Автор Тема: Латвия: опера и классическая музыка  (Прочитано 32681 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Латвийская национальная опера

Официальный сайт:
http://www.opera.lv


 
История рижской Оперы восходит к середине XIX века. Интересно, что с 1837 по 1839 год главным капельмейстером Риги был Рихард Вагнер. В 1863 году было построено здание Национального театра, в котором первоначально располагался немецкий театр. После пожара 1882 года здание было реконструировано и приобрело современный облик. В качестве Национальной оперы театр работал с 1919 года.
На сцене рижского оперного театра начинали свою карьеру Михаил Барышников, Марис Лиепа, Александр Годунов.

  Национальная опера Латвии - самый большой и самый известный музыкальный театр в стране. С момента своего основания в 1918 году Национальная опера стала центром музыкальной жизни Латвии. Великие мастера, талантливые актеры и гениальные режиссеры искали новые формы художественного выражения, передавали свое мастерство новым поколениям артистов, сохраняли традиции театра, формировали новую оперную аудиторию. За менее чем столетнию историю театра его репертуар охватил все шедевры оперного искусства. Все известные оперы немецких, итальянских, французских и русских композиторов 19 века были поставлены на его сцене. Оперное искусство 20 века представлено произведениями таких выдающихся композиторов, как Штраус, Альберт, Шиллинг, Кшенек, Рейнбергер, Яначек и других. Особое внимание в театре уделяется сохранению национальных оперных традиций. Произведения латвийских композиторов Яниса Мединьша, Язенса Мединьша и Яниса Калниньша поистине стали украшением репертуара театра. Блестящие спектакли, высокий художественный уровень труппы, яркие солисты завоевали сердца поклонников во многих странах мира.

  Но театр славиться не только оперными, но и прекрасными балетными постановками. Балетная труппа театра снискала признание во всем мире благодаря солистам Михаилу Барышникову, Александру Годунову, Марису Лиепе. Профессиональный балет в Риге стал развиваться с 1919 года в составе Национальной оперы Латвии. В 1922 году самый первый балет в Риге "Напрасная любовь" был представлен на суд зрителей. Художественным руководителем и вдохновителем первой постоянной балетной труппы города Риги был директор и хореограф Мариинского театра Николай Сергеев.

  Балетная трупа театра выросла в группу артистически одаренных и технически сильных артистов, которые продолжают традиции театра и работают над новыми постановками классической и современной хореографии, сочетая традиции мирового балета и уникальный национальный характер.

  Национальная опера родилась в одно время с Латвийским государством – в 1918 году была провозглашена независимая республика, а уже 23 января 1919 года в опере давали первый спектакль – «Летучего голландца» Рихарда Вагнера. Эта дата и считается днем основания ЛНО.

  Ежегодно на сцене ЛНО ставятся три-четыре оперных и два-три балетных спектакля, по качеству не уступающих лучшим мировым образцам. Для постановки спектаклей часто приглашаются зарубежные мастера – певцы, режиссеры, хореографы. Репертуар ЛНО чрезвычайно широк – это и барочные оперы («Альцина», «Акид и Галатея» Генделя), и классические оперы и балеты (Верди, Пуччини, Моцарт, Вагнер, Чайковский, Адан, Делиб), и произведения латышских и зарубежных композиторов 20-го века («Поворот винта» и «Ноев ковчег» Бриттена, «Птичья опера» Яниса Лусенса, «Живая вода» Илоны Бреге).

  Артисты ЛНО с успехом выступали в европейских странах, Гонконге, Тайване, Израиле, России. Оперная труппа неоднократно участвовала в различных европейских фестивалях – в Далхалле (Швеция), Савонлинне (Финляндия), Висбадене (Германия).

  С 1998 года ЛНО ежегодно проводит Рижский оперный фестиваль. В течение двух недель поклонникам оперной музыки предлагаются премьеры и лучшие спектакли последнего сезона в исполнении выдающихся дирижеров и солистов.

  В 1991-1995 гг. опера была закрыта на реконструкцию, после которой обрела новые роскошные интерьеры и современные технические возможности сцены. ЛНО руководит талантливая творческая команда – гендиректор Андрей Жагарс, художественный руководитель Артур Маскатс, балетную труппу возглавляет Айвар Лейманис, а главным дирижером в 2003 году стал Андрис Нелсонс.
« Последнее редактирование: Апрель 01, 2010, 15:33:30 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Латвийская национальная опера (Рига)
« Ответ #1 : Апрель 01, 2010, 15:25:17 »
Репертуарный срез на текущий момент (апрель 2010 года):

1 T 19:00 B The Fountain of Bakhchisaray Conductor: Normunds Dreģis
See all cast Maria: Sabīne Guravska
Girey Khan: Raimonds Martinovs
Zarema: Elza Leimane
Vatzlav: Zigmārs Kirilko
Nurali: Ulvi Azizov
Maria's Friends: Rita Lukašēvica, Yuka Miyake
Vatzlav's Friends: Arturs Sokolovs, Viktors Seiko
 -20% only on April 1 2.50 - 17.00 Ls  Buy 


3 S 19:30 K Anniversary Concert by Choir Kamēr... Conductor: Māris Sirmais
    Buy 

7 W 19:00 B Swan Lake Conductor: Farhads Stade
See all cast Odette: Yuka Miyake
Odile: Anastasia Chumakova
Prince Siegfried: Sergei Neikshin
Rothbart: Ringolds Žigis
Jester: Intars Kleinhofs
Pas de trois: Rita Lukašēvica, Sabīne Guravska, Aleksandrs Latišonoks
 -30% only on April 1 2.50 - 17.00 Ls  Buy 

8 T 19:00 O Nabucco Conductor: Aigars Meri
  Close Performance   

9 F 19:00 B Don Quixote Conductor: Farhads Stade
See all cast Kitri: Jūlija Gurviča
Basile: Aleksei Avechkin
Rositta: Iļana Puhova
Espada: Sergei Neikshin
Kitri's Friend: Rita Lukašēvica, Yuka Miyake
Lady of Dryads: Sabīne Guravska
 Last time this season! 2.50 - 12.00 Ls  Buy 

10 S 19:00 O Madama Butterfly Conductor: Alexander Anissimov
See all cast Cio-Cio-San: Sandra Janusaite
Pinkerton: Dmytro Popov
Suzuki: Olga Jakovļeva
Sharpless: Jānis Apeinis
Kate: Evija Martinsone
Goro: Guntars Ruņģis
Prince Yamadori: Nauris Puntulis
The Bonze: Romāns Poļisadovs
The Imperial Commissioner: Armands Siliņš
  2.50 - 17.00 Ls  Buy 

11 S 12:00 N The Tale of the Dollmaker  New Hall  Buy 

11 S 15:00 B Coppélia Conductor: Normunds Dreģis
See all cast Swanilda: Elza Leimane
Franz: Raimonds Martinovs
Doctor Coppelius: Genādijs Gorbaņovs
Swanilda's Friend: Aleksandra Djomina, Laine Paiķe
Franz's Friend: Aleksandrs Latišonoks, Viktors Seiko
Tramp: Intars Kleinhofs, Ulvi Azizov
Coppelia the Doll: Iļana Puhova
  2.50 - 12.00 Ls  Buy 

11 S 15:00 N The Tale of the Dollmaker  New Hall  Buy 

11 S 17:00 K Concert by the LNO Artists in Valka Conductor: Normunds Vaicis
     
14 W 19:00 O Don Giovanni Conductor: Mikhail Tatarnikov
See all cast Don Giovanni: Jānis Apeinis
Commendatore: Romāns Poļisadovs
Donna Anna: Elena Voznessenskaya
Don Ottavio: Viesturs Jansons
Donna Elvira: Kristīne Opolais
Leporello: Rihards Mačanovskis
Masetto: Armands Siliņš
Zerlina: Gunta Davidčuka
 -40% only on April 1 2.50 - 17.00 Ls  Buy 

15 T 19:00 B Le Corsaire Conductor: Farhads Stade
See all cast Medora: Jūlija Gurviča
Gulnare: Rita Lukašēvica
Conrad: Aleksei Avechkin
Slave Trader: Viktors Seiko
Slave: Zigmārs Kirilko
Birbanto: Arturs Sokolovs
Flower Seller: Intars Kleinhofs
Odalisque: Iļana Puhova, Yuka Miyake, Sabīne Guravska
 -30% only on April 1 2.50 - 12.00 Ls  Buy 

16 F 19:00 O Werther Conductor: Modestas Pitrenas
See all cast Werther: Xavier Moreno
Charlotte: Olga Jakovļeva
Sophie: Gunta Davidčuka
Albert: Jānis Apeinis
Bailiff: Romāns Poļisadovs
 -50% only on April 1 2.50 - 17.00 Ls  Buy 

16 F 19:30 N Lightness (electro-acoustic story) See all cast
Central Character: Kirils Burlovs
Supporting Character (saxophone): Oskars Petrauskis
Supporting Character: DJ Krii, Altera Veritas
Supporting Character (electric violin): Liene Kļava
Supporting Character (double bass): Kristaps Pētersons
 New Hall; no standing rooms  Buy 

17 S 15:00 K Solo Concert by Inga Šļubovska  Dress Circle Hall  Buy 

17 S 19:00 B Tango plus. Voyages See all cast
Tango Plus: Jūlija Gurviča, Sergei Neikshin, Raimonds Martinovs, Rita Lukašēvica, Yuka Miyake, Tatjana Vasiļčenko, Arturs Sokolovs, Ulvi Azizov
Voyages: Jūlija Gurviča, Aleksei Avechkin, Sergei Neikshin, Raimonds Martinovs, Rita Lukašēvica, Yuka Miyake, Arturs Sokolovs, Ulvi Azizov
 -20% only on April 1 2.50 - 17.00 Ls  Buy 

17 S 19:30 N Lightness (electro-acoustic story) See all cast
Central Character: Kirils Burlovs
Supporting Character (saxophone): Oskars Petrauskis
Supporting Character: DJ Krii, Altera Veritas
Supporting Character (electric violin): Liene Kļava
Supporting Character (double bass): Kristaps Pētersons
 New Hall; no standing rooms.  Buy 

18 S 12:00 O Birds' Opera Conductor: Andris Veismanis
See all cast Dr. Dolittle: Viesturs Jansons
Gub-Gub the pig: Ilona Bagele
Jip the dog: Imants Erdmans
Polynesia the parrot: Baiba Berķe
Pipinella a canary: Evita Zālīte
Cheep a canary: Andris Lapiņš
The Naughty Sparrow: Ikars Samardžijevs
Mr. Dornton: Krišjānis Norvelis
The Badger: Armands Siliņš
The Birds Seller: Kārlis Saržants
  2.50 - 12.00 Ls  Buy / Book 

18 S 19:00 O Birds' Opera Conductor: Andris Veismanis
See all cast Dr. Dolittle: Nauris Puntulis
Gub-Gub the pig: Andžella Goba
Jip the dog: Juris Ādamsons
Polynesia the parrot: Kristīne Zadovska
Pipinella a canary: Kristīne Gailīte
Cheep a canary: Guntars Ruņģis
The Naughty Sparrow: Andris Kipļuks
Mr. Dornton: Romāns Poļisadovs
The Badger: Raimonds Bramanis
The Birds Seller: Rihards Mačanovskis
 -10% only on April 1 2.50 - 12.00 Ls  Buy 

18 S 19:30 B Aplam See all cast
Soloists: Yuka Miyake, Kristīne Kitnere, Nataļja Lipska, Laine Paiķe, Laura Grāvere, Karīna Tarānova, Aleksei Avechkin, Zigmārs Kirilko, Ringolds Žigis, Arturs Sokolovs, Žans Mergoļds, Aleksandrs Latišonoks
 New Hall; no standing rooms.  Buy 

19 M 19:00 N 15th International Baltic Ballet Festival. Georges Momboye Dance Group (France) “BOYAKODAH”    4.00 - 25.00 Ls  Buy / Book 

21 W 19:00 B Der Sandmann Conductor: Normunds Šnē
  -40% only on April 1 2.50 - 12.00 Ls  Buy 

22 T 19:00 O La Traviata Conductor: Normunds Vaicis
See all cast Violetta Valéry: Sonora Vaice
Alfredo Germont: Andris Ludvigs
Giorgio Germont: Samsons Izjumovs
Flora: Kristīne Zadovska
  2.50 - 17.00 Ls  Buy / Book 

23 F 19:00 B Swan Lake Conductor: Farhads Stade
See all cast Odette: Yuka Miyake
Odile: Jūlija Gurviča
Prince Siegfried: Aleksei Avechkin
Rothbart: Arturs Sokolovs
Jester: Intars Kleinhofs
Pas de trois: Iļana Puhova, Jolanta Lubeja, Viktors Seiko
  2.50 - 17.00 Ls  Buy / Book 

24 S 12:00 N   New Hall  Buy 

24 S 15:00 N   New Hall  Buy 

24 S 19:00 O Un Ballo In Maschera Conductor: Atvars Lakstīgala
See all cast Gustavo III: George Oniani
Count Anckarström: Jānis Apeinis
Amelia: Liene Kinča
Ulrica: Ilona Bagele
Oscar: Gunta Davidčuka
  2.50 - 17.00 Ls  Buy / Book 

25 S 19:00 O L’elisir D’amore Conductor: Modestas Pitrenas
   2.50 - 17.00 Ls  Buy / Book 

25 S 19:30 B Aplam See all cast
Soloists: Yuka Miyake, Kristīne Kitnere, Nataļja Lipska, Laine Paiķe, Laura Grāvere, Karīna Tarānova, Aleksei Avechkin, Zigmārs Kirilko, Ringolds Žigis, Arturs Sokolovs, Žans Mergoļds, Aleksandrs Latišonoks
 New Hall; no standing rooms.  Buy 

27 T 19:00 N 15th International Baltic Ballet Festival. Gala Concert   4.00 - 35.00 Ls  Buy / Book 

28 W 19:00 O Madama Butterfly Conductor: Alexander Anissimov
See all cast Cio-Cio-San: Sandra Janusaite
Pinkerton: Dmytro Popov
Suzuki: Olga Jakovļeva
Sharpless: Jānis Apeinis
Kate: Evija Martinsone
Goro: Guntars Ruņģis
Prince Yamadori: Nauris Puntulis
The Bonze: Romāns Poļisadovs
The Imperial Commissioner: Armands Siliņš
  2.50 - 17.00 Ls  Buy / Book 

29 T 19:00 B Giselle Conductor: Farhads Stade
See all cast Giselle: Elza Leimane
Prince Albert: Raimonds Martinovs
Hilarion: Andris Pudāns
Myrtha: Iļana Puhova
Wedding Pas De Deux: Sabīne Guravska, Zigmārs Kirilko
 -20% only on April 1 2.50 - 12.00 Ls  Buy 

30 F 19:00 O Werther  CANCELED   

30 F 19:30 N Lightness (electro-acoustic story) See all cast
Central Character: Kirils Burlovs
Supporting Character (saxophone): Oskars Petrauskis
Supporting Character: DJ Krii, Altera Veritas
Supporting Character (electric violin): Liene Kļava
Supporting Character (double bass): Kristaps Pētersons
 New Hall; no standing rooms.  Buy 
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Латвийская национальная опера (Рига)
« Ответ #2 : Апрель 01, 2010, 15:30:44 »
К сожалению, не совсем ясно, на кого ориентирован оперный интернет-сайт Латвии ! :) Русского перевода нет, есть тексты на латышском и на английском языке. Как, впрочем, не совсем ясно, на кого ныне ориентирован и сам рижский оперный театр. Насколько я могу судить, сильного притока людей из Европы туда не наблюдается, а возможный приезд российского контингента, судя по оформлению сайта и отсутствию перевода текстов на русский язык, во внимание не принимается.
В общем, ситуация более чем странная, но я надеюсь, что с течением времени всё само собой разъяснится.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Латвийская национальная опера (Рига)
« Ответ #3 : Апрель 18, 2010, 20:04:26 »
18.03.2010

премьера

http://www.chas-daily.com/win/2010/03/18/g_018.html?r=33
   
«Набукко»: не подогретый суп, а свежее блюдо



   18 марта после трехлетнего перерыва состоится премьерный показ восстановленной оперы Джузеппе Верди «Набукко» с реконструированными костюмами Кристины Пастернак и декорациями Андриса Фрейбергса. Режиссер Гунтис Гайлитис остался верен классической трактовке произведения, но при этом постарался копнуть глубже в плане мыслей и чувств.

В репертуар Латвийской национальной оперы возвращается гениальная опера Верди

Феномен «Набукко»

Опера «Набукко» была написана в 1841 году и поставлена на сцене Ла Скала в 1842-м. То был настоящий триумф. Публика аплодировала практически после каждого выхода, и на следующий день новая постановка была главной темой для разговоров в городе.

«Набукко», третью из двадцати пяти опер, созданных Верди, окружает ореол таинственности. История случайного написания оперы стала легендой. Не повстречай Верди либретто Солера, не вырони его из рук, не раскройся оно прямо на странице с текстом для хора пленных иудеев - гений Верди так и не раскрылся бы миру. Верди уже было решил больше не сочинять, но только ради того, чтобы положить на музыку библейский сюжет, изменил своему решению. Именно «Набукко» переломил судьбу композитора и заставил забыть провал двух его первых произведений. Сам Верди считал, что с этой оперы началась его композиторская карьера.

Критики называли «Набукко» «драмой для хора». Хор пленных иудеев из «Набукко» - Va, pensiero sullali dorate... - сделался вторым национальным гимном. Именно он звучал при открытии Ла Скала после войны. Его пел народ на похоронах самого Верди. Ему было суждено стать одним из самых известных оперных хоровых номеров всех времен. Этот музыкальный фрагмент из «Набукко» многие десятилетия был одним из немногих номеров, которые было разрешено исполнять на бис в Метрополитен-опера.

Тем не менее на оперных сценах «Набукко» не стала столь популярной, как другие оперы Верди. К примеру, она никогда не шла в московском Большом театре, а в питерской Мариинке была поставлена один раз - в 1851 году. В последние десятилетия «Набукко» ставили в Вероне (1981, 2007), Ла Скала (1987), Австралийской опере (1996), Венской государственной опере (2001), нью-йоркской Метрополитен-опера (2002), в театре Дженова Карло Феличе (2004), в Городском театре Пьяченца (2004), на Оперном фестивале Св. Маргариты в Австрии (2007). В 2006 году Андрейс Жагарс поставил новаторскую «Набукко» в Московском новом оперном театре. Он перенес действие в 30-е годы XX века, во времена диктатуры Гитлера, Муссолини, Сталина.

О власти, Боге и любви

«Набукко» - это эпическое сочинение, напоминающее ораторию. Действие происходит в Иерусалиме в VI веке до нашей эры. Кипят языческие страсти... Войска Вавилона осаждают Иерусалим. Первосвященник Иерусалима пророк Захария старается укрепить в своей пастве веру в спасение. В заложницы взята дочь вавилонского царя Набукко. Набукко приказывает разрушить Иерусалимский храм и взять в плен побежденных. Захария проклинает завоевателей и, оказавшись в плену, продолжает взывать к Богу, предрекая скорое падение Вавилона. Внезапный удар молнии лишает Набукко рассудка.

Его незаконнорожденная дочь Абигайль мечтает занять трон и решает вместе с пленными отправить на казнь свою соперницу и сводную сестру - дочь Набукко Фенену. Она требует у безумного отца подписать приговор и сажает его в темницу. Но добро побеждает: прося прощения у Бога, Набукко вновь обретает разум и предотвращает кровопролитие. Коварная Абигайль кончает с собой. В центре внимания не только заговор и борьба за власть, но и отношения в любовном треугольнике Фенены, Абигайль и Исмаила, внука правителя Иерусалима.

После сочинения «Набукко» Верди стали называть «маэстро революции». Чем проникнута музыка этой оперы: призывами к борьбе, жаждой крови, страхом перед неизбежным кровопролитием, трепетом ужаса перед грядущим? Каждое поколение трактовало произведение по-своему. Бывало, что с легкой руки цензоров и режиссеров (уж не знаю, смелых или трусливых) еврейская тема вообще исчезала, действие переносилось в другое место, в другое время, менялись герои. Что только запутывало зрителя и уводило его от исторической правды.

На латвийской сцене

Впервые в Латвийской национальной опере «Набукко» была показана в канун 1997 года. Весной 2007-го оперу сняли из репертуара, хотя недостатка в зрителях не было. В роли Захарии до 2000 года блистал бас Николай Горшенин. После его смерти на эту роль приглашали гастролеров (был среди них и литовский певец Владимир Прудников), а позже ввели Романа Полисадова. С помощью Карлиса Зариньша он разучил партию за два месяца и последние десять постановок исполнял Захарию один. Войдя во вкус, он был удивлен снятию спектакля: «Не понимал, почему. Зал полон, хор прекрасен, костюмы великолепны!» Не удивительно, что он искренне обрадовался возможности снова исполнять арии Захарии (во втором составе поет Кришьянис Норвелис).

Роль Фенены (меццо-сопрано) опять отдана Кристине Задовской (во втором и третьем составе - Ольга Яковлева и Лаура Грецка). Певица отмечает, что за эти годы она стала мудрее, в том числе в плане вокала, и ответственнее «в 155 раз». Наивность молодости сменилась профессиональным опытом.

К любимой партии Набукко возвращается баритон Самсон Изюмов (второй состав - Владимир Петров). Когда-то роль Абигайль стала одной из лучших в карьере Иевы Вилюмы. Сейчас партию внебрачной дочери Набукко поют сопрано Элена Небера и Юлиана Баварска. В роли Измаила - теноры Андри Людвигс, Раймонд Браманис, Виестурс Янсонс.

Руководит оркестром молодой дирижер Айгарс Мери. Он согласен, что такое сложное произведение, как «Набукко», - вызов для него, но при этом подчеркивает: «Не думаю, что это мне не по силам».

В целом это очень массовая постановка. Оркестр - 70 человек, хор - 65 человек, солисты... В принципе надо было бы два хора: евреев и вавилонян. Но пришлось ограничиться переодеванием одного хора.

Режиссер как археолог

- По смыслу и насыщенности содержания это первая опера в мире, - уверен режиссер Гунтис Гайлитис. - Там затронуты проблемы семьи, власти, человеческого эго, религиозной нетерпимости, божественного суда и прощения. Это фантастическая опера! Моя самая любимая. Она содержит и рождает очень много мыслей. Потому я считаю, что она очень современная. И чтобы понять это, не обязательно переносить действие оперы в наш век. Я стараюсь донести ее современное звучание через оперную романтику. Моей задачей как режиссера было соединить исторический контекст, сценографическую условность и современное мышление. Навести мостик между атмосферой того далекого прошлого и наших дней. До рождества Христова или после человек остается человеком - со всеми низменными страстями и верой в Спасителя.

Мне кажется, Верди выполнил божественную миссию. В этой опере он показал, как человек проживает свою жизнь, на что он ее тратит и к чему в конце концов приходит. Люди не меняются - они хотят больше власти, больше денег. Посмотрите на Набукко: ему уже не нужен Бог, он сам Бог. За жестокость и самовозвеличивание он поплатился рассудком. Но Бог не только карает, он прощает раскаявшихся. Финал оперы - прощение - вселяет надежду на светлое будущее, а любовь дает импульс к возрождению и решению проблем.

Восстановленная «Набукко» - не подогретый суп, а свежеприготовленное блюдо. Я просил артистов и музыкантов не привязываться к прежнему исполнению, а глубже вникнуть в содержание произведения.

Режиссер оперы как археолог. Двигаясь к сути, он должен снимать слой за слоем. Искать зерно и интерпретировать то, что есть, а не придумывать что-то новое. Первая постановка была более эпической, сейчас я бы сказал, это вокальный театр. Мне интересен внутренний мир героев - главных и второстепенных - и передача его через голос; единая работа солистов, хора, оркестра.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Большая гильдия
« Ответ #4 : Апрель 18, 2010, 20:09:06 »
15.04.2010

«Пуритане»: голоса из шести стран

http://www.chas.lv/win/2010/04/15/g_007.html?r=33
   
   15 и 17 апреля на сцене Большой гильдии латвийским ценителям классической музыки впервые в концертной версии будет представлена опера Винченцо Беллини «Пуритане».



Главный дирижер Латвийского Национального симфонического оркестра Карел Марк Шишон собрал для этого уникального проекта международный состав солистов.

По приглашению Шишона в Латвию прибыли сопрано Елена Горшунова из Санкт-Петербургского Мариинского театра, теноры Иван Магри из Италии и Космин Маркович из Румынии, баритоны Паул Армин Эделман из Австрии и Дони Рей Алберт из США. К ним присоединятся латвийские исполнители: меццо-сопрано Кристине Задовска и бас Кришьянис Норвелис. Для Риги такая география солистов в одной постановке редкое явление.

Концертные постановки опер с участием Латвийского Национального симфонического оркестра (ЛНСО) и дирижера Карела Марка Шишона успели стать традицией и полюбиться публике. «Золушка», «Тоска», «Капулетти и Монтекки», «Аида» стали событиями в культурной жизни Латвии.

С одной стороны, опера в форме концерта лишена режиссуры, сценического действа, декораций и костюмов, что несколько лишает ее зрелищности. Но с другой - дает возможность насладиться качественным музыкальным материалом, не отвлекаясь на всякую мишуру.

- Элитарность оперного искусства сейчас как-то сходит на нет, - объясняет Рейнис Галениекс, менеджер международных проектов сотрудничества ЛНСО. - Режиссеры-новаторы делают коммерческие представления и, чтобы привлечь публику, нагружают постановку внешними эффектами, раздевают певцов, переворачивают все с ног на голову. Дирижеры считают, что такое вольное обращение с материалом только портит музыкальное произведение. Постановки превращается в долгие творческие лаборатории. Если раньше классическую постановку делали за три недели, то на новое осмысление требуется шесть-семь недель. Артистов это выбивает из графика и вынуждает надолго привязываться к одному проекту и месту. Длительная подготовка не всегда целесообразна.

«Пуритане» в Риге шли лет... 150 назад. Больше оперу никто не ставил и не привозил. Это последняя опера итальянского композитора-романтика Беллини, премьера которой состоялась в 1835 году в Париже. Сам автор обозначил свое произведение как melodramma serio. Сюжет был подсказан одноименным историческим романом Вальтера Скотта, хотя либретто было написано по пьесе французских авторов. В основе - история любви на фоне событий гражданской войны в Англии XVII века. Литературную традицию романтизма опера продолжает с помощью мелодических средств.

Почему именно «Пуритане»? Как поясняет Галениекс, маэстро выбирает оперу для концертной постановки исходя их вокальных данных конкретного круга исполнителей. У Шишона есть особый список из 30- 40 фамилий. На них он и ориентируется, берясь за очередной оперный проект. Идея вызревает в течение двух лет. 4- 5 солистов из-за границы, пара местных - и можно приниматься за работу.

Главный критерий - высокий артистический уровень. Опера «Пуритане» относится к категории бельканто. Для нее нужны красиво звучащие голоса. Драматизм исполнения, большие эмоции в данном случае второстепенны.

Елена Горшунова два года назад пела в Риге партию Джульетты в концертной версии другой оперы Беллини - «Капулетти и Монтекки». У Шишона уже тогда зародилась идея пригласить гостью из Санкт-Петербурга в новый проект. Что и было сделано. В «Пуританах» Горшунова исполнит партию главной героини Эльвиры.

- Тогда я впервые встретилась с Элиной (Гаранчей. - Авт.) и Карелом, - вспоминает момент знакомства с дирижером Елена Горшунова. - Элина хотела петь «Капулетти и Монтекки» с какой-нибудь русской певицей. Ей показали мою запись, она услышала мой голос и решила, что у нас с ней неплохо получится. Так и вышло. Последний раз мы пели вместе в июле на концерте Элины Гаранчи в Вене. Она прекрасный человек. Жаль, что она уехала и я ее не застала в Риге. Карелу я хочу сказать: «Браво, маэстро!» Он не требует ничего сверхъестественного. Я чувствую себя с ним свободно. Наверное, мы друг друга понимаем.

Карел Марк Шишон ищет свою нишу в европейском музыкальном искусстве. И, судя по всему, очень успешно. Оперный проект - это музыкальный продукт, и если «Пуритане» с успехом пройдут в Риге, а затем в Испании, можно будет предложить его для Венского и других оперных театров Европы.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Латвийская национальная опера (Рига)
« Ответ #5 : Июль 06, 2010, 00:00:33 »
Триптих Пуччини впервые полностью на латвийской сцене

http://www.operanews.ru/10070404.html

В Риге прошла премьера «Триптиха». На сцене Латвийской Национальной оперы уже шли оперы "Джанни Скикки" и "Сестра Анжелика", но полностью "Триптих" был показан впервые. Сопрано Асмик Григорян блистала во всех трех операх. Ее достойным партнером в партии Луиджи («Плащ») выступил бразильский тенор Тьяго Аранкам (Thiago Arancam).

Режиссер-постановщик Виестурс Кайрисс (Viestrurs Kairiss) щедро использовал кинематографические приемы для усиления психологического эффекта, отмечает обозреватель газеты «Financial Times». Так, к примеру, он вывел на сцену призрак мертвого ребенка в «Плаще». Его «Сестра Анжелика» мрачна и зловеща, не оставляет персонажам ни единого шанса на личное счастье. А «Джанни Скикки» по контрасту поставлена живо и остроумно.

«Триптих» украсил афишу ежегодного оперного фестиваля в Риге, уже тринадцатого по счету, который по традиции проходит в июне и обязательно включает как минимум одну премьеру. В этом году в фестивальной программе также спектакли «Леди Макбет Мценского уезда», «Макбет», «Вертер», «Любовный напиток».
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Латвия: оперный фестиваль в Сигулде
« Ответ #6 : Август 11, 2011, 16:06:55 »
Газета "Коммерсантъ", №143 (4684), 05.08.2011

http://www.kommersant.ru/doc/1691028
 
Бельканто для "Онегина"
Оперный фестиваль в Сигулде

В латвийском городе Сигулда прошел XIX Международный оперный фестиваль. Его главными событиями стали сделанная режиссером Юрием Александровым и сценографом Вячеславом Окуневым постановка "Евгения Онегина" и гала-концерт с большой интернациональной командой успешных оперных артистов. На фестивале, прошедшем при поддержке банка Rietumu, побывал СЕРГЕЙ ХОДНЕВ.


В Латвии, нежданно-негаданно ставшей в нулевые чуть ли не главной оперной страной среди бывших союзных республик, хорошие оперные фестивали не в диковинку. Достаточно вспомнить проводимый Латвийской национальной оперой Рижский оперный фестиваль. С которым фестиваль в Сигулде не то чтобы сознательно конкурирует: у него иной масштаб, но он на несколько лет старше рижского (и очень гордится тем, что привечал Анну Нетребко еще тогда, когда она не превратилась в сегодняшнюю сиятельную La Netrebko). У него неплохие артистические связи, разумные запросы, отличный оркестр, в основном, кстати сказать, состоящий из оркестрантов Национальной оперы, и вдобавок бонус в виде специфики места. Фестивальные события проходят на сцене, выстроенной среди готических руин рыцарского замка XIII века.


Open-air и превратности микрофонного звука, с одной стороны, вроде бы не самая хорошая рекомендация для серьезного оперного фестиваля, особенно если принимать во внимание довольно печальные результаты, которыми оборачивались попытки устроить разнообразные оперные события на пленэре в Москве. Но приятный (и поучительный) сюрприз фестиваля в Сигулде это именно звук, выстроенный качественно, тщательно и, главное, с беспрекословным учетом особенностей оперной музыки, будь то условия спектакля или концерта.


Со спектаклем впечатления вышли немного смазанными: постановка Юрия Александрова оказалась сделанным на живую нитку спектаклем, в котором богатство сценографии (хотя и дополненной интересной световой работой) не шло дальше выстроенной посреди сцены ампирной ротонды, под куполом которой висела хрустальная люстра, а самые важные психологические подробности реализовывались скорее в импровизационном ключе. Это был такой спектакль, в котором постановочные идеи и схемы мизансцен вроде бы довольно складны, но то и дело оставляют впечатление некоторого дежавю. То в изображении сладкого быта ларинской усадьбы возникнут чеховские тона, то Татьяна в кульминации сцены письма раскинет руки под люстрой, то Онегин в прелюдии к сцене Татьяниных именин появится, намекая на сон героини, в медвежьей маске. Впрочем, моменты, претендующие на оригинальность, безусловно, есть — Ленский в качестве трогательно нелепого maitre des plaisirs у Лариных, дирижирующего любительским хором обитателей усадьбы. Или Татьяна Гремина, являющаяся на балу, вы не поверите, в малиновом берете с огроменным пером — ну очень хочется верить, что это просто сарказм и ирония.


Зато этот "Онегин", конечно, добирал свое в музыкальной части. Не только благодаря дотошному маэстро Александрсу Вилюманису (дирижер из Латвийской национальной оперы, где есть свой собственный "Онегин") за пультом, но и в силу кастинговых удач: Ольга в исполнении интенсивно работающей в Европе петербурженки Марии Горцевской, экспертный Ленский Евгения Акимова, Онегин, обаятельно спетый как бы "под Хворостовского" американцем Нейтаном Ганном, и, наконец, удивительная попытка спеть Татьяну легко, звонко, в чуть ли не белькантовом ключе от Майи Ковалевской — уроженки Латвии с первоклассной западной карьерой.


В бельканто на сигулдском фестивале, как выяснилось, вообще знают толк. Вразрез с обычаями подобных мероприятий, скажем, в России, значительную часть программы финального гала-концерта составляли именно белькантовые номера из "Золушки", "Севильского цирюльника". "Итальянки в Алжире" Россини, а также "Лукреции Борджа" и "Любовного напитка" Доницетти. Отличным латвийским певцам — таким, как сопрано Инга Шлюбовска, меццо Мадара Дзедатайя и универсальный бас-баритон Кришьянис Норвелис — опять довелось составить компанию их коллегам из других стран. Так что в итоге в программе значились имена как блистательно справившейся что с Россини, что с Римским-Корсаковым Марии Горцевской, так и словака Павола Бреслика (уже перегруженной ангажементами новой звезды среди лирических теноров), запомнившегося образцовым романсом Надира из "Искателей жемчуга". Пестрый интернациональный состав, как оказалась, вполне удачно лег на структуру программы, в которой нашлось место и бельканто, и Моцарту, и хитовому Верди, и русским романсам, и даже песне про атамана Кудеяра и 12 разбойников.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Helene

  • Гость

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Латвия: опера и классическая музыка
« Ответ #8 : Декабрь 17, 2011, 20:01:44 »
«Гибель богов» Вагнера в Латвийской национальной опере: боги гибли в бане
В Латвийской национальной опере не просто осилили «Гибель богов», но сделали по этой сложнейшей опере Вагнера спектакль, полный саспенса и юмора

Дмитрий Циликин
Vedomosti.ru

01.12.2011, 00:27

http://www.vedomosti.ru/lifestyle/lifestyle-culture/news/1439944/bogi_pogibli_v_bane

Чайковский писал: «Все эти Вотаны, Брунгильды, Фрики и т. д. так невозможны, так нечеловечны, так трудно принимать в них живое участие…» И правда: неизвестно, что сложней — поднять эту пятичасовую вокально-симфоническую махину или понять и дать почувствовать нам, кто такие эти персонажи запутанного и напыщенного сюжета и что меж ними происходит.

В Риге удалось и то и другое. Дирижирует молодой многообещающий немец Корнелиус Мейстер — весьма достойно. Интернациональный состав певцов высокопрофессионально озвучивает голосоломные партии. Но и актерски все работают отменно.

Зигфрид (Ларс Клевеман) и Брунгильда (превосходная Кэтрин Фостер) обитают в бревенчатой комнате, выступающей из тьмы, она заботливо жарит ему яичницу, лампы заботливо освещают кусты конопли в ящиках на приступочке (сценография Иевы Юрьяне). Она пишет спреем «Make love, not war» на простыне, на которой только что, судя по мизансцене, как раз делали эту самую любовь. Дальше простыня с пасификом становится знаменем и саваном Брунгильды — логично: она ведь и хочет прекратить мировой раздор из-за рокового кольца нибелунга, вернув его дочерям Рейна. При следующем появлении этого жилища трава уже посушена, пучками висит по стенам, Брунгильда умиротворяет себя и заодно воинственную сестру-валькирию Вальтрауту добрым косяком. Зигфрид тоже является к Гибихунгам явно в измененном состоянии сознания: чем еще объяснить его счастливую невосприимчивость к заварившимся вокруг козням?

Зал Гибихунгов обтянут стегаными кроваво-розовыми панелями, люстры и бра с оленьими рогами, гигантское ложе, на котором эта семейка занимается сексом втроем: Хаген наедине с Гудруной, а в ее присутствии — с Гунтером, она же расточает разогревающие ласки обоим. Опять-таки логично: Гунтер и Гудруна, согласно либретто Вагнера, родные брат и сестра, Хаген — их сводный брат по матери, да и вообще «Кольцо» в том числе история перекрестных совокуплений всех со всеми (к примеру, Брунгильда доводится Зигфриду теткой по отцу).

Сыграно убедительно и бесстрашно. Гунтер — Маркус Юпитер — мужик размера XXXL, самоотверженно покрасился в пергидрольного блондина, вдел серьгу в ухо и в обтягивающих трусах, а то и голый трясет своими безразмерными телесами. Хаген — Йохан Шинклер — бритоголовый брутальный самец с бешеной харизмой. Гудруна — Элизабет Стрид — манерная ломака в сексапильной комбинации. То, что Вагнер и Фассбиндер растут из одной и той же немецкой культуры, — мысль не новая, однако новые мысли на свете вообще редкость, а вот облечь мысль в живую театральную плоть, да притом не насилуя произведение, но, наоборот, многое в нем открывая, — это и есть настоящая режиссура.

Одно из открытий режиссера Виестурса Кайришса: третий акт происходит в бане, Хаген закалывает Зигфрида шампуром (на мангале коптятся сосиски — вы прежде думали, как мангал похож на погребальный костер?), полуголая толпа закалывает Хагена, из народной массы проклевывается новый национальный лидер, и под оркестровый финал (с темой любви Зиглинды из третьего акта «Валькирии») хор беззвучно поет гимн этого тоталитарного государства.

Рига
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 154
Re: Латвия: опера и классическая музыка
« Ответ #9 : Сентябрь 13, 2013, 22:41:53 »
"Российская газета", 13.09.2013
http://www.rg.ru/2013/09/13/jagars.html

В среду вечером министр культуры Латвии Жанета Яунземе-Гренде подписала неожиданный приказ об увольнении Андрейса Жагарса с должности директора Латвийской Национальной оперы (ЛНО). Это решение вызвало в Риге шок.
Сама министр отказалась комментировать свое решение. Зато скандальное увольнение прокомментировал утром президент Латвии Андрис Берзиньш, заметив, что "в цивилизованном мире так вопросы не решаются, а до "полного театра абсурда" не хватало только вывести Жагарса в наручниках".

Общественность Латвии, СМИ бурно обсуждают происходящее, поскольку Андрейс Жагарс возглавлял ЛНО 17 лет и имел репутацию одного из самых успешных директоров оперы в мире. За годы своего руководства Андрейс Жагарс  вывел Латвийскую оперу на позиции ведущих европейских музыкальных домов, при нем было воспитано целое поколение мировых оперных звезд: Александр Антоненко, Кристине Ополайс, Майя Ковалевская, Марина Ребека, Элина Гаранча, дирижеров (Андрис Нельсонс, Андрис Пога и др.), заработала молодежная программа Европейской академии музыки, был создана крепкая менеджерская команда, начались успешные гастроли, в том числе, трижды - на сцене Большого театра. На сцене ЛНО известный российский режиссер, руководитель "Геликон-оперы" Дмитрий Бертман поставил "Тоску", а Андрейс Жагарс поставил на сцене Новой оперы в Москве "Набукко". В данный момент Андрейс Жагарс репетирует "Тангейзера" Вагнера в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко. Мы попросили прокомментировать его эту странную новость:

Андрейс Жагарс, режиссер, киноактер, телеведущий

- Мне сказали, что министр вышла внезапно с больничного и уволила меня в течение часа. Сама она ничего не комментирует. Но в Риге взорвалась вся пресса, телевидение, выступил президент. Премьер-министр желает получить от министра культуры объяснение. Я такой доброжелательности к себе за 17 лет никогда не чувствовал. Суть в том, что Министерство культуры решило изменить модель руководства Латвийской оперой, и вместо одного руководителя создать правление из трех человек. Как это на практике будут применять, не представляю: оперный театр - это ведь не порт, не крупное производственное предприятие. Но проблема обсуждалась в парламенте, были внесены поправки в закон и потом министерство культуры собрало комиссию и объявило конкурс. Мы все участвующие представляли стратегию на три года вперед, репертуарные планы, приоритеты и т.д., прошли через два устных раунда, где нам всем задавали одинаковые вопросы В результате комиссия выдвинула троих - меня, Даина Маркова, моего зама по художественной части, и Инесе Еглите, специалиста по маркетингу, прежде работавшую на молочном комбинате и Рижском бальзаме. По очкам я был первым в этом конкурсе. Какие соображения были у министра культуры, не выполнившей рекомендации комиссии и подписавшей приказ о моем увольнении, непонятно. Вероятно, она объяснит их премьер-министру на встрече.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 154
Re: Латвия: опера и классическая музыка
« Ответ #10 : Ноябрь 20, 2013, 19:41:41 »
http://www.telegraf.lv/news/glava-piterskogo-teatra-otluchen-ot-rizhskoi-opery

Глава питерского театра отлучен от рижской оперы

Музыкальный директор Михайловского театра в Санкт-Петербурге, только что получивший престижную премию «Золотой софит» Михаил Татарников готовит в Латвийской Национальной опере декабрьскую премьеру оперы Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». Вернее, уже готовил, вчера его отстранили от постановки.
 
Знаменитый дирижер провел репетиции оперы и уехал в конце минувшей недели в Амстердам, чтобы оттуда отправиться с Роттердамским филармоническим оркестром в турне в Вену и Линц. Там он выступает в престижнейших залах. «Приеду в Ригу 22 ноября и продолжу работу», – сказал он, уезжая, автору этих строк.
 
Попутно в интервью Телеграфу господин Татарников сказал, что внешне в работе Оперы после отстранения прежнего руководства театра ничего не изменилось: «Только сразу бросается в глаза, что нет двух людей в театре. Это Андрейс Жагарс и Артур Маскатс, бывший советником директора по музыкальным вопросам. В прежние свои приезды в Латвию я привык их видеть часто, а сейчас их нет и это для меня несколько новая ситуация».
 
«Могу единственное сказать, что во времена Андрейса Жагарса ваш театр действительно процветал, – продолжил Михаил Татарников. — Точно могу сказать, что театр был известен за рубежами Латвии, среди прибалтийских театров он определенно был на первом месте. Уровень выдерживали, и это несмотря на то, что, как я знаю, бюджет вашей Оперы был уменьшен. Это факт, что личность Жагарса во всем этом сыграла огромную роль. Но если случилось то, что случилось, могу только пожелать, чтобы ни в коем случае вы не растеряли то, что есть».
 
И вот вчера, когда уже интервью ушло в печать, оказалось, что политика театра все же изменилась радикально. Позвонила пресс-секретарь театра: «Это интервью нельзя изменить?». – «Увы, нет, газета уже ушла в печать». — «Только что стало известно, что Татарников не будет художественным постановщиком «Любви к трем апельсинам», – сказала пресс-секретарь театра.
 
Стоит добавить, что вчера же назначен новый главный дирижер театра – Мартиньш Озолиньш. Он и возглавит постановку «Любви к трем апельсинам». Прежде должность главного дирижера занимал литовец Модестас Питренас. Озолиньша планируется утвердить на должность 25 ноября, но предварительно руководству Оперы нужно достичь договоренности о возможном сотрудничестве с прежним главным дирижером.
 
Вступая в должность, нынешний директор ЛНО Зигмар Лиепиньш сказал, что акцент будет ставить на местные кадры. Судя по всему, план в действии! Кстати, сегодня господин Лиепиньш согласился дать интервью «Телеграфу», которое будет опубликовано в следующую среду.
 
А вечером 19 ноября господин Татарников сообщил порталу focus.lv: «Могу сказать, что у меня обиды нет, потому что освобождается время для работы в других странах. Но! Меня удивляет, что господин Лиепиньш не сказал мне о своем решении лично. Могу также сказать, что я согласился работать сейчас в Латвийской опере не за большие деньги, гонорар не велик. Хотя мне пришлось отказаться от некоторых выгодных контрактов. Просто я помню об успешном сотрудничестве с театром. А сейчас, в результате такого решения, я потерял несколько контрактов и… Понимаете, у меня нет обиды. Но такое в оперном мире распространяется очень быстро и это не работает на успех латвийского театра. Достаточно сказать, что, когда я сегодня рассказал о происшедшем агенту Дмитрия Хворостовского, он буквально рассвирепел! Исходя из этого могу точно сказать, что господин Лиепиньш в оперном мире – никто. Если поступает таким образом».
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Латвия: опера и классическая музыка
« Ответ #11 : Ноябрь 20, 2013, 23:54:22 »
Ставка на собственные кадры хороша, когда эти кадры есть. Вон наш Большой театр тоже решил перейти на собственные кадры.
Но вопрос ещё в том, как обращаться с теми кадрами, которые были призваны ранее? Неужели можно в подобной совково-беспардонной манере обращаться со знаменитыми музыкантами?
Я всегда говорил, что самые совковые нации в наши дни - это три прибалтийских республики: такого мелочного, шкодливого и гнусного совка, какой ныне обретается там, ещё поискать!
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Латвия: опера и классическая музыка
« Ответ #12 : Ноябрь 21, 2013, 10:57:39 »
Приглашенные кадры все-таки продолжают работу. Постановку "Любовь к трем апельсинам" Прокофьева в Латвийской национальной опере готовят режиссер Александр Титель, сценограф, художник по костюмам Владимир Арефьев, также в спектакле заняты солисты Феликс Кудрявцев из МАМТа и Василий Ефимов из Геликон-оперы.

http://www.opera.lv/ru/postanovki/novyie-postanovki/opera/lyubov-k-tryom-apelsinam
Che mai sento!

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Re: Латвия: опера и классическая музыка
« Ответ #13 : Ноябрь 21, 2013, 11:55:03 »
Василий Ефимов из Геликон-оперы.

После прошлогодних гастролей в Москве мне очень жалко Латвийскую оперу, а тут еще такая новость. Что ж у них со своими кадрами если приглашают Василия Ефимова? Бедненькие - у них даже некому кривляться, размахивая руками.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Латвия: опера и классическая музыка
« Ответ #14 : Декабрь 06, 2013, 23:47:41 »
Василий Ефимов из Геликон-оперы.

Что ж у них со своими кадрами если приглашают Василия Ефимова? Бедненькие - у них даже некому кривляться, размахивая руками.

Кажется, это он, родимый

Che mai sento!

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Re: Латвия: опера и классическая музыка
« Ответ #15 : Декабрь 07, 2013, 00:53:50 »
Кажется, это он, родимый

Не могу однозначно сказать - я старался не запоминать его в лицо.

Принц-растаман, как я понимаю? Очень прямолинейный намек на некоторую... гротескность либретто:) Чтоб его всю жизнь любили три апельсина...

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Латвия: опера и классическая музыка
« Ответ #16 : Декабрь 07, 2013, 01:01:06 »
Кажется, это он, родимый

Не могу однозначно сказать - я старался не запоминать его в лицо.

Вот какой он! http://helikon.ru/tree/?lang=rus&id=238

"В 2010 году принял участие в мировой премьере оперы «Собачье сердце» А. Раскатова в роли Швондера (Голландия). В 2013 году Василий повторит эту роль на сцене театра La Scala в Милане (Италия). Поет на лучших сценах Франции, Австрии, Германии, Голландии."
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Латвия: опера и классическая музыка
« Ответ #17 : Декабрь 22, 2013, 23:11:24 »
«Любовь к трём апельсинам» в Риге

Сочное обаяние пародии и юмора

Инесе Лусиня. http://operanews.ru/13122209.html

В Латвийской национальной опере в начале декабря прошла премьера новой постановки оперы Сергея Прокофьева «Любовь к трём апельсинам». Рижский спектакль поставил российский режиссер Александр Титель. Мы предлагаем читателям ознакомиться с одной из рецензий на эту постановку, опубликованной в авторитетной латвийской газете «Диена». Её автор – музыковед Инесе Лусиня, которую мы благодарим за любезное разрешение на перепечатку статьи в нашем журнале.

Современная придворная сказка «Любовь к трем апельсинам», которую сам автор, выдающийся русский композитор ХХ века Сергей Прокофьев назвал «слегка веселой оперой», в постановке pоссийского режиссера Александра Тителя и главного дирижера Латвийской Национальной оперы Мартиньша Озолиньша стала творческой удачей.

Бузусловно, не стоит забывать о том, что эта опера изначально создана как вызывающе хулиганская пародия на традиционное оперное искусство. Прокофьев сочинял ее с 1919 по 1921 год, и, когда состоялась премьера в Чикаго, ему было 27 лет, он увлекался эстетикой футуризма и довольно жестко осмеял традиции жанра, о чем свидетельствуют угловатая лаконичность выражения, темп, энергия и отказ от сладостной прелести оперных мелодий. Это творческая проказа молодого таланта – пародия на романтическую оперу-сказку, на что композитора подвигнул режиссер Всеволод Мейерхольд, подарив ему либретто по мотивам сюрреалистической фьябы «Любовь к трем апельсинам» мастера комедии дель арте Карло Гоцци. В произведении пародируются любые жанры – трагедия наравне с мелодрамой, да и сами опера и сказка, как таковые. В постановке стараниями Александра Тителя и его творческой команды – сценографа и художника по костюмам Владимира Арефьева, режиссера по сценическому движению Ирины Лычагиной, художника по свету Кевина Вин-Джонса, а также видеохудожников Инеты Сипуновой и Угиса Эзериетиса – это усугубляется здоровой иронией над помпезностью мероприятий государственного масштаба. А также – в отношении тех социальных групп, с которыми мы сталкиваемся ежедневно: пожарниками, дорожной полицией, докторами, ремонтниками и журналистами, в этом повествовании представляющими разныe театральныe жанры, – они тут трагики, кoмики и лирики. Падким же до сенсаций и фарсов журналистам отведена роль пустоголовых.

Праздник сценографического воображения

Спектакль удался в самом прямом и простом смысле этого слова. На сцене протекает живое, удивительное, полное юмора действие, не позволяющее скучать ни минуты. Что и требуется, памятуя о том, что музыка сей оперы не принадлежит к тем произведениям, что лучше слушать в записи, чтоб «сцена не мешала». В постановке А.Тителя все настолько ясно и понятно, что даже не требуется заглядывать в нарочито путаное либретто, в котором все происходит, как в кошмарном сне. Сценография В.Арефьева остроумно и в то же время с детской прямотой обыгрывает искусство соратников прокофьевской молодости, начиная с «Черного квадрата» и «Супрематизма» Казимира Малевича. Квадрат, распавшийся на четырнадцать отдельных прямоугольников, вдохновил на взрыв в начале спектакля – сначала на видеоэкране, а затем и на самом деле, завалив сцену белыми блоками. Тут в прямом смысле слова на обломках старого искусства создаются новые формы уличного театра. Нашлось место как импровизации на тему «Девушки на шаре» Пабло Пикассо, так и буффонаде, которую перед королем танцуют персонифицированные геометрические фигуры – окружность, квадрат, треугольник и прочие.

Во второй части спектакля (в объединенном 3-м и 4-м действиях) забавляет творческое использование реквизита для импровизации на темы сюрреализма – от гигантского вентилятора, здоровенной полевой кухни и военного палаточного городка, где запрятаны красочные баллистические ракеты, до полуразвалившегося локомотива посреди пустыни с огромными апельсинами в окнах. Позже это сменяется мотивом, достойным Сальвадора Дали – «останки» мертвых принцесс в виде отдельной руки и ноги. Под конец огромный асфальтовый каток предстает подобием кремлевской трибуны, на которой выступают король и его свита. Этот весьма выразительный реквизит в конце концов «переезжает» «плохих», сделав из них рекламный плакат апельсинового сока.

Ансамблевость, как гарант успеха

Несмотря на то, что среди действующих лиц имеются королевские особи, в примадоннах тут нет нужды. Зато требуется вокально слаженный ансамбль – азартная команда солистов и хоровых певцов с отличной сценической реакцией. Ее, как и способность оркестра ориентироваться в красочной по инструментовке, но сложной и неудобной партитуре, не заменит никакая театральная форма. К счастью, в распоряжении театра сейчас имеются даже два таких ансамбля. В премьерном составе сосредоточены сильнейшие голоса, позволяя дирижеру не сдерживать звучание оркестра. Впечатляет глубокий бас по-театральному отчаявшегося Короля в исполнении Романа Полисадова. В роли Принца убедителен московский гость Василий Ефимов, он артистично пародирует теноровое амплуа – от любовной меланхолии до захлестывающего героизма. В ролях злых заговорщиков – премьер-министра Леандра, принцессы Клариче, Смеральдины и колдуньи Фаты Морганы – заразительно и ярко действуют Янис Апейнис, Илона Багеле, Лаура Грецкая и Айра Руране, чье объемное сопрано тут весьма уместно. Компактные роли принцесс «второго апельсинового плана» эффектно сыграны Ирмой Паваре, Ольгой Яковлевой и Ингой Шлюбовской. В стремительном движении спектакля органично вливаются Панталоне Арманда Силиньша, а так же гости – немного самодовольный Маг Челий Гарри Агаджаняна, придурковатый черт Фарфарелло Анатолия Сивко и Кухарка Феликса Кудрявцева, которой Прокофьев предписал злиться и кокетничать «хриплым басом».

За гастролера в первый момент я приняла и открытие премьерного спектакля – юного тенора Михаила Чульпаева, который в роли шутника Труффальдино удивил не только безупречным вокалом, но и акробатической сноровкой, доселе не встречавшейся мне на оперной сцене. Молодому артисту вполне по плечу совмещать оперу с работой на пол ставки в цирке. Оказалось, что он является студентом нашей Музыкальной академии, учеником педагогов Кристины Гайлите и Акселя Эверарта, и это его дебют на оперной сцене. Однако, это не просто дебют, а сенсация постановки. Тем более, что дебютанту пришлось справиться с неожиданным казусом, когда полевая кухня чуть не свалилась на него. Чулпанов не растерялся, а попытался тяжеленный реквизит поднять, при том не выпадая из музыкального ритма. Когда это не удалось, на помощь ему, как и полагается в комедии импровизации, поспешил участник миманса в шкуре белого медведя. Однако колымага все-таки свалилась, что послужило дополнительной причиной для гневного взрывa Кухарки. Полагаю, что мастер импровизационной комедии дель арте Карло Гоцци остался бы доволен.

Перевод с латышского Эдите Тишхейзере
Che mai sento!

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Re: Латвия: опера и классическая музыка
« Ответ #18 : Декабрь 22, 2013, 23:54:24 »
отказ от сладостной прелести оперных мелодий.

Критики меня умиляют. Это не "отказ". Прокофьев попросту не умел сочинять сладостные мелодии - забубеная "Una furtiva lagrima" была для него недосягаемой вершиной. Он - не мелодист. А опера, как жанр, со времен Монтеверди держалась на понятной широкой публике мелодии. Оперные мелодии распевали на улицах, играли на шарманках. Помните "Крестного отца"? Там встречный оркестр богом забытого городка Корлеоне, отчаянно фальшивя, играет Верди - народного героя-мелодиста. К сожалению, последний (и величайший) оперный мелодист - Пуччини, будучи современником молодого Прокофьева, не смог прибавить к композиторскому гению Прокофьева еще и мелодический дар. Если бы это было так просто - кто знает, мы бы и по сей день слушали бы по десятку новых опер каждый год.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Латвия: опера и классическая музыка
« Ответ #19 : Май 26, 2014, 13:36:15 »
Отец после посещения оперы: «Как защитить детей от этой непристойности»

19 Февраль 2014  14:16

http://www.kasjauns.lv/ru/novosti/145539/otec-posle-poseschenija-operi-kak-zaschititj-detej-ot-etoj-nepristojnosti

Восьмилетней Сабине очень нравится музыка, поэтому крестная мать подарила ей билеты на оперу Джоакино Россини «Севильский цирюльник». Отец девочки, знаток классической музыки, никак не ожил, что во время спектакля они с дочкой увидят на сцене отрезанные конечности и головы, а также сексуальные сцены.

Национальная опера признает, что «Севильский цирюльник» не является постановкой для всей семьи

«Я не мог себе даже представить, что в такой известной опере может появиться такое! Это была реальная порнография. После блестяще сыгранной увертюры на экране стали появляться сцены из Камасутры», — рассказывает рижанин Эрик.

«Эрегированные мужские члены, хорошо были видны и женские половые органы. Но, видите ли, то, что естественным образом происходит в спальне супругов, не должно выноситься на сцену в опере, тем более если в зале сидит маленькая девочка. Это же, вроде бы, искусство. И как мне защитить своего ребенка от этих непристойностей?!» — возмущается отец.

«К счастью, порнографические картинки показывали недолго, и девочка пожелала остаться смотреть оперу, либретто к которой мы обсудили с ней дома и пообещали, что будет интересно. Я с ужасом ждал, в какой момент опять появятся порнографические мотивы», — рассказывает Эрик.

Неприятными были и сцены с отрезанными ногами, руками и шкафом, полным человеческих голов — режиссер перенес действие во времена Французской революции.

«По крайней мере музыка была хороша», — утешается расстроенный отец.

Автором новой постановки «Севильского цирюльника» является небезызвестный молодой режиссер Айк Карапетян. И нужно отметить, что в 2011 году эта постановка получила Большой музыкальный приз от Latvijas Gāze как «Постановка года».

Однако родители Сабины не понимают, как теперь знакомить молодых с классической оперой. «В «Травиате» сцены массовых оргий, о «Кармен» я слышала отзывы, после которых я свою дочь на этот спектакль не поведу. О постановке Жагарса «Дон Джуан» мне знакомая рассказывала, что замечательной музыкой можно было наслаждаться лишь с закрытыми глазами», — рассказывает мама девочки.

«Наверное, эта наша вина, что перед посещением оперы мы не изучили со всей внимательностью рецензии, а вместо этого с дочкой прочитали либретто к опере. Нам и в голову не пришло, что и «Севильского цирюльника» могут наполнить таким содержанием для взрослых», — вздыхают родители.

Национальная опера (ЛНО) признает, что «Севильский цирюльник» не является постановкой для всей семьи. Но при этом подобные постановки разрешают смотреть и детям, правда, согласно правилам, начиная с восьмилетнего возраста. Так что, как пояснила секретарь ЛНО Айга Спринджа, формально Сабине было позволено прийти на постановку.

Видео http://www.youtube.com/watch?v=u90Q_y9UbH0
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Латвия: опера и классическая музыка
« Ответ #20 : Май 26, 2014, 13:37:27 »
Новый сезон в ЛНО пройдет под знаком Пуччини

http://rus.tvnet.lv/showbiz/kultura/257021-noviy_sjezon_v_lno_proydjet_pod_znakom_puchchini

15:18, 9 мая 2014 г.

В новом сезоне зрителям Латвийской Национальной Оперы будут представлены оперы Джакомо Пуччини, мировая премьера оперы Артура Маскатса «Валентина», классические балетные постановки и вдохновляющие образовательные проекты для детей.

В новом сезоне 2014-2015 года на сцене ЛНО выступят многие звезды оперного искусства - Инга Кална, Лиене Кинча, Майя Ковалевска, Хироми Омура, Ольга Пудова, Марина Ребек, Александр Антоненко, Эгилс Силиньш, Оркестр Баварского радио под руководством дирижера Мариса Янсонса и другие известные артисты.

Первой новой постановкой сезона станет одна из известнейших опер Джузеппе Верди «Риголетто» (18 сентября). Режиссер-постановщик — Марго Залите, недавно закончившая магистратуру в берлинской Высшей школе музыки имени Ганса Эйслера.

Новый сезон в ЛНО пройдет под знаком оперной музыки итальянского композитора Джакомо Пуччини. Помимо уже полюбившихся зрителям постановок «Богемия», «Тоска» и «Мадам Баттерфляй», ЛНО 20 февраля представит премьеру одной из прекраснейших опер Пуччини «Манон Леско». В команде авторов постановки — режиссер Инара Слуцка, главный дирижер ЛНО Мартиньш Озолиньш, сценограф Мартиньш Вилкарсис, модельер Кейта и драматург Микус Чеже.

Кроме того, 8 марта репертуар Оперного театра пополнится еще одной новинкой — диптихом опер Пуччини. Первая часть представляет собой оперу в двух действиях «Виллисы», а вторая — комическую оперу «Джанни Скикки». Режиссер-постановщик диптиха — Виестур Кайриш.

Нынешний год для НЛО особенный, поскольку в 2014 году Рига является столицей европейской культуры. В честь этого события в сотрудничестве с оргкомитетом «Рига 2014» были осуществлены постановки множества новых латвийских работ.

«Одним из самых значительных событий будущего сезона станет мировая премьера оперы Артура Маската «Валентина», которая состоится 5 декабря. Опера посвящена легенде латвийской культуры — киноведу Валентине Фреймане. Драматические мгновения жизни Валентины связаны с ключевыми событиями XX века, однако в опере присутствует не только политика, все события пронизаны яркой историей любви и глубоких чувств», — рассказывает композитор Артур Маскатс.

Режиссер постановки — Виестур Кайриш, а главную роль исполнит латвийская сопрано Инга Кална. За дирижерским пультом — главный приглашенный дирижер ЛНО Модест Питренс.

Латвийский балет в новом сезоне будет представлен серией классических постановок.

24 сентября зрители смогут увидеть балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» в постановке хорватского хореографа Валентины Турку. Музыка Прокофьева прозвучит в исполнении оркестра ЛНО под руководством главного дирижера Мартиньша Озолиньша.

Кроме того, рижан и гостей столицы ожидает еще одна новинка — 27 марта в ЛНО состоится премьера классического балета Александра Глазунова «Раймонда». В основе постановки — хореография классического балета Мариуса Петипа и Евгения Чанги.

Знакомить зрителей с работами молодых латвийских хореографов ЛНО продолжит постановкой балета «Trīs viencēlieni» («Три действия») - в которых впервые можно будет увидеть хореографию балерин Эльзы Леймане-Мартыновой, Миланы Комаровой и Евгении Траутмане. Премьера состоится 30 апреля.

В ЛНО также пройдут замечательные концерты — 7 ноября в рамках программы «Рига — культурная столица Европы» Латвийская опера примет на своей сцене Оркестр Баварского радио под руководством мировой знаменитости — дирижера Мариса Янсонса. А 14 ноября с сольным концертом выступит бас-баритон Эгилс Силиньш. Необычный концерт состоится и 1 апреля — День смеха в опере отметят встречей со всемирно известным дуэтом Igudesman & Joo.

Обширная и интересная программа ожидает в новом сезоне и детскую аудиторию. Уже в сентябре юные зрители смогут встретиться с молодыми артистами балета ЛНО, которые расскажут о своей профессии. А 30 ноября театр приглашает на премьеру обновленного спектакля «Звуки музыки».
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Латвия: опера и классическая музыка
« Ответ #21 : Май 30, 2014, 19:06:58 »
Сегодня, а также 7 и 14 июня Игорь Головатенко выступит в роли Графа ди Луны («Трубадур» Дж. Верди) на сцене Латвийской Национальной оперы
http://www.opera.lv/ru/afisha/?date=2014-6&i=2659
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Латвия: опера и классическая музыка
« Ответ #22 : Июнь 03, 2014, 10:40:39 »
ОТКРЫВАЕТСЯ РИЖСКИЙ ОПЕРНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

http://www.mixnews.lv/ru/culture/news/2014-06-03/151866

Во вторник, 3 июня, открывается Рижский оперный фестиваль, в программу которого вошло пять новых постановок прошедшего сезона.

Как сообщила руководитель отдела по общественным отношениям Латвийской национальной оперы Айга Спринджа, слушателям будут представлены "Риенци. Величие и падение" Рихарда Вагнера, "Свадьба Фигаро" Вольфганга Амадея Моцарта, "Любовь к трем апельсинам" Сергея Прокофьева, "Трубадур" Джузеппе Верди, "Михаил и Михаил играют в шахматы" Кристапса Петерсонса и "Лючия ди Ламмермур" Гаэтано Доницетти.

На фестивале выступят латвийские и зарубежные звезды оперной сцены. Впервые в Риге будет петь австрийский тенор Андреас Шагер в роли Риенци, оперой "Свадьба Фигаро" будет дирижировать польский дирижер Збигнев Граца, а в опере "Трубадур" дебютирует молодой дирижер Янис Лиепиньш.

Рижский оперный фестиваль проводится с 1998 года и ежегодно в июне подводит итоги завершившегося оперного сезона.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Латвия: опера и классическая музыка
« Ответ #23 : Июль 22, 2014, 13:36:38 »
Игорь Крутой отметит юбилей в Латвийской национальной опере
           
SHOWTIME! | 22 июля 2014, 10:16

http://www.delfi.lv/showtime/news/picsnsounds/newwave/igor-krutoj-otmetit-yubilej-v-latvijskoj-nacionalnoj-opere.d?id=44754086


Для празднования своего 60-го юбилея композитор Игорь Крутой арендовал Большой зал Латвийской национальной оперы. Эту информацию подтвердили в пресс-службе ЛНО. Празднование пройдет 29 июля, аренда зала и прилегающих помещений обойдется композитору в 9873 евро.

Игорь Крутой известен как автор более 300 композиций для известных звезд эстрады: Аллы Пугачевой, Валерия Леонтьева, Алсу, Лаймы Вайкуле, Михаила Шуфутинского и многих других. Также он является президентом холдинга ARS и ARS - Records.

Отмечать свой день рождения во время "Новой волны" для Игоря Крутого уже стало традицией. Обычно оно проходило в Юрмале и было одним из наиболее ярких событий, собиравших не только звезд шоу-бизнеса, но и представителей крупного бизнеса. Например, в 2010 году одним из гостей праздника был миллиардер Роман Абрамович.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Латвия: опера и классическая музыка
« Ответ #24 : Июль 29, 2014, 16:11:33 »
Скандал в опере: руководство подтвердило факт пожертвования от Крутого

http://www.lsm.lv/ru/statja/obschestvo/novosti/skandal-v-opere-rukovodstvo-podtverdilo-fakt-pozhertvovanija-ot-.a92926/

Празднование дня рождения композитора Игоря Крутого в здании Латвийской Национальной оперы (ЛНО) вызвало резкую критику и даже привело к акции протеста, после того как руководство оперы подтвердило: за возможность провести вечеринку в ее стенах Крутой сделал пожертвование в 120 тыс. евро.

В этот вторник российский композитор Игорь Крутой отмечает 60-летие. Причем, отметить его председатель жюри конкурса "Новая волна" решил в Латвийской Национальной опере. За аренду Большого зала, в котором, собственно, и состоится чествование юбиляра, Крутой заплатил 9873,6 евро.

Как сообщает пресс-служба Национальной оперы, аренда помещений возможна в случаях, если эти планы согласованы с руководством или мероприятие планируется провести вне сезона выступлений.

В свою очередь, председатель правления ЛНО Зигмар Лиепиньш заявил агентству BNS, что за аренду Крутой заплатил согласно установленным оперой расценкам. Но при этом композитор сделал пожертвование в 120 тыс. евро, поскольку празднование юбилея – «нестандартная для оперы ситуация».

«Без этого пожертвования никакого мероприятие в опере не было бы и в помине. Еще в прошлом году Крутой хотел провести аналогичное мероприятие в опере, но ему не удалось договориться с прежним руководством», - заявил Лиепиньш.
«День рождения в опере» стал поводом для проведения в Риге пикета "Латвийская Национальная опера: я не гостевой дом Кремля!". Об этом сообщила на Латвийском радио 4 организатор акции Иева Бранте, ранее входившая в организацию "Демократические патриоты".

"Мы считаем, что проведение вечеринки в опере - предательство в то время, когда Латвия четко осуждает политику Кремля на Украине. Это продажа нашего храма культуры для пира в то время, когда террористы на Украине убивают мирных жителей, а многие страны мира скорбят по погибшим пассажирам Malaysia Airlines", - заявила Бранте.

По мнению активистов, "деньги, заработанные любой ценой - это цинизм, который граничит с преступлением".
Che mai sento!