Автор Тема: Шостакович: творчество и жизнь  (Прочитано 94925 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 420
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #50 : Февраль 05, 2014, 19:08:57 »
:) я был на 4-й в БЗФ дважды, был на 13-й в Париже и в Пярну (!), и всегда были аншлаги, оглушительный успех и ни одного сбежавшего. В американской и французской глубинке играл Квинтет - реакция феноменальная, хотя что этим американским провинциалам этот Квинтет?

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 920
  • Mundus universus exercet histrioniam
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #51 : Февраль 05, 2014, 19:32:02 »
Статьей "Сумбур вместо музыки" была навсегда отбита охота писать оперы. Я считаю, что мы потеряли грандиозного оперного композитора.

Да так ли, Петр? Вовсе не являясь сторонником директивности, тем более государственной, все же не нахожу в "Леди Макбет" даже крупицы той гениальности, которая очевидна в симфониях Шостаковича (правда, на мой взгляд, не во всех). Может быть, нет худа без добра? Может быть, Шостакович, став оперным композитором, пошел бы по менее органичному для него пути?

И вспомните, что писал Свиридов о Шостаковиче как государственном композиторе, рекламируемом всеми средствами госпропаганды. Да, это может казаться субъективным. Но доля истины в таком взгляде есть. Причем очень немалая.
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 920
  • Mundus universus exercet histrioniam
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #52 : Февраль 05, 2014, 20:22:36 »
Статьей "Сумбур вместо музыки" была навсегда отбита охота писать оперы. Я считаю, что мы потеряли грандиозного оперного композитора.

Да так ли, Петр?

В связи с "Сумбуром" расскажу историю, которую поведал мне один компетентный в истории советского оперного театра человек, сообщивший, что об истинных причинах запрета оперы Шостаковича предпочитают умалчивать. Не берусь утверждать со стопроцентной уверенностью, но гнев на Шостаковича был обусловлен не какой-то злонамеренной капризностью Сталина, а тем, что ему сообщили о реакции на оперу Шостаковича в Америке. - Там ее многие рецензенты назвали музыкальной порнографией, экспортируемой большевиками в США. После того как "Леди Макбет" была объявлена в СССР новой крупной победой советской музыки, а вождю доложили о реакции в США, Сталин решил разобраться в этом вопросе самостоятельно. И пришел к выводу, что опера дифирамбов не заслуживает, а американцы правы.

Вот такая занятная история.

Интересно при этом, что Шостакович позднее по собственной инициативе "Леди Макбет" переработал, выкинув из нее самые грубые эпизоды, названные американцами "порнографией". На мой взгляд, и это не пошло ей на пользу. Но дело не в этом, а в том, что сам Шостакович, помудрев, был своей оперой неудовлетворен.
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 420
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #53 : Февраль 05, 2014, 22:40:48 »
Странное дело. Может, лучше поспорим, гениален ли "Борис Годунов" или там "Зигфрид"? Как я могу вам доказать, что "Леди Макбет" - гениальная опера?
Да, я считаю, что "Леди Макбет" наряду с "Воццеком" - гениальнейшие оперы 20 века. "Леди Макбет" написана свободным, веселым, еще ничего не боящимся, входящим в зенит своего таланта Шостаковичем. Это настоящее пиршество музыки и театра. В ней есть все: потрясающая оркестровка, драматургия, лиризм, сарказм, гротеск, трагизм, колоссальный симфонический масштаб, страсть, смелость, яркие образы - музыкальные и драматические, русская жизнь в ее многообразии, много чего еще. В ней есть и многое из того, что потом прорастет в большой симфонический стиль Шостаковича. Что до "порнофонии" - из песни слова не выкинешь, она там на своем месте. И зачем нам снова тиражировать американское ханжество 30-х?
Поэтому "Сумбур вместо музыки" для меня - историческое событие с абсолютным знаком минус, зло в чистом, дистиллированном виде. Я считаю себя обокраденным оттого, что Шостакович больше не писал опер. Надо тут упомянуть и "Нос", при всем его своеобразии являющийся жемчужиной авангарда 20-х.
Насчет второй редакции - она хуже, конечно, и по тексту тоже. Надо понимать, что Шостакович кастрировал оперу все же не по своей доброй воле, а понимая, что иначе он рискует вообще ее никогда больше не услышать. В 1954, кажется, году, уже ставился вопрос о ее возобновлении, но комиссия в составе неких Хубова и Кабалевского завернула это снова. И он вынужденно смягчил ее, широковещательно сказав о своем "неудовлетворении".
И про Свиридова. Я бы с большой осторожностью цитировал Свиридова о Шостаковиче, он как будто мстил за что-то ему в своих записках. То же случалось и с Уствольской. Думаю, таким образом они просто пытались дистанцироваться, заслониться, уйти от влияния такой грандиозной фигуры, какой был Шостакович.
А про Сталина, все понимавшего лучше всех, разбиравшегося лучше Вишневской или самого Шостаковича в музыке, позвольте лишь горько усмехнуться.
« Последнее редактирование: Февраль 05, 2014, 22:51:44 от Петр Лаул »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Творчество Шостаковича
« Ответ #54 : Февраль 05, 2014, 23:00:06 »
А вот какое-либо оправдание сталинской культурной политики я не принимаю категорически

Мы намекаете, что это я её оправдываю что ли??
Вы только возмущаетесь ею, а причин не ищете и выводов никаких не делаете, а я пытаюсь ПОНЯТЬ, что тогда происходило и почему происходило; но, как известно, понять - не значить простить.

А угасание композиции - это объективный процесс, не имевший отношения к отеческой заботе партии

Партия так не думала :))
Сталин был отец родной, а партия - мать родная: она могла и конфеткой наградить, а могла и попку нашлёпать. И всё незатейливо, от имени и по поручению всего советского народа.
Loki привёл интересные факты, а я ещё добавлю: ведь Шостакович считался в Америке чуть ли не коммунистическим автором, отчасти поэтому против его "Леди" в СССР была развёрнута такая травля. Как я понимаю наших вождей, этим демаршем против Шостаковича они ударили по той мысли, которая тиражировалась в те годы на Западе - что Шостакович является певцом сексуальной распущенности советской России. Вы в курсе, наверное, какие безобразия творились в области семьи и брака, какая вольница тогда в СССР процветата, чуть ли не узаконенная свободная любовь, а дети - это дети родины, а не конкретных матери и отца?
На фоне законодательного закручивания гаек после этой вольницы и введения законов о браке и семье в рамки приличий опера Шостаковича с развратными сценами и физиологизмом некоторых моментов шла поперёк этой линии. Это было не столько ханжество, сколько демонстрация генеральной линии.
"Хорошо" это или "плохо", что в самой опере имели место такие сцены и соответствующее музыкальное живописание, я судить не берусь - в конце концов, почему бы и нет?? Ведь это опера не для детей, и это было в русле мировых тенденций той эпохи. Вон у Хиндемита в "Новостях дня" голую женщину прямо в ванне с водой вывозили на сцену, потому что она пела в ней центральную арию на текст рекламного объявления.
Кстати, Хиндемита у нас тут иносказательно высмеивали: помните композитора Керосинова из древнего и забавного советского фильма "Антон Иванович сердится"? Он там сочинял "Физиологическую симфонию в четырёх пароксизмах" - это же намёк и пародия на "Четыре темперамента" Хиндемита!
Так что наезд на Шостаковича нужно рассматривать в более широком контексте, и если это сделать, многое становится понятным и даже в тех условиях вполне предсказуемым.
Конечно, нервно-возбудимый Шостакович реагировал на эти насмешки очень остро, но это уж как кому на роду написано. Хиндемита вон тоже сам Гитлер ненавидел, так что Шостакович мог бы гордиться таким вниманием власти к своей персоне :))
И Свиридов, конечно, прав, что власть если и обидела ДДШ, то с лихвой эти обиды компенсировала. А я вот теперь думаю: а кем был бы Шостакович без этой травли и без этих окриков? Такое ощущение, что он не сформировался бы без этого как величайший трагик своей эпохи, а стал бы заурядным писателем партитур, как вон Кшенек в зрелости и старости. Тот тоже был ого-го каким бунтарём, а затем остепенился, а ещё позже его заела и поглотила пошлая и сытая буржуазная жизнь. Начинал как гений, а закончил как заурядность. А из Шостаковича эпоха выковала певца её трагедий.
Что человеку плохо, то творцу - пища для ума и повод для творчества. Диалектика.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Творчество Шостаковича
« Ответ #55 : Февраль 05, 2014, 23:03:45 »
А про Сталина, все понимавшего лучше всех, разбиравшегося лучше Вишневской или самого Шостаковича в музыке, позвольте лишь горько усмехнуться.

:) Мне тоже позвольте усмехнуться, потому что я не говорил, что Сталин разбирался в музыке лучше Шостаковича! Но точно уж не хуже Вишневской"!
Понимаете, все тогда видели, что во всём мире композиторское творчество заехало куда-то не туда, и особенно очевидно это стало после II Мировой. О, если бы наши партийцы в 1948 году знали, куда всё придёт через полвека, то тогда, боюсь, они точно всех композиторов перестреляли бы.
К счастью для музыкантов, партия всё же не была столь прозорлива, а то могла сгоряча и от "обиды за музыку" и головы всем посносить.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 420
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #56 : Февраль 05, 2014, 23:10:53 »
Не думаю, что тут такая уж узкая причина - семья, сексуальное закрепощение и т.п. Думаю, Сталин не мог в силу ограниченности понять эстетическую сторону дела. И направлена эта статья была внутрь страны, на своих творцов.
Мысль, что необходимо мучать творцов, чтобы из них что-то вышло - возможно, в этом что-то есть. Правда, я не могу внутренне смириться с тем, что Шуберт был гол и нищ, Моцарт похоронен в общей могиле, Достоевский понарошку казнен и отправлен на каторгу и т.п.
Слово "насмешки" я не понимаю. Ничего себе насмешки! Это целая кампания травли, запрет оперы на 26 лет, попутное снятие 4-й симфонии и т.п. Это мощный удар под дых, а не насмешки.
В случае с Шостаковичем я, к сожалению, не уверен, что ему пошло на пользу это событие. "Великим трагиком" он к тому времени уже был. И последний акт "Леди Макбет", и медленная часть вч. сонаты, и вся 4-я симфония об этом говорят. Он стал говорить эзоповым языком - это да. И титаническим усилием воли не сломался, остался самим собой в той мере, какой это было возможно.
Про почести и т.п. - не надо забывать, что "официальным классиком" он стал уже при Хрущеве, ну еще в какой-то мере после 7-й симфонии, т.к. она имела не только музыкальное, но и политическое и историческое значение.

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 420
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #57 : Февраль 05, 2014, 23:12:44 »
Вишневская понимала Шостаковича, а Сталин - нет. Она создала конгениальное воплощение Леди Макбет. Она была выдающейся исполнительницей, а Сталин - нет. О чем мы тут вообще говорим? Пусть она вам глубоко несимпатична, но включите же хотя бы подобие объективности!

Оффлайн Нота Соль

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 147
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #58 : Февраль 05, 2014, 23:23:39 »
Цитировать
Про почести и т.п. - не надо забывать, что "официальным классиком" он стал уже при Хрущеве, ну еще в какой-то мере после 7-й симфонии, т.к. она имела не только музыкальное, но и политическое и историческое значение.

Пять Сталинский премий - 1941, 1942, 1946, 1950, 1952
Орден Трудового Красного Знамени 1940
Орден Ленина 1946
Народный артист РСФСР 1947

До "официального классика" не хватает двух премий, парочки орденов и звания Народного артиста СССР.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Творчество Шостаковича
« Ответ #59 : Февраль 05, 2014, 23:23:57 »
Пётр, вы тоже включите объективность и допустите хотя бы на минутку, что Иван Грозный, Пётр Великий и Иосиф Сталин, каждый из которых в меру возможностей своей абсолютной власти истребил кучу народу, один больше другого, отнюдь не были дураками, а даже имели - помимо жестокой паранойи - своё понимание государственности и государственной целесообразности. Если так строго судить всех, то, боюсь, всю историю цивилизации придётся замазать цветом крови. Впрочем, это же правда.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #60 : Февраль 05, 2014, 23:26:47 »
До "официального классика" не хватает двух премий, парочки орденов и звания Народного артиста СССР

Нет, ну как же?? Он был народным артистом СССР. Вы, наверное, старый справочник посмотрели.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Нота Соль

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 147
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #61 : Февраль 05, 2014, 23:29:24 »
Был, конечно, но при Хрущёве, в 1954 году. Кто там у нас был?
Потом ещё два Ордена Ленина получил и прочего по мелочи.

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 420
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #62 : Февраль 05, 2014, 23:29:41 »
Я все это понимаю. Сталин не дурак, это уж точно. Вопрос лишь в том, кому из нас от этого лучше. И жить при нем никто из нас бы не мечтал, уверен.
Но Вишневская объективно разбиралась в музыке все же получше Сталина. Если не сама, то с помощью Ростроповича. Она была высокопрофессиональной исполнительницей. Я только эту малость и имел в виду.
Про Сталинские премии: ну так много кто все это получал. Да, Шостакович был на виду, он был всемирно знаменит еще с 1-й симфонии, с 1925 года. Но эти премии с лихвой уравновешиваются 1936 и 1948 годами. И статус его был - не "главный классик", а "главный формалист".

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #63 : Февраль 05, 2014, 23:40:42 »
Я все это понимаю. Сталин не дурак, это уж точно. Вопрос лишь в том, кому из нас от этого лучше. И жить при нем никто из нас бы не мечтал, уверен

Да никто, как мне кажется, и не мечтает об этом всерьёз - для понтов если только кто-то.

эти премии с лихвой уравновешиваются 1936 и 1948 годами. И статус его был - не "главный классик", а "главный формалист"

Помню, прочитал в какой-то работе Г.Г.Нейгауза, как он чуть ли не радовался тому, что Бетховен оглох: по этой, дескать, причине мы теперь имеем плоды работы гения высшей трагедийности. А если бы не оглох, то не был бы ТАКИМ гением.
Конечно, он был бы другим гением, ибо это совершенно ясно уже по первому десятку его опусов, но таким, каким мы его знаем, он не был бы. А каким бы он был? Стал бы он подлинно великим "классиком"? Не уверен! Думаю, на первый план вышли бы иные, отнюдь не трагедийные черты его гениальности, а творчество его в целом, особенно же позднее, лишилось бы также изрядной доли той философичности, которую обрело в борьбе автора с одиночеством, вызванном глухотой.
Убеждён, что и Шостакович, не будь он жестоко бит судьбой, пошёл бы по другой линии, и не факт, что он сделался бы гением такой трагической глубины, какая без всего этого просто невозможна.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #64 : Февраль 05, 2014, 23:41:41 »
Был, конечно, но при Хрущёве, в 1954 году. Кто там у нас был?
Потом ещё два Ордена Ленина получил и прочего по мелочи.

Я понял вашу мысль: вы хотели акцентировать, что его осыпали наградами и званиями именно при Сталине. Да, факт. Между прочим, это продолжалось уже и после 1948 года!
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 420
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #65 : Февраль 05, 2014, 23:43:43 »
Да, сослагательного наклонения тут быть не может. И Достоевский вряд ли без этой казни стал тем Достоевским.
Только любить мучителей не заставляйте. И не дай бог воспроизводить что-то из их "опыта" в наше время.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #66 : Февраль 05, 2014, 23:45:59 »
Только любить мучителей не заставляйте. И не дай бог воспроизводить что-то из их "опыта" в наше время

Теперь-то, надеюсь, никто уже не собирается воспроизводить, хотя объективности ради нужно заметить, что кое-что из их "опыта" воспроизвели в России как раз в 90-х годах ХХ века.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 420
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #67 : Февраль 05, 2014, 23:46:30 »
Хм. Интересно, что?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #68 : Февраль 05, 2014, 23:50:03 »
Хм. Интересно, что?

Имена Ельцина, Гайдара и Чубайса вас устроят? :)) Даже Сталин не додумался до такого, чтобы стрелять из пушек по парламенту собственной страны, как Ельцин, не сумел разорить и пустить под откос промышленность, как Гайдар, и обмануть тотально всех с перераспределением национального богатства, обречь на нищету и голод, чтобы сгноить заживо и не дать родиться миллионам людей, как Чубайс. Это были в те годы вершители судеб поистине сталинского размаха, только вот какой знак мы им припишем?
На этом фоне травля Шостаковича просто меркнет, а вспоминаются события гораздо более широкого размаха, похуже коллективизации.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 420
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #69 : Февраль 05, 2014, 23:53:11 »
А, я думал, в области искусства. Все это мы обсуждать здесь не станем. Тем более что гипотетические миллионы неродившихся не совсем правильно сравнивать с миллионами реальных жертв коллективизации и террора. Все. Молчу.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #70 : Февраль 05, 2014, 23:56:30 »
А, я думал, в области искусства. Все это мы обсуждать здесь не станем. Тем более что гипотетические миллионы неродившихся не совсем правильно сравнивать с миллионами реальных жертв коллективизации и террора. Все. Молчу

Ну понимаете, этим деятелям уже было не до искусства! :)) Это Сталин мог себе позволить подумать об искусстве, поругать литераторов, пожурить философов, а эта троица имела другие аппетиты и интересы.
Поэтому я и говорю: смотря с чем и с кем сравнивать Шостаковича с его страданиями.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 420
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #71 : Февраль 06, 2014, 00:14:44 »
А я и не понимаю, для чего сравнивать. Чтобы сказать - мало, гад, страдал?
Конечно, крестьянин в 1933 году на Волге или Украине страдал сильнее. Или блокадник в 1941-м. Или Мейерхольд на допросах. От этого Шостаковичу не легче.

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 920
  • Mundus universus exercet histrioniam
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #72 : Февраль 06, 2014, 00:40:05 »
Странное дело. Может, лучше поспорим, гениален ли "Борис Годунов" или там "Зигфрид"? Как я могу вам доказать, что "Леди Макбет" - гениальная опера?

Доказать это и вправду невозможно - это доказывается только временем, которое это доказать еще не успело. Для этого нужен минимум 100 лет. "Борис" и "Зигфрид" - уже доказаны.

Да, я считаю, что "Леди Макбет" наряду с "Воццеком" - гениальнейшие оперы 20 века.

А можно назвать и другие примеры. Например, лично я безусловно предпочитаю Рихарда Штрауса - и раннего, и позднего. Но мало ли что я предпочитаю? А Пуччини всегда был в оперном репертуаре востребован намного больше.  :)

Так что поживем - увидим. - Если у человечества имеется шанс не погибнуть в ближайшие десятилетия.
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 920
  • Mundus universus exercet histrioniam
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #73 : Февраль 06, 2014, 00:47:00 »
Или Мейерхольд на допросах.

Что касается Мейерхольда, то это пример, свидетельствующий о сложности и запутанности эпохи. Гениальность Мейерхольда отрицать нельзя. Но он, как и многие, пал жертвой той стихии, которую приветствовал, и той машины, в строительстве которой принимал самое непосредственное участие. Не все хорошо знают, каким одиозным было его поведение между 1918 годом и концом 1920-ых. Сколько дров он мог наломать, если бы Луначарский не снял  его с должности главы Театрального отдела Наркомпроса! Скольким угрожал даже физической расправой! И при этом ставил подлинно гениальные спектакли. Так что все очень сложно и никак не укладывается в простенькую схему "палачи/жертвы".
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 420
Re: Творчество Шостаковича
« Ответ #74 : Февраль 06, 2014, 00:51:09 »
Выходит, для "утверждения гениальности" оперы нужно 100 лет, а симфонии не обязательно? :)
80 лет тоже срок немалый. Не думаю, что вы станете отрицать гениальность "Ромео и Джульетты" Прокофьева, к примеру.
Штраус - великий автор опер, да. Хорошо, что его за "Саломею" не пристукнули хорошенько в свое время.
А Мейерхольда заменим на Мандельштама тогда.