Автор Тема: Геннадий Рождественский (р.1931, Москва), дирижёр  (Прочитано 21317 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Геннадий Рождественский: "После музыки - ничего"

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2428.msg29760#msg29760

"Российская газета" - Федеральный выпуск №5019 (195) от 15 октября 2009 г.

http://www.rg.ru/2009/10/15/diriger.html

Цитата:
================================================

Геннадий Рождественский: Обычно мне говорят: оркестр хочет с вами работать. Но очевидно, что никто не хочет работать, все хотят получать удовольствие. Фото: РИА Новости

Разговор с Геннадием Рождественским состоялся в Екатеринбурге, где в честь легендарного дирижера провели трехдневный музыкальный фестиваль.

Главными действующими лицами его стали сам маэстро, его жена, пианистка Виктория Постникова и сын, скрипач Александр Рождественский, а также Уральский филармонический оркестр. Вечер первый подарил для многих настоящее открытие: дирижер с супругой представляли жанр почти забытый - мелодекламации на поэтические тексты, и надо было ощутить ту власть харизматичной личности, которую транслировал Рождественский-чтец! Второй вечер был отдан камерному музицированию: скрипичные сонаты Моцарта, Бартока и "Крейцерова" Бетховена прозвучали в трактовке Рождественского-младшего и Постниковой. Заключительный концерт объединил всех: маэстро встал за дирижерский пульт УАФО, чтобы исполнить фантазию "Ромео и Джульетта" Чайковского и "Скифскую сюиту" Прокофьева. Александр Рождественский играл 4-й скрипичный концерт Шнитке, а Виктория Постникова солировала во 2-м фортепианном Прокофьева. Маэстро Рождественский известен своим негативным отношением к музыкальной критике, однако для "Российской газеты" сделал исключение.

Времена не выбирают

Российская газета: Геннадий Николаевич, вы один из тех, о ком обычно говорят "последний из могикан": музыкантов такого масштаба и такой степени универсализма практически не встретишь в наши дни. А вы сами себя чувствуете "уходящей натурой"?

Геннадий Рождественский: Конечно. Я, безусловно, человек XX века, еще не привык к XXI.

РГ: Он для вас как-то чужд? Как вы ощущаете нынешнее время?

Рождественский: Как какой-то гигантский перелом во всех смыслах. Мы пользуемся сейчас совершенно другими правами, за что не можем не сказать "спасибо". Я смог принять реальное ощущение свободы и всеми фибрами души это приветствую. Я могу играть то, что я хочу, где хочу и когда хочу. Все эти три понятия полностью отсутствовали в советское время. Поэтому я счастлив, даже зная все отрицательные аспекты сегодняшнего бытия. Но этими правами может воспользоваться только незначительная часть населения, а еще меньшая его часть имеет монополию на все богатства. Такого не было даже в годы сталинского террора: чтобы один имел двенадцать "Мерседесов", а другой рылся в мусорном ведре!

РГ: Вас не коробит, что в сфере концертной жизни, впрочем, как и везде, теперь все измеряется деньгами?

Рождественский: Да, но с другой стороны, есть стремление приблизить финансовые условия работы артиста на Западе и в России. Раньше различия были неслыханные, от копейки до тысячи. И многие годы, в том числе перестроечные, я в России работал бесплатно, считал это необходимым и для себя, и для слушателей. А для кого-то этой разницы не существовало, как для артистов эстрады, например. Но в то же время было понятно, что эти артисты не смогут заработать ни копейки, выехав за пределы России. Там они никому не нужны, кроме жителей района Бруклин и "города" Брайтон-Бич.

РГ: Как вы считаете, гениальные люди, выражающие свое время, чаще появляются в периоды стабильности или в смутные времена?

Рождественский: Не думаю, что в стабильные. В XX веке сталинский период дал наибольшее количество всходов. И, вероятно, во многом, как ни парадоксально, благодаря угнетению. Вырабатывалась сопротивляемость в духовном смысле, конечно. А сейчас, собственно, кому сопротивляться, против чего бороться?

РГ: Сопротивляться можно собственной инертности, сытости. По-вашему, художник всегда находится в оппозиции к власти?

Рождественский: Если складывается такая историческая ситуация, то оппозиция только помогает. Известный пример с виноделием - хорошее вино произрастает на плохой почве. Корень виноградного куста прилагает огромные усилия, чтобы пробить почву, сок, который он высасывает из земли, дается с трудом. Но и результат налицо.

РГ: Сейчас вроде бы власть начала проявлять интерес к культуре?

Рождественский: Нет, власть не скрывает своих пристрастий. А это эстрада, спорт, нисколько не желаю принизить ни то, ни другое. Вот читаю в газете: президент принимает хоккейную команду, победившую на чемпионате, получает майку центрального нападающего и очень тронут. Я подумал, что в тот момент, когда президенту будет подарен старый фрак Гергиева и он будет в восторге от этого, наступит гигантский взлет культуры.

Был ли Тосканини?

РГ: Творческие династии у нас вещь довольно распространенная. Хотя, скажем прямо, музыкантов, имеющих возможность, как вы, семейным кругом представить целый фестиваль, вряд ли много. А профессию в свою очередь вы унаследовали от отца, Николая Аносова. Вообще дирижер в вашем понимании это кто - наставник, предводитель, диктатор?

Рождественский: Это медиум между автором и слушателем. Или, если хотите, некий фильтр, который пропускает через себя поток, излучаемый партитурой, а затем пытается передать это публике.

РГ: Как вам работалось с Уральским оркестром?

Рождественский: Замечательно. Важно первое впечатление, атмосфера, а ее чувствуешь, как только заходишь в филармонию. Обычно мне говорят: оркестр хочет с вами работать. Но очевидно, что никто не хочет работать, все хотят получать удовольствие. Я и стремлюсь к этому, чтобы процесс работы полностью отделить от формальных обязанностей, от службы, от обыденности.

РГ: Вы стояли за пультом самых великих и знаменитых оркестров, для себя выстраиваете какую-то иерархию?

Рождественский: Я долгое время старался избегать того, чтобы определять первый оркестр в мире. Мне казалось, что можно определить некий круг лучших коллективов, например десятку. Недавно на несколько дней у меня была выбита почва из-под ног. Я слушал в Париже выступление Чикагского симфонического оркестра под управлением Бернарда Хайтинка. Такого исполнения симфонии "Юпитер" (Моцарта. - Л.Б.) я не слышал никогда в жизни. Несколько дней испытывал потребность каждому встречному говорить, что Чикагский оркестр - лучший в мире. Когда я с ними работал, не рисковал сказать это. А сейчас говорю.

РГ: Вы согласны с тем, что раньше оркестры были воплощением личности дирижера, а сейчас во всем мире, видимо как следствие глобализации, происходит нивелировка?

Рождественский: Да, и это грустно. Но продиктовано социальными изменениями. Если Мравинский долго руководил оркестром Ленинградской филармонии, а Юджин Орманди - Филадельфийским, то сейчас срок - четыре года, и все. Смена практически без причин. Так принято. Я воспитан в прошлом веке и не смог бы ходить на работу, зная, что мне уже готова замена, заключен контракт со следующим дирижером.

РГ: Кто решает вопрос о назначении нового дирижера?

Рождественский: Спонсоры! В Чикаго, в Симфони-холле есть мраморные доски, где золотом высечены имена жертвователей. Кто платит, тот и заказывает, а это в основном пожилые дамы, так называемые патронессы, которых интересует не концерт и не то, что там будут играть, и тем более - как это будут играть. В этом они не понимают ровным счетом ничего. Они рассуждают о дирижере с позиции "гуд люкинг бой". Глава "Коламбия артистс" Рональд Уилфорд (один из самых знаменитых агентов. - Л.Б.) уверял меня, что может сделать колоссальное мировое имя любому человеку при одном условии - если тот будет беспрекословно слушать его советы: от репертуара до поведения на сцене и в жизни. Тогда будет запущена колоссальная машина, и через год все будут уверены, что никакого Тосканини не было...

РГ: В реальности мало кто может разобраться...

Рождественский: Никто не может! И приходит ужаснейшая мысль, в то же время и спасительная. Скажем, естественное волнение перед концертом: откуда оно возникает? Существуют три слоя людей, реакции которых дирижер может опасаться. Оркестр. Публика. Критика. Но, если вдуматься, ведь за редчайшим исключением никто ничего не понимает! Возьмем любой лучший оркестр - Чикагский, Венский, любой: человек, сидящий за последним пультом первых скрипок, просто не слышит того, что играет человек в другом конце оркестра. Объединяющий центр находится посередине - это дирижер. В лучшем случае от оркестра можно ожидать сдержанно-положительной оценки. Ведь никто не любит руководителя в принципе. Да ведь он получает в 10 раз больше! "А почему, а за что? И я так могу!" Многие исполнители решают переменить профессию исключительно из-за того, что думают: чем я хуже такого-то? Большинство музыкантов оркестра, когда за пульт встает этот некто, делают все, чтобы исключить его из поля зрения. Помимо того, что от него ничего не исходит, он физически мешает играть.

Возьмем публику. Ладно, аплодисменты между частями. Она часто не знает, когда музыка заканчивается и когда нужно хлопать. Я проводил массу экспериментов. Можно ли не почувствовать, где заканчивается произведение, когда долго-долго звучит аккорд? Нет! Нельзя тихо и спокойно снять аккорд, никто не будет аплодировать. А вдруг это еще не все? Поэтому я делаю вот так (делает эффектный жест завершения), а еще делаю пируэт, оборачиваюсь и иногда даже говорю: конец!

Наконец, третий компонент - пресса. Исполняю новую Симфонию Шнитке, а через день должен читать - баланс не тот и темпы бы другие, и что-то надо было выделить. Хочется спросить: ты ноты-то видел? Постепенно сложилось ощущение - мне наплевать, что обо мне напишут. Особенно после известного периода, когда я сдуру согласился вновь возглавить Большой театр.

РГ: Что вас на это подвигло? Ведь известно, в каком состоянии был Большой театр, когда в 2000 году вы стали его художественным руководителем.

Рождественский: Почему я это сделал? Западные театры отказывали мне в возможности поставить прокофьевского "Игрока" в первоначальной редакции. Везде. Предлагали "Травиату", "Фауст", говорили - у нас касса. После проведенного мной юбилейного концерта театра, программа которого не устроила начальство, началась травля. Ни одна моя акция, ни одно выступление, ни одно мое высказывание, ни, разумеется, премьера "Игрока" не обходились без потока комментариев в СМИ. Соревновались в подборе оскорбительных терминов. Кульминация произошла в газете "Коммерсантъ". Я играл 60-ю симфонию Гайдна, которая называется "Рассеянный". Там в партитуре прописана остановка и перестройка оркестра. Газета написала, что я деградировал настолько, что остановил концерт. Пришлось требовать объяснений.

РГ: На Западе другая критика?

Рождественский: Такая же. В "Чикаго сан-таймс" была дама по имени Клаудиа Кассиди, специальностью которой было уничтожение вновь назначенных худруков оркестра. После серии ее разгромнейших статей ушел Жан Мартинон (французский дирижер. - Л.Б.). Потому что публика верит тому, что написано, и не покупает билеты. Но и она попалась на некрасивой истории, ее уволили. В итоге почему я должен испытывать волнение? Эти три компонента более не существуют. Если я задумываю какую-то концепцию исполнения и если в результате реальность приблизится к тому, что задумано, я могу быть в какой-то мере удовлетворен. Если нет, то я прекрасно знаю, что вышло, а что нет. А из критиков был один, который меня чрезвычайно интересовал. Это Бернард Шоу. У него были убежденность, знания и любовь.

Музыка - секрет восстановления

РГ: Как вы расцениваете нынешние перемены в Большом театре?

Рождественский: Оркестр в очень хорошем состоянии. Не знаю, как им это удалось. Я буду дирижировать симфонической программой в этом сезоне, согласие дал еще до этих эпохальных событий.

РГ: Вы много лет возглавляете кафедру в Московской консерватории, можете кого-нибудь выделить из молодых дирижеров?

Рождественский: Константин Чудовский. У него колоссальные музыкальные данные и способность контактировать с оркестром. Он работает дирижером в "Геликон-опере", ведет весь репертуар: "Леди Макбет", "Лулу". Это и Вячеслав Валеев, он взял премию на конкурсе моего имени в Софии. Константин Хватынец, работающий в театре Наталии Сац. Это люди талантливые к этой профессии. А приходившие ко мне на показ блистательные пианисты, тромбонисты, барабанщики, баянисты подчас оказываются совершенно беспомощными в том, что в ней требуется.

РГ: Профессия странствующего дирижера требует немалого напряжения: перелеты, смена часовых поясов, общение с огромным количеством людей, в чем вы черпаете силы?

Рождественский: По всей вероятности, в музыке. Я с ужасом представляю, даже не хочу себе представлять, что было бы, если бы меня этого лишили. Это был бы конец.

РГ: А секрет физического восстановления?

Рождественский: Она же. Я ничего специально не предпринимаю.

РГ: После музыки что на втором месте?

Рождественский: Ничего. Думаю, что, если не будет сил выходить на эстраду - что поделаешь, такое случится, я смогу еще писать.

Досье "РГ"

Геннадий Рождественский - один из крупнейших дирижеров XX века, пианист, композитор, педагог, автор книг и статей. Народный артист СССР. Родился в Москве. В 1954 году окончил Московскую консерваторию (в 1957 - аспирантуру), где занимался по классу фортепиано у Льва Оборина и классу дирижирования у своего отца, выдающегося дирижера Николая Аносова. Дебютировал еще студентом - в Большом театре (балет Чайковского "Спящая красавица").

Стоял за дирижерским пультом практически всех прославленных симфонических оркестров мира. Дискография включает более 700 дисков и пластинок, исполнил и записал с разными оркестрами все симфонии Гайдна, Бетховена, Брамса, Брукнера, Чайковского, Сибелиуса и других композиторов. Крупнейший интерпретатор музыки ХХ века, Рождественский познакомил отечественную публику со многими неизвестными ей сочинениями Брукнера, Шенберга, Хиндемита, Бартока, Мартину, Мессиана, Мийо, Онеггера; по существу, он вернул России наследие Стравинского. Под его управлением прозвучали премьеры многих произведений Щедрина, Слонимского, Эшпая, Тищенко, Канчели, Шнитке, Губайдулиной, Денисова.

В настоящее время - профессор, заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории и главный приглашенный дирижер Токийского оркестра "Иомиури".
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: дирижёр Геннадий Рождественский
« Ответ #1 : Октябрь 19, 2009, 20:38:24 »
Цитировать
РГ: Как вы считаете, гениальные люди, выражающие свое время, чаще появляются в периоды стабильности или в смутные времена?

Рождественский: Не думаю, что в стабильные. В XX веке сталинский период дал наибольшее количество всходов. И, вероятно, во многом, как ни парадоксально, благодаря угнетению. Вырабатывалась сопротивляемость в духовном смысле, конечно. А сейчас, собственно, кому сопротивляться, против чего бороться?

Нет, ну надо ж такое сказать про "стабильность" !!
Как раз сталинские времена были столь стабильными, что дальше некуда ! Всё было залимитировано и утрясено на десятилетия вперёд ! На этом запасе стабильности, после того, как в 30-х годах Сталин свернул башку революционерам, мы ехали вплоть до конца 80-х.
А сейчас-то как раз и НЕТУ никакой стабильности ! Мы сегодня сидим, словно на пороховой бочке посреди пожара и ждём, когда рванёт.
При Сталине, именно благодаря СТАБИЛЬНОСТИ (не буду повторяться, сколь большой ценой достигнутой), были обеспечены условия, когда можно было заниматься творчеством, не думая вообще ни о чём постороннем ! Потому что все те, кто думал о чём-то постороннем, например, о политике или о "свободе" какой-нибудь, долго в сталинские времена не протягивали :)). Это было удивительное время, когда люди, будучи лишёнными возможности проявления личной финансовой и безнес-инициативы, были заняты и увлечены исключительно своими душевными шевелениями. Этот "застой, как его сейчас называют, подарил нам поразительно интересное исполнительское искусство - наивысший его взлёт в истории музыки ! Вот это ощущение стабильности продержалось вплоть до конца 80-х годов - я даже могу точно назвать последний стабильный год - 1989-й. Это был последний стабильный год перед грандиозным крушением, начавшимся уже в 1990-м и продолжающемся до сих пор.
Я повторяю, что то, что творится сейчас, назвать "стабильностью" это всё равно что назвать "стабильным" взрывающийся вулкан: Сталин революции свернул шею, а в наши времена очередная революция опять соравалась с цепи. Правда, в 10-х годах это была "революция снизу", а в 90-х - "революция сверху", к тому же в 10-х годах к революции привела война 1914 года, а в 90-х, наоборот -  революция привела к войнам (криминальной и гражданской), но это не имеет никакого значения, потому что последствия были одинаково катастрофичны, ибо людские потери измеряются десятками миллионов, а в наши дни мы ещё и продолжаем нести эти потери, население уменьшается.
Так что тов. Рождественский путает (или лукавит), меняя оценку стабильности и нестабильности местами: это при Сталине была СТАБИЛЬНОСТЬ, а сегодня - НЕстабильность.
И дело не только в этом, а ещё и в том, что системный кризис музыкального искусства, связанный с утратой интуитивно верного понимания "музыки" и исчерпанием её парадигмы, совпал по времени и был усугублён мировым социально-экономическим системным кризисом.
Как ни смешно это звучит, но наша страна успела-таки вскочить на подножку уходящего в пропасть поезда под названием "мировая экономика" ! Ликование наших либералов по поводу включения нашей страны в мировую экономику также можно сравнить с радостью пассажира, опаздывавшего, но-таки успевшего на "Титаник". И вот он взбежал по убираемому трапу, сидит в своей каюте и радуется, что не опоздал !
Так что "стабильность" сегодняшняя может существовать лишь в чьём-то воображении, но в реальности её нету: ни в жизни, ни в искусстве.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
дирижёр Г.Рождественский
« Ответ #2 : Май 18, 2011, 20:02:29 »
12 Мая 2011 г.

Дирижер и треугольники
В Большом театре прошел юбилейный вечер Геннадия Рождественского

МАЙЯ КРЫЛОВА

http://www.newizv.ru/culture/2011-05-12/144546-dirizher-i-treugolniki.html

Вечер в Большом театре был приурочен к 80-летию со дня рождения дирижера. В программу включили Пролог из балета «Спящая красавица», начало оперы «Борис Годунов» и симфонию Рахманинова. Юбиляр, несмотря на солидный возраст, отметил день рождения на рабочем месте – в оркестровой яме.

С Большим театром Рождественского связывают особые отношения. Он поступил туда на работу студентом консерватории, служил дирижером, в том числе и главным, 18 лет, а в 2000 году на один сезон стал худруком. Десять лет назад Рождественский, покидая театр, отменил празднование своего 70-летия в Большом. Тогда он вошел в конфликт с дирекцией и Министерством культуры, причем сопроводил разногласия бурной деятельностью, раздавая обличающие интервью и публикуя открытые письма. Но потом вернулся в ГАБТ временным гостем: сначала в 2006 году на оперу «Леди Макбет Мценского уезда», теперь на юбилей. Ныне Рождественский в Большом занимается только творчеством и демонстрирует мирные намерения. Театр, со своей стороны, издал юбилейный буклет, в котором собраны фото разных лет: Рождественский-мальчик в коротких штанишках, и знаменитый музыкант со Стравинским, Шостаковичем и Папой Римским.

«Треугольники. Триптих» – так называется книга воспоминаний Рождественского, конгломерат его личных мультикультурных ассоциаций. Речь идет о музыке, литературе и живописи – сторонах жизненного «треугольника» дирижера. Вечер в Большом тоже «треугольный». Три действия, три вида музыкальных искусств – Рождественский работал и с оперой, и с балетом, и с симфонической музыкой. Плюс тройные переплетения в синтетическом искусстве театра, где есть музыка, сценография и сюжет с либретто. Правда, общее число сыгранных Рождественским в Большом опер и балетов (около сорока), выбивается из этой магии чисел. А его общий репертуар – больше двух тысяч сочинений вкупе с восемью сотнями оркестровых записей.

Во время концерта маэстро не сказал ни слова, хотя он известен любовью к комментированию собственных программ. «Спящая красавица» стояла в афише первой: это возвратило к началу дирижерской карьеры юбиляра. Он дебютировал в Большом театре балетом Чайковского, и Рождественскому было тогда 20 лет. Конечно, балет – не главное в деятельности Геннадия Николаевича, хотя ему неоднократно приходилось заниматься танцами. При этом Рождественский брался лишь за качественные партитуры, от Адана до Шнитке, близко не подходя к так называемой балетной музыке. С такой музыкой, в бытность худруком Большого, у маэстро вообще случился конфликт: он запретил к постановке балет «Дочь фараона», сославшись на его низкое качество («стопроцентная музыкальная макулатура», сказал Рождественский). А с Петром Ильичом, естественно, отношения другие, и партитура Пролога в трактовке юбиляра прозвучала предельно ясно, полнозвучно, с четким обнажением конфликта. У Рождественского это не сказка про злых и добрых фей, а скорее война и мир. Артистам приходилось нелегко: маэстро, погруженный в музыку, на сцену практически не смотрел и «в ноги» танцовщикам не играл. Поклонники Николая Цискаридзе могли наблюдать его в редко исполняемой партии мерзкой волшебницы Карабос. Николай Максимович в черном старушечьем платье, показывая, кто в королевстве главный, корчил гримасы, тряс в воздухе пальцем и, попирая права сказочного властителя, нагло плюхался на его трон.

Пролог из «Бориса Годунова» представлял оперную часть жизни дирижера. Кроме Большого, маэстро 11 лет музицировал в Камерном музыкальном театре под руководством Бориса Покровского, стоял за пультом во многих старых и современных операх. «Годунов» ходит у юбиляра в любимцах: это первый спектакль, в котором он когда-то принял участие как сотрудник ГАБТа. Десять лет назад Рождественский-худрук даже совершил маленькую революцию в Большом театре, распорядившись начать сезон не «Иваном Сусаниным», как прежде, а шедевром Мусоргского. Правда, постановка 1950-х годов, которую дирижер называет «эталонной», давно уже не идет. Показанные Пролог с Коронацией, при отсутствии режиссерской руки, больше напоминали театрализованный концерт в костюмах. Только икон на сцене, по сравнению с советскими временами, прибавилось.

Завершала программу Вторая симфония Рахманинова – привет юбиляра собственному симфоническому пласту в творчестве. Рождественский руководил двумя оркестрами еще в СССР, а сотрудничать он успевает с огромным количеством российских и зарубежных коллективов, включая Симфонический оркестр Би-би-си и Венский симфонический оркестр. Вторую симфонию он записал в 1988 году в Лондоне, и это произведение входит у маэстро в дюжину любимых. На юбилее в Москве Рахманинов звучал больше часа. Музыка навевала галлюцинации: просторное русское поле до, во время и после грозы. Публика в театре собралась отнюдь не консерваторская, она простодушно хлопала после каждой части, но привычный ко всему дирижер не обращал на это внимания. В финале хор из «Бориса Годунова» на фоне кремлевских соборов спел юбиляру «Многая лета», а зал аплодировал стоя.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
дирижёр Г.Рождественский
« Ответ #3 : Май 18, 2011, 20:03:22 »
19, Четверг 19:00
VI Международный фестиваль
«МУЗЫКАЛЬНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ»
К 90-летию Санкт-Петербургской филармонии
Открытие
Заслуженный коллектив России академический
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ФИЛАРМОНИИ
Дирижер - Геннадий РОЖДЕСТВЕНСКИЙ
К 80-летию музыканта
Солисты:
Анна НЕЧАЕВА сопрано
Олеся ПЕТРОВА меццо-сопрано
Дмитрий ГОЛОВНИН тенор
Петр МИГУНОВ бас
ПЕВЧЕСКАЯ КАПЕЛЛА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Художественный руководитель -
Владислав ЧЕРНУШЕНКО
КАМЕРНЫЙ ХОР СМОЛЬНОГО СОБОРА
Художественный руководитель - Владимир БЕГЛЕЦОВ
БЕТХОВЕН. Симфония № 9 (оркестровка Г.Малера)
Концерт проходит при поддержке ДЕЛЗЕЛЛ ФОНДА
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Г.Рождественский (р.1931 г.)
« Ответ #4 : Июнь 01, 2011, 15:12:58 »
Чайковский без прикрас
ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ
№ 15 (7775) 12 - 18 мая 2011г.
Евгения КРИВИЦКАЯ

http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=954&crubric_id=1002065&rubric_id=207&pub_id=1143490

Среди произведений Чайковского, выбранных Геннадием Рождественским для своего филармонического абонемента, особое внимание привлек, конечно, “Воевода”. Все-таки реальный пример того, что “рукописи не горят”. Хоть и уничтожил Чайковский партитуру после премьеры, кляня и “пошлейшее либретто”, и свою неопытность в оперной драматургии, но в середине прошлого века оперу реконструировал Павел Ламм, собрав ее буквально по оркестровым партиям, оставшимся в анналах Большого театра. В Москве “Воевода” не звучал 140 лет, а теперь к тому же впервые исполнен в ламмовской редакции (в другой редакции, Ю.Кочурова, “Воевода” был поставлен на сцене МАЛЕГОТа в 1949 году, затем в Пермской Опере, а в 1979 году Музтеатр имени Станиславского и Немировича-Данченко осуществил аудиозапись).

Конечно, сюжет “Воеводы” сегодня вызывает улыбку: никакой мотивации в словах и поступках персонажей, появление нового воеводы в конце оперы – типичная развязка в духе “deus ex machina”, когда нежданно-негаданно наступает счастливый конец, все влюбленные соединяются, а злодей-притеснитель отстранен от власти и наказан.

Несмотря на купюры, опера длилась добрых три часа и, подчеркнем, слушалась с возрастающим интересом. В финале, где сосредоточились великолепные многофигурные ансамбли, явственно ощущались будущие оперные прозрения Чайковского. Да и в некоторых сценических ситуациях, как, например, дуэт двух сестер в начале оперы или квартет двух влюбленных пар в третьем действии, уже видны ростки и “Евгения Онегина”, и “Пиковой дамы”.

Поначалу вхождение в мир “Воеводы” осложнялось дисбалансом между оркестром и певцами – явный просчет композитора, в котором он сам признавался в письме к Надежде фон Мекк: “…Опера была написана слишком спешно и легкомысленно, вследствие чего формы вышли не оперные, не подходящие к условиям сцены. Просто писал музыку на данный текст, нисколько не имея в виду бесконечное различие между симфоническим и оперным стилем... Третий его недостаток – слишком массивный оркестр и преобладание последнего над голосами”. Трудно сказать, можно ли было сгладить этот недостаток, “прибрав” оркестр, или выдвинув на авансцену солистов: Геннадий Рождественский предпочел дать слово Чайковскому без прикрас. Музыканты Государственной академической симфонической капеллы России проделали гигантскую подготовительную работу, стремясь соответствовать высоким художественным критериям Рождественского, и были послушны малейшему мановению палочки маэстро. Думается, что сказалась закалка коллектива, уже несколько сезонов “выдающего” по нескольку опер в концертном исполнении и легко выдерживающего такие марафоны.

Многое удалось и солистам: фактически каждый пел на максимуме своих возможностей, стремясь передать не только музыкальный текст, но и характер своего персонажа. Хотя решение поставить певцов в середине оркестра для акустической среды Концертного зала имени Чайковского оказалось слишком рискованным. Даже у таких крепких и голосистых певиц, как Татьяна Федотова (Марья Власьевна) или Ирина Долженко (Олена), текст не всегда был различим. Уверенно справился со сложнейшей теноровой партией Максим Сажин (Степан Бастрюков), хотя несколько слащавая манера пения показалась не совсем соответствующей образу. Много удачных моментов было и у Сергея Топтыгина (Роман Дубровин), особенно в сольных и дуэтных номерах в финале.

После этого исполнения возникло понятное желание увидеть “Воеводу” в сценическом варианте, разумеется, с сильно переработанным текстом (чьим слабым звеном являются примитивные рифмы) и оркестровыми коррективами.

Так что цель Геннадия Рождественского – возбудить интерес к еще одному творению Чайковского – была достигнута. В дни юбилея маэстро преподнес себе и публике прекрасный подарок.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 920
  • Mundus universus exercet histrioniam
Re: дирижёр Геннадий Рождественский (р.1931 г.)
« Ответ #5 : Март 18, 2013, 17:56:59 »
Геннадий Рождественский. Треугольники жизни (видео):

http://www.youtube.com/watch?v=8Cdvmslyb98

===================================

Гастроли в Петербурге:

Большой зал Филармонии
Апрель 2013

4, Четверг 19.00

1-й концерт  СЕДЬМОГО абонемента
«Геннадий Рождественский представляет»
Заслуженный коллектив России академический
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ФИЛАРМОНИИ
Дирижер — Геннадий РОЖДЕСТВЕНСКИЙ
Солист – Александр РОЖДЕСТВЕНСКИЙ
Хор Михайловского театра
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ. «Стих об Алексее, Божьем человеке» для хора с оркестром
ЩЕДРИН. Concerto cantabile для скрипки с оркестром
К 80-летию композитора
ГАВРИИЛ ПОПОВ. Симфония №1


9, Вторник 19.00
2-й концерт  СЕДЬМОГО абонемента
«Геннадий Рождественский представляет»
Заслуженный коллектив России академический
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ФИЛАРМОНИИ
Дирижер – Геннадий РОЖДЕСТВЕНСКИЙ
МЯСКОВСКИЙ. Симфония № 9
СТРАВИНСКИЙ. Симфония в трех движениях


19, Пятница 19.00
4-й концерт СЕДЬМОГО абонемента
«Геннадий Рождественский представляет»
Заслуженный коллектив России академический
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ФИЛАРМОНИИ
Дирижер - Геннадий РОЖДЕСТВЕНСКИЙ
Солистка - Виктория ПОСТНИКОВА фортепиано
Солисты:
Галина СИДОРЕНКО меццо-сопрано
Хор Михайловского театра
МУСОРГСКИЙ. «Поражение Сеннахериба» для хора и оркестра
(оригинальная редакция)
РАХМАНИНОВ. Концерт №4 для фортепиано с оркестром
ПРОКОФЬЕВ. «Песни наших дней» – сюита для солистов, хора и оркестра
«Ала и Лоллий» – скифская сюита

«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
У Геннадия Николаевича Рождественского сегодня День рождения. Ура! И здоровья имениннику.

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
http://izvestia.ru/news/561312
25 ноября 2013

Геннадий Рождественский: «Путь блудного сына все-таки нужно пройти»

Прославленный дирижер — о Бриттене, рассерженной мадам Фурцевой и о том, почему в Советском Союзе не было причин для смерти

В Камерном театре имени Покровского состоялась первая в России оригинальная постановка оперы Бриттена «Блудный сын». Музыкальный руководитель театра Геннадий Рождественский рассказал корреспонденту «Известий» Ярославу Тимофееву о своих встречах с английским классиком и о том, кто мешал их дружбе.
— Бриттен назвал свою оперу «притчей для исполнения в церкви». В чем мораль бриттеновской притчи?
— Она та же, что и в Библии. Единственное отличие заключается в новом персонаже, введенном Бриттеном, — Искусителе.
— С какой целью он появился в опере?
— Для динамизации действия. Появляется новая конфронтация, и борьба с искушением становится более зримой. А в конечном счете — ради обострения идеи милосердия.
— Вы блудного сына осуждаете или оправдываете?
— Я его приветствую. Выходит, что жизненная школа, которую он прошел, не оказалась для него вредной. Наверное, этот путь все-таки нужно пройти.
— Как вы думаете, с кем из персонажей Бриттен ассоциировал себя?
— C отцом. По крайней мере, такое у меня рождается впечатление, когда я вспоминаю самого Бриттена.
— Вы часто с ним встречались?
— Много раз, начиная с 1960 года. Тогда он присутствовал на концерте в Лондоне, где я дирижировал «Вариациями на тему Перселла». Потом, к сожалению, советская власть сделала всё возможное, чтобы наши отношения порвать.
Помню, как я получил от него телеграмму, после прочтения которой оказался на вершине блаженства. Тогда планировались гастроли Лондонского филармонического оркестра в Москве, и Бриттен должен был дирижировать своим «Военным реквиемом». В телеграмме он попросил меня участвовать в этом исполнении в качестве дирижера камерного оркестра, звучащего в недрах «Военного реквиема». Я стал готовиться, но вскоре весь проект попал на стол к министру культуры — мадам Фурцевой. Она вычеркнула меня со словами: «Что же, у англичан своих дирижеров нет? Хотят нашими руками жар загребать?» Екатерина Алексеевна была очень рассержена. А я даже не мог ничего объяснить Бриттену: всё ведь перехватывалось и прослушивалось. Пришлось ждать полтора года до того момента, когда я снова поехал в Лондон, случайно с ним встретился и принес свои извинения за то, что произошло. Ему, конечно, сказали, что я заболел.
— Он успел обидеться?
— Думаю, что да. Когда я рассказал, как все было на самом деле, он очень любезно и вежливо ответил: «Ну хорошо». Но полной веры в его ответе я не услышал. Он попросту не мог поверить, что такое возможно.
Потом я ставил его оперу «Сон в летнюю ночь» в Большом театре вместе с Борисом Покровским. Опять Фурцева вызвала меня на ковер. «Что у вас там происходит в Большом театре? Что это за опера? Кто такой Бриттен?» Ну, я ей в примитивной форме объяснил, кто это такой. «Мало того, что вы эту оперу поставили, так вы еще и выставку организовали!» А я действительно повесил несколько портретов и иллюстраций в тогдашнем хоровом зале. «Чтобы этой выставки больше не было — ни одного дня!»
— Какие у Екатерины Алексеевны были претензии к Бриттену?
— Композитор-формалист, англичанин-империалист и т.д. Но я ничего не сделал: выставку не закрыл и спектакль не снял с репертуара. Потому что хорошо знал эту систему. Фурцевой тоже было всё равно. У нее было свое начальство, она могла написать наверх: «Приняты меры по прекращению зловредного проникновения вражеской идеологии». А на деле ей было совершенно плевать.
Окончательно испортить мои отношения с Бриттеном властям не удалось. Недавно один знакомый из Фонда Бриттена сказал мне, что в архиве композитора нашли листок, на котором он перечислил 5¬–6 произведений, которые он хотел бы, чтобы я продирижировал. Я был счастлив узнать об этом.
— Бриттен всегда был одним из ваших композиторов-фаворитов?
— Недавно я просмотрел свои дневники, подсчитал: оказалось, что в России я исполнил 37 его сочинений. В том числе одно сочинение, которого нет в списке его опусов. Дело в том, что, работая на радио, я поставил в расписание трансляций Симфонию-реквием Бриттена. Через некоторое время открываю программку и вижу, что я, оказывается, буду исполнять Симфонию Бриттена ре минор. Пошел к редактору: говорит, «реквием» очень мрачно звучит — слушатели неправильно поймут. Оказалось, что слово «реквием» запрещено. У нас ведь никто не умирает — нет причин для смерти.
— А «Блудного сына» вы играете впервые?
— Да. Это удивительное сочинение, язык которого — современный, но в то же время очень простой. И совершенно отсутствует какая-либо стилистическая догма.
— Почему именно эту оперу Бриттен посвятил Шостаковичу?
— Пути Шостаковича и Бриттена должны были рано или поздно пересечься. Первым впечатлением Бриттена от музыки Шостаковича было исполнение оперы «Леди Макбет» в 1936 году, где крошечную роль Второго мужика пел Питер Пирс. Бриттен вспоминал: «В первом ряду сидели все наши композиторы и хихикали. Все они вместе взятые не смогли бы написать и одного такта из этой оперы». Выходит, что он был прав.
— Спустя 33 года он получил от Шостаковича роскошный подарок — посвящение Четырнадцатой симфонии.
— Однажды в каталоге лондонского аукциона Sotheby’s я увидел рукопись Шостаковича — часть Четырнадцатой симфонии под названием «О Дельвиг, Дельвиг!..». По всей видимости, Дмитрий Дмитриевич послал ее в подарок Бриттену — ни для кого другого в те годы он не стал бы переписывать от руки огромную партитуру. То, что Бриттен мог продать эту рукопись, совершенно исключено. Значит посредник, который взялся передать подарок Шостаковича Бриттену, быстро сообразил, сколько эта рукопись может стоить.
— В характере Шостаковича и Бриттена были общие черты?
— Оба никогда не занимались пробиванием своих партитур. В 1967 году я хотел исполнить Четвертую симфонию Шостаковича на фестивале в Эдинбурге. Чтобы подготовиться, я решил сначала сыграть эту труднейшую вещь в Москве с оркестром Гостелерадио. Отправил заявку, но начальство ее зачеркнуло. «Это нельзя передавать по радио для широкой публики», сказали мне. Оркестр — исключительный случай — написал коллективное письмо: «Не надо транслировать по радио, но дайте Рождественскому порепетировать, чтобы он руку набил». Все оркестранты сказали, что готовы поработать бесплатно. Всё равно отказ. И тогда я совершил величайшую ошибку — позвонил Шостаковичу. Он сказал: «Приходите, когда хотите».
Я пришел, изложил ему заплетающимся языком всю ситуацию. И добавил ужасную фразу: не мог бы он позвонить Чаплыгину и попросить. Он молчал. Потом встал, достал свой «Казбек», закурил, подошел к форточке. «Вы знаете, я должен вам сказать, что никогда в жизни никого не просил играть мою музыку. И не буду этого делать. Я понимаю, что вам очень трудно. Я вам обещаю, что буду присутствовать на всех репетициях. Чем могу, тем помогу», — и выбросил «Казбек» в окно. В передней он подал мне пальто. Это меня окончательно добило.
Бриттен был таким же. Не могу себе представить, чтобы он обратился к кому-то со словами: «Сыграйте мое сочинение». Наоборот — он грациозно откликался на просьбы тех исполнителей, которых считал достойными.
— Вы довольны теми исполнителями, с которыми поставили «Блудного сына»?
— Очень. И певцами, и инструменталистами, и постановщиками. Последние вещи, которые я делал в Театре имени Покровского, ничего мне не доставляли, кроме радости. Впереди у меня здесь еще как минимум два проекта: «Воскрешение Лазаря» — оратория Шуберта, законченная Денисовым, и опера Бетховена «Леонора», которая, по моим сведениям, никогда еще не шла в России.

 






Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 118
http://itar-tass.com/kultura/871559

Рождественский продирижирует премьерными показами оперы "Царская невеста" в Большом театре

"С интересом отнесся к нашему предложению Геннадий Рождественский, - продолжил Урин. - Маэстро внимательно изучил свои планы и готов скорректировать некоторые из них. Так что, дирижера для "Царской невесты" мы нашли".
По словам Урина, Рождественский продирижирует не только премьерой "Царской невесты", которая состоится в феврале в Большом театре. Маэстро также будет управлять этой оперой во время зарубежных показов, которые пройдут в апреле в Вене и в июле в Нью-Йорке. "В Австрии и США "Царская невеста" прозвучит в концертном исполнении", - уточнил гендиректор ГАБТа.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 118
РОССИЯ КУЛЬТУРА. ГЛАВНАЯ РОЛЬ. ГЕННАДИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ. ЭФИР ОТ 25.12.2013
http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20902/episode_id/956225/video_id/956535/viewtype/picture
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Astre

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 77
Королева Великобритании Елизавета II наградила  дирижера, народного артиста СССР Геннадия Рождественского почетным знаком командора Превосходнейшего ордена Британской империи!
Награда была вручена принцессой Анной 12 февраля на приеме в посольстве королевства в Москве "в знак признания его труда, в котором музыка стала мостом между двумя странами".
Церемония стала частью торжеств по случаю перекрестного Года культуры России и Великобритании. Посол Соединенного Королевства в России Тим Бэрроу и принцесса Анна отдали должное Геннадию Рождественскому, чей вклад, как они подчеркнули, стал "огромным по значимости и охватил десятилетия".
Отметим, что только за прошедший 2013 год Геннадий Николаевич провел традиционный цикл из четырех концертов в рамках абонемента Московской филармонии "Туманный Альбион", в которых исполнил симфоническую музыку английских композиторов, а также подготовил и продирижировал двумя российскими премьерами опер Б.Бриттена к 100-летию композитора: "Блудный сын" в Камерном музыкальном театре (премьера — 22 ноября) и "Смерть в Венеции" в Большом зале Московской консерватории (8 декабря, концертное исполнение, совместно с Симфоническим оркестром Московской консерватории и британским фондом Бриттена-Пирса).

Оффлайн Budenovetz

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 180
Когда я слышу музыку в исполнении Рождественского, я хватаюсь...
Это вопрос вкуса, многим такая музыка нравится.
К музыке в исполнении Рождественского у меня аллергия.
Ощущение безграничного бюрократического педантизма.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
14
МАЯ
СРЕДА

БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ

Ч. У. Стэнфорд. Опера «Критик, или Репетиция одной трагедии»

Государственная академическая симфоническая капелла России
Дирижер – Геннадий Рождественский
Абонемент №68
19:00
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 486
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Дирижер Геннадий Рождественский завершил свое «английское путешествие»

Сергей Бирюков http://www.trud.ru/article/30-05-2014/1313624_dirizher_gennadij_rozhdestvenskij_zavershil_svoe_anglijskoe_puteshestvie.html

Опубликовано 20:42 30 Мая 2014г.

Концертным исполнением эффектной и остроумной музыкальной редкости — комической оперы сэра Чарльза Вильерса Стэнфорда «Критик» — завершился трехлетний цикл Геннадия Рождественского «Туманный Альбион»

20 авторов, среди которых были и истинно великие; 38 капитальных произведений, в том числе бесспорные мировые шедевры; наконец, полтора десятка вечеров с харизматичнейшим патриархом отечественного симфонического дирижирования — так можно кратко подвести итоги этой концертной серии, которой, убежден обозреватель «Труда», суждено войти в историю.

Рождественский — настоящий англоман. Помнится, еще лет 15 назад он удивил сообщением, что лучшие симфонические оркестры на свете — не немецкие и не американские, как многие думают, а британские. Наверное, можно было бы и поспорить с категоричной формой утверждения — но когда слушаешь игру Лондонского симфонического или Лондонского филармонического, разве не хочется горячо согласиться с маэстро?

Точно так же и с британской композиторской школой. Наверное, на круг великих композиторов, если брать ХХ век, было куда больше в той же Германии, или Франции, не говоря уж о России. С другой стороны, многое ли мы из этой британской музыки слышали? И, что, может быть, еще важнее — с достаточной ли любовью нам это преподносили?

В случае с Рождественским все сошлось: высочайшее мастерство игры, продуманная системность подачи, неповторимый артистизм. Мы услышали и то, что более-менее знакомо — например, цикл вариаций «Энигма» Элгара, но в таком виде, в каком его в России, по-моему, больше никто не исполняет: с остроумными словесными ремарками композитора, которые заставляют совершенно по-другому воспринимать хрестоматийную музыку (так, самая популярная, часто играемая отдельно «пафосная» вариация оказалась юмористической картинкой возвышенных бесед композитора с его глубокомысленным другом о музыкальной классике). Мы услышали и то, что звучит достаточно редко — например, цикл из всех четырех симфоний Типпета, давший возможность наблюдать творческую эволюцию этого академичного, но в высшей степени выработанного мастера.

Мы услышали и полный изыск, вроде оркестровых обработок фортепианной музыки Скрябина, выполненных Оливером Нассеном на стыке стилистик нововенской (кто ж оркестровал в ХХ веке точнее Веберна?) и собственно британской (ядовитая красочность Бриттена) школы. Причем тут же эти пьесы в оригинальном виде исполняла Виктория Постникова — всегдашняя (и на сцене, и в жизни) спутница Рождественского, напоминая нам, что она не только признанный виртуоз, но тонкий мастер звука, знающий, что скромные и точные краски неизмеримо выше в цене пестрых и аляпистых. Уж не говорю, что это сочинение приоткрыло нам один из не самых известных сюжетов истории музыки — влияние русских композиторов на их британских коллег. Об этом, может быть, не кричат так громко, как о влиянии русских денег на британский футбол, но эта струя в культуре Великобритании присутствовала практически постоянно, начиная с рубежа XIX и ХХ веков.

Вот и опера «Критик» (1915 год), которой Рождественский завершил абонемент, в какой-то мере принадлежит к этому направлению. Достаточно сказать, что ее автор, получивший музыкальное образование в Германии 1870-х, был энтузиастом не только немецкой, но и русской музыки, а точнее творчества Чайковского. Энтузиастом настолько преданным, что именно он настоял на присвоении Петру Ильичу звания почетного доктора Кембриджского университета в 1893 году.

Стиль оперы и балансирует все время между этими полюсами: то мы слышим в ней брамсовский, то вагнеровский акцент, а то и русскую слезу, как в огромном соло альта из начала второго действия. И все это сдобрено ироничным пафосом — чего стоят только комические вариации на темы знаменитого протестантского хорала «Господь наш оплот» и финала Девятой симфонии Бетховена. Ведь сюжетом Стэнфорд взял сатирическую комедию своего земляка, выходца из Ирландии Ричарда Шеридана «Критик», пародирующую академизм и высмеивающую околотеатральные нравы: здесь показана репетиция некоей оперы «Испанская армада», классически-ходульный дух который забавно оттенен фигурой заглавного героя — «музыкального критика влиятельной сельскохозяйственной газеты», как откомментировал Рождественский. Геннадий Николаевич с помощью солистов Камерного музыкального и других московских театров вложил в исполнение особенно едкий заряд иронии. Ему-то за 60 лет карьеры досталось от горе-критиков по полной: и в советские времена, когда он был не только признанным исполнителем классики, но и самым энергичным пропагандистом авангарда, и уже в постсоветские, когда чертой «стиля» многих журналистов стала некомпетентность, помноженная на установку — непременно громить рецензируемую жертву. Тут у Геннадия Николаевича — много товарищей по несчастью среди творцов, также пострадавших безвинно от критиков: это Пушкин, Жуковский, Достоевский, Стравинский, Прокофьев, чьи едкие высказывания о злобных и невежественных рецензентах составили немалую часть словесной преамбулы — одной из тех, которыми Рождественский непременно предваряет свои концерты уже много десятилетий.

Впрочем, и мы, даже после этого пассажа дирижера, не удержимся по крайней мере от одного критического замечания. Оно касается не впрямую этого концерта, а постепенного снижения... не столько даже качества, сколько уровня шедевральности звучащих произведений. Так, большое количество прикладной музыки в концерте 26 мая, звучавший там же Скрипичный концерт Сирила Скотта, сугубо вторичный по отношению к Скрябину и Шимановскому, вызывали подозрение в том, что, вопреки утверждению Геннадия Николаевича, запас главных хитов британской музыки к концу третьего сезона все же несколько истощился.

Впрочем, менее интересно слушать от этого не стало. И причина здесь уже в самом Рождественском. Этот человек наделен таким фантастическим обаянием, его дар не только дирижированием, но словом, нюансом его потрясающего рокочущего баритона буквально заколдовывать зал настолько неотразим, что, пожалуй, он бы мог играть хоть собачий вальс — публика бы сидела не шелохнувшись, а в конце аплодировала, как подорванная.

Ну а поскольку звучал далеко не собачий вальс, и соучаствовал Геннадию Николаевичу не какой-нибудь, а высококлассный, притом глубоко родственный ему коллектив — Симфоническая капелла, выросшая из оркестра Минкультуры, которым когда-то дирижировал Рождественский, а руководит ею ученик маэстро, сам уже давно народный артист России Валерий Полянский — суммарный результат в этой родственной, теплой, я бы сказал любовной атмосфере получился супер-привлекательным.

Для автора же этой заметки концерты Рождественского имеют особый смысл: это драгоценный остаток великой эпохи нашего музыкального искусства, когда творили он, Светланов, Баршай, Рихтер, Гилельс, Ойстрах, Коган... Из той когорты Геннадий Николаевич остался один. Как один остался Евтушенко из великих поэтов 1960-х. Слушать и того и другого — огромное счастье. По крайней мере для человека моего поколения.

Оттого очень грустно было узнать, что четверг стал последним днем английского цикла. Меньше всего думалось об этом по дороге в зал — но все хорошее когда-нибудь кончается. Однако Геннадий Николаевич и утешил: на будущие два сезона он готовит абонемент, где исполнит все мессы Моцарта. Так что еще услышим того, кто «несколько занес нам песен райских». Со вкраплениями, как выразился дирижер, партитур Бартока, Пярта, Шнитке, Лютославского — для контекста и контраста. Поди плохо?
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 486
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет Слава (_arlekin_)
2014-05-27 17:46:00
http://users.livejournal.com/_arlekin_/2838272.html

Оливер Нассен, Сирил Скотт, Уильям Уолтон, Лорд Бернерс в БЗК, дир. Геннадий Рождественский
Видимо, солисты-вокалисты должны были участвовать в исполнении "Китайской симфонии" Бернарда ван Дирена, поскольку из заявленного не было ни певцов (не считая одного в музыке к балету "Триумф Нептуна"), ни "Китайской симфонии". Г.Н. сказал, то вовремя не удалось получить ноты, поэтому вместо ван Дирена сыграл Уолтона - замена неравноценная уже хотя бы в силу того, что Бернарда ван Дирена я никогда не слышал, а Уолтона худо-бедно играют, и даже не только Рождественский. Впрочем, музыка к фильму "Ричард Третий" Уолтона (1955) тоже - вполне эксклюзивная вещь, далеко не концертный шлягер, а на слух ложится легко - типичный саундтрек, преисполненный киношно-эстрадного благозвучия, пафос и лирика одинаково иллюстративны. Вообще по сравнению с предыдущими вечерами третий концерт абонемента вышел достаточно попсовым, по крайней мере второе отделение - после Уолтона оркестр играл сюиту Лорда Бернерса к балету "Триумф Нептуна" (1926), написанного, как водится, по заказу Дягилева - ироничная, игровая музыка, с партией для мужского голоса, которая прозвучала в исполнении наряженного одноглазым матросом певца. Первое отделение - более академичное, и даже несколько напоминало лекцию с демонстрацией, а не концерт - но мне это как раз нравится. Рождественский и раньше говорил, что обожает Скрябина - во всяком случае, в юности его боготворил и считал самым любимым своим композитором. "Пять пьес для оркестра" Оливера Нассена - симфоническая транскрипция фортепианного цикла Скрябина (1907-1910), части которого звучали попеременно в инструментальном (играла Постникова, конечно) и в оркестровом вариантах - пусть музыка и не слишком примечательная, зато оркестровку такой подход позволяет оценить с максимальной полнотой. Самое любопытное произведение программы, пожалуй - написанный в 1928 году скрипичный концерт Сирила Скотта (солировал, тоже предсказуемо, А.Рождественский), одночастный, но построенный на контрастах между разделами, импрессионистский по духу, с выразительными оркестровыми соло, например, у альта.


Пишет Слава (_arlekin_)
2014-05-30 15:59:00 http://users.livejournal.com/_arlekin_/2840186.html

"Критик, или Репетиция одной трагедии" Ч.У.Стэнфорда в БЗК, дир. Г.Рождественский, реж. М.Кисляров
Из двенадцати концертов трехлетнего цикла "Туманный Альбион" я пропустил, кажется, только два - в самый первый год, потом ходил уже последовательно, аккуратно. С английской музыкой Рождественский, пообещав в будущем абонемент из месс Моцарта (до которого всем надо еще дожить), распрощался, напоследок представив театрализованную версию оперы Чарльза Уиллерса (Вильерса в другой транслитерации) Стэнфорда "Критик". Конечно, это не "опера", а скорее музыкальный фарс на материале пьесы Шеридана. Г.Н. перед началом приводил бесконечные цитаты великих творцов в пользу ничтожности критиков, а в одной из пауз уже при исполнении еще и пнул задним числом неназванную критикессу из газеты "Коммерсант", в свое время не оценившую остроумный ход Гайдна в 60-й симфонии (где по замыслу автора дирижер в финале останавливает якобы расстроенный коллектив и, перестроив, начинает заново) и упрекнувшей оркестр в скверной работе. Однако произведение Стэнфорда в равной степени пародирует, высмеивает как штампы критического восприятия, так и творческой работы - композитора, либреттиста, дирижера. Другое дело, что это штампы даже не позапрошлого, а позапозапрошлого века, с тех пор множество новых наросло, а некоторые прежние, наоборот, отмерли естетвенным образом.

Зато музыка Стэнфорда, самого известного ирландского композитора своего времени (то есть никому не известного на самом деле) - не великая, но неплохая сама по себе. Отчасти "Критик", написанный в 1915 году, перекликается с созданной примерно в то же время "Вампукой" Эренберга, но если в "Вампуке" преобладает эксцентричное, пародийное начало, то в "Критике", помимо чисто фарсовых перипетий, с перебранками композитора и критика, монологами дирижера, суетой суфлера и т.п. можно выделить самодостаточные в музыкальном плане фрагменты, пригодные для концертного исполнения. В этом смысле более академичный формат при первом (и явно последнем, если только М.С.Кисляров не захочет взять ее в репертуар Камерного музыкального театра впридачу к "Трем Пинто" и "Четырем самодурам") представлении русскоязычной версии "Критика" был бы уместнее, предпочтительнее. Избыточная театрализация - "говорящие" персонажи в ложе, а поющие - в глубине сцены, к тому же наряженные в бэушные костюмы из репертуарного спектакля театра им. Б.Покровского "Концерт для Пульчинеллы с оркестром", финальный проход "Темзы с берегами" через весь зал, суетливый "суфлер" (мало того, что переодетая актриса, так еще и выступающая по ходу действия за всех третьестепенных персонажей) - все это, если честно, в значительной степени от музыки отвлекало. Мне скорее ближе в подобных случаях "лекционный" подход, который Г.Н. продемонстрировал на предпоследнем вечере абонемента, когда звучали Оливер Нассен, Сирил Скотт и Уильям Уолтон:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2838272.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 118
Во время исполнения "Критика" озадачило использование подзвучки всего и вся: и солистов, и хора, и оркестра. Причем такой сильной, что было ощущение, что ты на концерте не в БЗК, а на стадионе или на открытом воздухе.  :(
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 486
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
14 октября в 19.15 смотрите программу "Главная роль" на телеканале "Культура".
Гость студии - музыкальный руководитель театра, народный артист СССР Геннадий Рождественский. С ведущим передачи Юлианом Макаровым он побеседует об опере Шостаковича "Нос" и о легендарном спектакле Покровского.

А завтра, 15 октября театр отмечает 40-летие "Носа" на сцене Камерного музыкального театра юбилейным показом.

http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/20902
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 118
"Большие дирижеры в Большом". На сцене - маэстро Рождественский

Для минувшего вечера маэстро подготовил программу из произведений чешских композиторов.

Глаголическая месса – оратория, которую эти солисты раньше никогда не исполняли. Разучивали несколько месяцев, всецело доверяя трактовке Геннадия Рождественского, который это сочинение досконально изучил еще пятьдесят лет назад. Тогда же с оркестром и исполнил. Концерты были в Швеции и Германии.

«Я бы не решился вынести такое масштабное и глубокое сочинение на суд публики, на сцену Большого театра, если бы не было этих предыдущих исполнений, поскольку после исполнения это не исчезло внутри меня, а продолжало где-то там существовать, следовательно, каким-то образом дозревать что ли», - рассказывает народный артист СССР Геннадий Рождественский.

Полностью:

Новости культуры. 01.04.2015 | 10:45
http://tvkultura.ru/article/show/article_id/131087
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 486
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет Слава (_arlekin_)

http://users.livejournal.com/_arlekin_/3098357.html

Геннадий Рождественский в КЗЧ: "Моцарт и..." Барток

Смирившись с прочими потерями, которые пока еще не кажутся невосполнимыми (хотя возможность наверстать упущенное всегда иллюзорна), я до последнего изводил себя выбором: концерт оперной молодежи Большого театра с роскошной программой вокальных циклов Шостаковича - или первый из серии концертов Геннадия Николаевича Рождественского, посвященных мессам Моцарта в комплекте с сочинениями композиторов 20-го века. Владимир Наумович Ойвин прежде, чем загреметь в больничку, успел сходить на Шостаковича и остался в восторге, отчего я размышлял еще мучительнее, но в итоге склонился к Рождественскому, любовь мою к которому не победит рассудок мой.

Открывающие цикл концерты у ГН всегда проходят по принципу "до последнего посетителя", но в данном случае в какой-то момент казалось, что и музыканты вот-вот начнут разбегаться, как в "Прощальной симфонии" Гайдна - хотя даже неизменный конферансье П. старался сократиться до минимума (даже не представлял себя "персоной России" и "обладателем президентского гранта", что крайне непривычно), Рождественский закончил в начале двенадцатого ночи, и это без адресованных персонально ему аплодисментам - певцам и оркестру, правда, похлопали, причем этого тоже можно было не делать, несмотря на увещевание дирижера в начале вечера не "захлопывать" мессы, для месс, мол, аплодисменты - это неформат. Но говорить что-то местной публике бесполезно, странно еще, что почти не хлопали между частями, а Рождественский заявленному принципу следовал жестко, по окончании мессы № 3 уточнил у концертмейстера капеллы Полянского "у вас все?", хлопнул палочкой по пюпитру и, удалившись за кулисы, более не возвращался.

Вот поразительно: пока молодые артисты если не выпадают из окна, то впадают в кому, престарелый мэтр держится как огурчик и всем того желает! Конечно, по сугубо музыкальной части к концерту легко придраться, и это заведомо ясно. Практически неизвестные, неисполняемые мессы юного Моцарта, созданные в ранний зальцбургский период, пели солисты Камерного музыкального театра им. Б.Покровского - ну нет у Геннадия Николаевича других солистов! Впрочем, сопрано Татьяна Федотова показала неплохую для своего уровня колоратуру в мессе № 3, с меццо Екатериной Большаковой дело обстояло менее гладко, а уж тенор с басом едва-едва вытянули свои партии. Александр Рождественский сольную партию 2-го скрипичного концерта Бартока тоже отыграл с ученической старательностью, но без живого нерва, не позорно, но посредственно, хотя это сочинение зрелого Бартока совершенно замечательное. Более ранний цикл Бартока "Четыре пьесы для оркестра", в импрессионистском духе созданный, тоже интересен - однако, опять же, оркестр не самый лучший, чего уж говорить.

Тем не менее музыка, как ни странно - это не только оркестр и солисты. Несмотря на долгий концертный вечер я застал по телевизору трансляцию, где Зубин Мета и Рудольф Бухбиндер играют в Шенбруннском парке: иллюминированная эстрада, гуляющая публика под дождем, Бухбиндер, который и Моцарта обычно "засушивает" до состояния гербария, играл Грига даже не в "ресторанном" формате, а прямо сразу "дамы приглашают кавалеров", Мета в том же духе, помимо фортепианного концерта и "Пер Гюнта" Грига шли какие-то невзрачные попсовые концертные пьески - и для фортепиано соло, и для оркестра, типа с "венским колоритом", с мотивчиками, подслушанными у Штрауса (и отнюдь не у Рихарда). Так вот это все не музыка, при том что Бухбиндер - уважаемый мэтр, а Мета - и вовсе абсолютная величина, это - всего лишь парковый аттракцион для туристов. Тогда как выступление Рождественского со сколь угодно небезупречными в техническом плане солистами и коллективами - музыка, потому что ГН сам по себе - музыка.

Вот Рождественский говорит о Моцарте, на него смотришь, слушаешь его - и легко представляешь себе Моцарта. И не то чтоб он какие-то новые или мудрые вещи говорит - обыкновенные. Мало того - возьмись Рождественский напропалую цитировать книжку о Моцарте, которую в 1930-е написал бывший наркоминдел Чичерин, и оценивать ее как лучшую из когда-либо написанных монографий о Моцарте, и тогда это, вероятно, выглядело бы совковым маразмом, но сегодня, на фоне православно-фашистского реванша, звучит откровением, что Моцарт - композитор будущего, что его музыка - музыка свободы и революции. Причем в данном конкретном случае речь идет о католических мессах, написанных на заказ, но все как-то само собой у ГН складывается в общую картину: мальчик и подросток Моцарт на службе у Зальцбургского архиепископа, советский наркоминдел Чичерин, Барток 1930-х годов - тут уже и огрехи вокала, и несовершенство скрипичного соло, и слабости оркестра с хором, пусть они никуда не деваются, отступают на второй план, а музыка на первом остается. Интересная, между прочим, музыка - где еще ее живьем мессы Моцарта услышишь?
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 486
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Беседы с Геннадием Рождественским

Режиссер : Брюно Монсенжон
Продолжительность : 03 h 52 min
Дата записи : 1999, 2002, 2003, 2015
Дата производства : 2015

http://ru.medici.tv/#!/conversations-with-gennadi-rozhdestvensky-long-bruno-monsaingeon
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 486
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
ЧЁРНЫМ ПО БЕЛОМУ

Геннадий Николаевич Рождественский, будучи внимательным читателем «Играем с начала», обратился в редакцию с заявлением. Скан-копия прилагается.

Господин Евард,

в № 10 за 2015 год редактируемой Вами газеты «Играем с начала», в статье «Пятьдесят на пятьдесят», подписанной некоей Ольгой Русановой, черным по белому напечатано следующее: «…сегодня «полный Шостакович» – ТОЛЬКО в арсенале Валерия Гергиева и оркестра Мариинского театра».

Довожу до Вашего сведения, что в 1983–84 годах мною был записан на пластинки для фирмы «Мелодия»  полный цикл симфоний Д.Д. Шостаковича  + Сюита «Гамлет» ор. 32, Увертюра к опере Дресслера  «Бедный Колумб» (в оркестровке Д.Д. Шостаковича), Песни шута из музыки к «Королю Лиру» ор. 58-а, 4 монолога на стихи Пушкина ор. 91, Финал оперы Дресслера «Бедный Колумб» (в оркестровке Д.Д. Шостаковича), Концерт для виолончели с оркестром № 1, 8 прелюдий ор. 34, Романсы на стихи японских поэтов ор. 21, 4 романса на стихи Пушкина  ор. 46, 6 романсов на стихи английских поэтов  ор. 62-а,  Английские и американские народные песни (в обработке и оркестровке Д.Д. Шостаковича), Сюита  «Сказка о попе и работнике его Балде» ор. 36, Две басни Крылова ор. 4, 6 транскрипций для оркестра, Два скерцо  для оркестра ор. ор. 1 и 7, Тема с вариациями ор. 3, Сюита из музыки к фильму «Одна» ор. 26, оперетта «Большая молния», Сюита из музыки к фильму «Приключения Корзинкиной» ор. 59, Сюита № 1 для джаза, Сюита из музыки к фильму «Златые горы» ор. 30-а, Сюита из музыки  к спектаклю «Клоп» ор.  19.

Так что никакой уникальности и «первооткрывательства» в работе г-на Гергиева и его оркестра, увы, не наблюдается…

В связи с вышеизложенным я требую помещения на страницах «Играем с начала» опровержения опубликованной лжи.

Москва. 25 октября 2015 г.

Рождественский Геннадий

http://gazetaigraem.ru/a13201511
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 486
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
24 января Геннадий Рождественский поскользнулся и упал на ступеньках прямо перед началом концерта в Филармонии Дрездена, и концерт пришлось отменить.

http://slippedisc.com/2016/01/dresden-disaster-maestro-84-is-ruled-out-minutes-before-concert/

http://www.dresdnerphilharmonie.de/konzerte/maestro-roshdestvensky/285
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 486
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Дирижирует Геннадий Рождественский
12 мая 2016, начало в 19:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
     
Государственная академическая симфоническая капелла России
Дирижер – Геннадий Рождественский
Татьяна Федотова (сопрано)
Кирилл Филин (бас)
Екатерина Большакова (меццо-сопрано)
Игорь Вялых (тенор)
Комментарии к программам цикла –
Геннадий Рождественский
В ПРОГРАММЕ:
Моцарт
Короткая месса до мажор, К 220
Короткая месса до мажор, К 262
Хиндемит
Балетная пантомима «Демон» (Российская премьера)
Хиндемит – Рождественский
«Музыка для плёна» (Российская премьера)

http://meloman.ru/concert/dirizhiruet-gennadij-rozhdestvenskij/


Дирижирует Геннадий Рождественский
16 мая 2016, начало в 19:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
       
Государственная академическая симфоническая капелла России
Дирижер – Геннадий Рождественский
Виктория Постникова (фортепиано)
Татьяна Федотова (сопрано)
Кирилл Филин (бас)
Екатерина Большакова (меццо-сопрано)
Игорь Вялых (тенор)
Комментарии к программам цикла – Геннадий Рождественский

В ПРОГРАММЕ:
Моцарт
Короткая месса до мажор, К 257
Короткая месса до мажор, К 258
Прокофьев
«Песни наших дней» для солистов, хора и оркестра
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
Прокофьев – Рождественский
«Наваждение»

http://meloman.ru/concert/dirizhiruet-gennadij-rozhdestvenskij-16-05-2016/


Дирижирует Геннадий Рождественский
19 мая 2016, начало в 19:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
     
Государственная академическая симфоническая капелла России
Дирижер – Геннадий Рождественский
Александр Рождественский (скрипка)
Татьяна Федотова (сопрано)
Кирилл Филин (бас)
Екатерина Большакова (меццо-сопрано)
Игорь Вялых (тенор)
Комментарии к программам цикла –
Геннадий Рождественский
В ПРОГРАММЕ:
Моцарт
Короткая месса до мажор, К 259
Короткая месса си-бемоль мажор, К 275
Шимановский
Симфония № 1
Концерт № 1 для скрипки с оркестром
Шимановский – Рождественский
«Шехеразада»

http://meloman.ru/concert/dirizhiruet-gennadij-rozhdestvenskij-19-05-2016/


Дирижирует Геннадий Рождественский
25 мая 2016, начало в 19:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
     
Государственная академическая симфоническая капелла России
Дирижер – Геннадий Рождественский
Татьяна Федотова (сопрано)
Кирилл Филин (бас)
Екатерина Большакова (меццо-сопрано)
Игорь Вялых (тенор)
Комментарии к программам цикла –
Геннадий Рождественский
В ПРОГРАММЕ:
Моцарт
Короткая месса до мажор, К 317
Короткая месса до мажор, К 337
Шостакович
ШОСТАКОВИЧ – Сюита из музыки к кинофильму «Златые горы»
Шостакович – Рождественский
Симфонический фрагмент

http://meloman.ru/concert/dirizhiruet-gennadij-rozhdestvenskij-25-05-2016/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 486
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
85 лет Геннадию Рождественскому

4 мая отмечает юбилей выдающийся музыкант современности, дирижер Геннадий Рождественский. К этой дате в эфире телеканала «Россия К» – премьера документального фильма «Дирижер» (4 мая, 20:30), документальный фильм Бруно Монсенжона «Дирижер или волшебник?» (6 мая, 18:00) и записи концертов в рубрике «Исторические концерты дирижера» (4-5 мая, 18:00).

http://tvkultura.ru/article/show/article_id/151129
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 118
Классика в подарочном исполнении

Геннадий Рождественский отметил 85-летие в Большом театре
 
На исторической сцене Большого театра прошел вечер, посвященный 85-летию Геннадия Рождественского, главным действующим лицом которого стал сам юбиляр, не покидавший дирижерского пульта. В этот вечер маэстро продирижировал балетом, оперой и симфонией. Рассказывают ЮЛИЯ БЕДЕРОВА и ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА.

http://kommersant.ru/doc/2979842
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау