Автор Тема: Jesus Christ Superstar (Иисус Христос — суперзвезда - гениальная рок опера  (Прочитано 16812 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809


«Иисус Христос — суперзвезда» (англ. Jesus Christ Superstar) — рок-опера, созданная в 1970 году композитором Эндрю Ллойд Уэббером и либреттистом Тимом Райсом и год спустя поставленная ими как мюзикл.

В альбоме Jesus Christ Superstar, вышедшем в 1970 году, заглавную партию исполнил Иэн Гиллан, вокалист группы Deep Purple. В записи приняли участие другие известные исполнители: Мюррей Хэд, Майк Д’Або (экс-Manfred Mann), блюзмен Виктор Брокс (Кайафа), а также Пол Рэйвен (он же Гари Глиттер) и Ивонн Эллиман, ставшие известными впоследствии.

Альбом Jesus Christ Superstar в 1971 году возглавил Billboard 200 и поднялся в январе 1972 года до #6 в UK Singles Chart  Сингл из него, «Superstar» (Мюррей Хед) поднялся в чартах «Биллборда» до #14. «I Don’t Know How to Love Him» в исполнении Хелен Редди поднялась до #13 в Billboard Hot 100.

Премьера мюзикла «Jesus Christ Superstar» на Бродвее состоялась в 1971 году.

В 1973 году режиссёр Норман Джуисон создал художественный фильм «Jesus Christ Superstar». Фильм, снятый в Израиле, в тех местах, где происходили исторические события на заре Христианской Эры, получил высокие оценки кинокритиков, хоть и подвергся нападкам со стороны различных религиозных группировок.

В 2000 году рок-опера была переснята австралийскими кинематографистами с новым актёрским составом и режиссёрским решением и вышла на DVD как «Jesus Christ Superstar. Millennium Version».

Сюжет рок-оперы основывается на евангельских повествованиях и охватывает период от въезда Иисуса в Иерусалим до его казни на Голгофе.

В своём либретто Тим Райс в общем и целом следует евангельским текстам, но при этом по-своему трактует многие ключевые моменты библейской истории. Можно утверждать, что роль ведущего персонажа здесь отдана Иуде. в равной или даже большей мере, чем Иисусу: ему принадлежат первое («Heaven On Their Minds») и чуть ли не последнее слово («Superstar») (за исключением слов умирающего на кресте Иисуса). Он производит, по крайней мере вначале, впечатление рациональной и последовательной личности, в то время как Иисус сильно эмоционален, чувствителен и, как оказывается, не вполне понимает цель собственной жертвы. «В Евангелии Иуда представлен карикатурной фигурой и каждое упоминание о нём сопровождается уничижительным замечанием. Я считаю, что он был самым мыслящим из апостолов, поэтому и попал в такую ситуацию», — говорил Тим Райс в интервью журналу «Лайф».

Иуда неустанно критикует Иисуса (за то, что тот по его мнению позволил событиям выйти из-под контроля, пошёл на поводу у толпы, в буквальном смысле слова «бого-творящей» его, разрешил Магдалине тратить на него дорогостоящее миро и т. д. — последний эпизод имеется и в Евангелии). По словам Иуды, Иисус в начале своей деятельности считал себя просто человеком и не выдавал себя за бога (Мф.19:17), а затем перестал сопротивляться мнению толпы, что, по мнению Иуды, может кончиться плохо. На предательство он решается для того, чтобы предотвратить худшую катастрофу — бунт против римлян и последующее кровопролитие. При этом на Тайной вечере Иуда не скрывает своих намерений, более того, восклицает: «Ты сам хочешь, чтобы я сделал это» — и действительно, слышит в ответ: «Иди, что же ты медлишь!». Когда Иуда начинает понимать, что Иисусу грозит смерть, в которой история обвинит только его одного, он сам себя объявляет жертвой («Зачем ты избрал меня для своего кровавого преступления?»). Логика Иуды такова: если Иисус — действительно сын Бога, значит, он всё предвидел заранее, сам расписал сценарий событий и пригласил его, Иуду, на роль «проклятого на все времена».

Сам же Иисус неоднократно демонстрирует, что ему известно, что ожидает его лично, и при этом говорит об этом как о судьбе, не подлежащей изменению. В песне «В Гефсиманском саду» Иисус, как и в Евангелии, выражает своё страдание от этого знания и просит: «Забери от меня эту чашу, я не хочу вкусить её яду…» Однако, в отличие от Евангелия, здесь Иисус прямым текстом говорит, что он не понимает, зачем Бог-отец посылает его на смерть (лишь строит догадки: «Стану ли я более заметным, чем был ранее?», «Будет ли всё, что я говорил и делал, более значимым?»). Просит объяснить ему причину, по которой Бог-отец хочет, чтобы он умер, логику этого решения. («Яви мне хотя бы крупицу своего вездесущего мозга» — англ. Show me just a little of your omnipresent brain). Упрекает отца в том, что он слишком увлечён кровавыми деталями его казни («где и как») и мало заботится об обосновании её необходимости («зачем») — англ. You’re far too keen on where and how, but not so hot on why. Наконец он всё же смиряется с предначертанием, добавляя, что устал от своей ноши («Тогда я был вдохновлён; сейчас я грустен и устал. В конце концов, я старался три года — кажется, что тридцать! Тогда почему боюсь закончить то, что начал?») и мотивируя решение сознанием того, что «все козыри у Бога» (англ. God, thy will is hard, but you hold every card...).

На суде Иисус, как и в Евангелии, не опровергает обвинений в свой адрес; обходясь аллегориями, он уходит от прямых ответов. «Это твои слова» — говорит он Пилату, когда тот спрашивает: «Но ты — царь? Царь иудейский?» (англ. But are you king? King of the Jews? - That's what you say). Позже, на суде, Иисус не делает ничего, чтобы спасти себя от гибели и отталкивает помощь, предлагаемую сочувствующим Пилатом.

Можно утверждать, что в опере нет подлинных персонажей-злодеев: здесь каждый действует сообразно собственной логике, которая в общем выглядит более или менее убедительно (правда, эта тенденция в какой-то мере вообще присуща данному жанру). Единственный вполне «отрицательный герой» здесь — толпа, которая сначала возносит своего избранника до небес («Hosanna»), а потом с той же экзальтированностью требует от властей: «Распять его!» При этом мотивы «фанатов» Иисуса порой низменны (…"Прикоснись, прикоснись ко мне! Исцели, исцели меня, Иисус!…" или — «Скажи мне, что теперь я спасён!»), и сам он в какой-то момент уже не в состоянии их выносить («Не толкайте меня, оставьте меня!.. Слишком много вас, слишком мало меня!…»)

Частью толпы являются в какой-то мере и апостолы, своими коллективными песнопениями выражающие лишь самые банальные мысли и чувства. «Всегда знал, что стану апостолом. Верил, что добьюсь этого, если буду стараться. Потом, когда мы уйдём на пенсию, напишем Евангелие, чтобы люди говорили о нас и после нашей смерти», — под безмятежно-сладостную мелодию распевают они хором, оставляя обречённого Иисуса в Гефсиманском саду («The Last Supper»).

В заключительном треке «Superstar» (выпущенном синглом и ставшем в 1971 году единственным сольным хитом Мюррея Хэда), голос Иуды вместе с хором обращаются к Иисусу, теперь уже с точки зрения времени две тысячи лет спустя, спрашивая его: «…Кто ты? Чем ты пожертвовал?… Ты думаешь, ты таков, каким они тебя считают?..». Точно так же как и подобные вопросы Иуды, Пилата и апостолов на протяжении всей остальной оперы, эти вопросы остаются без ответов.
Либретто Тима Райса насыщено сатирическими эпизодами и репликами, высмеивающими поп-звёздность и нравы музыкального бизнеса. Царь Ирод беседует с Иисусом совершенно как потенциальный антрепренёр, называя его популярность в народе «хитом», а его самого — «чудом года». Церковные лидеры (первосвященник Кайафа, его тесть Анна и др.), обсуждая Иисуса как политически опасного гастролирующего популиста-факира, пользуются жаргоном, характерным для современных средств массовой информации. («Что же нам делать с этой Иисусоманией?… С тем, кто популярнее даже Иоанна, гастролировавшего с этим своим крещением?…») Убеждая Иуду в том, что тот принял верное решение («Ты сделал верную ставку!» — англ. You’ve backed the right horse), Анна советует ему заняться благотворительностью.

Иначе обрисован Пилат, подобно Иуде чувствующий, что история не простит ему гибель Иисуса. В этом опера большей частью следует Библии. Поначалу Пилат пытается спихнуть дело местным властям, но понимая, что те вознамерились руками чужестранца устранить мешающего им героя толпы, даже открыто становится на сторону последнего («Я не вижу на нём вины: он просто возомнил себя важной персоной…»). Пилат указывает Иисусу на иронию судьбы: смерти ему, «царю иудейскому», желают именно иудеи; он же, римлянин, — единственный, кто пытается его защитить (англ. Look at me, am I a Jew?). Затем — на мгновение вступает с Кайафой в политический спор, называя первосвященников-иудеев лицемерами («Вы нас ненавидите больше, чем его!»), а жаждущую крови толпу называя стервятниками (англ. ...But to keep you vultures happy I shall flog him…)

В последний момент Пилат, оставшийся перед разъярённой толпой в одиночестве, сам обращается к Иисусу за помощью, но тот в очередной раз выражает своё убеждение, что ход событий нельзя изменить, но всё в руках Господних. Понимая, что Иисус сознательно идёт на смерть, Пилат «умывает руки» (от преступления), бросая напоследок: «Что ж, не мне суждено предотвратить это великое самозаклание. Умри, если сам жаждешь того, ты, невинная марионетка» (англ. Don't let me stop your great self-destruction. Die if you want to, you innocent puppet...).

В связи между смертью Иисуса и его вечной славой можно усмотреть ещё одну прямую аналогию с музыкальным бизнесом, для интересов которого иногда хорошо, если звезда «своевременно» умирает и таким образом остаётся коммерчески плодоносящей «иконой на все времена».
 Позиция авторов и реакция церкви

«Мы рассматриваем Иисуса не как Бога, но как человека, оказавшегося в нужное время в нужном месте — говорил Тим Райс в интервью Time. Наша задача — рассказать историю Иисуса-человека. Думаю, под таким углом зрения величие его лишь возрастает.»

Позже автор либретто говорил, что считает текст в религиозном отношении совершенно нейтральным. «Наше отношение <к религии> нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным. В жизни этого человека произошли события, которые превратили его в легенду; то, что он был лишь человеком, ни в коей мере не принижает величие этой легенды. С другой стороны, время течёт, приближается XXI век и, думаю, всё больше людей воспринимают его не как Бога, но как символ добра, в самом общем смысле этого слова. Лично я не считаю Иисуса Богом. В опере его божественность не опровергается категорически, но полагаю, оставляет этот вопрос открытым».

Аналогичные взгляды высказывал в своих интервью Эндрю Ллойд-Уэббер. Это вызвало негативную реакцию многих религиозных деятелей. «Такие авторы не способны создать ничего, что бы возвеличило Господа, пишет преп. Э. Л. Бинум (Tabernacle Baptist Church). Они не подлежат спасению, поскольку остаются глухи к голосу Бога. Христианину до́лжно держаться подальше от их антихристианского произведения».

Вот полное либретто:
http://lib.ru/SONGS/jesusr.txt

А вот не которые фрагменты, особенно мною любимы:

http://www.youtube.com/watch?v=Z9ALiADrJro

http://www.youtube.com/watch?v=dDzxn66W3uM&feature=related

http://www.youtube.com/watch?v=O2cCuadivpE

А вот создатели этого произведения:
Э.Л.Уэббер


Тим Райс


А теперь все вместе


« Последнее редактирование: Октябрь 30, 2010, 00:13:40 от Cesar »

Morales

  • Гость
Ни в коем случае не хочу мешать обсуждению этой темы, озвучу лишь некий общий подход Православной Церкви. Опасна прафанация библейской тематики, "панибратство" по отношению ко Христу, похожее на богохульство. Это свойственно всем "протестантствующим".
« Последнее редактирование: Октябрь 30, 2010, 00:34:07 от Morales »

Оффлайн Михаил К.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 631
Morales, помнится, когда-то католическая церковь запрещала ставить на сцене "Самсона и Далилу" на сцене. А православная - запрещала Направнику вставить в сцене венчания в его опере православное песнопение. Так что церковь никогда не приветствовала чего-либо церковного в светском искусстве.

Иногда доходит до смешного. Один знакомый композитор, считающий себя очень православным, послушал мой шуточный романс моего сочинения на фрагмент "Фауста" Гёте, где великий немецкий поэт намекает на то, что Лютер был толст. После чего мне было сказано, что этот романс страшно оскорбляет всех лютеран.

По теме, к сожалению, много высказать не могу. Никогда не любил Уэббера - мне он скучен, как композитор.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Уэббер прекрасный мелодист. Но композитор он достаточно не ровный. Мне у него нравятся только лишь эта рок - опера, Вариации на 24 каприз, Призрак оперы и Реквием. Стивена Сондхайма я люблю больше.
По теме я могу сказать, что эта рок опера мне очень нравится и я ее переслушал во всевозможных исполнениях. Про эту рок оперу есть интересная передача А. Журбина
http://www.muzcentrum.ru/programs_av_player/?did=1573&issue_id=555

http://www.muzcentrum.ru/programs_av_player/?did=1577&issue_id=557

Morales

  • Гость
Православная Церковь в царской России жила иначе. Были плюсы, но были и серьезные минусы. Дело прошлое, как говорится. Запрещать вообще не путь. Достаточно дать обоснованную оценку. А человек решит сам. Если верующий, послушет Церковь. Если нет - его дело.

А я вот, как-то пел Ноя в опере "Ноев ковчег" Бриттена. "Мармонский" примитив. Но петь довольно сложно.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Православная Церковь в царской России жила иначе. Были плюсы, но были и серьезные минусы. Дело прошлое, как говорится. Запрещать вообще не путь. Достаточно дать обоснованную оценку. А человек решит сам. Если верующий, послушет Церковь. Если нет - его дело.
Так было всегда и во все времена. Что то было хорошее, что то было плохое. Не нужно зацикливаться именно на плохом. Многое запрещалось во все времена.
А Вы, уважаемый мною Morales, слушали эту рок - оперу?

Morales

  • Гость
Отрывками. Мне больше всего нравился советский перепев: "Наш Ильич! Наш Ильич! Наш дорогой Леонид Ильич!" ;D

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Отрывками. Мне больше всего нравился советский перепев: "Наш Ильич! Наш Ильич! Наш дорогой Леонид Ильич!" ;D
А я этот перепев не слышал :)
Я советую Вам все таки как нибудь послушать ее целиком. Есть даже русская запись на русском. Там поют и Минаев, и Серышев, и Кипелов. Хорошая запись.

Morales

  • Гость
Сейчас, уважаемый Cesar, пожалуй воздержусь.
Никого не осуждаю, но для себя сочту грехом. Своим прихожанам тоже не посоветую.
Но это только мое мнение.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Сейчас, уважаемый Cesar, пожалуй воздержусь.
Никого не осуждаю, но для себя сочту грехом. Своим прихожанам тоже не посоветую.
Но это только мое мнение.
Хорошо.
А я ее слушаю на английском и только аудио, не обращая внимания на сюжет. Просто слушаю красивую музыку и хорошее исполнение. :)
А как Вы думаете, оперы на религиозные сюжеты - это богохульство, грех?

Morales

  • Гость
Я не знаю этого материала настолько, чтобы дать однозначное обобщение.
Вот есть опера Николая Рубинштейна "Христос". Отцы ходили, говорят, возможно.
Строго говоря, то же "Пещное действо" - театрализованное представление в храме.
Лучше рассматривать конкретное произведение и постановку.

Мой честный ответ - я такое (спектакли, оперы, мультики, фильмы на религиозные сюжеты) не понимаю и не принимаю.
« Последнее редактирование: Октябрь 30, 2010, 16:30:04 от Morales »

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Мне кажется главное, чтобы в таких произведениях не было святотатства, богохульства, не было различного рода оскорблений. Чтобы все было традиционно и канонично. Как я понимаю к ораториям и кантатам на религиозные сюжеты церковь относится положительно.

Morales

  • Гость
Ну это, собственно, церковные жанры. Я канты очень люблю! Сами поем в храме после службы для утешения наших больных.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Ну это, собственно, церковные жанры. Я канты очень люблю! Сами поем в храме после службы для утешения наших больных.
Я тоже очень их люблю :)

Morales

  • Гость
На придании.ру был прекрасный альбом "Канты почаевской лавры". Поет братия монастыря.
Очень трогательно.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
На придании.ру был прекрасный альбом "Канты почаевской лавры". Поет братия монастыря.
Очень трогательно.
Спасибо. Я обязательно послушаю.
Но я еще имел ввиду именно кантаты. например, "Илия" Мендельсона, "Сотворение мира" Гайдна, «Семь слов Спасителя на кресте»

Morales

  • Гость
"Илию" Мендельсона не слышал, а другие упомянутые произведения - классика, хотя и западная.

P/S А то, что Спаситель говорил с креста семь раз, вообще мало кто знает у нас, кроме богословов. >:(
« Последнее редактирование: Октябрь 30, 2010, 16:04:50 от Morales »

Оффлайн Михаил К.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 631
Morales, а интересно, это относится и к классическим операм на библейские сюжеты? К той же "Самсон и Далила" Сен-Cанса. Или "Набукко" Верди...
« Последнее редактирование: Октябрь 30, 2010, 21:54:17 от Михаил К. »

Morales

  • Гость
Думаю, нет. С католиками, ведь, не забалуешь! :) Они бы не пропустили. Да и вообще там все чинно. Верди, все таки, Сен-Санс. Вольностями, повторюсь, часто грешат разные сектантствующие -"протестантствующие".

Кстати, нам с Вами ответили в разделе "начинающие".  :)


P/S Существенное: сюжеты названных Вами опер по мотивам ветхозаветной истории. Христа там не изображают, насколько я понимаю. А здесь играть Бога!
« Последнее редактирование: Октябрь 30, 2010, 21:52:04 от Morales »

Оффлайн Михаил К.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 631
Ну тогда пролог на небесах из "Фауста" Гёте тоже ставить на сцене нельзя, выходит. Там тоже Бога нужно играть...

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
А представляете какого Мефистофеля играть? Не зря после каждого спектакля Шаляпин в церковь ходил.
Кстати, а Вы не знаете, как относится церковь к спектаклям "Мастер и Маргарита"?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Насчёт исполнения роли высшего существа скажу, что раньше на Руси (и не только на Руси) запрещали показывать на сцене царей и цариц. У Римского-Корсакова даже были скандалы на эту тему при постановке его опер.
Кроме того, в обсуждаемой рок-опере Иисус показан в земном своём облике, так что в какой-то мере можно это явление оправдать. Ведь тут показана земная жизнь, а не небесная, которую сценически изобразить невозможно.
К тому же рок-опера Уэббера в идейном плане хорошо укладывается в миссионерскую сущность западной церкви. В какой-то мере эта рок-опера является пропагандистской, миссионерской. Также её можно трактовать как мюзикл в жанровом отношении.
« Последнее редактирование: Октябрь 31, 2010, 00:05:14 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Согласен с Вами уважаемый Predlogoff. А уж как эта опера повлияла на музыкальную жизнь нашей страны. Ведь именно под впечатлением от нее были созданы "Орфей и Эвридика" Журбина, "Юнона и Авось", "Звезда и смерть Хоакины Мурьетты" Рыбникова и многое другое.
Странно, что наши режописты не ставят эту рок - оперу в современной обработке. А что, вместо Иисуса Христа можно сделать любого политического деятеля. того же Ленина, который борется с царским режимом. Вот только мюзиклы в отличии от оперы, защищены лучше. Постановку утверждает сам Уэббер, подписав разрешение на данную постановку.
 

Morales

  • Гость
Не в Ипостаси, уважаемый Predlogoff. В природе. Ипостась значит - одно из Лиц Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой.
Во Христе две природы(два естества) - божественная и человеческая. Они в Нем неслиянны и нераздельны. Поэтому, совершенно не важно, идет ли речь о земной жизни Спасителя или о Его божественной Сущности.

"Мастер и Маргарита" - художественно талантливое произведение, сатанинское по сути. Так считает Церковь. Подробное обоснование смотрите, если интересно, в статье (на придании.ру было видео) профессора, доктора филологии и доктора богословия М.М. Дунаева "Рукописи не горят". Пишет об этом (повторяя Михал Михалыча) и протодиакон Андрей Кураев.

Вот тезисное изложение М.М. Дунаевым своей статьи:

http://www.lebed.com/2003/art3265.htm

Что до Шаляпина, Господь ему теперь судья. По слову Божию, нельзя служить двум господам.

 
« Последнее редактирование: Октябрь 31, 2010, 02:03:19 от Morales »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Не в Ипостаси, уважаемый Predlogoff. В природе. Ипостась значит - одно из Лиц Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой.

Да, учёл и поправил ! Я привык слово "ипостась" применять в более широком значении, что в данном конкретном случае некорректно.

Во Христе две природы(два естества) - божественная и человеческая. Они в Нем неслиянны и нераздельны. Поэтому, совершенно не важно, идет ли речь о земной жизни Спасителя или о Его божественной Сущности. 

Это так, и всё-таки ...... Всё-таки то, что можно было человеческими глазами видеть на Земле, можно показать и на сцене. Я имел в виду именно это обстоятельство. Убеждён, что и Уэббер просто не взялся бы за этот сюжет, если бы думал иначе.
Он постарался отразить земной физический образ жизни Христа, доведя его до сведения современной ему аудитории на современном и доступном ей языке. А когда за дело берётся гений, его произведение приобретает вневременной характер, что, как я считаю, произошло и с этой рок-оперой при всей приземлённости, условности и даже некой неизбежной и относительной "ущербности" этого жанра.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Morales

  • Гость
Я вовсе не ставлю под сомнение его (Уэббера) благие намерения. :)
А на миссионерские методы и в Православной Церкви, порой, "полярные" взгляды. Я - консерватор. :) Отцу Андрею Кураеву, знаю, рокерские штуки нравятся.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Для меня совершенно очевидно, что эта рок-опера - это типично миссионерская акция со всеми присущими миссионерству достоинствами и недостатками.
Достоинства - это демократизм, доступность, даже плакатность; а недостатки - продолжение тех же достоинств и следствия из них !
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Morales

  • Гость
Когда ушел из театра, получил богословское образование.

Поэтому столь занундлив в таких вопросах. :)
« Последнее редактирование: Ноябрь 04, 2010, 11:21:17 от Morales »

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 550
Никого не осуждаю, но для себя сочту грехом. Своим прихожанам тоже не посоветую.
Но это только мое мнение.
А я ее слушаю на английском и только аудио, не обращая внимания на сюжет. Просто слушаю красивую музыку и хорошее исполнение. :)
А как Вы думаете, оперы на религиозные сюжеты - это богохульство, грех?

Какие были просто вегетарианские времена! И ведь не так давно! С интересом прочитал этот поток, т.к. на этой неделе совершено случайно оказался на спектакле "Иисус Христос - суперзвезда" в Театре Моссовета.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау