Автор Тема: «Князь Игорь» Бородина в Большом театре (постановка Ю.Любимова)  (Прочитано 53236 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Yesaul

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 38
Юрий Любимов, летом этого года уволившийся после громкого скандала с артистами из Театра на Таганке, после двухмесячного "отпуска" в Италии нашёл новую работу. Супруга режиссёра Каталин Кунц-Любимова уверяет: "Юрия Петровича слишком хорошо знают за рубежом, чтобы он мог остаться без предложений ... Сейчас уже есть несколько европейских театров, которые предложили Любимову сотрудничество". Тем не менее, первую после "таганской отставки" постановку Любимов намерен осуществить в России, в Большом. По сообщениям прессы,

Гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов и режиссер Юрий Любимов договорились о постановке "Князя Игоря" Бородина. Спектакль намечен на декабрь 2012 года. Об этом "Известиям" сообщил Анатолий Иксанов. Ранее речь шла о предварительной договоренности, теперь стороны определились с датой постановки.

"Я давно мечтал вернуть на сцену Большого театра оперу «Князь Игорь». Лучшего режиссера, чем Юрий Любимов, для этого трудно себе представить", — сказал Анатолий Иксанов.

(http://www.izvestia.ru/news/503025)


На оперной сцене Любимов известен как постановщик опер "Под жарким солнцем любви" Л. Ноно (1975), "Борис Годунов" (1979) и "Хованщина" (1981) М. Мусоргского в миланском "Ла Скала", "Четыре грубияна" Э. Вольфа-Феррари (1982, Мюнхен, Штаатсопер), "Дон Джованни" В. Моцарта (1982, Будапештская опера), "Саламбо" М. Мусоргского (1983, Неаполь, Театр Сан Карло, и 1986, Париж, Гранд Опера), "Лулу" А. Берга (1983, Турин, Театр Реджио, и 1987, Чикаго, Театр "Лирик опера"), "Тристан и Изольда" Р. Вагнера (1983, Болонья, Театр Коммунале), "Риголетто" Дж. Верди (1984, Флоренция, Маджо Музыкале), "Фиделио" Л. Бетховена (1985, Штутгарт, Штаатсопер), "Мастер и Маргарита" Р. Кунада (1986, Карлсруэ, Оперный театр), "Енуфа" Л. Яначека (1986, Цюрих, Оперный театр и Лондон, Ковент Гарден; 1993, Бонн, Штаатсопер), "Евгений Онегин" П. Чайковского (1987, Бонн, Штаатсопер), "Тангейзер" (1988, Штутгарт, Штаатсопер) и "Золото Рейна" (1988, Лондон, Ковент Гарден) Р. Вагнера, "Леди Макбет Мценского уезда" Д. Шостаковича (1990, Гамбург, Штаатсопер), "Пиковая дама" П. Чайковского (1990, Карлсруэ, Штаатсопер, и 1996, Бонн, Штаатсопер), "Любовь к трем апельсинам" С. Прокофьева (1991, Мюнхен, Штаатсопер), "Набукко" Дж. Верди (1997, Бонн, Штаатсопер). Первой и до сих пор единственной оперной постановкой Любимова в России стала "Пиковая дама" в "Новой опере" (1997).

О качествах западных постановок Любимова за давностью лет судить трудно, разве что выскажутся очевидцы. Из немногочисленных доступных нам рецензий того времени известно, например, что чикагскую постановку "Лулу" называли "провокационной", самого Любимова как оперного режиссёра-постановщика в определённых профессиональных кругах именовали "спорным" (controversial), а оперные "охранители" упрекали в слишком вольном обращении с классическим материалом. От работы над "Кольцом Нибелунга" в Ковент Гарден Любимова после постановки "Золота Рейна" отстранили, разорвав контракт по причине, как было сказано в официальном сообщении лондонской Королевской оперы, "разницы художественных трактовок Любимова и музыкального директора Бернарда Хайтинка".



"Новоооперская" постановка "Пиковой дамы" имеет давнюю историю-подноготную, уходящую корнями далеко в советское прошлое. Чтобы не пересказывать, дадим ссылки на две рецензии: сдержанную – газеты "Коммерсант" (http://kommersant.ru/doc/179321) и разгромную от газеты "Завтра" (http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/97/199/84.html). Судить предоставляется самому читателю.

Как бы то ни было, ясно одно: у 94-летнего режиссёра-реформатора богатое "боевое" оперное прошлое и, судя по всему, хватает пороха в пороховницах, чтобы замахнуться на Александра, понимаете ли, нашего Порфирьевича. Материал оперы для Любимова новый, есть где себя проявить. К тому же сейчас, после конфуза с "Таганкой", он для поддержания реноме весьма нуждается в громком успехе, "чтоб заговорили, что Любимов-то ещё о-го-го!". Надо полагать, А. Иксанов, по одному ему известным причинам решивший, что лучшей кандидатуры для постановки нет и быть не может, окажет Юрию Петровичу всяческую поддержку и пойдёт навстречу в любых самых смелых начинаниях.

И что-то подсказывает мне: многострадального Игоря ждёт печальная участь, похуже половецкого плена.

Чуть менее сдержанная версия текста - в ЖЖ автора: http://yesaul.livejournal.com/334594.html
« Последнее редактирование: Ноябрь 15, 2016, 14:43:07 от Александр П. »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Title: ВИЗИТ ЛЫСОЙ ДАМЫ (на родину "Кубанского казака")
Author: Ольга Генкина
No: 38(199)
Date: 23-09-97

http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/97/199/84.html
     
И шеф не без греха: однако
Играл Кубанского казака.
Л. Филатов — Ю. Любимову, 1977 г.

     ...Итак, 1977 год. Юрию Петровичу Любимову предстояло отпраздновать свое 60-летие. Он был полон сил, любим всем театральным миром, женат на молоденькой театроведке венгерского происхождения — не хватало только мировой славы. Известность на Западе была, но роль триумфатора, кумира, властителя дум московского "разлива" на рубежный манер — оставалась вакантной. Из чистого искусства мировую славу на скорую руку не сошьешь. Быстрый успех обеспечивали мода и политика. Юрий Петрович никогда не чуждался популизма. Наоборот...
     Опытный игрок, он не мог не предвидеть последствий своего шокирующего поступка: "модернизации" оперы П. И. Чайковского "Пиковая дама" по заказу парижской Гранд опера. Для диссидентствующего постановщика с советским паспортом это был беспроигрышный ход при любом исходе и раскладе сил.
     Задолго до премьеры французские газеты начали обсуждать запланированную сенсацию. Казалось, кто-то специально осуществляет утечку информации и готовит общественное мнение... К чему? Как по заказу, в Париж приезжает дирижер Большого театра Альгис Жюрайтис, известный своим неприятием авангарда, почитанием классики и т. п. Кстати, в то время он возглавлял на общественных началах музыкальную секцию ВООПИиК — Общества охраны памятников истории и культуры. Узнав о готовящемся "расчленении" лучшей оперы отечественного репертуара, Жюрайтис отреагировал гневной статьей в газете "Правда". Казалось, западные СМИ только этого и ждали: начался беспрецедентный обмен "любезностями" политического истеблишмента обеих стран — Франции и России. Эпизод внутренней (сугубо московской) полемики "западников" с патриотами мгновенно стал фактом "холодной войны" в международном масштабе. Браво, Юрий Петрович!
     Несмотря на раздутый мировой "пожар" (верный залог коммерческого успеха), руководство Гранд опера отказалось от постановки "Пиковой дамы" из соображений здорового консерватизма. Пресса подняла хай: заглушал все трезвые голоса. Бригада московских "подельников" (Любимов, Шнитке, Рождественский) лишились валютных гонораров, но выиграли в мировом общественном мнении как жертвы репрессивной политики СССР. Между тем, Г. Рождественский продолжал гастролировать по странам и континентам, А. Шнитке — продавать обоим Минкультам (СССР и РСФСР) свою авангардистскую музыку по цене настоящей, а Ю. Любимов по-прежнему "левачил" на Таганке, где осенью 1997 года справил свой юбилей в кругу друзей и единомышленников.
     По-настоящему пострадал один Альгис Жюрайтис: попал (пожизненно!) в черный список палачей "передового" искусства. "А Жюрайтис-то был прав!" — заговорили на московских кухнях либерально мыслящие музыканты, протрезвев летом 1997 года. Спустя двадцать лет Юрий Петрович привез свою "Пиковую даму", изуродованную до неузнаваемости, на родину ее автора...
     ...После мировой "премьеры" Любимова как режиссера-диссидента в 1977 году в Париже, он еще целых семь лет продолжал работать на два "фронта" — две сцены: отечественную и зарубежную. Со скандалами, но только в Москве, за границей — ни-ни! Более того, Раиль (не имевший с СССР дипломатических отношений!) без просьбы о политическом убежище... Он поставил за рубежом десятки опер, в том числе русских. Слухи о триумфах до нас не доходили...
     Как преступник возвращается на место преступления, так Ю. П. Любимов в 1990 году вновь обращается к постановке "Пиковой дамы" в постмодернистском стиле, т. е. к проекту 1977 года, не реализованному в Париже.
     В 1990 году весь цивилизованный мир по решению ЮНЕСКО отмечал 150-летие со дня рождения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского и 100-летие со дня создания "Пиковой дамы". Стечение этих дат позволило Юрию Петровичу напомнить о себе за счет Чайковского на сцене театра в Карлсруэ (Германия). А в 1993 году к 100-летию со дня гибели композитора Любимов взял еще один реванш за неудачу с Гранд опера — поставил "Пиковую" в Боннской опере с двумя солистами из бывшего СССР. Это "творение" и было явлено нам нынешним летом. Что-то вроде немецко-русского СП: с немецкой стороны — деньги, декорации, костюмы, три солиста, с нашей — оркестр, хор и солисты театра "Новая опера", среди которых заметно выделялась Эмма Саркисян в роли Графини. Вокал был небезупречен, но все искупалось артистизмом и... голым черепом. Лысая дама "пик" — это что-то освежающе новенькое... Не более, чем постмодернистский прикол, но сколько разговоров!
     8 и 10 июня меломаны и театралы Москвы брали приступом МХАТ имени Чехова в Камергерском переулке. Таких аншлагов театр не знал со времен отцов-основателей. Днем ломились журналисты: не пропустить репетицию...
     Все смешалось в постмодернистском мире. Главой оперного спектакля стал режиссер, не способный прочесть ни одной ноты в партитуре! Но у Юрия Петровича политика всегда подминала искусство, загоняло его в прокрустово ложе модных тенденций и беспредельной свободы самоутверждения.
     Новая "Пиковая дама" (благодаря голому черепу правомерно лишить ее масти "пик" и именовать "Лысой дамой") замедленно "похудела". Начало оперы с гулянием в Летнем саду и у Канавки знаменитым квинтетом, а также сцена у Канавки просто выброшены. "Пастораль" из третьего действия усечена на две трети. Финальные сцены также подверглись "секвестрированию". Зияющие партитурные "дыры" прикрыты речитативами Томского, которые сопровождает клавесин. Музыку для клавесина написал А. Шнитке, якобы сохранив все лейтмотивы оперы. Честно говоря, в московской премьере клавесинную фактуру очень трудно было расслышать. И вообще, с восприятием музыки было сложно: видимо, из-за недостатка репетиций оркестранты иногда фальшивили, расходились с солистами. Солисты, в т. ч. исполнители ведущих партий А. Стеблянко и Л. Шевченко, тоже были не на высоте, особенно последняя: в роли Лизы она казалась старше своей бабушки Графини...
     Не будучи музыкантом, Юрий Петрович с музыкой Чайковского не только не церемонился, он вообще не делал на нее ставку. Он потрясал другим: постановочными эффектами, которые благодаря усовершенствованной до фантастики машинерии европейских театров, их высокой технической оснащенности легко достижимы и оглушают, как исполнители "хэви металл". Динамичность всего действия, быстрая и неожиданная смена сцен, трансформация театрального пространства, игра света — все это завораживает, как в цирке. А в музыкальном театре хочется музыки... Музыка во всем объеме, безусловно, помеха постановочной концепции, в основе которой оказался Герман с его любовью... к метафизике! Это, конечно, сокрушительная новость и совершенно невероятная для "Пиковой дамы" метаморфоза. У Пушкина Герман любит деньги и бедную девушку Лизу. У Чайковского герой страдает от любви к Лизе — прежде всего. У Любимова Лиза — лишь частность на пути к метафизике...
     Чтобы сохранить интерес к повествованию, друг Германа Томский нараспев рассказывает нам содержание недостающих сцен. Однако клавесинные "включения", диссонирующие с первозданной музыкальной материей, вытаскивают спектакль из первоначально задуманного жанра и сообщают ему опереточную поверхностность. Что остается в осадке? Спецэффекты. Виртуальная реальность, которая перекраивает авторские замыслы по своим схемам.
     Оправданий на этот счет у Любимова и его поклонников сколько угодно: и якобы перенасыщенность музыки трагизмом, и заказной характер некоторых сцен (прежде всего "Пасторали"), и падение интереса к этой опере, и динамизм современной жизни с ее клиповым видеомышлением, скоростями информационных процессов и т. д. и т. п. Ответ может быть только один: напишите свою "Пиковую даму", господа! Слабо?
     Какие бестрепетные руки нужно иметь, чтобы так кромсать то, что было написано на одном дыхании, в глубоком затворничестве, в состоянии величайшего душевного напряжения, когда творец способен подняться на такую недосягаемую в обычной жизни высоту, где можно быть наедине с Богом. Чайковский написал оперу в немыслимо короткий срок: за 43 дня. Для этого укрылся от всех друзей и знакомых во Флоренции и день за днем — с короткими пометками в дневнике о ходе работы — писал. Сам себе удивлялся. Радовался. Огорчался. Однажды ночью чуть не сошел с ума от привидений. Поставив точку, занемог на целую неделю.
     Как надо не любить Чайковского, чтобы так изуродовать его! Выбросить из партитуры главный драматургический узел: любовь Германа к Лизе. Это Чайковский исповедовался о себе. Это тема его жизни и творчества: невозможность, недостижимость человеческой любви. Это его покаяние, за которое он заплатил вынужденным самоубийством.
     Успех "Пиковой дамы" при жизни Чайковского был необычайным: в Петербурге, Москве, Киеве и Праге она была поставлена в первый же год своего создания. Она не сходит с оперных сцен. Отдельные арии стали концертными шлягерами. Говорить о падении интереса к ней?
     Наша отечественная "демократическая" элита вынуждены Чайковского презирать: слишком национален. А мир его любит. Но мир ширпотреба, упрощенного жизневосприятия и "клиповой" культуры не выносит контекста, подтекста и прочих сложностей. Он любит сенсации, не задумываясь над их ценой и происхождением. Ю. Любимов нашел способ сделать из Чайковского сенсацию. И, кажется, долгоиграющую? Хотя скепсиса у нашей критики было больше, чем восторгов. А по ходу спектакля некоторые зрители покидали зал, протестуя против неоправданно разрекламированной акции.
     Долговечна ли слава, замешанная на нелюбви и спекуляциях?
     Юрий Петрович выжал из обстоятельств своей жизни максимум возможного: деньги, славу, благополучие. Не зря вез в Москву "Лысую даму": отыграться за прошлое, получить из рук Ельцина Государственную премию и дать старт празднованию своего юбилея.
     80 лет — библейский возраст. Время собирать камни. Самый увесистый — не камень, а булыжник — приготовила Майя Плисецкая. Вот что она пишет о Любимове в своей книге:
     "...А еще туда же и "гонимый режиссер" Юрий Любимов, дружбу с коммунистическими главарями водивший, сам в партии состоявший, в клубе НКВД усердно служивший, почетные коммунячьи звания получавший, в любимом Сталиным фильме "Кубанские казаки" в главной роли фиглярничавший... Но теперь ретиво выдает подзатыльники направо-налево. Он-де, дескать, один сознательный борец за правду-матушку был..."
     Смешные у них разборки, у "демократов"... Но ведь сами же выбирают путь: от великого до смешного.

Ольга ГЕНКИНА
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Газета "Коммерсантъ", №89 (1271), 14.06.1997

"Пиковая дама" в постановке Ю. Любимова

Тайная недоброжелательность разрешилась явной приязнью

http://kommersant.ru/doc/179321

Юрий Любимов показал в Москве "Пиковую даму" (1997 г.)

       Всего два раза на сцене МХАТа имени Чехова была сыграна опера "Пиковая дама" в постановке Юрия Любимова и музыкальной редакции Альфреда Шнитке. Спектакль, завершивший двадцатилетнюю историю любимовской версии оперы Чайковского, стал совместной продукцией Московского театра "Новая опера" и Боннской оперы. Проект осуществлен при поддержке Немецкого культурного центра имени Гете, правительства Москвы и Министерства культуры России и приурочен к двум юбилеям — Москвы и режиссера.
       
       Такой или не такой, как она была показана в Москве, должна была бы быть "Пиковая дама", заказанная Любимову и Шнитке для Парижской оперы в 1977 году, судить сегодня невозможно. О спектакле Боннской оперы, поставленном в позапрошлом сезоне, напротив, нетрудно составить более точное представление. Но показанное на сцене МХАТа с полным правом можно считать самостоятельным оперным представлением. Из Бонна приехали декорации, костюмы, три солиста и специалисты по техническому оснащению, остальных солистов, хор и оркестр предоставил театр Евгения Колобова.
       Это не совсем гастроли и не совсем римейк. Если учесть, что спектакль Боннской оперы, в свою очередь, во многом повторил любимовскую постановку "Пиковой дамы" конца 80-х годов в немецком же городе Карлсруэ, то предыстория нынешнего спектакля будет выглядеть еще более запутанной. Во избежание этого расценим произошедшее на сцене МХАТа как победу исторической справедливости: двадцать лет спустя некогда обвиненные в "надругательстве" над национальными гениями — Чайковским и Пушкиным — Любимов и Шнитке "прописали" свою версию на русской сцене; а инквизиторская статья в "Правде" Альгиса Жюрайтиса заняла почетное (по силе общественного резонанса) второе место после "Сумбура вместо музыки" в отечественной оперной критике. Еще раз вспомнив все эти обстоятельства и еще раз порадовавшись торжеству справедливости, позволим себе наконец-то отвлечься от сюжетики заказа и выслушать аргументы режиссера, проверить, не истек ли срок годности театральной идеи. Эти аргументы восходят к еще более далекой театральной истории — к мейерхольдовской постановке "Пиковой дамы" 30-х годов. Именно Мейерхольд первым изничтожил либретто Модеста Чайковского, "пушкинизировав" оперу его брата. Любимов идет дальше: используя Шнитке не как прославленного автора симфоний, а как тертого подельника по Таганке, он убрал почти все хоровые сцены, урезал и переселил в другую часть спектакля пастораль, упразднил арию Елецкого из третьей картины, дуэт Лизы и Германна из шестой. Зато ввел фрагменты "натурального" пушкинского текста, которые под клавесинную подложку читает Томский, превращающийся, таким образом, еще и в персонаж "от автора". Германн в финале не погибает, а остается сидеть на железной кровати Обуховской больницы, тупо повторяя три заветных карты... Иными словами, платье haute couture разрезали по швам (а когда и мимо), часть выкинули, а оставшиеся куски скрепили проволочками. (Согласно первоначальному плану Гете-института, одновременно с любимовской в Москву должны были привезти "Пиковую даму" Анатолия Васильева, поставленную в Веймаре. Жаль, что не вышло. Васильев считает, что слова либретто и вправду скверные, но драматически действие выстроено правильно. Интересный бы получился очный спор Любимова и Васильева).
       Таким образом либретто новой версии превращается в сценическую композицию, в коллаж Пушкина и Модеста Чайковского. Столкновение вполне любимовское, можно сказать, таганковское. Демонстрирующее извечный драматизм во взаимоотношениях "священных чудовищ" национальной классики и реформаторов-авангардистов, трезво ниспровергающих эти святыни. Почерк Любимова, в последних драматических спектаклях Таганки раздраженный и торопливый, здесь вновь обрел знакомую по лучшим творениям режиссера четкость и внятность.
       Чайковский отнес сюжет в конец ХVIII века, екатерининская роскошь оказалась тогда к лицу оперной сцене. Мейерхольд вернул действие в пушкинские времена. Любимов и художник Давид Боровский вообще не уточняют примет конкретного времени. Впрочем, как и места. Мрачных петербургских углов, петербургской сырости и тайны в спектакле нет, а в геометрическом фасаде золотой плоскости задней стены зашифрована, скорее всего, Флоренция, где писалась "Пиковая дама". Вообще, Боровский превратил карточную арифметику в строгую сценическую геометрию: три уровня плоскостей, три зеленых игровых стола с зеркальными "подкладками", три светильника над ними, канделябры с тремя свечами... Холодное пересечение диагоналей, расчетливые удары сценографических эффектов. Так и должно быть в мире, где нет места лирике, а есть ущемленное самолюбие, обиды и хмурые страсти.
       Германн и Лиза у Любимова — пара угрюмых уголовников (вроде тех, что действуют в "Отчаяньи" у Набокова), повязанных общим прошлым. Им и остается лишь вспоминать, как они были молоды двадцать лет назад, когда хотелось любить и резаться в карты, когда Жюрайтис писал статьи. Исполнители двух главных партий ведут себя очень дисциплинированно. Они смотрят на дирижера, они дозируют голос, но наводят лишь на горькие мысли об уровне Боннской оперы. Правда, если Лариса Шевченко (Лиза) просто не блещет вокальными достоинствами, то Алексей Стеблянко (Германн) скорее выглядит жертвой режиссерского запрета на изъявления лирики.
       Нам довелось увидеть второе московское представление оперы, где в партии Томского был занят немецкий певец Павел Хунка. Он и кажется основной удачей спектакля. Милый светский господин (очень прилично спевший свои кусочки) в сюртуке и очках не имел уже ничего общего ни с Пушкиным, ни с Достоевским, ни с Чайковским. Будучи главным ножом в деле резки Чайковского, он был далек от малейшего азарта. И обликом, и специфическим акцентом, с которым он излагал под клавесин пушкинские фрагменты, он воплощал немецкого профессора-слависта, из тех, кто с равной академической отстраненностью рассуждает о Пушкине и о Бренере. Вообще, немец здесь не столько Германн, сколько Томский-рассказчик. (В немецкой версии, где на фоне русского текста пушкинские отрывки читались по-немецки, подобное кви-про-кво было еще яснее). Это тоже привет от Мейерхольда, у которого Германн с первых минут был охвачен страстью к игре, а все расчетливое в нем, немецкое, было режиссером убрано.
       Вся опера идет от имени Гете-института. Лиза, кстати, не тонет в канавке — немец вовремя подоспевает, чтобы подать ей руку и увести от гибели. Это — ключевой момент спектакля, в котором показывается, как просто можно исправить российскую историю. Где нет азарта, не место и азартным статьям "в защиту". Верх берет улыбчивая мысль о германо-российском культурном сотрудничестве. Наверное, таким и должен быть правильный подарок к 80-летию режиссера.
       Мы уже не раз писали, что театр "Новая опера" с его великолепным хором и вполне приличным оркестром мог бы быть отличной площадкой для приглашения гастролеров. Придется подождать другого раза. Достоинства труппы проявились разве что в хорошем исполнении партий второго плана (в число которых попал и князь Елецкий, оставшийся без коронной арии). Мощный оркестр Чайковского оказался программно усушен до камерного звучания. Реально это выражалось в том, что на пиано струнные упрятаны под сукно, зато неизбежно вылезают деревянные духовые, обнаруживая свое горестное происхождение от фабрики "Большевик". На форте оркестр звучит просто как невыстроенный по балансу инструмент в плохой акустике.
       Следовало бы добавить, что Евгений Самойлов (который дивно сделал в "Новой опере" вердиевских "Фоскари") как будто не управляет певцами, а находится в неловкой зависимости от их боннского мнения: темпы и агогика в ариях буксуют и топчутся на месте, мелодия не живет, интонация не волнует. С Колобовым бы такие номера не прошли — но Колобов от проекта устранился. Что можно было предсказать: его не могла обрадовать перспектива сотрудничества с режиссером и художником, у которых существуют собственные мысли. Делать из "Пиковой дамы" репертуарный спектакль "Новой оперы" (как это предполагается) нет никакого резона. Без гастролеров пропадет главный акцент спектакля. В простое окажется хор — лучшее, что есть в театре. А сам Колобов, тоже недавно слегка переписавший "Евгения Онегина", окажется в роли эпигона.

       ПЕТР Ъ-ПОСПЕЛОВ, РОМАН Ъ-ДОЛЖАНСКИЙ
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Делать из [любимовской] "Пиковой дамы" репертуарный спектакль "Новой оперы" (как это предполагается) нет никакого резона. Без гастролеров пропадет главный акцент спектакля. В простое окажется хор — лучшее, что есть в театре. А сам Колобов, тоже недавно слегка переписавший "Евгения Онегина", окажется в роли эпигона.

Ну что ж, сам Колобов тоже преуспел на ниве уродования классики; насколько я понимаю, единственным его достижением была постройка здания театра "Новая опера", а вся остальная его деятельность была антимузыкальным вредительством. Его версии классических спектаклей кастрированные, его урезанного "Евгения Онегина" слушать никому не рекомендую.
Вообще всё это безобразие - и колобовская, и любимовская отсебятина.
Да и в деятельности Большого театра последних лет отчётливо проявилась тенденция если не вытравить русскую оперу из репертуара, то изуродовать её постановочно так, чтобы композитор в гробу переворачивался ! Симптоматично также было приглашение зарубежных режиссёров и зарубежных трупп с русской музыкой - естественно, они тоже старались её уродовать, как могли ("Китеж", "Леди Макбет Мц.уезда" и др.)
В этом плане приглашение Иксановым Любимова меня ничуть не удивляет: это продолжение всё той же линии Большого театра последних лет на уродование русской классики.

И вообще, кто мне расскажет, что такого великого сделал Любимов за свою жизнь ? Те старинные спектакли на Таганке ? Но то, что мы видели в записи (кое-что чудом было записано даже целиком) полностью дискредитирует режиссёра, доказывая документально, что он по сути дела всегда плёлся в хвосте западных театрально-постановочных тенденций - это было очевидно уже при Совке ! Я никогда не мог понять, чем в его работах восхищаются его поклонники ? Всё это настолько старо и неоригинально, что аж с души воротит.
И вот его приглашают уродовать "Князя Игоря" !
И впрямь, пожалеешь горько, что он разругался со своей труппой и покинул "Театр на Таганке": в прежнем режиме его эксперименты продолжались в небольшом театре, о котором в широкой публике все давно забыли и в который давно уже никто валом отнюдь не валит; т.е. он ковырялся так в своих бирюльках, театр его потерял актуальность, вернее, выяснилась его второсортность и режиссёрский прозападный хвостизм, и в наше время на него никто не обращает внимания.
А теперь его извлекают на свет божий и вытаскивают на большую оперную сцену - уродовать классику уже на большой сцене главного оперного театра страны ! Воистину, лучше бы он и дальше сидел в своих катакомбах !
Кошмар какой-то.
Когда же остановят это безобразие ?
КОГДА СНИМУТ ИКСАНОВА ? СКОЛЬКО МОЖНО ЭТО ТЕРПЕТЬ ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
И вообще, кто мне расскажет, что такого великого сделал Любимов за свою жизнь ? .
....
Когда же остановят это безобразие ?
КОГДА СНИМУТ ИКСАНОВА ? СКОЛЬКО МОЖНО ЭТО ТЕРПЕТЬ ?
Любимов, без сомненья. просто дутый диссидентский пузырь. Тогда это был единственный эффективный способ прослыть гением, не являясь таковым. Но действительно непонятно, почему этот миф жив до сих пор.
Остается только надеяться, что или шах умрет, или ишак сдохнет.
А пока вдыхаем глубже и готовимся смотреть Руслана и Людмилу.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Юрий Любимов перекроит «Князя Игоря»  «Известия» выяснили подробности первой постановки Любимова в Большом театре

http://www.izvestia.ru/news/506659

Большой театр готовится к очередному всплеску эмоций со стороны консервативной публики. Освоившись с модернизмом в режиссуре и сценографии, главный театр страны сдаст авангардистам святую святых — нотный текст русского классика. Композиторы Павел Карманов и Владимир Мартынов создадут абсолютно новую музыкальную редакцию «Князя Игоря».

В начале октября гендиректор Большого Анатолий Иксанов сообщил «Известиям», что премьера намечена на декабрь 2012 года. «Я давно мечтал вернуть на сцену Большого театра оперу «Князя Игоря». Лучшего режиссера, чем Юрий Любимов, для этого трудно себе представить», — добавил Иксанов.

Юрий Петрович видел в роли своего музыкального редактора Владимира Мартынова. 3 ноября на Волковском фестивале в Ярославле Любимов сообщил «Известиям»: «Если где-то в опере будут купюры и перестановки, мне напишет музыку мой постоянный соавтор композитор Владимир Мартынов. Синайский сводить оркестровку не будет, он отказался»
<...>
Как сказал Мартынов, «Юрий Петрович режет не только оперы, он вообще все режет. И Шекспира, и «Кольцо Нибелунгов». Так что наша задача будет отчасти в том, чтобы защищать Бородина».
<....>
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Погиб театр!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Большой театр готовится к очередному всплеску эмоций со стороны консервативной публики

Я никак не могу понять, где они нашли "консервативную публику" ? На мой взгляд, они оторвались от реальности: этой публики уже не существует, они её выбили и растоптали вместе с русским оперным театром.

Коллеги !
ГОЛОСУЙТЕ НА ВЫБОРАХ ПРОТИВ "ЕДИНОЙ РОССИИ" ! За кого угодно, только не за эту партию !
Долой Любимова, долой Иксанова, долой Медведева, долой "Единую Россию", которая всё это поддерживает !
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Телебилет в Большой
18.11.2011

Премьера
Сюжет «номер один» посвящен первой премьере на обновленной исторической сцене Большого — ею стала опера М. Глинки «Руслан и Людмила» в постановке Владимира Юровского (музыкальный руководитель) и Дмитрия Чернякова (режиссер-постановщик). Спектакль вызвал огромный резонанс и обещает стать хитом нынешнего театрального сезона.

Понравилось хиты делать.

8u8

  • Гость
ГОЛОСУЙТЕ НА ВЫБОРАХ ПРОТИВ "ЕДИНОЙ РОССИИ" ! За кого угодно, только не за эту партию !

"Если Евтушенко против колхозов, то я – за." (Иосиф Бродский, 1989)

Helene

  • Гость
Predlogoff, дорогой, да не принимайте Вы всё так близко к сердцу! Только что отвоевали на "о, поле-поле" "Руслана и Людмилы", а теперь опять с половцами... И уже зовёте Русь к топору! Ещё заарестуют Вас - на кого форум покинете? [тьфу-тьфу!]
 Да Любимову же 94 года, может, и не поставит он ещё никакого "Князя Игоря" (нет, пусть живёт хоть до 150, но самому-то не лень ещё что-то ставить?). Берегите своё здоровье, а то при такой эмоциональности, не дай бог, давление поднимется.
  А. Розенбаум поёт: "...вот жил один еврей, так он сказал, что всё проходит...". )))  Пройдёт мода и на эти постановки, и забудутся они как кошмарный сон. А искусство вечно.  :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Predlogoff, дорогой, да не принимайте Вы всё так близко к сердцу! Только что отвоевали на "о, поле-поле" "Руслана и Людмилы", а теперь опять с половцами... И уже зовёте Русь к топору!

Я зову Русь на выборы !!
Все на выборы !!
Если власть не может убрать мракобесие из Большого театра, мы должны на выборах убрать эту власть !
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 393
    • Андрей Ковалев
Как сказал Мартынов, «Юрий Петрович режет не только оперы, он вообще все режет. И Шекспира, и «Кольцо Нибелунгов». Так что наша задача будет отчасти в том, чтобы защищать Бородина».
<....>
Не поленился прочитал статью целиком. Как-то это все странно или страшно. не знаю. Я  не могу понять позицию В.Мартынова. Что касается его взгляда на богослужебное пение Древней Руси и то, что с ним произошло после середины XVII века, здесь все понятно, сам нередко ссылаюсь на Мартынова за что получаю упреки некоторых коллег-медиевистов. Но причем здесь русская опера? Это же чисто светское искусство с совершенно иными задачами и эстетической функцией. Тем более, если как композитор В.Мартынов не любит Бородина, зачем связываться с этим проектом? Чей-нибудь заказ?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Чей-нибудь заказ?

А вы посмотрите, что делают с русскими операми в последние годы !
Уродуют постановками "Китеж", "Онегина", "Руслана", "Пиковую даму", "Псковитянку", "Золотого петушка", "Князя Игоря", собираются изуродовать "Чародейку" и "Князя Игоря" ещё раз - вы же видите, какая тенденция ? Неужели есть какие-то сомнения ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639


А вы посмотрите, что делают с русскими операми в последние годы !

А что делают с русскими городами? Что сделали с Москвой, с Петербургом, Томском, Казанью?
Такое впечатление-орудует одна банда!

8u8

  • Гость
Я зову Русь на выборы !!
Все на выборы !!

1) "Привидение с мотором. Дикое, но симпатишное."
2) "У меня жужжит в обоих ухах."

Оффлайн kat9

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 2
            Улыбайтесь,Господа!
Улыбайтесь!
Все пройдет,и только красота остнется.

Оффлайн meusdorf

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 286
Я зову Русь на выборы !!
Все на выборы !!

1) "Привидение с мотором. Дикое, но симпатишное."
2) "У меня жужжит в обоих ухах."
О,да! И не у вас одного. :o

Оффлайн sedoy

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 162
Всех долой- не получится... ЕР, безусловно, победит на выборах с подавляющим преимуществом. А реально можно сделать следующее... Через полгода на трон сядет подлинный ЦАРЬ. Сядет пожизненно!!! Нет у меня на этот счет никаких сомнений. Написать петицию на высочайшее имя, собрать подписи. Мол, батюшка наш - защити своей волей русскую культуру!!! Кроме шуток, из этого может выйти толк. Глядишь и руководство Большого поменяют. А других вариантов нет. Демократическим путем в России добиться ничего нельзя.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А реально можно сделать следующее... Через полгода на трон сядет подлинный ЦАРЬ. Сядет пожизненно!!! Нет у меня на этот счет никаких сомнений. Написать петицию на высочайшее имя, собрать подписи. Мол, батюшка наш - защити своей волей русскую культуру!!! Кроме шуток, из этого может выйти толк. Глядишь и руководство Большого поменяют. А других вариантов нет. Демократическим путем в России добиться ничего нельзя.

Может, оно и прошло бы с другим царём, но не с этим: он никого не отдаёт: уже скольких чиновников просят уволить, причём, не кто-нибудь, а сотни, тысячи людей поважнее нас с вами об этом просят - и что ? Провалы по всем направлениям, куда ни ткни, а все кадры сидят на месте и никого менять не собираются ! А вы хотите, чтобы он кого-то заменил ! Судя по всему, этого не будет, и вся эта система рухнет целиком, но никто никого не сдаст, потому что всё их спасение в том, чтобы держаться друг за друга против всех нас и против наших мнений и интересов, на которые они плевали с высокой колокольни.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн sedoy

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 162
Это, увы, верно... Питерских сдают крайне редко. Уж министра спорта непременно надо было уволить, а может поступить и по строже... Кудрин и Миронов исключение - не вписались в поворот. Но ничего - пожурят их немного и снова пристроят.

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Нужно на уровне подзаконного акта установить абсолютную власть дирижера, чтоб он мог запрещать все режиссерские выкрутасы. А у всех режиссеров, жаждущих поработать с оперой, в обязательном порядке принимать экзамен - скажем, по некоторым разделам вокальной методики.
 
Пока они не зарубят себе на носу написанное в учебниках по вокалу: опера - не драма; в опере натуралистичность противопоказана; действие в опере подчинено музыкальному замыслу и т.п. 
 

Оффлайн sedoy

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 162
Верно, но практически не осуществимо. Приходится довольствоваться той духовной пищей, которой нас сегодня кормят.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Приходится довольствоваться той духовной пищей, которой нас сегодня кормят

Вы прям какой-то Лука-утешитель из легендарной пьесы "На дне" ! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
Случайно наткнулся на статью известного журналиста Валерия Кичина о предстоящей постановке:
Цитировать
Любимов добавит темперамента "Князю Игорю
Автор:  Валерий Кичин  Опубликовано:  23.12.2011

Меня крайне заинтересовало уже месячной давности сообщение о том, что Юрий Любимов взялся поставить в Большом театре «Князя Игоря». Известию можно было бы радоваться: в Большой, наконец, пришел Режиссер. Но вот вопрос: зачем он за это взялся?

Судите сами. Партитуру Любимов называет "сырой": "Оперы нет, ее надо сделать. Химик писал для себя! Бородин, я имею в виду".

Мне нравится эта великолепная снисходительность гениев: «Химик писал для себя!». С Пушкиным на дружеской ноге. И даже чуть повыше.

И вот поэтому Юрий Любимов задался целью создать свою, совершенно новую редакцию оперы химика Бородина. Начать он планирует с Половецких плясок, куда собирается добавить темперамента, - сообщают СМИ.

Более того: «Композиторы Павел Карманов и Владимир Мартынов создадут абсолютно новую музыкальную редакцию «Князя Игоря». При этом Мартынов тоже крайне низкого мнения о русских операх ХIХ века вообще: «То, что делали русские композиторы в XIX веке, при всем уважении, — это вампука. Именно опера XIX века закрывает людям вход в ту Россию, которая представляется мне настоящей».

Для этого Юрию Любимову понадобится переписать и даже дописать Бородина: «Мне предстоит большая сложная работа, так как опера Бородина рыхлая, музыка — средняя… Лучшее, что там есть — это половецкие пляски». Любимову не хватает, в частности, батальных сцен, которые будут «наращивать» из неоперной музыки Бородина. Увертюра, написанная Александром Глазуновым, представляется Любимову слишком длинной и будет сокращена. Также предполагаются отдельные вставки музыки самого Карманова. Все бытовизмы и «случайные черты» будут максимально затерты. Перед зрителем должна предстать музыкальная «икона с клеймами», по выражению Юрия Петровича.

Вот такие нам предстоят сильные впечатления в многострадальном Большом театре.

Я, разумеется, ценю вклад Любимова в наше театральное искусство. Но повторяю вопрос: зачем режиссер берется за оперу, если настолько низко ставит ее музыку, что ее нужно обогащать творчеством Карманова?

Тут же вспоминается скандальная история с постановкой Юрием Любимовым «Пиковой дамы», когда Чайковского должен был дополнить и поправить Альфред Шнитке. Тогда с резкой статьей в «Правде» выступил Жюрайтис, и вся прогрессивно настроенная общественность приняла статью как донос. Тем более, что Жюрайтис, по всем канонам тогдашней доносной критики, называл опального Шнитке «композиторишкой», а опального Любимова топтал как мог. Меня тоже, помнится, статья возмутила, и я с нетерпением принялся ждать воплощения обновленной «Пиковой дамы». Через какое-то время ее все-таки показали – в памяти не осталось ничего. Была музыкальная и режиссерская невнятица – словно предмет развинтили на части, а потом собрали как придется. И по сути Жюрайтис, увы, оказался прав: нелюбовь рождает только нелюбовь. На что-то подобное, судя по исходным установкам авторов идеи, обречен и проект переделки «Князя Игоря» на главной национальной сцене страны.

Проект этот стал продолжением уже четко обозначившейся тенденции. Она проявилась с особенной скандальностью в недавних постановках «Евгения Онегина» и «Руслана и Людмилы». О них – в следующей статье. А пока – вот эта информация к размышлению.
Источник - здесь