Автор Тема: "Золотая маска" - 2007  (Прочитано 28806 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
"Золотая маска" - 2007
« : Декабрь 11, 2007, 20:13:46 »
XIV Фестиваль «Золотая Маска» пройдет в Москве в марте - апреле 2008 года

Объявлены номинанты:

ОПЕРА – СПЕКТАКЛЬ
«БОРИС ГОДУНОВ» Большой театр, Москва
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» Большой театр, Москва
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
«ЕНУФА» Мариинский театр, Санкт-Петербург
«ЛЕДИ МАКБЕТ МЦЕНСКОГО УЕЗДА» Театр оперы и балета, Новосибирск
«ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК» Театр «Новая Опера», Москва
«ЛЮБОВЬ ПОЭТА» Театр оперы и балета, Казань
«МАРГАРИТА» Театр оперы и балета, Саратов
«ПЕЛЛЕАС И МЕЛИЗАНДА» Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича – Данченко, Москва
«СВАДЬБА ФИГАРО» Театр оперы и балета, Новосибирск
«ЭЛЕКТРА» Мариинский театр, Санкт-Петербург

ОПЕРА - РАБОТА ДИРИЖЕРА

Александр ВЕДЕРНИКОВ «Евгений Онегин», Большой театр, Москва
Эри КЛАС «Любовный напиток», «Новая Опера», Москва
Юрий КОЧНЕВ «Маргарита», Театр оперы и балета, Саратов
Теодор КУРЕНТЗИС «Леди Макбет Мценского уезда», Театр оперы и балета, Новосибирск
Теодор КУРЕНТЗИС «Свадьба Фигаро», Театр оперы и балета, Новосибирск
Марк МИНКОВСКИ «Пеллеас и Мелизанда», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
Виктор СОБОЛЕВ «Любовь поэта», Театр оперы и балета, Казань

ОПЕРА - РАБОТА РЕЖИССЕРА
Юрий АЛЕКСАНДРОВ «Любовный напиток», «Новая Опера», Москва
Генрих БАРАНОВСКИЙ «Леди Макбет Мценского уезда», Театр оперы и балета, Новосибирск
Василий БАРХАТОВ «Енуфа», Мариинский театр, Санкт-Петербург
Джонатан КЕНТ «Электра», Мариинский театр, Санкт-Петербург
Михаил ПАНДЖАВИДЗЕ «Любовь поэта», Театр оперы и балета, Казань
Оливье ПИ «Пеллеас и Мелизанда», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
Александр СОКУРОВ «Борис Годунов», Большой театр, Москва
Александр ТИТЕЛЬ «Евгений Онегин», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
Дмитрий ЧЕРНЯКОВ «Евгений Онегин», Большой театр, Москва

ОПЕРА - ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Лариса ГОГОЛЕВСКАЯ Дьячиха Бурыйя - «Енуфа», Мариинский театр, Санкт-Петербург
Лариса ГОГОЛЕВСКАЯ Электра - «Электра», Мариинский театр, Санкт-Петербург
Вероника ДЖИОЕВА Графиня Розина - «Свадьба Фигаро», Театр оперы и балета, Новосибирск
Софи МАРЕН-ДЕГОР Мелизанда - «Пеллеас и Мелизанда», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича – Данченко, Москва
Ирина МАТАЕВА Енуфа - «Енуфа», Мариинский театр, Санкт-Петербург
Ольга МИРОШНИКОВА Адина - «Любовный напиток», «Новая Опера», Москва
Татьяна МОНОГАРОВА Татьяна Ларина - «Евгений Онегин», Большой театр, Москва

ОПЕРА - МУЖСКАЯ РОЛЬ

Ахмед АГАДИ Тукай - «Любовь поэта», Театр оперы и балета, Казань
Жан-Себастьян БУ Пеллеас - «Пеллеас и Мелизанда», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича – Данченко, Москва
Олег ВИДЕМАН Сергей - «Леди Макбет Мценского уезда», Театр оперы и балета, Новосибирск
Михаил ГУБСКИЙ Неморино - «Любовный Напиток», «Новая Опера», Москва
Алексей ДОЛГОВ Ленский - «Евгений Онегин», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
Андрей ДУНАЕВ Ленский - «Евгений Онегин», Большой театр, Москва
Максим ПАСТЕР Шуйский - «Борис Годунов», Большой театр, Москва
Франсуа Ле РУ Голо - «Пеллеас и Мелизанда», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
Дмитрий СТЕПАНОВИЧ Аркель - «Пеллеас и Мелизанда», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва

РАБОТА ХУДОЖНИКА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

Сергей АЛЕКСАНДРОВ «www.СИЛИКОНОВАЯ ДУРА.net», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург
Давид БОРОВСКИЙ «Евгений Онегин», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
Пол БРАУН «Электра», Мариинский театр, Санкт-Петербург
Пьер-Андре ВЕЙЦ «Пеллеас и Мелизанда», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
Павел ДОБЖИЦКИЙ «Леди Макбет Мценского уезда», Театр оперы и балета, Новосибирск
Борис КАМИНСКИЙ «Корсар», Большой театр, Москва
Юрий КУПЕР «Борис Годунов», Большой театр, Москва
Зиновий МАРГОЛИН «Енуфа», Мариинский театр, Санкт-Петербург
Дмитрий ЧЕРНЯКОВ «Евгений Онегин», Большой театр, Москва

РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
Мария ДАНИЛОВА «Евгений Онегин», Большой театр, Москва
Павел КАПЛЕВИЧ «Борис Годунов», Большой театр, Москва
Вячеслав ОКУНЕВ «Любовный Напиток», «Новая Опера», Москва

РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО СВЕТУ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

Дамир ИСМАГИЛОВ «Борис Годунов», Большой театр. Москва
Дамир ИСМАГИЛОВ «Корсар», Большой театр, Москва
Тим МИТЧЕЛ «Электра», Мариинский театр, Санкт-Петербург
Глеб ФИЛЬШТИНСКИЙ «Евгений Онегин», Большой театр, Москва

« Последнее редактирование: Декабрь 11, 2007, 20:16:56 от Кантилена »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: "Золотая маска" - 2007
« Ответ #1 : Декабрь 11, 2007, 20:17:19 »
ЖЮРИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА

Леонид Десятников,
Председатель Жюри
Композитор, лауреат Государственной премии России, Москва
Георгий Ансимов
Режиссер, профессор кафедры режиссуры и мастерства актера музыкального театра РАТИ (ГИТИС), народный артист СССР, Москва
Виктор Архипов
Театральный художник, художник Красноярского театра оперы и балета, заслуженный художник России, Москва
Марина Багдасарян
Музыкальный критик, обозреватель радио «Культура», Москва
Евгений Бражник
Дирижер театра «Геликон-опера», народный артист России, лауреат Государственной премии СССР, Москва
Герард Васильев
Солист театра «Московская оперетта», народный артист России, Москва
Вадим Гаевский
Критик и историк балета, заведующий кафедрой истории театра и кино РГГУ, заслуженный деятель искусств России, Москва
Лейла Гучмазова
Балетный критик, обозреватель журналов «Итоги» и «Ваш досуг», Москва
Михаил Мугинштейн
Музыковед, профессор Уральской консерватории, директор Центра музыкального театра (Гуманитарного университета), Председатель жюри Российской оперной премии Casta Diva, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств России, Екатеринбург
Алла Осипенко
Артистка балета, народная артистка России, Санкт-Петербург
Юрий Петухов
Балетмейстер-постановщик, художественный руководитель Театра балета им. Л. Якобсона, заслуженный артист России, Санкт-Петербург
Нина Семизорова
Артистка балета, педагог-репетитор театра «Кремлевский балет», доцент кафедры хореографии РАТИ (ГИТИС), народная артистка России, Москва
Александр Сибирцев
Солист Самарского театра оперы и балета, народный артист России, Самара
Сергей Смирнов
Хореограф, руководитель театра «Эксцентрик-балет Сергея Смирнова», Екатеринбург
Ирина Яськевич
Музыковед, музыкальный критик, Новосибирск


Экспертный совет

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР

Елена Всеволодовна Третьякова
Председатель.
Оперный критик, декан театроведческого факультета СПГАТИ, доцент кафедры русского театра, заведующая сектором источниковедения Российского института истории искусств, редактор музыкального отдела «Петербургского театрального журнала», кандидат искусствоведения
Лариса Владимировна Барыкина
Музыкальный, балетный критик театра, постоянный автор журналов «Балет», «Музыкальная жизнь», «Урал-Эксперт», «Петербургский театральный журнал»
Екатерина Юрьевна Бирюкова
Музыкальный критик, обозреватель газеты «Коммерсант», журнала «Афиша»
Анна Геннадиевна Галайда
Балетный критик, обозреватель газеты «Ведомости»
Наталия Эдуардовна Звенигородская
Балетный критик, старший научный сотрудник ГИИ, заведующая редакцией издательства Большая Российская энциклопедия
Татьяна Евгеньевна Кузовлева
Историк балета, критик, доцент Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой, доцент кафедры русского театра СПГАТИ, кандидат искусствоведения
Ирина Николаевна Муравьева
Музыкальный критик, обозреватель «Российской газеты», кандидат искусствоведения
Сергей Владимирович Ходнев
Музыкальный критик, обозреватель газеты «Коммерсант», ведущий программы «Музыкальный киоск» на телеканале «Культура»


Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: "Золотая маска" - 2007
« Ответ #2 : Декабрь 11, 2007, 20:57:24 »
05 февраля 2008, видимо, в рамках "Золотой Маски" в БТ заявлена мариинская "Электра":
"ЭЛЕКТРА" Рихарда Штрауса
Опера в одном действии
Либретто Гуго фон Гофмансталя
Музыкальный руководитель - Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик - Джонатан Кент
Художник-постановщик - Пол Браун
Художник по свету - Тим Митчел
Главный хормейстер - Андрей Петренко

Оффлайн La_Sirena

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 380
Re: "Золотая маска" - 2007
« Ответ #3 : Декабрь 11, 2007, 21:30:00 »
Спасибо за подробные сведения. Буду болеть за любимый "Стасик"... Ну или в любом случае за А. Агади.

Оффлайн Эдуард

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 14
Re: "Золотая маска" - 2007
« Ответ #4 : Декабрь 11, 2007, 23:45:34 »
По-моему,среди номинантов несомненно лидирует Лариса Гоголевская.Видел и слышал ее в "Енуфе"и "Электре"-снимаю шляпу :D

Оффлайн La_Sirena

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 380
Re: "Золотая маска" - 2007
« Ответ #5 : Декабрь 13, 2007, 23:19:01 »
Мне странно только, почему же "Стасик" представляет такие спектакли. Стольео было отзывов о "Травиате", кто-то предрекал успех "Мадам Баттерфляй", получившей, в свое время 4 Маски. Кто-то критиковал и возмущался, но тоже очень бурно. Не скажу, что мне все безукоризненно нравится, но спектакль то яркий. А вместо этого -- довольно средненький "Онегин". Ну а Пеллеас то с Мелизандой вообще гастрольный спектакль, он и на сцене идет крайне редко. Так, чтобы было.

Оффлайн Гайдамак

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 188
Re: "Золотая маска" - 2007
« Ответ #6 : Декабрь 20, 2007, 13:01:29 »
Пеллеас - это вообще из другого измерения. Минковски сотворил со стасиковским оркестром чудо, они так никогда раньше не играли. Писали, что он месяц с ними репетировал, а начал с азов, типа что нельзя болтать друг с другом во время исполнения, нужно слушать друг друга  и т.д.
Если представление для маски снова будет с Минковским, всем рекомендую, так Дебюсси у нас вряд ли еще когда сыграют.


« Последнее редактирование: Декабрь 20, 2007, 13:04:23 от Гайдамак »

Quasimodo

  • Гость
Re: "Золотая маска" - 2007
« Ответ #7 : Декабрь 20, 2007, 13:30:10 »
конечно с ним, он же номинирован

Оффлайн La_Sirena

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 380
Re: "Золотая маска" - 2007
« Ответ #8 : Декабрь 20, 2007, 20:23:12 »
Я то считаю, что сам спектакль очень хороший во всех отношениях. Просто на мой взгляд не совсем честно наприглашать иностранных знаменитостей и выставлять их от имени "Стасика". Получается, как будто театр не уверен в своих исполнителях, а "засветиться" на Маске хочется.

Оффлайн Ninel

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 413
Re: "Золотая маска" - 2007
« Ответ #9 : Декабрь 21, 2007, 01:20:21 »
Я то считаю, что сам спектакль очень хороший во всех отношениях. Просто на мой взгляд не совсем честно наприглашать иностранных знаменитостей и выставлять их от имени "Стасика". Получается, как будто театр не уверен в своих исполнителях, а "засветиться" на Маске хочется.

Именно! Что совсем даже не честно!  8)

Оффлайн Andy_violin

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 2
Re: "Золотая маска" - 2007
« Ответ #10 : Май 03, 2008, 16:54:49 »
А судьи кто? Отупевший от объятий мужа, или жены, кто их там разберет Отец детей Розенталя?
Андрей Андреев.

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: "Золотая маска" - 2007
« Ответ #11 : Май 04, 2008, 14:31:09 »
Итоги  XIV  "Золотой Маски" 

http://www.goldenmask.ru 

 ОПЕРА – СПЕКТАКЛЬ
«ПЕЛЛЕАС И МЕЛИЗАНДА»
Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича – Данченко, Москва

ОПЕРА - РАБОТА ДИРИЖЕРА
Марк МИНКОВСКИ
«Пеллеас и Мелизанда», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва

ОПЕРА - РАБОТА РЕЖИССЕРА
Дмитрий ЧЕРНЯКОВ
«Евгений Онегин», Большой театр, Москва

ОПЕРА - ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Лариса ГОГОЛЕВСКАЯ
Электра - «Электра», Мариинский театр, Санкт-Петербург

ОПЕРА - МУЖСКАЯ РОЛЬ
Ахмед АГАДИ
Тукай - «Любовь поэта», Театр оперы и балета, Казань

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: "Золотая маска" - 2007
« Ответ #12 : Май 04, 2008, 14:33:52 »
"Этюды к закату"
Цитата:

Какое событие театрального сезона вас потрясло?

– Я горячий поклонник Большого театра. Мне понравился «Евгений Онегин», получивший столь серьезный резонанс.
Л.Десятников  http://www.newizv.ru/news/2008-04-17/88716/ 

Не будем забывать, что  заключительную церемонию награждения  лауреатов премии Золотая Маска"  доверили  опытному  оперному режиссеру Дмитрию Бертману. Абсолютно естественным в этой  ситуации выглядел бал сатаны, который  в очередной  раз был разыгран Воландом и его подручными  Коровьевым, Бегемотом и Фаготом   на сцене театра им. К.С. Станиславского.  Все это действие возглавлял  глава  музыкального жюри "Золотой Маски", отец  всех  "Детей Розенталя"  -  Леонид Десятников. 

 История  умалчивает об  "элегантности расфасовки призов"  "Золотой маски"  (среди многих курьезов стоит  выделить знаменитую тройку  "Парин-Бертман-Черняков").   

Уважаемые  поклонники  БТ!

Насколько правдоподобна информация  журналистки  М.Прицкер  http://www.nrs.com/print/080407_180913_37250.html  о том, что на  обновленную версию   Д.Чернякова  "широкая публика тоже валит валом, что заставило администрацию поднять цены на билеты, так что «Онегин» теперь — самое дорогое удовольствие из тех, что предлагает Большой)".
Нет ли тут элемента художественной гиперболы по поводу "самого дорогого удовольствия"?
« Последнее редактирование: Май 04, 2008, 14:47:59 от Сергей_Quark »

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: "Золотая маска" - 2007
« Ответ #13 : Май 04, 2008, 15:04:01 »
"В погоне за Фрайером"

Для первого знакомства  с творчеством лауреата премии "Золотая Маска" -  Д.Чернякова   я   бы посоветовал читателям форума  прочитать его беседу с критиком Павлом Гершензоном http://www.globalrus.ru/opinions/783235/ .

Вот отрывок из этого интервью

Цитировать

Павел Гершензон
<...>
Но даже те из них, кто в последнее время лишился художественной девственности и стал ездить «туда», умудрились ничего «там» не увидеть. То есть они увидели там феномены, а не систему художественного мышления, не длинный исторический путь, в конце которого зальцбургская «Волшебная флейта» и штутгартская «Норма».

Дмитрий Черняков
Ты прав — это российская ситуация. Давайте честно говорить, что Россия проиграла в холодной войне, давайте честно говорить, что в России плохое оборудование, плохая рабочая сила, плохая промышленность. В советские годы надо было честно говорить, что Россия не успевает за Америкой, что СССР — отсталая страна. И давайте честно скажем, что с точки зрения уровня оперного искусства (как и многих других) Россия — цивилизация третьего мира, развивающаяся страна, что Россия недосмотрела, недопознала, недополучила, недовключилась в те вещи, которые европейской культурой давным-давно пережиты. Здесь мне, конечно, могут возразить про какой-то особый «русский путь» и про всякую хуйню, типа, у российских собственная гордость, но я считаю, что, когда выдвигается подобная аргументация, проблемы проступают особенно ярко. Что касается немецкого режиссерского театра, о котором мы говорим, он существует не последние три года, а очень давно. Он тоже переживает взлеты и падения, он тоже ищет новую форму, там тоже уже не ходят в пальто, если пользоваться местной терминологией, потому что пальто ассоциируются с постановками Гарри Купфера 80-х годов, с выяснением отношений «Восток — Запад», «тоталитарное государство — личная свобода» и так далее. Это темы, которые уже ушли из обихода. Сегодня в немецком театре пытаются исследовать другие темы, и поэтому уже нет потребности в этом покрое костюма. Но этот крой был свидетельством исследования вполне определенных тем, он совсем не является фактом эстетики.


Cравнивая тяжелую русскую жизнь с Парижем http://www.vremya.ru/2006/52/10/148435.html , Дм.Черняков недовольно замечает:

Цитировать
Здесь ты никогда не найдешь клубную вечеринку, на которой обкуренные персонажи скандалят по поводу слышанного вчера в театре Вагнера — о такой парижской вечеринке мне с упоением рассказывал тот самый Петя Поспелов.


Трудно, понимаешь, у нас обкуриться.
Как тут не посочувствовать режиссеру.....

Мне кажется, когда Д.Черняков начинает что-либо придумывать, у него обязательно получается автомат Калашникова.
Как в "Аиде"   ;D


 Несколько лет назад  в журнале   "Театральный Петербург"   http://ptzh.theatre.ru/2004/37/119/  критик  Т.Москвина  решила  написать открытое письмо  М.Дмитриевской. 
Цитировать
В последнее время несколько раз, вразрез с профессиональным долгом, мне приходилось покидать театр, не досидев до конца действия. Я ухожу с премьерных спектаклей Мариинского театра, с русских опер. Для человека с острым и развитым чувством национального видеть новую «Снегурочку» Римского-Корсакова или «Ивана Сусанина» Глинки — мучительно, невыносимо. И довольно грустно читать после этого изверченные-закрученные тексты лукавцев, которые что-то там отыскивают необычайно новаторское и потрясающе осмысленное.

Все оперные критики обеих столиц занимают примерно половину одного ряда партера. Вот цель усилий постановщиков новой русской оперы — понравится испорченному вкусу двадцати пяти человек. А дальше — целый зал обыкновенных людей, не знатоков и не профанов, которые что-то видели, что-то слышали, что-то читали. Им не нужны пряности, им нужна вкусная и здоровая пища, которую для них припасли когда-то Глинка и Римский-Корсаков. Они пришли на русскую оперу — и звуки, которые они услышат, наверное, совпадут с желаемым. Но не действие. То, что происходит на сцене, — фантастично полной своей бессмысленностью.

«Иван Сусанин» Глинки, постановка и оформление Дмитрия Чернякова. Спектакль начинается с того, что Сусанин строгает доску рубанком, а сверху висит чешская трехрожковая люстра. Все детали (хлипкие дачные двери, к примеру) указывают — перед нами шесть соток времен Брежнева. На сцене — белый гипсовый муляж рогатого лося, типа как в пансионате «Заря» советских времен. Так, но если перед нами шесть соток и 74 год, то кто захватил Кремль? Там ведь у Глинки — поляки. Скажете тоже — поляки, не поляки, а так… вообще кто-то. Художественные образы врагов.

 — Но Смутное время… — начинаете вы терять разум. — Было же Смутное время, польское нашествие, был костромской крестьянин Сусанин, были Минин и Пожарский, все это было…

 — Да ладно вам, — усмехается кто-то. — Чего еще все это старье трепать? Какое такое ополчение, ничего этого не было. Сидят придурки, бывшие совки на шести сотках в ветхом тряпье, и все. Рабы и дураки.

Вот как хотите, Марина, но я это — ненавижу. Взять здоровую, аппетитную, пышную как свежий хлеб оперу, где все устройство-то здоровое, бодрое, побуждающее к величавому и полнозвучному существованию, — и превратить в скучное, некрасивое, бессмысленное, противное отсутствием всякой системы нравственных ценностей зрелище. Такое впечатление, кстати, что у Чернякова — цветоаномалия, так омерзителен его черно-серо-белый мир. Если для человека война 1612 года, Смутное время, из которого ценой великого подвига когда-то выбрался народ, и сам этот народ, и прошлое России — все это пустой звук, то пусть этот человек напишет красно-золотыми буквами на стене своей новой квартиры, которую он купил на гонорары от издевательства над классикой: НЕ СТАВЬ ГЛИНКУ! ЗАБУДЬ ПРО ОСТРОВСКОГО! ВООБЩЕ ОТОЙДИ ОТ РУССКОЙ ОПЕРЫ И РУССКОЙ ДРАМЫ!

Знаете, Марина, когда только открылся занавес и я увидела, как Сусанин строгает доску, я выругалась тихо и сказала — ну, пошла, блин, режиссура. Я сразу хотела уйти. Поскольку творчество Чернякова я возненавидела с первого взгляда, со «Сказания о граде Китеже» Римского-Корсакова, которое режиссер поставил пару лет назад. Там было абсолютно то же самое — народ в новостройках и на шести сотках, убогая серая толпа, ничтожные герои, тусклые вылинявшие краски, птицы Сирин, Гамаюн и Феникс — в виде замотанных в платки баб. У Чернякова начисто отшиблено эстетическое чувство национального. Он не понимает и не чувствует прелести русских мифов, сказок, чудных легенд, их самоцветной красочности, их обаяния. Он помнит, наверное, свое детство на убогой даче — про это и ставит. Такой реалист. Может, все-таки тогда взять для «творчества» Петрушевскую, Сорокина, еще чего-нибудь — но оставить на веки вечные Римского-Корсакова и Глинку в покое? Они заслужили.

<....>
 
Цитировать
Я пишу вам не как критик — да и права такого не имею, поскольку ушла, не досмотрев спектакля. Я делюсь с вами чувством глубокого отвращения к искусству, которое берется за национальные темы, будучи беспамятным и бесчувственным к национальной эстетике. Образуется некая секта высокооплачиваемых «бомжей», которой безразлично, Глинку оформлять или Вагнера, Мусоргского или Верди, Островского играть или Мариво. К любым произведениям подходит, по их мнению, один ключ — их собственный якобы модный вкус (попросту мусоросборник европейских штампов). А мне жалко зрителей, у которых отбирают заветные национальные сказки и предания. Отбирают, ничего не дав взамен.
 

Оффлайн Дружок

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 22
Re: "Золотая маска" - 2007
« Ответ #14 : Май 04, 2008, 16:08:46 »
"Но даже те из них, кто в последнее время лишился художественной девственности и стал ездить «туда», умудрились ничего «там» не увидеть"

Злится артихектор Паша Герш., не нравится деятелю искусства, что таких, как он, интендантов типа, или кем он там приходится несчастной Мариинке, никто всерьез не принимает. Учить вздумал, в какой системе художественного мышления нам тут жить. Сидел бы, глупый, и тихо радовался, что пока еще корочку хлебушка в Мариинке подают. Так нет, не может поступиться принципами, все виноватых вокруг ищет. Не те люди, понимаешь, в театры ходят, и у нас, и за бугром.
Я, как человек выезжающий  "туда", могу только за себя порадоваться, что делаю это за свои кровные, поэтому у меня нет нужды отрабатывать  "подлизыванием" системе художественных ценностей, прошедшей в пальто длинный исторический путь в конце которого... далее по тексту.
Ах Паша, Паша, что ж тебя в оперу-то потянуло, это все ж посерьезнее искусство, чем балет. В ней дурь человеческая намного заметнее.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: "Золотая маска" - 2007
« Ответ #15 : Май 04, 2008, 16:12:17 »
Ну вот, Сергей_Quark, Вы начинаете всё по второму кругу.  :)
Вроде это уже обсуждали. :)
Придется мне снова включиться, так как "не могу молчать".
Можно по-разному относиться к режиссуре Чернякова, мне тоже не всё нравится и я понимаю, что может быть разное отношение к современной режиссуре вообще и к Чернякову в частности. Уважаю любые мнения. Но всё же незачем ругать за то, чего НЕ БЫЛО.
Так, в "Жизни за царя" есть нелепости, но нет бессмысленности и нет надругательства над нравственными ценностями. Ну НЕТ этого. Давайте будем объективными!

цитата из статьи:

Вот как хотите, Марина, но я это — ненавижу. Взять здоровую, аппетитную, пышную как свежий хлеб оперу, где все устройство-то здоровое, бодрое, побуждающее к величавому и полнозвучному существованию, — и превратить в скучное, некрасивое, бессмысленное, противное отсутствием всякой системы нравственных ценностей зрелище. Такое впечатление, кстати, что у Чернякова — цветоаномалия, так омерзителен его черно-серо-белый мир. Если для человека война 1612 года, Смутное время, из которого ценой великого подвига когда-то выбрался народ, и сам этот народ, и прошлое России — все это пустой звук, то пусть этот человек напишет красно-золотыми буквами на стене своей новой квартиры, которую он купил на гонорары от издевательства над классикой: НЕ СТАВЬ ГЛИНКУ! ЗАБУДЬ ПРО ОСТРОВСКОГО! ВООБЩЕ ОТОЙДИ ОТ РУССКОЙ ОПЕРЫ И РУССКОЙ ДРАМЫ!
---------

Да, там есть перенос действия. Между тем, в постановке имеется бережное и ностальгическое отношение к советскому быту, к труду, к семье. Часто ли мы видим это сейчас по телевидению? Нам в основном показывают "бизнес", причем почему-то оторванный от производства, все "деловые люди" сидят за компьютерами и ведут переговоры (муть, если послушать) в офисах или в банях-ресторанах. Как давно вы видели в фильмах нормальную жизнь с традиционными ценностями? Есть в этой постановке то, что актуально сегодня! И нет там надругательства.

Лень заново писать о постановке, потому приведу свои посты со старого форума.


Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: "Золотая маска" - 2007
« Ответ #16 : Май 04, 2008, 16:15:14 »
Автоцитирование со старого форума
17.09.07 13:21. Заголовок: Открытие сезона в МТ. "Жизнь за царя"...

Вчера присутствовала на открытии сезона в МТ. Прозвучала «Жизнь за царя» в постановке Чернякова. Смотрела этот спектакль впервые. На премьере в мае 2004 г. мне побывать не удалось, а потом эта постановка или появлялась редко, или, может быть, даже вообще не шла. Читала критику по этому спектаклю, который был оценен неоднозначно, поэтому к тому, что должно было предстать перед зрителями, была морально готова.

Впечатление двойственное.

Концепция постановки достаточно ясна и реализована в целом убедительно. И подобную трактовку сюжета считаю возможной. Главным лейтмотивом постановки является тема семьи, спокойной уютной жизни с её радостями и бедами, совместного труда, повседневных домашних хлопот. И этот мирок человек пытается оберегать от любых внешних и внутренних разрушительных сил - будь то нашествие врагов или действия властей государства, направленные против своего народа. Я не вижу здесь чего-то шокирующего и дискредитирующего идеи патриотизма. В конце концов, оградить, защитить свою семью – благородная миссия настоящего мужчины, хозяина. Полагаю, что подобные фантазии на тему данного сюжета имеют право на существование. Так же, как и вполне обоснована и актуальна трактовка финала: Собинин и дети Сусанина приглашены на праздник в честь Победы и чувствуют себя там лишними и ненужными: присутствующие на празднике «дамы и господа» оказываются безучастными к их горю и вообще не понимают, что эти бедно одетые люди здесь делают. Потолкавшись среди господ, герои возвращаются в свой дом, к своим заботам. Всё это происходит на фоне патетичного хора «Славься». В принципе, это можно отнести к разряду «находок» спектакля. «Герои» нужны властям для вывески, для создания «лица», при этом их судьбы и судьбы их близких никого не волнуют. Мне это, честно говоря, напоминает праздники 9 Мая, когда представители политической и деловой элиты вдруг вспоминают про ветеранов, жмут им ручку и дарят продуктовый набор. А потом для ветеранов опять начинается жизнь на хотя и увеличенную, но все же небольшую пенсию, отвратительное медицинское обслуживание и проч. и проч. Но это отвлечение от темы. Разумеется, такое режиссерское решение идет вразрез с музыкой и это снижает патриотический пафос, к которому мы привыкли в данной опере и которого, честно говоря, всё же хочется.

Таким образом, сама идея постановки, на мой взгляд, понятна и актуальна. Но… она из другой оперы.
В то же время при общей внятности концепции имеет место множество нелепостей и несуразностей. Мне совершенно не понравился «польский» акт, который в данной постановке вроде бы и не «польский». Танцы поставлены абсолютно убого, а исполнены детками из хореографического училища и того хуже. Несолидно для Мариинки. Должного блеска эта сцена совершенно лишена. Не понравились штампы: не обошлось без показа тусовки («польский» акт и финал) со всей атрибутикой – дамы в мехах, мужчины с мобильниками. Не понравились дурацкий лось в «крестьянской» декорации первого акта и куча огромных белых птиц непонятного биологического вида на дереве (неужто куры вдруг туда забрались?). Какого-то ребенка что уж слишком долго в первом акте таскали всей деревней – мыли, вытирали, передавали друг другу (бедный ребенок - выставлен голеньким на обозрение огромного зрительного зала, да еще и тискали его чужие дети и тяти из немаленького хора). Неясно, зачем напускали столько дыма – даже глаза слезились, а многие зрители сразу закашляли. Представляю, каково музыкантам в оркестре и артистам. Оно, может, и удобно для смены декораций, но если таким образом будет решаться эта проблема, то скоро посещение театра станет небезопасным для здоровья. Раз уж о декорациях, то упомяну еще один курьезный момент – во время смены декораций между «деревенским» и «польским» актами, которая сильно затянулась, из-за занавеса донеслась громкая ругань, так что все зрители повытягивали шеи, чтобы выяснить, что происходит, а затем дружно захихикали. Я понимаю, если бы это было в районном доме культуры, но в главном театре «культурной» столицы …

Резюме от увиденного. Глубокого возмущения, как в ряде откликов на премьеру, постановка не вызвала. В то же время коробит диссонанс текста и «картинки» и музыки и картинки. Очень надоели в опере тусовки, презентации, «деловые» люди, депутаты и проч. Вот от этого точно тошнит. В общем, я бы с бОльшим удовольствием посмотрела бы традиционную постановку Глинки или бы с интересом посмотрела спектакль Чернякова, но под другую музыку, реализующую данный сюжет.
Оставшиеся впечатления: 1) приятное – передача атмосферы домашнего тепла и уюта: члены семьи в толстых свитерах, горячий чай на столе (правда, чай там пьют очень уж часто), свет электрической лампы, а за окном лютая стужа… 2) последняя сцена: «потерянность» рядового человека на фоне парадного блеска светской жизни.

--------------------
18.09.2007

ненависти к патриотизму и Богу я в данной конкретной постановке не увидела. Просто патриотизм здесь не выпячивается. И если не в контексте оперы Глинки, то подобный анализ, повторяюсь, вполне возможен. Кстати, можно ведь с флагами ходить и гимны петь – и это будет патриотично (если искренне, а не для показухи), а можно держать любовь глубоко внутри и при случае её проявить. Так же, как можно креститься возле каждой церкви и без конца прикладываться к иконе, а можно вообще не креститься и жить по совести
---------------------
19.09.07

мне кажется, что нельзя категорично заявлять: это – черное, это – белое.

Надругательством над нравственными ценностями, над идеей патриотизма я бы этот спектакль не назвала. Так же, как и низведением высокой трагедии до уровня фарса. Что, собственно, мелкого и низменного показано?

1.«Крестьянские сцены». Люди суетятся, стирают белье, готовят обед, ремонтируют дом, купают ребенка. Что плохого в изображении мирного труда? У нас издавна прославляли трудолюбие народа. Обустройство дома, ведение хозяйства, воспитание детей всегда считалось ценностью и всегда уважалось. Хорошо: если бы вместо терок и алюминиевых кастрюль нам показали русскую печь и чугунки, что бы это меняло? Что низменного в той картинке, которая была представлена? Допустим, можно те же сцены трактовать иначе – нарезали таз салата, достали самогон, и по боку высокие помыслы. Но, полагаю, что это было бы превратным толкованием представленной сцены. Из того, как трогательно герои заботятся друг о друге, можно сделать вывод, что перед нами крепкая дружная семья. Значит, всё же главное для них – не напиться и, предположим, уставиться в ящик (телевизора в декорациях не было, это я уже домысливаю). Такие семьи были и являются основой здоровья и процветания общества. «Простые» люди показаны только с положительной стороны – тут коллективизм, взаимопомощь, сочувствие чужим бедам. Никакого пьянства, никаких драк, никаких бомжей (хотя одеты все серо и бедно). Другое дело, что многие детали получились комичными (купание малыша, «пиление» двери, лось). Может быть, есть в них ирония над убогим бытом, но вот насмешки над духовным убожеством русского человека я не нашла.

2.«Героика». Подвиг Сусанина не принижается. Скорее, меняются акценты. Герой не бросает вызов врагу, не мечет гневные взгляды на супостата. Он приносит личную жертву, чтобы отвести беду от родного дома, чтобы спасти людей, которые ему дороги (это и семья, и соседи), чтобы защитить привычный уклад жизни, сохранить веру (в данном случае, скорее, обобщенно – в те ценности, которыми живут эти люди). Это не есть подвиг? Или чтобы показать подвиг, нужно изобразить атаку со знаменем и криком «ура»?

3.«Семейные сцены». Пожалуй, это наиболее сильные сцены в спектакле. Особенно произвело впечатление тревожное ожидание известий об отце. Молчаливое ожидание. Ночью, при электрическом свете. В узком семейном кругу, потому что больше никто не нужен, потому что другие могут посочувствовать, но не могут пережить вместе с героями приближение неотвратимого огромного несчастья. То, что герои вместе, позволяет детям Сусанина мужественно пережить горе. (Конечно, вызывает удивление, почему Собинин «слабо» старается спасти тестя и почему мальчик один отправляется известить людей.) Это не трагедия? Опять-таки, что здесь низменного? Кстати, мне кажется, что то, что герои одеты в грубые свитера ручной вязки, а не сидят в тулупах и кокошниках, только усиливает ощущение трагедии и одновременно более ярко характеризует силу их любви друг к другу. Потому что не приходится отвлекаться на разглядывание нарядов. (И понятно, что в этой ситуации героям временно всё равно, что будет с царем, кто станет во главе российского правительства, нападёт ли США на Иран и т.д.; что могли, они сделали; и теперь хотят, чтобы их оставили в покое).

4.«Враги». Вот отсюда, мне кажется, вырастают все слабости постановки. Режиссер не разобрался с тем, кто в данном случае враги и конкретно своё представление не обозначил. Все-таки внешний враг? Или государство в лице, например, КГБ или в виде постановлений, которые уничтожают собственный народ? Или и то, и другое? Или неважно, в конце концов, какие силы, главное, что злые, несущие угрозу и смерть? Эта неопределенность внесла путаницу в польский акт и испортило впечатление от 3 и 4 актов. Уж больно карикатурные и штампованные вышли эти враги (ноги на стол, самогон из горла бутыли). В итоге выстроенная концепция если не рассыпалась, то несколько расстроилась. Я для себя решила, что Бог с ним, что хотел сказать режиссер, я всё же буду считать, что это или внешний враг, или внутренний враг, но не ассоциирующийся с государством. Тогда, по крайней мере, в сюжете будет какая-то логика.

5. «Государство». Проблема оторванности государства и правящей элиты от народа – не есть какое-то открытие. Почему в классической и современной литературе эта проблема не вызывает недоумения, а в опере мы так этому возмущаемся? В конце концов, может быть, режиссер решил противопоставить истинный патриотизм (сусанинский подвиг, героизм без пафоса) и ложный патриотизм (гимны, парады и приемы)? Кстати, вчера в новостях показали съезд ЛДПР. Перед входом в здание, где проходил съезд, выстроился военный духовой оркестр, исполнявший мелодию хора «Славься», а потом лидер партии что-то громко и красноречиво вещал о народе.

Одна из особенностей осовремененных построений в театре состоит в том, что мы можем по-разному трактовать одни и те же сюжетные линии, выбирать приемлемое для нас логическое завершение действия. Поэтому в данном случае в приготовлении борща можно увидеть и низменные инстинкты, и прославление труда. А в основе сюжета, предлагаемого режиссером, – и противопоставление подлинного и показного патриотизма, и демонстрацию того, как защита эгоистичных частных интересов семьи служит единственно возможным способом выживания в нашей стране. Подобные постановки заставляют не наслаждаться, а анализировать, рассуждать.
Поэтому лично для меня противоречие часто заключается в том, что традиционный взгляд на русскую оперу –с белыми березками и былинными богатырями – милее сердцу, а «новые подходы» (если не пакость и убожество) заставляют думать.
« Последнее редактирование: Май 05, 2008, 00:32:31 от Кантилена »

Оффлайн Дружок

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 22
Re: "Золотая маска" - 2007
« Ответ #17 : Май 04, 2008, 16:23:30 »
Кантилена, а как Вам понравились ответы Чернякова Гершензону?

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: "Золотая маска" - 2007
« Ответ #18 : Май 04, 2008, 16:54:06 »
Кантилена, а как Вам понравились ответы Чернякова Гершензону?
Их тоже немножко обсуждали. Перечитывать интервью, чтобы ответить обстоятельно, сейчас нет времени.
Что хочется сказать.
Во-первых, нужно рассматривать высказывания отдельно, художественный продукт отдельно. Если принимать в качестве мерила высказывания постановщиков, дирижеров, вокалистов наравне с творческими результатами, то во многих деятелях можно сильно разочароваться - так, что смотреть и слушать не захочется. Не так давно с одним из участников форума в кулуарах мы об этом говорили. (Мне хочется видеть в деятелях искусства личность и мне хочется, чтобы все их высказывания были мне интересны и чтобы в них виделись ум и те ценности, которые я разделяю. Но мало ли что я хочу и какие у меня запросы... Все люди разные - с разными способностями и разными взглядами. Если дура хорошо поёт, а прекрасный пианист является пренеприятнейшим типом - что же, их не слушать?)

Во-вторых, как рассматривать ответы - тон, лексику? или содержание?
Если первое - то фамильярность, развязную манеру и ненормативные выражения (кажется, в этом интервью проскакивало?) не люблю ОЧЕНЬ. Что-то иногда могу простить, когда по делу, но в целом - НЕ ТЕРПЛЮ и не понимаю  ни публичных высказываниях, ни в частных.
По содержанию.
Конечно, он эпатирует. От этого коробит. Есть определенное позерство. Хочется ему угодить "обожателям", которые ловят каждое его слово, и раздражить, по его мнению, "отсталых", вызывать резонанас.  Это также видно.  Видны "молодая" самонадеянность, напористость, чрезмерная категоричность, определенная однобокость (признание только "авангардной" европейской эстетики - это слишком прямолинейно). Про ненависть к куполам и матрешкам - это, конечно, слишком загнул. В чем-то он прав. Кое-где сам себе противоречит.
В то же время очевидно, что у него есть широкий кругозор, что он тщательно подходит к работе и переживает за неё, пытается исследовать музыкальный материал. Пустышкой ну никак не выглядит. Да это и по постановкам видно.


« Последнее редактирование: Май 04, 2008, 18:42:23 от Кантилена »

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: "Золотая маска" - 2007
« Ответ #19 : Май 04, 2008, 18:08:43 »
Заставляют ли постановки Д.Чернякова "анализировать и рассуждать" - это спорный вопрос. Разумеется,  никто  не  собирается  никого  переубеждать. Возможно,  кому-то нравится  хорошо перемолотый привкус  "сиюминутной"  газеты, а  кому-то  хочется  самовыражаться...   Однако, причем  здесь оперы М.Глинки или П.Чайковского.

Галина Павловна  Вишневская   очень  точно  охарактеризовала  современную   "нетрадиционную оперную режиссуру"
(  статья  "Евгений Онегин - это хулиганство" ,  Елена ОЛЬШАНСКАЯ, 03.10. 2006,  "Театральные новые известия",  03.06.2006,  http://teatr.newizv.ru ,  http://www.peoples.ru/art/music/classical/vishnevskay/interview6.html ).


– Времена меняются, появляется много постановок нетрадиционной режиссуры…
– Это не режиссура, это хулиганство! Воинствующая бездарность, которая имеет возможность выйти на сцену и плюнуть на наши национальные святыни, харкнуть просто. Не секрет, что гораздо проще поставить такой «современный» спектакль и очень трудно сделать классический – с интересными мизансценами, не выдумывая ничего поверх, не дописывая «ржание», так, что оркестра не слышно. Я думаю, то, что происходит, – это падение искусства, падение нации, если хотите. Когда Ленский запел: «Куда, куда вы удалились», я не могла сдержаться, у меня потекли слезы от унижения, что я вижу артиста в такой ситуации. Он поет божественную, гениальную арию, а вокруг ходят люди и какую-то блевотину вытирают около него...

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: "Золотая маска" - 2007
« Ответ #20 : Май 04, 2008, 18:21:36 »
Еще несколько слов о разгуле посредственности ....

Отрывок из интервью Г.П.Вишневской радиостанции "Эхо Москвы"  ( http://www.echo.msk.ru/programs/razvorot/54621/ )

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я как раз о советскости, о единой партии, о возможности восстановления цензуры, о художественных советах давайте. Восстанавливаются художественные советы.

Г. ВИШНЕВСКАЯ: И правильно делается.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Правильно?

Г. ВИШНЕВСКАЯ: Правильно, чтобы запретить ту похабщину, что по телевидению вижу каждый день.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Галина Павловна…

Г. ВИШНЕВСКАЯ: Похабель.

А. ВЕНЕДИКТОВ: …вас же художественные советы мочили.

Г. ВИШНЕВСКАЯ: Да, мочили.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Вас лично.

Г. ВИШНЕВСКАЯ: И я предпочитаю, но я не хочу, чтобы мои дети видели эту гадость по телевидению, которую они видят.

А. ВЕНЕДИКТОВ: А я про театры.

Г. ВИШНЕВСКАЯ: И в театрах то же самое, чтобы Джильда не вышла обезьяной одета.

А. ВЕНЕДИКТОВ: А, Джильда.

Г. ВИШНЕВСКАЯ: Да.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Это хорошо.

Г. ВИШНЕВСКАЯ: Или Ленский в Большом театре, поет эту божественную арию, «Куда, куда вы удалились», дуэли, оказывается, вообще не было, ружье его застрелило каким-то образом без Онегина, и он сидит в комнате после ларинского бала, бал поставлен как пьянка, где Ларина падает пьяная на спину. Он сидит, поет эту божественную арию, а какие-то бабы в калошах и в халатах убирают блевотину вокруг него. Это можно такое терпеть? Для меня это просто смерти подобно.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Может быть, вообще искусство…

Г. ВИШНЕВСКАЯ: Запрет должен быть на такие вещи, запрет, я за запрет. Я за цензуру в таких случаях.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Это вы говорите.

Г. ВИШНЕВСКАЯ: Это я говорю.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Которые натерпелись от дружбы, не дружбы, от Мурадели, я имею в виду, Фурцевой и т.д.

Г. ВИШНЕВСКАЯ: Да, и от запретов на репертуар, и запрещали Шостаковича мне петь. И все было, через все прошла. Сейчас, когда я вижу эти перегибы, во что это превратилось, эта свобода, это не свобода так называемая, это не свобода. Это разгул.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: "Золотая маска" - 2007
« Ответ #21 : Май 04, 2008, 18:26:22 »
Заставляют ли постановки Д.Чернякова "анализировать и рассуждать" - это спорный вопрос. Разумеется,  никто  не  собирается  никого  переубеждать.
Конечно, это (переубеждать) - дело ненужное и бесполезное. Просто хочется объективного отношения. Поэтому я в разговор и вступила - чтобы создать равновесие :)

Галина Павловна  Вишневская   очень  точно  охарактеризовала  современную   "нетрадиционную оперную режиссуру"
– Времена меняются, появляется много постановок нетрадиционной режиссуры…
– Это не режиссура, это хулиганство! Воинствующая бездарность, которая имеет возможность выйти на сцену и плюнуть на наши национальные святыни, харкнуть просто. Не секрет, что гораздо проще поставить такой «современный» спектакль и очень трудно сделать классический – с интересными мизансценами

Я бы с этим не согласилась. И классический, и авангардный спектакль - который впечатлял бы зрителей - поставить одинаково тяжело. (Если не говорить о буквальном, дословном "классическом" спектакле,  тем более когда есть калька,  и "клиповом" авангардном, где действительно режиссер просто выдуривается).
А сделать "расщепление" смыслов - да так, чтобы всё это было логично, связно, не казалось нелепостью, трогало - довольно тяжело, там гораздо больше постановочных проблем.

Что касается Чернякова - то он не следует сюжету, но вслушивается в музыку (речь не о том - удобно или неудобно петь певцам). В тех спектаклях, что я видела - видеоряд очень точно и глубоко передает настроение, которое есть в музыке. Многие его сцены словно фотографии этих настроений - созвучные сегодняшнему дню.
Категорически не согласна с тем, что он бездарен.

Оффлайн Nadejda

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 363
Re: "Золотая маска" - 2007
« Ответ #22 : Май 04, 2008, 21:31:20 »
Чем больше думаю о господствующем стиле в современном искусстве (не только в опере), тем больше убеждаюсь, как всё направлено от высоких чувств и стремлений (патриотизм - это очень высокое чувство) в тесный и душный мирок обывателя. Никогда до сей поры "Сусанин" не был оперой о семейных ценностей. С именем Сусанина, Минина и Пожарского солдаты уходили сражаться за Москву в ноябре 1941. Это сегодня под видом разных ценностей личного порядка, а ещё и "любви" в самом простейшем понимании, пытаются отвлечь народ от социальных и политических проблем и противоречий. О том, что с нами произошло в конце 20 в. Превратить массы в примитивное быдло, чтобы меньше думало о масштабных катаклизмах в обществе. Тупым быдлом легче управлять. А высшими материями будут заниматься всякие там из бывших органов, что расстреливали, сажали, ссылали наших прародителей, создававших русскую культуру в начале того века. Это очень хорошо проявляется сегодня и в песенном жанре. Раньше пели про погибших друзей - "Мне кажется порою, что солдаты с кровавых не вернушихся полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей". Сегодня же про то, как она - первая встречная на отдыхе в Сочи стоит "на берегу в синем платье", а "Впереди ещё три дня и три ночи. И шашлычок под коньячок вкусно очень". Может, на первый взгляд, к опере отношения не имеет, но "авангард" и тут всё тот же.
« Последнее редактирование: Май 05, 2008, 18:10:13 от Nadejda »

Оффлайн Гайдамак

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 188
Re: "Золотая маска" - 2007
« Ответ #23 : Май 04, 2008, 23:14:50 »
На самом деле кто платит, тот и заказывает музыку. Если кто-то за свои деньги хочет перенести Онегина на Марс и наделить его с Ленским щупальцами и тремя парами глаз, то и флаг ему в руки. Зритель может включиться в процесс только непосредственно в зрительном зале при помощи доступных ему, зрителю, средств. Ходят, смотрят, значит это кому-то нужно :)


Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: "Золотая маска" - 2007
« Ответ #24 : Май 05, 2008, 01:24:37 »
Чем больше думаю о господствующем стиле в современном искусстве (не только в опере), тем больше убеждаюсь, как всё направлено от высоких чувств и стремлений (патриотизм - это очень высокое чувство) в тесный и душный мирок обывателя.
Мне кажется, одна из основных тем в современной литературе и искусстве, зарубежной в том числе - о человеке, который не знает, как ему жить, в условиях, когда размыты ценностные ориентиры.
К постановке "Сусанина" это в меньшей степени относится, но в литературе и театре эта  проблема очень часто ставится прямо или косвенно.
Что касается Сусанина, то - может, я неточно высказывала свои мысли -  нет там в выраженном виде переноса центра тяжести в сферу обыденного и низменного. Там показано внутреннее патриотическое чувство человека, которое заставляет его идти на подвиг. Есть противопоставление истинного, народного, сусанинского, и ложного, показательного патриотизма власть имущих. Почему это такое возмущение вызывает?  Нет там принижения подвига. Тема семьи, любви, родной земли (малой родины) и во многих военных книгах и фильмах проходила. Просто и произведений на военную тему много и сами эти жанры обычно многоплановые. В оперной постановке всего не отразить, а чуть выделена другая плоскость - так это почему-то сразу вызывает негодование.
Относительно "бытовых" сцен -  в этом не вижу ничего плохого. Первая картина - воспевание традиционного уклада жизни и коллективного труда. Да если почитать русскую литературу - эта тематика везде присутствует. И не считается низкой. Я уже повторяюсь - но как часто в последнее время мы видим людей, живущих трудом? В советское время я часто смеялась, когда смотрела фильмы - опять про сталеваров,  комбайнеров, шахтеров или врачей. А сейчас уже не смешно - людей, живущих своим трудом, почти не видно на экранах. Исчезли как класс. Как исчезла с экранов интеллигенция. Сплошь бизнес! В этом смысле постановка очень даже социальна.
По поводу советского быта - так я с удовольствием смотрела на трехрожковые лампы.
А моменты личных переживаний в опере очень остро переданы.

Никогда до сей поры "Сусанин" не был оперой о семейных ценностей. С именем Сусанина, Минина и Пожарского солдаты уходили сражаться за Москву в ноябре 1941. Это сегодня под видом разных ценностей личного порядка, а ещё и "любви" в самом простейшем понимании, пытаются отвлечь народ от социальных и политических проблем и противоречий.
В постановке не только личные, но и коллективные ценности отражены. А что значит любовь - в простейшем понимании?
Опошления подвига в постановке НЕТ! Правда, что нет единения власти с народом. Но почему в произведении искусства эту проблему не затронуть? Да, во времена катастроф обычно происходит сплочение нации.  Но что потом? Вспомним литературу, ту же "Войну и мир". В постановке невозможно все показать, все аспекты затронуть.
Что касается работ Чернякова вообще, то, насколько я знаю, у него есть и постановки, затрагивающие социальные и политические проблемы. "Хованщина", "Борис Годунов". Что там сделано - я не знаю. Рецензиям не очень верю, поскольку они, во-первых,  бывают пристрастны (в плюс или в минус), а во-вторых, в рецензии что-то может быть не понято или не отражено: опера всё же - синтетический жанр, тут и режиссура, и картинка, и всякие нюансы имеют значение.

Превратить в примитивное быдло, чтобы меньше думало о масштабных катаклизмах в обществе. О том, что с нами произошло в конце 20 в.
Но опера и именно эта постановка в быдло не превратит. В быдло превращает развал образования и культуры. Отсутствие регулирования СМИ.
А потом -  давайте систематизируем все аргументы. Вот Predlogoff рассказывал о постановке "Жизни с идиотом" - там, как я поняла, о социальных бедах. Ему тоже не нравится - говорит, что о проблемах он и из ТВ и прессы знает, а потому не хочет этого в опере.
Так что же мы в итоге хотим? :)

Это очень хорошо проявляется сегодня и в песенном жанре. Раньше пели про погибших друзей - "Мне кажется порою, что солдаты с кровавых не вернушихся полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей". Сегодня же про то, как она - первая встречная на отдыхе в Сочи стоит "на берегу в синем платье", а "Впереди ещё три дня и три ночи. И шашлычок под коньячок вкусно очень". Может, на первый взгляд, к опере отношения не имеет, но "авангард" и тут всё тот же.
Вот-вот, песенный жанр. Массовая культура быдло и формирует. А на неё государство почти не влияет. Если Швыдкой сам по сцене прыгает зайчиком под всякие убогие песенки - то чего можно ожидать?