Автор Тема: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист  (Прочитано 220286 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Nato

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 6
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #100 : Апрель 15, 2010, 00:52:31 »
Право, Вам не за что извиняться, Nato, мания величия надёжно блокирует от мелких обид.

Но если Вы перечитаете не свою подборку "аналитики", а тексты Предлогоффа по существу, и не только эти - "контекстно-зависимые", а непосредственно посвящённые теме, и не только последние, и не только в этой теме, то, я надеюсь, убедитесь, что читаете тексты человека, понимание которого во всех аспектах, включая чисто ремесленные, сравнимо с пониманием Соколова. Здесь есть и другие компетентные авторы - кантилена и лорина, например, - но ценность всего этого форума определяется только присутствием здесь Предлогоффа, как в своё время он был самым ценным из нескольких ников, сделавших имя Классике. Вот Вы упомянули Форварда. Это - один из ников Предлогоффа на Классике.

Не стоит, мне кажется, развивать здесь офф. Выяснение личных отношений - это жанр сегодняшней Классики. Здесь я наблюдаю в 2-3 раза большую читаемость тем и бесконечно большую компетентность пишущих. Предлагаю беречь эту традицию.


Полностью согласен!!! 
Но с выпадами в сторону Соколова не очень согласна душа...
Когда это делает Форвард, Кантилена или Вы, это принимается, потому что это мнения профессиональные. Но когда, глядя на вас, начинают ГОН все кому не лень(всякие Весельчаки...?!), думая что вами дан сигнал на уничтожение - то, извините... >:(
Но косвенно виноваты именно вы... Давайте о Соколове говорить на таком уровне, на каком звучит его рояль...

Оффлайн michael_b

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 81
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #101 : Апрель 15, 2010, 21:10:44 »
Еще одна <a href="http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10265871@SV_Articles">рецензия</a>

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #102 : Апрель 15, 2010, 21:19:18 »
Еще одна <a href="http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10265871@SV_Articles">рецензия</a>

Цитата:
======================

Хрустальный мир Григория Соколова

Весенний концерт Григория Соколова в Петербурге – незаурядное событие, которого многие слушатели ждут целый год. Один из лучших пианистов мира уже давно не выступает в Москве, только в родном Петербурге. В конце марта или начале апреля в переполненном зале Филармонии он дает концерт, который становится особой весенней приметой нашего города
Егор КОВАЛЕВСКИЙ

Уже можно смело констатировать, что имя Григория Соколова в пианистическом мире стало мифологемой подобно именам Горовица, Рихтера, Гилельса и других величайших исполнителей. Кроме абсолютно безупречного пианистического мастерства уникальность Соколова заключается еще в том, что он, пожалуй, единственный, который сохранил в себе дух старых великих музыкантов-мастеров. Он словно осколок той эпохи высочайшего расцвета музыкального искусства в России, которая минула и навряд ли повторится в ближайшее время. И нежелание Соколова общаться с прессой, его принципиальная «закрытость» от новомодных веяний и влияний, наверное, можно объяснить боязнью пошатнуть уникальный «хрустальный мир», который он несет внутри себя.

Выражение «хрустальный мир», как что-то неуловимо хрупкое и удивительно прекрасное, постоянно приходило мне на ум во время очередного концерта Соколова, который в этом году прошел в Большом зале Филармонии. Программа была составлена по принципу перекличек и сопоставлений: Иоганн Себастьян Бах, как точка отсчета европейской музыки, и романтики – Роберт Шуман, чей юбилей наряду с Шопеном также отмечается в этом году, и его духовный преемник Иоганнес Брамс.

Уже с первых звуков знакомой многим Партиты № 2 Баха стало ясно, что в трактовке Соколова Бах предстал скорее через призму романтического мироощущения: идеально ровно и мягко, слегка приглушенно и отстраненно. Вместе с тем это был очень «русский» Бах, русский в своей особой певучести и глубокой меланхолии. Фразы строились скорее по правилам вокальной фразировки, нежели по правилам старинной риторики.

Благородная сдержанность во время исполнения музыки Баха задала тон всему концерту. Следующие после нее «Семь фантазий» op. 116 Брамса поразили подчеркнуто убранной аффектацией и особыми «небесными» звучностями. Соколов удивительно тонко чувствует и передает тот момент, когда из тишины рождается звук, зал, затаив дыхание, слушал его глубочайшие пианиссимо. Второе, медленное, интермеццо ля минор прозвучало как отзвуки колоколов «горнего» царства, печаль сочеталась с неземным светом, каждый звук, словно сияние драгоценного камня, появлялся и растворялся, озаряя зал сиянием.

Третья соната Шумана, которая носит у автора подзаголовок «Концерт без оркестра», технически самое сложное и самое показательное сочинение. При исключительной виртуозности Соколов показал верность своей концепции – он ни разу не дал «расплескаться» открытой эмоции. Пафос и динамика шумановского «сверхопуса» были исключительно внутренними, глубинными. Калейдоскоп фантастических, причудливых образов первых двух частей сменился траурными вариациями третьей части, вихрь финала (в котором при невероятной скорости была отчетливо слышна каждая нотка) прозвучал как круговорот времени, в котором мгновенно сменяются эпохи и поколения.

На бис Соколов традиционно сыграл несколько своих любимых прелюдий Шопена и миниатюр Скрябина, отточенных и доведенных у него до совершенства. Одни и те же прелюдии звучат у пианиста каждый раз по-разному. В этот раз Шопен был как-то особенно невесом и грустен, шестая си-минорная прелюдия, где в нескольких тактах заключено течение всей человеческой жизни, наполнила Большой зал воздухом печали и света.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #103 : Апрель 15, 2010, 21:22:29 »
А что у Ренанского происходит с бисами? В прошлом году он написал, что Соколов сыкрал 5 прелюдий Шопена (вместо четырех). В этом году он пишет, что те же бисы Соколов исполнял и в прошлом году. По-моему никакий повторений не было. Или я ошибаюсь?

Так Соколов же играл ВЕСЬ цикл Шопена "24 Прелюдии", как и эти пьесы Скрябина уже исполнял, а "Танец ласки" он играет чуть ли не на каждом концерте !  Поэтому в этом плане Ренанский прав – когда звучат одни и те же пьесы, а в зале сидят одни и те же люди, в этом постоянстве есть что-то пугающее ! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #104 : Апрель 15, 2010, 21:28:45 »
когда, глядя на вас, начинают ГОН все кому не лень(всякие Весельчаки...?!), думая что вами дан сигнал на уничтожение

Коллеги !
Я был бы готов даже извиниться за то, что мне не нравилось почти всё, что делал в последние годы Соколов, если бы я обнаружил, что я был необъективен, начиная с 2006 года (с ужасного его питерского концерта). Но мне не за что извиняться !
Да, это проблема, если мои слова и слова тех, кто видел те же отрицательные явления, которые видел в исполнительстве Соколова и я сам, были восприняты как "сигнал к уничтожению" ! Я сожалею, если так ! Возможно, что в какой-то степени своей критикой мы все коллективно открыли дорогу критиканству, но что же делать, если критика наша была вовсе не беспочвенной ? Разве мы были неправы ?
С другой стороны, надо обладать достаточной решимостью, чтобы уметь не только видеть недостатки, но и признавать удачи, коей стало великолепное исполнение 3-й сонаты Шумана ! Коллеги, это исполнительский шедевр, который я ужасно хотел бы иметь в шикарном виде в своей фонотеке ! Мы должны ПРОСИТЬ уважаемого Г.Л.Соколова ЗАПИСАТЬ эту вещь в приличном виде на приличном оборудовании, чтобы не утерять эту трактовку ! И именно ПОЛНУЮ редакцию этой сонаты (за что ему отдельная благодарность). Никогда не подумал бы и даже не мог себе представить, что эта вещь может меня увлечь, а тем не менее, это произошло ! Я благодарен пианисту за его работу, за его вдохновение !
Но правы те, кто указывает на инерцию восприятия и инерцию накопленной массы критических высказываний: теперь необходимо это преодолевать. Мне-то самому ничего "преодолевать" не надо, я сразу сориентировался, потому что в моей душе надежда на "возрождение" Соколова никогда не умирала, а вот помочь другим эту инерцию преодолеть можно одним лишь способом: указывать на УДАЧИ пианиста, акцентировать их. Выше я перечислял удачи его прошлого, но, как выяснилось, удачи у него могут быть и в настоящем, причём, солидные, громадные удачи. Я лично РАДУЮСЬ этому, но допускаю, что кто-то может и огорчаться, что пианист творчески не загнулся, дабы оправдать похоронные сценарии ! :)) Этого не произошло.
Перефразируя известное высказывание, хочу отметить, что слухи о его творческой смерти оказались сильно преувеличенными ! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #105 : Апрель 15, 2010, 21:46:10 »
ценность всего этого форума определяется только присутствием здесь Предлогоффа, как в своё время он был самым ценным из нескольких ников, сделавших имя Классике

Ох, Regards, мы с вами уже чуть ли не 10 лет переписываемся, а вы всё никак не можете свыкнуться с мыслью, что подобные комплименты мне вовсе не льстят ! :)
Ну подумайте, что вы говорите: что люди приходят сюда, чтобы полюбоваться на мою писанину ?? Я надеюсь, что это не так.
Нет, я УВЕРЕН, что это не так ! Я ХОЧУ, чтобы это было не так, а совсем иначе !
Один человек НЕ МОЖЕТ быть целью или смыслом чего-либо, если только речь не идёт о "большой и чистой любви" ! :))
Кроме того, я всё время подталкиваю наших посетителей к тому, чтобы они не жалели времени и ходили на концерты и в оперу, а затем как можно подробнее рассказывали о своих музыкальных впечатлениях, потому что свидетельства современников всегда будут интересны ! Не на нас жизнь заканчивается ! Я прошу об этом прямо в потоках, более того, вы не можете этого видеть, но я об этом пишу нашим посетителям письма и личные сообщения, где опять-таки прошу их поделиться информацией и личными впечатлениями, я поддерживаю любую рекламу музыкальных событий на нашем форуме, прошу разные издания и разные театры и концертные залы пиариться тут у нас, прошу также певцов-солистов рассказывать о себе (это самое сложное и они дружно хранят молчание). Многих наших посетителей, активных в прошлом, я просил и прошу вернуться обратно – но у многих из них есть своя реальная жизнь, которая им интереснее, чем виртуальная ! :) Это тоже вполне понятно.
Так что довольно странно читать, что форум как-то замыкается на мне ! :))) Нет, ну правда: это не так и не должно быть так ! Вообще было бы великолепно, если бы сообщество, которое у нас тут организовалось, функционировало бы само по себе без необходимости какого бы то ни было модерирования и участия администраторов !  Это было бы идеально ! Чтобы можно было отойти и наблюдать со стороны, как тут всё крутится само собой только потому, что это САМИМ ПОСЕТИТЕЛЯМ нужно, а не кому-то ещё !
Я думаю, что вектор политики форума задан довольно прочно, "традиции" его вполне укоренены, информативность его вполне приличная – дело лишь за расширением круга посетителей, причём, не только читателей, но и писателей.
Я благодарен вновь пришедшим нашим посетителям за их подробные рассказы. Например, я был просто счастлив, когда уважаемый г-н Шварценштейн столь подробно расписал нам события на конкурсе вокалистов им.Глинки !
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2200.15
Теперь его рассказы можно прочитать и составить адекватное впечатление о происходившем, особенно если дополнить это прослушиванием фонограмм, ссылки на которые лежат на сайте радио "Орфей".
Т.е. мне хотелось бы, чтобы посетителям самим было интересно излагать свои мысли и делиться ими с другими любителями классики. Коллеги, уже почти 10 лет существуют "классические" форумы в Рунете, ведь пройдёт ещё 10 лет и всё то, что здесь было написано, уже станет "историей" – неужели вам не хочется "войти в историю" ? :) Наш форум будет существовать и дальше, а ценность его записей будет всё возрастать и возрастать, потому что всё, о чём тут идёт речь, уникально и неповторимо, как сама жизнь. Более того, это и есть "жизнь в миниатюре" и даже, быть может, один из самых интересных её срезов.
Да, я понимаю, что с годами многим надоедает посещать форумы, у многих пропадает былой пыл, с которым они когда-то начинали повествовать о своих музыкальных впечатлениях, кто-то много высказывался в молодости, а с годами это желание само собой иссякло – да, это всё имеет место ! Я это наблюдал на примерах довольно активных в прошлом посетителей, которых ныне даже и не видно ни у нас, ни на "Классике", ни где-либо ещё: ничто не свидетельствует об их былых литературных опытах, кроме редко появляющихся записей в ЖЖ. Не стали исключением и некоторые наши активные посетители, которым, вероятно, поднадоела и даже стала в тягость та регулярность, с которой они появлялись на нашем ресурсе ! :)
Это ЖИЗНЬ, коллеги ! Всё на свете надоедает и от всего надо время от времени отдыхать, поэтому мы должны спокойно относиться к тому, что кто-то уходит, а кто-то приходит ! :) К тому же первоочередных усилий требует реальная жизнь, а виртуальная является лишь украшением её, интеллектуальным дополнением для людей, интересующихся нашей тематикой. Мне кажется, от уставших людей не нужно требовать слишком многого, в т.ч. бесконечного напряжения пребывания в той или иной тематике. Если тема "классики" им надоела, пусть они отдохнут от неё.
В истории нашей Вселенной, как и в истории каждого отдельного человека, есть свои "периоды жизни": на протяжении одних периодов мы проявляем активность, а на протяжении других периодов мы её накапливаем, сохраняя внешнее спокойствие, так что я бы ко всему относился философски ! :)

P.S.
Это лирика и я считаю вопрос полностью прояснённым: кто хочет, тот и приходит.
Но вы и меня тоже должны понять: я не обязан поддерживать диалог со всеми, да это и попросту невозможно ! :)

P.P.S Всё, давайте далее только о Соколове, потому что жизнь так слишком коротка, чтобы тратить её на выяснение отношений.
« Последнее редактирование: Апрель 15, 2010, 21:58:35 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн michael_b

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 81
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #106 : Апрель 15, 2010, 21:47:31 »
А что у Ренанского происходит с бисами? В прошлом году он написал, что Соколов сыкрал 5 прелюдий Шопена (вместо четырех). В этом году он пишет, что те же бисы Соколов исполнял и в прошлом году. По-моему никакий повторений не было. Или я ошибаюсь?

Так Соколов же играл ВЕСЬ цикл Шопена "24 Прелюдии", как и эти пьесы Скрябина уже исполнял, а "Танец ласки" он играет чуть ли не на каждом концерте !  Поэтому в этом плане Ренанский прав – когда звучат одни и те же пьесы, а в зале сидят одни и те же люди, в этом постоянстве есть что-то пугающее ! :)
Ренанский: "В офф-программу Соколов включил прелюдии Шопена и миниатюры Скрябина, которые он уже играл в Петербурге соответственно два и три года назад и которые в прошлом году тоже звучали на бис."
Так что же Соколов играл на бис и в этом году и в прошлом? Нельзя же все 24 прелюдии Шопена считать одним произведением. Также как и все миниатюры Скрябина.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #107 : Апрель 15, 2010, 21:55:35 »
Так что же Соколов играл на бис и в этом году и в прошлом? Нельзя же все 24 прелюдии Шопена считать одним произведением. Также как и все миниатюры Скрябина.

Это надо поискать или у нас, или на "Классике", но "Ласка в танце" набила уже мне оскомину, а "24 Прелюдии" Шопена Соколов прекрасно записал и этот диск давно уже вышел.

В этом году на "Классике" список бисов такой привели:

Шопен прелюдия ор. 28 h-moll #6
прелюдия ор. 28 gis moll #12
Cкрябин op. 57/ 2
Шопен прелюдия ор. 28 es-dur #19
Скрябин поэма ор. 69/1
Скрябин прелюдия ор. 11 #4 e-moll

-------

Я прошу прощения, но я бисы не проверял - можно проверить по фонограмме, но я не стал её слушать, потому что слушать столько раз одно и то же это просто пытка какая-то.
Как шутил по схожему поводу Игумнов, больше, говорит, не могу слушать "Крейслериану", просто не могу, а вот когда сам играю - то вроде ничего ! :)))))))
Нейгауз то же самое говорил по поводу повторения одной и той же вещи: если, говорит, ещё раз услышу её, то просто умру ! :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн michael_b

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 81
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #108 : Апрель 15, 2010, 21:58:59 »
А это в прошлом:

1. Rameau. Les Sauvages
2. Chopin. Prelude B-moll op.28
3. Chopin. Prelude E-moll Largo op.28
4. Chopin. Prelude d-moll Allegro appassionato op.28
5. Chopin. Prelude Des-dur op.28
6. Scriabin. Desir op57-1

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #109 : Апрель 15, 2010, 22:04:27 »
Да, Рамо явился, помню, неким "сюрпризом" ! :)))
Но согласитесь, всё остальное ведь всё в одном и том же кругу крутится, поэтому и сливается у постоянных слушателей Соколова воедино.
А вот в 2006 году шопеновские бисы были совершенно другие - и шикарные !! И это после той провальной программы, когда я чуть не умер ! :) А уж как публика тем бисам-2006 радовалась, вы просто представить себе не можете !! После убившей всех 1-й сонаты Шумана на бисах публика просто неистовствовала, услышав что-то вменяемое и даже великолепное. Но те бисы всё равно не искупили в моих глазах ужаса 1-й шумановской сонаты, потому что я уже был совершенно убит и уже стоял на выходе из зала.
Зато теперь я счастлив 3-й сонатой - вот ОНА "искупила" ! :))
Ох, дай бог Соколову здоровья, чтобы он ещё лет 10-15 продержался в такой же форме и ещё много новых вещей наиграл в высоком стиле.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн michael_b

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 81
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #110 : Апрель 15, 2010, 22:19:00 »
Человек, который не был на концерте Соколова, после рецензии Ренанского будет в полной уверенности, что исполнялись те же бисы, что и в прошлом году. Так написано в рецензии!
Похоже Регардс прав и это совсем другой жанр. Рецензии Ренанского не имеют никакого отношения к происходящему на сцене (включаяя список исполненных произведений).

regards

  • Гость
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #111 : Апрель 15, 2010, 22:57:35 »
Ох, Predlogoff, мы с Вами уже чуть ли не 10 лет переписываемся, а вы всё никак не можете свыкнуться с мыслью, что подобные высказывания о Вас не являются комплиментами :) (с; редакция regards)

P.S. По поводу Хрустального мира. Жалкое подражание Ренанскому. Этот жанр таки требует особого таланта, а не просто подвешенного языка. Русский Бах, подчёркнуто убранная аффектация в Брамсе... или это прямые оскорбления, или я ничего не понимаю в немецком Бахе и не менее немецком Брамсе.

Что касается Шумана, то эта соната не требует виртуозности. Она местами трудна, как очень труден "Порыв" или некоторые медленные Симфонические этюды, но не виртуозна.

И я, конечно, прошу прощения и размахиваю шляпой, но лет 40 назад я, заполучив ноты, что тогда было совсем не просто, буквально впивался в каждый такт, ожидая откровений, особенно после второй сонаты. Увы, откровений нет. Так, несколько мелких эпизодов, ради которых не стоит учить, и тем более играть, всю эту рыхлую и вполне тривиальную, включая личные шумановские штампы, сонату. Никто не заставит меня ещё раз в ней копаться. Так что отдаю должное гришиному мастерству и духу, и даже сравню это его исполнение как акт духа с исполнением Венского карнавала Рихтером, но разделить восторги именно музыкой - увольте. Шуман - это беспорядочный склад безумных откровений и абсолютной тривиальности, (хотя никогда - пошлости), откуда завскладом ушёл. В третьей сонате тривиальность категорически преобладает.
Ещё раз прошу прощения за воспоминания о своей детской травме.
« Последнее редактирование: Апрель 15, 2010, 23:10:51 от regards »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
пианист Григорий Соколов
« Ответ #112 : Апрель 15, 2010, 23:11:20 »
отдаю должное гришиному мастерству и духу, и даже сравню это его исполнение как акт духа с исполнением Венского карнавала Рихтером, но разделить восторги именно музыкой - увольте. Шуман - это беспорядочный склад безумных откровений и абсолютной тривиальности, (хотя никогда - пошлости), откуда завскладом ушёл. В третьей сонате тривиальность категорически преобладает.
Ещё раз прошу прощения за воспоминания о своей детской травме.

:)) А как во 2-й его сонате по части "пошлости" ? :)
Кстати, Рихтер играл 2-ю, а вот 1-ю и 3-ю не играл.
По поводу именно "виртуозности" 3-й сонаты - согласен: в этом плане она НЕ трансцендентна. И всё же исполнение, подобное нынешнему соколовскому, вдыхает в неё какую-то люциферщину и многими моментами вызывает впечатление дьявольского фантастического полёта ! Я думаю, его исполнение подтолкнёт многих пианистов к тому, чтобы включить её в свой репертуар !
Я же говорю, что не ожидал такого от этой сонаты ! И между прочим, это впечатление появляется именно при добавлении купированной автором части, которая именно в этом плане оказалась немаловажной. Соколов убедил целиком и полностью, что эту часть всенепременнейше надо "вернуть на место" при исполнении.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

regards

  • Гость
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #113 : Апрель 15, 2010, 23:26:56 »
Очень любопытно. Беру свои слова про "никто не заставит" обратно. Я не знаю разных редакций, впечатление сложилось по купленным по случаю в магазине Юргенсона (тогда - нотном магазине на Неглинной, но сейчас, возможно, надо давать ссылки в обратном порядке :)) старым нотам. Обязательно посмотрю, в чём дело.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
День рождения Григория Соколова
« Ответ #114 : Апрель 16, 2010, 20:18:31 »
Между прочим, Григорий Соколов родился 18 апреля 1950 года, в связи с чем я хочу поздравить нашего замечательного пианиста с наступающим 60-летием и пожелать ему подольше сохранить блестящую пианистическую форму !
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #115 : Апрель 17, 2010, 17:28:39 »
Коллеги !
Появился новый любопытный материал по Соколову - это тот же концерт в Питере, но с другой точки:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2465.msg38178#msg38178
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

regards

  • Гость
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #116 : Апрель 18, 2010, 02:21:15 »
Вот только что по Культуре закончился гениальный сборный джазовый концерт 1989 г. в Риме. Абсолютное торжество великолепного слуха, вкуса, драйва, красоты и отчаянного наслаждения всем этим. Я, подняв по окончании руками отвалившуюся челюсть и опустив навострившиеся уши, подумал, что больше не хочу слушать Соколова, и да простит меня Предлогофф.

Думаю, разгадка проста. Все знают эффект "заигранности". Вот он, смею предположить, и имеет место с Соколовым. Он - просто пианист. Замечательный пианист. И не более. Что меня ПОРАЗИЛО в Соколове за всё время? - Петрушка и второй этюд на один выдох на бис в нашей общей молодости. Это - чисто пианистические достижения. Дальнейшее - молчанье (с), как о принце.

Потому и немыслимые повторы по полгода одной программы, и эта хаотичность чисто музыкальной стороны исполнения: ЕМУ ВСЁ РАВНО. Он, конечно, всё знает и понимает, но ЕМУ ВСЁ РАВНО. Отсюда же эти произвольные погружения в расслушивание мельчайших деталей в неоправданно замедленных темпах, внестилевые наплывы и прочая. ЕМУ СКУШНО играть музыку. Он - только пианист.

Это - не цинизм, мне самому до боли дорог этот миф. Предполагаю, что Гриша - жертва времени. Принц Гамлет пианистического уезда. Он, возможно, и хотел бы последовать за тенью, но оказался в условиях кислородного голодания. Тот мир ушёл навсегда. Классическая школа на пике своей силы и славы в период учёбы, феноменальные пианистические данные и излёт великой эпохи закрытий совпали с началом его жизни. Он не успел. Всё сыграно, а для салона он слишком много понимает.

Можно предположить, что Соколов - символ конца эпохи героизма в пианизме, он ПРОСТО НЕ НУЖЕН. Дальше - гламурный салон: кисины, ланги-ланги, володоси, мацуевщина (прошу прощения у дам за ненормативную лексику), кемпфы, култышевы и прочий хлопающий пустыми ушами плебс.

Жаль только, что наше поколение сдалось, не сыграв напоследок Рыцаря печального образа. Лепить занудную туфту европейским эмоциональным импотентам в Плейеле - легко и приятно. А слабо уколоться и забыться (с) или хотя бы напиться, как Софроницкий, и сыграть, как в легендах о нём, пару пронзительных концертов на микрофон Кантилены и на память о себе в России?

Уходить надо красиво.

Addio, signore Sokolov
« Последнее редактирование: Апрель 18, 2010, 04:20:38 от regards »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #117 : Апрель 18, 2010, 10:34:33 »
:)) это на вас Ренанский очень сильно повлиял своими литературными шедеврами ! :)

Вот только что по Культуре закончился гениальный сборный джазовый концерт 1989 г. в Риме. Абсолютное торжество великолепного слуха, вкуса, драйва, красоты и отчаянного наслаждения всем этим. Я, подняв по окончании руками отвалившуюся челюсть и опустив навострившиеся уши, подумал, что больше не хочу слушать Соколова, и да простит меня Предлогофф.

Думаю, разгадка проста. Все знают эффект "заигранности". Вот он, смею предположить, и имеет место с Соколовым. Он - просто пианист. Замечательный пианист. И не более. Что меня ПОРАЗИЛО в Соколове за всё время? - Петрушка и второй этюд на один выдох на бис в нашей общей молодости. Это - чисто пианистические достижения. Дальнейшее - молчанье (с), как о принце.

Потому и немыслимые повторы по полгода одной программы, и эта хаотичность чисто музыкальной стороны исполнения: ЕМУ ВСЁ РАВНО. Он, конечно, всё знает и понимает, но ЕМУ ВСЁ РАВНО. Отсюда же эти произвольные погружения в расслушивание мельчайших деталей в неоправданно замедленных темпах, внестилевые наплывы и прочая. ЕМУ СКУШНО играть музыку. Он - только пианист.

Это - не цинизм, мне самому до боли дорог этот миф. Предполагаю, что Гриша - жертва времени. Принц Гамлет пианистического уезда. Он, возможно, и хотел бы последовать за тенью, но оказался в условиях кислородного голодания. Тот мир ушёл навсегда. Классическая школа на пике своей силы и славы в период учёбы, феноменальные пианистические данные и излёт великой эпохи закрытий совпали с началом его жизни. Он не успел. Всё сыграно, а для салона он слишком много понимает.

Можно предположить, что Соколов - символ конца эпохи героизма в пианизме, он ПРОСТО НЕ НУЖЕН. Дальше - гламурный салон: кисины, ланги-ланги, володоси, мацуевщина (прошу прощения у дам за ненормативную лексику), кемпфы, култышевы и прочий хлопающий пустыми ушами плебс.

Жаль только, что наше поколение сдалось, не сыграв напоследок Рыцаря печального образа. Лепить занудную туфту европейским эмоциональным импотентам в Плейеле - легко и приятно. А слабо уколоться и забыться (с) или хотя бы напиться, как Софроницкий, и сыграть, как в легендах о нём, пару пронзительных концертов на микрофон Кантилены и на память о себе в России?

Уходить надо красиво.

Addio, signore Sokolov
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #118 : Апрель 18, 2010, 14:13:50 »
Всё же по поводу "заигранности": неужели тщательно и пианистически опрятно воплощённый замысел производит именно такое впечатление ? Мне показалось, что в его игре в Шумане как раз таки было некое "тихое прощание". То ли с романтизмом, то ли с какими-то иллюзиями по его поводу - деталей я знать не могу.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #119 : Апрель 30, 2010, 20:09:23 »
http://intoclassics.net/news/2010-04-29-15998

(Григорий Соколов: несколько слов в защиту рояля и о самом себе. Фрагмент передачи "Царская ложа" на "Культуре" от 29.04.2010)

Там же ссылка на скачивание ролика: http://files.mail.ru/HZSE63
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

regards

  • Гость
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #120 : Май 01, 2010, 05:10:00 »
Я сильно задумался над вопросом Предлогоффа, и вот что надумал.

3 соната - это прощание Шумана с романтизмом, а не Соколова, как мне кажется. И это прощание мне кажется беспомощным: зародышевые эпизоды, бесформенный массив звуков. Исполнение этого бессмысленного сочинения может быть оправдано только именем Шумана.

Насчёт заигранности vs блестящего пианизма - для меня тут дело в другом. Никто из сидевших за этим ящиком не может не восхититься мастерством ГС, тут нет вопросов, одни восхищённые ответы.

Для меня проблема ГС, точнее, моя проблема с ГС, не в этом. Это -  более общее явление.

Играть на рояле - трудно, прошу прощения. Нужно много специальных способностей, чтобы делать это хотя бы просто профессионально.

Но кроме того, есть много произведений, для исполнения которых не достаточно профессионализма.

Другими словами, до уровня ремесленного мастерства, позволяющего играть городу и миру, доходят считанные проценты изначально способных людей. И вот тут возникают самые причудливые явления. Это - как стать миллионером: ты вдруг можешь позволить себе всё, что захочешь, и начинаешь проявляться таким, какой ты есть на самом деле.

Вот и пианист, овладевший ремеслом лучше всех и прорвавшийся к микрофону, остаётся один на один между собой и своим ремеслом.

Теперь он может реализовать любые свои желания, и, тем самым, акцент переносится на то, чего он хочет. Тут-то и становится очевидно, что легко рассыпающий любые технические трудности человек на сцене - проще многих слушателей, то есть ему нечего сказать им интересного в исполняемой музыке. Да, они всё равно счастливы наблюдать редкое мастерство в действии, но таки мечтают о большем.

Вот я - простой человек, слушаю Соколова (например, Брамса), и просто и цинично сознаю, что я больше его там вижу. А в сонатах Бетховена я вообще не нужен :) - каждая интонация предрешена текстом.

В 19 лет я умирал от пианистического мастерства, и всё примерял на себя. Но с тех пор наслушался мастеров, и не умираю от восторга, наблюдая полную свободу ГС.

А вот слушать его ради романтических трансов уже не пойду и даму сердца не позову. Разве что один раз в следующем году - уж очень дорог мне Гриша как миф молодости. А так - я просто наиграю даме его программу с листа. Мастерства не будет, но будут все очевидные нотные идеи, которые и играет Гриша самым очевидным образом.

Впрочем, если дама освободит меня на годик от необходимости каждый день выбирать между дамами и устрицами, то почему и не сыграть прилично.
« Последнее редактирование: Май 01, 2010, 05:33:08 от regards »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #121 : Май 01, 2010, 10:57:57 »
пианист, овладевший ремеслом лучше всех и прорвавшийся к микрофону, остаётся один на один между собой и своим ремеслом.

Теперь он может реализовать любые свои желания, и, тем самым, акцент переносится на то, чего он хочет. Тут-то и становится очевидно, что легко рассыпающий любые технические трудности человек на сцене - проще многих слушателей, то есть ему нечего сказать им интересного в исполняемой музыке

В ваших словах есть своя правда ! Я выше соглашался с тем, что в исполнительстве Соколова есть элемент "беспредметного мастерства". Иногда, когда этот элемент начнает преобладать, начинает казаться, что в искусстве Соколова больше ничего нет ! :) Но вот он берётся за миниатюры Шопена или за 3-ю сонату Шумана, и это впечатление сразу исчезает.
Я понимаю, что вы хотите сказать: в игре Соколова слишком очевидно любование профессиональной технологией, что, кстати, подтверждается тем телеинтервью, на которое я чуть выше дал ссылку. ЧУТЬ ЛИ НЕ ПОЛОВИНУ этого интервью Соколов посвящает изъяснению своей любви к роялю ! :) Т.е. к ящику, к его механике, тонкостям механического и звукового поведения, выяснению особенностей каждого конкретного инструмента, на котором ему приходится играть, выбору инструмента и т.п.
Я сразу отметил разительное несходство со взглядами Рихтера, который не любил выбирать рояли, не любил ориентироваться на особенности конкретного инструмента, да и вообще, не придавал выбору инструмента основополагающего значения, которое придаёт ему Соколов. Известно, правда, что Рихтер в конце жизни предпочитал Ямаху, но только потому, что считал, что именно на нём он может добиться настоящего пианиссимо ! Т.е. даже в этом выборе на первом плане у Рихтера была забота о музыке и своих музыкальных замыслах, а не о способе их достижения ! Соколов же фиксирован на мастерстве, на его механике, что в его случае приобретает самодовлеющее значение: когда он об этом рассказывал, у меня сложилось впечатление, что сам по себе хороший контакт с инструментом уже приносит ему удовольствие, сравнимое с удовольствием от подачи музыки ! :))
Не знаю, кому как, но не только Рихтеру, а даже и мне самому такая фетишизация механики игры кажется чрезмерной и выходящей за рамки разумной достаточности, типичной для самых больших пианистов. Зато такая гипертрофированная забота об инструментах весьма типична для "поэтов исполнительского мастерства". Я не хочу сказать, что я не люблю эту категорию исполнителей, но я осознаю её специфичность, а её деятельность считаю всё же не первоплановой в рамках истории музыкального исполнительства.
С одной стороны, объявить Соколова "поэтом пианистического мастерства" я не могу. Но с другой стороны, я не могу не отметить и фетишизации механического начала.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #122 : Май 08, 2010, 23:04:11 »
Ту же (последнюю питерскую) программу Соколов сыграл в Роттердаме, я наткнулся на ссылку в инете:

http://www.sendspace.com/file/zov5n4
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #123 : Май 09, 2010, 19:57:12 »
Ту же (последнюю питерскую) программу Соколов сыграл в Роттердаме, я наткнулся на ссылку в инете:

http://www.sendspace.com/file/zov5n4

Коллеги, я из любопытства послушал и обнаружил, что качество этой зарубежной фонограммы обалденное !
Как шутила недавно lorina, кто-то подключился к их кабелю ! :)))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #124 : Май 09, 2010, 21:28:07 »
Спасибо за ссылку, там даже буклет есть, где кое-что написано о третьей сонате Шумана, надо будет превести с нидерландского.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.