Автор Тема: Посещаемость оперного театра - от чего она зависит ?  (Прочитано 10114 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн meusdorf

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 287
"Италия . Вряд -ли Что-то угрожает Итальянской опере ,кроме как Депрессивные психозы Новоиспеченых
режиссеров ."
Да,да,во всем виноват Чубайс,то бишь,режопера  ;D
Театр издыхает не только в  Улан-Уде.Генуэзская опера-банкрот,другие на подходе,в Германии строят планы о слиянии  нескольких театров-в один и т.д.Всерьез начинается полемика на тему:насколько востребована народом-нологоплательщиком опера.Можно впитать понимание музыки  с молоком матери.Это да.Но при отсутствии лишней сотни евро (в не самом худшем случае) на билет,это вряд утешит бедного меломана.
Все  это касается и России,где далеко не каждый любитель может позволить себе билет в театр.
Не будет хорошей  посещаемости,в том числе,и по этой тривиальной причине.

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Есть хорошо известные в мировой экономике "приемы", позволяющие малоимущим получить доступ к дорогостоящим благам. Например, можно выделять им определенные квоты на посещение БТ. Студенты консерватории должны иметь скидки и т.п.

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Очень интересная и актуальная тема, по поводу почти каждого написанного сообщения возникли различные мысли, не буду ничего цитировать, иначе бы пришлось очень долго копировать цитаты.
Про выращивание меломанов. Могу рассказать свою историю. До первого курса института вообще не помышлял об опере, и теперь об этом очень жалею. Родился и вырос в одном из провинциальных городов европейской России, в 7 лет переехал в Москву. Хоть я и слышал некоторые великие имена из оперных певцов (Шаляпин, Козловский, Паваротти, Доминго, Каррерас, Кабалье, Виардо, Нетребко, Каллас), но не интересовался классикой и не слышал их записей, только фамилии знал. Когда мне в 14 лет сказали "Я смотрю Травиату", мне послышалось "Я смотрю олимпиаду". Мне пересказали её сюжет, но это тоже почему-то меня не заинтересовало. Я неправильно запоминал названия опер, вместо "Севильский цирюльник" мог сказать "Сибирский цирюльник", увидев на афише надпись "Тоска", прочитал "тоскА" и т.д. Короче, меня ничто не заставляло заинтересоваться классикой, и теперь я недоумеваю, почему, и мне за всё вышеперечисленное стыдно. Всё перевернулось неожиданно в начале 2009 года, и началось моё знакомство с классикой с оперетты, и случайно. Показали по Первому каналу юбилейный вечер Татьяны Шмыги. Оперетта меня так заинтересовала, что прямо во время просмотра вечера мы с родственниками решили сходить на Сильву, Мистера Икс и другие оперетты. За 2 месяца посетил Московскую оперетту 6 раз. Затем началось знакомство с оперой: 4 апреля 2009 меня совершенно случайно стукнуло посмотреть в интернете театральную афишу. Совершенно случайно в этот день оказались Шедевры оперной классики, и на них ещё за 3 часа были билеты, причём  на третий ряд, видимо, какую-нибудь бронь сняли, ведь на 30 октября я на подобный концерт еле достал на предпоследний ряд за 3 недели. И концерт мне так понравился, что я сразу очень заинтересовался оперой, через неделю хотел купить на Травиату, но всё было продано. Может, к лучшему, потому что в Новой опере в Травиате слишком много купюр. Первой оперой, которую я посетил, стала Травиата в Стасике 3 мая 2009. За время, прошедшее с того момента, я прослушал только живьём  более 20 опер, некоторые не по одному разу, познакомился с другими жанрами классической музыки – симфонической, фортепианной, вокальными циклами. Вот так прошло становление меня как оперного меломана.
Про посещаемость Новой оперы
. Ещё с первых её посещений у меня сложилось впечатление, что там всегда аншлаг, и свободные места можно пересчитать по пальцам. Много раз у меня не получалось купить  за 2 недели, а однажды смог купить  за 2 недели только благодаря тому, что выбросили бронь (это было перед  Новым годом).  На 10 сопрано еле достал на последний ряд за 17 дней. Короче, в Новую оперу действительно ходят. Да, они не каждый день дают спектакли или концерты, но почти каждый раз собирают зал. На выездных концертах в центре люди тоже собираются, хотя залы и цены ещё меньше, а вот в Царицыно в конце августа зал был полупустой. Насчёт аборигенов, может быть, и был период, когда в Новую оперу ходили местные, но сейчас не только они: я с большим интересом езжу из окраинного района Москвы, в котором даже метро нет. И знаю женщину тоже из своего района, которая хвалила Новую оперу, но подробно мы с ней про это не обсуждали.
Про иностранцев
. Они не только в театры с историей ходят. И в Новой опере, и в Геликоне на Арбате (хотя там я был всего 1 раз) иноязычную речь я слышал не только со сцены.
И вот самая актуальная подтема – про пропаганду классики среди молодёжи. Да, я знаю, что школы централизованно возят в театры, в основном в драматические, для школьников устраивают даже целевые спектакли. Но кто знает, если пригнать школьников на оперу или симфоническую музыку, они ведь могут сорвать концерт шумом! Можно пропагандировать классику через те же школы, но другими путями, заставлять учить, какие театры и концертные залы есть в Москве, по москвоведению, на уроках музыки не распевать детские песенки, а изучать, какие были великие композиторы. Можно распространять рекламу на тех сайтах, которые посещаются молодёжью, в вузах, конечно, мало кто  клюнет на эту рекламу, но если кто клюнет и действительно разберется в классике, он будет ходить систематически.
Насчёт того, с чего начинать «погружение».  Можно с Травиаты. Можно с Онегина как с программного произведения. Вот с Нормы лучше не начинать при всём моём уважении к ней, её легче понимать, прослушав несколько других опер. Может, с Кармен можно начать. Вот в Цирюльнике, посетив его почти в самом начале, я мало что понял, как мне теперь кажется, там очень много великих фрагментов. Если человека приучать к опере с раннего детства, то, наверно, подойдёт Кошкин дом, Сказка о царе Салтане, Руслан и Людмила,но надо обязательно перед этим объяснить ребёнку, что есть великие классические оперы.
Насчёт 30 человек в зале
. Это ужасно, но правильно, если артисты всё равно выступают, несмотря на малую заполненность. Но если это достаточно большой город, то при грамотно продуманной рекламе и ценовой политике можно было бы прекрасно собирать полный зал. Насчёт пустых залов могу привести такие примеры: вечер романса, причём бесплатный, зал достаточно большой, более 500 мест, но присутствуют не более 40 зрителей. Но даже они смогли выклянчить на бис целых 2 романса, и выклянчили бы ещё, если б директор зала не выскочил на сцену и не начал заключительную речь «Поблагодарим артистов….». Или вот в Доме учёных вечер вокальных дуэтов, мест в зале немного, но и из них лишь меньшая часть занята. Или в Царицыно на органной музыке тоже меньше половины зала, а ведь концерт заслуживает того, чтоб его посетить. К сожалению, это был единственный органный концерт, на котором я присутствовал.
Насчёт русских переводов опер
. Я всегда считал, что петь надо на языке оригинала,  по крайней мере посещаемость русских опер не может зависеть от языка, а те, кто посещали русские оперы, с некоторой вероятностью придут и на итальянские. К сожалению, иногда певцы «съедают звуки», и тогда даже на русском непонятно. Когда я был на Князе Игоре в Мариинке, то в таких случаях смотрел на английские субтитры. А некоторые великие арии можно вообще слушать, не задумываясь об их словах, ту же каватину Нормы, тот же дуэт Лакме.
« Последнее редактирование: Ноябрь 30, 2010, 16:29:36 от Вольфрам »

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 177
Александр Буфетов, ведущий научный сотрудник Математического института им. Стеклова и Института проблем передачи информации им. Харкевича (ИППИ РАН), профессор факультета математики НИУ ВШЭ, директор исследований Национального центра научных исследований во Франции (CNRS):

— Посмотрите вокруг себя в вагоне московского метро и в зале Большого театра. Какое главное отличие? Посетители Большого театра одеты, конечно, элегантнее, но я не об этом. В отличие от метро, публику в Большом театре составляют в подавляющем большинстве дамы, в соотношении, не правда ли, примерно три к одному. Ничего подобного нет ни в Париже, ни в Вене, ни в Нью-Йорке. Но у нас мужчина, идущий в театр, несколько смешон. Как вы думаете, что это говорит о месте театра в жизни столицы?

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/3047268
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 177
;) ;D В 47 способах выразить женщине любовь заказ абонементов в театр, филармонию, оперу, на балет занимает только 20-е место: http://newsvid.ru/47-sposobov-sdelat-zhenshhine-priyatnoe/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Обсуждение началось здесь
http://classicalforum.ru/index.php?topic=12558.msg192198#msg192198

red_balls
http://red-balls.livejournal.com/216736.html

Общерепертуарное...

Jun. 14th, 2017 at 8:28 PM

На прошлой неделе я довольно спонтанно попала в Немировичи на Царя Эдипа Стравинского/Замок синей бороды Бартока. Спонтанно потому, что покупала билеты за пару часов до спектакля. Спектакль новый, премьера была 16 марта 2017 года. Я, в принципе, собиралась, но тянула - Стравинский для меня сложноват, но, во-первых, для общего развития (а вдруг...), во-вторых, спасибо Евгению Нестеренко, неплохо знала вторую оперу - Замок Синей бороды, и как раз ее посмотреть живьем хотелось.

С момента премьеры прошло буквально несколько спектаклей, но... зал был пуст... Бельэтаж закрыли, с боковых лож народ согнали в партер и все равно заполнить зал не удалось. Я за свои несчастные 600 рублей кайфовала в 7 ряду партера, причем народу не было ни сбоку, ни спереди.. Сегодня узнала, что следующий спектакль 21 июля просто отменили, видимо из опасений, что людей на сцене и в яме будет больше, чем в зале.

Я не буду сейчас касаться того, плох или хорош спектакль, но и Стравинский, и Барток очень редкие гости на нашей сцене. Неужели в 20-миллионном мегаполисе (считаю с пригородами и гостями) не нашлось 800 человек, желающих живьем услышать этих композиторов?

Получается тупик: оперный театр вынужден ставить без конца Травиату с Кармен, поскольку на иное народ не ходит. А зритель перестает ходить в театр, ведь сколько можно ходить на Кармен и Травиату...

Привет Норману Лебрехту...

Но что, в действительности происходит с оперой в любимом "Стасике", ведь почти на каждом спектакле, в последнее время- полупустой зал? Промахи административно- организационной работы ,или в чем-то другом?

Лето. Искусственно зал не заполняют, раздав билеты бесплатно. С балетом похожая ситуация. Зато на оперу можно сходить за 250р. Мне на "Царе Эдипе/Замке герцога Синяя Борода" 7 июня партер показался практически заполненным, бельэтаж остался свободным.

А я хочу напомнить интервью Ары Карапетяна, предыдущего гендиректора МАМТа

«Люди перестали жаловаться на стоимость билетов»

Ярослав Тимофеев http://izvestia.ru/news/569032

Гендиректор МАМТа Ара Карапетян — об «Аиде», Ноймайере и о том, как театр учится жить без Владимира Урина

...

— Как вы оцениваете текущий сезон в сравнении с предыдущим?

— Об этом судить тем, кто ходит к нам в театр. Помните замечательную фразу «зритель голосует ногами»? Пока у нас с этим всё хорошо.

— Какие цифры?

— Цифры поразительные: 97% заполняемости зала, и этот показатель держится на протяжении уже трех или четырех сезонов. У нас есть интернет-форум, и мы получаем множество писем, в том числе очень гневных. Основной причиной недовольства сейчас стало то, что людям не хватает билетов. Но меня это как раз радует: значит, мы интересны. На стоимость билетов жаловаться перестали: мы не загибаем сумасшедшие цены. Только на самые дорогостоящие проекты продаем места по 5–6 тыс. руб.

Ну вот, цены на билеты докризисные, но с 2014 года произошло падение реальных доходов. Люди экономят. Кроме того, люди хотят ходить на проверенные названия и хороших певцов и оркестры, а также, очень желательно, на красивые декорации. Всем этим МАМТ не очень-то может похвастаться. А цены на билеты по-прежнему завышены. Вот зал и не заполняется.

Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Кстати, даже Большой театр с его знаменитой люстрой не распродает 100% билетов. Сколько я в этом сезоне ходила - ловила дешевые билеты, а партер часто оставался не полностью занятым.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Виктор Симаков
5 ч · Москва ·
https://www.facebook.com/viktor.simakov/posts/10213216494276651?pnref=story

В жж и фейсбуке встретил сетования на то, что на двойном спектакле Туминаса в МАМТ ("Царь Эдип" / "Синяя Борода") - плохая заполняемость зала. Дескать, не готов наш народ к оперному модернизму, следовательно, спектакль, которому всего пара месяцев, долго не протянет. Сам я считаю работу Туминаса одним из главных событий московского оперного сезона, но речь не об этом.

В Москве официально шесть оперных театров - Большой с двумя зданиями, МАМТ, Покровского, Геликон, Новая опера, Сац. Если считать Центр Вишневской и Электротеатр, дающие оперные спектакли время от времени, то восемь. Есть ещё Оперетта - во всём мире оперетта считается видом оперы. Плюс строится отдельное большое здание для студенческого Оперного театра Консерватории, который тоже хорошо ли, плохо ли, но функционирует. Итого десять. Но даже если шесть. Столько нет ни в Берлине, ни в Лондоне, ни в Нью-Йорке, нигде. Сколько тратится на это федеральных и региональных денег, я считать не возьмусь, но прорва. В советское время оперных театров было четыре плюс оперетта, так что отдельное спасибо следует говорить Лужкову и Собянину, благодаря которым решались все вопросы со зданиями. Как решались и что там с их прочей деятельностью - в данном случае не так важно: Лужков любил строить и открывать театры, Собянин к ним относится вполне лояльно (по крайней мере, к их количеству).

Теперь взглянем на афиши. В Москве 4 Травиаты, 4 Онегина, 4 Пиковых, 3 Бориса, 3 Царских, 3 Апельсина, 6 Стравинских, 4 Шостаковича, 3 Бриттена и так далее (данные примерные, +/- 1 везде). Оперный рынок в столице переполнен, на одну дату приходится 6-7 спектаклей очень разного качества. Чтобы заполнить все залы на 100%, надо хорошо поработать.

Допустим, пиар. Из тех, кто поёт и дирижирует в Москве постоянно или время от времени, хорошо распиарены от силы 5-6 человек. Сколько человек в Москве знает, кто такой Джон Дашак и что он поёт у нас два спектакля? А о том, что какой-то спектакль дирижирует или не дирижирует Геннадий Рождественский, судя по последней премьере, можно узнать разве что прийдя на сам спектакль. Между тем, опера в Москве - это не только Нетребко, Герзмава и люстра Большого.

Или пиар туристический. Московские власти могли бы объявить Москву оперной столицей мира, в каком-то смысле не погрешив против истины. Да, можно истиной считать количественный показатель. Лишний туристический бренд никому не помешает.

Я не удивлюсь, если в Москве однажды примут на вооружение итальянскую и американскую тактику закрытия оперных театров и резкого сокращения их финансирования. Это будет взрыв - ничего подобного в России никогда не было, хотя столица явно напрашивается и со временем эта проблема только заострится. То, что было выражением свободы в девяностые или нулевые (несколько альтернатив поднадоевшему Большому), обернётся непосильным грузом. И вопрос о том, почему люди не ходят на Бартока, окажется более чем второстепенным.

А пока мы сокрушаемся о репертуаре Большого театра (или одного из небольших), сетуем, что у нас не ставят Лигети, редко дают Сверлийцев и плохо посещают Стравинского, мы можем говорить, что пациент скорее жив. И, в частности, за это я очень люблю свой город. Оперная столица мира - это вам не хухры-мухры.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
У Андрея Хрипина содержательное обсуждение этой темы

https://www.facebook.com/andrey.khripin/posts/1463912003669571?pnref=story
Che mai sento!

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 760
Интересно, а почему у Гергиева нет этих проблем? Нет, я понимаю, на Китеже к полуночи только фанаты типа меня остаются, да и на многие другие оперы половина зала -"собес", Но почему-то "директора императорского театра" это не останавливает от расширения репертуара, и не "Онегина" и "Трпвиату", а "Симона", "Адриану" и "Тристана" ставят. И приезжают петь и Фурланетто, и Рене Папе, и Доминго. Вот сейчас, четыре часа назад, там пел Папе. Короля Марка, в "Тристане и Изольде". Напомните, когда что-то подобное в Москве было?

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 177
Швейцарцы предпочитают культурный досуг

Каждый десятый житель Европы за последние 12 месяцев принял участие как минимум в четырех культурных мероприятиях, будь то концерты, театральные постановки, опера или балет. По данным европейского статистического ведомства Eurostat, больше всего любят такое времяпрепровождение швейцарцы. С июля 2016 года по июль 2017 года 37% жителей Швейцарии посетили различные живые представления не менее четырех раз.

https://www.kommersant.ru/doc/3407342
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн diletantka

  • ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 293
Я стараюсь посещать красивые театры.Например,Большой.Мариинский(основная сцена).Желательно не зимой,чтобы в гардеробе не толкаться.И чтоб буфет был с разнообразной и вкусной снедью. :) А если еще и споют прилично,тогда совсем все в ажуре.
АЭЛИТА-«видимый всем свет звезды»