Автор Тема: «Князь Игорь» Бородина в «Новой опере»  (Прочитано 91669 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Novopera

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 756
    • http://www.novayaopera.ru/
20 февраля (СБ), 19:00

А.П. Бородин
Князь Игорь
Опера в концертном исполнении

Солисты, хор и оркестр театра Новая Опера
Хормейстеры: Наталья Попович, Татьяна Громова,
Виктор Кутураев
Дирижер Евгений Самойлов


Возможно, немногие знают, что одна из самых популярных русских музыкальных тем в мире (наряду с «Калинкой-малинкой» и «Очи черные») – «Улетай на крыльях ветра» – принадлежит перу ученого-химика и известного композитора XIX века Александра Порфирьевича Бородина. Его главное творение – эпическая опера «Князь Игорь», написанная на сюжет памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Это произведение о столкновении и взаимопроникновении двух миров – Древней Руси и Востока, которые воссоздаются композитором ярко и многогранно. Многие фрагменты оперы приобрели всемирную известность. Это хоры: «Солнцу красному слава!», «Ой, лихонько», плач Ярославны, арии князя Галицкого и Кончака, а слова Игоря: «О, дайте, дайте мне свободу, я мой позор сумею искупить» стали крылатыми. Что уж говорить про «Половецкие пляски», вошедшие в золотой фонд репертуара концертных и балетных программ, в которых и звучит знаменитый хор «Улетай на крыльях ветра».

Все это великолепие мелодий можно услышать в концертном исполнении оперы под управлением дирижера Евгения Самойлова и с участием лучших певцов театра: Анджея Белецкого (Князь Игорь), Хачатура Бадаляна (Владимир Игоревич), Елены Поповской (Ярославна), Сергея Артамонова (Князь Галицкий), Владимира Кудашева (Хан Кончак), Агунды Кулаевой (Кончаковна).


Справки по телефону: 694-15-90. e-mail: novopera@yandex.ru, novayaopera@rambler.ru
« Последнее редактирование: Октябрь 07, 2016, 17:22:13 от Александр П. »
Московский театр Новая Опера им. Е.В.Колобова.
Билеты on-line:
www.novayaopera.ru; tickets@novayaopera.ru
Касса театра: ул. Каретный Ряд, 3 (сад «Эрмитаж»),
ст. м. «Пушкинская», «Маяковская»
тел.: (495) 694-08-68, тел./факс: (495) 694-18-30
www.parter.ru, www.ticketland.ru, www.kontramarka.ru

Оффлайн Novopera

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 756
    • http://www.novayaopera.ru/
"Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #1 : Апрель 04, 2011, 13:29:41 »
Премьера оперы «Князь Игорь» А.П. Бородина
в Московском театре Новая Опера им. Е.В. Колобова
16 и 19 апреля 2011 г.

под эгидой Культурной Олимпиады «Сочи 2014», Года Театра.

Музыкальный руководитель и дирижер Евгений САМОЙЛОВ
Режиссер Юрий АЛЕКСАНДРОВ
Сценография и костюмы: Вячеслав ОКУНЕВ
Хормейстеры: Наталья ПОПОВИЧ, Марина ВАСИЛЬКОВА, Виктор КУТУРАЕВ

Впервые за последние 10 лет на московской сцене вновь появится постановка патриотической оперы Александра Бородина «Князь Игорь». Последний раз легендарный спектакль Б. Покровского в Большом театре прошел в январе 2002 г., и с тех пор в московских афишах значились лишь редкие концертные исполнения оперы, в том числе и в нашем театре.
Е. Самойлов, музыкальный руководитель спектакля, Заслуженный артист России: «Впервые театр обратился к этому произведению в 2009 году, представив концертное исполнение оперы на фестивале «Крещенская Неделя». В 2008 г. исполнилось 175 лет со дня рождения А.П. Бородина и интерес к его творчеству возрос. В последнее время идет возрождение ценностей русской культуры, поэтому обращение к русской музыке сегодня правомерно и актуально. Да и просто большая радость – зрителям услышать, а артистам исполнить замечательную оперу Бородина. И не только спеть ее, но пережить те чувства, которые двигали героями оперы. Музыка настолько яркая, убедительная, эмоциональная, что сама по себе ценность».
Взяв за основу сюжета памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», композитор Александр Порфирьевич Бородин долго и кропотливо работал над оперой в течение 18 лет. Это произведение о столкновении и взаимопроникновении двух миров – Древней Руси и Востока, которые мастерски воссозданы Бородиным в монументальной партитуре, поражающей богатством красок и эпическим размахом. К сожалению, композитор ушел из жизни так и не закончив сочинение. Премьера «Князя Игоря» состоялась лишь спустя три года после смерти Бородина, в 1890 году, благодаря друзьям композитора Николаю Римскому-Корсакову и Алексею Глазунову, которые буквально по памяти восстановили увертюру и создали оркестровку ряда сцен.
Театр Новая Опера предлагает свою музыкальную редакцию оперы, основой которой служит концепция известного петербургского режиссера, Народного артиста России, лауреата премии «Золотая Маска» Юрия Александрова. В спектакле меняется традиционная последовательность некоторых сцен, в частности финальной части оперы, которая заканчивается хором поселян.
Ю. Александров: «Важная составляющая моего замысла – воспевание человеческой доблести. Персонаж, который ее олицетворяет, – это Ярославна – нравственный столп, женщина, которая вынесет на себе всю людскую боль, если надо, даже возглавит государство. Она – символ преданности нашей стране. Если Игорь запутался в жизни, пренебрег божьими законами, людским мнением, то все ценные и редкие человеческие качества сосредоточены в Ярославне. Игорь – страдалец, в страдании искупающий свой грех. Это одна из самых важных идей постановки. Мы разучились раскаиваться и признавать свои ошибки. Мне кажется, что вера – то немногое, что может остановить нас на краю духовной и нравственной пропасти. Эта опера про свет, который есть в каждом человеке, и который должен обязательно проявиться. Поэтому самая тихая и прекрасная музыка венчает финал нашего спектакля – хор поселян».

Литературный первоисточник «Слово о полку Игореве» и созданная Бородиным опера имеют ярко выраженный патриотический характер. Несомненно, «Князь Игорь» – это одно из наиболее ярких произведений оперного искусства, которое станет достойным украшением программы Культурной Олимпиады «Сочи 2014», которая в 2011 году посвящена Году Театра.
Год Театра – это год многочисленных постановок, фестивалей и конкурсов, раскрывающих зрителям как традиции российского классического театра, так и театра современного. Культурная Олимпиада «Сочи 2014» – уникальный проект всероссийского масштаба, призванный сохранить и преумножить культурное богатство России, вовлечь каждого жителя страны в грандиозный праздник и представить гостям Игр самобытность российской культуры. С 2010 по 2014 год на территории всей страны пройдут тысячи разнообразных культурных событий. Каждый год Культурной Олимпиады посвящен определенному виду искусств: 2010 – Год Кино, 2011 – Год Театра, 2012 будет Годом Музыки, а 2013 – Годом Музеев. Поклонников культуры и искусства  ждут лучшие российские и зарубежные исполнители классической музыки и джаза, драматические спектакли,  оперы и балеты, выставки, мастер-классы и фестивали видео-арта. За всеми событиями Культурной Олимпиады можно следить на специальном портале.


Тел. для справок: (495) 694-15-90, e-mail: press@novayaopera.ru.
Пресс-секретарь – Волкова Оксана.
« Последнее редактирование: Апрель 05, 2011, 10:47:05 от Novopera »
Московский театр Новая Опера им. Е.В.Колобова.
Билеты on-line:
www.novayaopera.ru; tickets@novayaopera.ru
Касса театра: ул. Каретный Ряд, 3 (сад «Эрмитаж»),
ст. м. «Пушкинская», «Маяковская»
тел.: (495) 694-08-68, тел./факс: (495) 694-18-30
www.parter.ru, www.ticketland.ru, www.kontramarka.ru

Helene

  • Гость
Re: "Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #2 : Апрель 14, 2011, 21:18:53 »
On-line трансляция с премьеры оперы
«Князь Игорь» А.П. Бородина
в Московском театре «Новая Опера» им. Е.В. Колобова
16 апреля 2011 г. 19:00

под эгидой Культурной Олимпиады «Сочи 2014», Года Театра.

Музыкальный руководитель
и дирижер    Евгений Самойлов
Режиссер    Юрий Александров
Сценография и костюмы    Вячеслав Окунев
Хормейстеры:    Наталья Попович,
главный хормейстер театра
     Марина Василькова
     Виктор Кутураев


Князь Игорь   Артамонов Сергей
Ярославна   Поповская Елена
Владимир Игоревич   Татаринцев Алексей
Князь Галицкий   Тарасов Сергей
Кончак   Кудашев Владимир
Кончаковна   Саульская-Шулятьева Александра
Овлур   Гареев Марат
Скула   Орлов Дмитрий
Ерошка   Остроухов Максим
Няня   Бороздина Наталья
Половецкая девушка   Шевцова Виктория

Оффлайн sedoy

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 162
Re: "Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #3 : Апрель 15, 2011, 15:44:51 »
А половецкие пляски будут?

Helene

  • Гость
Re: "Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #4 : Апрель 15, 2011, 18:02:34 »
Вот завтра и увидим. :)  Только бы техника сработала.
Господа, кто будет на спектакле, сфотографируйте, пожалуйста и выложите здесь. И отзыв, конечно, напишите. :)
« Последнее редактирование: Апрель 17, 2011, 20:00:24 от Helene »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
"Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в НО
« Ответ #5 : Апрель 15, 2011, 19:18:53 »
On-line трансляция с премьеры оперы
«Князь Игорь» А.П. Бородина
в Московском театре «Новая Опера» им. Е.В. Колобова
16 апреля 2011 г. 19:00

Шикарно !
Наконец-то они начинают понимать, что если спектакль не транслировали в интернет и не обсудили там, то его как бы и "не было" для громадной сетевой аудитории.

А по какой ссылке будет трансляция ? Укажите её здесь, пожалуйста.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Helene

  • Гость
Re: "Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #6 : Апрель 15, 2011, 19:28:09 »
Для просмотра трансляции перейдите по ссылке
http://www.sochi2014.com/sochi-live/events/39195/

Смотрим!!!

Gianni Schicchi

  • Гость
Re: "Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #7 : Апрель 17, 2011, 00:55:44 »
Однако, Helene, почтили ли вы своим присутствием премьеру? Или же удовлетворились интернет-трансляцией? Каковы впечатления? О, если можно, посвятите несколько слов и иным пев(и)цам, после апологии Т*... нам будет искренне интересно узнать ваше мнение! Свои первые impressions (очень короткие для начала - то, что успелось написаться за 4 перегона метро) я разместила в ЖЖ у Дулькамары. Разумеется, они не исчерпывающие и слишком мало скажут о спектакле - о, его надо видеть! А читать о нём - исключительно ревью мэтров, например, Schwarzenstein'а. Сильнейший для Новой Оперы состав - вокальное великолепие (даже не хочется тут упоминать о мельчайших огрехах, а уж тем паче - о моих личных вкусовых претензиях к конкретным голосам) - и, в дополнение вокалу, И-ДЕ-АЛЬ-НО-Е фактурное соответствие своим партиям-ролям. Эмоциональная собранность и непроходящий накал, доведший публику до слёз к отточенно-лаконичному финалу... и этот обломок меча, с запекшейся и заржавленной кровью на нём, завёрнутый в истлевшие тряпицы - казалось бы, как просто, но ведь буквально резало по сердцу.

Helene

  • Гость
Re: "Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #8 : Апрель 17, 2011, 10:37:09 »
Олечка, дорогая, во-первых, позвольте сказать, как я рада, что вы снова с нами! Я жутко соскучилась - писала об этом  и здесь и  Дулькамарушке... И вот вы написали, да ещё обращаясь лично ко мне, и это уже утешение после моего вчерашнего расстройства! Да, тоже к финалу была вся в слезах, но не от "чюйств", а по более прозаичному поводу.
 Нет, не ездила, т.к. состав объявили только за два дня до спектакля, и я не знала, будет ли петь Татаринцев.((( Но на такой спектакль стоило приехать! Смотрела трансляцию. Всё было хорошо: звук, изображение, крупные планы... Но!!! У меня мала скорость: постоянно тормозилось, 5 сек. идёт, 5 - качается. Сплошная лапша! Представляете? Это можно слушать? К концу разрыв во времени составил более часа, это ещё учитывая, что я пожертвовала  Скулой и Ерошкой и перескочила, чтобы немного подогнать. Финал тоже не увидела, только уже поклоны. 
 Татаринцев. Все оперные принцы и романтические герои  написаны специально для него.))) И по голосу и по внешности. И, конечно же, Владимира Игоревича я не представляю в более лучшем исполнении. Как я ждала "медленно день угасал"! Но прерывалось... И всё же могу сказать, прекрасно он спел! Впрочем, как и всегда.  
 Кроме АТ? Артамонов (!) - князенька хоть куда! И спето и сыграно. Шевцова (прелеcть!), Кудашев. Понравилась сама постановка, думаю, в зале она произвела грандиозное впечатление. Красивые  декорации, костюмы (вот только комфортно ли было Кончаковне  в её наряде?), особенно у половцев самого Кончака.
 Дулькамара и Шварценштейн не были, так что их великолепных рецензий не ждите.(((
« Последнее редактирование: Апрель 19, 2011, 18:22:37 от Helene »

Оффлайн aaa

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 58
Re: "Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #9 : Апрель 17, 2011, 11:53:08 »
Посмотрел по интернету. Но не все. До Арии князя Игоря. Спектакль хороший. Может быть немного статичный. но в целом хороший. Игорь понравился. Молодец. Владимир Ярославович плохо. Ярославна, голос большой, но зачем так кричать? Форсирует. Татаринцев. Ничему чувак не учится. Не быть ему хорошим тенором. Здесь справился,серединка на половинку. Не рыба не мясо. Нужно исправлять дефекты дикции. Кругом все мирно тихо спит, а не спить. Спить это из другой оперы.Не ЖелЯнная а желАнная итд. И в ноты иногда полезно заглядывать. Какие длительности композитор пишет. Хотя в целом спел конечно по нынешним критериям хорошо.

Helene

  • Гость
Re: "Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #10 : Апрель 17, 2011, 12:02:04 »
С ума сойти! Где вы услышали "спитЬ"? Там такого и близко не было! Никаких у него нет дефектов дикции. Это у кого-то дефекты слуха!)))
« Последнее редактирование: Апрель 17, 2011, 19:36:00 от Helene »

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: "Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #11 : Апрель 17, 2011, 12:27:38 »
Уважаемая Helene, но не воспринимайте Вы все так близко к сердцу. У каждого свое мнение, и у каждого оно субъективно.
А Вы, уважаемый ааа, противоречите сами себе. Сначала говорите, что Алексею не быть хорошим тенором, а в конце пишите, что спел хорошо. Вы уж определитесь.
Спектакль очень хороший. Александров и в Новой опере постарался на славу. Посмотрел с большим удовольствием. Алексей как всегда молодец! Посмотрел с большим при большим удовольствием. И на дикцию с длительностями нот я внимания не обращал. Я на этом не зациклен. Я не много на другое внимание обращаю.
И я очень рад, что за маленький промежуток времени я 2 раза посмотрел эту замечательную оперу, притом в постановке одного и того же режиссера. Конечно в живую впечатления другие, но Алексей татаринцев мне понравился не меньше Анатолия Невдаха, который пел эту партию в Самаре. Но они и похожи чем то.
Надеюсь, что запись этого спектакля позже выложат в интернет. 

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 388
Re: "Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #12 : Апрель 17, 2011, 12:45:29 »
С ума сойти! Где вы услышали "спитЬ"? Там такого и близко не было! Никаких у него нет дефектов дикции. Это у кого-то дефекты слуха!))) И зависть ещё гложет некоторых "чуваков", скорее всего.
Или дефекты интернета! (Это часто бывает...Люди часто слышат то, чего и не было вовсе! )

Helene

  • Гость
Re: "Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #13 : Апрель 17, 2011, 12:49:34 »
Cesar, солнышко! Если только появится запись в интернете, дайте мне сразу же знать, хорошо?
А это "ааа" пишет, что не быть АТ хорошим тенором! Да он ДАВНО уже хороший тенор, один из лучших в Москве. Жаль, что не видел спектакль Дулькамара, даже и по интернету. (( А на 19 всё ещё не объявлены составы. Интересно, кто там будет петь, и будет ли трансляция?
« Последнее редактирование: Апрель 17, 2011, 20:01:40 от Helene »

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: "Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #14 : Апрель 17, 2011, 12:52:38 »
Конечно, как только я ее увижу Вам сразу же дам знать.
АТ на мой взгляд один из лучших теноров России.
А может быть 19 Василий Святкин будет? Все надежды на трансляцию.

Helene

  • Гость
Re: "Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #15 : Апрель 17, 2011, 12:57:19 »
Cesar, да, очень хотелось бы услышать Святкина. Но, согласитесь, Артамонов (Джаннин любимец) был очень хорош!

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: "Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #16 : Апрель 17, 2011, 13:11:08 »
Артамонов очень хорош. Он мне очень-очень понравился. Если бы я чаще ходил в Новую оперу, то он бы наверное тоже моим любимцем стал бы :)
Я вот тоже никаких дефектов дикции не заметил.
Надеюсь вскоре интернет трансляции станут нормой и постоянно будут проводиться.

Helene

  • Гость
Re: "Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #17 : Апрель 17, 2011, 14:56:33 »
Состав на 19 апреля.
 
Князь Игорь   Белецкий Анджей
Ярославна   Бадиковская Галина
Владимир Игоревич   Васильев Георгий
Князь Галицкий   Ставинский Евгений
Кончак   Фетисов Андрей
Кончаковна   Пфистер Валерия
Овлур   Абаимов Ярослав
Скула   Диденко Олег
Ерошка   Егоров Вениамин
Няня   Скрипкина Светлана
Половецкая девушка   Бороздина Наталья

Что скажете? Меня очень интересуют Пфистер и Абаимов (Джанни, наша "ромашечка"  :D ). Ну и Белецкий, конечно.  :)

Оффлайн жаннет

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 43
Re: "Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #18 : Апрель 17, 2011, 20:56:35 »
http://www.rt.ru/broadcast/ премьерный показ целиком. но увы медленно грузится

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
"Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #19 : Апрель 17, 2011, 21:27:16 »
Или дефекты интернета! (Это часто бывает...Люди часто слышат то, чего и не было вовсе! )

:)) Такое и в реале тоже случается. Но, конечно, интернет-трансляция даёт ограниченное представление о любом реальном звуке. Пожалуй, фонограмма полезна той своей составляющей, которая позволяет судить о спектакле в целом и о его вокальном уровне. Но интересные детали в записи всегда пропадают.
Или же появляются - или чудятся :) - те детали, которых не было в реале :)) В общем, техника уже не НА грани, а ЗА гранью фантастики. Недаром же процветает эстрадное пение под фанеру: с помощью техники из голоса можно сделать такую конфетку, какой он никогда не был и какой никогда не будет.
А хорошие голоса могут угробиться фонограммой - не то чтобы совсем, но в значительной степени. Появился даже такой термин: "фоНогеничность" ! :) По аналогии с фоТогеничностью.
Так что я лично не переживал бы слишком сильно по этому поводу.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Helene

  • Гость
Re: "Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #20 : Апрель 18, 2011, 11:03:18 »
Жаннет, огромное спасибо! Всё получается. :)

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Слово о премьере Игоревой
« Ответ #21 : Апрель 18, 2011, 22:09:02 »
Мне посчастливилось присутствовать на премьере, но дошли руки написать отчёт, который я хочу назвать «Слово о премьере Игоревой», только сейчас. В зале было негде упасть яблоку, только меня три человека спросили лишний билетик. На этот раз я сидел близко. После того, как в июле я посетил Игоря в Мариинке, то думал, что везде он исполняется так же, но прочитав утром перед премьерой краткое содержание, понял, что в Мариинке многие сцены были переставлены. Конечно, насмотревшись постановок Нормы, КавПага и Набукко, я опасался, что и действие Князя куда-то перенесут позже. К счастью, мои опасения не оправдались. Постановка очень понравилась. Пожалуй, одна из лучших постановок в Новой Опере. Когда открылся занавес, примерно в таком же расположении, как стоят серые бетонные стены на Норме, находились красно-кирпичные здания с трещинами и некоторыми деревянными элементами. В принципе, абсолютно все предметы, находящиеся на сцене, были сделаны под старину. В газете «Вешалка» мы читаем, что красный кирпич был замыслом художника, красный цвет вызывает тревогу и красный кирпич символизирует русское отношение к культуре, но с исторической точки зрения здесь небольшая неувязка: дома и крепостные стены в XII веке на Руси ещё почти не строили из красного кирпича, который стал распространённым к концу 15 века, а строили из дерева и очень редко из белого камня. Для полного правдоподобия не хватает ещё яркого неба над всей сценой, а не только за воротами, и его исчезновения во время затмения, примерно такого, что было в Мариинке. Но всё это мелочи. Костюмы очень красивые и соответствующие времени как у русских, так и у половцев, кольчуги и оружие тоже. Женщины русские, как им и положено было быть в допетровское время, в головных уборах. Но тут всплывает ещё одна неувязка: Ярославна, выбежав с ребёнком прощаться с Игорем, опростоволосилась! А выходить на улицу без головного убора женщинам строго запрещалось. Реалистично раскрыта вечно больная тема на Руси – тема пьянства, и князь Галицкий изображён с преувеличением всех его отрицательных качеств, хотя, кто знает, может, он такой и был, мы видим ярко выраженное противопоставление положительных героев – Игоря и Ярославны – отрицательным – её брату и предателям. Половецкий стан, хоть он и труднее представим, чем русский город, тоже кажется правдоподобным, как и восточные одежды. Единственное, чьи костюмы не понравились – это тех пляшущих в розовом, у которых на животе было что-то странное и вокруг шеи и головы спираль. Не похожи на половцев, а ассоциации вызывают с инопланетянами. Мало кто знает, что название «половцы», как русские именовали тюркский народ кипчаков, происходит от древнерусского слова «полова» - «солома» и возникло от того, что у многих их них были соломенные волосы. Соответственно, для Кончаковны и других половцев можно было изготовить светлые парики. Другое дело, что большинство представляет людей любых восточных народов с чёрными волосами, и с этой точки зрения выбор чёрного цвета волос для половцев правилен. Единственная сцена, которую в этой постановке вырезали, это когда Игорь с сыном бегут, а Кончаковна, узнав об этом, будит стан, и Владимира хватают,но Кончак говорит, что он на месте Игоря поступил бы так же и объявляет его сына своим зятем. Считаю, что раз уж сделана полноценная постановка Князя Игоря с неперемешанными фрагментами, в отличие от Мариинки, можно и эту сцену добавить тоже. Только конец постановки несколько отличается от канонического. Ярославна плачет не на стене, а на голой земле. Я предположил, что Игорь с Овлуром пойдут из зала по проходу между сидениями. Но Игорь вышел сразу на сцену в образе нищего, и Ярославна его даже не сразу узнала. Смысл задумки последней сцены с хором я так и не разгадал, единственная версия – что герои оперы как бы уже ушли с исторической арены. Над сценой взошла постепенно увеличивающаяся большая Луна, больше похожая то ли на Венеру, то ли на Юпитер, то ли на Землю с Луны. Что касается музыки. Князя Игоря можно ставить на одну полку с другими величайшими русскими операми, практически все фрагменты очень нравятся, и увертюра, и арии персонажей, и их дуэты и хоры. Прекрасная опера и прекрасное исполнение. Было видно, что все очень старались. Только хор иногда пел неразборчиво. Может, это только где я сидел так казалось, но в Мариинке всё было примерно так же, но там спетые слова и их смысл в случае их неразборчивости помогали разобрать английские субтитры. И Артамонов, и Поповская хороши! Всё-таки у Поповской очень красивый тембр! Но даже она не всегда пела разборчиво (повторюсь, возможно, ощущение разборчивости зависит от места в зале).

Helene

  • Гость
Re: "Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #22 : Апрель 18, 2011, 22:37:01 »
А я сегодня пересмотрела спектакль по ссылке, данной Жаннет, но всё равно у меня тормозится. Интересно, это у всех так или только у меня?
 Вот согласна с Вольфрамом, что княгиня в таком виде не могла бы появиться при всём честном народе - и простоволосая, и в каком-то рубище на фоне таких нарядных второстепенных персонажей. И сцену побега Игоря тоже "не нашла". Смотрела в несколько приёмов и думала, что как-то пропустила.)))
 А финал, которому придают такой глубокий смысл, мне не понравился. Является Игорь, страшный, оборванный, старый, седой... Что он несколько лет что ли добирался? И главное, убитый морально, уже ничего ему не надо - ни княжить, ни на половцев идти... А ведь собирался!))) Что его так сломало? Убегал бодрый и полный сил. По пути спятил... Неубедительно.))) И кто же будет править на Путивле? Владимир остался в Степи, подженился там, Ярославна тоже не в лучшем состоянии, чем Игорь... Всё погибло?
 Все так хвалят Поповскую. Мне она понравилась в сольном концерте вживую. А здесь что-то другое, возможно, как пишет Предлогов, фоНогеничность подводит? И в зале всё слышалось иначе?
 Ну и насмотрелась и наслушалась сегодня того, что меня больше всего интересовало.))) Никакого "ТЬ" там не было ни в одном слове. Всё прекрасно! )))
  Ещё раз благодарю Жаннет.))
« Последнее редактирование: Апрель 19, 2011, 14:49:53 от Helene »

Helene

  • Гость
Re: "Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #23 : Апрель 19, 2011, 14:44:23 »
http://www.belcanto.ru/11041602.html

В той степи глухой умирал шедевр Бородина…
Премьера «Князя Игоря» в «Новой опере»
16.04.2011 в 13:32, Игорь Корябин.
Постановщик спектакля — Юрий Александров

Как же всё-таки я правильно сделал, проигнорировав пресс-конференцию, предварявшую пресс-показ премьерной постановки оперы Бородина «Князь Игорь», который состоялся 15 апреля, накануне официальной премьеры! Правильно сделал, ибо если бы позволил увлечь себя «красивыми» экспликационными заявлениями постановочной группы и проникнуться ее «идеями», то мое зрительское разочарование от пресс-показа было бы еще более горьким: на собственном опыте проверено, что постановочные намерения, как правило, всегда бывают гораздо более оптимистичными, чем предъявляемый на финишной прямой постановочный продукт. Обсуждаемый спектакль, вообще говоря, мало чем примечателен по своей театральной сути, и он мог бы вполне стать тем неброским событием столичной музыкальной жизни, если бы не одно «но». Постановка Юрия Александрова – Вячеслава Окунева стала той самой «пятой колонной», которая неявно и не «в лоб», а очень завуалированно и исподтишка направлена на разрушение устоев не только русской патриотической оперы как музыкального жанра, но и устоев священной «русскости» вообще. Мы живем в то самое страшное и опасное время, когда слово «русский» едва ли не стало вне закона. Мы живем в стране, в которой на полном серьезе пытаются переписать энциклопедии и всех русских композиторов, писателей и деятелей культуры назвать «российскими»… Мы живем в то время, когда пресловутая «политкорректность» в многонациональной стране доведена до абсурда, и осуществляется планомерный геноцид именно русской культуры – и русской музыкальной культуры, в частности. Чего стоит хотя бы давно дискредитировавший себя Фестиваль и Национальная премия «Золотая маска»! И я не сомневаюсь, что и этот очередной «масочный» спектакль Юрия Александрова непременно станет ее номинантом…

Постановка Юрия Александрова – это пощечина «российского» режиссера русской ментальности вообще. И вызывающее мой протест слово «российский» в данном случае очень даже уместно, ибо ничего русского в новой постановке «Новой Оперы» попросту нет. С самого начала вызывал настороженность тот факт, что это не просто постановка Юрия Александрова, но и его сценическая редакция. То, что есть «каноническая» музыкальная редакция Римского-Корсакова – Глазунова, взятая за основу нынешней премьеры, это понятно. То, что на свет появилась новая сценическая редакция Юрия Александрова, это, знаете ли, полнейший нонсенс! Нонсенс и, в то же время, издевательство, ибо ее замысел подчинен тому, чтобы принизить всё русское, выставить русских в самом неприглядном свете и обличии, зато Степь, Половецкую степь, возвести на пьедестал почета и преклонения. Игорь Святославич, главная трагическая фигура оперы, выведен едва ли не потешным персонажем. Еще в прологе об этом начинаешь только смутно догадываться, ибо по своему сценическому облику он напоминает нечто среднее между карикатурным Фарлафом Глинки и кичащимся своим знатным и древним происхождением Иваном Хованским Мусоргского. Но в постановке Юрия Александрова это никак не доблестный князь, никак не полководец, никак не эпический герой… Когда в плену у Кончака, в половецком стане, Игорь поет, наконец, свою знаменитую и всем известную арию, опять же, своим видом напоминая какого-то оборванца-бродягу, в какой-то момент начинаешь думать, что, может быть, дальше-то всё будет иначе. Но когда под музыку несуществующих в этой постановке «Половецких плясок», замененных пантомимными картинами художественной самодеятельности миманса, Князь Игорь на потеху всем сам пускается в пляс, обряженный в половецкие одежды и размахивающий во все стороны изогнутой «басурманской» саблей, то тут становится просто уже не до смеха. Дальше просто некуда – приехали! Здесь прямая издевательская аналогия с Хованским: «Слава Белому Лебедю! Ладу-ладу… Ладу-ладу…» Только кончается всё не трупом на сцене, а аллегорией свадьбы Владимира Игоревича и Кончаковны и побегом Игоря из плена, вынесенным за театральные рамки.

На авансцене во время всей этой непотребной вакханалии проходит старец с посохом, тот самый «святой отец», у которого Игорь просил благословения перед походом в прологе. Игорь «видит» его – и меняется в лице, понимая весь ужас своего унизительнейшего положения. Но этот режиссерский «откат» уже бесполезен, ибо об этом «духовном прозрении» Игоря вряд ли кто и вспомнит, зато все будут с упоением пересказывать на разные лады, как русский князь лихо отплясывал «Половецкие пляски» в опере Бородина! Появление Игоря в следующей картине в Путивле обставлено, как «юморная хохма». Это действительно в первый момент смешно – смешно и чудовищно кощунственно… Комическая опера явно удалась, а оперы «Князь Игорь» не получилось. Но это еще не всё! Буквально «отбарабанив» свой финальный дуэт, Князь Игорь и Ярославна под печальный напев хора оказывается… на кладбище: последнее действие оперы происходит на фоне задника, изображающего мрачные небесные тучи, хористы стоят, словно надгробные памятники с фосфоресцирующими крестами на одеждах, а русская княжеская чета в финале незаметно «растворяется» в них. И никакого тебе величального хора поселян! Никакой надежды на то, что русский дух воспрянет снова! Зато театральные похороны этого самого ненавистного режиссеру «русского духа» устроены им по высшему разряду. Смолкают звуки печального хора, где-то вдали звучит глухой размеренный набат: он же есть и стук топора, вырубающего «вишневый сад» русской культуры…

Всё это и грустно, и невыносимо, и страшно. Зато едва ли не основную свою энергию режиссер бросает на то, чтобы еще до выхода Игоря в прологе устроить «народный мордобой» среди миманса (что возьмешь с этих диких русичей!) и чтобы в картине «Терем Галицкого» с невероятно карикатурным подтекстом и совершенно необъяснимым упоением показать всю неприглядность питейной вакханалии служилого люда Галицких. Традиции и художественный образ, с одной стороны, и намеренное режиссерское заострение натуралистичности и бытовизма, с другой, как это имеет место в спектакле, – вовсе не одно и то же… Напротив, с какой любовью и пышностью, по сравнению с серостью русских картин оперы, представлен половецкий акт! Здесь надо всё же отдать должное Вячеславу Окуневу: потрясающе лаконичная, но в то же время величественная сценография половецкого акта – это символические юрты с изумительной инкрустацией «драгоценных камней». Огромный постамент-трон с тремя массивными когтями в его основании, на котором вывозят впервые Кончака, смотрится невероятно эффектно, но обольщаешься – восторгаешься даже! – этим недолго: до того самого момента, когда начнутся «Половецкие пляски», точнее, как было уже сказано, не они сами, а заменяющая их пантомимная вакханалия. Степь – это роскошь и «цивилизация», Путивль – убогость и дикие нравы. Вот такая интересная «раскладочка» получается… Заметим, что и единая сценография первых трех русских картин оперы, предшествующих половецкому акту, вовсе не лишена абстрактной логической образности «а-ля рюс», просто ее режиссерское, да и костюмное наполнение абсолютно с этой сценографией несозвучны.

А что же музыкальная часть спектакля? Хор замечателен: именно в русских операх ему, как говорится, и карты в руки! Оркестр же под руководством Евгения Самойлова – оркестр очень громкий, очень зычный, не признающий никаких нюансов и филигранных отделок. В целом, несмотря за свою заправскую мощь, звучит он вполне забористо, однако хотелось бы, чтоб дивная и патетически возвышенная музыка Бородина не забирала душу у слушателя, а растворялась бы в его душе, но этого, увы, не происходит. Увертюра в обсуждаемой постановке, которую, кстати, Бородин, как известно, и не писал вовсе, исполняется после пролога, и когда уже хочется после него «идти дальше», выслушивание этой достаточно продолжительной симфонической пьесы превращается в неоправданную и не сильно значимую остановку на полпути. Из всего состава певцов могу назвать лишь троих, кто в вечер аванпремьеры по-настоящему пел и соответствовал музыкальным задачам своих персонажей. Это Георгий Васильев (Владимир Игоревич), Валерия Пфистер (Кончаковна) и Евгений Ставинский (Князь Галицкий). Таким образом, новая постановка на пресс-показе оказалась вокально «обезглавленной», ибо исполнители тройки самых ключевых персонажей этой оперы проявить себя в творческом плане так и не смогли. Галина Бадиковская (Ярославна) своими громогласными децибелами просто убивала сам процесс пения, так что на всем протяжении спектакля ей без конца хотелось задавать один и тот же вопрос: «Неужели этот крик у нас песней зовется?» Увы, крик был и тогда, когда у Ярославны должен был звучать знаменитый плач в последнем акте… И Василий Святкин (Князь Игорь) голосил не в меру, хотя всё же не так, как его «голубка-лада», но музыкальными красотами и этой партии насладиться всё равно не удалось. Очень неудачно показался и Андрей Фетисов (Хан Кончак), с большими муками осиливший «километровую» арию Кончака. Словом, с певцами было не разбежаться. Надеюсь, зрителям официального премьерного спектакля повезет значительно больше, но я никогда об этом уже не узнаю (разве что из обзоров моих коллег), ибо пересмотреть и переслушать со временем эту провокационную постановку желания у меня не возникнет уж точно!

В последнее время стали много говорить о падении нравственности, о девальвации духовных ценностей, о том, что новые поколения становятся манкуртами, у которых стерта культурная память предшествующих поколений. Об этом стали говорить неспроста: эта проблема реально существует. Но если представитель молодого поколения прийдет в театр на спектакль, подобный обсуждаемому «Князю Игорю» в «Новой Опере», то что он положит после него в багаж своего культурного знания? Ровным счетом – ничего! В лучшем случае, на языке молодежной среды он сможет сказать следующее: «Прикольно! Этот наш “чувак” “рассекал” с половцами!» А дальше – тишина, действительно – тишина… И мерный глухой похоронный набат, как в финале спектакля, означающий, что битва за духовность молодого поколения музыкальным театром однозначно проиграна.

Helene

  • Гость
Re: "Князь Игорь" - ПРЕМЬЕРА в Новой Опере!!!
« Ответ #24 : Апрель 19, 2011, 15:01:55 »
Интересный взгляд. Наверное, во многом г-н Корябин прав. Я как-то не всё это и уловила сразу. Правда, Игорь мне не показался таким уж безнадёжным, за исключением того, что он собой представлял в финале, совершенно нелогичном и ничем не оправданном. Но вам, российские жители, виднее, что там сейчас у вас на Руси деется в плане погубления национального самосознания. )))