Автор Тема: Николай Семёнович Голованов (1891-1953) - великий русский дирижёр  (Прочитано 85798 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Владислав_Семёнов

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 34
А мне казалось, что эти ленты находятся в бывшем ГТРФ, который теперь является подразделением ВГТРК, или я ошибаюсь? По крайней мере, смотрел каталог на сайте бывшей "Аудитории", почти все записи Голованова - там.

На "Мелодии" выпускают винил, записанный с применением цифрового мастеринга, что, в общем-то, не приветствуется любителями винила.

Много ли нашлось бы на этом форуме заинтересованных в этом, кто гарантированно покупал бы этот винил?

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 451
    • Русское исполнительское наследие на CD
Да, конечно, в ГТРФ они тоже есть.
« Последнее редактирование: Июль 22, 2017, 02:17:43 от Максим »

Оффлайн Владислав_Семёнов

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 34
Максим, как Вы думаете, почему некоторые головановские записи - например "Шехеразады" Н. Римского-Корсакова - сделаны не на ленту, а на диск? По-моему, уж что-что, а "Шехеразаду" нужно было бы записать именно на ленту, чтобы уменьшить искажения на фортиссимо.

У меня такое ощущение, что эта прекрасная интерпретация потеряна для грядущих поколений именно из-за невысокого качества записи.

Оффлайн Budenovetz

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 180
Голованов записал Шехеразаду с Ойстрахом в 1947 году на студии грамзаписи.
Студия грамзаписи в то время записывала на диск.
Студия грамзаписи перешла на ленту в 1948-49 годах.
Радио записывало на ленту.
Позже некоторые записи, сделанные на радио, издавались на пластинках.
Повезло, что Голованов записал Шехеразаду на диск, можно слушать оригинал.
Вообще, симфоническая музыка адекватно звучит только на 78 оборотов.
Записи, сделанные на радио, дошли до фирмы "Мелодия" в отдалённых копиях.
Там одинаковые дефекты и в изданиях 50-х годов (ТУ), и в изданиях 80-х годов (ГОСТ 1980 года).
Голованов, к сожалению, потерял в качестве звука, если сравнивать, например, с записями Мравинского конца 40-х, начала 50-х.
Мравинский иногда записывался на ленту на студии грамзаписи.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 451
    • Русское исполнительское наследие на CD
Максим, как Вы думаете, почему некоторые головановские записи - например "Шехеразады" Н. Римского-Корсакова - сделаны не на ленту, а на диск? По-моему, уж что-что, а "Шехеразаду" нужно было бы записать именно на ленту, чтобы уменьшить искажения на фортиссимо.

По моим сведениям у Голованова есть фондовая запись "Шахерезады" (1950 г.). Если не ошибаюсь, именно она была издана в 2000 году на одном из дисков Голованова (https://music.yandex.kz/album/134153). Почему-то она не упомянута им в автобиографической хронике - видимо, поэтому составители книги  решили не упоминать её в дискографии.

Оффлайн Владислав_Семёнов

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 34
То есть, Голованов записывал "Шехеразаду" дважды? Один раз на пластинку, второй раз - на ленту?

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 451
    • Русское исполнительское наследие на CD
Да, именно так.

Оффлайн Владислав_Семёнов

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 34
Не нашёл в "Автобиографических хрониках" ни единого упоминания о записи "Шехеразады" ни за 1949, ни за 1950, ни за 1951 год.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 451
    • Русское исполнительское наследие на CD
Тем не менее, в ГТРФ такая запись есть.
« Последнее редактирование: Июль 25, 2017, 23:48:52 от Максим »

Оффлайн Владислав_Семёнов

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 34
Послушал я немного ту запись якобы 1950 года. Слушал, в основном, фрагменты с фортиссимо и тихие места, так вот: фортиссимо звучит с искажениями, очень похожими на искажения шеллачной пластинки на 78 об/мин (довольно неприятные на слух), а на пианиссимо, - если такой фрагмент выкрутить на достаточную громкость, - слышен небольшой треск, как от микроскопический неравномерностей шеллачной массы, и шум трения иглы о канавку.

Посему, я сказал бы, что дата 1950 год - это год перезаписи с дисков на ленту. Увы.

Нет у Голованова качественно звучащей "Шехеразады", к превеликому сожалению. А другие записи этой вещи после его интерпретации слушать что-то не хочется.

Оффлайн Budenovetz

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 180
Можно провести сравнение двух вариантов.
Установить, действительно ли они одинаковые.
Вариант 1947 года есть здесь
http://www.russian-records.com/categories.php?cat_id=212&page=525

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 451
    • Русское исполнительское наследие на CD
Не понятно, для чего в 1950 году, при живом и ещё действующем Голованове, переписывать на ленту с пластинок. Мне известны фондовые переписи того времени (т. е. конца 40-х гг.) с пластинок артистов, которые уже не выступали. В более поздние годы переписей с пластинок в фонд радио стало больше, но обычно по номеру фондовой записи можно определить, что это перепись с пластинки, а не оригинальная фонограмма. В общем, действительно, поскольку доступны обе записи, желающие могут сравнить.
« Последнее редактирование: Июль 26, 2017, 08:53:28 от Максим »


Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 451
    • Русское исполнительское наследие на CD
Здорово! Впервые появился сайт о Голованове!  Пока, судя по наполнению, в основном там собраны разные аудио и видеозаписи, музейные фотографии и репродукции. При беглом просмотре видно, что некоторые записи в разделе "Дирижер" не имеют отношения к Голованову - не понятно, зачем там приведены тройной концерт Бетховена, пятый концерт Моцарта и некоторые другие (http://ngolovanov.ru/notes/conductor/).
Что касается "новости" о находке выступления Голованова в ВТО об опере "Хованщина", которое якобы обнаружил сотрудник музея (http://cq25633.tmweb.ru/?post_type=article&p=1083), то мы ещё три года назад эту запись здесь слушали и обсудили (http://classicalforum.ru/index.php?topic=2301.msg134657;topicseen#msg134657). На самом деле её нашёл Ю.И. Метёлкин при оцифровке архивных лент ВТО и опубликовал на своём сайте "Старое радио", где она до сих пор висит, причём в более полном виде, с музыкальными фрагментами (http://theatrologia.su/audio/765).
« Последнее редактирование: Июль 28, 2017, 10:31:45 от Максим »

Оффлайн Владислав_Семёнов

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 34
О новых пластинках с переизданиями записей Голованова. Нарезать их возможно только на стереофоническом рекордере, но для того, чтобы получилась монофоническая канавка, необходимо, чтобы на входе были два строго одинаковых по уровню монофонических канала. Возможно ли такое с лентой, пусть даже с хорошей копией в один канал на всю ширину ленты, - не знаю. С цифрой это сделать точно возможно, но делать винил с цифры не имеет смысла.

Партия в 100 виниловых дисков 12" московского производства стоит 100 000 руб.

Итого: монофонического резца нет (зато пластинки будут совместимы со стерео картриджами), минимальная партия стОит ощутимых денег, плюс к этому в стоимость нужно вложить стоимость авторских прав, да ещё ГТРФ берёт 500 руб. за минуту звучания. Дорогая получается пластинка.

Но сама идея переизданий записей Голованова на виниле в высшей реализации (12", 45 об/мин, моно, с красочными конвертами, с буклетами) лично мне очень нравится.

Кто что скажет?

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 451
    • Русское исполнительское наследие на CD
в стоимость нужно вложить стоимость авторских прав, да ещё ГТРФ берёт 500 руб. за минуту звучания. Дорогая получается пластинка.

Проблема ещё и в том, что ГТРФ - это ведь хранилище не оригиналов, а эфирных копий для обслуживания радиостанций. Зачастую эти копии далеко не первые и не вторые, к тому же прошедшие через довольно грубую обработку звукорежиссёров...
« Последнее редактирование: Август 02, 2017, 02:49:12 от Максим »

Оффлайн Budenovetz

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 180
Сейчас, в 2017 году, задача издания аналоговых виниловых пластинок в полностью аналоговом тракте имеет ряд технических ограничений.
Не сохранились оригинальные ленты и ламповые магнитофоны с оригинальными элементами, лампами, магнитными головками, конденсаторами.
Можно переписывать со старого винила, его много дошло.
Интересно было бы издать современные виниловые пластинки на 33 или 45 оборотов со старых оригиналов 20-30-40-х годов, записанных на 78 оборотов.
Некоторые миниатюры удаётся легко доставать на 78 оборотов.
Собирать коллекцию симфоний и инструментальных концертов на 78 оборотов сейчас невозможно, нет оригиналов или дорого обходится их пересылка из США.
Творчество великих дирижеров и музыкантов оказывается недоступным в хорошем качестве звука.
Если бы существовала фирма (по аналогии с фирмой Speakers Corner), которая напрямую делала копии с 78 на 33 и 45, то такие качественные пластинки можно и по 100 долларов покупать.
Мировой спрос есть.

Оффлайн Владислав_Семёнов

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 34
Ламповые магнитофоны сохранились. У меня сейчас готовится один - Telefunken M5 с 76-й скоростью, осталось дочинить механику.

Кто будет покупать виниловые пластинки с перезаписью с шеллака?

Я сейчас собираю комплекты пластинок на 78 об/мин, выпущенных к 175-летию Большого театра. Купил пока только один такой комплект: русская балетная музыка, 8 пластинок 10", большинство не то, чтобы неигранные, но даже не ставленные.

Напрямую нарезать 33 или 45 с 78 об/мин невозможно, сначала нужно переписать на ленту.

Оффлайн msdubov

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 14
Новые записи фортепианных сочинений Голованова



Соната для фортепиано фа-диез минор op. 10: https://www.youtube.com/watch?v=5qp0ELT2_4M
"Инфанта грезит" из цикла "Эстампы", op. 29 №4: https://www.youtube.com/watch?v=8qnjDYS637w
« Последнее редактирование: Август 10, 2017, 18:49:24 от msdubov »

Оффлайн Александр

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 4
Случайно наткнулся на сайте "Орфея" на выложенный там комплект 2CD+DVD, изданный в 2015 г. в рамках проекта "Возрождаем наследие русских композиторов" с возможностью скачивания всех треков и фильма (фильм, правда, явно не до конца - обрывается на полуслове):

CD1: Симфоническая музыка и духовные произведения для хора/CD1: Symphony music and Choral sacred music

01.Прелюдия к драме О. Уайльда Саломея\Prelude to Oscar Wilde's drama "Salome"
02."Ноктюрн"/"Nocturne"
03.«Танец жемчужин» (Грустный вальс)/"Pearls' dance" (Sad Waltz)
04.«Пляс чудищ и хоровод жемчужин»/"Dance of Monsters and round dance of pearls"
05.«Христос раждается, славите!» (ор.36, № 5)/"Christ is born, glorify Him" (op.36, №7)
06.«Таинство странное вижу» (ор.36, № 6)/"I behold a strange and wonderful mistery" (ор.36, № 6)
07.«Рождество Твое, Христе Боже наш» (ор.36, № 3а)/"Your Nativity, o Christ our God" (ор.36, № 3а)
08.«Дева днесь» (ор.36, № 4)/"Today the virgin" (ор.36, № 4)
09.«Егда снисшел» (ор.37, № 9)/"When you descended to death" (ор.37, № 9)
10.«Пламенем любве» (ор.38, № 3)/"Kindle our hearts with flames of love" (ор.38, № 3)
11.«Херувимская песнь» (ор.38, № 5)/"Cherubic hymn" (ор.38, № 5)
12.«Душе моя» (ор.5, № 1)/"My soul" (ор.5, № 1)
13.«К Богородице прилежно» (ор. 39, № 1)/"Let us now earnestly run to the Mother of God" (ор. 39, № 1)
14.«Свете тихий» (ор. 39, № 10)/"Peaceful light" (ор. 39, № 10)
15.«Христос раждается, славите!» (ор. 36, № 7)/"Christ is born, glorify Him!" (ор. 36, № 7)

CD 2: Романсы/CD 2: Romances

01. «Я любила его» (ор. 2)/”I loved him” (op.2 №2)
02. «Ненужность» (ор. 2 №4) на слова Николая Некрасова – Василий Ладюк / «Being unwanted» (ор. 2 №4)
03.«В синем небе» (ор. 4 №2) на слова Ивана Никитина из цикла Росы медвяные из цикла Росы медвяные – Агунда Кулаева/"In the blue sky" (ор. 4 №2)
04. «В тёмной чаще замолк» (ор. 4 №3) на слова Ивана Никитина из цикла Росы медвяные – Максим Пастер/"Sounds died in the dark wood" (ор. 4 №3)
05. «Просто – песня» (ор.15 №5)/ “Just song” (ор.15 №5)
06.«Запад гаснет» (ор. 4 №5) на слова Алексея Толстого из цикла Росы медвяные – Агунда Кулаева/"the west is fading" (ор. 21 №3)
07.«Музыкальное письмо мадам Трегубовой» (ор.6 №9) из цикла Душистая сирень – Евгения Сегенюк/"Musical letter to madam Tregubova" (ор.6 №9)
08.«Алая роза» (ор. 12 №3) на слова Михаила Гальперина из цикла Букет цветов душмянных ароматов дурманящих» – Анна Аглатова/"Scarlet rose" (ор. 12 №3)
09.«Тишина» (ор. 14 №4) из цикла Антифоны (10 импровизаций на стихи Константина Бальмонта) – Ирина Долженко/"Silense" (ор. 14 №4)
10.«У дворца» (ор. 15 №14) на слова Петра Потёмкина из серии Петербургские картинки – Аскар Абдразаков/"By the palace" (ор. 15 №14)
11.«Соловей» (ор. 16 №1) на слова Александра Пушкина из серии Семь пастелей – Максим Пастер/"Nightingale" (ор. 16 №1)
12.«Художник смерти» (ор. 16 №3) на слова В. Волькенштейна из серии Семь пастелей – Ирина Долженко/"the painter of death" (ор. 16 №3)
13.«Хулиганская» (ор. 16 №5) на слова Андрея Белого из серии Семь пастелей – Аскар Абдразаков/"Hooligan's song" (ор. 16 №3)
14.«Я б тебя поцеловала» (ор. 21 №3) на слова Аполлона Майкова из цикла Эллада – Виктория Шевцова/"I would kiss you" (ор. 21 №3)
15. «Что такое грёза» (ор.22 №7)/ “What is Reverie” (ор.22 №7)
16. Дуэт из оперы «Принцесса Юрата» (ор.19а)/ “Duet from the Opera Princess Yurata” (ор.19а)

Николай Голованов. Документальный фильм. DVD. Nikolay Golovanov Film

http://www.muzcentrum.ru/producercenter/orpheusrecords/18664-vozrozhdaem-nasledie-russkikh-kompozitorov-nikolaj-golovanov

Оффлайн gram

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 7
Новые записи фортепианных сочинений Голованова



Соната для фортепиано фа-диез минор op. 10: https://www.youtube.com/watch?v=5qp0ELT2_4M
"Инфанта грезит" из цикла "Эстампы", op. 29 №4: https://www.youtube.com/watch?v=8qnjDYS637w

Изумительно! Спасибо!

Оффлайн Владислав_Семёнов

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 34
Записать бы это всё в аналоге, в первую очередь фортепианные произведения. У меня такая возможность есть.

Оффлайн msdubov

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 14
Записать бы это всё в аналоге, в первую очередь фортепианные произведения. У меня такая возможность есть.

Почему именно в аналоге?

Оффлайн Владислав_Семёнов

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 34
Долго объяснять. Если кратко, то аналоговая запись даёт наиболее естественный звук, с натуральными тембрами, сформированный, слитный, музыкальный. Я сделал несколько записей концертов в аналоге и - параллельно и независимо от него - в цифре, так вот: аналоговая запись обладает всеми вышеперечисленными качествами, и ещё её долго хочется слушать, в то время как цифровая запись звучит бедно по тембрам, невыразительно, вяло, неинтересно, даже доработка (перезапись на плёнку и оцифровка) не очень сильно помогает, и слушаешь цифровую запись безо всякого удовольствия, постоянно анализируя звук и отвлекаясь на выпирающую детализацию. Ещё я неоднократно обращал внимание на то, что звук с цифрового источника как бы приклеен к динамикам, в то время как аналог звучит "живо", пространственно, - а ведь и аналог, и цифра писались с одного пульта на одних и тех же настройках. Достаточно один раз это услышать, чтобы понять, что к чему - естественно, аналог лучше слушать в аналоге. Мой вывод: для первичной записи высшего качества цифра не годится, она годится только для оцифровки уже существующей аналоговой записи. Это когда сделали запись, перемотали плёнку и оцифровали.

Я делал 4-микрофонную - микрофоны стояли фронтально перед сценой - запись ОРНИ: аналоговая запись поразила всех, кто её слушал. Сказали, что есть ощущение присутствия, будто оркестр играет перед тобой, всё очень живо, осязаемо и выпукло.

Оффлайн Владислав_Семёнов

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 34
Да, кстати, музыканты сами признаЮт, что первичную запись лучше делать в аналоге, а уже его оцифровывать для распространения и лучшей сохранности.