Автор Тема: Аллан Петтерссон \ Allan Pettersson (1911-1980) - шведский композитор  (Прочитано 2484 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Биография.

Родился этот выдающийся шведский композитор 19 сентября 1911 года на одной из стокгольмских окраин. Он был четвертым ребенком в семье бедного кузнеца, к тому же отец пил, и дети с самого раннего детства узнали, что такое побои, голод и унижения.

Но Аллан был одаренным музыкантом и в 19 лет он сумел поступить в стокгольмскую Королевскую консерваторию, где обучался по классу альта и скрипки. Учение продолжилось до 1939 года. За это время Аллан Петтерсон начал писать собственную музыку (первое произведение «Две элегии для скрипки и фортепиано» написано им в 1934-м), выступал как альтист.

1940 год композитор встретил в Париже – он отправился туда для совершенствования своего исполнительского мастерства. В 1951-53 годах в этом гостеприимном городе он обучался композиции у Рене Лейбовица и Артура Онеггера. Лейбовиц, известный теоретик двенадцатитоновой серийной техники (додекафонии), произвел яркое впечатление на многих молодых музыкантов того времени.

Но в 1953 году спокойное течение жизни Аллана Петтерссона было нарушено тяжелой болезнью – дело дошло до госпитализации, а диагноз был самым неутешительным: полиартрит. Неподвижные суставы – что может быть хуже для скрипача? Неудивительно, что весь свой дар Петтерссон отдал сочинению музыки.

И автором он был весьма плодовитым. Из-под его пера вышло 17 симфоний (первая и последняя не завершены), струнный квартет, кантата «Vox Humana» на тексты поэтов Латинской Америки, семь сонат для двух скрипок, концерты для скрипки и альта с оркестром, три балета, вокальные сочинения («Босоногие песни» на собственные тексты). Вернее, из-под пера его жены – зачастую композитор, прикованный к постели, не мог даже писать, поэтому свои произведения он надиктовывал.

В 1968 году Стокгольмский филармонический оркестр исполнил Седьмую симфонию Петтерссона – это принесло композитору определенный успех и мировое признание в симфонических кругах. Но широкой публике он был мало известен – его произведения сложны, длинны и требуют от слушателя некоторого усилия, работы по восприятию и интерпретации. А в 60-70-х годах XX века существовала расхожая мысль, что время симфоний прошло, поэтому большая часть слушателей не обременяли себя проникновением в богато интонированную, загадочную и необычную музыку Петтерсона.

О себе Петтерссон говорил так: «Я никакой не композитор. Я зовущий голос в пустыне, которому грозит утонуть в шуме времени». Но случилось ровно наоборот, время показало, что Аллан Петтерссон – один из величайших композиторов XX века, и его творческое наследие с каждым годом становится все более известным и востребованным.

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2825

Материал Википедии:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%BD
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица