Автор Тема: "Орестея" Танеев  (Прочитано 6478 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
"Орестея" Танеев
« : Август 05, 2010, 16:16:28 »
«Орестея» — опера лирико-эпического склада. В ее основе лежит нравственный конфликт сил, олицетворяющих добро и зло. Это определило трактовку действующих лиц, часто выступающих как носители обобщенных идей. Особое своеобразие придает произведению обилие монументальных хоровых сцен, сближающее его с ораторией. Здесь композитор по-своему продолжил традиции русской оперы, придав им новое толкование в связи с содержанием античной трагедии.

Оркестровое вступление, основанное на видоизменениях музыкальной темы рока, своим суровым драматизмом вводит в атмосферу действия.

Первый акт («Агамемнон») состоит из двух картин. В первой центральное место занимают образы Клитемнестры и Эгиста. В арии с хором «Вон взгляните» царица охвачена общим с народом ликованием; уверенные интонации рождают ощущение душевного подъема. Появление Эгиста предваряет извилистая, полная затаенной угрозы тема, характеризующая его трусливую, коварно-мстительную натуру. В его последующем монологе и рассказе о пире господствует чувство ненависти к Агамемнону. Краткий дуэт мести Клитемнестры и Эгиста завершается сурово-непреклонной темой клятвы — музыкальной кульминацией первой картины.

Вторая картина распадается на две части. В первой безраздельно царит чувство победного торжества. Триумфальный марш и хор воинов сопровождают въезд Агамемнона. В его дуэте с царицей преобладают теплые лирические тона. Резко меняется характер музыки с появлением Кассандры. В сцене ее пророчества, наделенной огромной трагедийной силой, взволнованная декламация перемежается с закругленными мелодическими эпизодами; ариозо «Неизменна воля рока» пленяет чистотой и строгостью чувства. Сцену венчает мужественно светлая тема с чеканным ритмом, рисующая образ грядущего мстителя. В дальнейшем развитии выделяются подобные величавым фрескам два хора народа, оплакивающего убитых.

Второй акт («Хоэфоры») состоит из трех картин. Для первой характерно зловеще тревожное настроение. Ариозо Клитемнестры «О, услышь мое моленье» полно душевной муки. Сцена появления призрака Агамемнона выдержана в сумеречно-зыбких, причудливых тонах; на фоне зловещих ходов оркестра с грозной силой звучат реплики певца. Чувством ужаса веет от дуэта царицы и Электры с хором — музыкальной кульминации сцены.

Во второй картине центральная роль принадлежит Оресту. Возвышенно-скорбным и светлым настроением проникнута музыка его появления. Глубоким неподдельным отчаянием проникнуто ариозо-плач Ореста над могилой Агамемнона «О, отец». Целомудренно чистый и нежный образ Электры раскрывается в ее ариозо «Сжалься, сжалься, отец», полном печали и твердой веры. Большой дуэт-сцена Электры и Ореста развивается от драматической взволнованности к радостному подъему.

Третья картина знаменует кульминацию действия. В сцене убийства Клитемнестры раскрыты противоречивые переживания преступной царицы: решимость, глубокая скорбь, трогательная мольба, неутолимая ненависть; им противопоставлена непреклонная воля Ореста. В заключительной сцене величаво-плавным мелодиям, олицетворяющем образ Аполлона, контрастирует резко-угловатая тема фурий.

В третьем акте («Эвмениды») — три картины. Первая передает душевные терзания Ореста. В тревожно-возбужденном вступлении возникает образ неистовой погони богинь-мстительниц. В исступленном монологе Орест тщетно умоляет фурий оставить преследование. Ответные возгласы хора исполнены мстительной злобы. Выразительное оркестровое сопровождение создает картину разгула темных стихий.

Ярчайший контраст рождает музыка второй картины, рисующей идеально прекрасное царство Аполлона. Оркестровое вступление и сцена Аполлона с Орестом выдержаны в спокойно-торжественных просветленных тонах.

Начало третьей картины пронизано ощущением близости развязки. Драматическое напряжение достигает высшей силы в ариозо — обращении Ореста «Сжалься, богиня». Появление Афины Паллады сопровождает легкая, словно парящая, тема. Восторженным дифирамбом звучит заключительный хор, прославляющий мудрость богини.

                                                          http://www.belcanto.ru/oresteya.html

А вот сама запись этой оперы
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1891065

А вот клавир
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2449851

Я ознакомился с этой музыкой вчера и был достаточно впечатлен этой музыкой. Послушать ее я хотел давно, да как - то все не получалось и вот на конец свершилось. Может слышал ее кто нибудь еще? Какие ваши впечатления?
Мне не понятно, почему эту оперу очень трудно увидеть на афишах наших театров?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Орестея"
« Ответ #1 : Август 05, 2010, 16:30:44 »
Между прочим, несколько лет назад в России исполняли "Орестею":

http://www.operanews.ru/oresteya.html

17.04.2001
"Орестея" Танеева в новом веке.

12 апреля 2001 года в БЗК силами Российского национального оркестра и Камерного хора п/у В.Минина была дана в концертном исполнении оперная трилогия С.Танеева "Орестея". Дирижировал Михаил Плетнев. Это событие можно отнести к важнейшим в нынешнем сезоне.

"Орестея" - редко звучащее сочинение. Считанные разы ставилось оно на театральной сцене. Его премьера состоялась в 1895 году в Мариинском театре с участием ярких певцов (И.Ершов в партии Ореста, М.Славина - Клитемнестра и др.). В 1915 Мариинский театр осуществил еще одну постановку оперы. В сентябре 1917 года она была исполнена в Театре Московского Совета рабочих депутатов (бывш. Оперном театре Зимина). На советской сцене "Орестея" впервые прозвучала в Минске (1963), где партию Ореста блестяще пел З.Бабий, в партии Кассандры блистала Н.Ткаченко (этот спектакль с несколько измененным составом солистов была записан на пластинках).

"Орестея" - произведение, стоящее особняком в истории русской оперы. Античный сюжет, тяготение к классическим формам - все это шло вразрез с господствующими тогда тенденциями. Вообще, творчество Танеева, с его рационализмом, ученостью, приверженностью к сложной и насыщенной музыкальной ткани, многословием, не могло снискать широкой популярности. Выдающийся мастер музыкального письма, он не смог создать своего неповторимого и органичного языка в такой же степени, как этого добились Мусоргский, Чайковский или Римский-Корсаков. В стилистике и мелодике его произведений часто ощущаются отголоски различных эпох и влияний (от Генделя и Глюка до Берлиоза, Чайковского и др.). Это, конечно, не означает, что место Танеева в истории русской музыки незначительно. Его 4-я симфония, кантата "Иоанн Дамаскин", ряд камерно-инструментальных сочинений обладают непреходящей ценностью. Однако именно перечисленные выше свойства стиля композитора помешали обрести "Орестее" более достойную судьбу. Но все равно, это не оправдывает печального факта: пренебрежение собственным наследием - давняя болезнь отечественной музыкально-театральной практики. Ведь сколько малоизвестных и забытых опер, менее ценных, нежели опус Танеева, регулярно извлекаются из небытия на Западе и с успехом ставятся на театральных подмостках! Если же добавить, что в "Орестее" есть запоминающиеся эпизоды (Ариозо Кассандры Неизменна воля рока; речитатив и Ариозо Клитемнестры О, горе мне; дуэт Электры и Ореста Что это? Прядь волос; антракт "Храм Аполлона в Дельфах" и др.), становится ясно - чего лишены любители оперного искусства.

Вернемся к концерту. Значение художественного выбора Плетнева трудно переоценить. Наше восприятие, обремененное историческими и художественными экспериментами прошедшего столетия, стало иным. И сегодня, на рубеже нового века актуальность эпопеи Танеева, с ее классическим незамутненным звучанием, выросла. Это отчетливо ощущалось. Само исполнение было весьма достойным. В этом заслуга дирижера и лучшего на сегодняшний день российского оркестра, не растерявшего пока своих качеств. Хор Минина был, в целом, на хорошем уровне, хотя подчас излишне экспрессивен. Труднее подобрать хвалебные эпитеты для вокалистов. Марианна Тарасова (Клитемнестра), Дмитрий Пьянов (Орест), Светлана Создателева (Кассандра), исполнявшие ключевые партии, не смогли в полной мере передать дух античной трагедии, величавость ее образов, к чему так стремился композитор. Кроме того, лирическое амплуа Пьянова совершенно не подходит для этой партии (здесь я вынужден лишь повторить мнение других специалистов), Тарасова из Мариинки в вокальном отношении была сильнее других, но ее чрезмерное стремление "сыграть" роль было неуместным в этом сочинении ораториального характера. Геликоновский "опыт" Создателевой сослужил в данной работе певице сомнительную службу. Неплохо выглядел Михаил Гужов (Агамемнон), правда надо помнить, что характер этой басовой партии наилучшим образом соответствует стилистике всей партитуры. Много вопросов к вокалу Яны Иваниловой (Электра). Подбор солистов носил, видимо, достаточно случайный характер (кто может поучаствовать?), а жаль.

Е.С.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Орестея" Танеев
« Ответ #2 : Август 05, 2010, 16:32:10 »
Также в России был выпущен на CDs вариант оперы с участием С.Преображенской. Но там были купюры.
Вы дали ссылку на другой хороший вариант без купюр.


===================


тоже есть купюры, но их мало и они достаточно не значительны. В этой записи мне показался и состав исполнителей лучше, чем в записи с Преображенской.

Не ожидал, что там тоже купюры !
Эту белорусскую запись многие очень высоко ценят ! Даже выше, чем запись с участием С.Преображенской.


-------------------------------
С.И.Танеев - "Орестея"
(музыкальная трилогия по одноименной трагедии Эсхила)

Продолжительность: 02:27' 07"

Содержание:

1. Часть I - Вступление
2. Часть I - Картина 1
3. Часть I - Картина 2
4. Часть II - Картина 1
5. Часть II - Картина 2
6. Часть II - Картина 3
7. Часть III - Картина 1
8. Часть III - Картина 2
9. Часть III - Картина 3

Исполнители:

Агамемнон, царь Аргоса - Виктор Чернобаев (бас)
Клитемнестра, жена его - Лидия Галушкина (меццо-сопрано)
Орест, сын его - Иван Дубровин (тенор)
Электра, дочь его - Тамара Шимко (сопрано)
Эгист, двоюродный брат Агамемнона - Анатолий Боков (баритон)
Кассандра, троянская пленница - Нинель Ткаченко (сопрано)
Апполон - Аркадий Савченко (баритон)
Афина - Людмила Ганестова (сопрано)


Хор и оркестр Белорусского Большого театра
Дирижер Татьяна Коломийцева
Запись 1964 года


==========================


Запись с участием Преображенской была сделана следующим составом:

http://www.intoclassics.net/news/2009-01-14-2819

Сергей  Иванович Танеев
 
"Орестея"
музыкальная трилогия в трех частях
 
Агамемнон, царь Аргоса, – Виктор Морозов
Клитемнестра, его жена, – Софья Преображенская
Эгист, его двоюродный брат, – Константин Лаптев
Орест, сын Агамемнона и Клитемнестры, – Михаил Довенман
Электра, дочь Агамемнона и Клитемнестры, – Нина Серваль
Афина Паллада – Татьяна Лаврова
Ареопаг – Иван Мелентьев

Хор Ленинградского радио
Оркестр Ленинградской государственной филармонии
Дирижер – Джемал Далгат

Записано 08 и 15.01.1958г.
« Последнее редактирование: Май 31, 2013, 14:28:04 от Админ »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: "Орестея" Танеев
« Ответ #3 : Август 05, 2010, 16:39:48 »
Спасибо за информацию.
В записе, на которую я дал сылку тоже есть купюры, но их мало и они достаточно не значительны. В этой записи мне показался и состав исполнителей лучше, чем в записи с Преображенской.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: "Орестея" Танеев
« Ответ #4 : Август 06, 2010, 14:34:00 »
Да, белорусская запись сильнее. И в составе и во всем. Купюры там не значительные и их меньше чем с записью с Преображенской.
А вы слышали эти записи, уважаемый Predlogoff ?
Меня не оставляют надежды, что эту оперу все таки поставит какой - нибудь российский театр и появится не только аудио запись, но и видео.

Оффлайн Михаил К.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 631
Re: "Орестея" Танеев
« Ответ #5 : Август 16, 2010, 11:31:51 »
В Михайловском театре хотели её поставить, даже хоры уже разучены были, но потом новоиспечённый директор передумал. Хотя все наверное помнят этот скандал.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 451
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: "Орестея" Танеев
« Ответ #6 : Август 16, 2010, 11:59:13 »
"Орестея" с Преображенской потрясающая (как и все записи с Преображенской). Жаль только, что первое издание этой записи вышло с паузами между треками по живому.  Наверное, надо когда-нибудь переиздать ее без пауз.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: "Орестея" Танеев
« Ответ #7 : Сентябрь 04, 2015, 21:37:02 »
ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС В ГЕРОИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ

Ростовский музыкальный театр – один из самых успешных и амбициозных коллективов на оперной карте России, музыкальный лидер юга страны – вновь удивил: после успешных гастролей на Исторической сцене Большого с «Фаустом» Гуно этой весной он приготовил сверхраритетную премьеру – единственную оперу Сергея Танеева «Орестея»

http://gazetaigraem.ru/a11201508
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 550
Re: "Орестея"
« Ответ #8 : Май 07, 2017, 14:42:40 »
Между прочим, несколько лет назад в России исполняли "Орестею":

http://www.operanews.ru/oresteya.html

Санкт-Петербург, Концертный зал МТ, 13 июня 2017 г., вторник, 18:00
 
Орестея
Музыкальная трилогия (концертное исполнение)

Музыка Сергея Танеева
Либретто Алексея Венкстерна по трилогии Эсхила

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солисты и ансамбль Академии молодых оперных певцов
Cимфонический оркестр Мариинского театра

Дирижер – Леон Ботстайн

В сотрудничестве с Центром исполнительских искусств имени Ричарда Фишера, Бард-колледж, Нью-Йорк

https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2017/6/13/3_1900
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау