Автор Тема: «Князь Игорь» Бородина в Большом театре (постановка Ю.Любимова)  (Прочитано 55430 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Zver

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 136
Заразы! (Господи, прости меня Грешного!)
Я помню любимовского абортианца "Пиковую даму" в редакции Шнитке. Продолжает старый пердун кормить оперную публику своими отбросами. "Князь Игорь" без дуэта Кончаковны и Владимира, без арии Кончака - хуже халтуры я себе представить не мог.

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Я считаю, что режиссёр должен быть честен перед публикой. Это касается и афиши.
Вот смотрите, какой хороший пример:

-------------------------------------

12 июля
пятница
 
"Онегин"

Балет Джона Крэнко в трех действиях на музыку оперы П.И.Чайковского

Премьера Историческая сцена,
19:00

-------------------------------------

Простите за оффтоп, а где это вы взяли? Там так и написано что на музыку оперы?
Я не знаток балета, но вчера смотрела " Билет в Большой", и там подробно рассказали, как когда-то в Ковент Гарден запретили использовать музыку оперы для создания балета, и его создатель сделал на музыке из других произведений Чайковского.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
вчера смотрела " Билет в Большой", и там подробно рассказали, как когда-то в Ковент Гарден запретили использовать музыку оперы для создания балета, и его создатель сделал на музыке из других произведений Чайковского

Ой, да, а я не привёл ссылку, и теперь не могу найти - где-то на рекламных сайтах это было, могли ошибиться. Но я поправил. Действительно, этот балет скомпилирован из фрагментов других произведений Чайковского. Я его не смотрел и не собираюсь.
Хотя было бы любопытно, как можно было бы сделать балет на музыку этой оперы. Вернее, как её можно было бы аранжировать для инструментов без вокала.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Хотя было бы любопытно, как можно было бы сделать балет на музыку этой оперы. Вернее, как её можно было бы аранжировать для инструментов без вокала.
Уверен, Карманов бы не затруднился ;D

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Хотя было бы любопытно, как можно было бы сделать балет на музыку этой оперы. Вернее, как её можно было бы аранжировать для инструментов без вокала.
Уверен, Карманов бы не затруднился ;D

Я в этом даже не сомневаюсь: быть может, у современных композиторов нет музыкальных мыслей и они не в состоянии сочинить приличную мелодию, но технологически они вооружены очень хорошо. Люблю повторять знаменитое высказывание, что искусству во все времена угрожали два чудовища: художник, который не является мастером, и мастер, который не является художником. Вот т.н. "современные композиторы" в большинстве своём относятся ко 2-й категории.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Напоминаю, что сегодня:

YOUTUBE: "Князь Игорь"/Любимов/14-00: Июнь 16, 2013
ТВ "Культура": "Князь Игорь"/ГАБТ/22-00: Июнь 16, 2013
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Смотрю, теперь по трансляции. "Доктор, я мазохист?" ;D

Ой-ой, чего я не заметил на спектакле! В первом половецком действии Овлур заканчивается на "беги из плена ты потайно", после чего Игорь, не глядя на Овлура вопрошает "...подумай, что ты говоришь!" (Игорь в исполнении Нестеренко за такие слова взял Овлура за грудки и швырнул оземь). И тут появляется Кончак (прямо с середины фразы - "...пусть они песнями и плясками...") Забавность в том, что Овлур не поет "Христа, напомню, целовал ты, князь!" - т.е. остается неясным мотив почему половец помогает предводителю врагов бежать из плена. Просто "добрый человек"? Член общества борьбы за права угнетенных князей? Видимо, крещеный половец в концепцию Любимова тоже не вписался (тогда почему половцы пляшут на фоне креста?), и пришлось родить еще одну драматургическую и психологическую нелепицу.

Избалованный метовскими трансляциями в антракте (а он, напомню, единственный) ждал экскурсию за кулисы, интервью с солистами и создателями. А там - 5 минут французской речи и 30 минут балета. Жаль. Может, на канале "Культура" что-то более связанное с постановкой в антракт впишут.
« Последнее редактирование: Июнь 16, 2013, 16:02:55 от buffone »

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Бурно принимают, народу нравится.
Я ждала, что гордый самурай под японским флагом себе харакири сделает, не дождалась.
« Последнее редактирование: Июнь 16, 2013, 16:49:22 от Cuniza »

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Хотела написать, что мне в постановке не понравилось, но поняла, что проще написать, что понравилось. Понравились Азизов и Пляски. Ну может еще половецкая девушка. Но Пляски слишком масштабны для такой короткой оперы. Надо бы подсократить, чтобы они стали соразмерны. Да и костюмчики попроще, чтобы не выбивались.
« Последнее редактирование: Июнь 16, 2013, 23:08:40 от Cuniza »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Бурно принимают, народу нравится

"Бурный приём" всегда можно организовать специально для трансляции.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Пляски слишком масштабны для такой короткой оперы. Надо бы подсократить, чтобы они стали соразмерны

Видите ли, для этого нужно обладать чувством формы и чувством меры, а это такие качества, которые не всякому режиссёру или композитору дарованы, как и не всякому человеку в принципе. Вообще, вИдение формы музыкального или театрального целого - это очень тонкое ощущение, которое сродни ощущению даровитого художника, скульптора или архитектора и которое, во-первых, должно быть дано от природы, а во-вторых, должно быть обнаружено и вытренировано, дабы применяться в профессии, в т.ч. и в области искусства. А если его нет, то его нет. Отсутствием этого свойства страдают, в частности, многие исполнители, а особенно ярко его отсутствие проявляется при подаче больших форм.
Вот вы интуитивно уловили, что здесь в плане формы и соразмерности её разделов не всё в порядке, хотя вас, наверное, никто специально на этот предмет не тренировал, а вот у авторов этой музыкальной компиляции и этой постановки оно напрочь отсутствует. Как и чувство меры, впрочем.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Svyatoslav

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 199
Может быть показалось, но оркестр звучить гораздо беднее.
В частности в арии князя Игоря "Ты одна голубка, лада" аккомпанемент звучал как-то очень бедновато....
И эти люди смеют швырять камнями в Николая Андреевича и Александра Константиновича?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
И эти люди смеют швырять камнями в Николая Андреевича и Александра Константиновича?

Из психологического подтекста их разглагольствований можно вывести, что нынешние аранжировщики-компиляторы воображали себя фигурами равновеликими :))
Одно только "но" им мешает: Бородина они самолично не знали, и он им на рояле не играл и о своих планах по поводу оперы не рассказывал. Так что если и говорить о чьём-то произволе и отфонарных решениях, то только об их собственных.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Любимов же перед началом Бэлзе сказал что-то типа "он - химик, а я драматург..."  Определил иерархию отношений.


Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 393
    • Андрей Ковалев
Любимов же перед началом Бэлзе сказал что-то типа "он - химик, а я драматург..."  Определил иерархию отношений.
Ну может возраст... Или гению, мэтру. как его величают, все дозволено?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Александр Курмачёв
Эпопея превратилась в комикс

Да, правильно.
Кстати, и внешне тоже напоминает.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Томский

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 288
У меня впечатление , что просто Любимов не любит оперу , и ему никогда не понять , как человек может слушать это , на его , любимовский , взгляд "вытье" 2 с половиной - 3 часа и уходить из зала с чувством сожаления , что все так быстро закончилось . Ну режет ему оперная музыка ухо . Поэтому он и пытается сократить спектакль до 1,5 часов , думая , что это желание и всех остальных . Для него выкинуть лишний час музыки - ничто , потому что сам он ее не знает , или не помнит . А отговорки насчет того , что что из себя представляет " Князь Игорь" все равно никто не знает - пустобрехство . Те , кто  компановал и заканчивал оперу после смерти Бородина как раз , в отличие от нынешних "компиляторов" , это знали неплохо , общаясь с автором , обсуждая многое , слушая в его исполнении уже написанные фрагменты оперы . Любимов - драмрежиссер с повадками драмрежиссера , для которого выкинуть в угоду своей концепции , своего видения несколько глав из инсценируемого романа - безделка . Я здесь главный ! От меня здесь все зависить ! И все это знают . И зачем изначально было такого режиссера приглашать на оперную постановку ?

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
"Российская газета" - Федеральный выпуск №6104 (128)
Князь Игорь и "умники"
Текст: Андрей Максимов
17.06.2013, 00:06
     
Должен сказать сразу с большевистской причем прямотой: музыкального образования у меня нет, слуха особого - тоже, голос, правда, имеется кой-какой, но для пения неприспособленный. А говорить нонче я собираюсь про оперу. Так что, дорогие читатели "Российской газеты", можете эту колонку не читать, а если что, как говорится, я вас предупредил.
Короче говоря, так получается, что я лично отношусь к подавляющему большинству оперных зрителей, у которых нет музыкального образования, не всегда есть слух, да и голос не оперный.
Это я все к чему? Это я к тому, что первыми на новые спектакли - будь то драма, опера или балет - откликаются "умники", то есть те люди, у которых есть все то вышеперечисленное, чего у нас нет.
Юрий Любимов поставил "Князя Игоря" Бородина в Большом театре. Мало того, что он сократил и переделал либретто, так еще композитор Павел Карманов, консультируясь с композитором Владимиром Мартыновым, произвел музыкальную редакцию великой оперы.
Все это на премьерных и предпремьерных показах посмотрели "умники" и начали умничать. Всякое образование лучше, чем его отсутствие, но по первым публикациям можно решить, что музыкальные критики не смотрели оперу, а изо всех сил оценивали ее. Ощущение такое, что главная задача "умников" показать, сколь хорошо они знают оперу Бородина, историю ее постановок и прочие, может, и важные вещи, но, на мой взгляд, восприятию мешающие.
По моему скромному мнению, любой человек должен приходить на спектакль с открытым сердцем и глазами. Вот я - зритель, вот - действо. Или недейство. Захватывает. Или не захватывает. Увлекает. Или оставляет равнодушным. А то, читая первые отклики, можно подумать, что вся страна прямо-таки всерьез озабочена проблемой: правильно ли, что Карманов и Любимов заменили арию Кончака на песню Кончака? При всем моем уважении, в частности, к Кончаку и, в общем, к русскому народу, подозреваю, что не все наши люди знают, кто такой Кончак, и уж тем более, чем ария отличается от песни.
То есть так получается, что у "умников" - свой взгляд, а у нас - большинства - свой.
В постановке "Князя Игоря" Юрий Любимов остается верен себе: он рассказывает нам о нас. Вот главное
Канал "Культура" совершил вещь немыслимую и практически революционную: показал самую громкую оперную постановку сезона через неделю (!!!) после премьеры. Желающие смогли ее вчера посмотреть и выработать свое мнение. Так что мы теперь можем нашими мнениями делиться.
Я посмотрел премьеру в театре за три дня до телепремьеры, и вот - делюсь.
Если не задумываться о всяких соответствиях - несоответствиях, то становится понятно, что Любимов поставил действо: красивое действие. И очень осмысленное. Хочется Юрию Петровичу, чтобы людям оперу смотреть было интересно. Такое вот странное желание.
Выходит народу много - много русских мужиков. И поют под торжественную музыку Бородина: "Рати храброй слава! Идем на брань с врагом Руси! Подай вам Бог победу над врагами!" Патетично, патриотично, понятно... Только мужиков этих держат женщины - не отпускают на бой, потому что - женщины, потому что любви хотят, а не крови.
И когда во втором акте Ярославна (в блистательном исполнении Елены Поповской) будет петь свой знаменитый плач, фоном ей станут фигуры женщин, неподвижно стоящих и смотрящих вдаль. Поначалу кажется, что не настоящие, фигурки фанерные, но потом оживут они, пойдут медленно на зрителя... И после всех битв, боев и половецких плясок вдруг окажется, что Любимов-то поставил не героическую оперу, а историю про трагическую судьбу русских женщин, которых унизить можно, а растоптать нельзя. И на терпении и мужестве которых страна наша многострадальная и стоит...
"Умники" не захотели смотреть то, что им показывают, - они были заняты сравнением со всякими прочими редакциями. А что увидели мы, не знатоки?
Такую вот историю увидели мы. Есть князь Игорь (его очень тонко и, я бы сказал, умно поет Эльчин Азизов) - русский человек. Половцы его побили и взяли в плен вместе с сыном. Сын влюбился в дочь главного врага Кончака (Валерий Гильманов) Кончаковну. Надо сказать, что и Роман Шулаков, и Светлана Шилова играют то, что не всяким драматическим актерам под силу - любовь.
Друг князь Галицкий хочет только пить да гулять. Владимир Маторин блистательно играет русский вариант гедонизма: человека, который хочет пить, гулять и командовать.
Итак, ты, князь Игорь, повержен, пленен, сын полюбил дочь врага, друг помогать не хочет... Что тебе остается? Бежать из плена к любимой жене и торжественно обещать в заключительной арии непременно разбить врага. Не разбить, подчеркиваю, а много и красиво говорить-петь про то, как ты это сделаешь.
Вот такая вот история про князя Игоря. И про Ярославну, которая для меня оказалась в этом спектакле главным действующим лицом, именно - действующим. И про всех нас, которые готовы биться-сражаться на самых разных полях, но, побитые, приходим к любимым, чтобы обещать всякие разные победы.
Любимов поставил, а певцы Большого театра сумели не только спеть, но сыграть человеческую оперу. Не военную, не имперскую, человеческую. Не про Игоря, а про нас.
И знаете, что я вам еще скажу? Хватит считать, сколько Любимову лет. Хватит и по этому поводу умничать. Все это имеет не большее отношение к делу, чем выброшенная ария Кончака.
Любимов остается верен себе: он рассказывает нам о нас. Вот главное.


http://www.rg.ru/2013/06/17/maksimov.html


Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Князь Игорь и "умники"
Текст: Андрей Максимов

Должен сказать сразу с большевистской причем прямотой: музыкального образования у меня нет, слуха особого - тоже, голос, правда, имеется кой-какой, но для пения неприспособленный. А говорить нонче я собираюсь про оперу.

Краткое содержание рецензии: "Мне нравится, меня захватывает, да и весь народ - слышите? - аплодирует! Значит, хорошо. А кому не нравится - тот умник (прим. – у гопников это неодобрительная характеристика, если кто не знает) и может спектакль не смотреть, а мою писанину - не читать"

Прочитал про слух и голос, и вспомнилось. На премьере, поаплодировав солистам на поклонах я не стал ждать триумфального выхода демиурга, а под укоризненные взгляды соседей по ложе направился к выходу. Спускаясь из бельэтажа в партер я еще с лестницы услышал, как кто-то не по-театральному, а как-то по-футбольному дурниной орет "БРААААВОООО!!!" Любопытство взяло, подошел посмотреть на источник звука. У бокового входа в партер маячили два крепких паренька в футболках, в руках - какие-то провода и микрофон с логотипом одного из центральных телеканалов. Один из них, как автомат, через равные промежутки времени (видимо, время заполнения легких воздухом) орал "браво" означенным выше приемом звукоизвлечения. В перерывах между криками услышал диалог:

- Я обычно оперу не смотрю, но это было круто!
- Так Любимов же!
- БРААААВОООО!!!

Видимо, один из таких "зрителей" присутствовал и от "Российской газеты". Во всяком случае, стилизация под гопника автору удалась. Предвидя, что положительные рецензии на любимовский спектакль будут, я видел их именно такими - "по-нашему, по-простому".

Цитировать
При всем моем уважении, в частности, к Кончаку и, в общем, к русскому народу, подозреваю, что не все наши люди знают, кто такой Кончак, и уж тем более, чем ария отличается от песни.
То есть так получается, что у "умников" - свой взгляд, а у нас - большинства - свой.

Незамутненный демарш неизменно правого большинства. Хочется думать, что эта рецензия – глумливая журналистская стилизация и тонкая ирония.
« Последнее редактирование: Июнь 17, 2013, 11:26:26 от buffone »

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639

Незамутненный демарш неизменно правого большинства. Хочется думать, что эта рецензия – глумливая журналистская стилизация и тонкая ирония.
Ох, как хочется  на это надеяться!

Алексей

  • Гость
Сейчас всё так... мы поставим, а вы напишете...
Тителя вон тоже пресса хвалит за Екатеринбургского "Бориса", нахвалиться не может.. Даже премию дали.. А певцы говорят: "Блин.. и в этом гов...ще приходится петь, а зрители просто негодуют..." Думаю, хватит обсуждать этих господ... всё что они могут - это "плюнуть в вечность", как говаривала Фаина Раневская.
А осенью вообще "трындец"! Будут ставить Евгения Онегина так режиссёра, говорят, из самой Голландии выписали...! Ну правильно, своих-то нет.... Стыдобушка. Эх, держись, родной Урал!
« Последнее редактирование: Июнь 17, 2013, 11:47:39 от Алексей »

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
"Российская газета" - Федеральный выпуск №6104 (128)
Князь Игорь и "умники"
Текст: Андрей Максимов
17.06.2013, 00:06
...То есть так получается, что у "умников" - свой взгляд, а у нас - большинства - свой.
В постановке "Князя Игоря" Юрий Любимов остается верен себе: он рассказывает нам о нас. Вот главное...

"Опера для чайников". С другой стороны, есть же всякие сокращённые варианты литературных произведений, для тех, кто не может осилить их целиком. Чем опера хуже?

Незамутненный демарш неизменно правого большинства. Хочется думать, что эта рецензия – глумливая журналистская стилизация и тонкая ирония.

"Ой, не верится мне, не верится..."

...Если не задумываться о всяких соответствиях - несоответствиях, то становится понятно, что Любимов поставил действо: красивое действие. И очень осмысленное. Хочется Юрию Петровичу, чтобы людям оперу смотреть было интересно. Такое вот странное желание...
...Любимов поставил, а певцы Большого театра сумели не только спеть, но сыграть человеческую оперу. Не военную, не имперскую, человеческую. Не про Игоря, а про нас.
И знаете, что я вам еще скажу? Хватит считать, сколько Любимову лет. Хватит и по этому поводу умничать. Все это имеет не большее отношение к делу, чем выброшенная ария Кончака...

Не очень это похоже на тонкую иронию.

Первое действие действительно напоминало попурри, в целом, было скучно (я уже про исполнение), но, с другой стороны, трансляция это всегда не то, что на самом деле.

Алексей

  • Гость
В Академии Гнесиных есть такой проект - "Конспект оперы".  
Автор этого проекта, профессор кафедры концертмейстерской подготовки - Елена Стриковская.
Что-то подобное, видимо,  пытался представить Большой Театр.
Ну если была такая потребность, сделать конспект оперы, так пригласили бы для начала профессионалов. Видимо, профессионалы большому не нужны - нужны громкие имена и дешёвая шумиха.    
« Последнее редактирование: Июнь 17, 2013, 12:19:55 от Алексей »

Оффлайн Томский

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 288
Максимов не музыкант , но он писатель , драматург . А если бы какой-нибудь режиссер из его пьесы выкинул несколько сцен , как бы он к этому отнесся ? Ну и слава Богу , лишь бы поставили ? А если бы его любимого писателя "покоцал" редактор и так бы и издавались его книги ? Все ищут пропавшие главы романов , пытаются восстановить зачеркнутые цензурой строки , но из оперы можно выкинуть что угодно . Затянуто для вас - ходите на концерт с ариями . Любящий музыку режиссер скажет :"Какая красивая музыка ! Надо обыграть ее в своей постановке и красиво подать !" Не любящий говорит "Надо выкинуть" потому что музыка как таковая не несет для него смысловой нагрузки , он глух музыкально и эстетически . Господа интенданты ! Перед приглашением режиссера на оперный спектакль хотя бы поинтересуйтесь , на каких оперных спектаклях тот  был недавно ? На постановки в оперу надо приглашать режиссеров , которые ходят на оперные спектакли просто так , для себя , независимо от того , пафосная это премьера или просто рядовой спектакль . И получают удовольствие от музыки . Есть у нас в стране сейчас такие ?