Автор Тема: Так какая же "правда" нам нужна сегодня в оперном театре ?  (Прочитано 401917 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Онлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 620
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Паата Бурчуладзе: https://izvestia.ru/news/686051

— Стало быть, вы на стороне консервативного подхода к постановке?

— Да. Уже всё написано, композитор и драматург между собой уже договорились. Нужен просто неглупый человек, который предложит, как это сделать на сцене. Он должен быть образованным и профессиональным, не надо мудрить. К сожалению, я в этом убежден, многие режиссеры ищут скандала, чтобы прославиться. У некоторых это получается, и мы знаем их имена.

Вспомним Франко Дзеффирелли. Что он делал? Да ничего особенного, просто красивые спектакли. Мы сегодня проснулись, собираемся пойти в театр. Что мы там надеемся увидеть? Тьму, проблемы? Или мы хотим побывать в сказке? В Германии сейчас такие спектакли, что их все можно поставить в одной декорации. Везде черно-белое и везде ступеньки. Можно исполнить «Севильского цирюльника», а можно «Аиду» — всё что угодно. Так и делают. И все почему-то в шинелях. Но человек, приходя в театр, стремится приобщиться к искусству и отдохнуть. Давайте дадим ему эту возможность, и тогда он к нам вернется.
Che mai sento!

Оффлайн Veiro

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 46
"Бертольд Брехт - Примечания к опере "Расцвет и падение города Махагони"

С некоторых пор все жаждут обновления оперы... возникает стремление к "демократизации" оперы

...непонимание своего положения, господствующее в среде музыкантов, писателей и критиков, имеет серьезные последствия, на которые слишком редко обращают внимание... Творцы становятся поставщиками. Ценность их творений определяется ценой, которую за них можно получить.

Искусство - товар!

Опера, существующая ныне, - "опера кулинарная".

Почему "Махагони" - опера? В своей основе она - кулинарное изделие, как и любая другая опера. Отобран ли ее материал с позиций гурмана? Да, отобран. Служит ли "Махагони" для наслаждения? Да, служит. Ибо "Махагони" - забава.

"Опера "Махагони" сознательно построена на условности этого вида искусства". Эта условность оперы заключается в том, что в ней используются рациональные элементы, привносятся черты физической достоверности и реальности, но все это тут же снимается музыкой. Умирающий человек реален. Но если он, умирая, поет, то вся сцена приобретает условный характер. (Если бы и "слушатель", глядя на него, пел, то этого бы не случилось.) Чем расплывчатее, нереальнее становится реальность под воздействием музыки, - в результате их взаимодействия возникает нечто третье, некое сложное единство, само по себе опять-таки совершенно реальное, способное производить вполне реальное воздействие, но не имеющее ничего общего с изображаемой, исходной реальностью, - тем больше наслаждения доставляет все в целом: мера наслаждения прямо пропорциональна мере нереальности.

Что касается содержания этой оперы, то "содержание ее - наслаждение". Итак, "Махагони" - развлечение не только по форме, но и по самому предмету, изображения.

Музыка, текст и декорации должны были получить больше самостоятельности

Музыка - важнейший элемент целого

Текст не должен был быть ни сентиментальным, ни морализующим, он должен был показывать сентиментальность и мораль персонажей.

Старая опера начисто исключает какие бы то ни было дискуссии по поводу содержания... Однако в старой опере, например у Вагнера, вся философия обычно была низведена до роли так сказать кулинарной приправы, и смысл этих опер, постепенно отмирая, превратился окончательно в компонент развлекательности. Но когда "смысл" в собственном значении этого слова исчез, опера... сама стала своим содержанием.

Подлинное новаторство заключается не в том, чтобы быть впереди, а в том, чтобы идти вперед... Причиной подлинного новаторства является неблагополучное положение вещей, а следствием - его изменение.

Современное общество, так сказать, "немыслимо" без старой оперы. Порождаемые ею иллюзии выполняют общественно важные функции... Где, как не в опере, человеку предоставляется возможность оставаться человеком!

Пусть "Махагони" в высшей степени кулинарное изделие, - как и всякая другая опера, - она тем не менее обладает уже и социально-преобразующей функцией: она подвергает дискуссии именно кулинаризм, она нападает на общество, нуждающееся в таких операх; она, так сказать, все еще прочно сидит на старом суку, но уже по крайней мере понемногу подпиливает его (нечаянно или намеренно)..."

Онлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 620
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
— Вам не обидно, что сегодняшний театр, разворачиваясь к документальности или публицистике, утрачивает ту праздничность, о которых вы говорите?

Сергей Бархин: — Ничего не обидно, мне всё равно, как он развивается. Органичное развитие важнее, чем чьи-то обиды. Если театру так нужно — пусть движется в этом направлении. Я, например, в чем-то отказываюсь принять современную сценографию. Когда режиссер с художником переносят действие оперы, скажем, в холл провинциальной гостиницы и одевают всех в современные костюмы, меня от этого тошнит. Хотя я всегда был впереди прогресса, сейчас, возможно, остался позади. Меня это не волнует, поскольку прогресс весьма подозрительный.

http://iz.ru/605821/evgenii-avramenko/sergei-barkhin-dumal-chto-ia-antisovetchik-okazalos-don-zhuan
Che mai sento!

Онлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 620
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Boris Bloch
https://www.facebook.com/boris.bloch/posts/10208034566655790

15 июля в 11:21 ·
Еще раз про оперу.

Сегодня в крупнейшей немецкой газете Süddeutsche Zeitung в преддверии открытия двух крупнейших европейских оперных фестивалей, Байройтского и Зальцбургского, появилась статья под двусмысленным названием Operntod, что можно прочесть и как смерть в опере, так и смерть оперы. В частности автор пишет о самых радикальных оперных режиссерах сегодня. Например Calixto Bieito: у него Виолетта не умирает от туберкулеза, а, симулируя болезнь, хочет заполучить как можно больше денег от содержавших ее мужчин. Ее цель, обеспечить таким образом счастливое будущее для себя и своей любовницы Анины. А вот другие примеры: некий режиссер Ромео Кастелуччи превращает в опере Оннегера Жанна Д'Арк на костре школьного завхоза в освободительницу Франции Жанну д'Арк. Дм. Черняков делает из воспитательной (?!) сказки Р.-Корсакова Снегурочка фольклорные посиделки в русском лесу, а К. Серебренников, лишая Севильского цирюльника революционной дерзости, превращает его в soap ореру, одинаково высмеивающую как бойцов "Исламского государства", ортодоксальных евреев, так и "безвозмездных борцов за права мигрантов". Сегодня в крупнейшей немецкой газете ее ведущий музыкальный критик Райнгард Брембек приходит к следующему выводу: "Хоть это все и не имеет ничего общего с оригинальными текстами, такого рода радикальный подход является самым увлекательным и интеллигентным путем избежать угрожающую смерть и музейное затвердение оперы." Меня это не удивляет. Такая тенденция началась именно в Германии, и пока есть журналисты, которые эту тенденцию глорифицируют, такие режиссеры и будут приглашаться директорами театров. Ведь ничего нет для них важнее, чем высокая оценка журналистов двух-трех крупнейших немецких газет, очевидно полагая, что именно они являются властителями дум их народа. А может быть это так и есть? Ведь эта зараза уже перебросилась за кордон и поражает все больше и больше стран, и даже такая страна как Россия, с такими устойчивыми оперными традициями Баратова, Тихомирова, Пасынкова и, last but not least, гениального Покровского, не смогла ей устоять?!
Che mai sento!

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 092
Boris Bloch
https://www.facebook.com/boris.bloch/posts/10208034566655790

Сегодня в крупнейшей немецкой газете ее ведущий музыкальный критик Райнгард Брембек приходит к следующему выводу: "Хоть это все и не имеет ничего общего с оригинальными текстами, такого рода радикальный подход является самым увлекательным и интеллигентным путем избежать угрожающую смерть и музейное затвердение оперы."

Ответ в жанре «потока сознания» :)

Опера вынуждена музейно затверждаться — по той простой причине, что ее больше не пишут (по крайней мере в том виде, в котором ее можно слушать). Вряд ли бы мы наблюдали разгул режоперы при живых композиторах.

Однако «такого рода радикальный подход», по-моему, по сути губит оперу даже и в музейном варианте.
Впрочем, избыток режиссера в театре губит и драмтеатр. Превращая всё это в «театр одного режиссера».
Тогда как театр — это прежде всего драматург и актер (композитор и певец).
Режиссер — чисто вспомогательная функция.
Особенно если опера или драмспектакль ставится при участии автора.
А сейчас и оперу пытаются ставить как драмспектакль (чтобы еще и дирижера отодвинуть на второй план).

Наверное, определенное повышение зрелищности опере бы не помешало (и это можно наблюдать в случае отдельных работ талантливых- постановщиков), но, с другой стороны, люди, понимающие толк в зрелищности, создали для этого другой жанр — бродвейский мюзикл. А классическую оперу создавали люди, более чем понимающие толк в музыкальной драме и комедии. Интересно было бы, как говорится, объединить их усилия.
Но вопрос: а надо ли?
И главное, что это может сделать только композитор.
Но для зрелищного представления придется написать и зрелищную музыку.
А кто это сейчас сумеет сделать, не особо выходя за рамки традиционной оперы?
И вообще возможно ли это?
А может быть, действительно, нужно кардинально выйти за рамки.
Но это под силу только гению.
А за не имением на данный момент такового и говорить не о чем. :)

С другой стороны, режиссерское кино уже по сути умерло.
Умрет и режопера.
А опера, думаю, останется.
Осталась же, например, греческая трагедия.
Вот останутся ли театры в том количестве, как сейчас, — уже бОльший вопрос.
Может быть, опера перейдет, например, в Ютьюб? :)



Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 393
Дамиано Микелетто: Опера превратилась в международный бизнес

Режиссер оперы «Фальстаф» рассказал о процессе постановки.
 
Премьера оперы «Фальстаф» на сцене «Астана Опера» произвела настоящий фурор. Как и обещали организаторы, жители и гости столицы получили невероятные эмоции. Для того, чтобы понять суть этой оперы и в чем секрет ее успеха, мы встретились с режиссером-постановщиком спектакля Дамиано Микелетто.

https://www.zakon.kz/4876288-damiano-mikeletto-opera-prevratilas-v.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 393
Можно также вспомнить слова режиссёра Василия Бархатова, который заметил, что язык оперы позволяет рассказать о чём угодно, но говорит она только про секс и насилие.

https://www.oblgazeta.ru/culture/34863/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Онлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 620
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В фейсбуке есть сообщество "Против современной оперной продукции" ("Против режоперы"). Они сделали интересное наблюдение: Штуттгарт Опера (извините, не знаю, как это будет по-русски), один из самых плохой, по их оценке, оперный театр в мире, потому что в его репертуаре совсем нет классических постановок, думает, как привлечь в театр молодёжь. Молодёжь не идёт в их театр, несмотря на то, что здесь нет так называемых "нафталиновых" постановок. Это опровергает тезис о том, что режоперные постановки делают оперу интересной для молодых зрителей.

Against Modern Opera Productions
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1591799670886853&id=146292958770872

Вчера в 16:01 ·
Once again the Regie-Mafia refutes one of their main "arguments" as a lie: That Regietheater allegedly brings young people to the opera. The Stuttgart Opera, one of the worst houses in the world, has been offering exclusively Regietheater for 30 years now. There are no traditional productions in their "repertory" at all. So according to their pseudo arguments young people should flood their opera house. But alas, they do not!!! Now the future manager says that this house needs to open up for young people - indirectly admitting that the Regietheater strategy of the last 30 has simply failed....
Che mai sento!