Автор Тема: "Дневник" С.С.Прокофьева, а также сопутствующие материалы  (Прочитано 16552 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Коллеги !
Я созрел для постепенного детального прочтения документальных материалов о жизни и деятельности С.С.Прокофьева, прежде всего его "Дневника", опубликованного уже в 21-м веке милостью структур госбезопасности и стараниями родственников композитора. Теперь я буду ПОСТЕПЕННО и не спеша читать "Дневник" с самого начала, сопровождая это чтение изучением его же "Автобиографии" и переписки с Мясковским.
Пришла пора: надо всё спокойно прочитать ещё раз уже системно.
Если кто-то может дополнить это всё прочтением другой литературы, изучаемой параллельно, то прошу посоветовать, что ещё может послужить ценным источником информации. Я понимаю, что опубликовано многое, но многое ли заслуживает сквозного прочтения ?
Прошу излагать ваши соображения, они будут весьма интересны для меня.
Я начинаю чтение с "Автобиографии", потому что там изложена информация о самых ранних годах жизни Прокофьева, а затем плавно перейду к "Дневнику", переписке и другим материалам, если они будут полезны.
Всех желающих прошу присоединяться и вдумчиво читать параллельно со мной: вряд ли эту работу вам придётся повторять 2 раза в жизни ! :)
Я буду объявлять годы жизни Прокофьева, которые буду изучать последовательно.
Итак, я начинаю с рождения и раннего детства со слов композитора в его автобиографии - автобиографии гения русской музыки.

P.S. Попутно выясним, "зачем Прокофьев вернулся в СССР" и т.п.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вопрос вот в чём: у всех ли имеются "Дневники", "Автобиография" и переписка с Мясковским ? У меня печатные экземпляры, но, может, в сети в открытом доступе имеются электронные ? Если у кого-то есть сведения, прошу сообщить (можно в ЛС).
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
На днях пролистал новое издание "Автобиографии" Прокофьева: действительно, в нём были восполнены пробелы, сделанные советcкой цензурой, но вот какая вещь ......
Как ни странно, новое издание выглядит хуже:
- во-первых, ужасно неудобный для прочтения шрифт и ужасное качество фотографий - в 10 раз хуже совковых. В результате читать - сплошное мучение какое-то;
- во-вторых, при переиздании одно восполнили, а прежнее перепутали: к примеру, фотография Гольденвейзера подписана фамилией "Глиэр". Меня это взбесило, я буквально глазам своим не поверил: вспомнился сразу Козьма Прутков - что если на клетке написано одно, а сидит там другое, то не верь своим глазам. По-видимому, издание готовили очень плохо подготовленные люди;
- в-третьих, как ни странно, но такое ощущение, что восстановленные купюры только испортили текст. К примеру, в некоторых местах Прокофьев много рассуждает о своих бытовых проблемах и о своём половом созревании и о том, что ему по этому поводу говорили более взрослые друзья и случайные собеседники что он сам об этом думал. Надо сказать, что советские редакторы, укоротив эти откровения и оставив в советском издании самую суть проблемы возрастного созревания Прокофьева, лишь выиграли в главном: они достаточно полно упомянули проблему, но не муссировали её. Да, я всё понимаю: если бы издавали эту книгу в первый раз сегодня, то у меня не было бы даже тени сомнения, что надо печатать ВСЁ, что написал Прокофьев, и всё же - зная оба текста, я, честно сказать, читаю более полный текст с некоторым неудовольствием.
Поначалу я думал, что в советском издании сократили всё, что касается "бога", религии и т.п. - но нет ! Как раз это мало поменялось, быть может, потому, что Прокофьев был по сути атеистом, причём, отнюдь не советской закалки, а ещё дореволюционной, вероятно, как следствия его общего позитивистского философического настроя и взгляда на жизнь. На эту тему в его "Автобиографии" рассказано довольно много забавных случаев, как и в "Дневнике" - тоже.
А вот многое из того, что было связано с какими-то слишком дотошными бытовыми уточнениями и с откровениями слишком личного характера, советские редакторы сократили. И знаете, я вот читал новый текст и морщился, а старый у меня таких отрицательных эмоций не вызывал. Что же получается: советские редакторы подчистили "светлый образ" ?? Интересно, вышло это во благо или во зло ? Как говорится, "Об чём вышла книга-то - об добре или об зле" ? :))))))
Это по поводу нового издания "Автобиографии" - я считаю его безобразным по графической реализации, изданным с ляпами и ошибками (и я ещё не все мог заметить, как вот фото Гольденвейзера под именем Глиэра ! :) ), и с раскрытыми некомментированными дополнениями, которые в новом издании можно найти лишь по бережно расставленным значкам изъятия текста старого издания, которые присутствуют в советской книге начала 80-х годов.
Это по "Автобиографии".

Ну и конечно - "Дневник" был напечатан "как есть", что отрадно.
Вообще, этот "Дневник" - это абсолютное чудо. Как жаль, что Святослав Теофилович Рихтер не дожил до выхода этой книги и не успел прочитать её ! Уверен, что "Дневник" сделался бы его настольной книгой в конце жизни, особенно если учесть фактор его личного знакомства с композитором и многократное исполнение его музыки и любовь к ней. Жаль, жаль ..............
"Дневник" Прокофьева уникален даже среди откровений многих других великих композиторов. Да, кстати, в "Автобиографии" изложена причина обрыва "Дневника" в 30-х годах: как пишет сам композитор, Прокофьеву просто надоело повествовать о себе. Он пишет, что исчезло "фанфаронство молодости" и ушло желание подробно расписывать свою жизнь, вероятно, потому, что своим композиторским творчеством ему удалось сказать гораздо больше и гораздо более универсальные и значимые вещи.
Наверное так и было.

Если кто читал "Автобиографию", "Дневники" и Переписку Прокофьева с Мясковским, прошу рассказать о своих впечатлениях.
« Последнее редактирование: Март 09, 2010, 18:08:54 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Читаю и перечитываю "Автобиографию" Прокофьева – сравниваю с тем, что изложено в "Дневнике" и в переписке с Мясковским. Пожалуй, перечисленные материалы – это самые ключевые документальные источники, важные для изучения биографии и музыкальной деятельности Прокофьева.

Как говорится, начну с начала.
Прежде всего, хочу уточнить, каковы, на мой взгляд, взаимоотношения между этими историческими письменными документами. "Автобиография" создавалась в самые поздние годы жизни Прокофьева – в 40-50-е годы уже после Великой Отечественной войны, - но она создавалась по многочисленным разрозненным материалам, письмам, статьям, накапливаемым в продолжение всей жизни композитора. Прибегал он также и к помощи своих "Дневников", откуда кое-что выписывал и по которым уточнял события, даты и т.д.
Самое поразительное, что можно извлечь из автобиографических рассказов Прокофьева о его детстве, это ощущение удивительной родственности его описаний Сонцовки (имения Сонцова, в котором отец Прокофьева 33 года проработал управляющим и прожил там 33 года вместе со своей женой и позднее родившимся сыном, С.С.Прокофьевым, будущим великим русским композитором) – описаниям Обломовки из романа Гончарова ! :)) По всей видимости, в жизни почти каждого большого русского композитора была своя "обломовка": и у Глинки, и у Чайковского, и у Римского-Корсакова, и у Рахманинова – была она и у Прокофьева в виде Сонцовки.
Композитор вспоминает о ней в той же манере, в какой был выписан Гончаровым знаменитый "Сон Обломова" ! :)) Я не знаю, случайно это или нет, но явная родственность описания и жизнеощущения просто поражает: это было прокофьевское "золотое детство", которое озаряло всю его последующую жизнь вплоть до последних её дней. В "Автобиографии" отчётливо ощущается тот солнечный свет, которым было залито детство Прокофьева. К этому свету приобщился и приглашённый в Сонцовку для занятий с юным Прокофьевым Глиэр, который тоже до самой старости с удовольствием вспоминал Сонцовку и вздыхал по тогдашней тамошней безмятежной жизни, наполненной музыкой и занятиями с гениальным учеником ! Пожалуй, в этом единении с природой, в смене времён года, в этой относительной оторванности от суеты цивилизации, но с использованием всех доступных в те времена интеллектуальных её достижений, начиная с приглашения иностранок-гувернанток для изучения иностранных языков и постоянного обильного чтения на русском и на иностранных языках, и заканчивая приобретением великолепного рояля для музыкальных занятий "Серёженьки" и приглашением профессиональных музыкантов для занятий с ним – в этом всём надо видеть корень "русскости" Прокофьева, то уходящей в самые глубины его творчества и почти исчезающей даже для пытливого исследовательского взора, то всплывающей на самую его поверхность в незамутнённом виде, но прошедшей через всю его деятельность и ставшую ярким маркером всей его музыки.
У Прокофьевых было достаточно средств для приглашения любых требуемых преподавателей – дела в Сонцовке шли отлично, отец будущего композитора великолепно поставил дело и по-деловому руководил хозяйством, прибыль росла год от года, доходы семьи Прокофьевых всё увеличивались, и родители могли подарить своему сыну всё то, чего сами были лишены в детстве и на что вряд ли могли рассчитывать в зрелости.
Судя по всему, музыкальность Серёжа получил от матери, а "производственно-деловую" хватку – от отца, унаследовав тем самым лучшие  черты обоих родителей. Отец проявил себя как талантливый администратор, а мать самозабвенно любила музыку и – хотя и непрофессионально - владела довольно сложным пианистическим репертуаром.
К слову сказать, к моменту рождения мальчика в семье Прокофьевых родилось и уже умерло две девочки: обе погибли в младенчестве в связи с какими-то проблемами роста организма и прорезывания зубов. Можно себе представить, каким вниманием был окружён мальчик, родившийся после стольких злоключений и столь ранней гибели его сестёр. Да, конечно, в те годы потеря детей в раннем возрасте была "обычным делом", как ни страшно это звучит сегодня: во многих биографиях тогдашних знаменитостей можно прочитать, что от всевозможных болезней то и дело погибали маленькие дети даже и в весьма обеспеченных семьях. Хотя тогдашняя медицина была на очень низком уровне и ничем не могла помочь в кризисных ситуациях, но и отношение к детям было другое: большие семьи были обычным явлением на Руси и отношение к утрате младенцев было иным, более приземлённым, что ли …… Типа, "бог дал, бог и взял". Ранняя утрата младенцев-девочек не наложила трагической печати ни на родительское отношение к Серёже, ни на его детство, ни на всю будущую жизнь композитора. Детство и юность его были в полном смысле этого слова безоблачно-светлыми – трагизм внедрился в его жизнь позднее, вместе со взрослением, возмужанием и новыми знакомствами и потерями. А ещё позже – с 1-й Мировой войной, что любопытным образом отразилось в его переписке с Мясковским, жуткие "окопные" рассказы которого производят совершенно ошеломляющее впечатление рядом с рассуждениями о музыке и музыкальных событиях и новинках, описываемых Прокофьевым. Кстати говоря, этот любопытный исторический документ не грех было бы почитать тем, кто любит поплакать о России, которую мы якобы "потеряли в 1917 году" – благодаря непредвзятости военных писем Мясковского, в них очень хорошо видно, что тогда творилось. В этом же плане любопытно описание того дореволюционного крестьянского невежества, о котором прямо или косвенно свидетельствует изложение Прокофьева. Короче, свидетели эпохи хотя и немногими штрихами, но очень метко охарактеризовали её.
« Последнее редактирование: Март 11, 2010, 16:50:21 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
О Сонцовке помнят ! :)

http://ddcity.tripod.com/vasylfprokof-ru.htm

Василий Василенко является инициатором создания на родине Сергея Прокофьева в г.Донецке (Украина) Благотворительного Фонда, носящего имя великого композитора. Фонд был основан в 1991 году, когда вся мировая общественность отмечала 100-летие со Дня Рождения выдающегося композитора современности, и этот факт имеет глубоко символическое значение. Появление Благотворительного фонда в Донбассе, подарившем миру имя великого Прокофьева, было продиктовано острой необходимостью оживить культурную жизнь региона в области классического музыкального искусства, являющегося одной из составляющих духовной культуры нации.
Одним из основных направлений деятельности Благотворительного фонда имени Сергея Прокофьева является популяризация в Украине и за рубежом творческого наследия выдающегося композитора, а также поддержка деятелей культуры и искусства, в творчестве которых музыка Прокофьева занимает заметное место.
В течении 12 лет существования Благотворительного фонда имени Сергея Прокофьева фигурирует в наиболее значимых культурологических акциях, проводимых в Украине и за рубежом.
Реализатор многих творческих проектов, связанных с возрождением Одесского оперного театра, Благотворительный фонд имени Сергея Прокофьева является учредителем Международного фестиваля оперного искусства “Золотая Корона”, город Одесса, Украина, ставшего уже традиционным и ежегодным. Директору и художественному руководителю фестиваля Василию Василенко за 6 лет существования фестиваля, удалось заострить внимание мировой общественности на проблемах, которые в настоящее время переживает жемчужина мирового зодчества. Гостями “Золотой Короны” стали мастера оперной сцены из Канады, Великобритании, Италии, Германии, Дании, Швейцарии, Израиля, Румынии, Польши, Белоруси, России, Украины, которые внесли свой значительный вклад на алтарь спасения и возрождения всемирно известного театра.
Наряду с этим, фонд объединяет и поддерживает деятелей культуры и искусства, творческая деятельность которых занимает почетное место в процессе возрождения и развития профессионального музыкального искусства, оказывая им материальную, гуманитарную, медико-социальную и моральную помощь.
Соучредителями фонда стали Донецкий областной совет профсоюзов свободного предпринимательства «Возрождение», фирма «Мальва» (г.Донецк), а также известная американская пианистка украинского происхождения Юлиана Осинчук (Нью-Йорк, США), поклонница таланта Сергея Прокофьева, которая в год празднования 100-летия со Дня Рождения композитора посетила с творческим визитом Украину - землю ее предков.
Юлиана Осинчук посчитала большой честью выступить с концертами на родине Сергея Прокофьева – одного из наиболее почитаемых композиторов мира.
19 октября 1991 года Президент фонда Василий Василенко и его соучредители побывали на родине Сергея Прокофьева в селе Сонцовка (ныне с.Красное Красноармейского района Донецкой области), посетили церковь, в которой крестили композитора, и оказали благотворительную помощь музею, основанному к 100-летию со Дня Рождения Сергея Прокофьева.
В 2000 году о существовании Благотворительного фонда им.Сергея Прокофьева, созданном Василием Василенко в Украине, стало известно потомкам композитора. Один из внуков Прокофьева – Сергей Святославович Прокофьев заинтересовался деятельностью фонда и сообщил, что вдова композитора – Лина Прокофьева, незадолго до своей кончины, в 1989 году, основала в Лондоне Фонд Сергея Прокофьева. Несколько лет назад, при участии Фонда, в Голдсмитском колледже Лондонского университета был создан Архив Сергея Прокофьева, а в настоящее время на его основе – Ассоциация Сергея Прокофьева, Патроном которой является известный дирижер Валерий Гергиев, а Президентом – дирижер сэр Эдвард Даунс.
Поскольку одним из основных направлений деятельности Архива является налаживание связей с организациями, ассоциациями, обществами, музеями, имеющими какое-либо отношение к творчеству Сергея Прокофьева, Архив заинтересовался деятельностью Благотворительного фонда имени Сергея Прокофьева в Украине и предложил фонду стать членом Ассоциации Сергея
Прокофьева.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Удивительная вещь Википедия: иной раз там такое прочитаешь, что хоть стой, хоть падай.
Вот что в ней написано о прокофьевской Сонцовке:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B5_(%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD)


Цитата:
================================

Красное (Красноармейский район)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Красное (укр. Красне — село в Красноармейском районе Донецкой области Украины.

В селе родился и провёл первые 13 лет жизни до поступления в Санкт-Петербургскую консерваторию Сергей Сергеевич Прокофьев. Здесь находится музей Прокофьева (филиал Донецкого областного краеведческого музея).

Раньше село носило название Солнцевка и относилось к Бахмутскому уезду Екатеринославской губернии. С.С. Прокофьев писал его название как "Сонцовка", вероятно, исходя из украинской орфографии: "Сонцiвка".
================================


Глупости какие !
Хочется спросить: если не в курсе, если не знаешь биографии знаменитого человека, если не знаешь истории местности, то зачем об этом писать статьи на весь мир ?
Сонцовка - это имение её владельца Сонцова, который назначил отца будущего композитора управляющим делами этого села. Название Сонцовка связано с фамилией владельцев этого села, вот и всё объяснение названия.
Сам Прокофьев с юмором отмечает в своих записках, что название Сонцовка многие считали происходящим от "солнца" ещё до революции 17-го года, никак не связывая его с фамилией "барина" ! :) И тем не менее, не "Солнцевка" и не "Сонцевка", а именно "Сонцовка" называлось это село до революции и именно под этим названием оно вошло в историю культуры и, соответственно, в историю России, а теперь и образовавшейся на её территории Украины.

http://www.library.donetsk.ua/antologia.pdf

Цитата из этой книги:
=============================
Сергей Сергеевич Прокофьев родился в селе Сонцовке, затерянном в донецкой степи при слиянии речек Солененькой и Щурова ручья, что неподалеку от нынешнего Красноармейска. И прожил здесь с 1891 по 1910 год, пока не умер отец и овдовевшая мать не покинула этих мест навсегда, уехав в Петербург.
Позднее Сергей Сергеевич в своих воспоминаниях писал о донецком родном селе: «В начале XX ст., то есть когда мне было лет десять-пятнадцать, Сонцовка представляла собою большое село с населением в тысячу душ. Пять улиц, некоторые до двух километров длиной, раскинулись пауком от центра в разные стороны. На пригорке стояла Свято-Петропавловская церковь, основанная в 1840 году, на другом склоне — школа. Было два сада, в обоих — баня, пасека, малинник и огород с искусственным орошением. И все-таки это был еще захолустный угол: железная дорога — в двадцати пяти километрах, врач и больница — в двадцати трех, почта — в восьми и работала дважды в неделю, шоссе отсутствовало, интеллигентные соседи тоже».
Добавим, что отец композитора, Сергей Алексеевич, ученый-агроном по образованию, был управляющим Сонцовским имением. И немало сделал для того, чтобы здешняя сельская жизнь оживилась с помощью завезенных им земледельческих машин — косилок, жнеек, паровых молотилок.
Нынче это уже и вовсе оцивилизованный уголок донецкой земли. Правда, село Сонцовку по поветрию двадцатых годов переименовали на Красное. Тогда все поклонялись этому цвету, как огню.
К 100-летию со дня рождения Сергея Сергеевича Прокофьева в селе была отчуждена мемориальная зона и открыт музей композитора, воссоздана порушенная в начале двадцатых XX века Свято-Петропавловская церковь. И сюда теперь не стыдно возить гостей из-за рубежа. А ко всему и Донецкую областную филармонию с уникальным органом нарекли именем великого земляка.
Всего каких-нибудь десять лет тому назад было воздано должное ему.
===========================


И ещё на будущее: на другом ресурсе я нашёл любопытное свидетельство в двух источниках - как поссорился Прокофьев с Шостаковичем ! :)

http://www.eg.ru/daily/stars/4047/
http://www.kamsha.ru/journal/portrets/int/tolstoy.html

Надо будет не забыть об этом сказать в своё время, когда Дневник Прокофьева дочитаю.
« Последнее редактирование: Март 22, 2010, 15:19:08 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
В инете встретил любопытную мысль, на которую решил среагировать.

Цитата: Дима
В церковь Прокофьев практически не ходил.
Однозначно можно утверждать, что Бог в лоб его при рождении поцеловал. И то, что Прокофьев умер в один день со Сталиным не простая случайность - такие вещи это знак свыше.

:) Я всё же склонен думать, что это, конечно, случайность – а её толкование идёт уже от нашей мнительности и перенасыщенности второстепенной информацией.
И всё же, в чём-чём этому совпадению не откажешь, так это в символичности ! :) Если бы Прокофьев мог узнать, что он умрёт в один день со Сталиным, то он воскликнул бы, что это "страшно шикарно" ! (его любимая присказка). Конечно, он не узнал об этом.
Что касается того, что Прокофьева "бог поцеловал", то сам он был иного мнения. Дело в том, что в самом раннем детстве он, кувыркаясь на кровати, когда родственники побежали встречать гостей, слетел с неё и ударился лбом о кованый сундук и набил себе шишку ("нечеловеческий рёв, все бегут обратно"), которая у него потом лет 20 торчала на лбу и лишь уже в зрелом возрасте выровнялась. Один из музыкантов уже в 20-х годах ХХ-го века трогал её и говорил, что, может, в ней-то и весь талант ? :) Прокофьев по этому поводу острил, что удар лбом о сундук был, по-видимому, первым ярким воспоминанием в его жизни и что это так шикарно – проснуться к жизни от удара в лоб ! :))
Он об этом пишет в "Автобиографии", да и вообще, он большой был шутник. И мать, и отец его к "богу" относились с большой иронией.
Я отчётливо вижу, что если мы будем всерьёз рассуждать о мистике, то рискуем пойти по стопам пианиста Гаврилова, который в каждой поздней сонате Прокофьева усматривает Сталина, ГУЛАГ, торжество зла, прочую дребедень и т.п. Понимаете, какая вещь: если себе вбить что-то в голову, то это (вбитое) очень легко можно найти везде (как говорится, кто ищет, тот всегда найдёт), тем более, что музыка-то инструментальная это невербальное искусство, следовательно, чётко доказать, что в ней "говорится" то-то и то-то, невозможно, как и разумно возразить на всякие выдумки тоже невозможно. И вот тут открывается очень опасный путь для всяческих спекуляций типа гавриловских: можно усмотреть и знак свыше" в одновременной смерти Прокофьева и Сталина, можно найти в музыке и "нескончаемые аплодисменты", и ГУЛАГ, и шествие социального зла, и Гитлера с Муссолини, и т.д. и т.п. Да, всё это очень хорошо и вполне забавно, но это всё же не "Антиформалистический раёк" Шостаковича, где всё было очень выпукло подано. Музыка Прокофьева, как и вообще "музыка" - это многозначное иносказание, лишённое конкретики и всегда принимающее тот облик, который ему склонен придать размышляющий над музыкой исследователь. Достоверным можно признать только то, что идёт от самого автора.
Мне кажется, мы должны быть крайне осторожны в этом.
Кроме того, тов. Сталин, как "большой учёный", позволял себе судить и о литературе, и о музыке и о чём угодно, причём, что любопытно, он был окружён людьми ВЕСЬМА грамотными в области искусства, в т.ч. и музыкального искусства. Об этом уже много раз заходила речь и в различных мемуарах, и на этом форуме, и на других ресурсах ("золотая молодёжь" сталинских времён). Постановление 1948 было вызвано не столько "политической ситуацией", сколько реальной тревогой компартии за судьбы музыкального искусства. Ведь компартия считала себя "родной матерью" советского народа и поэтому стремилась о нём заботиться в меру сил в культурном плане – и, кстати, неплохо это делала !
Но в 1948 году ПРОМАШКА ВЫШЛА !
Выяснилось, что даже компартия не может повернуть "прогресс" вспять даже и "в отдельно взятой стране": декретами направить прогресс искусства в нужном направлении НЕВОЗМОЖНО. Прогресс можно остановить, угробить, но его нельзя повернуть вспять "в прекрасное музыкальное прошлое".
Об этом уже была речь, я не хочу повторяться. Просто дам ссылку:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2316.0

На этом форуме тоже затрагивалась эта проблема, можно найти интересный материал.
Это я всё к тому, что ОДНОЗНАЧНО толковать музыку и вкладывать в неё крайне спорную в плане её наличия конкретику НЕЛЬЗЯ, ибо нельзя даже поступки людей, а тем более, партий и государств трактовать однозначно. Всё не так просто и не так "плакатно".
Прокофьев – с его атеизмом и рационально организованным умом - был достаточно умён, чтобы не понимать, что представляет собой тот режим, во власть которого он вернулся в 30-х годах. И всё же приписывать ему чрезмерное стремление упичкать свою музыку "приметами времени" я не стал бы: это чревато , во-первых, политизацией и "документализацией" его творчества, что ему явно не было органически присуще, во-вторых, это чревато потерей адекватного понимания его композиторского стиля, а в-третьих, это чревато тем, что мы сами себя запутаем, лишив себя этими домыслами возможности приблизиться к понимаю творческих идей великого композитора.
Короче говоря, всё то, о говорится в цитате, очень интересно, но я читаю это с иронической улыбкой, чего и всем тоже желаю: ПОБОЛЬШЕ ИРОНИИ в отношении таких рассказов. Т.е. побольше того, что обильно присутствовало в музыке и Прокофьева, и Шостаковича. Мне кажется, что на этом пути мы их обоих поймём гораздо лучше, нежели если будем всерьёз искать в их вещах "портреты", "аплодисменты" и всяческие персонифицированные "исчадья ада".
Побольше иронии: надо говорить обо всём об этом в характере гипотезы, а не твёрдого знания, которого у нас нету и никогда не будет.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я продолжаю свои "прокофьевские чтения", которые в таком масштабе предпринял впервые: ранее я читал по отдельности разные документы, а теперь я их читаю последовательно в их взаимосвязи.
Вот сейчас я как раз дочитал "Автобиографию" Прокофьева до того рубежного момента (лето 1907 года), когда он, уже обучаясь в Петербуржской консерватории, задумал вести свой новый (полностью опубликованный его потомками лишь в 2002 году) Дневник (но ещё не начал его) и уже инициировал прелюбопытнейшую переписку с Мясковским, которая продолжалась до конца жизни Мясковского (умершего в 1950 году), т.е. почти всю жизнь и самого Прокофьева тоже.
Но прежде чем продолжить, я хотел бы кое-что резюмировать из своих самых общих впечатлений о начале композиторской деятельности Прокофьева, начатой им в Сонцовке и продолженной уже в стенах Петербуржской консерватории, где он сделался настоящим профессионалом.

Возвращаясь к его взрослению на просторах Сонцовки, я хотел бы отметить самую большую "удачу" композитора в его жизни, без которой он никогда не сделался бы великим музыкантом и композитором: его родителей ! Именно они направляли его и всячески поощряли и к музыкальным, и к общеобразовательным занятиям и тщательно следили за его успеваемостью. По сути дела, именно они приучили его к той рационально организованной и планомерной работе, навыки которой позднее позволили композитору воплотить в нотах столь громадное количество своих опусов.
Что любопытно: мать больше направляла и поощряла его на гуманитарном поприще, а отец - на естественно-научном и техническом. Хотя будущий великий композитор не только в разговорах с матерью, жившей с ним в Петербурге, но и в письмах к отцу, оставшемуся в Сонцовке и продолжавшему там работать управляющим, очень тщательно и специфически-детально рассказывал о своих музыкальных успехах. Насколько я могу судить, отцу С.С.Прокофьева вряд ли было интересно многое из музыкальных рассказов сына и даже полагаю, что ему мало что было понятно из той музыкальной специфики, которую тот подробно излагал, но тем не менее, отец, приезжая в Петербург, охотно посещал с ним различные музыкальные мероприятия в Петербурге и вообще, был рад тому, что его держат в курсе дела. Тем более, что он оплачивал все эти путешествия и мероприятия ! :))
Но отец был щедр не только в плане денежных средств, но и вообще по жизни был щедрой натурой и широкой душой: он даже с крестьянами был в ладах, поэтому их усадьбу обходили стороной почти все волнения тех лет (1905 год).
Мать композитора в этом плане была более рафинированной особой, причём, что любопытно, вследствие её собственно интереса к фортепианной игре, которой она всю жизнь очень увлекалась и имела в Сонцовке хороший рояль, ей больше импонировало видеть в сыне будущего пианиста, нежели композитора ! :) В результате Прокофьев сделался и тем, и другим.
Симптоматичен также интерес С.С.Прокофьева к разного рода интеллектуальным играм и занятиям: он отлично играл в шахматы, любил изучать всевозможную технику, в т.ч. и военную - корабли и их вооружение (изучая планы морских сражений и устраивая "морские бои" между собственноручно сделанными бумажными судами, расстреливаемыми из игрушечных пушек и т.п.), паровозы (во время одного из ж\д путешествий он даже упросил машиниста пустить его в кабину паровоза), любил астрономические наблюдения (отец купил ему телескоп) и т.д. Интерес его к науке и технике был непреходящим и сохранился на всю жизнь.
С другой стороны, его интересовало осмысление окружающей его жизни выдающимися писателями и философами - отсюда интерес к различного рода религиозной и философской литературе и всевозможным религиозно-философским учениям, который тоже оставил заметный след в его творчестве. Впрочем, как я полагаю, воспитанный с детства в традициях критического отношения к религии и в обстановке сонцовского практически-бытового, а также естественно-научного, привитого отцом и матерью, осмысления мира, в глубине души Прокофьев всегда оставался позитивистом с пантеистическим оттенком (особо отчётливо провившимся в конце его жизни). Меня в этой уверенности не может поколебать его более поздняя увлечённость "христианской наукой" и другими релизиозно-философскими учениями, которые он рассматривал по бОльшей части в утилитарном аспекте, т.е. как "практическую помощь психолога".
Собственно, при его рационально организованном и сызмальства воспитанном в соответствующем духе уме иначе и быть не могло.
Его детские забавы и детское увлечение науками и искусствами столь плавно перетекли во взрослую жизнь, что никакой границы между "детством" и "отрочеством" у него фактически не было. Как он сам себя называл - "степной мальчик", попав в Петербург, стараниями родителей оказался столь всесторонне готов ко взрослой жизни и к вращению в высокоинтеллектуальных кругах, что попадание в эти круги не только не вызвало появления каких-либо "комплексов", но наоборот, способствовало проявлению даже некоторой задиристости, опять же свойственной ему всю жизнь до самых последних дней.
« Последнее редактирование: Март 31, 2010, 18:36:34 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Опера "Игрок", только что прослушанная мною в Мариинке (Гергиев, Галузин), сподвигла меня продолжить мои "прокофьевские чтения". Тому же способствовали прения в соседнем потоке, где некоторыми посетителями Прокофьеву было отказано в том, чтобы числиться среди великих композиторов ХХ-го века ! :)) Да, это было забавно, но тем не менее напомнило мне о том, что пора бы продолжить изучение материала по этому композитору.
Вдогонку к прежним комментариям к прочитанному - я пока что перечитывал "Автобиографию" - хочу отметить одно любопытное обстоятельство. Все, кто соприкасался с совсем ещё молодым Прокофьевым, т.е., по существу, с мальчишкой - Глиэр, Лядов, Римский-Корсаков, Глазунов, Танеев - все они были ошарашены его переливающейся через край музыкальностью. В рассказах Прокофьева это напрямую не отмечено - вероятно, сам композитор не придавал этому слишком большого значения в эмоциональном плане, хотя отмечал это не без гордости. В самом деле, если вдуматься, кто перечислен в этом списке, то можно просто изумиться: это же величайшие деятели русского музыкального искусства ! На них в те годы держалась едва ли не вся столичная, следовательно, российская система музыкального образования. И все они считали своим долгом поучаствовать в судьбе юного Прокофьева, природные данные которого поражали даже этих видавших виды музыкантов.

С началом занятий Прокофьеву не повезло: прибыв с матерью в Петербург для получения музыкального образования, он "въехал" прямиком в первую русскую революцию - революцию 1905 года. Как он сам пишет, он тогда не понимал, что такое "революция", и был занят и увлечён гораздо более понятными ему проблемами, более связанными с ним лично. Поэтому и революцию он ощутил лишь как помеху собственным музыкальным занятиям: консерватория была надолго официально закрыта, студенчество бунтовало, причём, как следует из его рассказов, большей частью попусту, но поскольку шуму-гаму было много и занятиям это сильно мешало, от греха подальше сами преподаватели посоветовали консерваторию закрыть до лучших времён.
К счастью, лучших времён не пришлось ждать слишком долго, консерватория открылась снова, и в перерыве между революциями Прокофьев сумел получить необходимую ему профессиональную музыкальную закваску, причём, не только композиторскую, но и, в т.ч., пианистическую, в результате чего до начала 1-й Мировой войны, в которой он лично сам никак не участвовал и отношения к ней не имел, воспринимая её опять же как помеху музыкальным занятиям, но о которой он получал потрясающие в своей откровенности фронтовые письма своего друга Мясковского, он уже вырос в музыкальную величину мирового значения и к тому моменту был автором многих сочинений, и поныне составляющих его мировую композиторскую славу.
« Последнее редактирование: Июнь 24, 2010, 11:58:25 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Цитата из книги А.Кончаловского "Низкие истины",  Коллекция "Совершенно секретно", Москва, 2000, т.1. Начало, стр. 31.

"Дед очень ценил  Прокофьева. Забавно, но в доме сдержанно относились к Шостаковичу. Казалось бы, сейчас обстоит наоборот: Шостакович возведен на пьедестал, Прокофьева считают конъюнктурщиком. Мне кажется, Прокофьев мировой критикой недооценен.

 Когда дед писал портрет Прокофьева, тот сочинял "Мимолетности", подходил к роялю, наигрывал куски. Однажды во время такого музицирования дед сказал:

- Сергей Сергеевич, вот тут бы подольше надо, продлить бы еще...
- В том то и хитрость. Как раз потому, что вам хочется здесь подольше, я и меняю тональность."