Автор Тема: Конференция на музыкально-философские темы  (Прочитано 5561 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Predlogоff

  • Гость
Информация здесь. Тут есть действительно любопытные темы, которые можно обсудить независимо от личного участия в концеренции.

http://www.mconf.blogspot.com/

социология музыки
международная научная конференция ноябрь 2007 год

Добро пожаловать на сайт Международной научной конференции «СОЦИОЛОГИЯ МУЗЫКИ:
НОВЫЕ СТРАТЕГИИ В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ»,
которую организует Российская академия музыки им. Гнесиных.

Очная часть конференции будет проходить с 8 по 10 ноября 2007 года в Музыкальной гостиной дома Шуваловой.
Наш сайт содержит аннотации предстоящих докладов и краткую информацию об участниках.

На сайте выложены в полнотекстовом варианте доклады тех участников, которые по разным причинам не смогли приехать в Москву. Поэтому мы и организовали нашу интернет-конференцию.

Вы можете оставить свои комментарии к каждой статье и задать вопросы авторам.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНФЕРЕНЦИИ
В современной социокультурной ситуации, когда музыкальное искусство начинает функционировать как часть культурного производства и проектирования, актуальным становится новый подход к его изучению и пониманию.
Исследовательский ракурс в социологии музыки смещается с музыкального произведения и его эстетической оценки (как это происходит в традиционном искусствознании) к рассмотрению процессов функционирования и развития музыкальной культуры как социального института, к выявлению его закономерностей и механизмов, осознанию ее прагматической составляющей.
Интегративная природа такого подхода, объединяющая методы различных наук, таких как социология, социологическая феноменология, этнометодология, культурология, психология, история, философия - делает этот предмет актуальным для широкого круга специалистов.
Кроме того, пересмотр устаревших позиций в музыковедении может помочь актуализировать классическое музыкальное искусство в молодежной субкультуре; спроектировать возможные векторы дальнейшего развития современной культуры (например, возможные сценарии взаимодействия массовой и элитарной культуры); выработать современные педагогические технологии на пересечении различных наук с использованием современных интернет-возможностей.
Исследования подобного рода уже начали возникать в научной среде, но они сейчас не связаны между собой, являясь скорее маргинальными в различных научных сообществах. Консолидация интенций современных ученых, занимающихся этой проблемой, позволит сформировать единое исследовательское пространство, выработать методологию, предметное поле и тем самым институциализировать социологию музыки.
Социология музыки может стать той научной дисциплиной, в рамках которой окажется возможным объединение интересов, методов и ресурсов различных наук. Тем самым возникают перспективы по консолидации естетственно-математических, социологических и гуманитарных наук, что является одной из насущных задач в современной науке.

перейти к докладам участников
ОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ

перейти к докладам участников
ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ

Приглашаем всех, кто интересуется социологическим ракурсом в осмыслении музыкальной культуры, принять участие в нашей виртуальной конференции.

Тексты ждем по адресу ekly@yandex.ru

  

Крылова Александра Владимировна

Доктор культурологии, кандидат искусствоведения
(Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова)

«МУЗЫКА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Тезисы доклада:
Центральное место в современном гуманитарном знании занимают проблемы человека. Для музыкознания эта проблематика не менее актуальна. Значимость ее определена тем, что в информационном обществе музыка становится неотъемлемой частью социума, включаясь не только в художественные контексты, но и прозаически бытийные. Музыкальные форматы ТВ и радио каналов, аудио реклама, бытовая аудиотехника, музыка в торговых центрах как часть маркетинговых технологий, музыка в системе сотовой связи… Не продолжая далее, отметим очевидное: человек живет в напряженном поле аудио информации, мощно воздействующей на мышление, этику, мораль, представления о ценностях бытия.
Одним из доминантных факторов в формировании картины мира современного homo sapiens «плывущего по волнам» безбрежного информационного пространства, занимает реклама. Аудиопресинг рекламных саундтреков создает пространство «высокого напряжения». Какое воздействие оказывает реклама, в том числе и ее звуковая составляющая, на массовое сознание, какие ценности она настойчиво предлагает человеку, и каким он - человек становится, принимая и усваивая их? На самом деле глубокого научно обоснованного анализа вопросы эти до сих пор не получили, хотя, казалось бы, лежат на поверхности. О том же, сколь они важны, говорит уже многообразие функций, которые сегодня реклама выполняет в обществе - экономические, интеграционные, информативные, образовательные. В этом ряду особенно значимой для социума является ценностно ориентирующая ее функция.
Ценностные ориентации, обозначенные в смысловом поле рекламы, мощно воздействуют на массовое сознание не только в силу их эмоциональной позитивности или использования интервентных психологических методик, но и потому, что транслируются общественному сознанию как готовые смыслы и стереотипы поведения. Анализ «качества» ценностей, продвигаемых рекламой, способен выделить совокупность ориентиров, формирующих «картину мира» современного человека. Он также способен (поскольку речь идет не только об отдельной личности, но об огромном большинстве), обозначить доминантные ценностные дефиниции, которые во многом предопределяют идеологическую платформу массового сознания. С целью решения этих задач, был произведен статистический обсчет ценностей, тиражируемых в рекламных слоганах. Базу данных составили 5000 слоганов, собранных лабораторией Южно-Российского гуманитарного института. В результате удалось выделить двенадцать безусловных «лидеров». Это - качество, новизна, здоровье, удовольствие, красота, жизнь, совершенство, индивидуальность, лидерство, авторитетность, удобство и забота. Смысловое наполнение этой ценностной шкалы показательно, поскольку суммарно представляет некий портрет современника, обладающего или хотя бы ориентирующего свою жизнь на те ценности, которые постоянно и в огромном количестве смысловых инвариантов предлагает реклама во всех ее жанровых ипостасях. Из приведенного перечня следует, что совершенная концепция качества жизни определена здоровьем тела, физической красотой, удобствами, постоянной новизной удовольствий. Именно это – гарант имиджа успешной, индивидуальной, авторитетной и, безусловно, лидирующей личности, главной проблемой которой является забота о себе – сохранении здоровья, молодости, красоты, удобств и удовольствий!
Какую роль играет музыка в продвижении этой модели? Существенную, учитывая прямое обращение музыкального ряда к эмоциональному восприятию. Выполняя функцию декора в контексте целого, рекламный саундтрек активизирует акт внушения и привносит дополнительные смысловые ракурсы. Следует отметить, что первостепенно значимыми в «диагностике» соответствия избранного музыкального материала смысловой сути конкретной ценностной позиции являются эмоциональный характер музыки и жанрово-стилевая его ориентация. Так «качество», как некая эталонная ценностная величина, воплощается посредством апелляции к барочным и классическим образцам музыкального искусства. Например, соната В.Моцарта До мажор (начальный период первой части с сокращенной и измененной каденцией, K.N 545) в ролике салона интерьерного дизайна «Высокие отношения» идеально соответствует продвигаемой идее высочайшего качества и стиля. Известная телевизионная реклама творожно-шоколадного сырка из серии чудо-йогуртовых товаров, «упакованных» в рамках рекламного мифа в высокие ценностные категории «красоты» и «волшебности», усиливает свое влияние на аудиторию, используя красочную музыку арабского танца М.И.Глинки из «Руслана и Людмилы». Из танцевальной сюиты «Восточных танцев» третьего действия оперы избран именно арабский танец, в наибольшей степени олицетворяющий Восток, который в массовом представлении тесно переплетается со сказочностью - арабскими сказками «Тысяча и одна ночь» (или, как минимум, с диснеевским мультсериалом «Лампа Алладина»). Реклама курортного комплекса Дагомыс, вербальный ряд которой построен на акцентировке ценностной категории «удовольствие», использует музыку, которая в сознании потребителя глубинно ассоциируется с праздником, а именно, фрагмент из знаменитой польки Иоганна Штрауса «Анна».
Приведенные смысловые параллели, которые могут быть преумножены, в большой степени примитивны и иллюстративны, и тем не менее они важны, поскольку именно ими обозначен тот «верхний», но наиболее активный слой смыслов, считываемых и усваиваемых коллективным сознанием массовой аудитории рекламного продукта, мощно воздействующих на человека, обреченного на восприятие беспрерывного звукового потока рекламной информации.



Леонтьев Дмитрий Алексеевич,
Никитина Александра Владимировна

Доктор психологических наук
Продюсер

«ВОСПРИЯТИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ АВАНГАРДНОЙ МУЗЫКИ МУЗЫКАЛЬНО КОМПЕТЕНТНЫМИ И “НАИВНЫМИ” СЛУШАТЕЛЯМИ»

Тезисы доклада
В докладе представлено экспериментально-психологическое исследование академической авангардной музыки по сравнению с традиционной музыкально образованными и необразованными слушателями. Показано, в частности, что при восприятии чистой авангардной музыки без традиционных стилевых элементов обе группы слушателей существенно не различаются по своему восприятию, демонстрируя восприятие на непосредственно-эмоциональном уровне, в то время как авангардная музыка с включением черт традиционных стилей воспринимается музыкально компетентными слушателями на качественно более высоком уровне, чем музыкально необразованными.


Букина Татьяна Вадимовна

Кандидат искусствоведения
(Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов)

«ПРОФЕССИЯ МУЗЫКАНТА В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ: ТВОРЧЕСТВО КАК СТРАТЕГИЯ УСПЕХА»

Тезисы доклада
В докладе предпринят анализ музыкальной сферы деятельности, позволяющий рассмотреть её как социальный институт со своими имманентными жёсткими законами, ярко выраженной статусной иерархией и маркированной конкурентной средой. В подобных условиях любой художественный проект закономерно превращается в тактику по завоеванию определенной социальной позиции, несводимую к творческой самореализации артистической натуры.



Протасова Надежда Вадимовна

Кандидат философских наук
(Российский Институт Культурологии)

«СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ ИНОКУЛЬТУРНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕКСТОВ»

Тезисы доклада
В различные периоды исторических трансформаций ученые задаются вопросом о месте искусства в человеческом обществе, о роли его в формировании культурной среды.
Современная музыкальная жизнь включает в себя разнообразие практик прошлых столетий, иных культур “европейского профессионализма” и стран Востока, различные типы музицирования (фольклор, классика, эстрада) и т.д. И, все же, не смотря на то, что социальная основа всякого музыкального явления сложна и противоречива, она в основе своей содержала целостность, как общечеловеческое начало.
С приходом в культурное пространство новых форм музыкальных трансляций (видео клипы), звуковой материал утратил целостность и единство.
“Реальность” сегодняшней коммуникативной среды состоит из множества специфических пространственно-временных реалий. Звучащее и демонстрирующее “здесь и сейчас” являет собой такое представление исключительно только в артефактах собственного существования, т.е. в “виртуальной” реальности.
В работе предпринята попытка проанализировать новые формы воспроизводства музыкальных текстов (классика, фольклор, эстрада) в ММ – среде.
Исходя из наблюдений за динамикой развития обозначенных форм музицирования в условиях массовых коммуникаций, можно предположить, что подобных феноменов в искусстве раннее не было. А значит, сфера искусств, создаваемая, средствами СМК формирует принципиально новую музыкально-культурную форму, отвечающую параметрам культуре “массового общества”.
« Последнее редактирование: Июнь 21, 2013, 21:07:12 от Админ »