Автор Тема: Глиэр Р.М. (русский советский композитор)  (Прочитано 8327 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Р.М.Глиэр
 
Давно хотел открыть эту тему, в частности, для того, чтобы разыскать, наконец, фонограмму полной версии его балета "Медный всадник", а также фонограммы его опер на национальном муз.материале других народов.
Глиэру посвящён материал на сайте Бельканто:
 
http://www.belcanto.ru/glier.html
 
Только что опять был исполнен в Москве его знаменитый и уникальный Концерт для голоса с оркестром, я об этом говорил вот тут:
 
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2346.msg29043#msg29043

Цитата:
------------------------------
В 1-м отделении Шагимуратова спела замечательное произведение, не побоюсь высоких слов - сверкающее красками сокровище, драгоценную жемчужину русского сопранового репертуара - Концерт для голоса с оркестром Р.М.Глиэра.
Когда заходит речь о столь великих произведениях, которые способны сделать целую эпоху в музыке и составить предмет гордости любого исполнителя, в совершенстве овладевшего им, то на ум приходят самые великие исполнительские имена. Так, с Концертом для голоса Глиэра у меня неразрывно связано исполнительство замечательной русской певицы Надежды Казанцевой - её звонкие и светлые верхи, рельефность мелодической линии в легато и отчётливое стакатиссимо в колоратурах, высокая точность интонирования, почти инструментальное качество виртуозной вокальной техники и т.д. и т.д. Поэтому, когда в очередной раз звучит этот Концерт, волей-неволей начинаешь сравнивать нынешнее исполнение с "эталонным" и всякий раз делать выводы не в пользу первого - И ВСЁ ЖЕ !
И всё же Концерт был спет Шагимуратовой очень хорошо, поэтому произвёл и на меня, и на весь зал чарующее впечатление. Возможно, у меня с этим произведением связан "личный момент" - оно погружает меня в прошлое, напоминая о далёких временах моего детства, когда я, ещё почти не зная никакой другой музыки, его только-только в первый раз услышал и полюбил раз и навсегда, и ничто, познанное впоследствии, не может заслонить того детского впечатления чуда, которое меня посетило при самом первом прослушивании и которое я отлично помню.
Хотя, быть может, в этот раз столь сильное впечатление Концерт Глиэра произвёл на меня ещё и по той причине, что я не собирался в БЗК и попал туда совершенно неожиданно, а перед этим днём я слушал "Оду Наполеону" Шёнберга ? ) Ведь всё познаётся в сравнении.
Спиваков, у которого, как я подозреваю, примерное такое же трепетное, что и моё, отношение к этому уникальному произведению Глиэра, дирижировал словно бы "в стиле ретро" - особенно заметно это было в очаровательном Вальсе 2-й части Концерта, когда Спиваков напоминал дирижёра на шикарном венском балу ) Вообще, надо сказать, что НФОР с течением времени приобрёл некоторые специфические черты, явно идущие непосредственно от Спивакова: облагороженный тембр, некоторая немного старомодно-вальяжная неспешность подачи, аристократизм и даже, не побоюсь этого слова, некоторая "барственность" манеры, никакой крикливости даже в самых мощных моментах, плавность движения, танцевальное изящество и т.п. Всё это как нельзя лучше подошло Концерту для голоса Глиэра - то грустно-сумрачная, то светлая кантилена 1-й части и блестящая танцевальная концертность 2-й, всё это очень хорошо легло на особенности спиваковского оркестра. Певице оставалось лишь вписаться в эту лирическую атмосферу и в точности выполнить своё исполнительское задание, индивидуализировав свою партию и добавив в общий массив звучания краски человеческого голоса, что она и сделала вполне удачно: мне кажется, решение отказаться от функции блистающей "оперной дивы" и мыслить партию сопрано не как "ведущую", но как "первую среди равных", как нельзя лучше отвечает оркестровой фактуре Концерта и замыслу автора.
------------------------------


Вот материал Википедии:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%B8%D1%8D%D1%80

Также было бы неплохо разыскать в сети полный перечень его сочинений, но пока что мне это не удалось. Если кто знает ссылку, прошу разместить.
« Последнее редактирование: Август 29, 2010, 20:10:18 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Глиэр Р.М. (русский советский композитор)
« Ответ #1 : Август 29, 2010, 19:15:41 »

Этот композитор входит в число моих любимых. Вот фонограмма балета "Медный всадник"

http://intoclassics.net/news/2009-05-27-6175

А вот список его сочинений:
Оперы

    * «Земля и небо», опера-оратория по Дж. Байрону (1900).
    * «Шахсенем», либретто М. Гальперина (1923—1925, 2-я редакция — 1934).
    * «Гюльсара» (соавтор Т. Садыков), либретто К. Яшена и М. Мухамедова (1949).
    * «Лейли и Меджнун» (соавтор Т. Садыков), либретто Хуршида по поэме А. Навои (1940).
    * «Рашель», либретто М. Булгакова и М. Алигер по Мопассану (1942—1943).

Балеты

    * «Хризис», балет-пантомима, либретто Н. Миль по сюжету П. Люиса (1912)
    * «Красный мак» («Красный цветок»), либретто М. Курилко (1926—1927, 2-я редакция — 1949; 3-я редакция — 1957; 4-я редакция поставлена 12-17 февраля 2010 в Римском оперном театре [4], постановка Николая Андросова, дирижёр Андрей Аниханов, художник Елена Пулити). Новую российскую постановку готовит В.В.Васильев в Красноярске к ноябрю 2010
    * «Комедианты», либретто А. Петровского по Лопе де Вега (1922—1930); в новой редакции — «Дочь Кастилии» (1955).
    * «Медный всадник», либретто П. Аболимова по А. Пушкину (1945—1948). Гимн Великому городу (гимн Санкт-Петербурга)
    * «Тарас Бульба», либретто Р. Захарова по Н. Гоголю (1951—1952).

Симфонические произведения

    * Первая симфония (1899)
    * Вторая симфония (1907)
    * Третья симфония «Илья Муромец» (1909—1911)
    * «Сирены», поэма (1908)
    * «Запорожцы», картина (1921)
    * Торжественная увертюра (1937)
    * «Заповит», поэма (1939)
    * «Ферганский праздник», увертюра (1940)
    * «Дружба народов», увертюра (1941)
    * Увертюра на славянские темы (1941)
    * «Победа», увертюра

Концерты

    * Концерт для арфы с оркестром (1938)
    * Концерт для голоса с оркестром (1943)
    * Концерт для виолончели с оркестром (1947)
    * Концерт для валторны с оркестром (1951)
    * Концерт для скрипки с оркестром (1956)

Инструментальные произведения

    * Первый квартет (1899)
    * Второй квартет (1905)
    * Третий квартет (1928)
    * Четвертый квартет (1946)
    * Первый секстет (1898)
    * Второй секстет (1904)
    * Третий секстет (1905)
    * Октет (1901)

Прочее

    * Около 150 фортепианный пьес в 2 и 4 руки концертного и педагогического репертуара.
    * Около 70 пьес для различных сольных инструментов с сопровождением фортепиано.
    * Около 130 романсов для голоса и фортепиано.

Редакции произведений других авторов

    * Редакция балета Ц. Пуни «Эсмеральда» (несколько номеров для партитуры написал также С. В. Василенко).



Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Глиэр Р.М. (русский советский композитор)
« Ответ #2 : Август 29, 2010, 20:06:17 »

Этот композитор входит в число моих любимых. Вот фонограмма балета "Медный всадник"

http://intoclassics.net/news/2009-05-27-6175

Спасибо за информацию !
И всё же я хочу отметить, что сюита из "Медного всадника" в исполнении иностранных дирижёров, как и вообще, вся русская музыка, редко получается хорошо. Данное конкретное исполнение - не исключение. Знаменитый "Гимн Великому городу" настолько безбожно растянут, что просто ужас. Дирижёр абсолютно не чувствует этой музыки и превращает её из мужественно-величавой в нечто напыщенно-помпезное.
Кстати, надо бы поискать ПОЛНУЮ версию этого балета.
« Последнее редактирование: Август 29, 2010, 20:16:41 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Глиэр Р.М. (русский советский композитор)
« Ответ #3 : Август 29, 2010, 20:37:48 »
Иногда бывает, что кроме иностранцев никто не исполняет.
Полной версии балета я к сожалению не встречал.
Кстати, есть запись Сюиты из балета "Комедианты". Здесь ничего растянутого быть не может, так как исполняет сам автор.
http://intoclassics.net/news/2009-10-12-9741

Я надеюсь все таки найти полную версию балета, потому что музыка эта мне очень сильно нравится. Но помимо этого произведения у него есть много других. :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Глиэр Р.М. (русский советский композитор)
« Ответ #4 : Август 29, 2010, 20:40:21 »
Иногда бывает, что кроме иностранцев никто не исполняет.
Полной версии балета я к сожалению не встречал.

Вот-вот, тут вопрос тот же, что и к нынешнему репертуару Большого театра. Почему русскую музыку исполняет кто угодно, но только не наши отечественные музыканты ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Глиэр Р.М. (русский советский композитор)
« Ответ #5 : Август 29, 2010, 20:49:50 »
Потому что патриотизм у нас в стране не очень развит.
Благо, хоть иностранцы ее записывают, слушают и любят. И кстати, они еще выпускают диски с русской музыкой. Что очень похвально.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Глиэр Р.М. (русский советский композитор)
« Ответ #6 : Август 29, 2010, 21:48:21 »
Потому что патриотизм у нас в стране не очень развит.
Благо, хоть иностранцы ее записывают, слушают и любят. И кстати, они еще выпускают диски с русской музыкой. Что очень похвально.

Конечно, похвально, но получается, что им наша музыка нужна больше, чем нам самим.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Глиэр Р.М. (русский советский композитор)
« Ответ #7 : Август 29, 2010, 22:14:10 »
Получается так... Иногда хочется взять и написать письмо в Большой театр и в разные оркестры. Чтобы они больше уделяли внимания русской музыки.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 164
Re: Глиэр Р.М. (русский советский композитор)
« Ответ #8 : Январь 07, 2016, 17:35:20 »
Мариинский-2 

XVI международный фестиваль балета «Мариинский»

31 марта 19:00
2 апреля 19:00
3 апреля 12:00

 
Медный всадник

Балет в 3-х действиях

http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2016/3/31/2_1900/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 164
Re: Глиэр Р.М. (русский советский композитор)
« Ответ #9 : Январь 20, 2016, 15:27:14 »
Михайловский театр, 25, 26, 28 мая 2016 г.

Премьера

«Люблю тебя, Петра творенье...»
 

Балет в 2-х актах

Музыка Рейнгольда Глиэра

Ко Дню рождения Санкт-Петербурга приурочена премьера двухактного балета, который американский хореограф Лар Любович ставит по мотивам поэмы «Медный всадник». В постановке используется музыка Глиэра, но не партитура одноимённого балета, а Третья симфония.

http://www.mikhailovsky.ru/afisha/performances/detail/763023/

МихТ решил поконкурировать с МТ по поводу "Медного всадника" хотя бы таким образом. ;)
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 164
Re: Глиэр Р.М. (русский советский композитор)
« Ответ #10 : Март 26, 2016, 18:44:16 »
Мариинский-2 

XVI международный фестиваль балета «Мариинский»

31 марта 19:00
2 апреля 19:00
3 апреля 12:00

 
Медный всадник

Балет в 3-х действиях

http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2016/3/31/2_1900/

Как известно, оперно–балетный театр есть витрина государства, и нужно ли удивляться: что в государстве — то и на сцене. Миновала пора, когда (еще, казалось бы, совсем недавно) в Мариинском театре потчевали премьерой, например, остросовременного сочинения Эвана МакГрегора. Теперь не то: у советских собственная гордость, скрепы и идея чучхе, то бишь опора на собственные силы. Фестиваль 31 марта открывает премьера "Медного всадника".

Много лет ультраконсервативная партия экс–артистов и критиков старой закалки продвигала идею выкопать этот гроб с музыкой (Р. Глиэра) и водворить его на Мариинской сцене. Критика же вменяемая относилась к мысли, что после Баланчина и Форсайта можно кормить труппу и публику этим замшелым сталинским драмбалетом Ростислава Захарова образца 1949 года, разве что как к ночному кошмару. Но время показало: нет такого кошмара, который не сбылся бы наяву.

Дмитрий Циликин

http://www.dp.ru/a/2016/03/24/Importozameshhenie/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 164
Re: Глиэр Р.М. (русский советский композитор)
« Ответ #11 : Март 28, 2016, 15:51:54 »
Как Мариинский театр готовит «Медного всадника»?

http://www.sobaka.ru/city/theatre/45037#vk
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 164
Re: Глиэр Р.М. (русский советский композитор)
« Ответ #12 : Апрель 04, 2016, 10:41:05 »
Параша на высоте

"Медный всадник" в Мариинском театре

Мариинский театр открыл XVI международный фестиваль балета "Мариинский", исполнив давнишнее обещание руководства театра старым балетоманам: на петербургскую сцену вернулся архаичный балет "Медный всадник". Премьеру посетила ОЛЬГА ФЕДОРЧЕНКО.

В соответствии с текущим моментом усилили духовность: из гавани, где живет Параша, открывается прелестный вид на остров Кижи; в комнате Евгения появилась икона с теплящейся лампадкой; сам герой истово крестится, прежде чем нырнуть в бушующие воды; тему креста подхватывает народная масса, осеняющая себя крестным знамением в момент рокового разгула стихии.

http://kommersant.ru/doc/2954336
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 164
Памяти Рейнгольда Глиэра
 
Радиопрограмма: Рандеву с дилетантом
Владимир Молчанов
Дата выпуска: 29.05.2017


В гостях программы - Апполинария Евгеньевна Зуева, историк музыки, поэтесса, и Кирилл Игоревич Новосельский, доктор экономических и географических наук, правнук Рейнгольда Морицевича Глиэра. Программа посвящена памяти композитора.

http://muzcentrum.ru/orpheusradio/programs/rendezvousdilettante/22809-pamyati-rejngolda-gliera-2
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау