да, почти все играют в тональности Ges-dur, и я знаю об этом. В тетрадях Рихтера указана тональность G-dur. Кажется, три года тому назад во время Тарусского фестиваля я спросил Луганского, в какой тональности играет он. Оказалось, что в Ges, но он знал, что есть вариант в G-dur. Если не ошибаюсь, Софроницкий записал этот Экспромт в обеих тональностях.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 612
Когда-то здесь активно обсуждали исполнение Рихтером 2-го концерта Рахманинова. Не могу себе представить более глубокого и естественного исполнения, а я слышал их немало. Сегодня, выкладывая на своем сайте недостающую статью о Рихтере Давида Рабиновича из книги «Портреты пианистов», наткнулся на такое суждение: «Интеллектуальная сторона постижения музыки порой приводит Рихтера к упрямому догматизму. Не этим ли объясняется безоговорочное выключение им из своего репертуара каких-либо транскрипций или, например, противоречащая характеру данной музыки, явно нарочитая (во что бы то ни стало!) замедленность темпов в ряде эпизодов Moderato и Adagio sostenuto Второго концерта Рахманинова?»
И далее: «Настоящих художников надлежит судить не по их частным (неизбежным, ибо они живые люди) ошибкам и заблужениям, но по тому, что оказывается основным законом их творчества.»
Только вот кто заблуждается – Рихтер или Рабинович? Вопрос риторический, т.к. с автором статьи уже не поспоришь.
А в общем-то статья большая, есть что почитать. Желающие найдут ее здесь:
https://www.svrichter.com/documents/books/

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 612
Наконец решился выложить ДНЕВНИК (4/07/1997 – 1/08/1997) Виктора Зеленина, верного друга и соучастника многих событий в жизни Рихтера.
Не стал переводить его в doc-формат, т.к. отдельные слова иногда прочитать не удавалось. Желающие смогут сделать это сами, а иногда что-то додумать.
Перед вами рассказ о последних днях жизни великого Музыканта. Не хочу высказывать какие-либо суждения, замечу лишь, что последний приезд Святослава Теофиловича в Москву состоялся как раз перед днем поминовения Православной Церковью святого благоверного князя Святослава, его небесного покровителя (вечер 5/07 – первая половина 6/07).
ДНЕВНИК выложен здесь:

https://www.svrichter.com/documents/v-zelenin-s-diaries/

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 612
Выложил еще один ДНЕВНИК Виктора Зеленина - концерты Рихтера в июле 1986 г. и несколько фотографий.

https://www.svrichter.com/documents/v-zelenin-s-diaries/

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 612
Помнится, на каких-то форумах задавали вопрос – приезжал ли Рихтер в Одессу, будучи известным музыкантом. Писали, что это был тайный приезд и что-то в таком духе. Точно всего не помню. И вот, сейчас у меня есть изданная в Будапеште книга с письмами Рихтера Палу (Павлу) Фейеру, известному в Венгрии музыкальному деятелю. Обложка книги здесь (справа на странице, спуститься немного вниз):
https://www.svrichter.com/

Кстати, упоминания о Фейере можно найти в изданных Дневниках.
Читаем письмо от 27/X [1975, Москва]:

В Одессе меня встречала Нина Львовна и т. к. осталось еще час до отхода парохода, мы быстро пробежались по городу – по всем мне знакомым местам: дом, где я жил, когда мне было 3 года, консерватория и кирха, где работал мой папа, оперный (очень красивый) театр) и другие достопримечательности. Это было как могила, но настроение не испортило.
-------------------------

Тексты на русском языке (а там есть еще их переводы на венгерский) у меня есть, более того, я получил разрешение издателей выложить их на своем сайте. Надеюсь привести их в порядок, насколько удастся, а потом выложить. В книге и в текстах, которыми я располагаю, встречаются ошибки и даже непонятные выражения. К сожалению, у меня нет копий всех писем и открыток, и я не всё могу сверить с оригиналом. Постараюсь получить недостающее.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 612
В 2015-м году в Будапеште были изданы письма Святослава Рихтера и Нины Дорлиак к их венгерскому другу, директору Будапештского оперного театра Павлу Фейеру (Fejér Pálhoz). Письма сохранились у Sztankó Magda, набирала тексты на венгерском и русском Nagy Margit. Они любезно разрешили выложить тексты писем на моем сайте:
https://www.svrichter.com/documents/richter-quotes/

(в нижней части страницы).
Сохранены стиль, пунктуация и орфография Рихтера.

Это собрание воспринимается как своеобразный дневник великого Музыканта. Как всегда, строгая, критическая оценка своих концертов. Последние письма трагичны. Невозможно спокойно читать, пусть о далеких, но как бы прямо сейчас развивающихся тяжелых событиях в жизни этого удивительного человека, следить за его угасанием.

Спасибо всем, кто принимал участие в издании этой очень нужной книги, дополняющей известные свидетельства.
-----------------------------------------------------------------
Вот последнее, 170-е письмо из этого собрания:
10/10/97 [Москва]
Письмо Нины Дорлиак.

Дорогой Павел Юльевич
   Вы сказали мне по телефону: «Теперь мир будет другой».
   Да, Павел Юльевич. Всё теперь другое и мне жить невыносимо без него, ходить на кладбище невыносимо. Я не могу понять, что он лежит, а я стою, и все кругом стоят.
  Смысла для меня нет в этой жизни; но я все делаю, чтоб сохранить о нем в памяти людей всё как было. Только у меня совсем мало сил.
Обнимаю Вас
Нина Дорлиак
---------------------------------------------------------------------

Любящим Святослава Рихтера, «Музыканта века» и просто человека, надо пытаться сделать всё возможное, чтобы память о нем сохранялась в род и род.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 612
Меня всегда интересовала 29-я соната Бетховена в исполнении Рихтера. В те далекие годы, когда интернета не было и в помине, с информацией было туго, я пытался расспрашивать разных музыкантов. В 1975-м году я познакомился с преподавателем Киевской консерватории, пианистом Всеволодом Михайловичем Воробьевым, другом Рихтера. Вот его-то я и донимал разными вопросами. Понятно, он знал далеко не весь репертуар Рихтера, но что-то полезное мне сообщил. О 29-й он рассказал, что Рихтер никак не мог за нее взяться, и для того, чтобы наконец её выучить, он принял приглашение на фестиваль в Женеву, а там было обязательное требование – сыграть эту сонату. Я тогда понял так, что раз приглашение принял, то и выучил, и сыграл. И что же получается? Оскар Кокошка в 65-м сделал несколько рисунков, запечатлевших трудный процесс работы над фугой, но ведь тогда Рихтер всё же «Hammerklavier» не сыграл! Первое исполнение состоялось лишь 13/04/1974 в музыкальной десятилетке им.Гнесиных (ул. Фрунзе). Кстати, в Женеве 28/02/65 Рихтер сыграл, но Сонату Листа и четыре скерцо Шопена. Это не был фестиваль, а ведь Рихтер четко отмечал в тетрадях, когда и в каких фестивалях он участвовал. Жаль, сейчас практически не у кого спросить о разных таких вещах. Могу добавить, что  «Hammerklavier» Рихтер сыграл всего 24 раза, причем, в течение двух лет – в 1974-75-х годах.
Рихтер планировал сыграть «Hammerklavier» еще в 1949-м году. Вы можете прочитать его статью в газете «Советское искусство» за 1-е января 1949-го года. Там Святослав Теофилович анонсирует эту сонату и вариации Брамса на тему Паганини! Эти два великих опуса по его мнению входят в число «трех китов» пианизма (третий «кит» - 2-й концерт Прокофьева). Опус 35 Брамса он сыграл только в 86-м году (07/03 - Нитра)! Как все же жаль – такую вещь лучше играть пораньше, хотя я очень люблю записи Рихтера Вариаций, особенно запись 30/05/88 – Kassel. Но это другая тема. Приглашаю прочитать статью Рихтера 49-го года на сайте https://www.svrichter.com/documents/richter-quotes/ . Кстати, там выложены все статьи Рихтера, опубликованные в советских газетах и журналах (кажется, ничего не пропустил).

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 612
Вечная память великому певцу Дмитрию Хворостовскому.

P.S.
http://krasopera.ru/…/dmitriy-khvorostovskiy-svyatoslav-rik…
Дмитрий Хворостовский: "Святослав Рихтер предлагал мне переворачивать ноты"

Помню, когда в наше время в Красноярск дважды приезжал Святослав Рихтер, в абсолютно заполненном зале он разрешал рассаживаться даже на сцене. Святослав Теофилович предложил мне перелистывать ноты на пюпитре, но я отказался, о чём сейчас жалею. Никогда не забуду этих концертов.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 612
На своем сайте загрузил фотографии (всего 152) из архива друга Святослава Теофиловича Рихтера, Виктора Зеленина, ставшего в начале 2000-х и моим другом.
К сожалению, делал копии в спешке, поэтому получилось не очень хорошо. Но посмотреть стоит, тем более, некоторые фотографии в интернете еще не появлялись. К сожалению, никаких комментариев, подписей, Витя не оставил. Можно только гадать, где и когда фотографировали Рихтера.
Чтобы посмотреть архив, нужно пройти в конец страницы на сайте

https://www.svrichter.com/photos/