Автор Тема: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист  (Прочитано 262519 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: ортодокс о Соколове :))
« Ответ #350 : Июль 10, 2013, 15:22:50 »
Muehlbach

Нет возможности написать подробно. Может быть потом... А пока самое общее.
Соколов играл по-другому, не так как раньше. От него ждут немыслимых звуковых "вкусностей" и "красивостей", ультра- мега- идеального пианизма и т.д. Может быть с этой точки зрения он был уязвим (правду сказать - чуть-чуть; не скажу, что он как-то неряшливо играл). Но он играл по-другому именно в смысловом отношении. Мне показалось, что все - проще, искреннее, более по-человечески. Не было этих мучительных соколовских "задержек", остановок. Не было заупокойного характера, в котором он издавна на сцене пребывает: "всё в прошлом", "все умрём" и т.д. Он и на сцену выходил быстрым энергичным шагом, а не так как в последние годы. Такое ощущение, что ожил человек.
У меня не было отторжения на Шуберте. Да, "простовато" по сравнению с его же игрой прошлых лет, и по звуку тоже. Но, может быть так и надо его играть - "от души", более непосредственно. В "клавирштюках", особенно в 3-й слышались явные предвосхищения Брамса, что тоже правомерно, имхо.
Соната Бетховена убедила. Это очень ясная и умная игра. Соколов всё в сонате разложил по полочкам. Понятно, почему в 1-й части проглядывал Шуберт - темп небыстрый, динамика сниженная. Движение музыки очень текучее. 3-я часть более типично для прежнего Соколова звучала - со страноватыми "придумками". Кстати, в контексте этого концерта она мне меньше всего понравилась. Фуга опять по-новому прозвучала - с некоторыми полифоническими неясностями, но вполне органично и непосредственно.
Бисы - как обычно у Соколова - прекрасны. Тут он свободно музицирует, ничем не "заморачиваясь"
Я уж не знаю, что там у него в жизни произошло. Но после перерыва с отменами концертов с апреля по июнь, он заиграл по-иному.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #351 : Июль 10, 2013, 15:56:56 »
Пожалуй, точнее всего о писаниях Ортодокса отозвались вы, Пётр:

"советы космического масштаба и космической же глупости" (с)

Очень уместная цитата.
Но с другой стороны, этот юродивый - тоже "публика", вернее, какая-то её специфическая часть. При всём скоморошестве это не так уж безобидно, к сожалению. Могу себе представить состояние Соколова после подобных "советов", и по-прежнему считаю, что артистов необходимо ограждать от таких эксцессов.
Ну представьте себе, что кто-нибудь вламывался бы с подобными увещеваниями и стремлением спасать бессмертную душу пианиста в артистическую к Рихтеру или Гилельсу после исполнения ими "Хаммерклавира". Меня просто в дрожь бросает при этой мысли.
Почему вот я, к примеру, ни разу не вломился к Эмилю Григорьевичу после исполнения "Хаммерклавира" ? Я слышал 29-ю сонату в его исполнении 2 раза, почему у меня хватило ума оба раза помолчать и ни разу даже не сходить за автографом, не говоря уже о каких-то "мнениях" и "советах"? Нелепа сама мысль! Ведь Гилельс как-то раз говорил в ответ на вопрос, как он себя чувствует после "Хаммерклавира": как он может себя чувствовать, если для пианиста сыграть "Хаммерклавир" - это всё равно что для спортсмена толкнуть тяжеловесную штангу?
А отвязный Ортодокс не только осмелился, не только считает себя вправе, но даже считает своей ОБЯЗАННОСТЬЮ и своим ДОЛГОМ поучать в личной беседе исполнителей "от лица мироздания" и "из любви к искЮсссссству". Какая-то первобытная дикость.
По-моему, ему нужно ходить по врачам, а не по концертам.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Antar

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 65
Re: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #352 : Июль 10, 2013, 18:26:23 »
Это же надо... В горячечном сне не присниться... Там ведь рояль недалеко был - вот сел бы и показал Соколову "что делать". В общем сразу на память приходят Ильф и Петров: "Убивать надо таких знатоков".

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 432
Re: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #353 : Июль 10, 2013, 18:37:11 »
Или Гашек: "Не лезь, советчик, к игрокам, не то получишь по зубам". ;D

Оффлайн Antar

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 65
Re: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #354 : Июль 10, 2013, 19:46:40 »
Не мог не прослушать "Хаммера" по ссылке. Норму мастера выполняет однозначно, причем с большим запасом прочности.Тут ничего нельзя сказать - класс! И однозначно сверх высокий.Но такое впечатление, что Г.Л. "объелся" (и давно) сонатой - все отлакировано и покрашено на века. Нет свежести  - хотя бы второй. Нужен строгий пост - иначе таинства не будет. Его и не было. Даже намека (я про 3-ю часть -  действительно, как-то незаметно пошел ко дну Гангa) Как напрочь не было и дерзновения - главного бетховенского знака, без чего многоуважаемый Г.Л. выглядел добрым елочным дедушкой, отрабатывающим показательные выступления. Именно этим объясняются попытки, как верно было замечено, увидеть в бетховенском сфинксе этакие "шубертовские предчувствия". Соната "титанических контрастов" превратилась в утомительно-добротную пианистическую демонстрацию "общих форм движения". Даже закралась крамольная мысль - зачем все эти повторы - они только отодвигают ожидания 2-й, 3-й частей, окончательно ломая форму. Ничего не дала и финальная фуга с феноменальными отработанными трелями (конечно сильно!) - все те же старые слова. Я утомился к концу и все чаще вспоминал знаменитые слова Софроницкого - "спальный вагон международного сообщения". И это очень жаль. По огромности таланта отпущенного Г.Л. мы вправе ожтдать от него куда большего. Мне кажется, что пианист стал боятся творчески рисковать, как-то резко упало стремление выходить за привычный круг годами проверенных наработок. Похоже, Соколов с возрастом начинает преоренироваться на западные рельсы концертной жизни - "Комфорт прежде всего", а с ним, соответственно, уют и покой. Коих  для исполнителей такого ранга быть не должно.Категорически.  
« Последнее редактирование: Июль 10, 2013, 22:33:56 от Antar »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #355 : Июль 10, 2013, 22:14:19 »
Это же надо... В горячечном сне не присниться... Там ведь рояль недалеко был - вот сел бы и показал Соколову "что делать". В общем сразу на память приходят Ильф и Петров: "Убивать надо таких знатоков".

Или Гашек: "Не лезь, советчик, к игрокам, не то получишь по зубам". ;D

Эмоции понятны, но я надеюсь, господа, и хочу подчеркнуть, что это всё фигуры речи и выражение темперамента, а не призыв к реальным действиям, потому что такими словами нельзя бросаться. А то вон Дмитриченко словами разбрасывался, а они вдруг материализовались, и Филину досталось вполне реально.
Я всего лишь призываю блокировать артистическую с целью недопущения туда невменяемых субъектов и пресечения того разнузданного поведения, которое было допущено Ортодоксом.

Кстати, Пётр, вы провели некоторую работу по сбору наиболее одиозных высказываний Ортодокса, и я хочу эту вашу шикарную подборку тоже скопировать к нам. Это нечто :))

Цитата: Петр Лаул
Еще на сладкое мне хотелось бы сделать подборку цитат из ортодокса, иллюстрирующих его величие, рядом с которым меркнет всё. Человек, лишенный самоиронии в такой степени, вряд ли может от кого-то требовать самокритики. Итак, читаем:

--------------------------------------------------------------------------------

Цитата: orthodox

Я вышел не на площадь перед входом в зал, чтоб кричать "король-то голый" или что-то в этом роде, а пришёл к нему, чтобы предостеречь, призвать совершить нравственное усилие, которое могло бы его спасти.

Разорвать рутину, подняться над собой - вот к чему я его призывал и что ему сейчас совершенно необходимо.

Понимаете, если он мне начинает говорить, что никогда не поднимал голову к потолку перед началом исполнения, а я видел это своими глазами десятки раз, - это означает, что дело действительно серьёзно. Шок необходим.
 
Я же говорил о кризисе, развивающемся много лет, обобщая в теоретической, так сказать, манере. Это не гадости, а объективный анализ. Далее, ваше представление о том, что делать человеку добро - это значит ублажать его, создавать приятное ощущение комфорта и так далее, - это представление глубоко превратно. Такое, наверное, уместно именно в отношении неизлечимых больных, но если даже Соколов и неизлечим как пианист, то и тогда лучше ему в этом смысле умереть, но зато возродиться в смысле другом, более важном, а именно: подняться на уровень настоящего духовного величия, придерживаясь настоящего, вечного содержания своей жизни и не разменивая таковое ради сиюминутной суеты.
 
Сейчас публика по отношению к Соколову этот долг не исполняет в должной мере, и я тут пишу, чтоб это отчасти исправить - насколько возможно.
 
Что касается Соколова, то я уже писАл в этой теме: его творческий кризис восходит к той же причине, что и демонстрируемое им много лет пренебрежение в отношении родной для него русской (украинской итд) публике. К некоторому на первый взгляд незаметному нравственному дефекту, в итоге лишившему его необходимой духовной энергии, которую эта ( и только эта) публика могла бы ему дать.
 
Совет мой был только один: прервать публичные выступления и попытаться прислушаться к себе и найти глубинные причины несомненно имеющихся проблем. В чём тут глупость?
 
Но всё это укладывается в те самые общие рамки бетховенской идеи, которую я, повторяю, прекрасно понимаю.

должен быть полностью уверен в себе и готов принять любой ВЕРДИКТ, который ему вынесут и который нужен ему самому, чтобы проверить себя.
 
Да, о таких вещах говорить нельзя, но именно потому я и перешёл к обобщениям... чтоб хоть как-то побудить его подумать.
 
Я говорил интеллигентно, с довольно нетривиальными оборотами и серьёзными интонациями, и Соколов даже и заинтересовался. Кроме того, у меня есть такая подкупающая манера смотреть собеседнику прямо в глаза ясным честным взглядом
 
я говорил Соколову то, что нужно ему, а не мне. И при этом был уверен, что он всё-таки не такой дурак, чтоб отвечать в вашем духе. При этом, повторяю, по поводу содержания конкретного концерта я ему ни слова не сказал. В данном случае моя серьёзная и открытая, доверительная манера соответствовала содержанию: я говорил ему то, что должны были бы сказать ему лучшие друзья, пренебрегшие, по-видимому, этим своим долгом.
 
Но я, как я также уже объяснял, не говорил, что ему нужно, и не предписывал никаких шагов. Я лишь указал ему на наличие проблемы, и попытался обрисовать ближайший источник утраты его искусством прежней действенности.
 
Ну, анализ потом, а пока надо собрать информацию для анализа - пока настроение хорошее, овации, поздравления. Как раз благоприятный момент для получения необходимых сведений.
 
Видите ли, дорогой друг, если вам " не дано разобраться точно в тонкостях творческих людей", то это не значит, что и никому это не дано, так что не следует, с одной стороны, сразу давить всеми средствами тех, кто пытается это сделать. Возвышать себя использованием своих полномочий легко, а вот достичь этого путём развёрнутого обсуждения разных тонких материй довольно трудно: вы на это точно не способны, но если кому-то удастся - значит он, видимо, не зря претендовал на понимание "творческих людей". Короче говоря, раз уж вы признали свою несостоятельность, то незачем продолжать иссушать свою душу завистью к тем, кто смеет.
 
Делая это, вы поступаете по-хамски не только по отношению ко мне, автору этих серьёзных рассуждений, затрагивающих принципиальные вопросы исполнительского искусства,

Понимаете, дорогая lyolya, существуют люди, которым дана способность обобщать и которые стремятся думать о будущем, задавая себе вопросы типа "А что будет с фортепианным искусством и вообще с музыкой, если такая расслабленность, какую мы наблюдаем у Трифонова или Соколова, станет поощряться публикой и критикой?" Конечно, большинству не хочется, тяжело и даже неприятно об этом думать, но кто-то, наверное, всё-таки должен
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #356 : Июль 10, 2013, 22:18:28 »
По-моему, комментарии излишни.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн chiarina

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 237
    • ДМШ им. А.Н.Александрова
Re: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #357 : Июль 11, 2013, 01:38:00 »
Да, у меня тоже возникло побуждение распространить фото этого персонажа среди сотрудников филармоний Москвы и Петербурга, включая кассиров, билетеров и охранников. И не только в артистическую - вообще на концерт не пускать, потому как не пустишь его за кулисы, так он примется листовки разбрасывать или что-нибудь похуже...

На Классике с ним все время пытаются разговаривать с позиций здравого смысла, что-то втолковать... Но это бессмысленно - он не воспринимает. Это нездоровая ситуация, здесь дело не только в отсутствии воспитания. Убеждения не работают.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #358 : Июль 11, 2013, 14:53:35 »
Да, у меня тоже возникло побуждение распространить фото этого персонажа среди сотрудников филармоний Москвы и Петербурга, включая кассиров, билетеров и охранников. И не только в артистическую - вообще на концерт не пускать

Это не в наших силах :))
А вот не подпустить этого психа к артисту, я считаю - это долг поклонников. Встать живым щитом и организовать фейс-контроль, чтобы к нему не могло прорваться это чучело, а также и другие подобные. В крайнем случае вообще закрыть доступ в артистическую для всех, а то видите какой сброд туда повадился.
Пётр правильно рассуждает: ведь обиделся же Соколов за что-то на Москву? Не ровён час он и на Питер обидится за что-нибудь в этом роде, в результате может и не приехать. Не ездит же он в Великобританию, т.к. не хочет сдавать отпечатки пальцев, так что это человек весьма своеобразный. А те тоже дураки: ну зачем им отпечатки человека, известного на весь мир ? Ради бюрократии ?
Я уже говорил много раз, что не принадлежу к фанатам Соколова и на протяжении многих десятилетий - ещё с 70-х гг. - весьма выборочно принимаю то, что он делает, но то, что устраивает ему этот кретин в артистической Филармонии СПб - это за гранью всего.
Я вообще не понимаю, что там делать, в артистической ? Себя показывать ? Артиста чему-то "учить" ? Для автографа, если уж так приспичило, можно передать программку через охранников, да и вообще, к чему вся эта канитель ? Для коллекции что ль ?
Я склоняюсь к тому, чтобы послеконцертный доступ закрыть для всех, чтобы даже теоретической возможности прорваться не было.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Баба Яга

  • Гость
Re: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #359 : Июль 11, 2013, 15:07:22 »
Я склоняюсь к тому, чтобы послеконцертный доступ закрыть для всех, чтобы даже теоретической возможности прорваться не было.
Этот доступ, однако, стал уже обычаем в концертной практике. Да и артисту приятно, когда к нему с добрыми словами приходят благодарные слушатели. По себе сужу... ;D

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #360 : Июль 12, 2013, 11:47:21 »
Я склоняюсь к тому, чтобы послеконцертный доступ закрыть для всех, чтобы даже теоретической возможности прорваться не было.

Этот доступ, однако, стал уже обычаем в концертной практике. Да и артисту приятно, когда к нему с добрыми словами приходят благодарные слушатели. По себе сужу... ;D

Да, но в данном случае мы имеем дело с явным маньяком, который из года в год целенаправленно подкарауливает Соколова, целый сезон предвкушая, как приедет в Санкт-Петербург и будет ему выговаривать за что-нибудь "интеллигентно, с довольно нетривиальными оборотами и серьёзными интонациями", "в такой подкупающей манере смотреть собеседнику прямо в глаза ясным честным взглядом", испытывая нечто вроде оргазма в процессе общения со знаменитостью и получая от последующих публичных рассказов об этом не менее откровенное удовольствие, близкое к половому.
Такой нарциссизм :)) Он просто тащится сам от себя, и, видимо, млеет в эротических грёзах над своими слащаво-претенциозными текстами, не забывая разбавить их самовосхвалениями.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #361 : Июль 12, 2013, 12:14:03 »
Соколов уже не мальчик и сам способен себя защитить. Я так думаю. Ездить он, надеюсь, из-за этого умника не перестанет.

Оффлайн chiarina

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 237
    • ДМШ им. А.Н.Александрова
Re: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #362 : Июль 13, 2013, 04:34:11 »
Да, но в данном случае мы имеем дело с явным маньяком, который из года в год целенаправленно подкарауливает Соколова, целый сезон предвкушая, как приедет в Санкт-Петербург и будет ему выговаривать за что-нибудь "интеллигентно, с довольно нетривиальными оборотами и серьёзными интонациями", "в такой подкупающей манере смотреть собеседнику прямо в глаза ясным честным взглядом", испытывая нечто вроде оргазма в процессе общения со знаменитостью и получая от последующих публичных рассказов об этом не менее откровенное удовольствие, близкое к половому.
Такой нарциссизм :)) Он просто тащится сам от себя, и, видимо, млеет в эротических грёзах над своими слащаво-претенциозными текстами, не забывая разбавить их самовосхвалениями.
Довольно жестко сказано, но, на мой взгляд, абсолютно верно. Очень точный диагноз.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #363 : Июль 13, 2013, 19:44:01 »
Довольно жестко сказано, но, на мой взгляд, абсолютно верно. Очень точный диагноз.

Ну да - досаждать кому-нибудь, чтобы почувствовать себя значимой величиной.
А мне тут прислали любопытную ссылку с просьбой прокомментиовать:

«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #364 : Июль 13, 2013, 20:09:16 »
Это письмо от 1960 года некой пожилой поклонницы совсем ещё молодого (10-летнего) Гриши Соколова, как она его называет. Я не понял из текста, кто эта женщина, и подпись тоже мне ни о чём не говорит.
Утверждается, что Соколов был очарован Гилельсом, слушал его пластинки, страдал, когда отменяли его концерты и т.д. Очень милое и трогательное письмо.
Честно сказать, меня больше заинтересовала бы реакция Эмиля Григорьевича, чем это письмо :)) Но на самом деле нам его реакция известна - при его активном участии в 1966 году уже 16-летний Григорий Соколов стал победителем конкурса им.Чайковского.
По прошествии полувека представляется, что Гилельс был абсолютно прав.
Не могу обойти вниманием, что по этому поводу пишет в своей нашумевшей книге Павел Гаук - сын дирижёра Гаука.

цитата:
------------------------------
После великой победы Клиберна на первом конкурсе и первой премии Джона Огдона в 1962 года, - а Владимир Ашкенази, "назначенный" на первое место, играл неудачно, премию между ним и Огдоном разделили опять же по известным причинам, - теперь, в 1966 году, снова советский пианист, "назначенный" на выигрыш, на этот раз им был Николай Петров, не оправдывал надежд. Он не убедил ни жюри, ни слушателей своей невыразительной игрой и был в срочном порядке устранён от участия во втором туре "по причине болезни". Всё шло к тому, что американский пианист Миша Дихтер, за которого болела московская публика, одухотворённый и обаятельный пианист quasi американо-романтического пошиба, возьмёт в очередной раз верх над представителями "лучшей в мире пианистической школы".
.... Воспользовавшись не слишком твёрдым выступлением Миши Дихтера на третьем туре,  - он незначительно, но всё-таки "облажался" в Концерте Чайковского, хотя бетховенский Пятый в его исполнении и показался настоящим триумфом (мне запомнилась игра Дихтера), - жюри под бессменным руководством Гилельса приняло настоящее соломоново решение - первую премию присудили никому не известному шестнадцатилетнему Грише Соколову. Публика негодовала и неистовствовала. На игру Соколова ни в первом, ни во втором туре публика особого внимания не обратила: так, милый, упитанный и музыкальный мальчик "из хорошей семьи". До поздней ночи двор консерватории был до отказа заполнен бушующей революционной толпой. Жизнь Эмиля Григорьевича, на которого невежды сваливали результаты конкурса пианистов, была в опасности.
.... Григорий же Соколов, выающийся, тонкий музыкант, получивший в своё время мировое признание, в Москве так и не стал любимцем публики - ему не могли "простить Дихтера", - и концерты его никогда не относились к категории "ажиотажных".

(стр.298, П.Гаук, "Хроника маменькиного сынка")
------------------------------
(конец цитаты)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #365 : Июль 13, 2013, 20:55:35 »
У меня часто спрашивали - можно ли считать Соколова "учеником" или же "последователем" Гилельса ? Я, конечно, не Гаккель и не Гордон :)), чтобы проламывать свою линию понимания и сравнения, но мне представляется, что по сумме объективных показателей Григорий Соколов своей игрой Гилельсу не наследует. По крайней мере, он не наследует Гилельсу ТЕХ времён - 50-60-х гг. Слушал он тогда его пластинки или нет, мне неведомо - если верить письму старушки, то слушал - почему бы и нет ? - но, наверное, не только его пластинки. Я их тоже слушал :)) Но что из этого следует ? Идолопоклонство и подражательство ?
Пожалуй, некоторое влияние Гилельса можно ощутить в тенденции к чрезмерному замедлению темпов, но я не уверен, что это влияние именно Гилельса, а не стилистических тенденций всей той эпохи в целом. Тем более, что такая тенденция сильнее обострилась в искусстве Эмиля Григорьевича ближе к концу его жизненного пути, а отнюдь не в эпоху соколовского детства.
Кроме того, я считаю важным отметить, что Гилельсу - как и Рихтеру, игру которого соколовская игра 70-80-х гг. напоминала гораздо больше, тем более, что Гилельс и Рихтер по понятным эпохальным причинам гораздо больше похожи друг на друга, чем на игру Соколова - вовсе не были свойственны гульдианские и постгульдианские тенденции переосмысления, пересмотра и видоизменения композиторской стилистики, т.е. нарочитого переиначивания и переинтонирования классической музыки. Это ментальное задание как самоцель наши пианисты стали чаще ставить перед собой гораздо позже, начиная где-то с середины 80-х гг. Ярким примером в этом смысле может послушить Плетнёв-пианист, который смолоду был, как это теперь называют критики, "модернистом", т.е. чуть ли не с самого начала своего пути. Конечно, в те годы он не был и не мог быть таким радикалом, как сегодня, потому что В ТЕ ВРЕМЕНА его просто заплевали бы. А сегодня это делать уже поздно - он стал слишком известен и практически недосягаем ни для публики, ни для критики :))
Как, впрочем, и Соколов.
Соколов тоже не был тогда радикалом, он им сделался позднее - даже позже, чем Плетнёв, но уже, как мне представляется, в середине 90-х нечто такое начало активнее проникать в его игру. Плетнёв в эти годы радикально поменял свой стиль, который сегодня правильнее было бы называть "камерно-виртуозным". Стиль же Соколова "камерным" называть язык не поворачивается - он всё же по самому складу своего пианистического характера склонен и способен обращаться к громадным аудиториям (он безусловно большой виртуоз). В этом смысле одной из вершин его раннего стиля сделался 3-й концерт Рахманинова, в котором я лично не вижу ничего гилельсовского, зато вижу много рихтеровского, как это ни странно с учётом пиетета Соколова перед Гилельсом, а не перед Рихтером и т.п., тем более, что Рихтер 3-й концерт не играл.
Но я опять же повторюсь, что между Рихтером и Гилельсом как питомцами одной школы и одной эпохи, практически ровесниками, гораздо больше общего, чем у них обоих с Соколовым. Отмечу, однако, что полифония как таковая никогда не была близка Гилельсу, зато она близка Рихтеру и Соколову, и именно им принадлежат нетленные - и столь же, пожалуй, "чистые" в музыкальном плане, т.е. современные и не отягощённые грузом немузыкальных коннотаций, трактовки Баха - "Хорошо темперированный клавир" у Рихтера и "Искусство фуги" у Соколова. Кстати, до сих пор недоумеваю, почему Соколов не сыграл целиком и не записал ХТК - ведь я самолично слышал множество номеров этого баховского цикла в его исполнении в Москве, и это было просто шикарно. Оба они выдающиеся бахисты, коим Гилельс никогда не был по складу своего музыкального мировоззрения и пианистической конституции.
С другой стороны, любопытно, что в Бахе Соколова кое-где (но не везде) отчётливо ощущается влияние Г.Гульда - например, в Итальянском концерте, в некоторых других произведениях. Невозможно представить гульдианские влияния в игре Рихтера или Гилельса, а Соколов вполне постгульдианский бахист. Но Гульд для него не догма и не икона, а скорее "руководство к действию". В чём предметно и конкретно сказалось влияние Гилельса на Соколова, я не вижу до сих пор - наверное, в необходимости иметь кумиров, без коих, по-видимому, невозможно музыкальное детство. С другой стороны, даже при всех общих внешних моментах Соколова нельзя считать также и последователем Рихтера в полном смысле этого слова - правильнее было бы говорить об "общеэпохальных" влияниях, сказавшихся на их игре. О да, это так.
В результате я прихожу к выводу, что Соколов, получив классическую и очень крепкую консерваторскую закалку, является по существу дитятью всей нашей фортепианной школы в целом, а не кого-то конкретно, т.е. не одного-единственного педагога или выдающегося пианиста при всей схожести каких-то моментов биографических, пианистических, мировоззренческих, репертуарных и т.д. Соколов - дитя эпохи. И в этом качестве он унаследовал как достижения, так и многие парадоксы этой эпохи.
Было бы любопытно на фонографических образцах отследить, как менялся его стиль на протяжении последних лет, и я надеюсь, что в будущем это кто-нибудь сделает. В частности, питерские его концерты позволяют это проделать, т.к. он играет в СПб те же самые программы, которые возит по всему миру. Иногда он играет классичнее, "традиционнее", а иногда позволяет себе довольно рискованные "модернистские" эксперименты, которых в последние годы стало больше, и далеко не все из них удачны. Но в этом я вижу залог неувядаемости его творческой жизни: если его стиль ещё способен совершать столь значительные колебания, то это означает, что мозг его не окостенел, мышление не утратило гибкости, и как музыкант Соколов не утратил способности к развитию. Пианистические же он остаётся на той же высоте, что и 10, и 20, и 30 лет назад, хотя и чисто технически он способен сильно видоизменяться, выдвигая на первый план то одни, то другие качества и особенности своего пианизма, причём, делает это вполне осознанно в соответствии с неким "техническим заданием". Я вижу в таком ментальном подходе к творчеству отголоски скрябинизма как идеологии, и в этом плане симптоматично, что Соколов много сыграл Скрябина, хотя тоже не всегда удачно. Но Скрябин - это не показатель: и не такого ранга пианисты спотыкались на Скрябине.
Короче, Рихтеру - рихтерово, Гилельсу - гилельсово, а Соколову - соколово :)) Свои соображения о фрагментарных и более или менее плотных соприкосновениях их стилей я изложил выше.
« Последнее редактирование: Июль 14, 2013, 17:20:15 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн waretada

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 332
Re: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #366 : Июль 14, 2013, 22:14:31 »
У меня часто спрашивали - можно ли считать Соколова "учеником" или же "последователем" Гилельса ? Я, конечно, не Гаккель и не Гордон :)), чтобы проламывать свою линию понимания и сравнения, но мне представляется, что по сумме объективных показателей Григорий Соколов своей игрой Гилельсу не наследует...
Все-таки "ученик" и "последователь" - разные понятия. Можно быть учеником, но не последователем. Пример - В. Афанасьев. Ученик Гилельса, но уж точно не последователь.

Впрочем, я здесь не затем :)

Цитата: Юстас-Алексу, вчера 22:19
Передайте ...также, пожалуйста, комплимент за пост о связях Соколова с Гилельсом и Рихтером. Хорошо и точно написал, он редко последнее время пишет по делу :)
Вообще мои письма не являются "личными", и если хотите, перешлите ему это письмо полностью.

Вот теперь передала полностью :)
Всем спокойной ночи! :)

Оффлайн chiarina

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 237
    • ДМШ им. А.Н.Александрова
Re: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #367 : Июль 14, 2013, 22:53:58 »
Цитата: Юстас-Алексу, вчера 22:19
Передайте ...также, пожалуйста, комплимент за пост о связях Соколова с Гилельсом и Рихтером. Хорошо и точно написал, он редко последнее время пишет по делу :)
Вообще мои письма не являются "личными", и если хотите, перешлите ему это письмо полностью.

Вот теперь передала полностью :)
Всем спокойной ночи! :)
Ба, знакомый почерк! Как говорится, я милого узнаю по походкезаметке  ;)
Хоть я и не Алекс, но, тем не менее, прошу передать Юстасу большой привет и самые наилучшие пожелания. Всегда помним и скучаем!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #368 : Июль 14, 2013, 23:33:13 »
Все-таки "ученик" и "последователь" - разные понятия. Можно быть учеником, но не последователем. Пример - В. Афанасьев. Ученик Гилельса, но уж точно не последователь

О да, этот пример даже ещё ярче, нежели слушание Соколовым пластинок и его мление над образом и живыми выступлениями Гилельса. Афанасьев ведь прямой ученик Гилельса, а что общего в их игре ? Да вообще ничего: Афанасьев намного радикальнее Соколова, у него в плане проявления исполнительского своеволия вообще нет никаких тормозов.
Но я уже как-то рассуждал на ту тему, что ведь и Рихтер, если отнестись к его игре внимательно и объективно, гораздо больше напоминает истового и даже ортодоксального питомца школы Гольденвейзера, нежели школы Нейгауза, а ведь он на протяжении многих лет был учеником именно Нейгауза.
Но выдающегося педагога отличает от серой посредственности, способной лишь муштровать, то ключевое качество, что он способен вырастить ЛЮБОГО ученика с любой индивидуальностью и с любыми природными качествами, если у того имеются серьёзные профессиональные задатки, на которые наставник мог бы опереться.
Так что разговоры о том, кто кому наследует, должны основываться на предметном анализе и сравнении.
К примеру, для меня очевидно, что Фаворин гораздо больше походит на последователя школы Гольденвейзера, нежели Игумнова, зато Хозяинов очень яркий представитель игумновского-оборинского направления, как и Сергей Кузнецов, кстати. Я уже высказывал своё удивление по поводу того, как мог Воскресенский воспитать столь разных музыкантов, но, видимо, он тоже очень хорошо понимает, что не должен навязывать "школу", а должен отслеживать, к чему склоняется сам ученик по природе своего таланта.
Что касается Соколова, то он, кажется, единственный столь крупный ученик своего консерваторского наставника Хальфина, потому что никакому другому его ученику до таких высот подняться не удалось. Между нами говоря, я думаю, что этот взлёт произошёл не только в силу феноменальной природной одарённости Соколова, но и потому, что Соколов своей победой на конкурсе Чайковского был вырван из ученической текучки и как бы поставлен "над всеми". Т.е. он в 16 лет уже был вполне сформировавшимся пианистом, а хорошего учить - только портить. Неизвестно, что получилось бы из него, если бы не эта победа, потому что после неё к нему все уже относились по-другому, включая его питерских наставников - и Зелихман, и Хальфина.
Так что Эмиль Григорьевич ему, безусловно, крупно удружил, и никто ещё не пожалел об этом, хотя Соколов во всю мощь начал раскрываться лишь в начале-середине 70-х.
П.Гаук пишет, что в Москве к Соколову относились плохо из-за Дихтера. Но знаете, к середине 70-х о Дихтере все уже успели позабыть (в отличие от Клайберна, о котором тут не забывали никогда), поэтому причину довольно прохладного отношения к нему я вижу лишь в том, что, во-первых, тогдашний строгий стиль его, весьма далёкий от романтического, не был близок в те годы (как и в последующие) восприятию московской публики, а во-вторых, с нами были Гилельс, Рихтер, Станислав Нейгауз, на фоне которых меркли все остальные. Уж не знаю, хорошо последнее или плохо, но это было именно так: такого лома народу, как на них, не было ни на кого - если только на Клайберна в любой его приезд.
А вот из-за чего конкретно Соколов отказался приезжать в Москву, было бы любопытно узнать у него самого. И знаете, слова Рихтера о московских снобах, которые ходят на концерты лишь с той целью, чтобы проверить, неужели он всё так же хорошо играет, и придирчиво оценить, не стал ли он играть хуже, мне многое проясняют. Хотя, наверное, причин у Соколова может быть множество.
« Последнее редактирование: Июль 14, 2013, 23:48:24 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #369 : Июль 15, 2013, 13:53:05 »
Интересно. Жаль только, что повод всему обсуждению - стародавнее письмо, а не только что сыгранный Бетховен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #370 : Июль 15, 2013, 16:23:19 »
Интересно. Жаль только, что повод всему обсуждению - стародавнее письмо, а не только что сыгранный Бетховен

Так мы вроде обсудили его, разве нет? По прослушивании фонограммы я нахожу, что Пётр Лаул точно, кратко и ёмко изложил основные оценочные тезисы в связи с последним выступлением Соколова в СПб.
Меня это исполнение вполне устроило, Бетховен допускает и такой подход. Вероятно, стилистическая "претензия" может быть выдвинута по поводу некоторой смягчённости 1-й части "Хаммерклавира", которая и впрямь получилась шубертианской, но не вижу в том большой беды. Если это и эксперимент, то вполне приемлемый, а результат убедительный.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #371 : Июль 15, 2013, 19:16:20 »
Я не вижу тут ни беды ни Шуберта, но я, впрочем, не специалист.

Оффлайн Demian Poor

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 253
Re: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #372 : Июль 21, 2013, 09:32:21 »
Григорий Соколов. Бетховенский «Хаммерклавир» 38 лет спустя



http://newsmuz.com/news/2013/grigoriy-sokolov-bethovenskiy-hammerklavir-38-let-spustya-28519

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #373 : Июль 21, 2013, 15:56:17 »
Григорий Соколов. Бетховенский «Хаммерклавир» 38 лет спустя

http://newsmuz.com/news/2013/grigoriy-sokolov-bethovenskiy-hammerklavir-38-let-spustya-28519

Типично апологетический писательский стиль, суть которого сводится к незамысловатой идее -  Соколов не может играть плохо, потому что это Соколов. И баста.
Надо сказать, что, в противоречии с мнением автора статьи, за последние 12 лет у Соколова в Питере было весьма много спорных и даже провальных моментов, после одного из которых я навсегда отказался ездить на его питерские концерты, потому что это был такой мощный контраст с ожиданиями и моральный удар такой силы, что я его никогда не забуду.
С другой стороны, у Соколова вовсе не так всё "плохо", как это принялся изображать тот садист-самозванец, который раньше безудержно превозносил его, а ныне ежегодно прорывается к нему в артистическую с целью вынесения "выговора от имени публики" и "наставления на путь истинный". Я считаю, что Соколов удерживает хороший советский уровень, если иметь в виду пианизм, но в трактовки его проникают современные тенденции экспериментаторства, которые ему в те времена не были свойственны и которые в наши дни далеко не всегда заканчиваются удачно.
Питерские концерты его сделаны ажиотажными искусственно, но с этим очень просто бороться, повышая цены на билеты "всё выше и выше и выше". Я считаю, что там не хватает хорошей организации, а также, конечно, трансляций в интернете.

Тот рояль, который мы имеем, как инструмент имеет возраст лет 70-80…Даже протриговская клавиатура была уже. Которая была до Второй мировой войны.

Нет, ну Ойвин - это кусок прикола. Ещё в советских его откликах на концерты встречались настоящие терминологические "перлы", которые я раньше по наивности списывал на спешку при подготовке статей, но вот этот "термин" превзошёл всё прежнее: "протриговская клавиатура". Ойвин произвёл её от слова "протирать", наверное - от "протриги" :)).
Я теперь его статьи целиком не размещаю, потому что незачем такое пропагандировать, можно просто ознакомиться по ссылке.
По поводу "протриговской" - имеется в виде праттридовская клавиатура. Как известно, Соколов - любитель техники, механики и т.п., он имел в виду вот это:

http://en.wikipedia.org/wiki/Pratt-Read

Пратт-Рид - фирма, занимающаяся механикой клавиатур. Соколов как бы "между прочим" обронил этот термин, для него банальный, а на самом деле за ним - его специфические знания. В общем, швыряние такими словечками - это проявление снобизма с его стороны, но если уж излагать идеи сноба на письме, с ними нужно глубже знакомиться.
« Последнее редактирование: Июль 24, 2013, 10:55:11 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист
« Ответ #374 : Август 03, 2013, 09:56:11 »
S. Rachmaninov 10 Preludes for Piano Op.23, Grigory Sokolov

http://www.youtube.com/watch?v=25-Qq4AqS4A

Я бы не сказал, что это "мой" Рахманинов, но слушается с громадным интересом, и я не отказал себе в удовольствии насладиться записью в очередной раз, когда нашёл эту ссылку. Что и вам рекомендую.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица