Автор Тема: 2000-е годы. Отсутствие присутствия Большого театра  (Прочитано 27680 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Отсутствие Большого театра, вернее, отсутствие полноценного его присутствия, самым страшным образом сказывается на всём облике московской оперной жизни. Можно сказать смело, что она в полном развале. Сейчас июнь 2009 года, ремонт дико затянулся, что будет после ремонта - непонятно: будет ли продолжена линия на реж.оперу ? На приглашательство разных зарубежных экспериментаторов ? Кто будет задавать тон ? Ведь в конце жизни даже реж.Покровский, последние положительные деяния которого закончились где-то в 60-70-х годах, отошёл от реалистических традиций русской оперы  и переметнулся в сферу реж.оперы, исковеркав, в частности, многие свои былые постановки, отзываясь о них как о чём-то "устаревшем", поэтому я с некоторым страхом ожидаю кадровых решений для Большого. Покровский выходил на идеи реж.оперы уже давно и постепенно, а в "Орлеанской деве", постановочное решение которой я ещё могу принять с некоторыми оговорками с учётом того, что опера эта больше напоминает ораторию, "балансировал на грани" приемлемого.
Если будет продолжено постановочное безобразие, которое воцарилось в Большом за последние 20 лет, то обновлённое здание никому и ничему не поможет.
Когда же кто-нибудь из наших "государственников" стукнет кулаком по столу и через кадровые решения прекратит произвол в главном государственном оперном театре страны ? Не пора ли возрождать "лейбл" ? На мой взгляд, театр должен соответствовать своему названию и быть в полном смысле этого слова "академическим", т.е. крайне консервативным, а задачи освоения приёмов "передовой режиссуры", то бишь, реж.оперы, приветствуемой в крайне узких кругах, необходимо делегировать театрам помельче. Реж.опера тоже необходима и местами даже любопытна, как и вновь написанные оперы, но всему своё место.
Консерватизм сейчас по всему миру идёт в гору как реакция на крайности произвола, и спрос на него растёт не по дням, а по часам и в политике, и в экономике, и в искусстве.
Да, я жуткий ретроград и горжусь этим :)))))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Котлован и ныне там
Открытие Большого театра снова переносится на два года

ОЛЬГА СЕРЕГИНА, Новые известия, 20090619
http://www.newizv.ru/news/2009-06-19/110630/
 


В одном из недавних интервью артист балета Николай Цискаридзе посетовал: «Сейчас от Большого театра остались только стены, а внутри – большой котлован. И что там происходит? Ничего там не происходит.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Котлован и ныне там
Открытие Большого театра снова переносится на два года


Собственно, я в этом даже и не сомневался.
Вообще говоря, напрашивается удивительная параллель со строительством Мариинки-2. Мне кажется, наши власти должны сделать из этого соответствующие кадровые выводы, причём, самые радикальные.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Большой без палочки
Александр Гаррос, редактор отдела культуры журнала «Эксперт».
журнал "Эксперт", 13.07.2009,
http://www.expert.ru/printissues/expert/2009/27/interview_bolshoi_bez_palochki/  

Музыкальный руководитель Большого театра решил покинуть свой пост до истечения срока контракта. И дал «Эксперту» эксклюзивное интервью по поводу причин своего решения.
<...>
— А можно хамский вопрос? Почему у Гергиева в Мариинке получилось — а у вас нет?
— Мы с ним совершенно разные люди. В том числе по структуре таланта. Гергиев — человек с грандиозным управленческим и властным инстинктом. Власть Гергиева абсолютна: он и творческий, и административный руководитель в одном лице. Достоинство нынешней Мариинки — то, что ее руководитель музыкант. Недостаток — то, что это очень экстенсивная система, которая делает все, что угодно, но только не играет как следует в Петербурге. Но пассионарность очень большая — и события большие. Такой… нормальный халифат. А система, механизм — на деле архаические и у нас, и там.
<...>
 
« Последнее редактирование: Июль 13, 2009, 10:22:18 от Сергей_Quark »

Оффлайн чужой

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 693
Большой без палочки
Александр Гаррос, редактор отдела культуры журнала «Эксперт».
журнал "Эксперт", 13.07.2009,
http://www.expert.ru/printissues/expert/2009/27/interview_bolshoi_bez_palochki/  

 

Если во всей стране "полный вперед!", то почему в Большом Татре должно быть иначе?
Все продано, забудьте.  ;)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Большой без палочки
Александр Гаррос, редактор отдела культуры журнала «Эксперт».
журнал "Эксперт", 13.07.2009,
http://www.expert.ru/printissues/expert/2009/27/interview_bolshoi_bez_palochki/  

Музыкальный руководитель Большого театра решил покинуть свой пост до истечения срока контракта. И дал «Эксперту» эксклюзивное интервью по поводу причин своего решения.

Событие ожидаемое, но несмотря на это,  всё равно ошарашивающее !
Насколько я понимаю, в Большом не хватает той самой "железной" руки. Собственно, об этом говорит и Ведерников, который не смог сделаться такой рукой. После его слов косвенно становятся понятны и причины отказа Гергиева распространить мариинский опыт на Большой театр - утверждается, что бюрократия не даст.
В связи с этим у меня возникает куча вопросов - КТО правит в Большом театре ? Кто определяет кадровую политику ?
Если это государственная организация - а ведь так оно и есть ! - то кто допускает такой раздрай ? Мы только что читали в потоке о Теляковском (http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2245.msg26467#msg26467), как он ставил палки в колёса Направнику, который требовал исполнительской дисциплины, а через его голову директор назначал исполнителей, тем самым подрывая авторитет дирижёра. И тут же читаем в этом интервью, что и у Ведерникова были те же проблемы ! Т.е. НИЧЕГО не изменилось за 100 лет ! Как говорится, "шли века", а проблема всё та же: творчество и бюрократия.
При этом хочется сказать, что Ведерников сам по себе неплохой парень - наверное, он хороший человек, но как известно, это не профессия ! То ли ему не дали развернуться, то ли разворачивать было нечего - я так и не понял !
Я убеждён, что государство ДОЛЖНО определять кадровую политику ГАБТа, но для этого надо найти мощную фигуру - а где нынче взять дирижёра-диктатора, который обладал бы и властью, и музыкальным авторитетом ? В Большом раньше такие люди появлялись: до революции на Большой "кинули" Рахманинова (http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2245.msg26590#msg26590), при Совдепии там всех держал в ежовых рукавицах Голованов (http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1724.msg20234#msg20234), а в Мариинке ныне таким диктатором является Гергиев (http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1864.0). Где же взять ещё одного диктатора для Большого ? И имеется ли он в России на данном этапе ? Кому отдать власть ?
Я убеждён, что в Большом должно быть единоначалие, а ещё я убеждён, что это дело государственное и даже больше: это дело ЛИЧНО ПРЕЗИДЕНТА ИЛИ ПРЕМЬЕРА СТРАНЫ !
Медведев или Путин ДОЛЖНЫ, наконец, ударить кулаком по столу, и НАЗНАЧИТЬ диктатора для Большого театра !! И отдать ему ВСЮ власть БЕЗРАЗДЕЛЬНО: только ежовые рукавицы помогут в данном положении.
« Последнее редактирование: Июль 13, 2009, 19:49:04 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
"Дети Розенталя" сходили по большому

Музыкальный руководитель Большого театра подвел итог.
О.Романцова, http://www.gzt.ru/Gazeta/kuljtura-v-gazete/248941.html
 

<...>

Благодаря Ведерникову, назначенному главным дирижером и музыкальным руководителем Большого театра в 2001 году, репертуар Большого театра пополнили оперы "Огненный ангел" Прокофьева, "Летучий голландец" Вагнера — первая российская постановка первой редакции этой оперы, мировая премьера "Детей Розенталя " Десятникова с либретто Владимира Сорокина, наделавшая немало шума, и многое другое.

<...>
Среди причин, толкнувших его на этот шаг, дирижер называет его отстранение от формирования оперных составов: хотя это полномочие прописано в контракте, план оперных постановок на следующий сезон директор театра Анатолий Иксанов тоже принял независимо от него. Без ведома Ведерникова и без объяснения причин был уволен Вадим Журавлев, занимавшийся перспективным оперным планированием. Были и другие расхождения. По мнению дирижера, опера не должна иметь постоянного состава, а ориентироваться скорее на приглашенных звезд.

<...>
Александр Ведерников, дирижер: "До какого-то момента наши устремления совпадали"
Большой театр управляется бюрократическим путем. Люди, которые его возглавляют, не понимают творческой логики принятия решений, она им совершенно чужда. До какого-то момента наши устремления совпадали: администрации нужно было продемонстрировать, что она тоже стремится к лучшему. Но в творчестве конечных станций не бывает. Однако совершенствование творческих вещей ( таких, как, например, организация оперного оркестра и хора) связано с административными шагами. Администрация в какой-то момент перестала их выполнять, и творческое развитие остановилось. Я привык играть по правилам, а если они нарушаются, мне это становится просто не интересно. Сейчас я веду переговоры с двумя оркестрами в Скандинавии, хотя контрактов пока не подписал, поскольку еще не решил насчет своей нагрузки и, кроме того, мне было бы гораздо интереснее работать в России.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Вот ещё материал на тему (Е.Бирюкова):

http://www.openspace.ru/music_classic/events/details/11310/

----------------------
Какая бы заповедно-советская жизнь ни теплилась в недрах Большого театра, внешне он в последние годы позиционировал себя как довольно прозрачная структура западного толка — заранее объявлял планы, рассказывал о кадровых перестановках. Но в уходящем сезоне вокруг его оперной, по крайней мере, части сложилась дурацкая ситуация, когда все всё вроде знают, но ни о чем не говорят.

Пожалуй, активнее, чем когда-либо раньше, уже везде и вовсю обсуждаются три будущие оперные премьеры театра — это «Воццек» в постановке Дмитрия Чернякова и Теодора Курентзиса, «Летучая мышь» в постановке Василия Бархатова и назначенный на сезон 2010/11 «Дон Жуан», которого все с тем же Курентзисом должен делать режиссер Анатолий Васильев. Но официальных заявлений ни о чем таком не было.

Втихую поменяли начальника отдела планирования (возможно, это должность уже называется как-то по-другому): Вадима Журавлева на Михаила Фихтенгольца — а это ведь совсем немаловажная для жизни театра подробность.

Точно так же в воздухе давно витали имена дирижеров, которых Большой собирается активно привлекать, — помимо Курентзиса, это молодые преуспевающие европейцы Владимир Юровский и Кирилл Петренко, а также представители старшего поколения Александр Лазарев и Василий Синайский. Но Большой молчит. А слухи множатся. /.../
/.../

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Комментарии Иксанова:
http://www.mk.ru/culture/publications/319287.html

— Анатолий Геннадьевич, кто придет вместо Ведерникова?

— А почему так ставится вопрос? Пока никто не придет. Это же не значит, что мы тут же должны занять хоть кем-то эту должность…

— Но сколько времени пройдет до нового назначения — месяц, три?

— Месяц, три, год… Поймите, это совершенно необязательная история. Вот мы сейчас в миланском Ла Скала: здесь такой должности вообще нет. Да, главного дирижера может и не быть, во всяком случае, нет смысла никого срочно назначать просто ради того, чтобы назначить. Важно другое: уход Ведерникова не является неожиданностью. Об этом было объявлено еще в июне 2008-го, весь год Ведерников много гастролировал по своим личным договоренностям и контрактам и большую часть сезона отсутствовал. Так что весь последний год мы вели переговоры, пригласив пять ведущих и самых известных дирижеров на постоянную основу, которые работали бы с нами 5—7 лет.

— Эти договоренности пока словесные? Знаем, что вы привлекаете Юровского, Синайского, Лазарева, Курентзиса, Петренко…

— Не только словесные, но и вполне конкретные. По срокам и по названиям. Например, в октябре в рамках нашего симфонического абонемента оркестром продирижирует Александр Лазарев; в декабре — в том же абонементе — Синайский. В ноябре Теодор Курентзис вместе с Черняковым поставят оперу Берга “Войцек”. Далее, через год, Синайский поедет с оркестром, хором и солистами на гастроли в Польшу и Германию…

Любопытно, что уход г-на Ведерникова — хотя и можно было бы предположить обиженную мину — проистекает относительно бескровно и без “хлопанья дверьми”. Во всяком случае, Иксанов утверждает, что это исключительно рабочий момент: “Естественно, его что-то может не устраивать — если уж на то пошло, в новейшей истории никто еще из главных дирижеров в театре не оставался на своем посту так долго”. Так что ротация, по мнению гендиректора, просто необходима.

 Господа продолжают “по-человечески относиться друг к другу”, и мало того, в новом сезоне Ведерников примет участие в творческой судьбе Большого как приглашенный дирижер. А куда он уйдет “как основной” — пока загадка. Иксанов уверен, что у Ведерникова много разных зарубежных предложений, но “толком переговорить по этому поводу мы не успели: вчера был прием, разные гости, не до этого; у меня, в сущности, даже еще нет на руках его заявления об уходе”.

Не могли мы не поинтересоваться реакцией г-на Иксанова на критику мэра Москвы Юрия Лужкова по части реконструкции БТ.

— Мы все прекрасно знаем, — говорит гендиректор, — что здание стоит абсолютно надежно на монолитной “кастрюле”, никаких смещений там нет, и гарантия на эти работы — 100—150 лет. Мне представляется, что иные высказывания — это некий пиар-ход. Увы, это российская традиция — кидать камень в огород своих предшественников. “До меня были плохие”. Мне такой подход несимпатичен. И я лично сказал это Юрию Михайловичу, когда он спросил, “доволен ли я тем, что московский стройкомплекс подключился к реконструкции”. Я ответил, что абсолютно доволен и меня очень устраивает активное участие Лужкова, это дает стройке новый импульс. Все хорошо, кроме негативных оценок своих предшественников.

— Как вас принимают с “Онегиным” в Милане?

— Результат превзошел все ожидания. Хотя миланскую публику все боятся, ее даже Верди боялся, уж очень взыскательны. Но “город наш”! Это был просто шквал аплодисментов. Несмотря на критику Галины Павловны, спектакль с триумфом прошел и в Парижской опере, а в следующем году мы его везем в Ковент-Гарден и Пекинскую оперу…

Напомним, что официальное заявление об отставке Ведерникова Большой театр сделает после 17-го — своего возвращения из Милана. И, по мнению наблюдателей, руководство БТ будет в течение нового сезона приглядываться к пяти приглашенным дирижерам, один из которых в конце концов может занять место главного. В какой-то момент чаша может склониться в пользу Юровского, который — согласно экспертным оценкам — стал бы лучшей кандидатурой. Впрочем, рассуждать об этом еще рано.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
http://www.izvestia.ru/culture/article3131934/

Дирижер Александр Ведерников:

 "Большой театр сегодня - не творческая организация"


Мария Бабалова

Большой театр России потрясла громкая отставка. Пост музыкального руководителя - главного дирижера покинул Александр Ведерников, занимавший эту должность с июня 2001-го по июль 2009 года, что является рекордом долгожительства в новейшей истории Большого. Своим уходом дирижер усилил ощущение неблагополучия вокруг первого театра страны. С безработным теперь в России Александром Ведерниковым встретилась обозреватель "Известий".

"Меньше всего хочу бросить камень в Темирканова"

вопрос: Вы помните, ради чего приходили в Большой театр восемь лет назад?

ответ: Разные были побуждения. Но мысль, что от такой должности не отказываются, была последней.

в: Лукавите...

о: Ничего подобного. Почему я должен был обязательно испытывать восторг? Когда приходишь в театр, в котором практически ничего не работает как должно, зачем раздувать щеки и взывать к исторической памяти? Ну, например, был Рахманинов в Большом театре. Два года выдержал и ушел. Я не измеряю свою жизнь этапами карьерного роста.

в: А в чем вы измеряете?

о: В том, чем мне интересно заниматься с точки зрения творчества. Но, к сожалению, выяснилось, что Большой театр не обладает никакими чертами творческой организации.

в: На выяснение сего прискорбного факта вам потребовалось столько лет?

о: Да. Потому что можно и не обладая чертами творческой организации делать какие-то хорошие вещи. И это мне в определенной степени все-таки удалось. Например, сделать театр намного более открытым, инкорпорированным в международный контекст. Добиться, чтобы в Большом выступали не только те, у кого там лежит трудовая книжка. Но изменить в целом природу Большого театра, увы, не вышло. Это, как выяснилось, затрагивает слишком значительный спектр интересов.

в: Чьих?

о: Тех, кто руководит Большим театром, распоряжаясь мощными финансовыми потоками. В принципе, у генерального директора и не должно быть творческих инстинктов. У него должен быть четкий, правильный инстинкт разделения власти.

в: Что вы вкладываете в понятие "правильный"?

о: "Правильный" - это когда гендиректор в творческие вопросы не вмешивается. Вот и все. В первой половине срока, что я занимал должность музыкального руководителя, наши задачи с дирекцией совпадали, но дальше они разошлись. Думаю, всем руководителям больших корпораций, допущенным до денег, свойственно "окукливание".

в: В какой момент ваши разногласия с гендиректором Анатолием Иксановым стали непреодолимыми?

о: С идеи администрации предложить Юрию Темирканову пост главного приглашенного дирижера Большого театра. Со мной об этом никто даже не счел нужным посоветоваться. Как показала практика, затея была выморочная. Я меньше всего хочу бросить камень в Темирканова. Он замечательный музыкант, но всего, чего хотел, он уже давно добился. Дирекция сделала сколь громкий, столь и бессмысленный пиар-ход, вместо того чтобы продолжать реформирование коллективов театра.

в: Как именно реформировать?

о: Когда я пришел в Большой театр, нужно было срочно омолаживать хор и оркестр, чтобы придать им сообразный задачам творческий уровень. Это оказалось крайне сложно и получилось не сразу - года через четыре. Пришлось многих людей просто увольнять за профнепригодность.

в: Говорят, один оркестрант из-за этого покончил с собой...

о: Это не так. Человек, которого передвинули со второго пульта на пятый, принялся ходить по судам и фатально подорвал здоровье. Но после того как нам удалось довести и хор, и оркестр до хороших кондиций, нужно было немедля переходить к реформированию оперной труппы. Здесь наступил полный ступор, так как гендиректор был совершенно не готов к дальнейшим шагам.

в: К каким именно?

о: Я считаю, что Большому нужно было переходить на систему формирования оперной труппы, сравнимую с той, что практикуют La Scala, Covent Garden или Metropolitan. Пора отказаться от неконкурентоспособного советского штатного принципа набора солистов. Хорошему певцу нет никакого смысла числиться в штате. Это только оковы. Лучшие солисты Большого театра, у которых много работы по миру, редко появляются на его сцене, рассматривая театр прежде всего как хранилище своей трудовой книжки. Но оказалось, что никакой концепции развития администрации не нужно. Можно просто тупо из года в год играть одни и те же спектакли. Главное, чтобы все было тихо и спокойно. Несмотря на мои отчаянные попытки, мне не удалось избавить афишу от такой "доисторической" рухляди, как "Иоланта" или "Царская невеста". Делать одну-две премьеры в сезон непозволительно мало. С таким энтузиазмом можно лишь выпускать ботики "прощай, молодость", а не работать в театре.

в: Но ведь на дворе финансовый кризис. Нет денег, наверное?

о: Ни у кого нет денег на постановки. И при этом никто ни с кем не кооперируется - это нормально? Страдает прежде всего зритель. Иксанов постоянно мне говорил: "Зачем нам все эти кооперации и аренды спектаклей?". Между тем человеку, пришедшему в театр, все равно - из Болоньи этот спектакль или его на Петровке стряпали. Публика постоянно должна получать новый продукт для души и ума.

"Я не озабочен вопросом получения пенсии"

в: Почему де-факто вы устранились от работы в театре много раньше, чем де-юре, 13 июля нынешнего года подали заявление по собственному желанию?

Я льщу себя надеждой, что своим уходом из Большого театра я привлеку хотя бы чье-то внимание к его проблемам

о: После того как я выпустил "Китеж", начались невероятные передряги. Вокруг меня стала возникать концентрированная кислотная среда. Я устранился от всех действий только потому, что в обход меня были приняты очень многие решения. В частности, после того как узнал, что "мою" премьеру - постановку оперы Берга "Воццек" - отдали другому дирижеру (Теодору Курентзису. - "Известия").

в: В такой сложный момент вы советовались со своим отцом - некогда знаменитым басом Большого театра Александром Ведерниковым?

о: Зачем? Мы с ним абсолютно автономные люди. И на мое решение он отреагировал нормально, без всяких "сопливых" подробностей. Вообще у нас в семье не принято решать какие-либо вопросы путем чрезмерного присутствия и давления. Отец вступал в процесс моего воспитания только в самые критичные моменты. Например, когда я в шестом классе забросил хождение в музыкальную школу и начал играть в хоккей. Призвали Александра Филипповича. Он сломал клюшку, и с хоккеем тут же было покончено. Но в остальном я всегда обладал свободой выбора.

в: А уйти из Большого театра без скандала, если не вперед ногами, это нереально?

о: Я считаю, что без скандала ушел из Большого театра. Был бы скандал, если бы я в этой ситуации пытался отстаивать свои полномочия, записанные в контракте.

в: Почему же вы проявили мягкость?

о: Или ты ругаешься, качаешь права, сочиняешь иски, или занимаешься тем, чем должен заниматься, - дирижируешь. Нельзя делать и то и другое одновременно. Кроме того, мне кажется, что я не должен снисходить до своих оппонентов. Они гораздо сильнее, чем я, хотят сохранить под собой стул в Большом театре.

в: Какую самую значительную ошибку вы допустили, работая в Большом?

о: На первых порах я чересчур сильно доверился ощущению командности и иллюзии того, что мы все делаем общее дело, и мало обращал внимания на формальные моменты исполнения моего контракта. В то время как я был погружен исключительно в творческие вопросы, мои полномочия у меня потихоньку забирали. Это же непреодолимый соблазн - забрать себе как можно больше власти, плевать на то, что чужой.

После того как я выпустил "Китеж", начались невероятные передряги

в: Кстати, где теперь будет лежать ваша трудовая книжка?

о: Не знаю, не думал пока. Это так важно? Я не озабочен вопросом получения пенсии.

в: А чем вы озабочены?

о: Я озабочен ситуацией в Большом театре - как гражданин и как музыкант.

в: И поэтому самоустранились...

о: Я льщу себя надеждой, что своим уходом из Большого театра я привлеку хотя бы чье-то внимание к его проблемам. Обстановка в нашей стране такова, что по гамбургскому счету никого ничего не волнует. Я вижу это по ситуации в Большом театре. Правда, единственное место, откуда мне не позвонили, после того как я объявил, что покидаю Большой, - это Министерство культуры. Полагаю, Минкульт должен интересоваться тем, что в Большом театре теперь не будет главного дирижера. С моей точки зрения, это настоящий скандал. Ведь руководство Большим театром, как и всяким другим творческим механизмом, предусматривает достаточно плотную опеку и формирование единого стиля. А тут придут пять человек, и каждый будет тянуть в свою сторону. Любому мало-мальски художественно образованному человеку ясно, что эта идея ниже плинтуса. Ситуация будет очень похожа на басню Крылова. Считайте, что гендиректор сам будет все решать. В том числе и творческие вопросы. А с этим я даже как рядовой слушатель согласиться не могу. Искренне желаю Большому театру, чтобы у него как можно скорее появился музыкальный руководитель с реальными полномочиями.

"Поводов для оптимизма в области реконструкции - никаких"

в: Кстати, об оболочке. Что происходит с безмерно затянувшейся реконструкцией исторической сцены Большого театра, после того как федеральные власти передали строительство московским?

о: Это обстоятельство меня более всего и расстраивает. Гораздо важнее, как будут сделаны работы, а не в какие сроки. Я только не могу понять: в Москве уже есть Зал Церковных Соборов, Дом музыки и Новая сцена Большого театра. И нигде нет акустики! Теперь так будет и на исторической сцене Большого театра? Представитель знаменитой немецкой фирмы ("Мюллер ББМ". - "Известия"), которая должна была заниматься акустикой, написал мне, что их от этой истории отодвинули. И в театре уже хозяйничает НИИ СтройФизики, чьи "успехи" в этом вопросе всем хорошо известны. Так что поводов для оптимизма ни в организации Большого театра, ни в области реконструкции его здания у меня нет никаких.

в: Выходит, от работы в Большом театре у вас остался ноль положительных эмоций?

о: Нет! Ведь все-таки основной моей задачей были спектакли. И многие получились. Я очень тепло отношусь и к "Летучему голландцу", и к "Огненному ангелу". И даже к "Фальстафу", хотя мы и не смогли привлечь к исполнению заглавной партии певца, соразмерного роли. Потому что, когда ты хочешь в Большом театре создать какой-то красивый состав певцов, дирекция заявляет: "У нас на это нет денег". И ты должен ей верить на слово - бюджет непрозрачен, а в моем распоряжении нет ни копейки.

Огромная проблема, когда денег на самом деле много. Это гораздо тяжелее, чем когда их мало. Я на каждом шагу сталкивался с тем, что у театра есть возможности, но нас все время били по рукам. Например, с театром связывались представители звукозаписывающих компаний EMI, Deutsche Grammophone и Sony, но всем было отказано. Я говорю: "Вы что, с ума сошли?". А мне отвечают: "Надо возиться, искать спонсоров. Зачем это нам надо? Мы лучше сами запишем". Или - к чему трудиться, гастроли организовывать?

в: Сейчас "Евгений Онегин" довольно много ездит...

о: Просто "Онегин" очень мобильный спектакль. Любой другой почти в два раза больше по численности. Гастрольные приглашения были на многие наши постановки. Хотели даже "Войну и мир", и "Леди Макбет", и нового "Бориса Годунова" в постановке Сокурова. Но выездным стал только "Онегин".

в: А в конце августа на фестиваль в Любляну с "Онегиным" поедете?

о: Поеду. Неловко совсем уж подводить. Потом и в Covent Garden, наверное, поеду.

в: Вы говорите об этом с оттенком усталой обреченности.

о: Я действительно устал. Если ты делаешь свою работу и видишь, что в ней нет ни перспективы, ни смысла, ты теряешь к ней интерес.

в: Где вы сейчас намерены дирижировать?

о: Предстоящий сезон уже полностью сформирован. Меня ждут оркестры BBC Symphony, Washington National Symphony, Philharmonique de Radio France, Sydney Symphony, Danish Radio и так далее.

в: А в России где-то будете работать?

о: Пока у меня нет предложений. После Большого театра я могу рассматривать предложения от очень небольшого количества институций.

Большой театр подорожал в 16 раз

По сообщению департамента информации Счетной палаты РФ, несогласованная корректировка проектно-сметной документации реконструкции Большого театра привела к удорожанию стоимости проектных работ более чем в 16 раз. "Государственными заказчиками (Дирекцией по строительству, реконструкции и реставрации. - "Известия") утрачен контроль за стоимостными и натуральными показателями проекта, сроками его реализации", - отмечалось на коллегии. "В ходе исполнения договоров и контрактов имело место многократное увеличение стоимости работ по сравнению с первоначально согласованной суммой за счет повторной оплаты ранее выполненных работ, изменения объема и содержания работ. Только в 2008-2009 годах в результате внесения указанных изменений стоимость работ увеличена на сумму 943,9 млн рублей. Кроме того, определение цен государственных контрактов систематически осуществлялось произвольно, без необходимого технико-экономического обоснования, определение стоимости работ по госконтрактам в ряде случаев производилось при отсутствии проекта". "Размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд осуществлялось дирекцией с грубыми нарушениями требований", - говорится в сообщении. Коллегия решила направить обращение в СКП России, информационное письмо - в правительство России и отчет о результатах проверки - в администрацию президента России и палаты Федерального собрания РФ.


20:34 17.08.09
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
http://www.lenta.ru/news/2009/08/18/vedernikov/

/ Обзор / Культура
13:47, 18 августа 2009
// Версия для печати

Бывший главный дирижер раскритиковал Большой театр

Александр Ведерников, в июле объявивший об уходе с постов главного дирижера Большого театра и его музыкального руководителя, в пространном интервью "Известиям" констатировал отсутствие у руководства ГАБТ энтузиазма и желания реформировать театр. "Никакой концепции развития администрации не нужно. Можно просто тупо из года в год играть одни и те же спектакли. Главное, чтобы все было тихо и спокойно… Делать одну-две премьеры в сезон непозволительно мало. С таким энтузиазмом можно лишь выпускать ботики "прощай, молодость", а не работать в театре".

Ведерников приводит и другие примеры: "Я на каждом шагу сталкивался с тем, что у театра есть возможности, но нас все время били по рукам. Например, с театром связывались представители звукозаписывающих компаний EMI, Deutsche Grammophone и Sony, но всем было отказано. Я говорю: "Вы что, с ума сошли?". А мне отвечают: "Надо возиться, искать спонсоров. Зачем это нам надо? Мы лучше сами запишем". Или - к чему трудиться, гастроли организовывать?".

Ведерников, работавший главным дирижером в ГАБТ с 2001 года, указал на момент, когда его представления о будущем театра окончательно разошлись с мнением генерального директора Анатолия Иксанова: это произошло в 2007 году, когда Большой пригласил Юрия Темирканова: "Со мной об этом никто даже не счел нужным посоветоваться. Как показала практика, затея была выморочная. Я меньше всего хочу бросить камень в Темирканова. Он замечательный музыкант, но всего, чего хотел, он уже давно добился. Дирекция сделала сколь громкий, столь и бессмысленный пиар-ход, вместо того чтобы продолжать реформирование коллективов театра".

Полностью кризисная ситуация вокруг Ведерникова сложилась, по его словам, после выхода "Китежа" (оперы Николая Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", осень 2008 года): "Вокруг меня стала возникать концентрированная кислотная среда. Я устранился от всех действий только потому, что в обход меня были приняты очень многие решения. В частности, после того как узнал, что "мою" премьеру - постановку оперы Берга "Воццек" - отдали другому дирижеру" (речь идет о Теодоре Курентзисе).

В отличие от Ведерникова, неоднократно уже обозначившего причины и уровень своих обид на Большой театр, гендиректор ГАБТ Анатолий Иксанов в недавних интервью продолжал говорить о Ведерникове корректно: "Отношения у нас с ним были чудные" ("Российская газета", 31 июля 2009 года). Иксанов признает, что утрата музыкального руководителя - большая проблема для театра, но пока ГАБТ не удалось найти подходящую замену Ведерникову. Главного дирижера в театре тоже пока не будет: предполагается сотрудничество одновременно с пятью крупными дирижерами разных поколений.

Александр Ведерников в ближайшем сезоне намерен сотрудничать с рядом оркестров, он перечислил в интервью: "BBC Symphony, Washington National Symphony, Philharmonique de Radio France, Sydney Symphony, Danish Radio и так далее". В России у него предложений пока нет.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
 О чем молчат строительные леса? Будущее Большого театра по-прежнему покрыто туманом
Д.Морозов, Культура,  http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=847&crubric_id=100442&rubric_id=207&pub_id=1063602

<...>
Спросят: а кто же будет принимать эти самые решения в отсутствие творческого руководства? Но ведь фактически и при Ведерникове многое решалось не столько им, сколько экс-начальником отдела перспективного планирования Вадимом Журавлевым, именовавшимся в кулуарах "серым кардиналом", чье увольнение весной этого года главный дирижер даже назвал одной из причин своего решения об уходе. Точнее - назначение на эту должность Михаила Фихтенгольца, которого Ведерников именует одиозной личностью, припоминая, как тот "трепал" его в прессе. Заметим попутно, что при всей неоднозначности фигуры Фихтенгольца по части одиозности с Журавлевым ему уж никак не тягаться. Тем более что в отличие от последнего он все же имеет высшее музыкальное образование и прежде чем прийти в Большой, успел проявить себя в качестве продюсера, осуществив в числе прочего и немало по-настоящему удачных проектов. И как бы кто, включая автора этих строк, ни относился лично к Фихтенгольцу с его манией величия и не самым благовоспитанным стилем общения, нельзя не признать, что первые его шаги в новом качестве оказались весьма разумными. Прежде всего - намеченный на осень запуск Молодежной программы Большого, руководить которой приглашен Дмитрий Вдовин. Положим, идея эта давно уже витала в воздухе, но кому-то ведь надо было наконец перевести ее в практическую плоскость. Сегодня это - едва ли не единственный способ возродить оперную труппу театра, влить в нее молодую и свежую кровь.
<...>

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Ответят по Большому. СКП возбудил уголовное дело по факту хищений при реставрации главного театра страны
Усов Д., Взгляд
 http://www.vz.ru/society/2009/9/14/327271.html



Следственный комитет при Генеральной прокуратуре в понедельник возбудил уголовное дело по факту хищений при реконструкции Большого театра в Москве. По версии следствия, руководство театра несколько раз перечисляло подрядной организации многомиллионные суммы за проведение одних и тех же работ. По мнению Юрия Лужкова, следователи могут найти еще более серьезные нарушения.

Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ возбудил уголовное дело по факту необоснованно израсходованных средств, выделенных на реставрацию Большого театра России.
Дело было заведено в понедельник по ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), говорится на официальном сайте СКП.
«Данный факт нарушения законодательства был выявлен в ходе проверки Счетной палатой РФ в федеральном государственном учреждении «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации, – отчитались следователи. - Установлено, что в августе 2003 года между этой дирекцией и ЗАО «Курортпроект» был заключен контракт на проектирование второй очереди реставрации и реконструкции комплекса зданий Большого театра России на сумму 98 млн 48 тыс. рублей. Согласно дополнительным соглашениям к контракту, эта сумма составила 164 млн 329 тыс. рублей», - говорится на сайте.

Следствию удалось выяснить, что в период с 2003 по 2009 годы дирекцией в пользу закрытого акционерного общества «Курортпроект» трижды производилась оплата одних и тех же работ по проектированию и подготовке рабочей документации по проекту второй очереди реконструкции, реставрации и технического оснащения основного здания государственного академического Большого театра России.
<...>
Напомним, реконструкция Большого театра ведется с 1990 года, а решение закрыть и перестроить здание от фундамента до крыши было принято в 2005 году. По ходу работ выяснилось, что объем проблем намного больший и денег требуется тоже больше. Вероятный срок окончания реконструкции – 2013 год, финансовая смета может достичь 1,5 млрд долларов.

Впервые цифра оказалась выше изначально обозначенной в заявлении Михаила Швыдкого, решившего, что ремонт Большого обойдется в 700–800 млн долларов. Это было через полгода после начала ремонта. Тогдашний глава Минэкономразвития Герман Греф возмутился, сказав, что «сумма настолько велика, что не может не вызывать сомнений». Однако позже стоимость ремонта поднялись еще выше, но уже без громких заявлений.

«Цифра, конечно, ошеломляющая, учитывая тот факт, что она выросла на одном проекте со 100 млн долларов за четыре года в 15 раз, – рассказал газете ВЗГЛЯД глава архитектурного бюро GT-Realty Ellys Марк Родницкий. – Этих денег достаточно для того, чтобы дважды разобрать по кирпичику и собрать снова с новой «начинкой» не один крупный современный комплекс».

«Говорят, что у денег нет совести, а сам факт того, что заявленная сумма постоянно увеличивается, говорит, что все исполнители хотят на этом заработать, - сказал в 2005 году на совещании, посвященном реконструкции Большого Владимир Путин, который тогда был президентом РФ. - Ничего удивительного в этом нет».

С начала этого года количество претензий стало серьезно нарастать. Так, министр культуры РФ Александр Авдеев заявил о «допущенных просчетах» в реконструкции, подчеркнув, что «главной ошибкой было небрежное проведение конкурса: победителя выбирали по степени дешевизны представленных проектов, а не по качеству. Были выбраны не лучшие. Но конкурс был проведен формально по закону, поэтому о каком-то наказании нет оснований говорить».

А в середине июня Юрий Лужков серьезно раскритиковал ход реставрационных работ и назвал существующий проект «абсолютным абсурдом и преступлением» и пообещал привлечь к делу лучших специалистов.

Главная претензия Лужкова была адресована проектировщикам подземного пространства, которое необходимо для поддержания всего каркаса здания (как и перед началом строительства, в 2005 году, это по-прежнему остается главной проблемой реконструкции).

«Изменение всей передней части, которое создано на сегодня, является абсолютно абсурдным и преступлением перед историческим Большим театром и перед теми, кто туда будет приходить», – заявил градоначальник во время объезда.

<...>

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Леонид Десятников назначен музруком Большого театра

http://www.infox.ru/afisha/theatre/2009/09/22/Dyesyatnikov_naznach.phtml

Новым музыкальным руководителем Большого театра стал композитор Леонид Десятников, автор нашумевшей оперы «Дети Розенталя».
Новым музыкальным руководителем Большого театра стал композитор Леонид Десятников. Об этом сообщил гендиректор Государственного академического Большого театра Анатолий Иксанов на пресс-конференции, посвященной планам театра в новом сезоне, сообщает РИА Новости.

«Новым музыкальным руководителем будет Леонид Десятников. Он уже сотрудничал с Большим театром, а сейчас пишет музыку для балета «Утраченные иллюзии», который будет ставить Алексей Ратманский», — сказал Иксанов.

В июле из театра ушел предыдущий музыкальный руководитель Александр Ведерников, проработавший в Большом восемь лет. После ухода Ведерникова Иксанов не раз заявлял, что в ближайшие пять-семь лет театр будет работать с приглашенными дирижерами — Владимиром Юровским, Василием Синайским, Александром Лазаревым, Теодором Курентзисом и Кириллом Петренко.

Леонид Десятников принимал участие в самой скандальной постановке Большого театра: он написал оперу «Дети Розенталя» по либретто Владимира Сорокина. ГАБТ подписал договор о создании новой оперы именно с ним, так как, по мнению руководства, Сорокин и Десятников — одни из самых известных представителей современной российской культуры.

Премьера оперы состоялась весной 2005 года на Новой сцене Большого театра. 16 октября 2005 года, в день пятидесятилетия композитора, опера была поставлена на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. «Дети Розенталя» — одна из самых нашумевших работ Десятникова.

Сюжет оперы состоит в том, что в советские времена профессор Алекс Розенталь методом дублирования создал клоны великих композиторов Верди, Моцарта, Вагнера, Мусоргского и Чайковского. Однако с распадом СССР и смертью профессора его лаборатория была закрыта, а композиторы превратились в бомжей, живущих на Курском вокзале.

Незадолго до премьеры ряд депутатов Госдумы проголосовал за проведение проверки либретто оперы на предмет соответствия нравственным нормам.
В день премьеры у Большого театра была организована акция протеста. Ее участники держали в руках транспаранты с лозунгами «Депутаты, защитите главную сцену России от порнографа», «Иксанов и Ведерников: хватит издеваться над Большим театром».  

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
http://www.cultradio.ru/doc.html?id=293834&cid=44

Во избежание неизбежной путаницы и недоразумений, присутствовавший в зале Леонид Десятников пояснил, что дирижерских амбиций у него нет и дирижировать спектаклями он не будет, а затем рассказал о том, в чем, по его мнению, будет заключаться его работа: 
«Один не очень пристойный анекдот заканчивается фразой: «Дяденька, я ведь не настоящий сварщик». Я, собственно говоря, не настоящий музыкальный руководитель. Но я в течение уже многих лет чувствую свои обязательства перед этим театром, с которым меня связывают довольно прочные отношения. Вы можете рассматривать мою работу как некий кризис-менеджмент. Она сводится к трем простым русским словам. Это не православие, самодержавие и народность, как вы могли подумать, а консалтинг, супервизия и в первую очередь психотерапия и разрешение каких-то тонких нюансов. Я думаю, это не мало».

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
http://www.mk.ru/culture/publications/355255.html
Однако настоящей сенсацией вчерашнего сбора труппы в Большом стало назначение Десятникова музыкальным руководителем театра вместо Ведерникова. И это назначение композитор-авангардист назвал ни много ни мало интимной близостью.  

— Так в чем же будет заключаться эта ваша близость с БТ? — поинтересовались у маэстро.  
— Я, конечно, не настоящий музыкальный руководитель, — смеется Десятников. — Но я чувствую обязательства перед театром. Сейчас имеет место быть некий кризис (как творческий, так и кадровый), и если я буду — словами Светланова — посылать флюиды, это уже немало.  
===============
http://www.svobodanews.ru/content/article/1828605.html
<...>
Иксанов подчеркивает, что уголовное дело, заведенное прокуратурой в связи с финансированием строительных работ, к дирекции Большого театра отношения не имеет:
– Это мешает, отвлекает, нервирует, особенно членов семьи. Звонят разные люди домой и говорят: "А что там с Анатолием Геннадьевичем?" Им объясняют, что это не со мной, а с дирекцией по реконструкции. Но слово "дирекция" сразу все понимают как дирекция Большого театра. На самом деле это совсем не так, – говорит Анатолий Иксанов

<...>
Я, вообще говоря, не хожу на службу уже двадцать пять лет, но с людьми я умею ладить
Л.Десятников, http://www.svobodanews.ru/content/article/1828605.html

===============
Леонид Десятников: я вижу какие-то симптомы творческого старения

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?docsid=1241512
<...>
Ну, может быть, трудно себе представить, что здесь, например, появится Лахенман,— просто для него пока нет публики. Но то, что появляется, например, "Воццек",— это очень отрадно. И это нормально.
Л.Десятников

<....>— Предписали ли вам какой-то круг должностных обязанностей?
— В моем трудовом соглашении есть ряд обтекаемых фраз, которые можно трактовать так, можно иначе, но они в общем меня не ограничивают. В каком-то смысле public relations тоже относятся к сфере моих обязанностей. Видите ли, ситуация сложилась таким образом, что в отсутствие Александра Ведерникова все решения, которые будет принимать администрация театра, не будут считаться легитимными хотя бы потому, что там нет людей с высшим музыкальным образованием. Я своим присутствием призван как бы легитимизировать и сделать эту ситуацию более комфортной.
<...>
======
http://www.rg.ru/2009/09/23/muzika.html

Новация сезона - конкретная сетка премьер и концертов Большого театра до 2012 года - результат почти полугодовой деятельности нового руководителя отдела творческого планирования Михаила Фихтенгольца. Теперь все должны верить, что Большой театр откроется в 2011 году, поскольку в планах прописано, что 2 октября на Основной сцене состоится первая премьера - балет "Спящая красавица" в постановке Юрия Григоровича. Через месяц - 2 ноября - "Руслан и Людмила" Глинки, далее - "Кавалер розы" Рихарда Штрауса, "Чародейка" Чайковского и т.д. Премьеры же нынешнего сезона пройдут на Новой сцене: "Воццек" Альбана Берга в постановке Дмитрия Чернякова и Теодора Курентзиса и "Летучая мышь" Иоганна Штрауса (дирижер Кристоф Маттиас Мюллер, режиссер Василий Бархатов).

В ближайшие годы на сцене Большого появятся режиссеры Анатолий Васильев, Дмитрий Черняков, Кирилл Серебренников, Василий Бархатов, дирижеры - Владимир Юровский, Василий Синайский, Александр Лазарев, Теодор Курентзис, Кирилл Петренко, Геннадий Рождественский, солисты ведущих оперных сцен мира. 

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Интервью Л. Десятникова openspace:
http://www.openspace.ru/music_classic/events/details/12467/

Неужели Большой ждет репертуарное и музыкальное оживление?
Завидовать москвичам или пока рано?
Надеюсь на продуктивность для всех сторон.
« Последнее редактирование: Сентябрь 23, 2009, 18:42:54 от Кантилена »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
У Большого театра случился провал грунта

текст: Иван Осипов, Григорий Маслов/Infox.ru
фото: РИА Новости
московские провалы

http://www.infox.ru/accident/incident/2009/09/26/U_Bolshogo_tyeatra_s.phtml

Провал грунта размером восемь на восемь метров произошел на месте прорыва водопровода в центре Москвы у Большого театра накануне вечером. Глубина образовавшегося провала составила полтора метра. Возможно, авария связана с реконструкцией Большого театра.

Провал грунта размером восемь на восемь метров произошел на месте прорыва водопровода в центре Москвы у Большого театра накануне вечером, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на пресс-секретаря ГУП «Мосводоканал» Ларису Данилину.
Земля ушла из-под ног

«Мне сообщили, что на месте прорвавшейся в пятницу вечером трубы у Большого театра произошел провал грунта размером восемь на восемь глубиной полтора метра», — подтвердила Данилина. На место происшествия вновь выехали службы «Мосводоканала», а также сотрудники коммунальных служб Москвы, отметила она.

Авария на водопроводе рядом с Большим театром произошла несколькими часами ранее в пятницу. Как сообщил Infox.ru источник в правоохранительных органах столицы, случился прорыв водопроводной трубы диаметром 300 миллиметров, на несколько часов было перекрыто движение по улице Петровка, также было затруднено движение транспорта на соседних улицах, в частности, на Трубной.

«Мосводоканал» продолжает ликвидировать последствия прорыва водопроводной трубы и провала грунта возле Большого театра в центре Москвы и планирует завершить работы к утру субботы, отметила Лариса Данилина.

«Сейчас на месте аварии рабочие уже раскопали трубу, из которой проистекала вода. Будем заделывать место прорыва, затем засыпать провал», — объяснила она. Вечером транспорт проезжал по Петровке и соседним улицам свободно, сообщила пресс-секретарь «Мосводоканала». «Мы планируем завершить все работы к утру субботы», — заключила она.

Последствия аварии «Мосводоканал» обещал устранить до 14.00 мск, рассказал «Интерфаксу» замгендиректора предприятия Анатолий Пахомов. «Работы фактически уже завершаются. Мы восстановили трубу, сейчас ведем работы по засыпанию провала и асфальтировке», — заявил он. Пахомов отметил, что ход восстановительных работ контролирует первый заместитель мэра в правительстве Москвы, руководитель комплекса городского хозяйства Петр Бирюков.
Большой театр не пострадал

Между тем правительство Москвы и «Мосводоканал» разошлись во мнении относительно связи ЧП с реконструкций Большого театра. Так, первый заммэра Москвы Владимир Ресин во время традиционного объезда заявил, что к аварии работы по реконструкции никакого отношения не имеют. «Никакого отношения к работам в Большом театре происшествие не имеет», — сказал чиновник. По словам Ресина, авария произошла не на территории производимых в Большом театре работ.

В то же время в пресс-службе «Мосводоканала» заявили «Интерфаксу», что причиной разрушения трубопровода могло стать разуплотнение и подвижка грунтов, которые произошли как раз в результате производства работ по устройству котлована для Большого театра. «Причиной могли стать работы по устройству котлована для Большого театра, который находится в непосредственной близости от действующих коммуникаций «Мосводоканала», — рассказал представитель предприятия.

Так или иначе, но Ресин, кроме того, рапортовал, что реконструкция театра достигла сегодня большого успеха – театр поставили на постоянный фундамент. «В Большом театре сегодня произошла большая победа. Театр посажен на свое постоянное место, практически без отклонений», — отметил Ресин. По его словам, установку театра на постоянный фундамент можно сравнить с первой в мире операцией на сердце.

«Уже начиная с завтрашнего дня можно действительно полным ходом начать реконструкцию Большого театра, потому что пока мы занимались вот этими делами», — отметил первый заместитель мэра. Он добавил, что к работам в театре планируется привлечь еще 1,5 тысячи строителей. К концу октября планируется закрыть контур здания.

«Надо успеть в хорошую погоду сделать гидроизоляцию перекрытий подземной части театра», — заявил Ресин. Он также отметил, что строители сделают все, чтобы открыть театр к 11 октября 2011 года.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Интервью Л. Десятникова openspace:
http://www.openspace.ru/music_classic/events/details/12467/

Неужели Большой ждет репертуарное и музыкальное оживление?
Завидовать москвичам или пока рано?
Надеюсь на продуктивность для всех сторон.

Понимаете, какая вещь........
Исполнение заявленных опер (Берг, Яначек и т.п.) само по себе вовсе не является криминалом - уж мы не можем "пожаловаться", что нас избаловали широтой и разнообразием репертуара. Я прекрасно знаком со всей этой музыкой и для меня она не является "новинкой" :)))))) Прошу прощения, но всё это уж чуть ли не век назад было сочинено, многажды записано и перезаписано всевозможнейшими оркестрами и даже - ужас ! - обросло уже собственными исполнительскими и постановочными штампами и давно уже превратилось в рутину. Я большой поклонник этой музыки, но довольно странно превозносить именно ЕЁ, тогда как она существует во-первых, во вполне определённом контексте и окружении, а во-вторых, в гораздо более далёком прошлом есть не менее ценные и интересные вещи, которые тоже никогда не шли на сцене Большого. Так зачем же цепляться за набившие оскомину названия ?? Я не знаю, для кого "Воццек" является "новостью" и страстно желаемой к живому прослушиванию оперой, но только не для меня - я слышал не менее 20 вариантов его исполнения шикарными составами. Или это опять будет из серии "исполняется впервые мною" ?
На мой взгляд, принимать к постановке такие до смерти избитые произведения, это просто смешно: можно подумать, что этим можно кого-то поразить и приблизиться к некоему "мировому уровню".
Уверяю вас, "мир ждёт" от Большого совсем не этого, а уж тем более, наши слушатели "Воццека" известно, где видали. И спрашивается: зачем и кому это надо ставить, если за рубежом уже давно из этого выросли, а наши слушатели полны совершенно других представлений и ожиданий ?
Но пафос моего поста не в этом.
Я хочу спросить: а какова вообще, извините за громкое слово, "миссия" Большого театра ? Есть ли она вообще ? А если она есть, то не состоит ли она в том, что Большой театр должен быть театром, сохраняющим и пропагандирующим по всему миру прежде всего НАЦИОНАЛЬНЫЕ традиции и пестующим национальный репертуар ?
И я хочу спросить - а много ли опер Римского-Корсакова в Большом ставили ? А все ли оперы Чайковского в репертуаре ? Где лучшие вещи Рубинштейна или, прости господи, Серова ? Или, быть может, у нас всего Прокофьева и Шостаковича в Большом перепели ? И что ? Надо бросаться на "Воццека", имея такие дырищи в собственном "родном" репертуаре ? Да кому там, на Западе, нужны наши перепевки их "коронок" ? Надо быть Гергиевым, чтобы отважиться в России петь Вагнера и Штрауса, а тем более, везти их оперы за рубеж - а у нас что, в Большом новый Гергиев народился ? Уж не в лице ли г-на Десятникова ?
Вот можно подумать, что прям без Яначека или, допустим, Дворжака Большой никак не выживет именно СЕЙЧАС, в том состоянии развала, которое там ныне имеет место ! Без "Кати Кабановой" и без "Дмитрия", благо что на наши "родные" сюжеты :)) - да ведь это другая эстетика, для подачи этих опер нужна громадная база, певческий опыт, стилевое чутьё - к кому с этим обратиться СЕГОДНЯ в Большом ??
И сразу насчёт "авангардной политики" Мариинки.
Там русский репертуар широк и даже, я бы сказал, необычен ! И там есть вышколенный оркестр, которому по плечу даже Вагнер, т.е. там есть вагнеровский оркестр, который при желании может всё; там есть отличные певцы, которые всегда собираются вокруг деятельного организатора и слетаются на успех всего дела в целом. А что в Большом ?
Если же в плане "авангарда" говорить не о репертуаре, а о его постановочной части, то Гергиев, будучи вынужденным "играть по правилам", должен был показывать Западу "режиссуру" в прозападном духе. Я лично от этого никогда не был в восторге, но я это могу понять как вынужденную меру, дабы "предстать современными".
Но простите, эта ниша "новатора" Гергиевым уже занята - зачем плестись у него в хвосте ? Не лучше ли Большому заняться своим "кровным делом" - восстановлением русского репертуара и великих постановок прошлого, которые сами по себе уже давно сделались историей ? Не должен ли он быть театром крайне консервативным, дабы в нём можно было реализовать "последний писк моды" - СТИЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОСТАНОВКИ ? И это не парадокс: рано или поздно всё возвращается на круги своя, в результате чего "давно забытое старое" оказывается тем "новым", чего все так страстно ожидают после десятилетий чумы под названием "режиссёрская опера" ? Не достаточно ли уже наигрались во всякую там "актуализацию" и прочую дребедень в арестантских робах и в маскхалатах с калашниковыми ?
Не пора ли сделать что-нибудь такое "прекрасное и изящное", чтобы не нужен был целый легион выскакивающих из штанов "современных критиков", дабы разобраться, что это сделано хорошо ?
Вот я прям не знаю: из такого развала только с "Воццеком" и выскакивать. Могу себе представить, что это такое будет в исполнительском отношении ! Берг, наверное, в гробу завертится - и от исполнения, и от постановки.
Сначала б по-русски петь научились, да играть интуитивно понятную и исполнительски доступную музыку, а уж потом брались бы за "деликатесы".
Вообще, ужас просто, такое ощущение, что мне снится бесконечный кошмарный сон, в котором мировую оперу захватили какие-то авантюристы - хочется проснуться и увидеть и услышать приличный спектакль без всяких ужасов осовременивания и с банально приличным вокалом.
Но я чувствую, что в ближайщие десятилетия с нынешней "командой" Большого мы этого не дождёмся.
Меня вот спрашивали, зачем я поминаю президента и премьера.
А простите - разве Большой у нас превратился в чью-то частную лавочку ? Его кто-нибудь приватизировал и назначает кого хочет ? Или всё же это театр государственный и восстанавливается и существует на государственные деньги ? А если так, то почему в нём не проводится государственная кадровая политика с известными репертуарными и постановочными императивами ?
Все "эксперименты", я так считаю, из гостеатров надо выметать - в частные лавочки. Вот пусть там, на СВОИ деньги, они ставят что хотят и как хотят, поют и играют как хотят, дабы восторжествовала творческая свобода и демократия - а мы посмотрим, каков будет барыш, когда все будут "свободны".
« Последнее редактирование: Сентябрь 27, 2009, 18:25:36 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Predlogoff
Цитировать
Понимаете, какая вещь........
Исполнение заявленных опер (Берг, Яначек и т.п.) само по себе вовсе не является криминалом - уж мы не можем "пожаловаться", что нас избаловали широтой и разнообразием репертуара.
Вот!  Я считаю, что репертуар БТ катастрофически узкий. Надеюсь на его значительное расширение. Не знаю, удастся ли это сделать в связи с новыми кадровыми решениями.
Вообще, назначение Десятникова кажется довольно странным. Сможет ли он влиять на политику и что вообще будет?

Predlogoff
Цитировать
Я не знаю, для кого "Воццек" является "новостью" и страстно желаемой к живому прослушиванию оперой, но только не для меня - я слышал не менее 20 вариантов его исполнения шикарными составами. Или это опять будет из серии "исполняется впервые мною" ?
А почему репертуар БТ должен быть ориентирован на Вас и Ваши знания?  :))
В нашей стране эти авторы и этот музыкальный пласт вообще не представлен, публика, даже достаточно частые посетители театров, с ним незнакомы. А многие боятся, как огня :)). Я думаю, что театры должны предлагать равномерное заполнение в афише разных музыкальных периодов. И публика пусть знакомится.

Predlogoff
Цитировать
На мой взгляд, принимать к постановке такие до смерти избитые произведения, это просто смешно: можно подумать, что этим можно кого-то поразить и приблизиться к некоему "мировому уровню". Уверяю вас, "мир ждёт" от Большого совсем не этого,
Так БТ должен все-таки не «на мир» работать, а прежде всего для своих слушателей.

Цитировать
а уж тем более, наши слушатели "Воццека" известно, где видали.
Так вот тем более, нужно развивать аудиторию.

Цитировать
А если она есть, то не состоит ли она в том, что Большой театр должен быть театром, сохраняющим и пропагандирующим по всему миру прежде всего НАЦИОНАЛЬНЫЕ традиции и пестующим национальный репертуар ?
А почему так? Мне кажется, что в БТ должны быть представлены все эпохи мирового искусства. 

Цитировать
И я хочу спросить - а много ли опер Римского-Корсакова в Большом ставили ? А все ли оперы Чайковского в репертуаре ? Где лучшие вещи Рубинштейна или, прости господи, Серова ?  Или, быть может, у нас всего Прокофьева и Шостаковича в Большом перепели ?
Вот это беда. Конечно, в русском репертуаре там тоже огромные проблемы.

Цитировать
И сразу насчёт "авангардной политики" Мариинки.
Там русский репертуар широк и даже, я бы сказал, необычен ! И там есть вышколенный оркестр, которому по плечу даже Вагнер,
Да, тут Вы правы. Репертуар Мариинки вообще широк, и я хотела бы, чтобы и Большой наращивал свой, чтобы они, может быть, как-то дополняли друг друга, соревновались.
Правда, в Мариинке беда в  том, что количество и качество иногда не дружат. Но я рада, что в МТ подвижки с модерном. Надеюсь продолжат.
Но что БТ хочет (будет ли?) стать более прогрессивным, так я считаю это хорошо.

Цитировать
Если же в плане "авангарда" говорить не о репертуаре, а о его постановочной части, то Гергиев, будучи вынужденным "играть по правилам", должен был показывать Западу "режиссуру" в прозападном духе.
Да не совсем. Вы «Кольцо» имеете в виду? Если «Кольцо», то эта версия вполне классична, только сценические технологии в какой-то степени современны.
Но в МТ как раз разные постановки – и классика есть, и авангард.

Цитировать
Не должен ли он быть театром крайне консервативным, дабы в нём можно было реализовать "последний писк моды" - СТИЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОСТАНОВКИ ?
Если бы в Москве была достойная альтернатива (театр такого же уровня), то может быть. Но всё-таки Большой – слишком значительная сцена, и я думаю, что она должна представлять разные музыкальные и постановочные стили.

Цитировать
И это не парадокс: рано или поздно всё возвращается на круги своя, в результате чего "давно забытое старое" оказывается тем "новым", чего все так страстно ожидают после десятилетий чумы под названием "режиссёрская опера" ?
Всё, я на эти темы больше не могу говорить, устала :))).

Цитировать
Вот я прям не знаю: из такого развала только с "Воццеком" и выскакивать. Могу себе представить, что это такое будет в исполнительском отношении ! Берг, наверное, в гробу завертится - и от исполнения, и от постановки.
Курентзис, вообще, тщательно работает, может, будет что приличное. Посмотрим.

Цитировать
Меня вот спрашивали, зачем я поминаю президента и премьера.
А простите - разве Большой у нас превратился в чью-то частную лавочку ? Его кто-нибудь приватизировал и назначает кого хочет?

Но Мариинка тоже государственная, почему ей можно экспериментировать?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2366.msg29158#msg29158
http://lenta.ru/news/2009/09/26/bolshoi/

Большой театр поставили на постоянный фундамент
Сюжеты

26 сентября 2009 года строители поставили здание Большого театра на постоянный фундамент. Об этом, как сообщает РИА Новости, заявил первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин. "Уже начиная с завтрашнего дня можно действительно полным ходом начать реконструкцию Большого театра, потому что пока мы занимались вот этими делами", - добавил Ресин.

По словам первого заместителя мэра, в ближайшее время планируется привлечь к работам по реконструкции Большого театра еще 1,5 тысячи строителей. Это будет сделано для того, чтобы к концу года "закрыть контур здания". "Надо успеть в хорошую погоду сделать гидроизоляцию перекрытий подземной части театра", - отметил Ресин.

Историческое здание ГАБТ закрылось на ремонт в июле 2005 года. Первоначально предполагалось, что оно начнет функционировать уже в 2008-м. Однако этого так и не произошло. Согласно последним данным открытие Большого театра после реконструкции состоится 11 октября 2011 года.

Летом 2009 года сменился собственник у генерального подрядчика ремонта, а вскоре Счетная палата РФ объявила о необоснованном и значительном увеличении сметы ремонта. 14 сентября 2009 года Следственный комитет при прокуратуре РФ возбудил уголовное дело в связи с необоснованным расходованием средств, которые были выделены на реставрацию.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
http://www.openspace.ru/music_classic/events/details/12786/

Цитата:
------------------
Первая оперная премьера в Большом с участием Лазарева — еще не скоро, только в июне 2012 года. Зато с сильными возвращенческими мотивами — это «Чародейка» на уже отреставрированной основной сцене, без режиссерских вывертов, в декорациях легендарного Валерия Левенталя, ныне американского жителя, бывшего главного художника Большого в 1988—1995 годы.
------------------

Даже любопытно, как это будет "без вывертов".
Мне кажется, без вывертов уже не могут.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Композиция с композитором
Ю.Бедерова,  http://www.runewsweek.ru/culture/30470/
<...>
Нормальный оперный дом с европейским выражением несколько скифского лица – давняя мечта директора Большого театра. Вообще, оперный дом в Европе – это своеобразная конструкция. Во-первых, это неповоротливая машина. Во-вторых, это такое специальное место, где за гламурные деньги гламурной публике в сгущенном виде демонстрируют современные интеллектуальные тренды и художественные воли. Их огромное множество, и все они наполнены одновременно свежим воздухом и традицией. В Большом такое случалось, но на «регулярно-эпизодической» основе, то вываливаясь из контекста, то просто не складываясь в цельную картину.

То, с какой готовностью публика приняла Десятникова, говорит о том, что на самом деле никому уже не нужна ни слабосильная идеология «театра-символа страны», ни эстетическая рухлядь старых спектаклей, ни ее парадные обновления.

Пыльную ветошь еще, конечно, вытащат на Большую сцену, когда и если она откроется. И будут демонстрировать в назидание потомкам. Но планы аж на три сезона вперед - такого театр еще не делал – выглядят осмысленной стратегией. Есть русская классика – «Золотой петушок» (политическая сатира, напоминает Десятников) и «Руслан и Людмила» в постановке Дмитрия Чернякова. Есть новая французская опера и ультрасовременная балетная хореография. Все сбалансировано, все без вызова. И первая барочная премьера - непременная позиция в европейском оперном меню, – вероятно, будет назначена на 2015 год. Нормальные сроки. Нормальный театр. Если он состоится, это будет свидетельствовать не только об изобретательности его руководства, но и об изменении нравов.


Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Леонид Десятников: «Должна измениться вся страна в целом»Екатерина Бирюкова · 23/09/2009
http://www.openspace.ru/music_classic/events/details/12467/page1/

234-й сезон Большой театр начал с сенсационной новости — его музыкальным шефом вместо ушедшего в июле Александра Ведерникова будет Леонид Десятников, известный питерский композитор (а также до недавнего времени колумнист OPENSPACE.RU).

ЕКАТЕРИНА БИРЮКОВА побеседовала с маэстро в его новом кабинете с видом на Госдуму.
— Сколько вы теперь в этом московском кресле будете времени проводить?
— Я буду приезжать сюда примерно за неделю до очередной премьеры. Буду, наверное, бывать в форс-мажорных случаях. Но надеюсь, таковых не будет. И я буду бывать здесь в связи с какими-то, видимо, ритуальными процедурами, которые требуют формального присутствия. Что еще? Больше, наверное, не нужно.
<....>

— А вы можете, хотите, будете предлагать имена дирижеров для Большого театра?
— Видите ли, у нас все уже довольно плотно спланировано на три ближайших сезона. Вы, наверное, знаете от Фихтенгольца (поскольку ваш сайт с завидной регулярностью поставляет сотрудников для Большого театра), что уже разработана стратегия развития театра до 2020 года. Если понадобится — да, я буду в этом участвовать.

— Какие названия ХХ века крупный оперный театр должен обязательно иметь в репертуаре?
— «Воццек» — безусловно. Должны регулярно появляться оперы Рихарда Штрауса. Яначек. Лично я испытываю определенное пристрастие к Бриттену.

— А вторая половина ХХ века?
— Я могу перечислить несколько названий, которые привлекают лично меня, я часто отвечал на этот вопрос во времена «Детей Розенталя». Мне нравятся некоторые оперы Адамса, опера Райха «Пещера», я был очарован оперой «Девочка со спичками» Лахенмана. Есть еще Луиджи Ноно. К Глассу я отношусь весьма прохладно. Но все вышеперечисленные названия и имена, независимо от того, как я к ним отношусь, пока преждевременны на сцене Большого театра.

<...>
— Просто когда мы говорим про русскую классику, то вопрос режиссуры встает острее обычного. Скажем, запланированный Большим театром, неведомый тут «Кавалер розы» Рихарда Штрауса — о’кей, пусть будет в декорациях 18 века. Но русские хиты — которые мы и петь разучились, и уже не помним, про что. Нужны ли нам еще их традиционные постановки?
— Не знаю. Нет ответа на этот вопрос. Что касается меня как частного лица, то, конечно, я мечтал бы увидеть в России черняковскую «Хованщину» и черняковского «Бориса». Но я понимаю, что это абсолютно невозможно. Просто убьют за это.
<...>
— А история с постановкой «Детей Розенталя» в Дюссельдорфе продолжается?
— Немножко подвисла. Там новый интендант, у которого настолько сложная ситуация с текущим сезоном, что говорить о следующем он пока считает преждевременным.

— Речь идет именно о следующем?
— Да. Это почти совпадает с премьерой моего балета «Утраченные иллюзии» в Большом театре. Я лоббирую некий тандем русского режиссера и русского сценографа на этот спектакль. Возможно, интендант приедет в ноябре в Россию, и мне удастся познакомить его с лоббируемыми мною персонажами. Также шла речь о том, чтобы пригласить в постановку кое-кого из кастинга Большого театра.

— А в самом Большом театре спектакль больше не живет?
— Нет, не живет. И, к сожалению, спектакль не записан. Но я сейчас лучше буду думать о дюссельдорфской постановке, зачем мне горевать о том, чего не случилось.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я считаю изложенную репертуарную политику вредительством.
Дело тут не в том, что они хотят "чего-то нового", дело в том, во что превращают "старое" ! Т.е. с ИХ т.з. постановки Чернякова считаются "заполнением репертуарной ниши":))))))))))) На них, видите ли, "ходят" ! Т.е. постановка Чернякова считается "присутствием "Евгения Онегина" в Большом". Ха-ха ! :)) Это было бы, наверное, забавно, если бы я не видел его работ. А вот на мой взгляд, это неудачный эксперимент, который своё уже отжил, как и его же "Китеж" и другие двоечные упражнения в остроумии. Если на него кто и ходил У НАС, то для того, чтобы потом оплевать, а если на него кто и ходил ЗА РУБЕЖОМ, то чтобы послушать русские голоса и русскую речь в русской опере, а уж точно не для того, чтобы взирать на происходеящее на сцене :)))
Короче, из этих высказываний я чётко понял, что ничто ен поменяется и что репертуарно-постановочный бардак в Большом будет продолжен, несмотря ни на что.
Ещё одно обстоятельство меня просто умиляет :))))))
Любители оперы руководству Большого указывают, что театр не окупается, а они, типа, "парируют" - что он нигде не окупается :))))))
Вы понимаете, что происходит ??
Эти деятели под видом того, что "оперный театр нигде не окупается", будут и дальше УПОРНО подсовывать нам всякое постановочное дерьмо и оправдывать отсутствие публики (то есть нас с вами) тем, что "театр нигде не окупается".
Это катастрофа Для Большого.
Далее. По поводу русского репертуара. Им говорят, что была нарушена традиция открывать сезон театра "Иваном Сусаниным", а им это по вообще пофигу, т.е. просто не интересно: они гораздо больше озабочены присутствием в Большом ЗАРУБЕЖНОЙ оперы, нежели русской. Они, видите ли, страдают по той причине, что в репертуаре Большого отсутствуют зарубежные названия - а почему они не возмущаются тем, что в репертуаре Большого не поставлена даже и половина достойных того русских опер ?? И почему на имеющиеся в репертуаре оперы детей приводить страшно, потому что этот постановочный бардак вообще ни на что не похож ?! Можно подумать, что все оперы Римского-Корсакова и Чайковского имеются в репетуаре Большого !! Я уж не говорю об операх других русских композиторов, но даже этот факт совершенно вопиющий. А они озабочены отсутствием барокко. Просто смешно: "бЭмолей маловато".
Я повторяю, что в Большом отсутствует государственная кадровая политика, там правит неизвестно кто ! Отсутствует внятный политический заказ на национальный репертуар, который должен быть ОСНОВОЙ репертуара Большого, отсутствуют в руководстве люди, которых внутренняя цензура заставляла бы обеспечить первоочерёдность постановки русского репертуара. Т.е. Большой театр в настоящее время НЕ ЯВЛЯЕТСЯ театром РУССКИМ ! Там готовы ставить чёрте что, лишь бы не русскую оперу. Всех его руководителей надо пинками гнать вон, причём, немедленно, а потом набирать новых людей, которые по крайней мере будут настроены патриотически по отношению к русской музыке, а самое главное, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫ, т.к. будущие руководители Большого должны понимать, что это преимущественно и прежде всего театр РУССКОЙ оперы и РУССКОГО балета, а уже потом - всё остальное.
Если это понимание у руководства Большого отсутствует, то это означает, что его надо гнать в шею оттуда и ставить новых людей.

В целом хочу сказать, что Большому, по-видимому, наступает капут. Нет, конечно, когда всё окончательно развалится и его популярность упадёт до нуля, там кого-нибудь разгонят, но это маловероятно: власть явно не хочет влезать в интеллигентское дерьмо, то бишь "в искусство". Скорее всего нам придётся ждать, когда все нынешние "новаторы" - и у нас, и на Западе - вымрут в результате естественного хода жизни, т.е. от старости и болезней, оперный театр окончательно деградирует, а когда он падёт и от него все "творческие личности" шарахнутся, его можно будет без труда и криков о "вмешательстве в дела искусства" подобрать и привести в надлежащий вид.
Но этого же можно будет добиться гораздо раньше, если прекратить бросать деньги "на авангард". Почему власть даёт на это деньги, я никак не могу понять. Наверное, власть такая.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица