Автор Тема: Вэн Клайберн / Ван Клиберн / Cliburn (р.1934 г.), романтическая легенда мирового пианизма  (Прочитано 15523 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
3-й Рахманинова оказался настолько его, что то, что он "играет себя" просто совпадает с оригиналом. И это было великолепно, обеими руками за. Мне сдается, остается наверно самым лучшим 3-им Р.

Лучшим в истории? :)
Мне кажется, это слишком смелое утверждение :)
Тем не менее, слушая именно конкурсную его запись 3-го концерта Рахманинова, я всякий раз убеждаюсь, что это было гениально.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн maximav

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 273
  • «В человеке побеждает субъективное» (С. Рихтер)

Лучшим в истории? :)  Мне кажется, это слишком смелое утверждение :)
Этот концерт, мне кажется, богат на то, чтобы было много "разных" хороших трактовок, хотя абстрактно говоря, по музыкальной ценности, он уступает и 1Ч, и 2P и "паганини". Некоторые места, к моему сожалению, мне не просто не нравятся, а больше... И как я не заставляю себя время от времени переделать, ну никак не получается при все моем желании. Но некоторые разработки, великолепно(!). Вот Клайберн и предложил свою трактовку, которая пока, мне сдается, самая в десятку, но то, что может быть и лучше, я очень даже допускаю. Концерт то богатый ... для пианистов. Но, скажем, его Чайковский - это уже не то (однозначно). К слову сказать, я слушал его 5-й Бетховена в Бостоне и было ощущение, что и на 3P и на 2P он уже не потянет. Да и Бетховен был "неправильный" :D (но американская публика была как всегда американской). Клайберн очень "не разный", один  из самых. Кстати, в бытность один "специалист" мне говорил, что когда Клайберн второй раз приехал в Москву, он всех разачаровал своей игрой. Любопытно... это правда (мнения спецов)? По мне, так вообще было ощущение, что он просто играть разучился (Григ, концерт). Почти ужас, как такое можно было привести в Москву? Да и его вступительные арпеджии в 2P меня взбесили. Впрочем у Кондрашина есть характерное. Помните у него диалог типа.

- Вэн, ты же играешь 2 концерта... Надо бы и  что-то другое.

- Понимаешь, Кирилл, но меня тогда перестанут приглашать в разные города...

Это даже помню покоробило... "тебе музыка нужна или приглашения для славы"?

Оффлайн maximav

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 273
  • «В человеке побеждает субъективное» (С. Рихтер)
Вот уточнение:

================
— Вэн, что ты делаешь? Ты играешь только два сочинения!.........

— Нет, Кирилл, ты не понимаешь, если я выпаду на полгода из концертной жизни Америки, то появится другой, и меня на захотят нигде слушать.

Это привело к тому, что на сегодняшний день Клайберн остался тем же......
================

Sergey

  • Гость
3-й Рахманинова оказался настолько его, что то, что он "играет себя" просто совпадает с оригиналом. И это было великолепно, обеими руками за. Мне сдается, остается наверно самым лучшим 3-им Р.

Лучшим в истории? :)
Мне кажется, это слишком смелое утверждение :)
Тем не менее, слушая именно конкурсную его запись 3-го концерта Рахманинова, я всякий раз убеждаюсь, что это было гениально.
Мне кажется, что послеконкурсное исполнение на прощальном концерте в БЗК, где он еще впервые сыграл на бис "Подмосковные вечера", лучше. Недаром же Регардс, как оказалось, не слышавший (и не видевший) эту запись, был так ею впечатлен - см. его сообщение на форуме "Классика" (здесь). Там же в моем сообщении, чуть выше Регардсовского я выложил эту запись 3-го концерта, а чуть ниже запись Подмосковных вечеров, сыгранных на бис. Да и сам поток, на мой взгляд, на Классике получился достойным внимания - его начало - см. тут


Оффлайн Svyatoslav

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 199
Выставка, посвященная Вану Клиберну в филиале музея им. М.И. Глинки - музее-квартире А.Б Гольденвейзера. С 13 июня 2013.

http://glinka.museum/news/index.php?news=15933



Памяти Вана Клиберна


Ван Клиберн



13 июня 2013 года в Музее-квартире А. Б. Гольденвейзера ВМОМК имени М.И. Глинки открывается выставка «Приглашение, принятое через полвека…». Выставка посвящена памяти легенды мирового фортепианного искусства Вану Клиберну.

В экспозиции будут представлены редкие фотографии пианиста и другие материалы, иллюстрирующие его звездный дебют в 1958 году на Первом Международном конкурсе пианистов имени П.И. Чайковского.

В ходе торжественного открытия выставки состоится встреча с участницей Первого Международного конкурса пианистов имени П.И. Чайковского, профессором РАМ имени Гнесиных Инной Малининой. Будет показан видеосюжет о посещении В. Клиберном Музей-квартиры А.Б. Гольдегнвейзера в 2011 году. В музыкальной части вечера примет участие И. Малинина.

Еще в 1958 году на Первом международном конкурсе пианистов имени П. И. Чайковского началась большая дружба между А. Б. Гольденвейзером (не побоявшимся первым – еще до решения жюри) предсказать победу талантливому американскому пианисту) и Ваном Клиберном, который до конца дней своих буквально боготворил своего старшего мудрого друга и советчика.

Во время своего первого гастрольного турне в Россию после блистательной победы на Конкурсе имени П.И. Чайковского Ван Клиберн пригласил А. Б. Гольденвейзера на свой концерт. Александр Борисович с радостью посетил этот концерт и написал в письме В. Клиберну, что он еще раз подтверждает свое восхищение чудесным дарованием молодого музыканта, а далее высказывает целый ряд советов и замечаний по исполненной программе и в заключении – приглашает Клиберна посетить его дом, уже к этому времени ставший «музеем-квартирой», где, как он пишет, Ван Клиберн сможет найти много для себя интересного. Но, видимо, в силу определенных причин, этот визит не состоялся.

В следующий приезд музыканта в Россию – в 1962 году – Ван Клиберн, узнав о смерти А. Б. Гольденвейзера, был потрясен и, выйдя на авансцену Большого зала консерватории им. П. И. Чайковского, объявил, что этот концерт он посвящает памяти профессора А. Б. Гольденвейзера.

Прошло много лет… В 2011 году Ван Клиберн приехал в Москву в качестве Почетного председателя жюри Четырнадцатого международного конкурса пианистов имени П. И. Чайковского. И, словно приняв приглашение через полвека, наконец посещает дом своего великого друга. По удивительному стечению обстоятельств, именно дом Александра Борисовича Гольденвейзера оказался одним из последних мест, где музыкант побывал незадолго до своей смерти… «Время собирать камни» наступило.

А. Ю. Николаева

А. С. Скрябин

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
http://www.rg.ru/2013/06/19/kliburn-site.html

В Форт-Уорте прошел ХIV конкурс Вана Клиберна
Текст: Ирина Муравьева
19.06.2013, 17:12

По окончании конкурса его участники, а также член жюри - известный пианист, профессор лондонского Королевского колледжа музыки Дмитрий Алексеев дали комментарии специально для "Российской газеты":
 
Дмитрий Алексеев: В мире сейчас сотни, тысячи конкурсов, но среди этого огромного количества выделяются несколько, значительных для начала карьеры молодых пианистов: это конкурс Чайковского, конкурс в Лидсе в Англии, конкурс Шопена в Варшаве, конкурс Клиберна в Форт-Уорте. Если говорить о последнем, то здесь, в Форт-Уорте создана очень мощная организация, здесь много волонтеров, работающих бесплатно, многие оказывают колоссальную финансовую поддержку конкурсу.

- Какова его специфика в соотношении с другими?

Дмитрий Алексеев: Правила здесь меняются. Я могу говорить об этом в сравнении с прошлым конкурсом, где я тоже был в жюри. И это касается не столько репертуара (он здесь достаточно свободный), сколько расписания. Первый тур состоит из двух сольных программ по 45-50 минут. Это очень сложно, практически полноценная сольная программа. Второй тур состоит тоже из двух частей: из камерной музыки - квинтет со струнным квартетом, и сольной программы на час. Наконец, в финале исполняются два концерта с симфоническим оркестром. Это огромная программа.
 
- Конкурс впервые прошел без Вана Клиберна. И хотя он почти не бывал на конкурсных прослушиваниях, атмосфера во многом определялась его присутствием в Форт-Уорте. Он ведь и для Америки был "живой легендой"?
 
Дмитрий Алексеев: Тема Клиберна - очень многообразная и широкая. Действительно, это легенда: и в России, и в Америке. А для меня это очень личная тема, потому что сейчас уже осталось не так много людей, которые слышали его игру в Москве на конкурсе Чайковского. А я это очень хорошо помню. Мне было 10 лет, я учился тогда в ЦМШ и ходил вместе с моими родителями на конкурс. И помню это потрясающее впечатление, которое испытали все без исключения, кто был в зале и слушали его игру. Потом он приходил в ЦМШ, и это был праздник, сенсация! А потом я несколько раз слышал его в концертах, когда он приезжал в Москву уже после конкурса - в 1959-м, в 1960-м. Когда выступления Клиберна передавали по телевидению, улицы пустели, потому что все шли смотреть телевизор. В фильме Никиты Михалкова "Пять вечеров" есть маленький эпизод, где соседи по коммунальной квартире приходят к героине, которую играла Людмила Гурченко, включают телевизор и смотрят выступление Клиберна. Это действительно был какой-то удивительно трогательный и уникальный случай. Других таких примеров я не знаю. Его музыка, его человеческое обаяние, человеческое существо были настолько притягательны! Все были влюблены в него - и стар, и мал! Это поразительное явление, которое никогда больше не повторилось на моей памяти. Я успел это сказать ему четыре года назад, когда мы с членами жюри были в его доме. И он с трудом мог поверить, что я слышал его в 58-м году. Его музыкальное влияние на музыкальную жизнь в Советском союзе было огромным. И вся его последующая исполнительская судьба была, конечно, трагичной. Потому что тот пик вдохновения, которого он достиг в те годы (ему было 22-23 года), он никогда больше не смог повторить. Я помню его концерт в Москве в 1980-м. Я смотрел его по телевизору: это было хорошее исполнение, но все-таки не то, что вспоминается на Конкурсе. Но, несмотря на то, что его карьера продолжалась всего лет 10 - 15, он оставил совершенно незабываемую память. Есть замечательные пианисты, вероятно, более великие, чем Ван Клиберн, но такого проникновения в дух особенно русской музыки и такого человеческого обаяния действительно трудно даже представить.
 
- Клиберн участвовал работе жюри, в обсуждениях?
 
Дмитрий Алексеев: Никогда. Я помню, как он сказал мягко: это понравилось, то понравилось. Кстати, я был с ним согласен в этом. Но никаких нажимов, никаких действий с его стороны не было. Как я понимаю, он доверял своему жюри.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
12 июля 2014 20:00
«Концертный зал радио «Орфей» К 80-летию В. Клиберна.
Концерт Вана Клиберна.
В программе произведения В. А. Моцарта, Ф. Шопена, С. Рахманинова, В. Клиберна, А. Скрябина и С. Барбера.
Записи из Большого зала Ленинградской филармонии от 23.04.1958г. и 25.06.1965г.

13 июля 2014 20:00
«Концертный зал радио «Орфей» К 80-летию В. Клиберна.
Концерт Вана Клиберна.
В программе произведения Ф. Шопена, Р. Шумана – Ф. Листа, К. Дебюсси, К. Шимановского, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова.
Запись из Нью-Йорка, 1970г.

http://www.muzcentrum.ru/