Автор Тема: «Князь Игорь» Бородина в Большом театре (постановка Ю.Любимова)  (Прочитано 55427 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
... скандальная история с постановкой Юрием Любимовым «Пиковой дамы», когда Чайковского должен был дополнить и поправить Альфред Шнитке ... Жюрайтис, по всем канонам тогдашней доносной критики, называл опального Шнитке «композиторишкой», а опального Любимова топтал как мог

Жюрайтис оказался прав во всём вплоть до мелочей: Шнитке и впрямь является "композиторишкой", а Любимов - хвостистом тогдашних западных театральных направлений, лишённым какой бы то ни было национальной идентичности.

Я, разумеется, ценю вклад Любимова в наше театральное искусство

Какой его "вклад" нужно ценить ? Я вообще не понимаю, о чём речь ? Кичин продолжает нам рассказывать сказку про белого бычка, то бишь про "вклад", "талант" и т.п. Любимова. Но простите, в чём состоял и состоит его вклад в НАШЕ искусство ? Я вовсе не считаю и никогда не считал Любимова НАШИМ режиссёром, потому что Любимов не является и никогда не был РУССКИМ - по духу и по своим театральным принципам - режиссёром ! Я выше уже сказал, что он и вся его театральная деятельность - это прозападный хвостизм, который мог восприниматься как нечто "новое" и "оригинальное" только за железным занавесом на фоне всего остального тогдашнего советского театра, который [советский театр] в глубине своей оставался русским национальным театром. А Любимов именно этот, т.е. русский национальный реалистический театр и его принципы ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ ГРОМИЛ, основывая свои постановки на западных клише и штампах !
У Кичина что, не все дома ? Он что, не понимает, что режопера и "вклад" Любимова - это идеологически одно и то же ? У Кичина с логикой нелады что ли ? Разве в театре Любимов занимался не тем, о чём сказал Кичин применительно к его оперной "Пиковой даме": "режиссерская невнятица – словно предмет развинтили на части, а потом собрали как придется" ? Разве не тем же самым Любимов всю свою жизнь прозанимался сначала "На Таганке", а затем и в западных театрах ? Слава богу, сохранились видеозаписи тех лет, но Кичин слепой что ли ? "Театр  на Таганке" - это типичная катакомбная культура той эпохи, которая моментально чахнет сразу по извлечении из подземелья на свет божий ! Его деятельность только в условиях изоляции от остального мира имела шансы на общественную симпатию, а сегодня-то зачем изображать, что мы "не знаем", откуда ноги растут и чьи уши торчат ?
Сколько можно повторять эти сказки про "вклад" Любимова, не анализируя и не рассматривая его деятельность и борьбу его тяжкую по существу ? С чем он всю жизнь проборолся - уж не с русским ли национальным театром ? А теперь что - на русскую оперку старичка потянуло ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 393
    • Андрей Ковалев
Не помню,  чтобы Кичин когда-либо был защитником русского национального искусства.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Не помню,  чтобы Кичин когда-либо был защитником русского национального искусства.

Вот именно. В этом плане его реверансы в адрес Любимова как режиссёра драмтеатра меня не удивляют (про "вклад" и т.п.). Но тем интереснее, что это он вдруг принялся критиковать его как оперного режиссёра ? Чем лучше любимовских театральных упражнений то, что Любимов вытворял и собирается вытворять в опере ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн garans

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 833
  • преподаватель (не вокал), любитель пения
Нашёл себе денежную работу.

Оффлайн Svyatoslav

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 199
Меня всегда интересует, извиняюсь, почему творцы класса Мартынова так ненавидят свои корни?
65 лет, вроде еще не совсем старый...
Ведь Мартынов - Ученик Сидельникова, тот - ученик Месснера, Месснер в свою очередь учился у
Николая Яковлевича Мясковского, а тот учился у Рейнголда Морицевича Глиера, Николая Андреевича Римского-Корсакова и Анатолия Константиновича Лядова.
И назвать музыку опер своего прапра-преподавалтеля вампукой?
Человек сам не написавший ни одной оперы, стоящей рядом с операми Николая Андреевича Римского-
Корсакова, Александра Порфирьевича Бородина,  Модеста Петровича Мусоргского, Петра Ильича Чайковского?
Человек не пишущий крупных симфонических полотен, которые исполнялись бы так же часто как симфонии Николая Андреевича или Александра Порфирьевича?
И пардон, наверное, не знающий, что такое работать на нескольких работах или просто нуждаться?
« Последнее редактирование: Январь 13, 2012, 16:56:16 от Svyatoslav »

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 920
  • Mundus universus exercet histrioniam
Всех долой- не получится... ЕР, безусловно, победит на выборах с подавляющим преимуществом. А реально можно сделать следующее... Через полгода на трон сядет подлинный ЦАРЬ. Сядет пожизненно!!! Нет у меня на этот счет никаких сомнений. Написать петицию на высочайшее имя, собрать подписи. Мол, батюшка наш - защити своей волей русскую культуру!!! Кроме шуток, из этого может выйти толк. Глядишь и руководство Большого поменяют.

Спасибо, sedoy! Вы меня так насмешили, что с Вашим юмором не могу сравнить даже спевку покойного ЕБНа с так называемой "творческой интеллигенцией", некогда организованную в Бетховенском зале. Помните? "Канделябрами их, канделябрами!"

Боже мой, до чего живуча в России сказка про доброго царя-батюшку...
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 920
  • Mundus universus exercet histrioniam
Нашёл себе денежную работу.

Именно. Что называется - "свои своих не сдадут".
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Телебилет в Большой
27.01.2012
Прослушивание
Выдающийся театральный режиссер Юрий Любимов будет ставить в Большом театре оперу «Князь Игорь» А.Бородина. Премьера намечена следующий сезон, однако уже сейчас Юрий Любимов и главный дирижер-музыкальный руководитель театра Василий Синайский начали прослушивать певцов, чтобы определить исполнителей, которые будут заняты в постановке. О том, как идет этот процесс, повествует второй сюжет «Билета в Большой».
http://www.bolshoi.ru/about/press/articles/2012/2087/

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
В ожидании «Князя Игоря»

Премьера оперы "Князь Игорь" в постановке Юрия Любимова в Большом театре состоится 16 декабря. Дирижером-постановщиком оперы выступает музыкальный руководитель Большого Василий Синайский. Автор сценографии – Зиновий Марголин.

Первая репетиция с актерами оперы "Князь Игорь" в постановке Юрия Любимова состоится в Большом театре сегодня 21 октября, рассказал РИА Новости генеральный директор театра Анатолий Иксанов. "Все сроки, намеченные для выпуска этого спектакля, остаются прежними", - отметил он. Юрий Любимов приступил к работе над оперой "Князь Игорь" в октябре прошлого года.

Василий Синайский подтверждает, что в опере будут значительные купюры. Вот его слова: «Опера пойдет в двух актах. Убраны все повторы. И Юрий Петрович настаивает на жесткой концепции, согласно которой не должно быть псевдомиролюбия. Никакой дружбы Игоря с Кончаком! И хан не будет петь «Ты гость дорогой». Возможно, это кому-то не понравится. Вариантов партитуры, как известно, существует множество, да и Римский-Корсаков приложил к ней руку, но мы стараемся, чтобы номеров, оркестрованных самим Бородиным, было как можно больше».

Взято отсюда

И еще одна новость.

Режиссер Юрий Любимов госпитализирован с сердечным приступом
[...]
Сообщается, что легендарный основатель театра на Таганке обратился за медицинской помощью еще 12 октября: Юрий Петрович жаловался на боли в сердце, одышку и общее недомогание. Как сообщил источник в медицинских кругах столицы, после курса интенсивной терапии работу сердца удалось восстановить, и через несколько дней Юрия Петровича перевели из реанимации в обычное отделение.
[...]

Полный текст здесь

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
основатель театра на Таганке обратился за медицинской помощью еще 12 октября: Юрий Петрович жаловался на боли в сердце, одышку и общее недомогание

Его не смогли остановить люди ... Так кто его остановит ? Бог ? Я в это верю !
Я верю, что высшие силы ему не дадут завершить постановку "Князя Игоря", а если и дадут, то она быстро вылетит из репертуара. Я всегда говорил - ещё со времён шумных аншлагов "Театра на Таганке" времён Высоцкого, что Любимов - ЭТО НЕ РУССКИЙ РЕЖИССЁР по духу его деятельности ! И "Театр на Таганке" под ЕГО руководством никогда не был русским театром. Ничего от русских традиций в его постановках нет и никогда не было - ну если только на заре его деятельности что-то было, теперь уже трудно судить, а в дальнейшем он следовал западным модам, которые тут у нас при совке воспринимались как нечто "передовое" ! :))) Ха-ха !
И вообще, на мой взгляд, десятилетиями жалуясь на всяческие "преследования" и на то, что ему "не дают работать", Любимов давно уже пережил свой театр, всех своих друзей, врагов и чёрт знает кого ещё - всех ! А надо бы уже подумать о вечном !
"Ему уже пора ..... играть в домино" (с)
« Последнее редактирование: Октябрь 30, 2012, 10:40:08 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Его не смогли остановить люди ... Его не смогли остановить люди ... Так кто его остановит ? Бог ? Я в это верю !
Я верю, что высшие силы ему не дадут завершить постановку "Князя Игоря", а если и дадут, то она быстро вылетит из репертуара.

Хотелось бы надеяться, но вероятность совсем небольшая - судя по тому, что александровский спектакль при всей несуразности постановки и кощунственности трактовки произведения стал флагманом репертуара "Новой оперы". А о том, как в Мариинском театре втихую порезали хорошую постановку, я как раз на днях рассказывал здесь. Видимо, есть заказ и бюджет на него.

А вот и продолжение темы:

"Князь Игорь" Юрия Любимова уже готов

Администрация Большого театра подтвердила «Известиям», что болезнь режиссера Юрия Любимова не повлияет на процесс постановки оперы Бородина «Князь Игорь», премьера которой назначена на 16 декабря 2012 года

Похоже, "Известия" уже начали кампанию по раскрутке очередной "продукции" Большого. Скоро, как в прошлом году с "РиЛ", начнутся откровения приближенных, продуманные утечки информации и омерзительные славословия Касрашвили по всем каналам ТВ в адрес БТ вообще и "мастера" в частности.

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Да, уже поздно. Действо состоится при любой погоде. За все уже заплачено. :'( :'( :'(

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
Большой театр отменил репетиции из-за госпитализации Любимова
http://lenta.ru/news/2012/10/30/lyubimov/
Большой театр отменил репетиции оперы "Князь Игорь" из-за того, что ее режиссер Юрий Любимов так и не был выписан из больницы. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на руководителя пресс-службы ГАБТ Катерину Новикову.

95-летний бывший главный режиссер "Таганки" попал в кардиологию 23-й Городской клинической больницы 12 октября, однако СМИ узнали об этом лишь в середине 20-х чисел месяца. Врачи оценивали состояние Любимова как средней степени тяжести (одновременно с этим в Большом говорили, что режиссер лишь "слегка простужен"). Тогда же сообщалось, что репетиции "Князя Игоря" переносятся на 30 октября.

Любимов уже год работает над оперой Бородина, премьера назначена на 16 декабря. Дирижер-постановщик "Князя Игоря" - музыкальный руководитель ГАБТ Василий Синайский, автор сценографии - Зиновий Марголин.

Юрий Любимов в 2011 году со скандалом покинул основанный им же театр на Таганке. С тех пор он успел поставить "Бесов" по Достоевскому на сцене театра Вахтангова.

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
http://ria.ru/stage/20121031/908226765.html
ГАБТ пока не принял решение о переносе премьеры "Князя Игоря" Любимова

13:3931.10.2012 (обновлено: 13:51 31.10.2012) / 2838
"Пока никаких решений по поводу предстоящей премьеры оперы "Князь Игорь" Большой театр не принимает. Мы ждем и надеемся на скорое выздоровление Юрия Петровича Любимова", - сказала РИА Новости руководитель пресс-службы ГАБТ Катерина Новикова.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
31 октября 2012, 21:18 (мск) | Общество | "РИА Новости"

Юрий Любимов вышел из комы

http://news.mail.ru/inregions/moscow/90/society/10790250

МОСКВА, 31 окт — РИА Новости. Режиссер Юрий Любимов, которого госпитализировали 12 октября, вышел из комы, сообщает телеканал «Россия 24»

Режиссер был госпитализирован 12 октября в кардиологию. На утро 23 октября врачи ГКБ №23 оценивали его состояние как средней степени тяжести. Позже от пресс-службы Большого театра стало известно, что режиссер пообещал присутствовать на первой репетиции оперы «Князь Игорь». Однако 30 октября, когда должна была пройти репетиция, в ГАБТе сообщили, что Любимов остается в больнице.

Ранее источник в ближайшем окружении режиссера сообщил, что его состояние сильно ухудшилось, он в коме.

Как сообщила телеканалу по телефону пресс-секретарь департамента здравоохранения Москвы Элина Николаева, в среду Любимов вышел из комы, самостоятельно дышит и общается с врачами.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Премьеру перенесли на лето. Хорошо бы ее совсем похоронить.

Ссылка| http://www.ntv.ru/novosti/361719/
Аннотация|
Ситуация с Юрием Любимовым, который накануне вышел из комы, остается, по словам медиков, крайне тяжелой. Премьера «Князя Игоря» перенесена на лето.
Большой театр не теряет надежды на выздоровление легендарного театрального режиссера Юрия Любимова. Премьера оперы «Князь Игорь», над которой артист работал в течение года, перенесена с декабря на июнь 2013 года. В театре рассчитывают, что за это время Юрий Любимов вернется к нормальному ритму жизни.

По сообщению ИТАР-ТАСС, вопрос о переносе спектакля Большой театр обсуждал с супругой Юрия Любимова Каталин, которая одобрила эту идею.

<...>

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
А это читали, господа? ;) :)

http://lenta.ru/news/2012/11/17/lyubimov/

Любимов начал в больнице работу над новым спектаклем

   
   
Режиссер Юрий Любимов, проходящий лечение в московской больнице, чувствует себя лучше и уже начал работу над новой театральной постановкой. ................


Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
http://tvkultura.ru/article/show/article_id/67321

26.11.2012 | 16:23
Юрий Любимов порадовал хорошей новостью
   
Один из главных героев книги «Золотой век Таганки» – режиссер Юрий Любимов сегодня порадовал хорошей новостью – он выписывается из больницы и намерен сразу же приступить к работе. В его планах постановка оперы-буфф по пьесе Мольера «Школа жен» в театре «Новая Опера», а репетиции «Князя Игоря» в Большом начнутся за два месяца до премьеры, назначенной на июнь.

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
16.06. 22.00 22:00
ПРЕМЬЕРА. Опера "Князь Игорь". Трансляция из Большого театра

Опера. Трансляция из Большого театра.
Постановка Юрия Любимова.
Музыка Александр Бородин.
Художник-постановщик Зиновий Марголин.
Главный хормейстер Валерий Борисов.
Опера предстанет в переработанной и сокращенной режиссерской версии, созданной Любимовым при участии композиторов Владимира Мартынова и Павла Карманова.
Дирижер Василий Синайский.
http://tvkultura.ru/tvp/index/date/16-06-2013

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
http://www.colta.ru/docs/24193

5 июня 2013

Юрий Любимов: «В наше время надо делать спектакли не больше полутора часов»

В Большом театре приближается премьера «Князя Игоря» в редакции Владимира Мартынова и Павла Карманова и в постановке Юрия Любимова


8 июня на Исторической сцене Большого театра начинается премьерная серия «Князя Игоря» Бородина в постановке Юрия Петровича Любимова, которую ждали еще в декабре, но перенесли из-за болезни режиссера. Помимо сценографа Зиновия Марголина важными участниками постановочной команды являются композиторы Владимир Мартынов и Павел Карманов, сделавшие новую редакцию не законченной автором оперы и пополнившие таким образом внушительный список ее редакторов и реставраторов (Глазунов, Римский-Корсаков, Павел Ламм, Анна Булычева). С патриархом-режиссером встретилась ЕКАТЕРИНА БИРЮКОВА.


— Вы же «Кармен» мечтали поставить?

— Да. Но пока конкретного предложения нет. То есть было от Большого, когда здесь был Васильев. Но потом соседка его спросила: «Ты расстроен?» — «Чем?» Так он узнал о том, что отныне в Большом не работает.

— А как возник в вашей жизни «Князь Игорь»?

— У меня закрыли мой театр. И, видимо, высокое начальство не хотело, чтобы я был безработным. Была такая светлая личность Авдеев (сейчас он у папы римского), которому очень не хотелось, чтобы я уехал из России. А я хотел уехать. У меня же много паспортов. И устроили меня в лучшее, что у них есть, — в Большой театр и Художественный театр.

А мне вообще работать не надо — мне 96-й год. Только если как феномен меня показывать. Но я согласился. МХТ я сказал, что хочу поставить «Бесов» — что и сделал в Театре Вахтангова. Потому что Табаков тогда сказал, что его молодежь и так уже делает своих «Бесов». Впрочем, с тех пор прошло два года, и никаких «Бесов» они не показали.

— А «Князь Игорь», получается, — предложение Большого театра?

— Да. Я же вроде как командировочный. Что ж я буду им говорить — нет, давайте я «Кармен» поставлю? Тем более какая-то «Кармен» у них есть. Хотя она мне не понравилась. Почему там девки в тюрьме? Они же свободные девки. Зачем их понадобилось за решетку сажать?

— В мире в качестве оперного режиссера вы дебютировали с современным сочинением — оперой Луиджи Ноно «Под жарким солнцем любви» в 1975 году в Ла Скала, в Москве вы вроде дебютируете с хрестоматийной классикой. Тем не менее вы и тут работаете с живыми композиторами — «Князь Игорь» ставится в редакции Владимира Мартынова и Павла Карманова. В чем она заключается?

— Господа из Большого театра расстраивались, что с последнего акта оперы уходит много публики. Я поговорил с Мартыновым, он очень профессиональный человек. Я лет 15 с ним в театре работаю. Говорю, берите Карманова и делайте редакцию. Это очень трудоемкая работа. Например, там есть солнечное затмение, во время которого русских и разбили. У Бородина не очень точно это сделано. А я постарался уточнить. Второй набег половцев я убрал. Зачем? Только путает.

Нашу редакцию партитуры мы проиграли в Большом театре, утвердили, комиссия целая была. Чистой музыки у нас теперь 2:15. Я вообще считаю, что в наше время надо делать спектакли не больше полутора часов. Этого вполне достаточно. Это нынешняя публика способна переварить. А больших спектаклей сейчас не надо делать.

— Правильно ли я понимаю, что никакой специально написанной музыки нет? Просто сокращено и сшито?

— Сшито, да. Но с некоторыми вставками из других сочинений Бородина. Однако за него никто ничего не писал.

— В последнее время наша оперная сцена стала пространством бесконечных споров и скандалов, которые связаны в первую очередь со вкусами и ожиданиями публики. Вы что-нибудь про это знаете?

— Ну это так все реагируют на джинсы. «Ах, джинсы на сцене? Позор, я с таким трудом достал билеты! И на джинсы ваши должен глядеть?» Но это ерунда, не надо на это внимание обращать.
© РИА «Новости»

— Но вас-то, наверное, будут не столько в джинсах упрекать, сколько в том, например, что опера сокращена на час.

— Но это уже критики будут ругать. Это бог с ними. На здоровье. Критик и должен ругать.

— В советское время образ Игоря трактовался как однозначно положительный...

— Положительный-то положительный. Но он же все проиграл, всех своих уложил! И хочет еще драться, чтобы реабилитировать себя.

— Это плохо?

— Очень даже плохо. Я начал репетиции с того, что рассказал, как был в Москве в 41-м году. Москва выла — бабы не пускали мужчин на фронт. Они были не обучены, но всех замели, потому что немцы шли на Москву. И это была трагедия. Поэтому я и от хора требовал, чтобы это был не помпезный поход такой, а трагическая вещь. Есть война. И все зрители, я так думаю, понимают, что это такое. Смысл — надо поменьше воевать. Надо хранить родную землю и находить какую-то возможность для сосуществования. У нас же сейчас тоже очень опасное положение: китайцы берут русских женщин — и все, идут, надвигаются.

Когда-то ж я вместе с Виноградовым поставил в МАЛЕГОТе балет Тищенко — «Ярославну». Приказали, чтоб он назывался «Ярославна», а не «Слово о полку Игореве». Меня вызывали наверх и допрашивали — что я этим балетом хотел сказать. Я и тогда ответил — надо меньше драться и не вести беспрерывные распри.

Но теперь начальники вроде терпят некоторую свободу. Некоторую.

— Вопрос вроде глупый, но по нашим временам совсем не беспочвенный — как вы относитесь к государственной цензуре?

— Резко отрицательно. Есть над нами суд — публика. Зачем еще? Ну, может, я бы охотно выслушал того министра, который сейчас у папы римского. Он образованный человек, европейский, говорит на многих языках, умный. Почему с ним не поговорить? Может, что-то лучше понять получится. Я не то что говорю — не трогайте меня! Я охотно выдерживаю всякие дискуссии. Но все-таки художник имеет право на упрямство.

— Настоящих лошадей в спектакле не ждать?

— Нет. Но зато будут настоящие, не бутафорские, музыкальные инструменты на сцене. Изгоняю бутафорию! Гусли, посуда, даже хлыст будет настоящий. Меня в старой постановке Большого театра некоторые мелочи иногда приводили в смущение. Выходят, например, эти два шута, Скула и Ерошка, а у них в руках какой-то кусок фанеры, и там веревочки натянуты. А они изображают, что это музыкальный инструмент. Как не стыдно, это же ужас какой-то! И лошадь живую еще выпустить! И зрители только и будут думать — накакает лошадь или не накакает? Мне это смешно. Лучше уж символ лошади какой-то дать. Опера — это же самое условное искусство. И вдруг хотят натащить живых скотов всяких! Я на это говорю: все равно вы не перекроете Дзеффирелли. Он вообще живых слонов выводил!
© РИА «Новости»

— Вы делаете оригинальную редакцию, при этом «Половецкие танцы» пойдут в старинной версии Касьяна Голейзовского. Как это все монтируется?

— «Половецкие танцы» Голейзовского — это шедевр. А я был с Касьяном Ярославичем хорошо знаком. Я к нему все время ходил на репетиции. И мы подружились. Я и сам был человек спортивный. Маленького меня отдали — знаете, тогда модно было — в школу импровизации Айседоры Дункан. Потому что мама все время меня спрашивала: «Что ты, Юра, делаешь?» — «Я танцую». — «А что ты танцуешь?» — «Танец волосинки. Вот когда ты завиваешься, мама, если взять твою волосинку и так сделать — з-з-з-з, — она в пружинку сворачивается. Вот я и танцую пружинку». Это мне лет шесть-семь было.

Папа привез нас в Москву, когда мне было пять лет. Так что я 90 лет москвич. Еще застал газовые фонари — как старички идут, зажигают. Так мне нравилось на это смотреть. Я жил в Земледельческом, где Плющиха.

— Кто для вас самый интересный персонаж в этой опере?

— Скорее, самое интересное — это взаимоотношения хана Кончака и Игоря. Потому что у Игоря-то положение патовое. Сын влюбился в дочь хана. У них искреннее чувство.

— Тяжело работать с тремя составами?

— Тяжело. Но иначе в опере нельзя. Должен быть запас. Запланировано ведь восемь спектаклей в июне. Как к финалу кто подойдет — это уж мы разберемся с дорогим нашим маэстро, Серафимычем.

— Вы с Синайским раньше встречались?

— Да. Там, на Западе. «Пиковую даму» в Карлсруэ делали.

— Вы поставили в мире больше 30 опер. Что в вашем оперном опыте самое для вас запоминающееся?

— Мне было недавно приятно услышать от людей из Ла Скала, что период, когда там были Луиджи Ноно, Аббадо и ваш собеседник, очень живой был. Театр как-то задышал. Аббадо — замечательный человек. Но когда он поругался с оркестром, ни одна скотина за него не заступилась. Профсоюзы его довели. И он уехал в Вену. Кстати, Станиславский один раз позвонил Сталину и сказал: «Иосиф Виссарионович, извините, что я вас беспокою. Мне мешают работать профсоюзы». — «Профсоюзы? Ликвидировать! Работайте спокойно». И профсоюзов не было для Станиславского.

А Аббадо довели. Он темпераментный мужчина. Все бросил и уехал. Знаете, людям мощным и самостоятельным вообще тяжело. Казалось бы, наоборот. Но нет. Они вводят новые вещи, а все сопротивляются, не любят нового. Человек привыкает к тому, что есть, ему так удобно.

Помню, был упрямый голландец — Хайтинк. Но дирижер с именем. О! Я мучился неделю, делал пьяную деревню в «Енуфе». Все фигуры были уже сделаны. Он начал репетировать и говорит артистам: «Не надо этого ничего делать, все идите сюда, стойте и пойте». Я тогда сказал: «Стоп, пойдемте к директору театра. Я ж вам все, как будет у меня в спектакле, рассказывал, вы головой кивали, все утвердили, а теперь взяли и зачеркнули недельную работу». И пошли. Но директор взял мою сторону.

— А вообще конфликты часто происходили?

— Бывали, бывали. В Ковент-Гардене, помню, как-то во время репетиции все начали бросать партитуры, кричать, что не допустят и все такое. А я партитуры спокойно поднимал и клал на место. Говорил: «Ведите себя прилично». Потом директор Ковент-Гардена сказал, что один только джентльмен есть — и тот русский. В такие минуты я спокоен, не завожусь.

Был конфликт с Груберовой. Репетировали «Риголетто». Голос у нее хороший, но она выламывалась и хулиганила. Она не хочет! Она не может! А чего там не мочь-то? На качелях качаясь, арию спеть и улететь на высокой ноте. Потом пришел Риголетто, говорит: сейчас-сейчас, все сделаю. Он ее отвез в ресторан, напоил и все урегулировал. Добился, что она сядет на качели и будет качаться.

— Чем отличаются наши певцы от западных?

— Нет, ну со мной они вежливы, ничего не могу сказать. Да еще праздники были. 9 Мая. Шепчут: «Две войны прошел». Цветочки подарили. Так что у меня тут очень симпатичные отношения, никто меня пока ни из каких склянок не обдает.

Прежде всего я борюсь за хорошую дикцию. Так как у русских певцов каша во рту, вообще ничего не поймешь. Это от лени все. Все согласные надо пропевать. И букву «ч» выговаривать. Последних букв не слышно. Я их тут довожу просто. Ну вежливо так. «Не понял, — говорю, — повторите еще раз».

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 392
Боже, какая чушь! А мы удивляемся тому, откуда берутся "бархатовы"!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Боже, какая чушь! А мы удивляемся тому, откуда берутся "бархатовы"!

Я с советских времён говорил, ещё когда все восторгались т.н. "театром на Таганке", что Любимов - самый настоящий мракобес, а его театр - это подражание западным театральным течениям, которые были тогда уже в полном цвету. К нам эта информация доходила через очевидцев, через иностранную прессу, через фильмы, а также, ха-ха, через нашу хитрую критику. Сегодня совершенно очевидно, что Любимов - это один из ключевых наших столпов "режиссёрского театра" и режоперы. Враг театра и оперы.
В поисках истоков можно было бы погрузиться в глубь времён, дойти до Мейерхольда и дальше, но я сейчас говорю о тех, кто ещё жив.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
http://www.novayagazeta.ru/arts/58504.html
   

Любимов прошелся по «Князю Игорю» рубанком


07.06.2013
 

Дамир ЮСУПОВ

Журналисты уже увидели этот овеянный загадками опус, о котором ходило столько нервных слухов. Приятно, что в среду на прогон такое количество телекамер и толкающих друг друга корреспондентов слетелось не по поводу какой-нибудь кровавой внутритеатральной разборки в Большом и не по случаю изгнания из Театра на Таганке в 2011 году ее легендарного основателя. Но «всего-навсего» потому, что в свои 95 лет Юрий Петрович, наконец, дождался дебюта в первом театре страны.

А ведь как оперный режиссер он в мире тоже очень известен: ставил и в Ла Скала, и в Ковент-Гардене, и в Парижской опере, Баварской, Штутгартской, Боннской… Видимо, в нашей стране до сих пор был избыток оперных постановщиков…

Артисты Большого поначалу трепетали: о взрывоопасном характере Любимова, его беспощадном деспотизме, о фонарике, которым он, сидя в зале, короткими импульсами — быстрей! еще быстрей! — подгоняет артистов на сцене, ходят легенды. Теперь, поработав с ним, говорят: «Требовал только честности, выразительности слова, осмысленного пения, очеловечивания героев». А один артист даже назвал его «милым» (Любимов прочтет и не поверит).

Оперу Бородина на тему «Слова о полку Игореве» обычно лопатят во все стороны, переставляя местами сцены. Ведь композитор писал ее 18 лет и не дописал; Глазунов потом восстанавливал по памяти увертюру и присочинял недостающие фрагменты, а оркестровку делал Римский-Корсаков. Поэтому всем все позволено.

Ныне по «Князю Игорю» как рубанком проехали.

Первое, что сделал Любимов полтора года назад, получив приглашение от Большого, — пригласил давно работающего с ним композитора Владимира Мартынова, к тому же знатока русской истории, изрядно поджать коллективный оперный опус. Так четыре действия с прологом превратились в два, по часу с малым хвостиком каждое. Впрочем, Мартынов лишь руководил работой, передав ее конкретную часть более молодому модному композитору-соратнику Павлу Карманову.

Перед показом все волновались: а правда, что вообще нету Половецких плясок? А неужели действительно выкинули арию «О дайте, дайте мне свободу»? На месте ли хор «Улетай»? И не дописали ли чего своего в четыре руки наши свободо-, но еще более себялюбивые композиторы?

Первое действие пролетает со страшной скоростью, поражаешься, как Любимов чувствует современные темпы, смело кромсает длинноты. Впрочем, все это немного похоже и на оперные комиксы: сцены мелькают в считаные минуты. Если не иметь перед глазами либретто — не сразу и сообразишь, в чем дело и кто кому тут друг или враг. (А ведь трудно представить, что публика сегодня хотя бы поверхностно знакома с содержанием «Слова…».)

Столь же стильны, резки и даже аскетичны декорации Зиновия Марголина, ничего не оставившего от привычного «исторического» вида оперы. Костюмы Марии Даниловой тоже далеко не лубочные. Но и ультрасовременным оформление не назовешь. Перед спектаклем Данилова рассказывает, что большую трудность представлял «росшив» костюмов Половецких плясок — ура, ловим ее на слове: значит, пляски все-таки сохранены; оказалось, мало того — восстановлены в хореографии Касьяна Голейзовского, но перенесены в первое действие. В их звучание впервые добавлена азиатская дойра — большой бубен, умеющий слегка подвывать.

«Мы работали, как рабы на галерах, — признается бас Владимир Маторин, поющий Галицкого. — Премьеры в мае-июне очень кровожадны: это же отсутствие витаминов, ЕГЭ, огороды…»

Валерий Гильманов объясняет, что, по задумке Любимова, его хан Кончак — настоящий Лис («Поэтому я весь «отделан» лисьим мехом», — поглаживает он свой воротник). Увы, самой знаменитой арии Кончака «Здоров ли, князь?» в спектакле нет — ее заменила редко исполняемая песня, в которой хан упивается жестокими убийствами женщин и детей: «У трупов звери и птицы кишат»…

Светлана Шилова, исполняющая Кончаковну, жалеет, что безжалостно выкинут их с княжичем любовный дуэт. Зато Любимов чрезвычайно эффектно поставил ей каватину «Меркнет свет дневной», где, томно призывая любовника «Где же ты, милый мой?», страстная дочь своего отца время от времени хлещет по земле убойной половецкой плеткой. В этой пронзительной лаконичной детали — такой узнаваемый Любимов. Как и в сцене, где огромный наглый пьяный медведь Галицкий забавляется с напуганной голоногой девчонкой-подростком, словно кинутой ему на съедение прямо на стол. Как и в массовой сцене, где на заднике появляются человеческие тени, от гигантских до крошечных — как в «Десяти днях, которые потрясли мир». Впрочем, эту потрясающую цитату не грех использовать вновь и вновь.

Что касается какой-то особой идейности постановки и ее патриотического уклона — ну да, призывает князь Игорь (Эльчин Азизов) «Всеволода Великого, Рюрика и Давида, Мстислава и Романа, Ингваря да Всеволода» забыть смуты и раздоры и объединиться (это ранее не исполнявшийся монолог). Финальный любовный дуэт Игоря и Ярославны (Елена Поповская), крайне статичный, фронтально (устало?) поставленный и лишенный страсти, как в старых мультфильмах Иванова-Вано, ведет к рутинному хору с колоколами, славящими князей.

И вот тут, пожалуй, уже по-настоящему пожалеешь, что Юрий Петрович не замахнулся на сюжет столь же радикально, как его соавторы-композиторы — на музыку. Потому что только великодержавности нам сегодня и не хватало. Ну никак она сегодня не идеализируется, что ни отрезай, что ни пришивай.

Премьерные спектакли пройдут также 9 (в 14.00), 12, 13, 14, 15 июня (в 12.00 и 19.00), 16 июня (в 14.00).

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 392
Всё равно не пойду. Противно и неинтересно.