Автор Тема: Всеволод Задерацкий (1891-1953), композитор и пианист (автор цикла "24 прелюдии и фуги")  (Прочитано 23854 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Хочу познакомить вас с удивительным композитором  20-го в. Всеволодом Задерацким (1891-1953), сочинения которого никогда не исполнялись при его жизни, да и сейчас мы ничего не знаем о нем, а между тем он одним из первых в 20-м веке написал цикл "24 прелюдии и фуги" для ф-но  (1937-1938), да каких -поражает степень концентрации мысли и чувства даже в тех двух прелюдиях и фугах, которые можно послушать, к примеру  здесь http://classic-online.ru/ru/production/27833   
или скачать в чуть лучшем качестве здесь  http://files.mail.ru/P7TL58

 Немного информации из Википедии
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
Всеволод Петрович Задерацкий (21 декабря 1891, Ровно — 1 февраля 1953, Львов) — русский и украинский композитор и пианист.

Родился в семье чиновника железной дороги, уроженца Киевской губернии. После окончания гимназии в Курске поступил на юридический факультет Московского университета и в Московскую консерваторию. Учил музыке цесаревича Алексея (1915—1916). По окончании университета (1916) был призван в действующую армию — участвовал в Первой мировой войне. В 1918—1920 — в армии Деникина.
В дальнейшем продолжил учебу у Ипполитова-Иванова и Танеева, окончил консерваторию в 1923. Жил в Рязани. С середины 1920-х годов начал выступать как пианист, дал множество сольных концертов, выступал вместе с известным басом Григорием Пироговым.
В 1926 был арестован, заключен в рязанскую тюрьму, всё написанное композитором до этого времени было уничтожено. В 1929 получил разрешение жить и работать в Москве, с 1930 значился штатным композитором Всесоюзного радио, числился в творческом объединении АСМ (в 1932 было ликвидировано). В этот период были написаны опера «Кровь и уголь» (не сохранилась), симфония «Фундамент», циклы фортепианных миниатюр «Микробы лирики» (1928), «Тетрадь миниатюр» (1929), «Фарфоровые чашки» (1932), Лирическая симфониетта (1932), вокальный цикл для баса «Гротеск Ильи Сельвинского» (1931). Подвергался критике за формализм.
В 1934 был выслан в Ярославль, заочно учился в ГИТИСе. Написал три «Симфонических плаката», оперу «Валенсианская вдова» (по Лопе де Веге), две камерные симфонии, 24 прелюдии и фуги (1933—1937), множество вокальных сочинений, среди которых — цикл «De profundis».
В марте 1937 арестован в Ярославле, заключен в тюрьму, получил 6 лет без права переписки. В июле 1939 освобождён из Севвостлага (СВИТЛ) в связи с закрытием дела. В начале 1940 вернулся в Ярославль.
В начале Второй мировой войны эвакуирован с семьёй в город Мерке (Казахстан), потом — в Краснодар. Теме войны посвящены оратория «Зоя» (по поэме М. Алигер), вокальный цикл «Поэма о русском солдате» (по А. Твардовскому), сборник песен «Дыхание войны», фортепианная сюита «Фронт» (1944), другие сочинения.
С 1945 жил в Житомире, в 1946—1948 снова вернулся в Ярославль. Был делегатом первого Съезда советских композиторов (1948). С 1949 и до конца жизни жил во Львове, работал в консерватории. Выступал как пианист с сольными концертами во Львове, Дрогобыче, Коломые. Кроме фортепианных сочинений, им в эти годы были созданы концерты для скрипки и домры, симфония до минор, хоровая сюита и ряд других произведений.
Сын Всеволод Всеволодович Задерацкий (1935) — музыковед, профессор Московской консерватории. Автор идеи художественно-просветительской программы «Новое передвижничество», за осуществление которой удостоен Государственной премии России (2003). В июле 2009 в московском издательстве «Композитор» вышла книга В. В. Задерацкого об отце — «Per aspera…».
______________________
Хочу добавить, что сын В.В.Задерацкий является также гл. редактором интересного нового журнала PianoФорум, который выходит с 2010 г.


 
« Последнее редактирование: Ноябрь 25, 2014, 16:56:56 от Админ »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Удивительно, но цикл "24 прелюдии и фуги" В. Задерацкий написал в Колымском лагере будучи сосланным и имея в своем распоряжении только карандаш и стопку телеграфных бланков, т.е.  фактически вынужден был писать набело.
Более подробные сведения о  Задерацком  и в т.ч. о периоде создания им  цикла "24 прелюдии и фуги"  даны  на сайте Варлама Шаламова http://shalamov.ru/research/61/14.html

Всеволод Задерацкий
Когда в 2004 году состоялась концертная премьера некоторых произведений композитора Всеволода Задерацкого перед научным советом Московской консерватории, мнение членов совета было единодушно: Речь идет об одном из самых значительных русских композиторов своего времени. Говорили о «потерянной классике XX века». История музыки прошедшего века знает немало примеров того, что творчество отдельных композиторов или целых музыкальных направлений предавали забвению. Сюда относятся многие представители музыки, которую в «Третьем рейхе» подвергали преследованиям как «выродившуюся», и лишь немногие из них смогли найти дорогу в музыкальную жизнь послевоенного времени.
Только в конце 1980-х годов начали вновь исполнять произведения таких еврейских композиторов, как Виктор Ульманн, Павел Хаас, Эрвин Шульхоф, Южеф Коффлер или Гидеон Кляйн, которые были убиты нацистами. Точно так же десятилетиями – до распада Советского Союза – продолжалось забвение русского авангарда 1910-х – 1920-х годов (Артур Лурье, Александр Мосолов, Сергей Протопопов, Николай Рославец, Леонид Половинкин, Гавриил Попов). Несколько лет назад началось изучение так называемой «Новой еврейской школы» (Александр Крейн, Михаил Гнесин, Лазарь Саминский, Александр Веприк, Иоаким Стучевский, Юлиуш Вольфсон, если назвать только немногих), которую в конце 1930-х годов погубили в равной степени и сталинизм, и национал-социализм.
Но судьба Всеволода Задерацкого составляет исключение даже на этом фоне. У всех названных композиторов была при жизни по крайней мере одна недолгая фаза, в течение которой их музыку можно было исполнять публично или издавать, прежде чем их подвергли гонениям и забыли. Случай Задерацкого – это прецедент. Никакой другой композитор подобного масштаба не подвергался в течение всей своей жизни столь последовательному политическому подавлению. Он никогда не получал возможности представить свою музыку общественности. Ни одно его произведение никогда не было напечатано, не известно ни одного достойного упоминания публичного исполнения их. То, что он физически пережил эпоху сталинизма, похоже на чудо; многие его сочинения не дожили до конца этого времени: Они были преднамеренно уничтожены или стали жертвами драматических условий жизни. Наследие, оставшееся после его смерти, хранила сначала его жена, а затем его сын, музыковед Всеволод Задерацкий-младший. Только теперь раскрывается перед нами примечательное творчество.
Задерацкий родился в 1891 году в Ровно на Украине, рос в южнорусском городе Курске и не позднее 1910 года приехал в Москву, где поступил в консерваторию. Он одновременно изучал композицию (у Сергея Танеева и Михаила Ипполитова-Иванова), фортепиано (у Генриха Пахульского) и дирижирование (у Александра Орлова). Параллельно он окончил юридический факультет Московского университета. Годы накануне Октябрьской революции во многом остаются неведомыми. Только недавно благодаря случайности стало известно, что в 1915 и 1916 годах Задерацкий был учителем музыки в царской семье. Тогда он почти каждую неделю ездил из Москвы в Санкт-Петербург, чтобы обучать наследника престола Алексея. По убеждению сына композитора, именно этот эпизод был решающей причиной для последующих систематических преследований и почти тотального изъятия его отца из советской музыкальной жизни.
В 1916 году Задерацкий был призван в русскую армию и в качестве офицера принимал участие в Первой мировой войне; позднее, в 1919-1920 годах, ему снова пришлось встать в строй, на этот раз в Белой армии в гражданскую войну. Его военная карьера окончилась пленом у красных, причем он едва не был расстрелян ими. Он был лично помилован Феликсом Дзержинским, и сослан в Рязань. Этот провинциальный город должен был стать только первой остановкой в ряду мест его ссылки. Всего лишь четыре года из своей жизни в Советском Союзе (с конца 1929 до 1934 года) Задерацкий смог провести в Москве. В остальное время у него был «волчий паспорт», с которым ему невозможно было жить в крупных городах. До конца 1930-х годов он относился к «лишенцам» - гражданам, лишенным избирательного права: это положение означало бесправие во многих отношениях. Например, «лишенец» не мог получить постоянной работы, не мог заниматься многими видами профессиональной деятельности, не мог иметь телефона и т.д. Жизнь Задерацкого вообще производит впечатление безнадежной, неравной борьбы: один музыкант против всемогущего государственного аппарата, который стремился разрушить его творчество или даже посягал на его жизнь.
Первая трагическая веха в этой жизни случилась уже в 1926 году: Задерацкого арестовали и без объяснения причин доставили в тюрьму. Но хуже всего было то, что при аресте были уничтожены все его рукописи. От всего написанного им до тех пор не сохранилось ни единой ноты. После этого была попытка самоубийства в тюрьме. Только через два года тюрьмы Задерацкий снова вышел на свободу. Обе его первые фортепианные сонаты, сочиненные сразу же после этого, своим необычно мрачным настроением и крайне суровым гармоническим языком свидетельствуют о тогдашнем душевном строе композитора. Вот начало второй фортепианной сонаты:
Не прошло и десяти лет, как последовал новый арест. Однако на этот раз Задерацкий принял меры предосторожности: Предчувствуя надвигающуюся беду, он попросил жену спрятать его рукописи. В мае 1937 года его доставили в тюрьму города Ярославль. При проведенном перед этим обыске в его квартире ничего не нашли, кроме концертных афиш оркестра под управлением Задерацкого. Среди них была программа с произведениями Вагнера и Рихарда Штрауса. Позже его жена узнала, что Задерацкий был арестован за «распространение фашистской музыки» и отправлен в трудовой лагерь «на Севере». Какой это был лагерь, ей нельзя было знать, ибо он был осужден на «десять лет заключения без права переписки».
«Тогда моя мать еще не знала, что эта формула обозначала верную смерть. Она начала бороться за возвращение своего мужа. Она поехала в Москву и встала в бесконечную очередь просителей к Михаилу Калинину. Только полтора года спустя она дождалась своей очереди: Осенью 1938 года она смогла (...) подать свое заявление. Сейчас трудно сказать, подействовало ли это, но в июле 1939 года В.П. {Задерацкий} был освобожден».
Он получил справку о том, что с 17 июля 1937 года по 21 июля 1939 года он находился в лагере «СевВостЛага» и был освобожден «ввиду закрытия дела».
«СевВостЛаг» управлял многими лагерями на северо-востоке Сибири, находившимися большей частью в долине реки Колымы – в самом суровом краю России, где условия жизни были особенно тяжелыми, а продолжительность жизни заключенных – особенно низкой. Как правило, она составляла не более четырех лет. Непостижимо, но именно в таком месте и при подобных условиях Задерацкий сумел создать одно из самых значительных своих произведений. Возникновение в ГУЛАГе в 1937/38 годах его «24 прелюдий и фуг для фортепиано» - это поступок беспримерной смелости и уникальной силы духа, феномен, который, по многим причинам, должен войти в историю музыки 20 века.
Во-первых, это было первое воскрешение в современной музыке знаменитого жанра эпохи барокко. Пол Хиндемит только в 1939 году создал свой «Ludus tonalis» в 12 тональностях, а Дмитрий Шостакович только в 1951 году – свои «24 прелюдии и фуги». С тех пор возникло много других произведений этого рода. Даже если сочинение Задерацкого осталось неизвестным и не могло повлиять на развитие музыки, ему все же принадлежит в этом отношении приоритет.
Во-вторых, необычны обстоятельства возникновения этого произведения. Хотя и под властью национал-социалистов были композиторы, которые, несмотря на крайние лишения, продолжали свою творческую работу, как, например, еврейские композиторы в «образцовом гетто» Терезиенштадт, или Оливье Мессиан, создавший в лагере для военнопленных свое знаменитое «Quatuor для конца времен». Однако в обоих этих случаях имелись некоторые основные материальные условия, такие, как бумага, карандаши, музыкальные инструменты и даже возможности для публичного исполнения. Несколько сопоставимо со случаем Задерацкого было бы только создание «Нонетта» чешского композитора Рудольфа Карела в тюрьме «Малой крепости» в Терезиенштадте. Наброски своего произведения Карел записывал карандашом на клочках бумаги; он умер, не успев закончить его.
И наконец, сочинение Задерацкого представляет собою подлинный шедевр, произведение высочайшего художественного достоинства, подкупающее слушателя оригинальным сочетанием барочной традиции с современным музыкальным языком. Оно будет опубликовано в Москве в конце 2007 года, то есть через 70 лет после его написания, и следует надеяться, что оно – как и другие произведения Задерацкого – найдет дорогу в репертуар исполнителей по всему миру. Сын композитора подробно рассказывает об условиях пребывания его отца в лагере:
«В.П. считался в лагере «рассказчиком историй». Это означало, что после работы и особенно зимой, когда долгая полярная ночь покрывала северную местность, начиналось его время. Заключенные собирались у огня и слушали его истории. В основном это были исторические рассказы, которые он знал превосходно. Речь шла об истории античной Греции и древнего Рима, о завоевании Америки, о европейских революциях и, конечно, об истории Российской Империи. Особый интерес вызывали юридические вопросы, сопоставление различных кодексов, в этом он был настоящим специалистом. В.П. был не единственным «рассказчиком историй». Как известно, среди политических заключенных было достаточно весьма образованных людей. Но благодаря своему особенному литературному дару и своему богатому метафорами языку он выдвинулся на первое место. Это впоследствии оказалось важно ему при освобождении. Когда ему разрешили ходить (это случилось, кажется, 22.7.1939), пути ему были открыты, но как бы он ушел? Регион нужно было колонизировать, и расчет правителей был прост: Освобожденные тоже должны были оставаться там. Чтобы уйти, нужно было добраться в Магадан, а там матросом или такелажным рабочим сесть на корабль во Владивосток. Только после этого можно было ехать дальш по железной дороге... В.П. рассказывал, что один из его постоянных слушателей – старый вор – при освобождении вынул изо рта золотое кольцо (которое о хранил там несколько месяцев) и дал ему со словами: «С ним ты пойдешь дальше». Можно предположить, что среди его слушателей были не только заключенные, но и охранники, во всяком случае он упоминал, что иногда он мог оставаться в бараке, вместо того чтобы работать (его норму выполняли другие!), иногда он мог сказаться больным. Другими словами, его несколько защищали, и у него иногда было дополнительное свободное время. Но самое важное заключалось в том, что он смог получить бумагу и каранаш. Он сумел убедить своих охранников, что будет писать только ноты, а не слова. Вспоминая об этом позже, он очень сожалел, что у него тогда не было ластика, поэтому ему приходилось сразу писать набело, «без права на ошибки». Не нужно особо подчеркивать, что в радиусе сотен километров не было ни одного пианино. Бумага, которую он раздобыл, была стопка бланков для телеграмм, тоненький блокнот (9,5 на 19,5 см) и несколько отдельных листов в клетку размером 14 на 20,5 см».
В начале 1940 года, то есть спустя полгода после освобождения, Задерацкий вернулся в Ярославль. Другими этапами в его скитальческой жизни были Мерке в Казахстане, Краснодар на юге России, Житомир на Украине, снова Ярославль и снова Житомир. Наконец, летом 1949 года он приехал в Львов (Лемберг), где впервые за многие годы нашел музыкальную среду, соответствующую его дарованию. Он был принят в консерваторию преподавателем фортепиано, камерной музыки и истории фортепианной игры. В это время он впервые попытался сделать свои сочинения «исполнимыми» посредством корректив музыкального языка. Он сочинил два фортепианных концерта для детей, которые в полной мере соответствовали поставленным партией требованиям народности, простоты и доступности.
Второй концерт использовал даже в качестве тематического материала исключительно украинские, русские и белорусские народные песни. Руководство украинского Союза композиторов похвалило это произведение и рекомендовало его для концерта Союза в Киеве. Но еще до премьерного исполнения этого сочинения в Львов из Москвы приехала комиссия советского Союза композиторов, которой было поручено разоблачить формалистов в провинции. Задерацкий со своей «непростой» биографией казался идеальной жертвой, и его произведение подверглось уничтожающей критике. Абсурдные упреки в его адрес повторял также московский журнал Союза «Советская музыка».
Эта травля, похоже, особенно сильно задела композитора, пережившего тюрьмы и ГУЛАГ. Вместо обычной тогда самокритики и благодарности за мудрые рекомендации, которой от него ожидали, он начал бороться за свою честь. Он писал гневные письма главному редактору «Советской музыки» Мариану Ковалю, Тихону Хренникову и руководителю «Музфондом» Союза композиторов В.Крюкову. Для того времени, когда одно-единственное неосторожное слово могло стоить человеку жизни. эти письма крайне необычны. Они исполнены гнева и сарказма и, по сути, подвергают сомнению всю систему административного руководства музыкальной жизнью. В своем письме Мариану Ковалю, главному редактору «Советской музыки», Задерацкий говорил без обиняков:
«Мои товарищи спрашивают меня, показывал ли я свое произведение в Москве, отправлял ли его туда по почте, или члены редакции познакомились с ним во Львове. Я отвечаю: нет. Все воодушевлены новейшими критическими методами, гениальной хваткой редакции. Я сказал бы, что это хватка смерти, точнее говоря, живые хватают мертвого. Такой хваткой можно задушить живого композитора. Но я давно уже умер как композитор – меня не играют и не печатают, и абсурдно хватать за горло мертвого, чтобы убить его. (...) Мы оба, Вы и я, понимаем, что Ваш поступок – уничтожить печатным словом произведение, которого вы не видели и не слышали (...) – это литературный погром, жестокое сведение счетов в стиле РАПМ с человеком, усомнившимся в непогрешимости секретарей Союза композиторов».
Задерацкий, очевидно, полагал, что ему уже нечего терять. Однако он ошибался. В этом споре он потерял здоровье. Тогда у него началась болезнь сердца, которая в последующие месяцы прогрессировала. В начале 1953 года он умер от инфаркта миокарда во время работы над своим скрипичным концертом.

"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
 Наследие Всеволода Задерацкого
Творческий путь Задерацкого можно разделить на четыре периода. О ранних произведениях, уничтоженных органами госбезопасности в 1926 году, почти ничего неизвестно. Сохранилось, по крайней мере, известие, что в их числе была одна опера, «Нос» по Гоголю – через год после ее уничтожения Шостакович начал работать над своей оперой на этот сюжет. Первые сохранившиеся произведения – фортепианные сонаты №1 и №2 – датированы 1928 годом и открывают собою второй период, продолжавшийся до 1932 года. В это время Задерацкий был связан с московской «Ассоциацией современной музыки». С деятелем ассоциации Александром Мосоловым его связывала личная дружба. Написанные тогда произведения – помимо сонат, сохранилось несколько фортепианных циклов и песни для голоса и фортепиано – отличает свободно атональный, экспрессивный музыкальный язык, в котором отчетливо заметны конструктивистские (в сонатах) и неоимпрессионистские (в фортепианных циклах) тенденции.
После 1932 года в товрчестве Задерацкого происходит стилистический поворот, отмеченный прежде всего обращением к неотональному музыкальному мышлению. Однако Задерацкий дает весьма индивидуальную интерпретацию тональности, функциональной гармоники почти не заметно, вместо этого он чаще пользуется колористическими формациями и модальными структурами с характерными cменяющимися ступенями, расширяющими диапазон до хроматической целостности. В центре этого периода стоит сочиненный им в лагере монументальный фортепианный цикл «24 прелюдии и фуги». До конца 1940-х годов было написано много других фортепианных произведений, оркестровых композиций (в том числе три «симфонических плаката»), одна камерная симфония для девяти инструментов, а также много вокальных произведений. Под влиянием событий 1948 года Задерацкий коренным образом изменил свой музыкальный язык. Сочинения последнего периода используют тональность в ее традиционном значении. Мелодический ряд очевидно опирается на славянский фольклор, он использует также цитаты из народных песен. В это время возникли, например, два фортепианных концерта для детей, симфония и скрипичный концерт.
Большинство композиций Задерацкого до сих пор существуют только в виде рукописей. Первая публикация вышла в Москве в 1969 году. Это был вокальный цикл «Поэма о русском солдате» на слова Александра Твардовского. В 1970-е годы издательство «Музична Украина» в Киеве опубликовало некоторые фортепианные сочинения, в том числе 24 прелюдии, 7 прелюдий и фуг, сонату №5 и три цикла конца 1920-х годов. В начале 1980-х годов в ГДР в издательстве «Петерс» в Лейпциге, было издано собрание фортепианных произведений раннего советского авангарда, в том числе две пьесы Задерацкого. Это издание до сих пор остается единственной публикацией его музыки за пределами бывшего СССР. В 2003 году музыкальная академия во Львове к 50-летию со дня смерти композитора начала издавать серию публикаций его музыки из восьми сборников. С 2004 года его сочинения издаются в Москве.

Перечень важнейших произведений Всеволода Задерацкого
Фортепианные сочинения
Соната №1 (1928), Львов (Сполом) 2003
Соната №2 (1928), Львов (Сполом) 2003
Соната №3 (1936), рукопись
Соната №4 (1939, написана предположительно в Магадане), Львов (Сполом) 2003
Соната №5 (1940): Киев (Музична Украина) 1979
Тетрадь миниатюр (1928), 5 пьес. Киев (Музична Украина) 1979; Москва (Дека-БК) 2004[54]
Микробы лирики (1929), 4 пьесы. Киев (Музична Украина) 1979[55]
Фарфоровые чашки (1932), 4 пьесы. Киев (Музична Украина) 1979
Тема с вариациями (1933), рукопись
24 прелюдии (1934), Киев (Музична Украина) 1970; Москва (Дека-БК) 2006
24 прелюдии и фуги (1937/38), рукопись, до сих пор издано в Киеве и Москве в общей сложности 7 прелюдий и фуг, издательство «Дека-БК» в Москве готовит полное издание.
Взморье, Персидский танец, Эпитафия (1940). Львов (Сполом) 2003
Восточный альбом (1940), 4 пьесы, рукопись
Листок из альбома (1941). Львов (Сполом) 2003; Москва (Дека-БК) 2004
Легенды (1944), 5 пьес. Львов (Сполом) 2003.
Кавказская рапсодия (1944), рукопись
Фронт (1944), сюита в 9 частях, рукопись
Родина (1944/46), сюита в 7 частях, издана: Львов (Сполом) 2003
Русская рапсодия (1947), рукопись
Серебряный ливень. Москва (Дека-БК), 2004
Многочисленные фортепианные транскрипции сочинений композиторов-классиков, рукописи
Камерная музыка
Камерная симфония для 9 исполнителей: кларнет, 2 трубы, 2 рожка, 2 тромбона, фортепиано и ударные (1940), рукопись, печатное издание готовит московское издательство «Дека-БК».
Идиллия «Соловьиный сад» для флейты и фортепиано (1945), рукопись
Соната для рожка и фортепиано (1948), рукопись
Оркестровые произведения
Лирическая симфониетта для струнного оркестра (1932), рукопись
Симфония «Фундамент» (1933) (сохранилась только вторая часть), рукопись
«Завод», симфонический плакат (1935), рукопись
«Конная армия», симфонический плакат (1935), рукопись
«Китайский марш», симфонический плакат (1935), рукопись
2 концерта для фортепиано с оркестром (для детей) (1949), рукопись
Концерт для домры с оркестром (или оркестра народных инструментов) (1949), рукопись
Симфония №1 (1951/52), рукопись
Концерт для скрипки с оркестром (1952\53), рукопись
Произведения для театра
Опера «Кровь и уголь» (1931), рукопись (сохранился только один акт)
Опера «Валенсианская вдова» (1940, 2-я редакция 1950), рукопись
Вокальные произведения
Более 100 песен на слова русских поэтов 20 века
________________________________________

Статья на сайте Шаламова написана  Яшей Немцовым - пианистом и музыковедом, живущим в Германии  (родился в Магадане). Как пианист он исполняет весь цикл "24 прелюдии и фуги" Задерацкого, но записал всего несколько.

"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
он одним из первых в 20-м веке написал цикл "24 прелюдии и фуги" для ф-но  (1937-1938), да каких -поражает степень концентрации мысли и чувства даже в тех двух прелюдиях и фугах, которые можно послушать

Lorina, если вы узнавали - записан ли на диски цикл Задерацкого "24 прелюдии и фуги" целиком ? Просто удивительно, если это до сих пор не сделано !
Кстати, из текста я понял, что ноты этого цикла уже изданы - это так или нет ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Lorina, если вы узнавали - записан ли на диски цикл Задерацкого "24 прелюдии и фуги" целиком ? Просто удивительно, если это до сих пор не сделано !
Кстати, из текста я понял, что ноты этого цикла уже изданы - это так или нет ?

Все не совсем так -по информации с сайта Шаламова цикл "24 прелюдии и фуги" Задерацкого  находится в рукописи. До сих пор  в Киеве и Москве издано  в общей сложности 7 прелюдий и фуг, но хорошая новость -  издательство «Дека-ВС» в Москве готовит полное издание.
На сегдняшний день информации о выходе этого цикла в издательстве нет. В предыдущие годы этим издательством были изданы два сборника Задерацкого:
Всеволод П. ЗАДЕРАЦКИЙ
Избранные сочинения для фортепиано
М.: «Дека-ВС», 2004
52 с.
Всеволод П. ЗАДЕРАЦКИЙ
24 прелюдии для фортепиано
М.: «Дека-ВС», 2005
56 с.
 http://www.deka-bc.ru/accents.htm

По поводу того, что пианист Яша Немцов исполняет весь цикл "24 прелюдии и фуги" я допустила неточность - он исполняет весь цикл "24 прелюдии", написанный в 1934 г.
 А из цикла "24 прелюдии и фуги" пока  в его исполнениие есть запись  только двух первых прелюдий и фуг (С-dur и a-moll).
Если появится новая информация по этому вопросу, я непременно сообщу.


"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 435
Как чудесно - оказывается, кроме пианиста Березовского у нас есть ещё и пианист Немцов! :)))) (прошу прощения за оффтоп :) )

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
 :))
не знаю, насколько он наш - Яша Немцов хоть и родился в Магадане, но живет в Германии.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А из цикла "24 прелюдии и фуги" пока  в его исполнениие есть запись  только двух первых прелюдий и фуг (С-dur и a-moll).
Если появится новая информация по этому вопросу, я непременно сообщу.

Стало быть, ноты "24-х пр.и фуг" не изданы.
Жаль.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
:))
не знаю, насколько он наш - Яша Немцов хоть и родился в Магадане, но живет в Германии.

:)) Ну мало ли: Абрамыч Березовский тоже не в Лондоне родился ! :))

Как чудесно - оказывается, кроме пианиста Березовского у нас есть ещё и пианист Немцов! :)))) (прошу прощения за оффтоп :) )

Ну да ! :)
Пианист Солженицын у нас уже есть ! :)) Кстати, он принялся дирижировать - вот счастье-то нам привалило !
Осталось найти дирижёра Путина и скрипача Чубайса.
« Последнее редактирование: Март 27, 2012, 10:43:33 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Представилась возможность продолжить этот поток, т.к. сегодня  побывала на концерте совр. музыки в Архиповском салоне, гле исполнялись и 8 прелюдий Задерацкого  из цикла "24 прелюдии" (1934).
Исполнял молодой пианист -аспирант Академии им. Маймонида, а также учится сейчас в Международной фортепианной академии в Имоле (Италия) в классе проф. Б. Петрушанского (а мы только недавно слушали Петрушанского с Дансингом Ал. Чайковского  :))
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=5132.msg81252#msg81252
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Кое-какие новости (и старости).
Сегодня в МГК в дневном концерте сыграли 2-ю сонату для ф-п Задерацкого, а в декабре (якобы, я этого концерта не нашёл) в МГК исполнят его 24 Прелюдии и фуги.
А ещё я прикупил диск, на котором исполняются 24 Прелюдии Задерацкого (которые без фуг) вкупе с 24 Прелюдиями Шостаковича.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
А исполнители не так существенны? :)
Я так понимаю, сегодня 2-ю сонату в музее Рубинштейна исполнил Даниил Екимовский, а прелюдии на диске записаны  Немцовым ?
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А исполнители не так существенны? :)
Я так понимаю, сегодня 2-ю сонату в музее Рубинштейна исполнил Даниил Екимовский, а прелюдии на диске записаны  Немцовым ?

Ну да :)
Хотелось бы прикупить таке 24 Прелюдии и фуги - но негде :)) Вот, может, наиграют в декабре, да и запишут.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
сегодня 2-ю сонату в музее Рубинштейна

Ведущий концерта был просто невыносим, он всех нас извёл тем, что запинался, заикался, повторял одно и то же и иногда даже по 3 раза. В конце его речей я уже начал дёргаться и, кажется, тоже впадать в ступор.
Интересно, о чём только думают эти организаторы, когда болтают по времени больше, чем звучит затем произведение? Безобразие. К любому выступлению, даже если это просто болтовня, нужно готовиться, как если бы сам играл, а то получается, что своим беканьем-меканьем лектор занимает время и раздражает публику.
Соната Задерацкого не содержит ничего радикального - по нашим временам ничего :)). Она представляет собой вполне организованное по гармонии и по тематизму произведение, при этом вполне осмысленное по форме. Слушать было интересно, хотя я прекрасно понимаю, что такие пьесы, если только они не попадут в руки мастеров, подобных Фаворину, не имеют никаких самостоятельных концертных перспектив.
Это, в общем, как рубрика "кино не для всех".
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Соната интересная с потрясающей кульминацией в средине, пианист правильно сделал, что сыграл ее предельно жестко, но местами выглядело чересчур истерично.
А 24 прелюдии и фуги, видимо, наконец издали или вот-вот издадут, там очень кропотливая работа шла по расшифровке записей, так что  в декабре, надо полагать, будет первое исполнение цикла в полном объеме. 
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я не нашёл, где и когда его будут исполнять. Это только со слов докладчика
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
14 ДЕКАБРЯ ВОСКРЕСЕНЬЕ
РАХМАНИНОВСКИЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
18.00
 
В. П. Задерацкий (1891—1953).
24 прелюдии и фуги для фортепиано.
Мировая премьера цикла

Исполнители:

Екатерина Мечетина
Андрей Гугнин
Никита Мндоянц
Арсений Тарасевич-Николаев
Федор Амиров
Владимир Овчинников
(фортепиано)

Вступительное слово —
доктор искусствоведения, профессор В. В. Задерацкий
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн PianoForum

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 7
Уточнение: В. Овчинников не участвует. Последние 4 прелюдии и фуги сыграет Андрей Ярошинский. Ждем всех интересующихся!

Оффлайн PianoForum

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 7
Да, забыла. Мелодия будет записывать. И ноты тоже будут!

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 150
Re: Всеволод Задерацкий (1891-1953)
« Ответ #19 : Декабрь 03, 2014, 07:42:38 »
В журнале «Piano-Форум» №№3-4 (15-16) за 2013 год в разделе ПЕРСОНА (который так порадовал Predlogoffa по отношению к М.Лидскому) есть интервью Александра Куликова с Яшей НЕМЦОВЫМ (далее целиком копирую текст из журнала, ни одного собственного слова не добавляю ) -
 «…музыкантом-просветителем, публикующим исследования музыки, подвергшейся гонениям на разных континентах планеты. Он взял на себя миссию возвращения к жизни отверженных эпохой тоталитаризма художественных ценностей.  Соединив в себе талант концертирующего пианиста и музыкального писателя, Я.Немцов стал фактически первооткрывателем для западного мира целого ряда бесценных явлений ХХ века.

АК: В прошлом сезоне Вы приняли участие в замечательном проекте Арно Люкера  в берлинском Кonzerthaus. Поясню для читателей суть  идеи: сначала публика знакомится с  сочинениями композитора ХХ века,  за этим следует дискуссия с участием модератора и исполнителя, а затем – повторное исполнение. В программе Вашего концерта были 24 Прелюдии Всеволода Петровича Задерацкого, кстати записанные на СD несколько лет назад. Как Вы открыли для себя эти сочинения?

ЯН: Журнал «Osteuropa» предложил мне написать статью о композиторах, побывавших в ГУЛАГе. Я с готовностью согласился, но у меня было мало материала. В процессе работы над статьёй я увидел  имя композитора Задерацкого, мне удалось  связаться с его сыном, профессором Московской консерватории Всеволодом Всеволодовичем Задерацким, который охотно выслал мне ноты и материалы о своем отце. Увидев 24 Прелюдии, я захотел не только написать о них, но и исполнить. Так и началось моё увлеченение творчеством Всеволода Петровича Задерацкого, которое сейчас занимает важное место в моей жизни.
По моему мнению,  Задерацкий – одна из самых значительных фигур русской музыки ХХ века. Проблемы заключаются в том, что из всего наследия сохранились преимущественно фортепианные и отчасти вокальные сочинения, что ставит композитора в неравные условия с его знаменитыми современниками, о творчестве которых мы можем судить целостно. Тем не менее , Задерацкий – выдающийся композитор с оригинальным музыкальным почерком. Сейчас  я работаю над его циклом из 24 Прелюдий и фуг, потрясающим сочинением, обладающим собственным стилем. Это колоссальный объем работы: хронометраж сочинения – около 3 часов,  и оно отличается особо сложным музыкальным языком и концепцией цикла. Я думаю, это сочинение будет моей основной работой в следующем году…
Должен сказать, что в Европе творчество Задерацкого вызывает огромный интерес. На упомянутом концерте в Берлине зал, несмотря на новое для публики имя, был полон и я радовался, видя в аудитории и молодых людей , и опытных меломанов. Я несколько раз исполнял цикл прелюдий Задерацкого и всегда встречал самый живой отклик. Люди часто подходили ко мне и сожалели, что не знали этой музыки раньше.»

P.S. В прошлом октябре в Малом зале Консерватории я слушала Шенберга "Пять пьес для оркестра" в исполнении А.Любимова и В.Попругина. Вначале прозвучали пьесы,  далее А.Любимов дал интереснейший  подробный разбор их, и опять повторное исполнение. Впечатление при повторном прослушивании было иное.


Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Дорогая lorina, я верю, что вы пойдёте на 24 Прелюдии и фуги Задерацкого.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
и я не буду вас оспаривать
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
и я не буду вас оспаривать

:))
Я думаю, концерт пройдёт в 3-х отделениях, 8х8х8, если уж начало намечено на 18-00. Судя по всему, номера цикла довольно объёмистые.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Был неправ: концерт прошёл в 2-х отделениях. Начался чуть позже 6-ти, а закончился чуть ли не в 10!
Грандиозно.
Как будто выслушал ВПЕРВЫЕ то ли полную версию "Бориса Годунова", то ли "Гибель богов"!
Колоссально.
Безусловно, громадное событие.
Из пианистов больше всех понравились Тарасевич и Мндоянц. Но играли все хорошо. Даже отлично.
« Последнее редактирование: Декабрь 14, 2014, 22:57:27 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
lorina, так вы там побывали? И Алька?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 150
Re: Всеволод Задерацкий (1891-1953)
« Ответ #25 : Декабрь 15, 2014, 00:12:57 »
Потрясена и поражена. Невозможно представить, что все это было написано без инструмента, такой разнообразный и разнохарактерный цикл.... Надо слушать несколько раз. Надеюсь, что это можно будет осуществить.
Действительно все играли хорошо, но мне больше всего понравились Арсений Тарасевич-Николаев и Федор Амиров.

Понимаю, что это не по теме, но нашла два концерта, к которых принимает участие Федор Амиров в ближайшее время:
Концертный зал «Оркестрион»
11 января 2015, 14:00
«Когда поют деревья»
Светлана Виноградова (автор цикла, ведущая)
Александр Фомин (бас), Павел Студенников (флейта), Федор Амиров (фортепиано), Евгений Талисман (фортепиано), Константин Казначеев (скрипка)
В программе:
И. С. Бах, Лист, Сен-Санс, Дебюсси, Равель, Бородин


 Концертный зал «Оркестрион»
22 февраля 2015, 14:00
«Конь-огонь»
Светлана Виноградова (автор цикла, ведущая)
 Сергей Карякин (художественное слово), Федор Амиров (фортепиано), Евгений Талисман (фортепиано)
В программе:
П. Чайковский, Шуман, Шуберт, Глиэр, Лист, Римский-Корсаков
« Последнее редактирование: Декабрь 15, 2014, 00:34:35 от Алька »

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
lorina, так вы там побывали?
Да, побывала - цикл грандиозный и масштабный, очень  впечатлил. Все играли хорошо, но мне показалось, что Арсений Тарасевич-Николаев и Федор Амиров смогли глубже проникнуть во внутренний мир автора, в экстраординарных обстоятельствах сотворившего этот монументальный цикл. Обоим пианистам стоит играть этот цикл целиком.
« Последнее редактирование: Декабрь 15, 2014, 11:20:43 от lorina »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
В журнале «Piano-Форум» №№3-4 (15-16) за 2013 год в разделе ПЕРСОНА (который так порадовал Predlogoffa

За какой-какой год??
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
цикл грандиозный и масштабный, очень  впечатлил. Все играли хорошо, но мне показалось, что Арсений Тарасевич-Николаев и Федор Амиров смогли глубже проникнуть во внутренний мир автора, в экстраординарных обстоятельствах сотворившего этот монументальный цикл. Обоим пианистам стоит играть этот цикл целиком.

Возможно.
Всё же Амиров слабоват как пианист, но в записи, возможно, это не будет иметь существенного значения, т.к. в студии всегда можно переписать.
Тарасевичу немного не повезло, хотя и не повлияло существенно на художественный результат: когда он играл, к окнам Рахманиновского зала подогнали какой-то мощный дизель, и он грохотал в продолжение его выступления. Мне хотелось выйти на улицу и отматерить там, кого надо. Еле сдержался.
Также я ожидал обещанных нот, но их не было. Не особо надеясь на результат, я поискал их в интернете - и нашёл! Следить можно было по нотному тексту на планшете.
Кстати, Гугнин применил передовое ноу-хау - он играл по нотам, которые высвечивались перед ним на планшете, а листал страницы ногой, под которую подложил электронную педаль. Я ДАВНО ГОВОРИЛ, ЧТО ПОРА К ЭТОМУ ПЕРЕХОДИТЬ! Сколько можно листать ноты?
Конечно, устройства должны быть надёжны и удобны. Так, у Гугнина экранчик был слишком маленький, половина А4 примерно. Ну это чересчур мелко! Тем не менее, ему этого хватало: у него юношеская близорукость ещё не перешла в старческую дальнозоркость :)) Амиров и вовсе раскладывал расшитые страницы горизонтально на опущенном пюпитре, чтобы не листать.
Я так понял, что все они пользовались тем же электронным текстом, который нашёл и я.
В общем, было весело.
Есть у меня и замечания - не столько к кому-то конкретно, сколько сразу ко всем - ко всей нашей школе, которая тут проявилась во всей красе со всеми своими достоинствами и недостатками. Но это уже нужно сопоставлять с нотным текстом. Если буду делать отклик для Бельканто, то я об этом напишу.
В свете только что сказанного мне больше всех понравился Никита Мндоянц: он играл роскошно. Да, именно так - не просто технично и мощно, но именно роскошно. У других пианистов это качество не проявилось, а Мндоянц лучше всех владел не только градациями динамики, но и тембром. Так, у него единственного мне удалось расслышать ремарки, которые я обнаружил у автора, например, "пасторально" и т.д. У Мндоянца и впрямь было "пасторально" - ну просто очаровательно. А вот Мечетиной досталась ремарка "как орган" - ну ни черта у неё никакого не было даже намёка на органную звучность - сидела и однообразно долбила, как всегда., как отбойным молотком.
Вообще, многое было забавно ! :)) Вышла Мечетина и, поводя своими разудалыми плечами, по-мужицки своё отгрохала, а затем вышел Гугнин - и так нежно по-девичьи подал пиано :)) Обоих роднит только одно: однообразно-серый тембр. Ну не одарила их природа-мать свеобразием туше. А вот Мндоянца и Тарасевича - одарила. Даже Амиров В ЭТОМ плане был на высоте - но его звук был уж очень развратен местами до неприличия :), а манера игры развязна. Этакий музыкальный Распутин.
Играли все по нотам, но это правильно. Хотя я заметил, что многие знали почти весь текст наизусть.
У всех был разный динамический уровень, сразу ощущалось, что друг друга они до концерта не слушали - по крайней мере, не слушали внимательно. Конечно, если эту запись будут публиковать, инженеры уровень подравняют, но всё равно.
Впрочем, когда играют разные пианисты в одном концерте, такие различия почти неизбежны.
« Последнее редактирование: Декабрь 16, 2014, 12:25:40 от Админ »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
 
Даже Амиров В ЭТОМ плане был на высоте - но его звук был уж очень развратен местами до неприличия :)
это что-то совсем новенькое  и неслыханное  :o - укажите, пожалуйста эпизоды или такты такого распутства,чтобы хоть знать (и ссылку на ноты, конечно)
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
 мне уже подсказали, где искать ноты
http://classic-online.ru/uploads/000_notes/10600/10567.pdf

Кстати, о нотах, мы с  Алькой располагались сильно справа от сцены и  не заметили, что Гугнин , оказывается,применил суперсовременную технологию считывания нот.  Хорошо, что вы это отметили. Как это прекрасно, как это стильно, молодец, Андрей! Сейчас, я, конечно, вспоминаю, что при его исполнении я не видела никакого мелькания рук. Действительно, пора уже уходить от  допотопного метода перелистывания нот вручную, зачастую приводящего к различным казусам. Хотя и с применением электронных устройств возможны накладки, но все-таки, надеюсь, они  не так часто будут случаться, как при старом способе.
« Последнее редактирование: Декабрь 15, 2014, 17:11:34 от lorina »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 150
Re: Всеволод Задерацкий (1891-1953)
« Ответ #31 : Декабрь 15, 2014, 17:31:44 »
Недавно в треде Андрея Гугнина   rpb написала:
"Вот народец! Всё о себе, всё только о себе."

Rpb, я знаю, что Вы и не только Вы не могли быть на вчерашнем концерте и поэтому пишу для Вас и всех тех, кто вчера не слушал…
Премьера Цикла Прелюдии и фуги  Задерацкого настолько ГРАНДИОЗНА, что о ней нельзя написать два слова. Наверняка мои эмоции будут малопрофессиональны, но до сих пор не могу выйти из состояния потрясения и поэтому опишу весь концерт  поподробнее…

Народу пришло много,  просто гуляющих по Москве и зашедших на огонек не было. Из известных лиц, которые успела разглядеть - В.В. Горностаева с  Лукасом Генюшасом и А.Б.Любимов. В антракте собирались большими кучками и обсуждали. Было много цветов, особенно у Екатерины Мечетиной и В.В. Задерацкого.
До начала концерта в конференц-зале В.В.Заредацкий давал пресс-конференцию для избранных. Начали с небольшим опозданием,  В.В.Задерацкий говорил долго и интересно, а в это время исполнители высовывались из-за двери и ждали своего часа. Им досталось «много ожидания», но на качестве исполнения это не сказалось.

В.В.Задерацкий говорил о многом про своего отца: и о самых больших «проступках» Всеволода Петровича – наставничестве цесаревича Алексея в 1915-1916 годах и вступлении в белогвардейский Добровольческий батальон имени Деникина, и о собственноручной надписи Ф.Э. Дзержинского на личном деле «Сохранить музыканту жизнь», и о долгих годах забытия и запрета на любую композиторскую и публичную деятельность, и о многоразовых  арестах и ссылках в разные лагеря.

Сын Задерацкий рассказал, что в качестве «нотной бумаги» кроме телеграфных бланков, насыщенных трафаретными  начертаниями, в ход шли малюсенькие обрывки бумажек, где умещалось по одному такту....
Как это все удалось расшифровать и сложить воедино - так же непостижимо, как и то, что ЭТО ВСЕ ВЕЛИЧИЕ и НЕОБЫЧНУЮ ГАРМОНИЮ можно было написать. При всем кошмаре окружения - цикл естественно драматичный, но он не  удручающий. И слушать его не трудно, даже несмотря на большую протяженность по времени – больше 3 часов.

Могучий цикл, надрывый и в тоже время  очень мелодичный, красивый. Действительно неоромантизм. Такая обалденная полифония, причем в совершенно разных проявлениях. А уж на сколько он сложен технически - я вообще молчу. Это не подражания великим, совершенно самостоятельная музыка, но временами мне чудился то Скрябин, то  Рахманинов, то Дебюсси. Написано задолго до Прелюдий Шостаковича..... Как он мог слышать всю эту махину!! Хочется сказать «НЕ ВЕРЮ», но верить приходится – сама слышала этого КОЛОССА... Сознанием принять и охватить этот цикл, зная условия его написания,  нельзя. Так не бывает, потому что такого быть не может. Но он есть...

Весь цикл построен по принципу квинты: до мажор, ля минор, соль мажор, ми минор и т.д. Играли по 4 Прелюдии и фуги: Екатерина Мечетина,  Андрей Гугнин,  Никита Мндоянц,  Арсений Тарасевич-Николаев,  Федор Амиров,  Андрей Ярошинский. Все играли действительно хорошо. Даже если что-то мне не очень нравится в манере определенных исполнителей, именно в этих Прелюдиях и фугах все  как не странно слушалось адекватно. Все "четверки" Прелюдий и фуг абсолютно разнохарактерные и непохожие.

Тарасевич-Николаев играл очень лирично и это его  4 Прелюдии отличало от других - не знаю, на сколько это отвечает замыслам автора, но звучало великолепно.

Андрею Гугнину  достались  самые "немелодичные" 4 Прелюдии и фуги: 3 из них  - сплошное стаккато, сложный синкопированный рисунок, мне кажется ему трудно было проявить себя. Но Андрей сыграл очень вдумчиво, продуманно  и колоритно. На мой взгляд его Прелюдии были самыми сложными не с точки зрения техничности, а с точки зрения передачи настроения. Они как бы высвечивали внутренний настрой автора. Мне подумалось, что это мысли Задерацкого на нотном стане: печальные, ироничные, сумбурные,  стремительные и одновременно обо всем на свете и о ВЕЛИКОМ.

А Федор Амиров - это просто какой-то иной уровень исполнения, прорыв в другое пространство. Какая-то ворожба, таинство, от которого захватывает дух и плывет сознание. Он весь другой – в нем живут другие галактики и он их проявляет. Не знаю на сколько дар Амирова проявляется при исполнении произведений других авторов, но именно в Прелюдиях и фугах Задерацкого его «ворожба» была очень уместна. Я вспомнила, как А.Б.Любимов аккумулировал энергию по время исполнения Прелюдий К.Дебюсси – в какой-то мере я почувствовала вокруг себя живую энергию при исполнении Амирова.

Вот таким сумбуром я могу описать ЧУДО, с которым вчера довелось соприкоснуться. Уверена, что многие исполнители захотят играть весь цикл полностью – это явление невозможно отстранить от себя, один раз к нему прикоснувшись.

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Всеволод Задерацкий (1891-1953)
« Ответ #32 : Декабрь 15, 2014, 18:14:31 »
Rpb, я знаю, что Вы и не только Вы не могли быть на вчерашнем концерте и поэтому пишу для Вас и всех тех, кто вчера не слушал…

Спасибо большое!
Хотя я имела в виду другое (это было бы слишком - и самой не писать, и других упрекать за это): критику программ. "Я это произведение 500 раз в молодости послушал, и хватит поэтому уже его играть."

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Всеволод Задерацкий (1891-1953)
« Ответ #33 : Декабрь 15, 2014, 20:27:38 »
Написано задолго до Прелюдий Шостаковича.....

Задолго не до Прелюдий, а до Прелюдий и фуг.
Прелюдии его Задерацкий явно знал - и это слышно в его цикле. А вот Прелюдий и фуг его он знать не мог, ибо они были сочинены лишь в начале 50-х.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Всеволод Задерацкий (1891-1953)
« Ответ #34 : Декабрь 15, 2014, 20:39:03 »
Это не подражания великим, совершенно самостоятельная музыка, но временами мне чудился то Скрябин, то  Рахманинов, то Дебюсси

Абсолютно верно! Колокольность Рахманинова и Мусоргского в одних вещах, изящество и звуковой колорит импрессионистов - в других, принцип романтической Прелюдии и фуги Танеева, некоторые композиторские приёмы позднего Скрябина, а также Прокофьев, Шостакович и многие другие авторы, в т.ч. русские XIX века. Всё это там было, и всё это было переплавлено Задерацким во что-то своё, так что не воспринималось как плагиат, а скорее как идейное наследование.
Но я не согласен с одной мыслью, которую высказал во вступительном слове В.В.Задерацкий - ныне живущий и работающий сын композитора. Он сказал, что композитор Задерацкий сочинял фуги романтической эпохи, в которых есть нарастания и спады, кульминации, а у Баха, дескать, их нету, что его фуги "ровные". Я обратил внимание, что Горностаева на этих словах насторожилась :)) Меня так и подмывало подойти к ней и спросить: неужели она согласна с этой мыслью? Но я не стал подходить, потому что понял, что она (как и я) не согласна с этим утверждением. Дело не в том, что клавесин не мог обеспечивать динамических нарастаний, дело в самих свойствах музыки: я уверен, что кульминации в фугах Баха ИМЕЮТСЯ! Другое дело, что в старину их невозможно было подчеркнуть динамически, но идея-то нарастания и кульминации во многих его фугах явно имеется, и отнюдь не все фуги у него "ровные", хотя есть и такие.
Но это спор для теоретиков, а я своё мнение высказал.
Тем не менее, кульминациям Задерацкого отсутствие или присутствие кульминаций у Баха никак помешать не может :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 150
Re: Всеволод Задерацкий (1891-1953)
« Ответ #35 : Декабрь 17, 2014, 12:42:55 »
О концерте 14 декабря 2014 года

http://tvkultura.ru/article/show/article_id/125386

Оффлайн PianoForum

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 7
Во-первых, огромная благодарность всем, кто 14 декабря пришел!!!
Во-вторых, про ноты. То, что Вы нашли в инете, это набор издательства "Композитор". Там много ошибок. Пианисты играли по абсолютно выверенному (с рукописей) сыном композитора и мною набору, который осуществило Русское музыкальное издательство. Но тираж они выпустить не успели, обещают к марту. Всем желающим готова предоставить этот выверенный вариант!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Во-первых, огромная благодарность всем, кто 14 декабря пришел!!!
Во-вторых, про ноты. То, что Вы нашли в инете, это набор издательства "Композитор". Там много ошибок

Но хоть что-то для ориентира!
А официальное издание, конечно, ждём. В нём всё должно быть сделано по высшему разряду - такие вещи нужно выверять сразу. Если это не сделать, то впоследствии будет много проблем.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 488
Голос из прошлого

Мировая премьера 24 прелюдий и фуг Задерацкого

Валентин Предлогов, 21.12.2014 в 17:27

14 декабря в Рахманиновском зале Московской консерватории при участии шести пианистов состоялось уникальное музыкальное представление: мировая премьера 24 прелюдий и фуг Всеволода Петровича Задерацкого (1891-1953) — отечественного композитора и пианиста. То обстоятельство, что произведение было впервые целиком исполнено спустя 75 лет после его создания, невольно напоминает возрождение в исполнительской практике творений великого И. С. Баха в середине XIX века, пролежавших в полузабвении целый век, ибо даже «забракованная» в своё время Четвертая симфония Д. Д. Шостаковича не ждала своего часа так долго.

Концерт прошёл в двух отделениях. Он начался в 18 часов, а закончился чуть ли не в 22 часа! По окончании было такое ощущение, будто довелось впервые выслушать то ли полную версию «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского, то ли «Гибель богов» Р. Вагнера!

Далее: http://belcanto.ru/14122102.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 767
Свершилось долгожданное: на фирме "Мелодия" вышел диск с 24 прелюдиями и фугами Всеволода Задерацкого!
Еще не слушала - только что сама узнала :)
Вот ссылка на релиз: http://melody.su/catalog/classic/36438/
В записи участвуют наши замечательные молодые исполнители: Ксения Башмет, Юрий Фаворин, Никита Мндоянц, Лукас Генюшас, Андрей Гугнин и Андрей Ярошинский.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 810
21
ФЕВРАЛЯ
ВТОРНИК
РАХМАНИНОВСКИЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
1900
НАЧАЛО
КОНЦЕРТА
Концерт в рамках Международной научной конференции «В.П. Задерацкий: возвращение в историю»

Всеволод Петрович Задерацкий (1891-1953). Авторский вечер

К 125-летию со дня рождения композитора

Даниил Екимовский (фортепиано)

Яша Немцов (фортепиано) Германия

Анджей Белецкий (баритон)

Михаил Сегельман (фортепиано)

Оркестр и хор ДМШ Академического музыкального училища при Московской консерватории

Дирижёр –

Александр Хургин

Хормейстер –

Марина Цатурян

В программе:
В. П. Задерацкий
Соната №2 для фортепиано (1928)
Вокальный цикл «Поэма о русском солдате» на стихи А. Твардовского (1946)
Соната фа минор для фортепиано (1939)
«Арктическая симфония» для детского оркестра и хора (1935)

Оффлайн gram

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 7
21
ФЕВРАЛЯ
ВТОРНИК
РАХМАНИНОВСКИЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
1900
НАЧАЛО
КОНЦЕРТА
Концерт в рамках Международной научной конференции «В.П. Задерацкий: возвращение в историю»

Скажите, пожалуйста, есть ли запись этого концерта?!