Автор Тема: «Борис Годунов» Мусоргского в Большом театре  (Прочитано 52193 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #50 : Декабрь 08, 2012, 10:07:20 »

 В последней картине, пятясь из двери задом, Казаков вышел, и мне показалось, что платок уже был у него в правой руке, он им размахивал внизу и  в то же время как бы отмахивался от него, боялся его, крича: «Чур, дитя, не я твой лиходей!» Я сам обалдел, когда такое увидел, уж больно это было неожиданно. Хотя, вполне можно объяснить навязчивой идеей, красный – цвет крови, слишком явная, конечно, ассоциация, но тем не менее.
Ну так это не Джулия Ламберт, а Макбет и его Леди. :D

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #51 : Декабрь 08, 2012, 17:33:09 »
Итак, спектакль
"Борис Годунов"
1 декабря 2012:

Дирижер - Василий Синайский
Борис Годунов - Ферруччо Фурланетто

Ксения, его дочь - Алина Яровая
Федор, его сын - Александра Кадурина
Мамка Ксении - Евгения Сегенюк
Князь Василий Иванович Шуйский - Максим Пастер
Андрей Щелкалов, думный дьяк - Эльчин Азизов
Пимен, летописец-отшельник - Алексей Тихомиров
Самозванец под именем Григория - Всеволод Гривнов
Марина Мнишек, дочь сандомирского воеводы - Екатерина Губанова
Варлаам, бродяга - Владимир Маторин
Мисаил, бродяга - Юрий Маркелов
Хозяйка корчмы - Татьяна Ерастова
Юродивый - Станислав Мостовой
Никитич, пристав - Николай Казанский
Митюха, крестьянин - Григорий Шкарупа
Ближний боярин - Леонид Виленский (Бомштейн)
Кромской боярин - Леонид Виленский (Бомштейн)
Две бабы - Юлия Мазурова, Ирина Удалова

Честно говоря, участие знаменитого итальянского баса в этом спектакле, несмотря на появившиеся восторженные отзывы, вызывало у меня некоторое беспокойство: все-таки человек уже немолодой, сможет ли он восстановиться после своего первого спектакля 29-го ноября за такое короткое время? Но, должен признаться, что опасения как-то сразу рассеялись, когда я увидел и, главное, услышал Фурланетто. Ни старым, ни усталым он не выглядел. Грим был очень удачным. Голос завидного объема явно сохранил свою звучность и полетность. Вверху он звучал достаточно ярко и даже звонко, в середине в тембре, правда, иногда появлялась  маленькая «дребезжинка», красивый низ, пожалуй, был чуть слабее по звуку. Он очень хорошо выучил партию, не зная русского языка, явно понимал значение каждого спетого слова, но все-таки произношение стало для него основной проблемой. Конечно, для иностранца добиться слияния мягких согласных с последующей гласной – это задача трудная, практически невыполнимая, а в таком возрасте – особенно. Поэтому, как ни крути, а получается «ньет», «ньельзья», «тьяжко» и т.д. Но тут уж ничего не сделаешь! Кстати, монолог «Скорбит душа» у певца лучше всего получился – и с точки зрения вокала, и с точки зрения произношения. Потом он, наверное, уже немного уставать стал от борьбы с русской фонетикой. И гласный «у» у него почти всегда получался немного гнусавым. Пел Фурланетто очень аккуратно, пожалуй, чуть медленнее других исполнителей, старался очень тщательно выпевать все окончания, иногда они у него даже от слов отрывались. Вообще, концы некоторых фраз он «не успевал вывернуть» и они чуть проваливались. Иногда он чуть злоупотреблял скандированием. Но, что характерно, никаких портаменто, которых я боялся, не было. И, самое главное, он, по-моему хорошо чувствовал образ. Играл с удовольствием, но при этом почти не переигрывал (разве что мне показалось. что в сцене, где он Шуйского выгоняет, немного «поднажал»), но в основном рисунок роли был достаточно сдержанным и выдержанным в пределах хорошего вкуса, чувствовалось, что ему очень нравится наша постановка, он изо всех сил старался в нее получше вписаться, естественно, не теряя при этом своей индивидуальности. Да и со своими партнерами он контактировал, по-моему, неплохо. Мне кажется, он выполнил свое обещание, данное в одном из интервью, где он сказал что-то вроде: «Я обещаю, что мой Борис будет честным». Да, это был, безусловно, честно сделанный образ и честное исполнение.
Алина Яровая хорошо спела Ксению – очень цельно и связно, такой печальный трогательный образ у нее получился. Тембр чистый и красивый, но самому голосу все-таки немного звучности не хватило.
Особенно это было заметно на фоне потрясающего голоса Евгении Сегенюк в партии Мамки. Шикарный объемный звук исключительно красивого и единственного в своем роде тембра, голос абсолютно ровно прозвученный снизу доверху, и как прозвученный! И дикция прекрасная, и актерская игра. Я прошлый раз наслаждался этой сценой, а в этот раз было еще лучше! Спасибо!
Опять-таки, на фоне Сегенюк меццо Кадуриной в партии Федора звучало ярко и звонко, но не так объемно и не так ровно – низ чуть хуже. Но смотреть на Федора было одно удовольствие! Фигурка идеальная!
Про Пастера-Шуйского можно написать целую книгу, причем, с историческими отступлениями. Прекрасный вокал, замечательная игра, ярчайший образ. Голос, который я могу слушать 24 часа в сутки и отдыхать душой. И смотреть всегда интересно – на сцене личность!
Об Алексее Тихомирове в партии Пимена я уже достаточно подробно писал в посвященной ему теме вот здесь. http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=3034.225
Я очень рад, что эта партия именно в этой  замечательной постановке позволила Тихомирову так ярко продемонстрировать все его достоинства. Хотя, почему же все? Наверняка, и другие грани его таланта раскроются в других партиях, хочется верить, что, в том числе, и на этой славной сцене. А Пимен его запомнится надолго. Да, конечно, голос, тембр очень «подошли», и темперамент тоже, но все равно, ясно, что без долгой, последовательной, вдумчивой и кропотливой работы на таком высоком уровне партию не подготовишь. И когда усилия увенчиваются таким успехом, всегда очень приятно.
Продолжение следует…

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #52 : Декабрь 09, 2012, 11:34:28 »
Уважаемый Predlogoff! Постараюсь ответить на все Ваши вопросы. Информацию о предполагавшемся участии Бурчуладзе в «Князе Игоре» я прочитал вчера на  нашем форуме вот здесь: http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=6600.45
---------------------------------------------------------------------------
Борис Годунов выручил Князя Игоря
 Газета "Вечерняя Москва"

 http://vmdaily.ru/news/boris-godunov-viruchil-knyazya-igorya1354624286.html

Ох, я пропустил !! Спасибо, что напомнили ! :))
Да, так и есть.

Пожалуй, и на моей памяти зловещая тишина после «Как во городе…» впервые. Конечно, спето было неважно, но все-таки не так уж ужасно, чтобы совсем уж не похлопать

Да я хотел было пару раз хлопнуть, но все так сурово молчали, что я не решился :)))))) Хотя и музыка шикарная, и дирижёр паузу выдержал, но это никого не сподвигло.
Однако исполнение этого номера мне показалось всё же слабым во всех смыслах, в т.ч. и по динамике - ни в какое сравнение с маторинским не шло: в исполнении Маторина было нечто мефистофельское, как оно и должно здесь быть, наверное.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #53 : Декабрь 09, 2012, 13:11:50 »
Да я хотел было пару раз хлопнуть, но все так сурово молчали, что я не решился :)))))) Хотя и музыка шикарная, и дирижёр паузу выдержал, но это никого не сподвигло.
Однако исполнение этого номера мне показалось всё же слабым во всех смыслах, в т.ч. и по динамике - ни в какое сравнение с маторинским не шло: в исполнении Маторина было нечто мефистофельское, как оно и должно здесь быть, наверное.
Согласен. Про Варлаама и Мисаила я еще напишу поподробнее.

Helene

  • Гость
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #54 : Декабрь 09, 2012, 13:19:58 »
А про ЮродивАго?)))

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #55 : Декабрь 09, 2012, 13:29:57 »
А про ЮродивАго?)))
Да практически про всех напишу, еще ведь много осталось. Терпение.

Helene

  • Гость
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #56 : Декабрь 09, 2012, 16:55:40 »
А про ЮродивАго?)))
Да практически про всех напишу, еще ведь много осталось. Терпение.
Александр, и уделите, пожалуйста, внимание трактовке образа Юродивого. Вот я тут вижу три варианта (но, конечно же, будут и промежуточные):
1. Просто психически больной человек, олигофрен - внешне изобразить можно, но есть опасность съехать в кривляние, переиграть, да и неинтересно это. Не думаю, что кто-то из артистов этим ограничится.
 
2. Совсем даже не слабоумный, а наоборот себе на уме - как шуты при королях. Под маской "дурака" возможность говорить то, что думаешь. В одой записи ЦОПовского спектакля, которую мне любезно предоставила Дилетант,  Станислав Мостовой, когда он пел "как ты зарезал маленького царевича", как-то даже хитренько зыркнул на Бориса - никакого безумия в глазах! а только небольшая опаска, но и в то же время "а ничего мне за это не будет!".))

3. Это вариант Татаринцева в "Сценах из Бориса Годунова". Скорее не юродивый, а блаженный - существо явно сакральное,  имеющее связь с высшими силами, но не безумное ни разу. Тут не только высочайшее мастерство артиста требуется, но и его духовность, глубина чувств, его собственное Я, плюс занебесное (как выразился однажды Дулькамара) пение. Это почти святой - да и не почти: таких юродивых канонизировали.

Вот каких Юродивых видели Вы, Александр во всех посещённых спектаклях?

Про Мостового скажу, что я его слушала в феврале этого года - наверно, это был второй спектакль? Причём непосредственно после Татаринцева. Мне очень тогда понравилось пение Станислава, его голос для этой партии прекрасно подошёл и звучал отлично, без напряжения, красиво (намного лучше, чем у Самозванца). Как было сыграно - внешне очень ярко, но мне не хватало той глубины, что у Татаринцева, я об этом тоже писала. Но с тех пор Станислав постоянно работает над этой ролью, и, как пишут, в разных составах играет её по-разному. Вот об этом и хотелось бы прочитать. Он уже , наверно, довёл её до совершенства.)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #57 : Декабрь 09, 2012, 17:04:19 »
Вот каких Юродивых видели Вы, Александр во всех посещённых спектаклях?

Вы не упомянули возможности реализации смешанных характеров :))
Если же говорить конкретно о Мостовом, то из перечисленного вами он скорее играл "шута при короле". Эта ассоциация у меня выработалась независимо от ваших слов, но вы нашли точную аналогию. На мой взгляд, это весьма отчётливо просматривалось и прослушивалось.
И ещё одну важную вещь вы сказали: ЭТО ЗАВИСИТ ОТ КОНТЕКСТА ! То бишь от остального состава.
А вот от исполнителя партии Бориса зависит в целом едва ли не весь спектакль. К примеру, Фурланетто явил такой образ Бориса, на фоне которого все остальные герои и народные картины обрели гораздо большую мощь. На мой взгляд, Фурланетто играл психологически сломленного слабака, у которого всё валилось из рук и вокруг которого всё рушилось. Поэтому и восстание под Кромами, и Самозванец, и всё окружение Бориса выглядело более грозным и самостоятельным в своих поступках и интригах.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Helene

  • Гость
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #58 : Декабрь 09, 2012, 17:11:00 »
Упомянула! Я сказала буквально следующее: Вот я тут вижу три варианта (но, конечно же, будут и промежуточные). У меня Борисом был Белосельский.)

И ещё. Есть тут у нас учёные богословы? (Локи, ау!). Пусть бы разъяснили разницу между юродивым и блаженным.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #59 : Декабрь 09, 2012, 17:24:17 »
И ещё. Есть тут у нас учёные богословы? (Локи, ау!). Пусть бы разъяснили разницу между юродивым и блаженным.

Локи обиделся, что мы прокляли Пусек ! :))
Но ей-богу, это не тот предмет, который стоило бы восхвалять, а тем более, возвышать, как бы ни относиться к РПЦ и её нынешним иерархам.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #60 : Декабрь 09, 2012, 17:48:09 »
Упомянула! Я сказала буквально следующее: Вот я тут вижу три варианта (но, конечно же, будут и промежуточные). У меня Борисом был Белосельский.)

Вы увидели и услышали лучшего Бориса из всех тех, на кого я ходил за последний год в Большой театр ! В подаче Белосельского Борис выглядел правителем, поставленным обстоятельствами в очень сложное положение, приём, он отнюдь не выглядел сломленным, хотя испытывал давление со всех сторон. Ведь Мусоргский оставляет по сути открытым вопрос о "виновности" Бориса в смерти царевича Димитрия: все моральные мучения Бориса выглядят у Белосельского как моральная ответственность за всё то, что происходило на Руси при нём, а не как личная ответственность за конкретную смерть. Просто эта смерть и связанные с нею галлюцинации становится в исполнении Белосельского как бы средоточием всех несчастий, в т.ч. и жуткого неурожая, связанного с тогдашним "минимумом Маундера", как это мы называем сегодня, и интриг, и бунтов, и т.д. А сам образ Бориса получился у него человечным и возвышенным, морально чистым. Это весьма необычно, поэтому я и говорил, что это какое-то новое слово в подаче этого образа. У Белосельского Борис бредит этой смертью не потому, что он был её инициатором, а по той причине, что его, переутомлённого всеми навалившимися на него обстоятельствами, в результате сведшими его в могилу, просто клинит уже на чём попало, в т.ч. и на этой НЕСПРАВЕДЛИВО приписываемой ему смерти. В то же время он понимает, что эта смерть ОБЪЕКТИВНО ему как государственному деятелю расчищала дорогу к трону, отсюда и "вина" - вина за "волю народа", как он её себе представлял. Отсюда и "совесть", и т.д., что обстоятельства так сложились, что ему приписывают и убийства, и неурожаи, и всё подряд.
В общем, у Белосельского образ Бориса становится столь многогранным, что это наводит на мысль о неоднозначности трактовки самой личности Бориса. Мы привыкли видеть у Мусоргского (и у русских историков, и у Пушкина) Бориса кающегося за преступление, виновного, разбитого своей совестью за убийство, но возможен, оказывается, и иной подход - можно увидеть Бориса как вождя, ответственного за всё происходящее во времена его правления. А это уже нечто ИНОЕ, нежели просто "совестью лютая" за "мальчика кровавого", которого он, оклеветанный, вовсе и не убивал своим приказом.
Я готов в этом видеть нечто фрейдистское, но не в том плане, чтобы "осовременить", а в том смысле, что ощущение катастрофы, выраженной в разнообразных событиях, может концентрироваться на конкретном событии, обретающем в воспалённом мозгу вселенские масштабы. Хотя ясно, что без всего остального смерть Димитрия не свела бы Бориса в могилу, особенно же если он не приказывал его убивать.
Эта мысль вообще остаётся у Мусоргского "за кадром" и я явном виде не артикулирована. Так что Белосельский имел право мыслить и так, как он нам свою роль преподнёс.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #61 : Декабрь 09, 2012, 17:52:23 »

И ещё. Есть тут у нас учёные богословы? (Локи, ау!). Пусть бы разъяснили разницу между юродивым и блаженным.

Зачем вам Локи, послушайте лучше ученого. Чрезвычайно интересно, не пожалеете.
http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20898/video_id/166085

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #62 : Декабрь 09, 2012, 18:40:54 »
Итак, продолжим о спектакле 1 декабря 2012 года.
Эльчин Азизов в роли Щелкалова порадовал яркой внешностью и богатым тембром. Правда, его голосу, как мне показалось, на этот раз немного не хватало объема. И еще отмечалась небольшая тенденция к тремоляции наверху.
Впрочем, может быть, я ошибаюсь или мне это показалось на фоне мощного голоса Николая Казанского, исполнявшего партию Пристава. Я уже не первый раз с удовольствием слушаю его в этой небольшой роли. Его очень звучный голос прорезает любой оркестр, да и внешне он выглядит весьма внушительно. И главное, каждое слово доходит, даже экзотическое «Нишкни!».
Партию Самозванца в этом спектакле (как, между прочим, и в спектакле 5 декабря) исполнял Всеволод Гривнов. Он находится в неплохой вокальной форме, уверенно озвучивая весь диапазон. У него достаточно крепкий и, главное, выносливый голос. Четыре раза за семь дней спеть такую партию – это не шутки. С верхним регистром тоже нет никаких проблем. Да, тембр и манера, что называется, на любителя. Голос немного гнусавый, пожалуй, подходящий к партии монаха-авантюриста, но слишком характерный для партии героя-любовника, каким он должен предстать в сцене у Фонтана, и, честно говоря, не такой плотный, как бы мне, например, хотелось. А манеру я нахожу несколько занудной. Но по сравнению с другим исполнителем вокально Гривнов, несомненно, выглядел весьма достойно. Играл он, на мой взгляд, похуже, чем Муравицкий – более вяло (особенно в спектакле 1 декабря), но добросовестно и абсолютно точно отыгрывал все положенные мизансцены, да и с текстом у него никаких проблем не было. Меня только немного раздражали его манера иногда покачиваться из стороны в сторону, чуть дирижируя правой рукой, и еще лишние «э» перед некоторыми фразами. Впрочем, это не так важно. А за свой профессионализм и работоспособность певец, безусловно, заслуживает уважения.
С большим нетерпением я ожидал новой встречи с Екатериной Губановой в партии Марины Мнишек. Мне очень нравится ее голос. Губанова спела Марину очень хорошо – пожалуй, вокально безупречно. Но мне все-таки немного не хватало темперамента и разнообразия в смене интонаций. Она была очень расчетлива и холодна, как лед. В полном соответствии с текстом оперы. Понятно, что Марина является орудием в руках Рангони и иже с ним. Но возникает вопрос, каким способом она намерена привлечь к себе Самозванца, вскружить ему голову до такой степени, чтобы он ничего не соображал? Эта Марина выбрала путь неприступной холодности и надменности. Такая Снежная королева – совершенно ослепительная, между прочим! Но, честно говоря, она выглядела настолько неприступной, что взять Москву было, было действительно, куда легче, чем завоевать такую женщину. Впрочем, Самозванец на то и был одним из самых бесстрашных авантюристов в русской истории. В любом случае, сцена у Фонтана стала безусловным украшением этого спектакля – разумеется, и благодаря участию Губановой.
Еще одним украшением спектакля, конечно, стал образ Варлаама, созданный Владимиром Маториным. Я, разумеется, ожидал, что Маторин прекрасно споет и сыграет Варлаама, но чтобы до такой степени! Это был не просто один конкретный Варлаам – это был архетипический образ, очень характерный для Руси и, кстати, до сих пор актуальный. Он воплощал совершенно уникальное, характерное, пожалуй, только для нашей родины сочетание качеств. Лихая удаль, авантюризм, гибкость и изворотливость, и, в то же время, трагедия маленького человека, вылезающая наружу только в полубессознательном состоянии после хорошей чарки. Замечательная актерская и вокальная работа! Неувядающий голос (как я понял, Маторин на год старше Фурланетто) расцвел всеми своими тембрами и обертонами. Исключительно выразительное исполнение не только знаменитой песни «Как во городе было, во Казани», но и печально-трагической «Как едет ён» (которой исполнители обычно не уделяют должного внимания!), всех игровых сцен (где он был просто неподражаем!), а также очень важных дуэтов с Мисаилом в сцене под Кромами. Я, кажется,  впервые услышал там все слова. Кстати, Юрий Маркелов составил хороший дуэт Маторину, возможно, звук у него не такой убойный, но пели они очень слаженно, что немаловажно для сцен с участием их персонажей. И играл Маркелов тоже очень хорошо. А что касается Маторина, то я даже вспомнил замечательного певца Артура Эйзена, которого я регулярно слышал в этой партии в 80-е годы. Кстати, тот каждый раз придумывал что-то новое для своей роли. В этой связи мне было бы очень интересно сходить на выступление Маторина еще раз (а может быть и не один).
Татьяна Ерастова в партии Шинкарки понравилась мне своим полноценным звуком, хорошей дикцией и интересной актерской игрой. Очень симпатичная женщина. Я люблю ее слушать, и в 80-е тоже ее слушал, правда. в других партиях.
Григорий Шкарупа в партии Митюхи прозвучал, как мне показалось, немного жидковато, но внятно. Певец еще совсем молодой, я думаю. его голос еще формируется и со временем тембр станет богаче. Да и опыту он наберется.

Вот фото с поклонов 01 декабря 2012 г. слева направо: Пастер, Фурланетто, Синайский, Губанова, Гривнов.

http://fotki.yandex.ru/users/a-schwarzenstein/view/510332/
« Последнее редактирование: Декабрь 09, 2012, 22:13:57 от Schwarzenstein »

Helene

  • Гость
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #63 : Декабрь 09, 2012, 18:50:30 »

И ещё. Есть тут у нас учёные богословы? (Локи, ау!). Пусть бы разъяснили разницу между юродивым и блаженным.

Зачем вам Локи, послушайте лучше ученого. Чрезвычайно интересно, не пожалеете.
http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20898/video_id/166085
Cuniza, спасибо, я разницу представляю. Я вообще-то в теме - многое и читала, и смотрела, и слушала. Но если мы будем Юродивого обсуждать, то пусть бы здесь непосредственно кто-то и дал справку, так сказать.)

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #64 : Декабрь 09, 2012, 20:49:05 »
Теперь переходим к спектаклю 5 декабря 2012 года, который был последним в этой серии «Годуновых».
Дирижер - Василий Синайский
Борис Годунов - Паата Бурчуладзе

Ксения, его дочь - Нина Минасян
Федор, его сын - Александра Кадурина
Мамка Ксении - Евгения Сегенюк
Князь Василий Иванович Шуйский - Максим Пастер
Андрей Щелкалов, думный дьяк - Эльчин Азизов
Пимен, летописец-отшельник - Петр Мигунов
Самозванец под именем Григория - Всеволод Гривнов
Марина Мнишек, дочь сандомирского воеводы - Елена Заремба
Варлаам, бродяга - Алексей Тановицкий
Мисаил, бродяга - Вадим Тихонов
Хозяйка корчмы - Татьяна Ерастова
Юродивый - Станислав Мостовой
Никитич, пристав - Николай Казанский
Митюха, крестьянин - Григорий Шкарупа
Ближний боярин - Леонид Виленский (Бомштейн)
Кромской боярин - Леонид Виленский (Бомштейн)
Две бабы - Надежда Карязина, Ирина Удалова

Как видите, по многим позициям условный третий состав совпадает с первым, т.е. Кадурина, Сегенюк, Пастер, Азизов, Гривнов, Тихонов, Ерастова, Мостовой и Шкарупа пели в двух составах, а Виленский и Удалова со своими маленькими партиями – во всех трех. Так что я не займу у Вас так много времени, рассказывая о третьем спектакле, поведав о новых исполнителях и отметив только явные отличия в интерпретации ролей, если они были.
Очень интересно было услышать знаменитого грузинского баса Паату Бурчуладзе в партии Бориса. Хотя я, честно говоря, нахожу его голос хотя и красивым, но крайне своеобразным. В первый момент голос кажется звучащим как сквозь пуховую подушку. Тем не менее, в итоге звучности везде хватает для такого зала, как ни странно. И слушать такой голос все-таки, оказывается, приятно. Хотя иногда голос звучит глуховато, но в самые важные моменты он спокойно достигает своей полной звучности. Но вот дикция…Точнее, некоторые особенности произношения иногда даже вызывали неприятные ощущения, которые я тут не буду подробно описывать. Иногда на высоких нотах певец переходил на крик и немного «вылезал» из нот, вообще с верхом были кое-какие проблемы. Несмотря на это вокальная трактовка Бурчуладзе образа Бориса мне показалась достаточно убедительной и достаточно интересной. Во всяком случае, никакого дискомфорта (кроме дикции) она у меня не вызвала. А вот актерская трактовка мне вообще понравилась даже больше, чем у двух других исполнителей. Не ожидал, что Бурчуладзе сыграет Бориса так сдержанно, благородно и тонко. Причем, это выяснилось еще в сцене коронации. Ни одного лишнего жеста! Каждый поворот головы выверен и неслучаен. Между прочим, никакой аффектации. Весь грузинский темперамент внутри, сжат, как пружина. Кстати, его Борис в сцене коронации в основном надеется на лучшее. В сцене в тереме Бурчуладзе тоже удержался в пределах хорошего вкуса. Монолог прозвучал трагично, но смиренно. А в последней картине Бурчуладзе, мне кажется, даже лучше, чем другим, удалось передать чувства именно глубоко верующего человека, который умирает и уже находится одной ногой по другую сторону реальности. И без всяких громких падений он обошелся. Спасибо ему за это.
Сегенюк также замечательно спела Мамку Ксении, чего уж тут говорить!
Ксению в третьем спектакле пела Нина Минасян. Спела достаточно звучно и внятно. Всегда жалко очень царевну.
Могу только повторить слова восхищения в отношении вокала и интерпретации образа Шуйского Максимом Пастером. Мне только показалось (возможно, правда, только показалось!) что Бориса-Бурчуладзе Шуйский ненавидел еще сильнее, чем Бориса-Фурланетто.
Партию Пимена в этом спектакля исполнял Петр Мигунов. Он пел хорошим звуком, достаточно выразительно, с аккуратной продуманной фразировкой. С партией он справился успешно, но я заметил, что изображать старца-отшельника ему все же было, пожалуй, трудновато – певец еще достаточно молод. К тому же голос был недостаточно ровен: верх «пожиже», чем роскошный низ и красивая середина. А в сцене в Грановитой палате я заметил, что голос еще и немного качается наверху. Возможно, от волнения. Впрочем, может быть, мне показалось. Я с большой симпатией отношусь к Петру Мигунову и думаю, что дальше он будет выступать еще лучше. Пимен был очень достойный.
А вот выступление Алексея Тановицкого в партии Варлаама было, к сожалению,  не таким удачным. Причем, это стало ясно с самого начала – с первого маленького дуэта Варлаама с Мисаилом, который они поют в окошке. Там звука не было слышно вообще. Сначала я думал. что дело в акустике, ведь я сидел глубоко справа. Но Мисаила-то было слышно прекрасно. Потом голос пошел, хотя, на мой взгляд, он был недостаточно хорошо сфокусированным.  И, самое главное, мне еще, наверняка, так показалось после триумфального выступления в этой партии Маторина. Сравнение было явно не в пользу Тановицкого. В песне «Как во городе…» голос звучал глуховато и невнятно, и этот номер, вопреки обыкновению не вызвал аплодисментов публики. Кстати, она (публика), по-моему, просто не разобрала ни одного слова. Кстати, ритмический рисунок в последующей сцене мне тоже показался несколько странным. Вот песня «Как едет ён»… прозвучала гораздо лучше. Вообще, Тановицкий пел неровно. Особенно это стало ясно в сцене под Кромами, где они с Мисаилом-Вадимом Тихоновым никак не могли составить равноправный дуэт. Причем, чаще «проваливался» голос именно Варлаама. Наверное, певец был не совсем здоров.
А вот Казанский – по-прежнему шикарно спел своего Пристава.
Во втором спектакле Гривнов, как мне показалось, пел чуть лучше, чем в первом. А играл точно лучше. По-моему, он почувствовал образ и стал более раскованным. И у него стало лучше получаться. Кстати, я не понимаю, почему исполнители партии Отрепьева в сцене в корчме не используют его трижды звучащий лейтмотив (после слов «проваливай», «наш товарищ» и «Кто здесь грамотный?») для своих действий на сцене? Как раз под эту музыку и можно подойти к Варлааму, к Приставу… Как-то странно для меня выглядит, когда они предпочитают двигаться не в такт музыке, а наоборот. Правда, во второй раз Гривнов, вроде, попробовал пройтись под музыку. Там же для всего есть музыка – и для того, чтобы свернуть в трубочку царский указ, и для того, чтобы взять нож, и для того, чтобы опрокинуть скамейку… Пожалуй, азарта и темперамента Гривнову  (уже в сцене у фонтана, вот здесь действительно у него удалась верхняя нота на «Моя чаровница») добавила и его очаровательная партнерша по третьему спектаклю – одна из моих любимых певиц Елена Заремба. У нее Марина была весьма темпераментной, умной, хитрой авантюристкой. Кстати, внешний рисунок роли мне больше всего понравился именно у нее. Потому что она придумала много новых деталей, которые очень хорошо легли на музыку. И вообще была неотразима. Правда, мне показалось, что ее очень большой голос в этот день звучал немного тяжеловато, даже возникла мысль о том, не высоковата ли ей эта партия. Потому что некоторые ноты немного «двоились», а другие – слишком сильно вибрировали. Может, я не прав, я просто сравниваю с замечательным исполнением ею партии Наины в «Руслане», где ее голос звучал, на мой взгляд, совершенно безупречно.
У Карязиной (если это была она, я ее, признаться, не успел разглядеть как следует) начало ее фразы было очень хорошим, а конце все-таки немного «провалился».
Вот фото с поклонов 5 декабря 2012 г. Слева направо: Пастер, Бурчулудзе, Синайский, Заремба, Гривнов.

http://fotki.yandex.ru/users/a-schwarzenstein/view/510345/
В спектаклях 1 и 5 декабря партию Юродивого пел молодой певец Станислав Мостовой. Судя по аплодисментам в зале и большому количеству исключительно положительных откликов, его выступление было весьма удачным. Думаю, будет несправедливым, если здесь не будет рассказа о его пении и игре. Поэтому приглашаю всех желающих «очевидцев» поделиться впечатлениями о его выступлении и, возможно, анализом.
« Последнее редактирование: Декабрь 09, 2012, 22:25:28 от Schwarzenstein »

Helene

  • Гость
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #65 : Декабрь 09, 2012, 21:21:27 »
Упомянула! Я сказала буквально следующее: Вот я тут вижу три варианта (но, конечно же, будут и промежуточные). У меня Борисом был Белосельский.)

Вы увидели и услышали лучшего Бориса из всех тех, на кого я ходил за последний год в Большой театр !
На него я и стремилась попасть, хотя знала на тот момент только как солиста Сретенского хора, и поток о нём был открыт здесь на форуме позднее.) Помню, пришла в отель в восторге и сразу же написала о нём и спектакле в целом. Но вы ещё не слышали Тихомирова в этой партии - спросите-ка у Дилетанта, кто самый лучший Борис в целом свете, и она вам ответит.))))

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #66 : Декабрь 09, 2012, 21:57:42 »
вы ещё не слышали Тихомирова в этой партии - спросите-ка у Дилетанта, кто самый лучший Борис в целом свете, и она вам ответит.))))

О да !!
А про то, кто лучший Юродивый, нужно спросить у Аннушки, не так ли ? А когда его будет петь Татаринцев, нужно спросить об этом у вас, да ? :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Helene

  • Гость
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #67 : Декабрь 09, 2012, 22:02:52 »
вы ещё не слышали Тихомирова в этой партии - спросите-ка у Дилетанта, кто самый лучший Борис в целом свете, и она вам ответит.))))

О да !!
А про то, кто лучший Юродивый, нужно спросить у Аннушки, не так ли ? А когда его будет петь Татаринцев, нужно спросить об этом у вас, да ? :))
У меня можно не спрашивать - мой ответ вам известен.)))

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #68 : Декабрь 09, 2012, 22:12:22 »
У меня можно не спрашивать - мой ответ вам известен.)))

Ой, можно подумать, что ответ Дилетанта и Аннушки менее известен ! :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #69 : Декабрь 09, 2012, 22:12:51 »
... Елена Заремба. У нее Марина была весьма темпераментной, умной, хитрой авантюристкой. Кстати, внешний рисунок роли мне больше всего понравился именно у нее. Потому что она придумала много новых деталей, которые очень хорошо легли на музыку. И вообще была неотразима. Правда, мне показалось, что ее очень большой голос в этот день звучал немного тяжеловато, даже возникла мысль о том, не высоковата ли ей эта партия. Потому что некоторые ноты немного «двоились», а другие – слишком сильно вибрировали

Да уж ! Вибрировали нехило и не только двоились, но и троились ! Она пела так густо и так поддала "груди" в голос, что аж основную гармонику трудно было уловить ! Такое ощущение, что у неё почти из каждой ноты чуть ли не "трель" получалась.
К тому же я прекрасно знаю, что она может петь мощно и при этом чисто, и зачем она в этот раз так сильно загустила, ума не приложу. Напугать что ль нас хотела ? :)) Эта партия довольно светлая по тембру и довольно высокая, если её даже Вишневская пела. Ужасно горлила, правда, при этом :)) Но спела же !
В общем, на мой вкус, Заремба с густотой низов переборщила. С Образцовой, наверное, соревновалась. Но разве Елену Васильевну переорёшь на низах ? :)) Это невозможно, хотя низы Зарембы вполне можно сравнивать с образцовскими. Хотя, быть может, ещё логичнее - с "синявскими": что-то общее в тембре с Синявской (периода цветения оной) у неё имеется. Особенно в низах.
Впрочем, это всё детали, но вот так густо петь Марину не имеет смысла.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Helene

  • Гость
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #70 : Декабрь 09, 2012, 22:31:24 »
У меня можно не спрашивать - мой ответ вам известен.)))

Ой, можно подумать, что ответ Дилетанта и Аннушки менее известен ! :))
Ну вот видите, как хорошо уже мы все тут друг друга знаем, какой дружный коллектив! Вы радоваться должны как модератор.)))

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #71 : Декабрь 09, 2012, 22:54:13 »
Александр, благодарю вас за подробные разборы !
Читал прям с захватывающим интересом: это всегда очень любопытно, как видят и слышат то же самое другие свидетели. Как будто со стороны смотришь. Спасибо.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #72 : Декабрь 09, 2012, 22:57:15 »
Александр, благодарю вас за подробные разборы !
Читал прям с захватывающим интересом: это всегда очень любопытно, как видят и слышат то же самое другие свидетели. Как будто со стороны смотришь. Спасибо.
Всегда пожалуйста.  :) Жаль, мало фотографий получилось.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #73 : Декабрь 10, 2012, 01:14:38 »
К сожалению, это единственный оперный спектакль в Большом театре, который действительно стоило бы слушать и СМОТРЕТЬ ! Можно было бы и остальные постановки возродить, но увы - нынешней дирекции они не нужны !
А ведь только в великих постановках проявляются все таланты певца, вернее, становятся востребованными вследствие глубины самого спектакля. Когда есть где проявить себя, показать всю многовариантность решений в предложенных условиях. И целой плеяде певцов - при всех резких различиях между ними - это удалось.
Перед нами прошла череда Борисов, Юродивых, Марин, Самозванцев, Варлаамов, Пименов ! Ну скажите, разве в постановках, подобных ныне идущему в Большом кретиническому "Золотому петушку" или потаскушному "Руслану и Людмиле", певцы могут продемонстрировать такую же глубину и "правду характеров" ?? Смешно даже помыслить об этом ! :))
А баратовская постановка такую возможность предоставляет.
"Сделано на века" (с).
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Борис Годунов" в Большом театре
« Ответ #74 : Декабрь 10, 2012, 11:16:09 »
... я не понимаю, почему исполнители партии Отрепьева в сцене в корчме не используют его трижды звучащий лейтмотив (после слов «проваливай», «наш товарищ» и «Кто здесь грамотный?») для своих действий на сцене? Как раз под эту музыку и можно подойти к Варлааму, к Приставу… Как-то странно для меня выглядит, когда они предпочитают двигаться не в такт музыке, а наоборот

Ох, Александр, это ещё что ! Это всё же опера, а ведь что творится в этом плане в балете ??
Там не только "предпочитают двигаться не в такт музыке, а наоборот", но зачастую и вообще безо всякой связи с чем-либо !
Балет - это великое искусство ! Но ! Если в основу балетного спектакля положена великая музыка, то оказаться достойными её танцовщикам сложнее в 1000 раз, чем даже певцам в опере !
Вы же видели, наверное, разные версии балетов на музыку Чайковского, Прокофьева, Хачатуряна ? - остановимся пока на этих великих именах. Ведь что вытворяют исполнители на сцене ? Они полностью захвачены проблемами реализации физических движений, куда уж там до душевных, а тем более, до их связи с музыкальной основой ! Подчинить себе собственное тело, заставить его выполнять тот или иной рисунок движений - это адский, почти невозможный для подавляющего большинства людей труд. Если петь пробует едва ли не каждый, то по-настоящему танцевать, двигаться, демонстрировать профессиональные хореографические навыки не может почти никто.
И вот эта инерционность телесного исполнительского аппарата, необходимость жить большей частью по законам собственного тела, нежели по музыкальным законам, ставит балет как искусство в очень сложное положение.
Если бы вы только знали, как меня бесит созерцание заранее выдуманных приёмов и последовательнотей движений и поз, приспособленных к музыке ! Вернее, налепленных на неё ! Примерно то же самое и в фигурном катании: когда фигурист разгоняется и долго готовится к прыжку, абсолютно позабыв о музыке и обо всём на свете, кроме необходимости мобилизовать свою мускулатуру, это смотрится ужасно. "Ужасно" в художественном отношении.
Лучшее, что мы можем наблюдать в балете - это самое грубое соответствие общих контуров движения каким-то узловым музыкальным моментам, чаще всего - равномерной ритмической структуре, и не более того. Да и то не всегда.
В общем, такое ощущение, что балет - это искусство для тех, кто не любит музыку ! :)))))) Балет - для любителей пластики человеческого тела, хореографической техники, экстремальных телесных проявлений. И очень редко, когда балетный спектакль становится событием в полной мере художественным, когда танец достоин музыки - вот, например, давнишний "Спартак" Григоровича времён цветения Васильева и Лиепы ! Да, вот это была вещь ! Невероятная изобретательность хореографическая, поразительно точная лепка характеров посредством индивидуализации пластики, набора и структуры движений. Но это скорее исключение из правила.
Бог с ним, с балетом, у нас другая тематика, но ваше точное и дельное замечание по поводу соответствия движений музыкальных и сценических невольно сыпануло мне "соль на рану" ! :))

А "Борис Годунов" в этом смысле, т.е. в смысле соответствия музыки и сценического движения, конечно, нужно вычищать. Но кто это будет делать ?? Кто этот великий режиссёр ? Кто так чувствует сцену и всё происходящее на ней, чтобы взяться за эту ювелирную работу ? Ведь кое-что от исполнительских деталей прежней постановки осталось в нынешней, но много чему режиссёры возобновления просто не придали никакого значения, и я догадываюсь, по какой причине: ОНИ ПРОСТО НЕ ПОНЯЛИ, КАК ЭТО ВАЖНО И КАК ЭТО БРОСАЕТСЯ В ГЛАЗА ! Хоть это и не балет. А может, просто не захотели возиться с такими "мелочами".
Конечно, и на том спасибо, что не превратили "Бориса Годунова" в отстой, подобный недавно показанному в Мариинке, но этого мало: чтобы довести спектакль до совершенства, над ним нужно постоянно работать - смотреть из зала, фиксировать недостатки, корректировать актёрскую игру. Но кто это будет делать ? Да никто. В этом и беда.
« Последнее редактирование: Декабрь 10, 2012, 11:31:33 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица