Автор Тема: Ферруччо Бузони (1866-1924) - гений пианизма  (Прочитано 13359 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 438
Re: Ферруччо Бузони (1866-1924) - гений пианизма
« Ответ #25 : Декабрь 14, 2010, 10:40:13 »
Не за что :) По-моему, это всё, что есть.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ферруччо Бузони (1866-1924) - гений пианизма
« Ответ #26 : Декабрь 14, 2010, 19:48:49 »
Бузони - мой самый любимый пианист. Я очень страдаю от того, что его записей так мало. Но и им тоже не все были довольны... я слышала рассказ, что после концерта Бузони в Москве один русский пианист назвал его "Безруччо Бестони" :) (к сожалению, не помню, кто это был)

Назвать Ферруччо Бузони "Безруччо Бестони" , мог, пожалуй, Сафонов – Василий Ильич был столь же ядовит, сколь и талантлив. Этот субъект прославился, в частности, тем, что в пору своего директорства на заседании руководства Консерватории матерно послал самого Танеева. Который, впрочем, тоже был не менее ядовит (если не более), но матом не ругался ! :)) Впрочем, все они были хороши, даром что "цвет нации".
Вообще говоря, Сафонов тоже достоин отдельного потока хотя бы как директор Московской консерватории в непростые её времена, как ф-п педагог и как учитель Скрябина и Бекман-Щербины.
Но у меня нету сил раскручивать эту тему, потому что мне от такого количества пианистов и их выкрутасов уже дурно ! :))
Но я не мог не отдать должное гению Бузони, к тому же давно мечтал опубликовать в интернете главу из книги Когана, и вот, наконец, реализовал мою мечту – под удобный случай.

Да, кстати, я всё порывался сказать о том, что в хоральной прелюдии Баха-Бузони "Возрадуйтесь, миряне" (G-dur) в исполнении Бузони, по великому счастью сохранившуюся в акустической записи, А.Б.Гольденвейзер услышал в живом концерте Бузони и на всю жизнь запомнил "серебряную трубу", прорезАвшую плотную фактуру этой вещи. Можно послушать и убедиться, что Бузони играет эту вещь гениально, как никто, а "серебряная труба", возможно, и впрямь угадывается сквозь шум пластинки, аппаратуры и времени ? :)

Раз уж я коснулся в разговоре этой вещи, не могу не указать на способ, которым эта она должна исполняться на органе, и на ту ловкость и остроумие, с помощью которых Бузони вышел из положения, переложив эту вещь для исполнения с помощью лишь 2-х рук (и ф-п педалей, разумеется), тогда как на органе все голоса должны исполняться с помощью рук и ног ! :)
http://ru.cantorion.org/music/315/Nun_freut_euch%2C_lieben_Christen_Original_version

В оригинале органная партитура изложена на 3-х строчках – для 2-х рук и ножной клавиатуры. Но фокус в том, что Бах поручил рукам играть басы и пассажи верхнего регистра, тогда как мелодию он поручил … ногам ! Да, коллеги, незатейливая мелодия этой хоральной прелюдии должна исполняться ногами с помощью ножной клавиатуры, переключённой в средний регистр. В результате правая рука играет импозантные пассажи – своего рода "вечное движение", - левая рука играет басовую партию, а ноги исполняют мелодию, которая то возникает, то опять замолкает на фоне непрерывного движения.
Бузони гениально вывернулся из этой ситуации, поручив левой руке сразу 2 партии: нижнего и среднего регистров, попутно перепоручая кое-что и правой руке, занятой непрерывным исполнением пассажей "вечного движения". И вот как раз та "серебряная труба", которую услышал и с восторгом вспоминал Гольденвейзер, как раз и исполнялась большим пальцем левой руки, тогда как остальные её пальцы были заняты исполнением басовой партии.
Не правда ли, гениально ? :))

Правда, вспоминаю, как пианист Анатолий Ведерников ругал Бузони за концовку этой прелюдии. Ведерников, как известно, тоже был большой язвой и отличался отвратительным характером: вечно всех критикуя по делу и без дела, он считал, что Бузони зря присочинил к вещи Баха свою концовку, и поэтому Ведерников играл эту обработку Бузони без концовки, сочинённой транскриптором. Возможно, в словах Ведерникова и есть какой-то резон, но он не может быть признан правомерным объективно: если играть так, как играет Ведерников, то концовку можно и не исполнять. Но Ведерников это всё-таки не Бузони, т.е. далеко не гений, поэтому пусть играет, как хочет и что хочет – вольному воля. Но вполне очевидно, что именно бузониевская концовка отлично вписывается в замысел Бузони, который, усиливая динамику и ускоряя темп, эффектно "вылетает" на эту концовку, в результате чего энергию движения в самом конце пьесы приходится как-то оправдывать и усмирять, чего великий мастер как раз и достигает присочинением своей концовки, столь органично выглядящей именно в ЕГО подаче, но не в чьей-то ещё ! :))

"Что дозволено Юпитеру ……" (с)
« Последнее редактирование: Декабрь 14, 2010, 20:25:42 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 438
Re: Ферруччо Бузони (1866-1924) - гений пианизма
« Ответ #27 : Декабрь 15, 2010, 22:59:43 »
Вполне возможно, что это и был Сафонов. Если у Бузони плохие руки, тогда у кого же они хорошие? :))) А насчёт "тона" вообще странно. Я постараюсь узнать, кто же его так обозвал.

Вообще говоря, Сафонов тоже достоин отдельного потока хотя бы как директор Московской консерватории в непростые её времена, как ф-п педагог и как учитель Скрябина и Бекман-Щербины.
Но у меня нету сил раскручивать эту тему, потому что мне от такого количества пианистов и их выкрутасов уже дурно ! :))

Мне лично поток о Сафонове был бы тоже очень интересен.
« Последнее редактирование: Декабрь 16, 2010, 00:03:15 от Muusika »

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Ферруччо Бузони (1866-1924) - гений пианизма
« Ответ #28 : Декабрь 17, 2010, 11:06:34 »
Вот запись Риголетто в исполнении Годовского
http://files.mail.ru/0TP2M6
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Ферруччо Бузони (1866-1924) - гений пианизма
« Ответ #29 : Декабрь 28, 2016, 02:25:10 »
В Берлине показывают выставку, посвященную Ферруччо Бузони
Свободу искусству звука! – требовал великий пианист и знаменитый композитор

http://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2016/12/27/671321-vistavku-ferrucho-buzoni
Che mai sento!

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 610
Re: Ферруччо Бузони (1866-1924) - гений пианизма
« Ответ #30 : Декабрь 29, 2016, 15:33:21 »
В начале 70-х появился комплект из восьми пластинок – «Выдающиеся пианисты прошлого». Среди прочих там был и Ферруччо Бузони. Он сразу обратил на себя мое внимание. Владение инструментом потрясало, это было нечто неимоверное. Что касается художественной части, то я как-то интуитивно пришел к выводу, снова же, для себя, что это чем-то сродни кино той эпохи. Помню свое паломничество в Ленинград в январе 72-го. Друзья повели меня на лекторий, где рассказывали о старых фильмах, в том числе, о знаменитом «Андалузском псе». Было еще два фильма, названий которых не запомнил. В одном – душераздираюие страсти, а рафинированная публика в зале смеялась. Нет, я не хочу сказать, что интерпретации пианистов того времени могли вызывать смех, но страсти нешуточные присутствовали. Сейчас так уже не играют – повзрослели. Хорошо ли это? Судить не берусь. И все же Бузони выделялся и даже возвышался над современниками - я так почувствовал. Что касается пианизма второй половины ХХ-го века, то тут у меня был Рихтер, а все остальные при всех их достоинствах – на заднем плане. Бузони был первым пианистом начала века, а Рихтер – единственным. Ну вот, я рассказал (зачем-то) о своих мыслях в те годы. А потом – о чудо! – прочитал статью Г.Г.Нейгауза о двух «наиболее симтоматических» пианистах разных культурных эпох этого непростого столетия. Приятно, согласитесь, иметь такого единомышленника, точнее, быть его единомышленником. Много лет тому назад узнал, что по радио прозвучат «Блуждающие огни» в записи Бузони. «Я был очень любопытен» (с) - наконец услышу один из принципиальнейших этюдов в исполнении его лучшего интерпретатора старого времени. Помнил в воспоминаниях Генриха Густавовича о посещении концерта великого итальянца, в котором он играл этюды – «Трасцендентные» и «По Паганини». Он и сестра слушали «Мазепу», будучи перепуганными. Когда-то на форумклассике я уже что-то об этом писал, и тамошние профессионалы подняли на смех мои писания – как можно судить о записи, сделанной на Вельте миньоне? Уверен, что о темпе судить очень даже можно. И темп меня не особо впечатлил, хотя, безусловно, это было быстро и на уровне. И все же какие-то фрагменты не убедили. К тому времени я хорошо был знаком с ранней записью Рихтера. Она была (снова же, в моем представлении) более интересной, глубокой, музыкальной, да и темп был побыстрее. В этом этюде «единственный» затмил «первого». Позже я познакомился с прелюдиями Шопена у Бузони. И этого я не принял. Неприятная была неожиданность. Нет, я понимаю, другая эстетика другого времени и все такое, но я слушаю музыку и прелюдии эти люблю, и время от времени ощущаю жизненно необходимую потребность их слушать. Слушаю в таких случаях Рихтера. Очень жаль, что не все он сыграл, но мне часто достаточно и этого. Никогда не понимал его признания, что 16-я написана в таком быстром темпе, в котором он сыграть не в состоянии. Об этом пишут, а я узнал сразу же после киевского концерта (7/8/78) – мой приятель В.М.Воробьев зашел к Маэстро в артистическую и спросил, почему тот не играет цикл полностью.
Я ни в коем случае не пытаюсь здесь сравнивать двух «наиболее симптоматических». Это просто отрывки воспоминаний. Иногда хочется перелистать пожелтевшие страницы и тогда слушаю «Воспоминания о Норме» или «Риголетто», или парафраз из «Афинских развалин». Кстати, вторая транскрипция и сейчас в числе моих любимых, и Бузони ее играет действительно гениально, воссоздавая драматизм последней сцены великой оперы. Жаль, в Дневниках Рихтера прочитал: «о Бузони у меня весьма смутные музыкаль¬ные сведения». Но это о нем как о композиторе, и не нашел упоминаний о слушании его записей Рихтером. Было бы интересно и поучительно.