Автор Тема: Так какая же "правда" нам нужна сегодня в оперном театре ?  (Прочитано 401904 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 618
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Кругом одни «Солдаты»

МЮНХЕН СДАЛСЯ КИРИЛЛУ ПЕТРЕНКО

текст: Алексей Мокроусов http://www.colta.ru/articles/music_classic/3655


«Солдаты» Бернда Алоиса Циммермана (1918—1970) вновь зашагали по Европе. После эпохального спектакля Инго Мецмахера и Алвиса Херманиса на Зальцбургском фестивале — 2012 (уже вышла запись на DVD) Каликсто Биейто поставил оперу в Цюрихе, а 15 июня премьера его версии прошла в берлинской «Комише опер» с Габриэлем Фельцем за пультом. Еще одну постановку подготовили в мюнхенской «Штаатсопер» дирижер Кирилл Петренко и режиссер Андреас Кригенбург.

Три новые постановки подряд — о таком вряд ли кто мог мечтать на премьере оперы в 1965 году. Она прошла на пять лет позже запланированного: тогда мало кто верил, что «нетеатральных» «Солдат» можно вообще когда-нибудь поставить. Кельнская опера, заказавшая это сочинение, решила поначалу вообще отменить премьеру. Исследователи сегодня спорят, закончил ли тогда Циммерман работу в срок или, столкнувшись с противодействием, перестал сочинять, отложив последний акт на несколько лет.

Спектакля в Баварской опере ждали с особым нетерпением. Во-первых, Мюнхен был одним из немногих городов, где оперу поставили еще в конце 60-х, Циммерман участвовал в подготовке премьеры. Во-вторых, сегодня в Баварии стал складываться культ Кирилла Петренко. Восторженные рецензии соперничают с энтузиазмом публики, устраивающей овации Петренко еще до начала спектакля, — хотя вряд ли можно найти среди первоклассных дирижеров кого-то менее похожего на культовый объект, чем вечно выглядящего застенчивым трудоголиком Кирилла Гарриевича. Еще во время работы в «Комише опер» Петренко показал себя специалистом по немецкому репертуару. Став в сентябре музыкальным руководителем Баварской оперы, он выпустил за этот сезон три спектакля — «Женщину без тени» Рихарда Штрауса, «Милосердие Тита» Моцарта и «Солдат».
Циммерман, выбрав в качестве основы для либретто пьесу Якоба Михаэля Рейнхольда Ленца (1751—1792), не стал менять сюжет и акценты. Антимилитаристский дух Ленца Циммерман считал менее важным, чем передача отношений, воссоздание психологии, определявшей поведение людей в 1775 году, когда создавалась пьеса. (Шесть лет спустя лучший драматург «Бури и натиска» уехал в Россию. Он умер в Москве, упав на улице от истощения.)

Композитор создавал «Солдат» по принципу «тотального театра». Действие должно было развиваться на нескольких площадках одновременно, сцена уподоблялась вращающемуся шару времени, где будущее угрожало прошлому. Помимо классического оркестра был задействован и джазовый квартет, причем играл он прямо на сцене (в нынешней постановке джазмены чем-то напоминают битлов — откровенная отсылка ко времени создания произведения). Представление включало в себя балет, видео и фрагменты, звучащие в записи (Циммерман много работал для радио, магнитофонная пленка была для него частью музыки). Согласно авторской концепции, опера завершалась кадрами с изображениями ядерного взрыва, символизирующего насилие всех против всех. В спектакле 1965 года, поставленном Харальдом Нойгебауэром, от сцен с ядерным взрывом отказались. Вместо этого в финале яркий свет ослеплял зрителей, что, впрочем, не лишило их дара речи: кельнцы «букали» долго и охотно.

Пару «бу» можно было услышать и в адрес режиссера нынешней постановки. Он сделал ставку на нелюбовь к военщине. Сцены сексуального насилия с участием людей в униформе не прекращаются на протяжении всего спектакля. Известное однообразие поз искупается размножением происходящего, сцены принуждения происходят одновременно в нескольких клетках. Художник Харальд Б. Тор выстроил семь способных напугать клаустрофобов камер, которые трансформируются то в бордель, то в интерьер буржуазного дома. Разница между ними в исторической перспективе оказывается невелика, что и подчеркивает мюнхенский спектакль.

Соединенные в виде огромного креста, вытянутого в длину и ширину всей сцены, эти камеры изначально расположены в глубине. Временами они выезжают к авансцене, а затем возвращаются обратно. Сбоку, из-за кулис, появляется пара длинных столов — этим, в принципе, и ограничивается эволюция визуального. Если бы не свет, поставленный Штефаном Боллигером, можно было бы говорить о статичности происходящего.

Герои одеты в униформу, напоминающую об СС, но прямых отсылок к нацизму нет, а женские платья и вовсе отсылают к эстетике начала ХХ века (костюмы — Андреа Шрад). Может показаться, будто режиссеру важна травма, пережитая Циммерманом в годы войны (тот служил в вермахте). Но, скорее, он занят не нацизмом, а злоупотреблением властью. Движение здесь — внутри сюжета, в отношениях персонажей, чьи представления о мире столь различны. Мари (Барбара Ханниган) предстает не столько жертвой обстоятельств, преданной собственным отцом (Павел Данилюк), сколько женщиной, отказывающей реальности в праве ею распоряжаться. В этом ее кардинальное отличие от сестры Шарлотты (Окка фон дер Дамерау), чьи представления об окружающем незыблемы, как прутья клетки.
Ханниган — одно из главных украшений вечера. Не женщина, а мечта! Современный репертуар — ее конек, что не отменяет Армиды в генделевском «Ринальдо». Вообще-то она не только певица, но и дирижер, выступала, в частности, с оркестрами Кельна и Гетеборга, а в Шатле исполняла «Лиса» Стравинского. Персонаж из серии «человек-оркестр», она попадает в образ благодаря своей удивительной пластичности. Кригенбург заставляет ее беспрерывно двигаться даже в «чужих» сценах, пластика Ханниган кажется столь же выносливой, как и ее голос.

«Солдаты» инсценированы в той жесткой, не оставляющей простора для фантазии манере, которая позволила в итоге сосредоточиться на самой музыке. В версии Петренко она звучит брутально, чему помогает огромный оркестр (более сотни музыкантов — некоторые сидят даже в ложах партера), испытывающий акустические возможности кажущегося вдруг небольшим мюнхенского театра (все же в зальцбургском Фестшпильхаусе Циммерману дышалось свободнее, но там Мецмахеру понадобился и второй дирижер для работы с солистами). Но Петренко находит баланс между массивными частями оркестра, что позволяет музыке оставаться чувственной и даже нежной. Не зря рецензенты «Нойе цюрхер цайтунг» и «Зюддойче цайтунг» используют для оценки спектакля одно слово: «блестяще».
В Мюнхене лишний раз становится понятно, почему «Солдат» числят среди главных музыкальных событий ХХ века: их первый дирижер Михаэль Гилен в книге воспоминаний «Unbedingt Musik» ставит оперу в один ряд с «Лулу», «Воццеком» и «Моисеем и Аароном».
Che mai sento!

Оффлайн diletantka

  • ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 294
На репетиционной площадке «Евгения Онегина»:
Миманс
Артист миманса Виктор Крылов готовит партию «жениха в мешке».
— Мне повезло — я играю в этой постановке роль, которой нет ни у Пушкина, ни у Чайковского. Моего персонажа придумал режиссер-постановщик Василий Бархатов. Народ в той деревне, куда приехали Ларины, любит похохмить. И вот крестьяне идут в дом к спившемуся мужику, наряжают его женихом и уговаривают жениться на Татьяне. Им смешно и весело, а мой персонаж принимает все происходящее за чистую монету. Вся свадебная церемония происходит во дворе дома Лариных, а ему представляется, что он в церковь входит, что он вместе с Татьяной к алтарю приближается... Мужика охватывает белая горячка, и он видит картину роскошного свадебного бала, обхватывает сильно Татьяну и начинает с ней танцевать. Перепуганная Татьяна вырывается и убегает сквозь хоровод, а он остается один... Мгновение недоумения — и он уже пытается жениться на Ольге.
Эта роль требует большой актерской работы и мне очень интересно работать над образом. Я перечитываю книги о русской деревне, изучаю психологию деревенских мужиков
http://www.mikhailovsky.ru/press/news/eugene_onegin_rehearsal_mimans/
АЭЛИТА-«видимый всем свет звезды»

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Крепостные уговаривают спившегося мужика жениться на дочери помещика, и он спился до такой степени, что им верит? Блеск. Это даже круче, чем шлюхи на свадьбе князя в Русалке.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 393
А Трике выйдет на сцену в женском платье.
http://calendar.fontanka.ru/articles/1695/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 618
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Между прочим, в эти дни в крупных столичных оперных театрах идут премьерные показы режоперных постановок! В МАМТе 16 и 17 июля - "Дон Жуан" в постановке Тителя (это не самые первые спектакли, но всё ещё премьера). В Мариинском театре 15, 16 и 18 июля - "Война и мир" в постановке Вика. В Михайловском театре 17 июля премьера "Евгения Онегина" в постановке Бархатова.
Che mai sento!

Оффлайн diletantka

  • ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 294
" Евгений Онегин на ретромопеде: известную оперу в Екатеринбурге ставит режиссёр из Швейцарии
Надежда КАСЬЯНОВА
Дитер уже ставил оперу "Евгений Онегин", но впервые представляет известную историю любви в современной оболочке.
В Екатеринбургском театре оперы и балета начали подготовку новой постановки оперы "Евгений Онегин". Поставит её в столице Урала швейцарец Дитер Мартин Каэги. Режиссер решил рассказать известную историю о любви, ненависти, дружбе, человеческих отношениях в необычном формате: действие оперы будет перенесено в середину ХХ века.
- Благодаря современной "оболочке" зритель сможет лучше воспринять историю, а артисты – почувствовать ее и сыграть, ведь о 50-70-х годах прошлого столетия мы знаем гораздо больше, – рассказывает Каэги.
Это не первая работа швейцарца в России, как и не первая постановка Онегина. Однако ранее режиссёрская трактовка истории любви Татьяны и Онегина была традиционной.
– Дитер, как, по-вашему, екатеринбургские зрители отреагируют на новую "оболочку" известной истории?
– Оперный зритель – думающий зритель. Мне кажется, что в этом отношении Екатеринбург мало чем отличается от Европы. Люди реагируют одинаково. Время, декорации, костюмы не так важны. Самое главное – это взаимоотношения, музыка и то, что делают или не делают герои. Вот что интригует зрителя и затрагивает потаённые струны его души. Что касается Пушкина… Его произведения читают во всем мире, ведь его творчество настолько универсально, что понятно и близко любому человеку независимо от того австриец это или русский, например, - рассказал Е1.RU режиссер-постановщик.
Исполнители главных партий поделены на три состава. Солисты только познакомились с режиссером и пока не владеют полной информацией о том, каково будет его прочтение "Евгения Онегина" и чем удивят зрителей постановщики.
А сюрпризов немало. Так, Евгений Онегин будет передвигаться по сцене на ретроскутере VESPA. На нём в фильме "Римские каникулы" Одри Хепберн разъезжала по римским улочкам. После этого скутер VESPA стал символом свободы и возрождения послевоенной Европы. Кроме того, постановщики планируют использовать зрительный зал театра в качестве декораций оперы.
– В детали мы не будем сильно углубляться, пусть это останется в секрете. Но могу обещать, что зрители увидят красивые, волшебные пейзажи. Действие развернётся в деревне, но не в замкнутом пространстве дома или усадьбы, а на пленере. А костюмы, которые сейчас разрабатывает художник, будут как раз в стиле 50-70-х."
http://www.e1.ru/news/spool/news_id-402693-section_id-1.html
АЭЛИТА-«видимый всем свет звезды»

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 618
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
"Город — это те люди, которые в нем живут"
Сергей Капков в интервью "Коммерсантъ FM" http://www.kommersant.ru/doc/2557798

01.09.2014, 22:40
Сколько зарабатывают городские парки? Какие преобразования ждут "Манеж"? Какие мероприятия пройдут в столице в День города? На эти и другие вопросы ведущему "Коммерсантъ FM" Анатолию Кузичеву ответил руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков.
...

А.К.: Кстати, о театрах. У нас тут не шуточный перед вашим приходом был в редакции спор. Одна из наших коллег, очень интеллигентная девушка, ходит все время на спектакль "Идеальный муж".

С.К.: Постоянно?

А.К.: Да, может быть, на спор, может, она хочет выучить диалоги.

С.К.: Он же дорогой, он во МХАТе, говорят, что 7 тыс. руб. билет стоит, я даже сам не ходил.

А.К.: Она высокооплачиваемый сотрудник нашей радиостанции, все время ходит на "Идеального мужа". Она заметила, что голые все менее и менее голые от спектакля к спектаклю.

С.К.: Одеваются?

А.К.: Да кто его знает.

С.К.: Или меньше раздеваются? Просто я деталей не знаю.

А.К.: Скажите прямо, вы давали указание меньше раздеваться, чтобы поприличнее себя вели на сцене?

С.К.: Нет, я не давал. Во-первых, это спектакль Московского художественного академического театра под руководством Олега Павловича Табакова. Это федеральный уровень, таких театров, такого уровня, только 15 в Москве, не больше, это и Большой театр, и Малый театр, и МХАТ, МХАТ Табакова, МХАТ Доронина — это наше высочайшее искусство. Раздеваться меньше стали, я думаю, что, во-первых, уже не сезон — холоднее становится на улице — это раз. Во-вторых, я думаю, что функция скандала уже исчерпана, известность спектакля максимальна, все билеты проданы — что уже раздеваться? Если надо будет, то можно уже апгрейд сделать, можно и раздеваться.
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
"Город — это те люди, которые в нем живут"
Сергей Капков в интервью "Коммерсантъ FM" http://www.kommersant.ru/doc/2557798

Интервью Капкова столь обширно, что прям массу цитат на разные темы породило :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 618
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Заместитель главы администрации по социальным вопросам Рыбинска Наталья Шульдина рассказывает о том, как люди среагировали на показ оперы на большом экране во время празднования Дня города: "Удивительно, но больше всего противоречивых отзывов вызвала инициатива показа оперы «Волшебная флейта» на большом экране. Кто-то не понял современное прочтение классического произведения. Но все равно этот опыт был ценен. Тем более, что, к примеру,  в Европе такой нестандартный подход к подаче классики — сложившаяся практика". http://gazeta-rybinsk.ru/2014/09/11/15085
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
в Европе такой нестандартный подход к подаче классики — сложившаяся практика". http://gazeta-rybinsk.ru/2014/09/11/15085

А мы не Европа, пора бы это зарубить всем на носу.
Да и вообще, начхать нам надо на то, что "сложилось" в Европе, у нас что - своих традиций что ли нету?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 618
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Я обратила внимание на другое: жители города, в котором нет оперного театра и в котором по определению мало возможностей прикоснуться к опере, знают, что такое хорошо, а что плохо, и выступили против режоперы. И ещё одна мысль. Я была в Рыбинске в 2009 году. Город старинный, потенциально красивый, но в реальности бедный и запущенный (так было пять лет назад, такое у меня осталось впечатление). Почему чиновники вспоминают о Европе в контексте всякой дряни (режоперы), а про ухоженные европейские города "забывают"? Если бы Рыбинск по степени ухоженности был похож на Падую (по численности населения эти два города примерно равны) - я бы туда ездила каждый год.
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Это вообще интересная мысль: почему обычные люди из провинции, вовсе не такие высокие эстеты, как наши столичные цацы, чувствуют в художественной области фальшь и выморочность гораздо лучше большинства записных московских и питерских критиков и критикесс? Почему какая-нибудь Бирюкова с каким-нибудь Ренанским вольны заправлять "мнениями" и даже составлять их? Как такое может быть?
Я считаю, что наша публика слабо подаёт свой голос, мало возмущается. Нужно вообще быть смелее, особенно в оценке живых спектаклей - оценке сиюминутной, которая выдаётся сразу по окончании спектакля и даже во время него! Не нужно бояться, нужно действовать - освистывать пошлость, захлопывать бездарность, смеяться над глупостью, издеваться над непотребством, а в антракте плевать в режиссёров, чтобы они боялись показываться на глаза публике и прятались за кулисами. Только без рукоприкладства - не нужно крайностей :)) Достаточно морального унижения, это гораздо эффективнее. Вот тогда, я считаю, оценка будет адекватной, и выдаваться она будет сразу и по заслугам.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 618
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Не нужно бояться, нужно действовать - освистывать пошлость, захлопывать бездарность, смеяться над глупостью, издеваться над непотребством, а в антракте плевать в режиссёров, чтобы они боялись показываться на глаза публике и прятались за кулисами. Только без рукоприкладства - не нужно крайностей :)) Достаточно морального унижения, это гораздо эффективнее. Вот тогда, я считаю, оценка будет адекватной, и выдаваться она будет сразу и по заслугам.

Творцы боятся встречи с публикой, шарахаются от неё. Не стану называть имя, но я натолкнулась на испуг при попытке взять автограф у одного видного деятеля оперного искусства :)) С моей стороны это был в большей степени троллинг. Мне не столько был нужен автограф, сколько было интересно, как человек среагирует на мою просьбу. Человек вздрогнул и переспросил, зачем мне его автограф (то есть знаю ли я вообще, кто он такой, а то публика - она ведь тупая, никого не знает и ничего не понимает :)) )
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
пуганые уже?
это правильно: публики нужно бояться, иначе будешь какую-нибудь фигню пороть, а никто и не поправит - а публика сразу выскажет своё фэ, она ждать не захочет
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 618
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Энтони Фрейд: «Чем тяжелее время, тем важнее искусство»

15.09.2014 в 21:09, Сергей Элькин.

О юбилейном сезоне, первых шестидесяти годах жизни одного из лучших оперных театров мира и о том, есть ли у оперы будущее, - в эксклюзивном интервью генерального директора Лирик-оперы Энтони Фрейда.

"Если мы говорим о шедеврах мировой оперы, каждая крупная оперная компания обязана думать о них в контексте сегодняшнего времени. А сегодня мир не такой, каким был даже десять лет назад. По экономическим причинам мы всегда возобновляем пользующиеся популярностью постановки. Мы всегда будем ставить “Богему”, “Мадам Баттерфляй” и “Травиату”, но в разных постановках. В прошлом сезоне мы показали новые постановки “Травиаты” и “Мадам Баттерфляй”, их тепло встретили зрители." http://operanews.ru/14091503.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 618
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Грузинская Джильда и русский Герцог Мантуанский встретились в Женеве

Надежда Сикорская, Genève - Женева, 17.09.2014

http://www.nashagazeta.ch/news/peoples/18275

В прошедшей постановке «Риголетто» на сцене Женевской оперы дебютировали два молодых талантливых исполнителя – сопрано Софи Горгеладзе (Грузия) и тенор Георгий Васильев (Россия). Улучив свободный от выступлений и репетиций момент, мы побеседовали с ними солнечным днем на террасе кафе «Lyrique».

...
Будучи человеком консервативных взглядов, я не могу не признать, что в этой постановке «Риголетто» многие непривычные ходы поддаются объяснению и оправданию. По крайней мере, в ней нет пошлости, которая все чаще проникает на все театральные сцены, включая оперные. Случалось ли вам сталкиваться с режиссерскими требованиями, которые оказывались совершенно неприемлемыми?

ГВ: Однажды во Франции я участвовал в «Иоланте» Чайковского в постановке немецкого режиссера Дэвида Хермана. Пел Водемона. Скажу так, постановка была ОЧЕНЬ странная, но музыка Чайковского победила. В двух словах: мавританский врач Эбн-Хакиа прилетал из космоса, чтобы забрать Иоланту. То есть такой вариант «Пятого элемента». По стилю – комикс. Подруги Иоланты ее ненавидят, достают ей из холодильника цветы, пшикают на них духами – она же слепая. В конце взрывается какая-то звезда…

После такого маленький стриптиз – ерунда?

(смеется) Да конечно! Правда, мы пытались сопротивляться. Например, режиссер упрекал нас в том, что мы слишком музыкальны. Призывал не показывать эмоции. Даже в голливудских фильмах музыка подчеркивает эмоции, а тут опера!

Как вообще вы смотрите на тенденцию к «модернизации» классических опер?

СГ: Есть некоторые постановки, которые действительно стоит посмотреть. Но лично я просто соскучилась уже по традиционным постановкам – с красивыми декорациями, с красивыми костюмами. Я в таких уже много лет не участвовала!

ГВ: В Америке такое еще бывает, причем не в самых крупных театрах. Я объясняю это тем, что эти театры существуют на спонсорские деньги, а спонсоры, люди в основном пожилые, имеют возможность навязать – в хорошем смысле слова – свой вкус.

Вы думаете, в нашей бывшей общей стране классика в традиционном ее понимании исчезла навсегда?

ГВ: Я согласен с тем, что сказала Софи. Почему бы кто-то ради контраста не сделал классическую постановку – как раньше в качестве эксперимента делали постановки модерновые?!

Полностью - здесь http://www.nashagazeta.ch/news/peoples/18275
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 618
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Борис Стаценко о режиссуре в опере (из интервью Матусевичу)

– Германия славится активной ролью режиссуры в опере. Ваше отношение к этому явлению?

– Нравится это кому-то или нет, но я думаю, что это объективный процесс. Была когда-то эпоха господства вокала, певцов в опере, потом их сменили дирижеры, потом настало время звукозаписывающих лейблов, которые диктовали условия, составы и сами названия произведений, а теперь пришло время режиссеров. С этим ничего не поделаешь – это этап, который тоже со временем пройдет. По моим ощущениям, режиссер часто слишком доминирует там, где недостаточно убедительное музыкальное руководство, когда дирижер по-настоящему не может сказать свое слово, когда он не харизматичный лидер, – тогда все берет в свои руки режиссер. Но режиссеры тоже очень разные. Режиссер со своим видением и концепцией – это благо для оперы, потому что такой мастер может сделать интересный спектакль, а саму оперу – более понятной и актуальной для публики. Но много, конечно, и случайных людей, не понимающих сути музыкального театра, не разбирающихся в предмете и попросту неталантливых, для которых остается один путь заявить о себе на этой чуждой, по сути, им территории – эпатировать. Бесталанность и неграмотность – к сожалению, этого сейчас стало очень много: режиссеры ставят оперу, но совершенно не ориентируются в произведении, не знают и не понимают музыки. Отсюда постановки, которые даже нельзя назвать модерновыми или скандальными, они попросту плохие, непрофессиональные. Объяснение же, к которому часто прибегают, оправдывая всякого рода актуализации оперных сюжетов, что традиционные постановки не интересны молодежи, я считаю несостоятельным: классические спектакли пользуются спросом именно у молодежи, потому что она еще не знакома с эталонами и ей это интересно видеть. А в той же Германии уже выросли поколения людей, которые вообще не знают, что такое традиционные спектакли, так как же можно утверждать, что они им не нравятся? Поощрением режиссеров ко всякого рода чудачествам занимаются музыкальные критики, у которых наблюдается утомление от оперы как таковой, им-то как раз и хочется все время чего-то новенького, щекочущего нервы, того, с чем они еще не сталкивались.

– Как вы договаривались с режиссерами, чьи идеи для вас были неприемлемы?

– Спорить и ругаться, конечно, не стоит – режиссер не глупее тебя, у него свое видение. Но постараться предложить что-то свое даже в рамках того, что он предлагает, вполне допустимо, и нередко именно такой путь ведет к сотрудничеству певца и режиссера и к хорошему результату. Певец проникается идеей режиссера, в ряде случаев режиссер видит несостоятельность тех или иных своих требований. Это ведь творческий процесс, процесс поиска. Главное, не скатываться к конфронтации, работать во имя созидания, на результат.

http://gazetaigraem.ru/a14201409
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 618
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Теодор Курентзис, буквально на днях публично объявивший своих оппонентов «врагами России», наконец-то продемонстрировал свое понимание европейских ценностей. ЛГБТ-парад, имитации полового акта, голые манекены и растоптанная партитура Вольфганга Амадея Моцарта… Это не ночной клуб и не кабаре. Это вполне нормальная для Курентзиса групповая «работа» над моцартовским «Дон Жуаном», выполненная совместно с приглашенной им же режиссером Валентиной Карраско в Пермском академическом театре оперы и балета.

..

Начнем с постановки. Впрочем, постановки в обычном понимании как раз-таки не было. Непрерывное действие на сцене создать не удалось (а может быть, об этом никто и не думал). Это не просто мое личное мнение, именно такой «диагноз» поставил зрительный зал. Чуть ли не после каждого номера возникала неловкая пауза, во время которой непроизвольно раздавались аплодисменты.

Если говорить о наиболее очевидных деталях, то в частности, очень странно выглядела почти что погоня статуи Командора за Дон Жуаном вокруг стола (здесь и далее имена-фамилии солистов называть не буду, потому что это будет похоже на разглашение персональных данных пострадавших). Дон Жуан, вроде бы, и не имел никаких оснований прятаться от Командора, а неловкие передвижения огромной статуи за маленьким и юрким зеленым человечком создавали эффект, мягко говоря, двусмысленный. Впрочем, едва ли не все, что касалось мизансцен, было либо «сыро», либо отсутствовало вовсе. Складывалось впечатление, что в некоторых местах было что-то запланировано, но мизансцену не успели отрепетировать и в итоге сняли.

А вот голых манекенов было действительно много, как деревьев в лесу. Некоторые совсем голые, на некоторые из них были натянуты женские трусы. Голые манекены ощутимо загромождали сцену, буквально лезли в глаза. Чтобы еще больше нагрузить зрение зрителя голыми частями искусственных тел, на сцену ставились зеркала. Иногда включался видеопроектор, и на большом экране крупным планом демонстрировались те же манекены вперемешку с голыми частями живых тел (преимущественно женских).

В чем-то подобная концепция упрощала задачи солистов. Так как зрение зрителей было загромождено до предела, актерская работа в этом спектакле оказывалась фактически не востребованной. Голые манекены, зеркала и прочий соответствующий реквизит полностью снимали проблему актерского мастерства оперных солистов как не актуальную для данного спектакля. В итоге, взаимодействие живых артистов между собой за редкими исключениями так или иначе, постепенно свелось к утилитарному половому акту.

Вот несколько примеров.

Церлина поет, лежа на спине. Дон Жуан, опираясь на колени и ладони, удобно располагается у Церлины между ног, а голова Дон Жуана сначала оказывается над животом Церлины, потом над ее грудью, а потом над головой. Половину этой сцены спокойно наблюдает Мазетто, который находится буквально в метре от Церлины и Дон Жуана.

Когда Церлина утешает Мазетто (которого несколько номеров назад побил Дон Жуан), она поет про то, что у нее есть «природное лекарство, которого нет в аптеках». Тут же она это лекарство и «демонстрирует». Происходит это так. Избитый Мазетто лежит на спине. Церлина засовывает руки себе под платье и снимает трусы зеленого цвета. Затем она, как всадник на лошадь, садится на Мазетто (чуть ниже живота) и машет своими зелеными трусами около его лица.

В конце второго акта Дон Оттавио, выбрав удобный момент, когда Донна Анна лежит на спине, ложится животом прямо на Донну Анну, буквально лицом к лицу.

Наконец, знаменитая серенада Дон Жуана с соло мандолины поставлена так. Дон Жуан открывает сундук. Извлекает оттуда не то манекен, не то резиновую куклу. Обнимает ее, целует, недвусмысленно и сладострастно прижимает к себе, а потом даже будто бы засыпает в ее объятиях.

Конечно, некоторые известным образом заинтересованные лица могут меня с пристрастием спросить: зачем, дескать, это все так подробно описывать? Отвечаю. Во-первых, для того, чтобы зафиксировать факты. Во-вторых, чтобы у читателей была возможность выработать собственное отношение к этим фактам, которые некоторые критики уже начали стыдливо прикрывать фиговым листочком собственных мнений.

...

Вот, кстати, еще один эпизод: ЛГБТ-парад. Сам по себе ЛГБТ-парад на театральной сцене - заурядная банальность, скучная и насквозь провинциальная. Посреди спектакля раздаются крики, свист, топот, а затем, буквально выламывая двери в зрительный зал врываются не то мужчины, не то женщины, одетые в какие-то красочные лохмотья (купленные, вероятно, в том же «бутике», что и достославный галстук Шарикова). Подхватив с собой несколько заранее подготовленных «зрителей» из зала они с улюлюканием движутся в сторону сцены. Какой-то шустрый малый в сером пиджаке (или фраке?) подбегает к Курентзису, выхватывает с дирижерского пульта ноты (подразумевается, очевидно, партитура моцартовского «Дон Жуана») и ожесточенно их топчет. Толпа вваливается на сцену и разматывает длинную оранжевую тряпку, в которую была одета-завернута одна из его участниц, которая после этого остается почти что голой. Оранжевая тряпка оказывается плакатом-растяжкой, на котором написано по-итальянски «Да здравствует свобода! » («Viva la Liberta»). Причем тут музыкальное или театральное искусство? Очевидно ни при чем. А раз так, то возникает вопрос: неужели это так важно и зачем это нужно здесь?

...

Петр Куличкин

Полностью http://permnew.ru/news?post_id=15997
Che mai sento!

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 495
 Я включала трансляцию пермского Дон Жуана на 10 минут, было очень скучно, и я выключила. Среди манекенов певцы бродили, как неприкаянные. Жаль, я думала, что Курентзис способен на большее. Он, конечно, не режиссёр этого спектакля, но направление и концепцию, я думаю, он выбирает. И какое-то странное сочетание: то  аутентизм, то режопера худшего пошиба.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 618
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Директор Метрополитен-опера Питер Гелб: Мы не ставим агитационные материалы и не иллюстрируем газетные полосы

http://www.snob.ru/magazine/entry/82218

Текст ~ Марина Очаковская#10 (75) октябрь 2014 / 09:54 /


После постановки Черняковым «Евгения Онегина» в Большом Галина Павловна Вишневская возмущенно заявила, что ноги ее не будет в этом театре...

Вы же не будете сомневаться в моем преклонении перед талантом Вишневской? Но при всем уважении к ее памяти мой взгляд на развитие оперы отличается от ее позиции. Для меня опера – равноправное соединение музыки и те­атра, и пренебрежение театром грозит сузить аудиторию, оставив в ней лишь тонких знатоков музыки, количество которых явно недостаточно, чтобы держать оперу на плаву. Что мы в Метрополитен и наблюдали в конце прошлого века и начале настоящего. Когда я пришел в этот театр, то определил для себя задачу так: вернуть опере зрелищность и вернуть оперу театру. О музыке я не беспокоюсь: во главе Метрополитен все еще стоит великий Джеймс Ливайн, у нас работают первоклассные дирижеры мирового уровня. Беспокоюсь я именно о зрелище. Вы не задумывались, отчего в лучших оперных театрах случаются провалы? Приглашаются замечательные дирижеры, превосходные певцы, то есть с музыкальной стороны все замечательно – а провал. Почему? В подавляющем большинстве случаев потому, что режиссер не сумел рассказать историю, не сумел донести до зрителя ту мощь сюжета, которая в свое время подвигла композитора на написание оперы. И мы наблюдаем два одинаково печальных сценария: либо режиссер ломается, машет рукой и ставит спектакль в статичных декорациях, в скучной атмосфере позапрошлого столетия, либо в поисках новизны переворачивает всю историю с ног на голову, выплескивая на несчастную публику субстанцию, авторами не предусмотренную. Настоящая же удача случается, когда талантливый режиссер-рассказчик задумывается: а о чем эта опера и как она сопрягается с заботами сегодняшней аудитории? Я считаю, Черняков – как раз из них! Он увидел, что «Князь Игорь» великолепно ложится на жесткость сегодняшнего дня, и не побоялся построить спектакль на этой жесткости.

Сидя в зале, я, как, думаю, и большинство зрителей, не могла не проводить прямые параллели…

Значит, проняло. Но мы же не ставим агитационные материалы и не иллюстрируем газетные полосы. «Игорь» – прежде всего художественный акт, возвращающий слушателя к героизму и трагедии, но и к другим, гораздо менее привлекательным сторонам знаменитого похода. Яркость выразительных средств, откровенность этого выражения и, главное, необычность зрелища вызвали острую реакцию со стороны критиков и части аудитории. Но я к такой реакции привык, точно так же реагировали на «Кольцо нибелунга» в постановке Лепажа и на другие нетрадиционно решенные постановки. То, что сделал Черняков, очень по мне, и мы непременно будем сотрудничать с этим режиссером и впредь.

Читайте полностью http://www.snob.ru/magazine/entry/82218
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 618
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Статья о немецком оперном театре в Штутгарте. Опера Вольфганга Рима "Якоб Ленц". По ссылке фото, слабонервным не смотреть.

http://www.stuttgarter-zeitung.de/inhalt.rihms-oper-jakob-lenz-in-stuttgart-die-entsetzliche-stille.3e769b3e-f2b9-4258-94b6-0bca86a35978.html
Che mai sento!

Оффлайн Liza

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 246
Постановка оперы Коронация Поппеи в берлинской Комише Опера в какой-то момент шокирует. Сенека перед самоубийством обнажается полностью, ну а как же, он же должен принять ванну) и зрители видят перед собой крупного немолодого мужчину с грыжей пупка. Певца еще и заставили побегать по сцене, затем сесть перед зрителями, расставив ноги.   Все это сопровождается великолепной музыкой в очень пристойном музыкальном исполнении. В результате вот лично я испытала шок. Это какой-то террор по отношению к зрителю и унижение музыкантов. А что самое удивительное, к чему это было вообще? Чтобы удовлетворить пресытившегося европейского потребителя? Чтобы показать зрителю, что даже великий Сенека под одеждой- это обычный человек? Но зачем это показывать, и так же ясно.  Так можно дойти до еще больших крайностей, например, расчленить Сенеку, чтобы показать зрителю, что внутри у него тоже есть кровь, почки, селезенка и кости. Чтобы зритель прочувствовал трагичную правду - смерть и насилие безобразны...? Если последнее, то замысел режиссера был реализован, но какими средствами?:)  К музыкантам никаких претензий, все очень и очень достойно, но вот режиссура... это же как надо ненавидеть артистов и зрителей, чтобы сотворить вот такое. То есть, пресытились бутафорией и нафталином? Получите натурализм. Только у меня есть подозрение, что такая режиссура позволяет значительно сократить расходы на постановку. Убивают двух зайцев- все одновременно и в струе современной концепции и не в разладе с бюджетом.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 618
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В результате вот лично я испытала шок. Это какой-то террор по отношению к зрителю и унижение музыкантов. А что самое удивительное, к чему это было вообще? Чтобы удовлетворить пресытившегося европейского потребителя?..

Как зал среагировал на всю эту "красоту"?
Che mai sento!

Оффлайн Liza

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 246


Как зал среагировал на всю эту "красоту"?
Внешне весьма сдержанно.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 618
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Просто я хотела было прокомментировать, что они убили не двух, а трёх зайцев - то есть заодно и отвратили от театров любителей оперы. Но, может, немецким любителям оперы нравятся такие постановки?
Che mai sento!