Автор Тема: Исполнилось 100 лет 3-му фортепианному концерту С.В.Рахманинова (1909 г)  (Прочитано 6099 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
В этом году исполнилось 100 лет величайшему произведению русской и мировой музыки - 3-му фортепианному концерту С.В.Рахманинова.
Быть может, какое-то другое музыкальное произведение и не заслуживало бы специального упоминания - но только не такое ! 3-й концерт составил целую эпоху, в пору его создания это произведение могли сыграть лишь самые великие пианисты, да и то не все !
Но и сегодня, когда прошло уже 100 лет, на протяжении которых весь мир перевернулся и стал совершенно другим, это произведение всё ещё остаётся не только самым трудным для исполнения из написанных в этом жанре, но и одним из самых великих по музыке и художественной силе - а других столь же великих произведений в этом жанре уже и не будет. А если бы в те времена прошло ещё лет 5-10, то Рахманинов и его уже не смог бы написать - ушла эпоха !
Ещё раз вспомним с благодарностью об этой великой музыке.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн helza

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 184

Но и сегодня, когда прошло уже 100 лет, на протяжении которых весь мир перевернулся и стал совершенно другим, это произведение всё ещё остаётся не только самым трудным для исполнения из написанных в этом жанре, но и одним из самых великих по музыке и художественной силе - а других столь же великих произведений в этом жанре уже и не будет.


со второй частью высказывания согласна безусловно, а в чем сложность его исполнения?

8u8

  • Гость
Цитировать
А если бы в те времена прошло ещё лет 5-10, то Рахманинов и его уже не смог бы написать - ушла эпоха !

Вовремя, значит, подсуетился.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
а в чем сложность его исполнения?

Как шутил Г.Г.Нейгауз, вообще-то играть на рояле легко ! Но трудно играть очень быстро, очень долго и очень громко - вот здесь как раз такой случай :)
Это что-то вроде "Гульельмо Ратклиффа" в оперной литературе. Хотя нет - "Гульельмо" ещё более ужасная для теноров вещь ! Но всё-таки не такая гениальная, как 3-й концерт СВР :)
Ох, до чего мы дожили: уже 100 лет прошло.

Цитировать
А если бы в те времена прошло ещё лет 5-10, то Рахманинов и его уже не смог бы написать - ушла эпоха !

Вовремя, значит, подсуетился.

Что-то вроде того.
В былые времена - несколько веков назад - 100 лет давности по тогдашним меркам это уже была дремучая старина, никто уже ничего не помнил. К бетховенским временам почти все уже позабыли, кто такой Бах (кроме специалистов), хотя всего-то несколько десятилетий прошло со дня его смерти, но сегодня наша историческая память сделалась несколько глубже: она уже не столь близорука.
Хотя .....
Я бы не зарекался: если деградация искусства пойдёт и дальше такими же темпами, то не только Баха, а и Рахманинова позабудут. А если продолжится деградация исполнительства, то его и сыграть-то никто не сможет адекватно: и не только технически, но и с той т.з., что эта музыка выражает. По-моему, уже сегодня мы все слабо понимаем, "о чём" эта вещь, поэтому пафос её требует каких-то пояснений в плане раскрытия личности Рахманинова и особенностей и событий современной ему эпохи.
Поэтому в каком-то смысле Рахманинов, действительно, как вы тут выразились, "вовремя подсуетился": ибо прошло бы  ещё лет 10, отгремела бы 1-я Мировая, которая буквально снесла крышу у всей тогдашней цивилизации, в т.ч. и у тогдашнего искусства, когда традиционализм подвергся буквальному уничтожению - в послевоенной обстановке 3-й концерт уже не мог бы быть написан, т.к. пришло время ДРУГИХ "ценностей" и он выглядел бы как динозавр. Всё-таки в условиях т.н. "прогресса" каждая вещь должна была появляться вовремя: чуть зазевался -  уже её создание становилось в тех условиях не то чтобы невозможным, но как бы неуместным. Другие песни уже звучали.
Что же будет лет через 10-15 с нами - вообще страшно подумать: мы всё позабудем. Страшно вымолвить: я боюсь, что даже мне - если я доживу - уже будет безразлично, кто что думает о классике. С течением времени меняется отношение к тому, что когда-то живо волновало, потому что меняюсь не только я, меняется вся обстановка, а человек, в т.ч. и я сам, не может вечно находиться в состоянии творческого напряжения, направленного на те или иные частности - острота восприятия притупляется, многое становится безразлично. Собственно, разве это не есть "забвение" ? И это ещё хорошо, если мне одному станет это безразлично, а что будет, если не появится новых поколений любителей музыки ? Или если их будет так мало, что они не в состоянии будут стимулировать применение экономических рычагов и сделать "погоду" в этой области, чтобы удержать её в сфере общественного сознания и интереса ?
Разве не видно на примере опер и симфонических произведений 20-го века, что они мало кого интересуют и что, несмотря на мощные оркестровые средства и необходимость применения мощных вокальных данных, они уже сейчас практически выжаты в камерную сферу - в маленькие зальчики, где их будут слушать маленькие группки людей, потому что широкие массы этот репертуар не интересует. Не получается ли "из пушки по воробьям" ?
Уходит в прошлое какой-то мощный культурный пласт, а 3-й концерт Рахманинова - один из его крупнейших памятников.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн ioojik

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 16

а что будет, если не появится новых поколений любителей музыки ? Или если их будет так мало, что они не в состоянии будут стимулировать применение экономических рычагов и сделать "погоду" в этой области, чтобы удержать её в сфере общественного сознания и интереса ?


Посмотрим, что будет. Думаю, у меня будет много поводов позлорадствовать над человечеством, которое из-за своей глупости лишится счастья слушать великую музыку, такую, как 3 концерт. Так ему и надо.

Хотя  все равно обидно за людей - с нами рядом такой источник наслаждения, только не все о нем знают. И мы, новые поколения любителей музыки, будем стараться нести ее в массы. Хоть специально для этого в политику лезь!

А лично для меня 3 концерт - наверное, самое сильное по эмоциональному воздействию произведение. Помню, когда первый раз слушала его в концертном зале, от радости просто хотелось встать и бежать.

« Последнее редактирование: Декабрь 03, 2009, 22:48:10 от ioojik »

Оффлайн Анатолий Лихницкий

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 495
  • (1936—2013)
В этом году исполнилось 100 лет величайшему произведению русской и мировой музыки - 3-му фортепианному концерту С.В.Рахманинова.
Быть может, какое-то другое музыкальное произведение и не заслуживало бы специального упоминания - но только не такое ! 3-й концерт составил целую эпоху, в пору его создания это произведение могли сыграть лишь самые великие пианисты, да и то не все !
У меня недавно возникла мысль ремастировать этот концерт в рахманиновском исполнении , но когда я стал его отслушивать  мне почему-то стало скучно  - повеяло можно сказать девятнадцатым веком и даже не побоюсь этих слов  рахманиновскими штампами формы, причем не помогло и прослушивание записи концерта в оригинале  на 78 об.! То ли мое впечатление  было связано с не очень удачной  попыткой Рахманинова переплюнуть свой действительно  гениальный  второй концерт( особенно в записи 1924 г. со Стаковским) , то ли  зануда Орманди, в третьем что то подпортил.Короче я отказался ремастировать юбилейный концерт и решил сделать "Рапсодию на тему Погании" , но поскольку она длиться всего 23 минуты,пришлось ее дополнить. Чисто интуитивно я включил в программу Сонату №3 Грига для скрипки и ф-но с Крейслером и шумановский Карнавал.То что соната Грига и Карнавал это шедевры испонительского мастерства Рахманинова я в этом  не сомневался.Но все же приятно  было узнать ,  что вкус меня не обманул  .Совсем недавно я прочитал у самого Рахманинова:
Цитировать
Возвращаясь к вопросу моей работы в области грамзаписи, должен сказать, что наиболее удовлетворён теми пластинками, которые сделаны за три последних года. Эти записи включают: мой собственный фортепианный Второй концерт, который я записал с сопровождением Филадельфийского симфонического оркестра под управлением Стоковского, «Карнавал» Шумана, недавно выпущенный в Америке, Сонату b-moll Шопена (эта пластинка, мне кажется, ещё не вышла в свет), сонаты для скрипки и фортепиано Грига (c-moll) и Бетховена (G-dur), исполненные совместно с Фрицем Крейслером.
О Рапсодии... Рахманинов в 1930 г. естественно не успел написать Музыка  написана только в 1934 г.  и я стал ее изучать. Прослушал мелодийный ремастеринг и понял ,что ни чего не понял! Я услышал музыку 20 века ,но она  показалась мне чуждой и очень далекой как почти вся  музыка 20 века.
Но я слава Богу на этом не остановился и извлек из чулана оригинал записи Рапсодии .
 
Цитировать
Рапсодия на тему Паганини, Ор.43 (соч. 1934 г.)
Филадельфийский оркестр , дирижирует Леопольд Стоковский
Запись 24.12.1934 г. Victor M 250( 8553A - 8556B)
Конечно согласно Предлогову ( см.ниже)  Рахманинов в 1934 г. ни чего путного написать уже не мог, но я этого еще не знал и  прослушал в оригинале Рапсодию целиком и только спрослушивая оригинал  я вдруг понял, а главное почувствовал ,что это самая гениальная, самая яркая  современная музыка, которую я когда либо слышал.Рапсодия для меня раскрылась как удивительно чувственный сплав  двадцать четвертого  каприса Паганини , американской музыки начала 20 века и восточнеого эротизма, причем  так прекрасно воплощенные самим Рахманиновым при феноменальном звучании Филадельфийского оркестра под управлением Стаковского .Прошло уже 2 недели после рематеринга Рапсодии , но тем не менее  я каждый день с утра обязательно  прослушиваю эту музыку.
А ведь Предлогов постановил:
Цитировать
А если бы в те времена прошло ещё лет 5-10, то Рахманинов и его уже не смог бы написать - ушла эпоха !
« Последнее редактирование: Декабрь 03, 2009, 21:56:15 от Анатолий Лихницкий »