Автор Тема: Национальный театр оперы и балета Молдавии  (Прочитано 3650 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
19.09.2010
Молдавская опера.

(А.Матусевич: http://www.operanews.ru/10091905.html)

 Прошло немного-немало восемь лет с момента моего рассказа на страницах нашего журнала о буднях и праздниках Большого театра оперы и балета Белоруссии. Приходится констатировать не без досады, что за это время практически ничего не изменилось в плане восстановления единства постсоветского культурного пространства: почти также мало мы знаем о том, чем живут сегодня оперные театры бывших союзных республик, а проблемы, затронутые в первых абзацах моего белорусского отчета, остаются актуальными и поныне для подавляющего большинства из них.

Тем не менее, жизнь продолжается: театры на постсоветском пространстве живут и выживают в большинстве случаев – кажется, кроме Туркменской оперы в Ашхабаде, закрытой в начале 2000-х годов Сапармуратом Ниязовым за «несоответствие традициям туркменского народа», никто столь радикально не пострадал, ибо больше никто из политиков на подобный «культурный демарш» пока не решился. Да и в Ашхабаде ситуация вроде бы начала меняться: нынешний президент Гурбангулы Бердымухаммедов вскоре после «восшествия на престол» заявил о намерении восстановить оперный театр наряду с академией наук, драматическим театром и пр.

Мы же сегодня попытаемся приоткрыть «завесу таинственности» еще над одним оперным театром на просторах бывшего СССР: в фокусе нашего внимания оказался Национальный театр оперы и балета Молдавии. Читатели, постоянно следящие за нашими публикациями, конечно же, сразу догадались, что выбран объект не случайно: в августе на страницах нашего журнала они могли встретиться с примадонной Молдавской оперы, народной артисткой СССР Марией Биешу, к знаменательному юбилею которой мы подготовили большое интервью с артисткой. После оного наш журнал получил приглашение на 18-й международный фестиваль оперного и балетного искусства «Приглашает Мария Биешу», который проходил в Кишиневе с 10 по 17 сентября. Вашему покорному слуге довелось посетить три оперных спектакля из программы фестиваля и побеседовать с рядом деятелей молдавской музыкальной культуры. Рассказ о нынешнем дне Молдавской оперы и увиденных спектаклях мы предлагаем вашему вниманию сегодня, а с интервью вы сможете ознакомиться в последующих выпусках журнала.

 

Некоронованная царица Молдавии



 Молдавский театр оперы и балета им. А. С. Пушкина (а именно так назывался единственный музыкальный театр республики до распада СССР и провозглашения независимости) впервые заявил о себе в 1956 году. За полвека существования на его сцене певало немало интересных вокалистов, составивших славу молдавского искусства. Но не будет преувеличением сказать, что его расцвет и всесоюзная известность в 1960-80-е годы связаны прежде всего с именем Марии Биешу: певица дебютировала на его сцене в 1962-м и сразу заявила о себе очень ярко, в 1966-м она побеждает на конкурсе Чайковского в Москве, в 1967-м на конкурсе исполнительниц партии Чио-Чио-сан в Токио и очень скоро становится знаменитой на всю страну. Обладая первоклассными вокальными данными, от природы поставленным голосом, талантом драматической актрисы, Биешу стала настоящим брендом не только родного театра, но и Молдавии в целом, ее слава, а вместе с ней и слава ее республики перешагнули границы Советского Союза – певица становится мировой знаменитостью. Все сколько-нибудь значительные работы Молдавской оперы того периода связаны исключительно с именем Биешу: на нее ставят спектакли, она выбирает репертуар, под ее возможности и вкусы приглашают постановщиков. Особое место, какое Биешу заняла в молдавском оперном искусстве, в молдавской культуре, было совершенно оправданно – театр во главе со своей примадонной становится очень популярным и в Молдавии, и в целом в СССР, он ходит непроторенными репертуарными путями (неслыханные в те годы «Норма», «Сила судьбы», «Адриенна Лекуврёр», «Набукко» и пр.), ставить спектакли на западной окраине Союза не чураются мэтры отечественной режиссуры и сценографии.

Долгая карьера Биешу, ее высокий профессионализм держали театр на плаву и в трудные 1990-е. Певица оставалась в прекрасной вокальной форме, давно перешагнув рубежи, когда обычно принято покидать сцену. Последний раз вживую мне довелось слышать молдавскую диву десять лет назад, на праздновании 75-летия Ирины Архиповой в Большом зале Московской консерватории: 65-летняя примадонна исполнила единственный номер – выходной монолог Адриенны Лекуврёр из одноименной оперы Чилеа – исполнила совершенно блистательно, вновь продемонстрировав сильный, необыкновенной красоты неувядающий голос, прекрасную вокальную школу, яркое, эмоциональное, заставляющее слушателей буквально замереть пение. О совершенной красоте голоса Биешу написано немало: ее не раз заслуженно сравнивали с самыми именитыми итальянскими примадоннами, в особенности часто звучала параллель с гедонистическим звучанием Ренаты Тебальди, но лично я бы вспомнил в этой связи о дивных голосах более раннего периода, таких как Роза Понсель, Клаудиа Муцио и Джина Чинья.

В 1990-е она взваливает на себя огромный груз забот по спасению молдавской музыкальной культуры от буквального истребления вследствие политических неурядиц и откровенной бедности: именно в начале лихого десятилетия она создает фестиваль «Приглашает Мария Биешу», который на протяжении почти двадцати лет остается самым ярким событием сезона Молдавской оперы, привлекая на ее сцену исполнителей из самых разных стран, давая мощный, животворный импульс всей культурной жизни республики, переживающей далеко не лучшие времена перманентного кризиса.

Время неумолимо и берет свое. Но даже сегодня, когда примадонну одолевают естественные немощи, ее имя по-прежнему является тем магнитом, что притягивает в Кишинев деятелей оперного искусства, а фестиваль ее имени остается главным культурным событием Молдавии. И Молдавия платит своей примадонне той же монетой: только лично побывав в республике можно прочувствовать тот глубокий пиетет, что питают к Биешу и представители элиты, и простые молдаване – здесь она непререкаемый авторитет, и в то же время, человек абсолютно свой, близкий многим, со многими и многими лично знакомый. Становится совершенно понятным, почему в свое время певица отвергла самые заманчивые предложения от Большого до «Метрополитен», оставшись верной своей земле, своему театру: здесь она не просто певица, пусть и именитая и титулованная всеми мыслимыми и немыслимыми званиями и наградами, но подлинная царица, богиня, поклоняется которой уже не оно поколение жителей республики.

Несмотря на пошатнувшееся здоровье Мария Биешу лично приветствовала участников и гостей фестиваля на его открытии, выйдя на родную для себя сцену и выразив искреннюю благодарность всем, кто пришел в этот вечер в театр. Вместе с ней в церемонии открытия участвовали официальные лица республики, директор Молдавской оперы Валерия Шейкан, а также бывший многолетним директором Венской Штаатсопер Иоан Холендер, ныне рекрутирующий молодых вокалистов для американских театров: ровесник молдавской дивы и почти ее соотечественник (Холендер по происхождению – румынский еврей, родившийся в Тимишоаре) обратился к аудитории на литературном румынском языке, вызвав немалый энтузиазм собравшихся. В программе фестиваля значились четыре оперы, два балета, один камерный рецитал и заключительный гала-концерт во Дворце республики. В нашем обзоре мы обратимся к трем вердиевским шедеврам, украшавшим сцену Молдавской оперы первые три вечера фестиваля. За рамками нашего повествования останутся (что вполне естественно) балетные спектакли, а также, в силу сложившихся обстоятельств, пуччиниевская «Мадам Баттерфляй» и финальный концерт.

Подробнее здесь:
http://www.operanews.ru/10091905.html
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 169
Re: Национальный театр оперы и балета Молдавии
« Ответ #1 : Октябрь 01, 2015, 23:15:02 »
Мария Биешу по-прежнему приглашает!

На XXIII Международном фестивале оперы и балета в Кишинёве

Игорь Корябин, 30.09.2015 в 14:14

http://www.belcanto.ru/15093001.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 169
Re: Национальный театр оперы и балета Молдавии
« Ответ #2 : Ноябрь 24, 2015, 08:39:25 »
Ольга Бусуйок: «Хочу петь и строить свою карьеру правильно»

Игорь Корябин, 23.11.2015 в 16:23

http://www.belcanto.ru/15112302.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 169
Снаружи театр представляет довольно унылое зрелище, а портики так загажены птицами, что пройти по ним, не запачкав обувь, весьма затруднительно. Можно подумать, что здание давно не используется, хотя всего лишь две недели назад сезон закрывали премьерой "Макбета".
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 169
Re: Национальный театр оперы и балета Молдавии
« Ответ #4 : Сентябрь 07, 2017, 12:04:40 »
Двадцать пятый праздник музыки имени Марии Биешу

Завтра начинается Международный фестиваль оперы и балета имени Марии Биешу
   
В нынешнем году этот традиционный праздник музыкального театра проходит в двадцать пятый раз и приурочен еще к одному юбилею – 60-летию Молдавского театра оперы и балета.

http://mk.kn.md/articles/2017/09/06/dvadcat-pyatyy-prazdnik-muzyki-imeni-marii-bieshu.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау