Автор Тема: Святослав Рихтер (1915-1997), великий русский пианист  (Прочитано 1255309 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 612
На сайте http://www.sviatoslavrichter.ru/chronograph.php
выложен Хронограф, составленный В.А.Могильницким. Захотел выложить на свой сайт https://svrichter.jimdo.com  который постоянно обновляется. Предварительно решил проверить и нашел много неточностей, и даже ошибок. Ничего удивительного – Могильницкий писал это, не имея в распоряжении тетрадей Рихтера. Вообще непонятно, как он всё же собрал столько материала, да еще и работал, не пользуясь компьютером. Мне пришлось потрудиться и многое исправить. Возможно, что-то пропустил. Буду рад услышать критические замечания. Итак, Хронограф
https://yadi.sk/i/1iYjaQR337dSyp

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 612
Возможно, писал, что за два дня до смерти Святослав Теофиловичу показали посвященную ему композицию, написанную Юлей Козьминой-Бороздиной, и он её сыграл. О её отце я тоже писал – он проводит в своем имении в деревне Шишкино возле Тарусы выставку живописи – картины на деревьях. Рядом деревня Алекино, а возле нее – дом Рихтера над Окой. Посмотреть ноты и прочитать еще одно сочинение Юли, посвященное Рихтеру можно на моем сайте:
https://svrichter.jimdo.com

потом выбрать FESTIVALS и далее Festival in Tarusa. Там же рассказ Галины Алексеевны Писаренко о том, как Рихтер согласился начать Тарусский фестиваль 97-го года с Юлиного сочинения «Когда шумят леса».

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 612
Когда-то выкладывал список произведений, исполнявшихся Ниной Дорлиак и Святославом Рихтером. Недавно усовершенствовал его, исправил неточности. В новом списке есть информация о первом исполнении каждой вещи а также о том, сколько раз она исполнялась. Выкладываю текст в старом Word'e (на всякий случай):
https://yadi.sk/i/hjmPP9fA3C4VEp


Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 092
Когда-то выкладывал список произведений, исполнявшихся Ниной Дорлиак и Святославом Рихтером. Недавно усовершенствовал его, исправил неточности. В новом списке есть информация о первом исполнении каждой вещи а также о том, сколько раз она исполнялась. Выкладываю текст в старом Word'e (на всякий случай):
https://yadi.sk/i/hjmPP9fA3C4VEp
Интересно, а что из этого списка есть в записи?

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 612
Когда-то выкладывал список произведений, исполнявшихся Ниной Дорлиак и Святославом Рихтером. Недавно усовершенствовал его, исправил неточности. В новом списке есть информация о первом исполнении каждой вещи а также о том, сколько раз она исполнялась. Выкладываю текст в старом Word'e (на всякий случай):
https://yadi.sk/i/hjmPP9fA3C4VEp
Интересно, а что из этого списка есть в записи?
Я начал было ставить звездочки возле тех произведений, записи которых (официальные, неизданные, но кем-то переписанные из фондов или любительские) существуют. Но, поскольку у меня приведены даты премьер, а даты записи чаще всего от них отличаются, надо было бы добавлять еще и их. Как-то не очень хорошо получается. Возможно, я сделаю другой список с перечнем всех концертов, в котором исполнялась каждое произведение. Такое у меня есть, но без вокала. Пока советую зайти на мой сайт https://svrichter.jimdo.com
и скачать разные документы, в том числе, список всех имеющихся записей. За основу я взял знаменитую дискографию Танина, но добавил нумерацию. Скажем, хочется узнать, сколько записей Полонеза-фантазии существует на сегодняшний день. Это было бы нелегко, если пользоваться старым списком, т.к. их много, и надо пальцем водить по экрану, стараясь не сбиться. Я когда-то, проводя лекцию-прослушивание в Тарусе, ошибся - сказал, что их ровно 50! С моей стороны это было халтурой: их 58! 56 из них у меня есть (почему-то ни у кого нет любительских смоленской 22/11/92 и 20/12/92 - Wels). Раз уж отвлекся на оп.61 Шопена, скажу, что всего Рихтер сыграл его 180 раз! Попробуйте дать ответ, не имея нумерации. Итак, по моему новому списку можно найти все интересующие записи и, благодаря нумерации, увидеть, сколько их.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 612
Перепечатка с http://www.sviatoslavrichter.ru/forum/viewtopic.php?p=6345

Недавно получил от одного участника письмо:
Я обнаружил в YouTube видео Трио Чайковского из ГМИИ, но другое,
не то, известное исполнение от 29/12/86, которое М.I. называл "провальным",а от 30/12/86 которое он считал более удачным. Оно оказалось записаным.

Вот ссылка на известное видео:
https://www.youtube.com/watch?v=2GAatbgHKUU

а вот ссылка на новое видео:
https://www.youtube.com/watch?v=PuYpTFQa9i8

Это, действительно, другое исполнение.

Оказывается, оно было показано по телеканалу "Культура" 24/11/2016
Выложивший это видео, в описании к нему пишет:
"Изображение подвергнуто автоматической корректировке цвета.
Звук (моно) программно изменён эффектами пространственной симуляции
акустики небольшого зала и стереорасширения."
Ужас.

Ждем комментариев M.I. , бывшего на этих концертах. Мы многое когда-то обсудили, но не мешало бы вернуться, тем более, появилось видео.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 612
Рекомендую удалить выложенный документ с репертуаром Нины Львовны и Святослава Теофиловича из-за многочисленных недостатков. Концертография, на базе которой создавался этот документ делалась в течение двух или более лет. Набирался текст, соответствующий записям в Тетрадях самого Рихтера, а он иногда по-разному называл одно и то же произведение, к тому же некоторые названия я брал из дискографии Танина. В результате применения поиска в WORD'e возникала путаница. Не могу ручаться, что сейчас всё идеально, но всё же лучше, чем было.

Репертуар Н.Дорлиак – С.Рихтер
https://yadi.sk/i/O62bxGUz3DwmCz

Полный список произведений из репертуара Н.Дорлиак и С.Рихтера с указанием дат всех концертов, в которых исполнялось каждое произведение
https://yadi.sk/i/M-Qwd5wi3DwkoQ

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 612
Появилась обновленная дискография Рихтера, сделанная Атешем Танином:

http://at-sr-eg.wixsite.com/recorded-pianists

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 612
Предлагаю вашему вниманию рассказ Александра Розинкина о постановке Рихтером оперы Бриттена «Поворот винта»:

http://rm.mosconsv.ru/?tag=dhdhdhdhdhdhdhdh-dh

Каждый может прочитать его самостоятельно, но я не могу удержаться и позволю себе процитировать особенно понравившиеся фрагменты.
-----------------------------------------------------

Я помню, как однажды во время репетиции Святослав Теофилович, желая показать исполнителю, каким образом нужно сыграть эпизод, чтобы зрителю стало страшно, вдруг, словно ящерица, прилип к декорации, распластав на ней руки и изменив до неузнаваемости выражение лица. Сделано это было так неожиданно и правдоподобно, что мальчик, исполнявший роль Майлса, заплакал от страха.


После репетиции на вопрос Рихтера (точных слов я уже не помню, но хорошо запомнил содержание диалога): «Ну что вы можете сказать?» Покровский ответил: «Мне кажется, вам стоит заняться оперной режиссурой». Реакция последовала незамедлительно: «А что, я уже плохо играю на рояле?», – великий Рихтер любил шутку.

Предъявляя строгие требования к слову, Рихтер против небольших переделок не возражал. А в некоторых местах простой перевод ничего не давал русскому слушателю. Рихтер, например, предложил свой вариант текста взамен цитаты из стихотворения ирландского поэта У. Йейтса «Второе пришествие», которая русскому слушателю не предлагала никаких аллюзий. Помимо этого, Святослав Теофилович сам перевел «Пролог» к опере. Таким образом, С. Рихтер мог бы справедливо быть упомянутым на афише и в программках как один из авторов русского текста, но из скромности он не позволил упомянуть себя даже в качестве режиссера.
-----------------------------------------------------------------

От себя добавлю, что в Киеве был аншлаг, когда оперу давали в концертном исполнении. Не в обиду замечательным исполнителям будь сказано, но аншлаг был обеспечен также и тем, что на афише было упомянуто великое имя режиссера. Он не приехал в Киев, но незримо присутствовал. Уже одно его имя действовало. Так бывает и сейчас, когда кто-то из гастролеров дает концерт в память о нем.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 612
Начал в библиотеке просматривать старые рецензии на концерты Рихтера. Что-то скопировал. Только что выложил статью В.Ю.Дельсона:
«Музыкальная жизнь», 1966, № 13.
https://yadi.sk/i/SocYBlG03ESShw
В концертных залах
Святослав Рихтер играет сонаты Прокофьева.

Посвящена она концерту к 75-летию Сергея Сергеевича - БЗК, 2/5/1966. К счастью, сохранились записи всех сонат с этого концерта. Странная вещь: записан бис - финал сонаты №6, но в Тетради Рихтера он не отмечен, да и Дельсон о нем не пишет.


Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 612
Приглашаю на свой новый сайт с расширенными возможностями:
https://www.svrichter.com

Возможности старого сайта  https://svrichter.jimdo.com  исчерпаны.
Следите за появлением новых тем.

Оффлайн maximav

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 273
  • «В человеке побеждает субъективное» (С. Рихтер)
Впервые вижу этот рассказ:

Цитировать
Эта история записана по рассказам организаторов вечера памяти Бориса Николаевича Делоне в Математическом институте им. В. А. Стеклова весной 1981 года.


Когда готовили программу вечера у тех, кто близко знал Бориса Николаевича, возникла идея: поскольку Б.Н. всю жизнь любил, знал и слушал классическую музыку, в некотором роде даже сам был музыкантом, то было бы правильно, чтобы на этом вечере «вживую» звучала хорошая фортепианная музыка (вечер был приурочен к дню рождения Бориса Николаевича, 15 марта, но был уже вечером памяти: Б. Н. Делоне скончался 17 июля 1980 года).

Позвонили «другу дома» — Анне Даниловне Артоболевской. (Артоболевская Анна Даниловна (04.10.1905–02.05.1988) — пианистка и музыкальный педагог, с которой Б.Н. был дружен с довоенных времён. Уточнение: Анна Даниловна была одноклассницей его сестры Наталии Николаевны Делоне ещё в дореволюционном Киеве, а Б.Н. у них преподавал математику.)

Анне Даниловне идея сразу понравилась, она немного подумала и спросила только одно: «Какого числа вечер?» Назвали дату (через 2—3 месяца после разговора) и поразились её ответу: «Да, конечно, всё будет, Слава приедет». Такой ответ породил не только удивление, но и некоторые проблемы: за тот рояль, который есть в институте, не очень удобно приглашать пианиста такого уровня, и к тому же очевидно, что планы Святослава Теофиловича Рихтера на полгода вперёд расписаны по часам. Попытки поделиться этими сомнениями с Анной Даниловной успеха не имели, разговор был пресечён почти жёстко: «Я же сказала — Слава приедет. А остальное — моя забота».

Действительно, в назначенный день в институте Стеклова прошёл замечательный вечер, все организационные проблемы решились, рояль настраивали специально вызванные из консерватории специалисты, всё случилось как должно было и на вечере вообще, и относительно его музыкальной части. Сам Рихтер в итоге участвовать не смог (по болезни?), хотя разговоры об этом шли до последнего (известно, например, что он сам это обсуждал с А. Д. Артоболевской). На вечере играли более молодые ученики Г. Г. Нейгауза и А. Д. Артоболевской — А.Б.Любимов, В. П. Овчинников, Л. Б. Тимофеева.

А потом — уже в кулуарах, для своих — Анна Даниловна рассказала о причинах той своей уверенности…

Дело было лет за 30—35 до того (скорее всего, весной-летом 1937 года, но, может быть, даже где-то в 1944-47 году). Анна Даниловна пришла в квартиру Делоне на Пятницкой улице и сказала хозяину дома примерно следующее:

— Боря, у меня к тебе есть дело! У тебя в гостиной стоит рояль. А у меня есть мальчик. Боря, я что-то в этом понимаю: этому мальчику НАДО играть. Каждый день. А играть ему негде. Он уже кое-что умеет, тебе будет что слушать. Боря, разреши ему играть.

Борис Николаевич согласился попробовать, и в один из следующих дней в доме появился студент консерватории Слава Рихтер. Естественно, внешне он в то время походил на типичного студента, всё имущество которого было при нём, а худоба бросалась в глаза.

Юношу пригласили в гостиную, он сел к роялю, а Борис Николаевич, взяв нужные бумаги, сел рядом к столу. Через несколько часов работы (у каждого своей) хозяин дома сказал: «Ну раз на сегодня хватит, то давайте заканчивать и пойдемте обедать!». Рихтер пытался возразить, что он, дескать, «очень торопится», что «есть срочные дела». Но в ответ услышал чёткую и ясную позицию:

— Значит так, молодой человек! Вы можете приходить, играть и обедать с нами. Можете не обедать — но тогда вы не будете играть. А приходить или не приходить — это уж ваше дело.

После чего в течение еще нескольких месяцев С. Т. Рихтер бывал в этом доме, где ему не только давали инструмент, но и попросту нормально кормили (что Б. Н. Делоне вполне мог себе позволить, будучи к тому времени известным учёным, например, избранном в 1929 году член-корреспондентом Академии наук)...


Очень жаль, что эта история пока нигде не опубликована. Записав свой рассказ для сайта Math.Ru, я надеюсь, что кто-то из свидетелей событий (хотя бы рассказов 1981 года) прокомментирует или даже запишет эту историю лучше меня.

В. Д. Арнольд
08.02.2015


http://www.math.ru/history/stories/delone-richter.htm
« Последнее редактирование: Март 03, 2017, 17:51:05 от Александр П. »

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 612
Только что выложил страничку из журнала "Советская музыка", 1946 г., №1 - краткий отчет о III Всесоюзном конкурсе. Странно, что не названы имена лауреатов. Без комментариев поместили фотографии Рихтера и Мержанова. Желающие взглянуть на эти уникальные страницы смогут сделать это, зайдя на мой обновленный сайт
www.svrichter.com

Признаюсь, возникает особое чувство, когда держишь в руках такие раритеты.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 612
Выложил рецензию Е.Добрыниной ("Советская музыка", 1952, №4) на дирижерский дебют (18/02/1952) Рихтера с Симфонией-концертом Прокофьева (виолончель - Ростропович). Прямо скажем, для меня многое было неожиданным. Наверное, пишет и думает: "Как бы чего не вышло".
Любительская запись этого опуса Прокофьева сохранилась. Ее, помнится, восторженно принял Предлогов. Запись обсуждали. Ему, не сомневаюсь, было бы интересно познакомиться с этим образчиком критической мысли.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Выложил рецензию Е.Добрыниной ("Советская музыка", 1952, №4) на дирижерский дебют (18/02/1952) Рихтера с Симфонией-концертом Прокофьева (виолончель - Ростропович). Прямо скажем, для меня многое было неожиданным. Наверное, пишет и думает: "Как бы чего не вышло".
   Я бы сказал, в этой рецензии Рихтера пожурили. Оценку ему поставили - ну, так, троечку (хорошо ещё, если не с минусом).

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 612
Выложил рецензию Е.Добрыниной ("Советская музыка", 1952, №4) на дирижерский дебют (18/02/1952) Рихтера с Симфонией-концертом Прокофьева (виолончель - Ростропович). Прямо скажем, для меня многое было неожиданным. Наверное, пишет и думает: "Как бы чего не вышло".
   Я бы сказал, в этой рецензии Рихтера пожурили. Оценку ему поставили - ну, так, троечку (хорошо ещё, если не с минусом).

Я имел в виду неопределенность в отношении к Прокофьеву в те годы. Можно ли его хвалить? Критику надо было избрать «правильную» позицию. Как известно, сейчас мы можем слушать запись с того концерта, пусть и не очень хорошего качества. При прослушивании ничего подобного, как у автора статьи, в голову не приходит.

Тем временем мой обновленный сайт www.svrichter.com постоянно пополняется. Поставил себе задачу найти и выложить все статьи о Рихтере. Оказалось, что сделать это возможно. В былые годы (1948-1970) выпускались библиографические справочники «Советская литература о музыке» (составители Успенская, Колтыпина,Колбановская, Павлова, Яголим). Ищешь «Рихтер С.Т.», а потом находишь в справочнике ссылки на все статьи, в которых упоминается это имя. Журналы заказываешь в академической библиотеке, делаешь ксерокопии, а дома завершаешь процедуру. Но, увы, ничего подобного после 70-го года не нашел. Возможно, кто-то из участников может что-нибудь подсказать.

Итак, я выложил практически всё написанное в 40-60-е годы. Заходите, читайте.
Статьи находятся в трех темах: ARTICLES, REVIEWS, ANNIVERSARIES. Чтобы попасть в первые две темы, надо сначала щелкнуть на «DOCUMENTS».

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 612
Вернувшись ночью из Житомира, с открытия фестиваля, посвященного дню рождения Рихтера, выложил статью Г.Цыпина с мыслями Святослава Теофиловича о Равеле.

Рад за житомирян: они чтут своего великого земляка.
В этот же день открылся конкурс молодых исполнителей им.Рихтера.

Какое счастье, что в нашей жизни есть Рихтер!

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 482
    • Русское исполнительское наследие на CD
Дмитрий Николаевич Журавлёв читает отрывок из воспоминаний Г.Г Нейзауза о Рихтере:

https://www.facebook.com/staroeteleveshchanie/videos/1276128489175347/

Оффлайн V.G.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 149
В честь Дня Рождения Рихтера переслушал концерт к 75-летию Прокофьева. На 100% согласен с известным высказыванием Ахматовой (неважно, относилось оно к этому концерту или к какому-то другому исполнению Рихтером Прокофьева).

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 612
Выложил интервью Рихтера и Дорлиак «Произведение нужно ставить в подлиннике». А говорят, он интервью не давал. Очень даже давал! Конечно, не красовался перед кинокамерами по любому поводу, как Ростропович, но всё же на вопросы отвечал, причем, безразличия не проявлял. Не думаю, что многие читали и помнят его статьи в советских газетах в те годы.

На моем обновленном сайте выложены статьи Рихтера и его интервью. Милости прошу. DOCUMENTS/RICHTER QUOTES – статьи самого Рихтера, DOCUMENTS/REVIEWS – рецензии на концерты, DOCUMENTS/ARTICLES – статьи общего характера, ANNIVERSARIES – статьи к юбилеям.Там можно найти все (!) статьи о нем и рецензии на концерты за 40-60-е годы. Сложнее с 70-90-ми годами, но всё же что-то сделать постараюсь. Было бы хорошо, если бы москвичи предложили помощь. Что именно нужно сделать, могу объяснить.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
На моем обновленном сайте выложены статьи Рихтера и его интервью. Милости прошу.
   А где же адрес сайта?

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 612
На моем обновленном сайте выложены статьи Рихтера и его интервью. Милости прошу.
   А где же адрес сайта?
Я его сообщал. Еще раз повторю:

www.svrichter.com

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 612
Нашел наше обсуждение Концерта Берга:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1512.1550

и свои слова: "Надо будет найти статью об их работе над Бергом".
Наконец я нашел две статьи и только что выложил. Жаль, что так поздно: тогда ведь в разговоре принимал участие Предлогов.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Нашел наше обсуждение Концерта Берга:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1512.1550

и свои слова: "Надо будет найти статью об их работе над Бергом".
Наконец я нашел две статьи и только что выложил.
   Увы, никак не смог выйти на эти статьи на сайте Юрия. Как это сделать, какой порядок шагов?

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Перепечатка с http://www.sviatoslavrichter.ru/forum/viewtopic.php?p=6345

Недавно получил от одного участника письмо:
Я обнаружил в YouTube видео Трио Чайковского из ГМИИ, но другое,
не то, известное исполнение от 29/12/86, которое М.I. называл "провальным",а от 30/12/86 которое он считал более удачным. Оно оказалось записаным.

Вот ссылка на известное видео:
https://www.youtube.com/watch?v=2GAatbgHKUU

а вот ссылка на новое видео:
https://www.youtube.com/watch?v=PuYpTFQa9i8

Это, действительно, другое исполнение.

Оказывается, оно было показано по телеканалу "Культура" 24/11/2016
Выложивший это видео, в описании к нему пишет:
"Изображение подвергнуто автоматической корректировке цвета.
Звук (моно) программно изменён эффектами пространственной симуляции
акустики небольшого зала и стереорасширения."
Ужас.

Ждем комментариев M.I. , бывшего на этих концертах. Мы многое когда-то обсудили, но не мешало бы вернуться, тем более, появилось видео.
   Прослушал, просмотрел обе записи обе записи. Ясно, что первая из них от 29 декабря 1986 года, а вторая от 30 декабря. Что о них можно сказать, отвлекаясь от воспоминаний об исполнениях в зале, на тех концертах?
   Первая запись естественно передаёт соотношения громкостей звучания, как это было на концерте, и это плюс представленной записи от 29 декабря. Но само исполнение эмоционально какое-то суховатое, растерянно-суетливое. Как будто у исполнителей всё валится из рук.
   Вторая запись по качеству в смысле звукорежиссуры довольно неудачная. Во-первых, отвратительная компрессия уровня записи: и тихие, и громкие места звучат с одинаковой громкостью (притом в тихих местах вытягиваются ещё и посторонние шумы). Иногда наступает ощущение, что от такой звукорежиссуры можно ошалеть. Во-вторых, иногда упомянутый эффект "пространственной симуляции акустики небольшого зала и стереорасширения" создаёт совершенно неестественную гулкость звучания, и это тоже портит впечатление. Тем не менее эта запись ценна, поскольку зафиксировала впечатляющее исполнение. Сразу видно, что исполнители вполне собраны, настроены на что-то большое. Присутствует, я бы сказал, ностальгическое оживление. Начиная примерно с 32-й минуты записи начинаешь забывать о плохой звукорежиссуре, увлекает артистическое кипение исполнителей. А примерно на 40-й минуте исполнительский накал достигает такой силы, что начинаешь переживать за музыкантов - удержат ли они это до конца? Последняя, примерно, четверть часа записи буквально завораживают: я уже не дома перед монитором компьютера, а там, в зале. И вот, далее, до конца Трио, исполнители летят на взятой высоте.