Автор Тема: Всеволод Задерацкий (1891-1953), композитор и пианист (автор цикла "24 прелюдии и фуги")  (Прочитано 24610 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Хочу познакомить вас с удивительным композитором  20-го в. Всеволодом Задерацким (1891-1953), сочинения которого никогда не исполнялись при его жизни, да и сейчас мы ничего не знаем о нем, а между тем он одним из первых в 20-м веке написал цикл "24 прелюдии и фуги" для ф-но  (1937-1938), да каких -поражает степень концентрации мысли и чувства даже в тех двух прелюдиях и фугах, которые можно послушать, к примеру  здесь http://classic-online.ru/ru/production/27833   
или скачать в чуть лучшем качестве здесь  http://files.mail.ru/P7TL58

 Немного информации из Википедии
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
Всеволод Петрович Задерацкий (21 декабря 1891, Ровно — 1 февраля 1953, Львов) — русский и украинский композитор и пианист.

Родился в семье чиновника железной дороги, уроженца Киевской губернии. После окончания гимназии в Курске поступил на юридический факультет Московского университета и в Московскую консерваторию. Учил музыке цесаревича Алексея (1915—1916). По окончании университета (1916) был призван в действующую армию — участвовал в Первой мировой войне. В 1918—1920 — в армии Деникина.
В дальнейшем продолжил учебу у Ипполитова-Иванова и Танеева, окончил консерваторию в 1923. Жил в Рязани. С середины 1920-х годов начал выступать как пианист, дал множество сольных концертов, выступал вместе с известным басом Григорием Пироговым.
В 1926 был арестован, заключен в рязанскую тюрьму, всё написанное композитором до этого времени было уничтожено. В 1929 получил разрешение жить и работать в Москве, с 1930 значился штатным композитором Всесоюзного радио, числился в творческом объединении АСМ (в 1932 было ликвидировано). В этот период были написаны опера «Кровь и уголь» (не сохранилась), симфония «Фундамент», циклы фортепианных миниатюр «Микробы лирики» (1928), «Тетрадь миниатюр» (1929), «Фарфоровые чашки» (1932), Лирическая симфониетта (1932), вокальный цикл для баса «Гротеск Ильи Сельвинского» (1931). Подвергался критике за формализм.
В 1934 был выслан в Ярославль, заочно учился в ГИТИСе. Написал три «Симфонических плаката», оперу «Валенсианская вдова» (по Лопе де Веге), две камерные симфонии, 24 прелюдии и фуги (1933—1937), множество вокальных сочинений, среди которых — цикл «De profundis».
В марте 1937 арестован в Ярославле, заключен в тюрьму, получил 6 лет без права переписки. В июле 1939 освобождён из Севвостлага (СВИТЛ) в связи с закрытием дела. В начале 1940 вернулся в Ярославль.
В начале Второй мировой войны эвакуирован с семьёй в город Мерке (Казахстан), потом — в Краснодар. Теме войны посвящены оратория «Зоя» (по поэме М. Алигер), вокальный цикл «Поэма о русском солдате» (по А. Твардовскому), сборник песен «Дыхание войны», фортепианная сюита «Фронт» (1944), другие сочинения.
С 1945 жил в Житомире, в 1946—1948 снова вернулся в Ярославль. Был делегатом первого Съезда советских композиторов (1948). С 1949 и до конца жизни жил во Львове, работал в консерватории. Выступал как пианист с сольными концертами во Львове, Дрогобыче, Коломые. Кроме фортепианных сочинений, им в эти годы были созданы концерты для скрипки и домры, симфония до минор, хоровая сюита и ряд других произведений.
Сын Всеволод Всеволодович Задерацкий (1935) — музыковед, профессор Московской консерватории. Автор идеи художественно-просветительской программы «Новое передвижничество», за осуществление которой удостоен Государственной премии России (2003). В июле 2009 в московском издательстве «Композитор» вышла книга В. В. Задерацкого об отце — «Per aspera…».
______________________
Хочу добавить, что сын В.В.Задерацкий является также гл. редактором интересного нового журнала PianoФорум, который выходит с 2010 г.


 
« Последнее редактирование: Ноябрь 25, 2014, 16:56:56 от Админ »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Удивительно, но цикл "24 прелюдии и фуги" В. Задерацкий написал в Колымском лагере будучи сосланным и имея в своем распоряжении только карандаш и стопку телеграфных бланков, т.е.  фактически вынужден был писать набело.
Более подробные сведения о  Задерацком  и в т.ч. о периоде создания им  цикла "24 прелюдии и фуги"  даны  на сайте Варлама Шаламова http://shalamov.ru/research/61/14.html

Всеволод Задерацкий
Когда в 2004 году состоялась концертная премьера некоторых произведений композитора Всеволода Задерацкого перед научным советом Московской консерватории, мнение членов совета было единодушно: Речь идет об одном из самых значительных русских композиторов своего времени. Говорили о «потерянной классике XX века». История музыки прошедшего века знает немало примеров того, что творчество отдельных композиторов или целых музыкальных направлений предавали забвению. Сюда относятся многие представители музыки, которую в «Третьем рейхе» подвергали преследованиям как «выродившуюся», и лишь немногие из них смогли найти дорогу в музыкальную жизнь послевоенного времени.
Только в конце 1980-х годов начали вновь исполнять произведения таких еврейских композиторов, как Виктор Ульманн, Павел Хаас, Эрвин Шульхоф, Южеф Коффлер или Гидеон Кляйн, которые были убиты нацистами. Точно так же десятилетиями – до распада Советского Союза – продолжалось забвение русского авангарда 1910-х – 1920-х годов (Артур Лурье, Александр Мосолов, Сергей Протопопов, Николай Рославец, Леонид Половинкин, Гавриил Попов). Несколько лет назад началось изучение так называемой «Новой еврейской школы» (Александр Крейн, Михаил Гнесин, Лазарь Саминский, Александр Веприк, Иоаким Стучевский, Юлиуш Вольфсон, если назвать только немногих), которую в конце 1930-х годов погубили в равной степени и сталинизм, и национал-социализм.
Но судьба Всеволода Задерацкого составляет исключение даже на этом фоне. У всех названных композиторов была при жизни по крайней мере одна недолгая фаза, в течение которой их музыку можно было исполнять публично или издавать, прежде чем их подвергли гонениям и забыли. Случай Задерацкого – это прецедент. Никакой другой композитор подобного масштаба не подвергался в течение всей своей жизни столь последовательному политическому подавлению. Он никогда не получал возможности представить свою музыку общественности. Ни одно его произведение никогда не было напечатано, не известно ни одного достойного упоминания публичного исполнения их. То, что он физически пережил эпоху сталинизма, похоже на чудо; многие его сочинения не дожили до конца этого времени: Они были преднамеренно уничтожены или стали жертвами драматических условий жизни. Наследие, оставшееся после его смерти, хранила сначала его жена, а затем его сын, музыковед Всеволод Задерацкий-младший. Только теперь раскрывается перед нами примечательное творчество.
Задерацкий родился в 1891 году в Ровно на Украине, рос в южнорусском городе Курске и не позднее 1910 года приехал в Москву, где поступил в консерваторию. Он одновременно изучал композицию (у Сергея Танеева и Михаила Ипполитова-Иванова), фортепиано (у Генриха Пахульского) и дирижирование (у Александра Орлова). Параллельно он окончил юридический факультет Московского университета. Годы накануне Октябрьской революции во многом остаются неведомыми. Только недавно благодаря случайности стало известно, что в 1915 и 1916 годах Задерацкий был учителем музыки в царской семье. Тогда он почти каждую неделю ездил из Москвы в Санкт-Петербург, чтобы обучать наследника престола Алексея. По убеждению сына композитора, именно этот эпизод был решающей причиной для последующих систематических преследований и почти тотального изъятия его отца из советской музыкальной жизни.
В 1916 году Задерацкий был призван в русскую армию и в качестве офицера принимал участие в Первой мировой войне; позднее, в 1919-1920 годах, ему снова пришлось встать в строй, на этот раз в Белой армии в гражданскую войну. Его военная карьера окончилась пленом у красных, причем он едва не был расстрелян ими. Он был лично помилован Феликсом Дзержинским, и сослан в Рязань. Этот провинциальный город должен был стать только первой остановкой в ряду мест его ссылки. Всего лишь четыре года из своей жизни в Советском Союзе (с конца 1929 до 1934 года) Задерацкий смог провести в Москве. В остальное время у него был «волчий паспорт», с которым ему невозможно было жить в крупных городах. До конца 1930-х годов он относился к «лишенцам» - гражданам, лишенным избирательного права: это положение означало бесправие во многих отношениях. Например, «лишенец» не мог получить постоянной работы, не мог заниматься многими видами профессиональной деятельности, не мог иметь телефона и т.д. Жизнь Задерацкого вообще производит впечатление безнадежной, неравной борьбы: один музыкант против всемогущего государственного аппарата, который стремился разрушить его творчество или даже посягал на его жизнь.
Первая трагическая веха в этой жизни случилась уже в 1926 году: Задерацкого арестовали и без объяснения причин доставили в тюрьму. Но хуже всего было то, что при аресте были уничтожены все его рукописи. От всего написанного им до тех пор не сохранилось ни единой ноты. После этого была попытка самоубийства в тюрьме. Только через два года тюрьмы Задерацкий снова вышел на свободу. Обе его первые фортепианные сонаты, сочиненные сразу же после этого, своим необычно мрачным настроением и крайне суровым гармоническим языком свидетельствуют о тогдашнем душевном строе композитора. Вот начало второй фортепианной сонаты:
Не прошло и десяти лет, как последовал новый арест. Однако на этот раз Задерацкий принял меры предосторожности: Предчувствуя надвигающуюся беду, он попросил жену спрятать его рукописи. В мае 1937 года его доставили в тюрьму города Ярославль. При проведенном перед этим обыске в его квартире ничего не нашли, кроме концертных афиш оркестра под управлением Задерацкого. Среди них была программа с произведениями Вагнера и Рихарда Штрауса. Позже его жена узнала, что Задерацкий был арестован за «распространение фашистской музыки» и отправлен в трудовой лагерь «на Севере». Какой это был лагерь, ей нельзя было знать, ибо он был осужден на «десять лет заключения без права переписки».
«Тогда моя мать еще не знала, что эта формула обозначала верную смерть. Она начала бороться за возвращение своего мужа. Она поехала в Москву и встала в бесконечную очередь просителей к Михаилу Калинину. Только полтора года спустя она дождалась своей очереди: Осенью 1938 года она смогла (...) подать свое заявление. Сейчас трудно сказать, подействовало ли это, но в июле 1939 года В.П. {Задерацкий} был освобожден».
Он получил справку о том, что с 17 июля 1937 года по 21 июля 1939 года он находился в лагере «СевВостЛага» и был освобожден «ввиду закрытия дела».
«СевВостЛаг» управлял многими лагерями на северо-востоке Сибири, находившимися большей частью в долине реки Колымы – в самом суровом краю России, где условия жизни были особенно тяжелыми, а продолжительность жизни заключенных – особенно низкой. Как правило, она составляла не более четырех лет. Непостижимо, но именно в таком месте и при подобных условиях Задерацкий сумел создать одно из самых значительных своих произведений. Возникновение в ГУЛАГе в 1937/38 годах его «24 прелюдий и фуг для фортепиано» - это поступок беспримерной смелости и уникальной силы духа, феномен, который, по многим причинам, должен войти в историю музыки 20 века.
Во-первых, это было первое воскрешение в современной музыке знаменитого жанра эпохи барокко. Пол Хиндемит только в 1939 году создал свой «Ludus tonalis» в 12 тональностях, а Дмитрий Шостакович только в 1951 году – свои «24 прелюдии и фуги». С тех пор возникло много других произведений этого рода. Даже если сочинение Задерацкого осталось неизвестным и не могло повлиять на развитие музыки, ему все же принадлежит в этом отношении приоритет.
Во-вторых, необычны обстоятельства возникновения этого произведения. Хотя и под властью национал-социалистов были композиторы, которые, несмотря на крайние лишения, продолжали свою творческую работу, как, например, еврейские композиторы в «образцовом гетто» Терезиенштадт, или Оливье Мессиан, создавший в лагере для военнопленных свое знаменитое «Quatuor для конца времен». Однако в обоих этих случаях имелись некоторые основные материальные условия, такие, как бумага, карандаши, музыкальные инструменты и даже возможности для публичного исполнения. Несколько сопоставимо со случаем Задерацкого было бы только создание «Нонетта» чешского композитора Рудольфа Карела в тюрьме «Малой крепости» в Терезиенштадте. Наброски своего произведения Карел записывал карандашом на клочках бумаги; он умер, не успев закончить его.
И наконец, сочинение Задерацкого представляет собою подлинный шедевр, произведение высочайшего художественного достоинства, подкупающее слушателя оригинальным сочетанием барочной традиции с современным музыкальным языком. Оно будет опубликовано в Москве в конце 2007 года, то есть через 70 лет после его написания, и следует надеяться, что оно – как и другие произведения Задерацкого – найдет дорогу в репертуар исполнителей по всему миру. Сын композитора подробно рассказывает об условиях пребывания его отца в лагере:
«В.П. считался в лагере «рассказчиком историй». Это означало, что после работы и особенно зимой, когда долгая полярная ночь покрывала северную местность, начиналось его время. Заключенные собирались у огня и слушали его истории. В основном это были исторические рассказы, которые он знал превосходно. Речь шла об истории античной Греции и древнего Рима, о завоевании Америки, о европейских революциях и, конечно, об истории Российской Империи. Особый интерес вызывали юридические вопросы, сопоставление различных кодексов, в этом он был настоящим специалистом. В.П. был не единственным «рассказчиком историй». Как известно, среди политических заключенных было достаточно весьма образованных людей. Но благодаря своему особенному литературному дару и своему богатому метафорами языку он выдвинулся на первое место. Это впоследствии оказалось важно ему при освобождении. Когда ему разрешили ходить (это случилось, кажется, 22.7.1939), пути ему были открыты, но как бы он ушел? Регион нужно было колонизировать, и расчет правителей был прост: Освобожденные тоже должны были оставаться там. Чтобы уйти, нужно было добраться в Магадан, а там матросом или такелажным рабочим сесть на корабль во Владивосток. Только после этого можно было ехать дальш по железной дороге... В.П. рассказывал, что один из его постоянных слушателей – старый вор – при освобождении вынул изо рта золотое кольцо (которое о хранил там несколько месяцев) и дал ему со словами: «С ним ты пойдешь дальше». Можно предположить, что среди его слушателей были не только заключенные, но и охранники, во всяком случае он упоминал, что иногда он мог оставаться в бараке, вместо того чтобы работать (его норму выполняли другие!), иногда он мог сказаться больным. Другими словами, его несколько защищали, и у него иногда было дополнительное свободное время. Но самое важное заключалось в том, что он смог получить бумагу и каранаш. Он сумел убедить своих охранников, что будет писать только ноты, а не слова. Вспоминая об этом позже, он очень сожалел, что у него тогда не было ластика, поэтому ему приходилось сразу писать набело, «без права на ошибки». Не нужно особо подчеркивать, что в радиусе сотен километров не было ни одного пианино. Бумага, которую он раздобыл, была стопка бланков для телеграмм, тоненький блокнот (9,5 на 19,5 см) и несколько отдельных листов в клетку размером 14 на 20,5 см».
В начале 1940 года, то есть спустя полгода после освобождения, Задерацкий вернулся в Ярославль. Другими этапами в его скитальческой жизни были Мерке в Казахстане, Краснодар на юге России, Житомир на Украине, снова Ярославль и снова Житомир. Наконец, летом 1949 года он приехал в Львов (Лемберг), где впервые за многие годы нашел музыкальную среду, соответствующую его дарованию. Он был принят в консерваторию преподавателем фортепиано, камерной музыки и истории фортепианной игры. В это время он впервые попытался сделать свои сочинения «исполнимыми» посредством корректив музыкального языка. Он сочинил два фортепианных концерта для детей, которые в полной мере соответствовали поставленным партией требованиям народности, простоты и доступности.
Второй концерт использовал даже в качестве тематического материала исключительно украинские, русские и белорусские народные песни. Руководство украинского Союза композиторов похвалило это произведение и рекомендовало его для концерта Союза в Киеве. Но еще до премьерного исполнения этого сочинения в Львов из Москвы приехала комиссия советского Союза композиторов, которой было поручено разоблачить формалистов в провинции. Задерацкий со своей «непростой» биографией казался идеальной жертвой, и его произведение подверглось уничтожающей критике. Абсурдные упреки в его адрес повторял также московский журнал Союза «Советская музыка».
Эта травля, похоже, особенно сильно задела композитора, пережившего тюрьмы и ГУЛАГ. Вместо обычной тогда самокритики и благодарности за мудрые рекомендации, которой от него ожидали, он начал бороться за свою честь. Он писал гневные письма главному редактору «Советской музыки» Мариану Ковалю, Тихону Хренникову и руководителю «Музфондом» Союза композиторов В.Крюкову. Для того времени, когда одно-единственное неосторожное слово могло стоить человеку жизни. эти письма крайне необычны. Они исполнены гнева и сарказма и, по сути, подвергают сомнению всю систему административного руководства музыкальной жизнью. В своем письме Мариану Ковалю, главному редактору «Советской музыки», Задерацкий говорил без обиняков:
«Мои товарищи спрашивают меня, показывал ли я свое произведение в Москве, отправлял ли его туда по почте, или члены редакции познакомились с ним во Львове. Я отвечаю: нет. Все воодушевлены новейшими критическими методами, гениальной хваткой редакции. Я сказал бы, что это хватка смерти, точнее говоря, живые хватают мертвого. Такой хваткой можно задушить живого композитора. Но я давно уже умер как композитор – меня не играют и не печатают, и абсурдно хватать за горло мертвого, чтобы убить его. (...) Мы оба, Вы и я, понимаем, что Ваш поступок – уничтожить печатным словом произведение, которого вы не видели и не слышали (...) – это литературный погром, жестокое сведение счетов в стиле РАПМ с человеком, усомнившимся в непогрешимости секретарей Союза композиторов».
Задерацкий, очевидно, полагал, что ему уже нечего терять. Однако он ошибался. В этом споре он потерял здоровье. Тогда у него началась болезнь сердца, которая в последующие месяцы прогрессировала. В начале 1953 года он умер от инфаркта миокарда во время работы над своим скрипичным концертом.

"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
 Наследие Всеволода Задерацкого
Творческий путь Задерацкого можно разделить на четыре периода. О ранних произведениях, уничтоженных органами госбезопасности в 1926 году, почти ничего неизвестно. Сохранилось, по крайней мере, известие, что в их числе была одна опера, «Нос» по Гоголю – через год после ее уничтожения Шостакович начал работать над своей оперой на этот сюжет. Первые сохранившиеся произведения – фортепианные сонаты №1 и №2 – датированы 1928 годом и открывают собою второй период, продолжавшийся до 1932 года. В это время Задерацкий был связан с московской «Ассоциацией современной музыки». С деятелем ассоциации Александром Мосоловым его связывала личная дружба. Написанные тогда произведения – помимо сонат, сохранилось несколько фортепианных циклов и песни для голоса и фортепиано – отличает свободно атональный, экспрессивный музыкальный язык, в котором отчетливо заметны конструктивистские (в сонатах) и неоимпрессионистские (в фортепианных циклах) тенденции.
После 1932 года в товрчестве Задерацкого происходит стилистический поворот, отмеченный прежде всего обращением к неотональному музыкальному мышлению. Однако Задерацкий дает весьма индивидуальную интерпретацию тональности, функциональной гармоники почти не заметно, вместо этого он чаще пользуется колористическими формациями и модальными структурами с характерными cменяющимися ступенями, расширяющими диапазон до хроматической целостности. В центре этого периода стоит сочиненный им в лагере монументальный фортепианный цикл «24 прелюдии и фуги». До конца 1940-х годов было написано много других фортепианных произведений, оркестровых композиций (в том числе три «симфонических плаката»), одна камерная симфония для девяти инструментов, а также много вокальных произведений. Под влиянием событий 1948 года Задерацкий коренным образом изменил свой музыкальный язык. Сочинения последнего периода используют тональность в ее традиционном значении. Мелодический ряд очевидно опирается на славянский фольклор, он использует также цитаты из народных песен. В это время возникли, например, два фортепианных концерта для детей, симфония и скрипичный концерт.
Большинство композиций Задерацкого до сих пор существуют только в виде рукописей. Первая публикация вышла в Москве в 1969 году. Это был вокальный цикл «Поэма о русском солдате» на слова Александра Твардовского. В 1970-е годы издательство «Музична Украина» в Киеве опубликовало некоторые фортепианные сочинения, в том числе 24 прелюдии, 7 прелюдий и фуг, сонату №5 и три цикла конца 1920-х годов. В начале 1980-х годов в ГДР в издательстве «Петерс» в Лейпциге, было издано собрание фортепианных произведений раннего советского авангарда, в том числе две пьесы Задерацкого. Это издание до сих пор остается единственной публикацией его музыки за пределами бывшего СССР. В 2003 году музыкальная академия во Львове к 50-летию со дня смерти композитора начала издавать серию публикаций его музыки из восьми сборников. С 2004 года его сочинения издаются в Москве.

Перечень важнейших произведений Всеволода Задерацкого
Фортепианные сочинения
Соната №1 (1928), Львов (Сполом) 2003
Соната №2 (1928), Львов (Сполом) 2003
Соната №3 (1936), рукопись
Соната №4 (1939, написана предположительно в Магадане), Львов (Сполом) 2003
Соната №5 (1940): Киев (Музична Украина) 1979
Тетрадь миниатюр (1928), 5 пьес. Киев (Музична Украина) 1979; Москва (Дека-БК) 2004[54]
Микробы лирики (1929), 4 пьесы. Киев (Музична Украина) 1979[55]
Фарфоровые чашки (1932), 4 пьесы. Киев (Музична Украина) 1979
Тема с вариациями (1933), рукопись
24 прелюдии (1934), Киев (Музична Украина) 1970; Москва (Дека-БК) 2006
24 прелюдии и фуги (1937/38), рукопись, до сих пор издано в Киеве и Москве в общей сложности 7 прелюдий и фуг, издательство «Дека-БК» в Москве готовит полное издание.
Взморье, Персидский танец, Эпитафия (1940). Львов (Сполом) 2003
Восточный альбом (1940), 4 пьесы, рукопись
Листок из альбома (1941). Львов (Сполом) 2003; Москва (Дека-БК) 2004
Легенды (1944), 5 пьес. Львов (Сполом) 2003.
Кавказская рапсодия (1944), рукопись
Фронт (1944), сюита в 9 частях, рукопись
Родина (1944/46), сюита в 7 частях, издана: Львов (Сполом) 2003
Русская рапсодия (1947), рукопись
Серебряный ливень. Москва (Дека-БК), 2004
Многочисленные фортепианные транскрипции сочинений композиторов-классиков, рукописи
Камерная музыка
Камерная симфония для 9 исполнителей: кларнет, 2 трубы, 2 рожка, 2 тромбона, фортепиано и ударные (1940), рукопись, печатное издание готовит московское издательство «Дека-БК».
Идиллия «Соловьиный сад» для флейты и фортепиано (1945), рукопись
Соната для рожка и фортепиано (1948), рукопись
Оркестровые произведения
Лирическая симфониетта для струнного оркестра (1932), рукопись
Симфония «Фундамент» (1933) (сохранилась только вторая часть), рукопись
«Завод», симфонический плакат (1935), рукопись
«Конная армия», симфонический плакат (1935), рукопись
«Китайский марш», симфонический плакат (1935), рукопись
2 концерта для фортепиано с оркестром (для детей) (1949), рукопись
Концерт для домры с оркестром (или оркестра народных инструментов) (1949), рукопись
Симфония №1 (1951/52), рукопись
Концерт для скрипки с оркестром (1952\53), рукопись
Произведения для театра
Опера «Кровь и уголь» (1931), рукопись (сохранился только один акт)
Опера «Валенсианская вдова» (1940, 2-я редакция 1950), рукопись
Вокальные произведения
Более 100 песен на слова русских поэтов 20 века
________________________________________

Статья на сайте Шаламова написана  Яшей Немцовым - пианистом и музыковедом, живущим в Германии  (родился в Магадане). Как пианист он исполняет весь цикл "24 прелюдии и фуги" Задерацкого, но записал всего несколько.

"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
он одним из первых в 20-м веке написал цикл "24 прелюдии и фуги" для ф-но  (1937-1938), да каких -поражает степень концентрации мысли и чувства даже в тех двух прелюдиях и фугах, которые можно послушать

Lorina, если вы узнавали - записан ли на диски цикл Задерацкого "24 прелюдии и фуги" целиком ? Просто удивительно, если это до сих пор не сделано !
Кстати, из текста я понял, что ноты этого цикла уже изданы - это так или нет ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Lorina, если вы узнавали - записан ли на диски цикл Задерацкого "24 прелюдии и фуги" целиком ? Просто удивительно, если это до сих пор не сделано !
Кстати, из текста я понял, что ноты этого цикла уже изданы - это так или нет ?

Все не совсем так -по информации с сайта Шаламова цикл "24 прелюдии и фуги" Задерацкого  находится в рукописи. До сих пор  в Киеве и Москве издано  в общей сложности 7 прелюдий и фуг, но хорошая новость -  издательство «Дека-ВС» в Москве готовит полное издание.
На сегдняшний день информации о выходе этого цикла в издательстве нет. В предыдущие годы этим издательством были изданы два сборника Задерацкого:
Всеволод П. ЗАДЕРАЦКИЙ
Избранные сочинения для фортепиано
М.: «Дека-ВС», 2004
52 с.
Всеволод П. ЗАДЕРАЦКИЙ
24 прелюдии для фортепиано
М.: «Дека-ВС», 2005
56 с.
 http://www.deka-bc.ru/accents.htm

По поводу того, что пианист Яша Немцов исполняет весь цикл "24 прелюдии и фуги" я допустила неточность - он исполняет весь цикл "24 прелюдии", написанный в 1934 г.
 А из цикла "24 прелюдии и фуги" пока  в его исполнениие есть запись  только двух первых прелюдий и фуг (С-dur и a-moll).
Если появится новая информация по этому вопросу, я непременно сообщу.


"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 438
Как чудесно - оказывается, кроме пианиста Березовского у нас есть ещё и пианист Немцов! :)))) (прошу прощения за оффтоп :) )

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
 :))
не знаю, насколько он наш - Яша Немцов хоть и родился в Магадане, но живет в Германии.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А из цикла "24 прелюдии и фуги" пока  в его исполнениие есть запись  только двух первых прелюдий и фуг (С-dur и a-moll).
Если появится новая информация по этому вопросу, я непременно сообщу.

Стало быть, ноты "24-х пр.и фуг" не изданы.
Жаль.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
:))
не знаю, насколько он наш - Яша Немцов хоть и родился в Магадане, но живет в Германии.

:)) Ну мало ли: Абрамыч Березовский тоже не в Лондоне родился ! :))

Как чудесно - оказывается, кроме пианиста Березовского у нас есть ещё и пианист Немцов! :)))) (прошу прощения за оффтоп :) )

Ну да ! :)
Пианист Солженицын у нас уже есть ! :)) Кстати, он принялся дирижировать - вот счастье-то нам привалило !
Осталось найти дирижёра Путина и скрипача Чубайса.
« Последнее редактирование: Март 27, 2012, 10:43:33 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Представилась возможность продолжить этот поток, т.к. сегодня  побывала на концерте совр. музыки в Архиповском салоне, гле исполнялись и 8 прелюдий Задерацкого  из цикла "24 прелюдии" (1934).
Исполнял молодой пианист -аспирант Академии им. Маймонида, а также учится сейчас в Международной фортепианной академии в Имоле (Италия) в классе проф. Б. Петрушанского (а мы только недавно слушали Петрушанского с Дансингом Ал. Чайковского  :))
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=5132.msg81252#msg81252
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Кое-какие новости (и старости).
Сегодня в МГК в дневном концерте сыграли 2-ю сонату для ф-п Задерацкого, а в декабре (якобы, я этого концерта не нашёл) в МГК исполнят его 24 Прелюдии и фуги.
А ещё я прикупил диск, на котором исполняются 24 Прелюдии Задерацкого (которые без фуг) вкупе с 24 Прелюдиями Шостаковича.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
А исполнители не так существенны? :)
Я так понимаю, сегодня 2-ю сонату в музее Рубинштейна исполнил Даниил Екимовский, а прелюдии на диске записаны  Немцовым ?
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А исполнители не так существенны? :)
Я так понимаю, сегодня 2-ю сонату в музее Рубинштейна исполнил Даниил Екимовский, а прелюдии на диске записаны  Немцовым ?

Ну да :)
Хотелось бы прикупить таке 24 Прелюдии и фуги - но негде :)) Вот, может, наиграют в декабре, да и запишут.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
сегодня 2-ю сонату в музее Рубинштейна

Ведущий концерта был просто невыносим, он всех нас извёл тем, что запинался, заикался, повторял одно и то же и иногда даже по 3 раза. В конце его речей я уже начал дёргаться и, кажется, тоже впадать в ступор.
Интересно, о чём только думают эти организаторы, когда болтают по времени больше, чем звучит затем произведение? Безобразие. К любому выступлению, даже если это просто болтовня, нужно готовиться, как если бы сам играл, а то получается, что своим беканьем-меканьем лектор занимает время и раздражает публику.
Соната Задерацкого не содержит ничего радикального - по нашим временам ничего :)). Она представляет собой вполне организованное по гармонии и по тематизму произведение, при этом вполне осмысленное по форме. Слушать было интересно, хотя я прекрасно понимаю, что такие пьесы, если только они не попадут в руки мастеров, подобных Фаворину, не имеют никаких самостоятельных концертных перспектив.
Это, в общем, как рубрика "кино не для всех".
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Соната интересная с потрясающей кульминацией в средине, пианист правильно сделал, что сыграл ее предельно жестко, но местами выглядело чересчур истерично.
А 24 прелюдии и фуги, видимо, наконец издали или вот-вот издадут, там очень кропотливая работа шла по расшифровке записей, так что  в декабре, надо полагать, будет первое исполнение цикла в полном объеме. 
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я не нашёл, где и когда его будут исполнять. Это только со слов докладчика
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
14 ДЕКАБРЯ ВОСКРЕСЕНЬЕ
РАХМАНИНОВСКИЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
18.00
 
В. П. Задерацкий (1891—1953).
24 прелюдии и фуги для фортепиано.
Мировая премьера цикла

Исполнители:

Екатерина Мечетина
Андрей Гугнин
Никита Мндоянц
Арсений Тарасевич-Николаев
Федор Амиров
Владимир Овчинников
(фортепиано)

Вступительное слово —
доктор искусствоведения, профессор В. В. Задерацкий
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн PianoForum

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 7
Уточнение: В. Овчинников не участвует. Последние 4 прелюдии и фуги сыграет Андрей Ярошинский. Ждем всех интересующихся!

Оффлайн PianoForum

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 7
Да, забыла. Мелодия будет записывать. И ноты тоже будут!

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 150
Re: Всеволод Задерацкий (1891-1953)
« Ответ #19 : Декабрь 03, 2014, 07:42:38 »
В журнале «Piano-Форум» №№3-4 (15-16) за 2013 год в разделе ПЕРСОНА (который так порадовал Predlogoffa по отношению к М.Лидскому) есть интервью Александра Куликова с Яшей НЕМЦОВЫМ (далее целиком копирую текст из журнала, ни одного собственного слова не добавляю ) -
 «…музыкантом-просветителем, публикующим исследования музыки, подвергшейся гонениям на разных континентах планеты. Он взял на себя миссию возвращения к жизни отверженных эпохой тоталитаризма художественных ценностей.  Соединив в себе талант концертирующего пианиста и музыкального писателя, Я.Немцов стал фактически первооткрывателем для западного мира целого ряда бесценных явлений ХХ века.

АК: В прошлом сезоне Вы приняли участие в замечательном проекте Арно Люкера  в берлинском Кonzerthaus. Поясню для читателей суть  идеи: сначала публика знакомится с  сочинениями композитора ХХ века,  за этим следует дискуссия с участием модератора и исполнителя, а затем – повторное исполнение. В программе Вашего концерта были 24 Прелюдии Всеволода Петровича Задерацкого, кстати записанные на СD несколько лет назад. Как Вы открыли для себя эти сочинения?

ЯН: Журнал «Osteuropa» предложил мне написать статью о композиторах, побывавших в ГУЛАГе. Я с готовностью согласился, но у меня было мало материала. В процессе работы над статьёй я увидел  имя композитора Задерацкого, мне удалось  связаться с его сыном, профессором Московской консерватории Всеволодом Всеволодовичем Задерацким, который охотно выслал мне ноты и материалы о своем отце. Увидев 24 Прелюдии, я захотел не только написать о них, но и исполнить. Так и началось моё увлеченение творчеством Всеволода Петровича Задерацкого, которое сейчас занимает важное место в моей жизни.
По моему мнению,  Задерацкий – одна из самых значительных фигур русской музыки ХХ века. Проблемы заключаются в том, что из всего наследия сохранились преимущественно фортепианные и отчасти вокальные сочинения, что ставит композитора в неравные условия с его знаменитыми современниками, о творчестве которых мы можем судить целостно. Тем не менее , Задерацкий – выдающийся композитор с оригинальным музыкальным почерком. Сейчас  я работаю над его циклом из 24 Прелюдий и фуг, потрясающим сочинением, обладающим собственным стилем. Это колоссальный объем работы: хронометраж сочинения – около 3 часов,  и оно отличается особо сложным музыкальным языком и концепцией цикла. Я думаю, это сочинение будет моей основной работой в следующем году…
Должен сказать, что в Европе творчество Задерацкого вызывает огромный интерес. На упомянутом концерте в Берлине зал, несмотря на новое для публики имя, был полон и я радовался, видя в аудитории и молодых людей , и опытных меломанов. Я несколько раз исполнял цикл прелюдий Задерацкого и всегда встречал самый живой отклик. Люди часто подходили ко мне и сожалели, что не знали этой музыки раньше.»

P.S. В прошлом октябре в Малом зале Консерватории я слушала Шенберга "Пять пьес для оркестра" в исполнении А.Любимова и В.Попругина. Вначале прозвучали пьесы,  далее А.Любимов дал интереснейший  подробный разбор их, и опять повторное исполнение. Впечатление при повторном прослушивании было иное.


Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Дорогая lorina, я верю, что вы пойдёте на 24 Прелюдии и фуги Задерацкого.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
и я не буду вас оспаривать
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
и я не буду вас оспаривать

:))
Я думаю, концерт пройдёт в 3-х отделениях, 8х8х8, если уж начало намечено на 18-00. Судя по всему, номера цикла довольно объёмистые.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Был неправ: концерт прошёл в 2-х отделениях. Начался чуть позже 6-ти, а закончился чуть ли не в 10!
Грандиозно.
Как будто выслушал ВПЕРВЫЕ то ли полную версию "Бориса Годунова", то ли "Гибель богов"!
Колоссально.
Безусловно, громадное событие.
Из пианистов больше всех понравились Тарасевич и Мндоянц. Но играли все хорошо. Даже отлично.
« Последнее редактирование: Декабрь 14, 2014, 22:57:27 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
lorina, так вы там побывали? И Алька?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица