Автор Тема: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)  (Прочитано 57588 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 451
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #75 : Январь 13, 2012, 17:03:59 »
В сети наконец-то появилась книга С.Я. Лемешева "Путь к искусству". Те, кто ее читал, знают, как много в ней живых, увлекательных страниц. Она написана, с одной стороны, в строгой академической манере, а с другой стороны, очень просто и искренне. В его характеристиках своих великих партнеров по сцене всегда можно найти какие-то ценные, индивидуальные наблюдения, очень запоминающиеся эпизоды и краски. К таким ярким очеркам относятся и его воспоминания об А.В. Неждановой, которые хочется привести:

"Я еще не сказал о первой из плеяды великих колоратурных певиц Большого театра – Антонине Васильевне Неждановой. Не сказал только потому, что с ней мне выступать не довелось. Впрочем, однажды весной 1934 года я спел с Неждановой в Большом зале консерватории две сцены из первого и четвертого действия «Травиаты». Аккомпанировал Голованов. Вначале я смущался, особенно потому, что не так-то легко петь признание в любви певице, с которой ты почтительно раскланиваешься и, уж во всяком случае, не вступаешь в откровенные разговоры о своих делах. Но постепенно я овладел собой и провел сцену довольно смело, заслужив от Антонины Васильевны несколько ласковых слов. Нежданова сказала, что ей было приятно со мной петь, и тут же Николай Семенович предложил совместно подготовить дуэт Чайковского «Ромео и Джульетта». Но это почему-то не осуществилось, не помню уж, по какой причине. Позже дуэт этот я спел с В.В. Барсовой. В 1940 году, на юбилейном вечере, который проходил в Большом театре в ознаменование 100-летия со дня рождения Чайковского, мы исполнили его в сценическом оформлении. Помню, в тот вечер я особенно остро ощутил досаду и жалость, что Петр Ильич не написал всей оперы.
В те годы, когда я поступил в театр, Антонина Васильевна уже оставила многие свои любимые роли, которые стали подлинными шедеврами. Но один тот факт, что Нежданова еще пела в спектаклях (чаще всего в «Царской невесте» и «Лоэнгрине»), вызывал какое-то особенное отношение к Большому театру. В самой Антонине Васильевне не было никакого высокомерия. Она была очень простым, жизнерадостным человеком, с душой по-детски наивной, открытой самым искренним радостям и увлечениям. Таким навсегда сохранился образ Неждановой в моей памяти. А в ушах еще звенит ее божественный голос – трудно к нему подобрать другой эпитет!
Поэтому, вероятно, в ее исполнении запомнились не только большие сцены, арии, но и отдельные фразы и даже слова.
Вот первый акт «Лоэнгрина». Под большим развесистым дубом король Генрих Птицелов вершит суд над юной Эльзой, обвиняемой рыцарем Тельрамундом в том, что она сгубила своего родного брата… Против этого ужасного обвинения у Эльзы – Неждановой нет протеста, она беспомощна и беззащитна, словно даже покорна судьбе. Дважды король повторяет свой вопрос: что ответит она в защиту, признает ли вину? Но Эльза лишь произносит тихо, словно про себя:
      « - О бедный брат мой…
      - Что ж, Эльза, что ты скажешь мне в ответ?»
Все присутствующие словно замерли в напряженном ожидании. Эльза тоже – ни малейшего движения… Наконец, внешне спокойно, но с большой внутренней взволнованностью, голосом непередаваемой красоты и обаяния, произносит:
      «Помню, как молилась, тяжко скорбя душой,
      И день и ночь томилась одна со своей тоской.
      От стонов и рыданий изныла страшно грудь,
      И песнь моих страданий мчалась в надзвездный путь.
      Потом вдали терялся той песни гул и звон,
      На вежды мне спускался отрадный, сладкий сон…»
Король просит ее:
« - Эльза, ну, защищайся перед судом!»
Но Эльза, словно в забвении, в трансе, продолжает свой рассказ:
      «В сияньи лат сребристых мне рыцарь вдруг предстал.
      Никто лучей столь чистых и нежных не видал:
      С высот волшебной речью рожок его звучал,
      И, опершись на меч свой, он ясно так глядел.
      В моей тоске, в молитве о нем мечтала я,
      Он мой защитник в битве, он, он спасет меня!»
Король, усомнившись в вине Эльзы, спрашивает Тельрамунда, хочет ли он принять смертный бой в доказательство обвинения?
- Да! – отвечает рыцарь.
Глашатай и четверо трубачей вызывают желающих вступить в бой за Эльзу. Звучит призывный звук труб, молчание отвечает ему… Тревога Эльзы нарастает. Тельрамунд торжествует… Дальше происходило то, ради чего я описал всю предыдущую сцену; обращаясь к королю, Эльза просит его:
      «Король мой добрый, повторить позволь свой клич!
      Придет мой рыцарь, он далеко, не слышит их».
Эту, казалось бы, не особенно значительную фразу Нежданова произносила с такой мольбой, с такой выразительностью, с такой чистой, непреодолимой верой, что могла тронуть даже каменные сердца!
С тех пор прошло сорок лет, а вся сцена, и особенно эта фраза, спетая Антониной Васильевной, звучит в моей памяти, будто это было вчера.
А потом? Снова звучал призывный клич трубачей, и происходило чудо. Появлялась ладья, влекомая лебедем, и в ней – светлый рыцарь, нежный и одновременно мужественный, исполненный величия и вместе с тем редкой простоты и очарования… Лоэнгрин – Леонид Витальевич Собинов!..

Навсегда запомнился и последний акт «Царской невесты». Как сейчас, вижу богато убранные царские палаты. Большое высокое кресло, в котором сидит Марфа, напоминает трон. Одежды окружающих ее людей, как и убранство палат, - мрачные, тяжелые по тонам и фактуре. На этом фоне светлым пятном выделяется белый, затканный золотом сарафан Марфы, ее бледное лицо, окаймленное распущенными черными кудрями. Она молча смотрит куда-то вдаль, и всем кажется, что она пришла в себя. Но это только кажется… Сознание Марфы замутнено – стоящего против нее Грязного она принимает за своего жениха, Ивана Лыкова. Обращаясь к нему, она рассказывает:
- За пяльцами мне вдруг вздремнулось и снилось мне, что я царевна, что царь меня в невесты выбрал, что разлучили нас с тобою.
Ее здесь прерывает Грязной:
 -Опомнись, государыня царевна.
А Марфа продолжает:
- В палату вошел Грязной и говорит, что он тебя зарезал! Хорош же дружка! Ой, Грязной! Нашел же чем невесту тешить.
Голос Неждановой проникал прямо в душу и, казалось, всю ее переворачивал…
И вот, бывало, не успеешь овладеть собой, освободиться от спазм, сжимающих горло, не успевают стихнуть возмущение и жалость к этой загубленной юной жизни (голос Неждановой до конца сохранял редкую чистоту тембра, сообщавшего ему удивительно молодое звучание), как на тебя обрушивалась иная стихия. Это – Леонид Филиппович Савранский, которого невозможно забыть. С какой трагической силой он отвечал Марфе:
      «Ой ли? Грязной тебя еще потешит!
      Бояре! Я… я грешник окаянный!
      Я Лыкова оклеветал напрасно,
      Я погубил невесту государя.
      …Но видит бог, что сам я был обманут.
      Я зелья приворотного просил,
      Приворожить к себе хотел царевну я,
      Затем, что я любил, любил ее, люблю,
      Люблю, как буйный ветер любит волю!»
Как ни скупа бывает юность на слезы, но должен признаться, я часто плакал, когда слушал эту сцену. Нежданова никогда не позволяла себе никакого мелодраматизма, преувеличенной выразительности. Она воздействовала лишь удивительным благородством вкуса, редкой естественностью пения, неподражаемой пленительностью тембра, звонкого и в то же время окутанного какой-то невыразимой грустью. И при всем том – точность и чистота произносимого слова! Можно сказать, что в искусстве Неждановой слово и звук были так же едины и нерасторжимы, как мысль и чувство.
И возможно, именно эти качества ее дарования позволяют назвать Нежданову великим художником".

Полный текст книги можно скачать здесь: http://vkontakte.ru/club3689713#/wall-3689713_409

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 451
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #76 : Январь 30, 2012, 13:34:52 »
Оцифровка пластинки А.В. Неждановой, выпущенной фирмой "Мелодия" в середине 1980-х гг.:



http://intoclassics.net/news/2011-12-18-26331

Антонина Нежданова. Серия: Из сокровищницы мирового исполнительского искусства. М 10 45311 007. Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия», 1983.

1-я сторона:

1. Каватина Розины («Севильский цирюльник», 1 д. — Дж. Россини), 3 мая 1913;
2. Ария Эльвиры («Пуритане», 2 д. — В. Беллини), 7 мая 1912;
3. Сон Эльзы («Лоэнгрин», 1 д. — Р. Вагнер), 10 февр. 1910;
4. Сцена Эльзы («Лоэнгрин», 2 д. — Р. Вагнер), 9 февр. 1910;
5. Романс Антониды: «Не о том скорблю, подруженьки» («Жизнь за царя», 3 д. — М. И. Глинка), 26 апр. 1914;
6. Болеро (Л. Делиб — А. Мюссе, перевод А. Горчаковой), 7 мая 1912;

Записи фирмы Gramaphone Company Ltd, Москва.

2-я сторона:

1. Застольная песня («Травиата», 1 д., фрагмент — Дж. Верди), 1906;
2. Ария Виолетты («Травиата», 1 д. — Дж. Верди), 1906;
3. Куплеты Зоры/в рус. варианте Мизоли («Бразильская жемчужина» — Ф. Давид), 1907;
4. Вальс Мирейль («Мирейль», 1 д. — Ш. Гуно), на франц. яз., 1908;
5. Желание (Ф. Шопен — С. Витвицкий, из цикла «Польские песни», соч. 71 № 1), 6 мая 1912;
6. Ах, сравню ль тебя (Зулейка) (А. Г. Рубинштейн — Мирза Шафи, перевод Ф. Боденштедта — П. Чайковского, из цикла «Персидские песни», соч. 34 № 1), 1 мая 1913;
7. Нас по одной дороге (А. Г. Рубинштейн — Мирза Шафи, перевод Ф. Боденштедта — П. Чайковского, из цикла «Персидские песни», соч. 34 № 6), 1 мая 1913;
8. Колыбельная (А. Т. Гречанинов — М. Ю. Лермонтов, соч. 1 № 5), 1906;
9. Лебедь (Э. Григ — Г. Ибсен, перевод Н. Соколова, соч. 25 № 2), 23 сент. 1932.

Исполнители: Умберто Мазетти (фортепиано, № 1, 2, 8 ), Н. С. Голованов (фортепиано, № 9), С. Петров, флейта (№ 3); в сопровождении фортепиано (№ 3—7).
Записи фирм: Gramaphone and Typewriter (№ 1—3, 8 ); Gramaphone Company Ltd, Москва (№ 4—7) и «Музтрест», Москва (№ (9).

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 451
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #77 : Май 01, 2012, 13:42:12 »
Едва ли не самая первая советская монография об А. В. Неждановой, написанная сразу после ее кончины:



Текст книги:
http://bolshoi-theatr.com/article/423/



Другие книги из серии "Мастера Большого театра", выпущенные к 175-летию театра в начале 1950-х гг.:


http://bolshoi-theatr.com/article/337/


http://bolshoi-theatr.com/article/332/


http://bolshoi-theatr.com/article/333/


http://bolshoi-theatr.com/article/422/


На этом же довольно странном сайте есть много других старых и не очень старых книг о Большом театре: http://bolshoi-theatr.com/article/
http://bolshoi-theatr.com/articles/page-2/

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 451
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #78 : Июнь 03, 2012, 01:08:42 »
Еще две совместные записи А. В. Неждановой и Н. С. Голованова с пластинки 1935 г.

Русская песня "Потеряла я колечко"

http://www.russian-records.com/details.php?image_id=18717&mode=search&sessionid=tacg97a0v9kf9knag7pan2kpm1#nav

Русская народная песня "Не велят Маше" и песня А. Варламова "Что мне жить и тужить"

http://www.russian-records.com/details.php?image_id=18716&mode=search&sessionid=tacg97a0v9kf9knag7pan2kpm1

Не знаю на кого как - на меня ее голос производит просто завораживающее впечатление. Такой небесной красоты верхние ноты. Просто "чистейшей прелести чистейший образец", как написал про нее А.С. Пушкин  :).

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 451
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #79 : Июнь 03, 2012, 16:25:46 »
«Певцам вредно есть мороженое, если его… чуть-чуть не запивать коньячком» (совет великой Неждановой)

Из воспоминаний Б.А. Покровского:

...И вот я в квартире у Николая Семеновича в Брюсовском переулке (теперь улица Неждановой). Звонок телефона: «..да, он у меня. А почему я должен был говорить?… Приходите… захватите сыр, он у вас в холодильнике…» Через несколько минут из своей квартиры приходит Антонина Васильевна с тарелкой, на ней кусочки сыра. Садимся пить чай. О чем шла речь — не помню. Пишу только о том, что поразило воображение, что фиксировала память. Только об этом! Я сижу за столом с «настоящей» Неждановой и ем (ем осторожно!) ее сыр.

Антонина Васильевна была общительна и простодушна, простодушна в великом понимании этого слова. В ней была масса обаяния и очарования во всем, даже в мелочах и «промашках». «У нее замечательный голос, — говорит она о певице, сидя со мной в ложе во время сцены письма из «Евгения Онегина», — жаль, что чувствуется грузинский акцент!» В это время и я начинаю думать, что у певицы грузинский акцент, хотя точно знаю, что грузинская фамилия у нее по мужу, а в девичестве она Сковородкина. «Она замечательно поет, — сказала Нежданова о другой певице, — и такая молоденькая, прямо девочка, но разве можно петь арию Джильды без свечи? Мы всегда пели со свечой!» Мне тут же представлялась влюбленная девушка со свечкой и казалось, что это прелестно.

Все знают, что певцам нельзя во время «сезона» есть мороженое. Увидев на приеме группу певцов, поедающих мороженое, она подошла и строго сказала смутившимся артистам, что певцам вредно есть мороженое, если его… чуть-чуть не запивать коньячком!

Нет нужды писать об искусстве Неждановой, об этом много писали специалисты. Но мог ли я утаить на этих страницах урок естественности и простоты, художественного чутья и расположения к людям, жизнерадостности и полного отсутствия демонстрации своего «значения», который давала всем, кто был рядом с нею, эта Великая Певица.
http://lib.rus.ec/b/353581/read

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 451
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #80 : Ноябрь 23, 2012, 23:53:11 »
Выставка, посвященная А.В. Неждановой и Н.С. Голованову, открылась в доме-музее П.И. Чайковского в Клину.



http://www.glinka.museum/news/index.php?news=10603


Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Антонина Нежданова (1873-1950)
« Ответ #81 : Декабрь 08, 2012, 21:20:27 »
после войны переписаны на магнитную ленту. Сами тонфильмы были уничтожены.

?? Но почему ??
Они же есть не просят: ну лежали бы себе да лежали !! Не понимаю. Если только магнитная плёнка надёжнее и сохраннее ? Ужли ?

По своим электроакустическим качествам оптическая звукозапись вполне удовлетворяет современным требованиям, но для этого требуются отличная пленка, и химикалии а также весьма твердое соблюдение технологического процесса. Хранится пленка хорошо

Хранится хорошо, но хранить не захотели. Недостатки оптической записи относятся к чему угодно, но только не к хранению, поэтому зачем было выкидывать уже имеющиеся записи, уму непостижимо.

Был неправ.
Пояснения вот здесь:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=5798.0
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 031
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #82 : Апрель 16, 2013, 02:32:15 »
Новый диск:
Антонина Нежданова / Николай Голованов


http://aquarius-classic.ru/album?aid=176&tid=9

Записи 1937-1941 гг.

А не может ли кто-нибудь выложить этот диск в mp3?
(На сайте издательства сказано, что диск выходил всего лишь в 200-х экземплярах, что не вселяет надежду на наличие его в продаже.)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #83 : Апрель 16, 2013, 08:27:14 »
А не может ли кто-нибудь выложить этот диск в mp3?

:)) Неплохая фраза при живом издателе, так сказать.
Как вам это понравится, Максим ?

(На сайте издательства сказано, что диск выходил всего лишь в 200-х экземплярах, что не вселяет надежду на наличие его в продаже.)

В продаже он пока есть, я его тоже приобрёл, но уже давно, ещё когда он вышел: диск симпатично оформлен и представляет собой небольшой фетиш, о звуковом содержимом я уже не говорю, это вообще феноменально.
Я так понял, вы живёте в Москве? Я видел диск на магазине на Маяковской, а также на Горбушке он был.
Максим увидит эту переписку и подскажет, где купить.

Моя старая идея состояла в том, чтобы подобного рода небольшие тиражи распространять по подписке, завести специальный счёт для сбора денег - тогда диски расходились бы в небольшом сообществе и окупались бы заранее. Но знаете, этот контингент нужно было собирать в те годы, ещё когда Горбушка "из леса" перешла под крышу завода там же, на Багратионовской - брать у людей координаты, моб. номера, электронные адреса, завести небольшую базу данных и отслеживать изменения, которые сами люди сообщали бы. Не исключаю и почтовую рассылку по другим городам.
Убеждён, что всё это можно сделать и сейчас, но это нужно делать планомерно, а кто этим будет заниматься ? И вдруг ещё появятся какие-нибудь недоразумения, возникнут претензии и т.п., с этим тоже нужно будет разбираться.
Т.е. это сообщество должно быть в значительной степени основано на взаимном уважении и доверии к издателям, и вот любопытно, способны ли мы на это хотя бы в небольшом кругу любителей музыки?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 451
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #84 : Апрель 16, 2013, 10:45:25 »
Диск Неждановой/Голованова продаётся в "Мире музыки" и на сайте "Аквариуса" (адрес магазина - http://gambit-ltd.ru/nezhdanova-soprano-golovanov-fortepiano.html). У всех желающих иметь альбом в оригинале такая возможность ещё есть.

А не может ли кто-нибудь выложить этот диск в mp3?

:)) Неплохая фраза при живом издателе, так сказать.
Как вам это понравится, Максим ?

Ну, к чести нашего форума должен сказать, что такие вопросы мне здесь практически не задают. )  Из чего можно сделать вывод, что те, кому наши проекты интересны, видимо, предпочитают получать оригиналы.
« Последнее редактирование: Апрель 16, 2013, 15:36:56 от Максим »

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 031
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #85 : Апрель 16, 2013, 19:07:21 »
В продаже он пока есть, я его тоже приобрёл, но уже давно, ещё когда он вышел: диск симпатично оформлен и представляет собой небольшой фетиш, о звуковом содержимом я уже не говорю, это вообще феноменально.
Я так понял, вы живёте в Москве? Я видел диск на магазине на Маяковской, а также на Горбушке он был.
Максим увидит эту переписку и подскажет, где купить.

Спасибо за информацию, заеду на Маяковскую.
На моем домашнем компьютере ссылка «Купить» на сайте издательства не работала (сейчас проверил на другом компьютере — работает), и я предположил, что с 2010 года 200 экземпляров давно распроданы.
« Последнее редактирование: Апрель 16, 2013, 19:19:20 от Александр П. »

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 031
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #86 : Апрель 16, 2013, 19:19:05 »
А не может ли кто-нибудь выложить этот диск в mp3?

:)) Неплохая фраза при живом издателе, так сказать.
Как вам это понравится, Максим ?

Ну, к чести нашего форума должен сказать, что такие вопросы мне здесь практически не задают. )  Из чего можно сделать вывод, что те, кому наши проекты интересны, видимо, предпочитают получать оригиналы.

Я задал этот провокационный вопрос исключительно в контексте того, что маленький тираж мог быть распродан (у меня не сработала ссылка «Купить» на сайте). Коль же скоро это не так, то я с удовольствием куплю столь редкую запись.

И не только ее. Благодаря Неждановой, я заметил, что «Аквариус» выпустил концерты Лемешева. Возможно, среди них есть те, что когда-то передавали по «Орфею» (я их на кассеты записывал, но кассеты, понятное дело, давно уж утрачены).


Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 451
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #87 : Июнь 27, 2013, 15:29:41 »
Как-то мы совсем забыли про юбилей:

16 июня - 140 лет со дня рождения Антонины Васильевны Неждановой (1873–1950), российской певицы (лирико-колоратурное сопрано), педагога, доктора искусствоведения

А вчера был день памяти.

Крупнейшая представительница русской вокальной школы, А.Нежданова, обладая блестящими природными вокальными данными – свежим, кристальной чистоты сопрано нежного тембра, в результате серьезных и упорных занятий достигла потрясающей свободы пения, полноты звучания во всех регистрах, широкой кантилены, блестящей виртуозности и художественной завершенности музыкально-сценических образов.
В 1902 г., блестяще окончив Московскую консерваторию, А.Нежданова дебютировала на сцене Большого театра (выступала более 30-ти лет), где исполнила свои лучшие партии – Антонида, Людмила («Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» М.Глинки), Татьяна («Евгений Онегин» П.Чайковского), Волхова, Снегурочка, Шемаханская царица, Марфа («Садко», «Снегурочка», «Золотой петушок», «Царская невеста» Н.Римского-Корсакова), Церлина, Царица ночи («Дон Жуан», «Волшебная флейта» В.Моцарта), Джильда («Риголетто» Дж.Верди), Розина («Севильский цирюльник» Дж.Россини), Эльза («Лоэнгрин» Р.Вагнера)…
Большое влияние на творчество А.Неждановой оказало общение с С.Рахманиновым (дирижировал операми в Большом театре и аккомпанировал ей в концертах), Ф.Шаляпиным и Л.Собиновым, дуэты с которыми вошли в историю музыкального театра как образец совершеннейшего по своей гармоничности воспроизведения на сцене образцов оперной классики. В ее обширный концертный репертуар входили произведения Н.Римского-Корсакова, С.Рахманинова, М.Балакирева, П.Чайковского, Н.Метнера, И.Стравинского, А.Скарлатти, Дж.Перголези, В.Моцарта, Л.Бетховена, Ф.Шуберта, Р.Шумана, Э.Грига, М.Равеля, К.Дебюсси, русские и украинские народные песни. А.Нежданова выступала в ансамбле с А.Аренским, А.Глазуновым, А.Скрябиным, с 1919 г. постоянным аккомпаниатором был ее муж – Н.Голованов.
В советское время особенно широко развернулась музыкально-общественная деятельность певицы – она выступала с шефскими концертами, систематически выступала на радио, концертировала за рубежом и в городах СССР, с 1936 г. вела педагогическую работу (студия Большого театра, Оперная студия К.Станиславского), с 1943 г. – профессор Московской консерватории.
Многое из вышеперечисленного в исполнении А.Неждановой можно найти в коллекции Гостелерадиофонда (около 130 записей). Среди наиболее интересных – «Соловей» А.Алябьева и Ария Джильды из оперы Дж.Верди «Риголетто» (партия фортепьяно У.Мазетти, запись 1911 г.), Дуэт Лоэнгрина и Эльзы из оперы Р.Вагнера «Лоэнгрин» (Л.Собинов), романсы Н.Голованова (Н.Голованов – фортепьяно, Л.Фурер – виолончель, запись 1939 г.).
В музыкально-литературном фонде хотелось отметить передачи: «А.В.Нежданова» (В.Фогельсон, 1973 г.), «Певица Нежданова» (авторы К.Маринина и Д.Журавлев, 1983 г.), «Музыкальные адреса Москвы. Квартира А.В.Неждановой» (Л.Токарева, 1992 г.), «Кумиры прошлого. А.В.Нежданова» (Г.Селивановская, 1992 г.), «Звезды мировой оперной сцены. А.Нежданова» и «Корифеи оперной сцены. А.В.Нежданова», «Поет А.Нежданова» (Г.Голубин, 1993, 1995, 1996 гг.)
http://web.gtrf.ru/events/action/5175.aspx

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 451
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #88 : Октябрь 06, 2013, 23:41:09 »
Воспоминания А.В. Неждановой об учителях Московской консерватории:

http://www.russian-records.com/details.php?image_id=24914&mode=search

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 451
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #89 : Ноябрь 22, 2013, 12:40:47 »
Очаровательный ролик из архива музея им. Глинки.  А.В. Нежданова поёт под аккомпанемент Н.С. Голованова - сначала "Лебедь" Грига (аудио), а потом идут - две её киносъёмки 1933 г.- "Колыбельная" Гречанинова и "Менуэт" Дель Акуа.

http://www.youtube.com/watch?v=mtd0Nb9PlH0#t=52

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: А.В.Нежданова (1873-1950)
« Ответ #90 : Ноябрь 22, 2013, 13:27:36 »
Очаровательный ролик из архива музея им. Глинки.  А.В. Нежданова поёт под аккомпанемент Н.С. Голованова - сначала "Лебедь" Грига (аудио), а потом идут - две её киносъёмки 1933 г.- "Колыбельная" Гречанинова и "Менуэт" Дель Акуа.

http://www.youtube.com/watch?v=mtd0Nb9PlH0#t=52

А ведь это было снято на квартире то ли Голованова, то ли Неждановой?
Где-то среди этих съёмок должны быть потрясающие кадры, где сидящий за роялем Голованов гневно сверкает глазами на чем-то раздражающего его кинооператора или ассистента - сразу угадывается его "дирижёрский" взгляд, которым Голованов "метал молнии". Удивляюсь, как от таких взглядов плёнка не засветилась :))
Поразительно, что кинокамера сумела эти уникальные моменты ухватить, но я не знаю, где можно найти эти фрагменты: такое впечатление, что они были то ли началом, то ли продолжением этих - или каких-то аналогичных - съёмок.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 451
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: А.В.Нежданова (1873-1950)
« Ответ #91 : Ноябрь 22, 2013, 13:55:37 »
такое впечатление, что они были то ли началом, то ли продолжением этих - или каких-то аналогичных - съёмок.

Мне тоже так кажется, они ведь тут обрезаны.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 451
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #92 : Декабрь 05, 2013, 22:39:56 »
Воспоминания Неждановой о Собинове. Запись 1949 г.

http://www.russian-records.com/details.php?image_id=25768&mode=search

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 451
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #93 : Февраль 12, 2014, 15:02:48 »
Выложен сборник «Антонина Васильевна Нежданова: Материалы и исследования»:



Сборник подготовлен к изданию Вокально-творческим кабинетом им. А.В. Неждановой Всероссийского театрального общества. Он состоит из работ, написанных самой Антониной Васильевной, статей-воспоминаний ее друзей, коллег и учеников и из исследований о великой русской певице.

СОДЕРЖАНИЕ
От редколлегии
A.В. Нежданова. ВОСПОМИНАНИЯ. СТАТЬИ. ИЗ ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК
   ВОСПОМИНАНИЯ
      ДЕТСТВО
      В ОДЕССЕ И НА ЛИМАНЕ
      ЮНОСТЬ
      КОНСЕРВАТОРИЯ
      МОИ ДРУЗЬЯ
      НА ПУТИ В БОЛЬШОЙ ТЕАТР
      ВТОРАЯ ПОЕЗДКА ЗА ГРАНИЦУ
      ПЕРВЫЙ ГОД В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ
      ПОЕЗДКИ В ПАРИЖ И ШВЕЙЦАРИЮ
      ПУТЬ АРТИСТКИ
      ПОЕЗДКИ В ЛОНДОН И ПАРИЖ (1905-1912)
      ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
      АРТИСТКА СОВЕТСКОЙ СЦЕНЫ
      ПОЕЗДКА ЗА ГРАНИЦУ В 1922 ГОДУ
      ПОЕЗДКА ПО СРЕДНЕЙ АЗИИ
      1923-1930 ГОДЫ
      СЕЗОН 1932/33 ГОДА
   СТАТЬИ
      Сергей Васильевич РАХМАНИНОВ
      Леонид Витальевич СОБИНОВ
      Федор Иванович ШАЛЯПИН
   ИЗ ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК
      Вступительная статья П. Норцова
ИССЛЕДОВАНИЯ
   B.М. Богданов-Березовский
      ВЕЛИКАЯ РУССКАЯ ПЕВИЦА
      КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
      НА ОПЕРНОЙ СЦЕНЕ
   Л.Б. Дмитриев
      А.В. НЕЖДАНОВА-ПЕДАГОГ
ВОСПОМИНАНИЯ СОВРЕМЕННИКОВ
   Н.С. Голованов. ЗАМЕТКИ ОБ А.В. НЕЖДАНОВОЙ
   Е.К. Катульская. ЕЕ ПАМЯТИ
   М.В. Давыдова (Фармаковская). ЭТО БЫЛО В ОДЕССЕ
   М.С. Неменова-Лунц. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ
   С.Н. Василенко. НА СЦЕНЕ И В ЖИЗНИ
   С.Н. Дурылин. НАРОДНАЯ АРТИСТКА
   B.Н. Рыжова. РУССКАЯ ДУША
   И.Э. Грабарь. ПАМЯТНАЯ ВСТРЕЧА
   A.В. Богданович. СЛОВО БЛАГОДАРНОСТИ
   К.Е. Антарова. ИСКУССТВО, ОДУХОТВОРЕННОЕ ЧЕЛОВЕЧНОСТЬЮ
   Е.А. Степанова. НЕУТОМИМАЯ ТРУЖЕНИЦА
   C.И. Мигай. ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩЕЕ ТВОРЧЕСТВО
   М.П. Максакова. А.В. НЕЖДАНОВА — ЭЛЬЗА
   И.П. Верховская. НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АНТОНИНЕ ВАСИЛЬЕВНЕ НЕЖДАНОВОЙ
   Ф.Ф. Федоровский. О ТВОРЧЕСКОМ СОДРУЖЕСТВЕ С ВЕЛИКОЙ АРТИСТКОЙ
   Д.Н. Журавлев. НЕМЕРКНУЩЕЕ ГОРЕНИЕ
   B.В. Барсова. А. В. НЕЖДАНОВА И АРТИСТИЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ
   Халима Насырова. ТАК УЧИЛА МЕНЯ АНТОНИНА ВАСИЛЬЕВНА
   Л.О. Гриценко. В КЛАССЕ А.В. НЕЖДАНОВОЙ
   Г.Г. Долидзе. МОИ САМЫЕ СВЕТЛЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ
   А.П. Выспрева. «ВСЕГДА К НОВЫМ БЕРЕГАМ»
   Шевкет Мамедова. А.В. НЕЖДАНОВА В МОЕЙ ЖИЗНИ
   А.П. Огнивцев. ДРАГОЦЕННЫЕ ВСТРЕЧИ
   А.С. Яковлев. НА НИКОЛИНОЙ ГОРЕ
   Е.Б. Гардт. ПАМЯТИ ВЕЛИКОЙ РУССКОЙ АРТИСТКИ
ПРИЛОЖЕНИЯ
   ЛЕТОПИСЬ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
   ОПЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР
   КОНЦЕРТНЫЙ РЕПЕРТУАР
   БИБЛИОГРАФИЯ
   УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН

http://intoclassics.net/news/2014-02-12-35277

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: А.В.Нежданова (1873-1950)
« Ответ #94 : Февраль 12, 2014, 15:15:39 »
Замечательно!
Надо же, кто-то отсканировал эту книгу, а она ведь довольно большая!
Книге уже полвека, а шрифт её по тем временам довольно качественный; в формате pdf возможен контекстный поиск - по фамилиям и т.д.
« Последнее редактирование: Февраль 12, 2014, 15:29:03 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 451
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #95 : Февраль 12, 2014, 15:56:31 »
Имена современников впечатляют.

Кстати, А.П. Выспрева:
http://www.russian-records.com/details.php?image_id=16544
http://www.russian-records.com/details.php?image_id=16545

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 451
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #96 : Декабрь 29, 2015, 12:56:16 »
Сольная пластинка А.В. Неждановой:

 01
01.Легенда (Лакме)                                         (Л.Делиб)
02.Дуэт Лакме и Маллики (Лакме)             (Л.Делиб)
03.Ария Джильды (Риголетто, 2 д.)            (Д.Верди)
04.Ария Виолетты (Травиата, 1 д.)            (Д.Верди)
05.Ария Виолетты (Травиата, 3 д.)            (Д.Верди)
02
06.Вальс Джульетты (Ромео и Джульетта) (Ш.Гуно)
07.Ария Церлины (Фра-Дьяволо)                (Д.Обер)
08.Болеро (Сицилийская вечерня)              (Д.Верди)
09.Ария Марфы (Царская невеста, 4 д.)    (Н.Римский-Корсаков)
10.Соловей                                                        (А.Алябьев)

Маллика – А.Попелло-Давыдова (2)
Записи 1908-1913 гг. (6-10), 1908-1915 гг. (1-5)
© Аккорд, 1961

http://mvaleryi.blogspot.ru/2015/11/8855-6.html

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 451
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #97 : Февраль 13, 2017, 11:03:17 »
Музей им. Глинки выпустил двойной альбом А.В. Неждановой (записи 1906-1939 гг.)  из собрания своих фондов:



http://glinka.museum/visitors/souvenir-shop/

"Наследие А. Неждановой в уникальном музыкальном собрании из двух CD-дисков представлено фонограммами 1906-1939 годов из фондов ВМОМК имени М. И. Глинки. Среди них впервые публикуется редкая запись, сделанная в 1906 году на восковом валике на фонографе «Братьев Пате»" (https://www.facebook.com/VMOMK.Glinki/posts/1684832911746598).

Оффлайн Konstantin K.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 107
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #98 : Февраль 19, 2017, 00:14:12 »
Трек-лист отсутствует. Там есть что-то новое, кроме записи 1906 года?

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 451
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #99 : Февраль 19, 2017, 14:40:12 »
Там есть что-то новое, кроме записи 1906 года?

Из сравнительно редких я бы выделил арию Маргариты с жемчугом (1906 г., ф-но - У. Мазетти).