Автор Тема: 25 лет правления Гергиева в Мариинке  (Прочитано 11587 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
25 лет правления Гергиева в Мариинке
« : Октябрь 19, 2012, 14:31:44 »
Любопытная статья опубликована на сайте "Бельканто" !
Она не претендует на полноту и всеохватность, но прочитать мне лично было интересно, поэтому надеюсь, что и вас зацепит:

http://www.belcanto.ru/12101901.html

Предлагаем вниманию наших читателей интересный материал, где предпринята попытка анализа развития Мариинского театра за достаточно продолжительный период. Разговор этот тем более уместен, что в следующем 2013 году исполняется 25 лет как Валерий Гергиев находится на посту его художественного руководителя, и 35 как он начал там свою дирижёрскую карьеру.

Данная статья — попытка проанализировать развитие Кировского-Мариинского театра за последние двадцать пять лет.

(полностью читать по ссылке, а здесь я приведу основные вехи)

Итак, точка отсчета — середина восьмидесятых.

В Кировском театре тогда «прогремели» премьеры двух опер П. Чайковского: «Пиковая дама» и «Евгений Онегин». Юрий Темирканов выступает в двух ракурсах: как музыкальный руководитель и режиссер. Великолепный состав исполнителей: Ю. Марусин, Т. Новикова, С. Лейферкус, И. Богачева...

На фоне остальных театров СССР наблюдается резкий контраст, обусловленный хорошо подобранными исполнителями, тщательными репетициями, и еще непонятно чем: но факт есть факт,
... в советское время Кировский, несмотря на среднее финансирование, был одним из самых лучших отечественных оперных театров.

1988 год. Поворотный пункт в карьере Гергиева:

после смерти Евгения Мравинского и ухода Юрия Темирканова в филармонию, Гергиев становится художественным руководителем и главным дирижером первой ленинградской сцены

1988 — 1989 годы можно охарактеризовать как сезон Мусоргского:

в театре проходит фестиваль, посвященный 150-летию со дня рождения композитора. Помимо «Хованщины» и «Бориса Годунова», были представлены «Саламбо», «Сорочинская ярмарка» и «Женитьба», также прозвучали оркестровые программы из симфонических произведений, среди которых — «Ночь на Лысой горе», впервые исполненная в России в оригинальной авторской редакции 1867 года

Дальнейшая хронология начала девяностых может быть охарактеризована как постепенное возрождение музыки Сергея Прокофьева.

Вторая половина 1990-х — начало 2000-х ознаменованы относительно большим количеством премьер:

«Дон Жуан», «Сила судьбы», «освежение» «Аиды», «Богема», «Турандот», «Сказание о невидимом граде Китеже...», триптих Пуччини, «Набукко», «Травиата», «Баттерфляй», «Нос», «Кармен» и «Мазепа» (последняя почему-то отметилась лишь ограниченным числом спектаклей). Спектакли разные, но надо сказать, что качество постановок было на очень высоком уровне. Безусловными лидерами, на мой взгляд, стали «Дон Жуан» Шаафа и «Китеж» Чернякова. Премьерный спектакль «Дон Жуана» в далеком 1999 году шел с совсем молодыми Евгением Никитиным (заглавная партия) и Ильдаром Абдразаковым.

В 1993 году впервые был инициирован Международный фестиваль искусств «Звёзды белых ночей».

С конца 1990-х идет процесс освоения вагнеровского репертуара и возвращения музыки немецкого композитора на российскую оперную сцену.

Безусловно, огромным событием стало открытие в 2006 году Концертного зала театра, рассчитанного на 1000 мест.

В 2009 году был запущен проект звукозаписывающего лейбла «Mariinsky».

До настоящего времени в его рамках уже выпущены многочисленные диски в формате SACD: оперы «Нос», «Лючия ди Ламмермур», «Очарованный странник» Р. Щедрина, «Парсифаль», 1-я и 15-я симфонии Шостаковича, увертюра «1812 год» Чайковского, записи с Д. Мацуевым и другие.

В последние годы также появились новые оперные спектакли: А. Маратра поставил «Путешествие в Реймс», «Любовь к трем апельсинам», «Волшебную флейту» и русскую версию «Свадьбы Фигаро», «Бал-Маскарад» в версии А. Кончаловского, «Сказки Гофмана» и «Отелло» В. Бархатова, «Любовный напиток» Л. Пелли, «Средство Макропулоса» Г. Вика, «Женщина без тени» Дж. Кента и «Аида» Д. Финци-Паски.

Итак, подведём итог: более 500 спектаклей в год, сверхактивная гастрольная деятельность. Сводки с гастролей и пресс-конференции Гергиева напоминают мне советское время, когда СССР выплавлял очень много чугуна.

Нужно ли любителям оперы такое количество спектаклей, превышающее их количество в Венской Штаатсопер, Парижской Опере (с её двумя полноценными сценическими площадками) и «Метрополитен»?

... исполнительский уровень среднего спектакля остается невысок в сравнении с главными конкурентами, ведущими европейскими театрами: Венской Штаатсопер, лондонским «Ковент-Гарденом» и др.

... в театре сложилась ситуация, когда фактически дирижёр в Мариинке единственный, а все прочие — его ассистенты.

Из всех дирижеров театра, лишь двое, на мой взгляд, с музыкальной точки зрения имели бы перспективы: Михаил Татарников, не так давно ставший главным дирижером в Михайловском театре, и Туган Сохиев, возглавляющий Немецкий симфонический оркестр Берлина и оркестр Капитолия Тулузы. Несколько раз (буквально можно пересчитать по пальцам) в последнее время на моей памяти в Мариинском дирижировали приглашенные дирижеры — пару раз в начале 2000-х и в 2007 году был Р. Мути, в 2010-2011 годах Л. ди Мартино (все «Любовные напитки», кроме последнего) и Ф. Мастранжело («Сила судьбы»). Из них, на мой взгляд, лишь Риккардо Мути соответствует уровню театра.

И, как говорится, «last but not least»: проблема «текущей» режиссуры спектаклей.

Модель пусть и именитого, но, тем не менее, провинциального театра с гиперцентрализированной системой управления и художественного руководства или действительно «национальный оперный театр мирового уровня» (как он позиционируется во многих СМИ), где сосуществуют разные стили, художественные концепции и устремления? Я бы сказал, что где-то «посередине» между этими двумя крайностями, но пока что, к сожалению, ближе к первой.

Что нужно делать, чтобы окончательно туда не скатиться?

... нельзя не заметить, что модель сегодняшнего Мариинского театра в целом отражает ситуацию в стране,
« Последнее редактирование: Октябрь 23, 2012, 14:33:11 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
25 лет правления Гергиева в Мариинке
« Ответ #1 : Октябрь 21, 2012, 16:03:43 »
Любопытная статья опубликована на сайте "Бельканто" !
Она не претендует на полноту и всеохватность, но прочитать мне лично было интересно, поэтому надеюсь, что и вас зацепит:
http://www.belcanto.ru/12101901.html

Это скорее личные впечатления автора, не более того.

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
25 лет правления Гергиева в Мариинке
« Ответ #2 : Октябрь 23, 2012, 12:56:58 »
Любопытная статья опубликована на сайте "Бельканто" !
Она не претендует на полноту и всеохватность, но прочитать мне лично было интересно, поэтому надеюсь, что и вас зацепит:

http://www.belcanto.ru/12101901.html

Такое впечатление, что Гергиев когда-то наступил автору (или его друзьям или заказчику) на больную мозоль. Конечно, это не базарные опусы г-на Веселаго (давно его не слышно что-то), а как бы попытка анализа, но уж слишком очевидно сводящаяся к заключению.

Как москвич, любящий "понаехать" в Мариинку, расскажу как видится ситуация с моей колокольни.

Да, и по моим ощущениям Мариинский театр деградировал за эти годы. Но не менее и не более, чем Большой в Москве (буду сравнивать равновеликие в общем понимании театры).

За годы "правления" Гергиева МТ так же, как БТ пустил на сцену черняковых-бархатовых (мне показалось или автор статьи правда считает богомерзкую постановку "Китежа" достижением?) и "актуальных" европейских режиссеров (вспомним "Аиду с гимнастом" и недавнего "как бы Годунова" Вика). Но этот рак сейчас поразил все крупные театры мира, так что здесь все в русле тенденции.

Да, в МТ, как и в БТ можно придя на спектакль услышать уголовное пение от солистов центральных партий. Печально, но безголосица - тоже общая тенденция.

При Гергиеве потихоньку перекроили "Князя Игоря", оставив прежние декорации, но совершенно изуродовав его драматургически. Учитывая хрестоматийность оперы, ее выраженную патриотическую направленность и то, что на нее приводят детско-юношескую аудиторию - этот шаг Мариинки в годы оные можно было бы охарактеризовать как идеологическую диверсию, а сейчас, скорее всего, это поругание, наоборот -идеологический заказ. Правда, в Москве есть свой "Князь Игорь" - александровский, с еще более пакостной идеей и еще более изуродованной драматургией, а скоро будет еще и любимовский - скорее всего, совсем запороговый (от постановщика "лысой дамы" ждать аккуратного прочтения оперы не приходится). Так что и тут "баш на баш".

Да, неприятно было недавно услышать отчаянно фальшивящую скрипку и вразнобой берущиеся аккорды в оркестре п/у Тугана Сохиева - замечу - на нерядовом спектакле. Но оркестры и в Москве уже "не те", и самые высокие ожидания связываются с аккуратной игрой, а не с интересной дирижерской интерпретацией.

Так чем субъективно для меня "отличился" именно Гергиев?

К сожалению, в силу вкусовых предпочтений, не могу в должной мере оценить его "Кольцо", но, на мой сугубо личный вкус, энергию, затраченную на него, можно было употребить во благо русской оперы - вернув на сцену несколько русских шедевров в постановках, достойных главного имперского театра. Вместо этого Гергиев позволил поставить у себя "Жизнь за царя" в черняковской интерпретации - сколь бездарной, столь и кощунственной и его же упомянутый "Китеж".

И, конечно, Гергиев навсегда останется в памяти народной, как человек, уволивший из МТ Сергея Лейферкуса и Владимира Чернова.
« Последнее редактирование: Октябрь 23, 2012, 13:18:39 от buffone »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
25 лет правления Гергиева в Мариинке
« Ответ #3 : Октябрь 23, 2012, 14:16:45 »
Я вдруг сообразил, что "25 лет правления Гергиева" это отдельная большая тема !
Поначалу я хотел скромненько обсудить заглавную статью в общем потоке о текущем сезоне в Мариинке, но теперь вполне очевидно, что отрывочными разговорами нам обойтись не удастся и придётся копнуть глубже. И даже, наверное, поднять кое-какие материалы и кое-что вспомнить самим. В частности, если речь о черняковском "Китеже", то я его тоже видел в самом начале 2000-х, когда спектакль только-только появился.
В русле потока в "Персоналиях" тоже не хочется эту тему хоронить, потому что она довольно специфична и вполне тянет на отдельный поток, ибо речь не просто о личности, жизненном и творческом пути Гергиева, а именно о Мариинском театре в эпоху его правления.
В дело не только в "Китеже" или в каком-то другом конкретном спектакле, дело ещё и в общем направлении деятельности Гергиева. Я не согласен, что при нём Мариинский постоянно деградировал: на мой взгляд, это не так ! С другой стороны, если брать последние, к примеру, 5 лет, то тенденцию то ли к застою, то ли к стабильности (модное ныне словечко и на многие мысли самого общего характера наталкивающее) вполне можно отметить. Возможно, прав Гаккель, который в одном из репортажей о Гергиеве и репертуаре Мариинки высказался в том плане, что, дескать, чего же ещё пожелать, если основа уже имеется, куда ж больше ? Больше, мол, уже не удержать в текущем репертуаре.
Может быть, может быть ........
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Re: 25 лет правления Гергиева в Мариинке
« Ответ #4 : Октябрь 23, 2012, 14:22:04 »

И, конечно, Гергиев навсегда останется в памяти народной, как человек, уволивший из МТ Сергея Лейферкуса и Владимира Чернова.

Увы, этими двумя фамилиями печальный список не исчерпать.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: 25 лет правления Гергиева в Мариинке
« Ответ #5 : Октябрь 23, 2012, 14:26:13 »
Увы, этими двумя фамилиями печальный список не исчерпать.

Я не собираюсь Гергиева защищать, ибо не в курсе деталей каждого из увольнений, но не могу не отметить, что он привлёк множество других певцов.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
25 лет правления Гергиева в Мариинке
« Ответ #6 : Октябрь 23, 2012, 14:29:15 »
Конечно, это не базарные опусы г-на Веселаго (давно его не слышно что-то)

:)) По всей видимости, Веселаго "всё сказал" уже 5-7 лет тому назад - не может же он повторять одно и то же. Кроме того, у меня сложилось ощущение, что Веселаго не желает отслеживать текущую оперно-концертную жизнь. Возможно, он просто устал, возможно, ему лень, возможно, исполнительский уровень его не устраивает.
У каждого человека есть свой резерв знаний и свой ресурс интереса к жизни.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Re: 25 лет правления Гергиева в Мариинке
« Ответ #7 : Октябрь 23, 2012, 14:48:22 »
Увы, этими двумя фамилиями печальный список не исчерпать.

Я не собираюсь Гергиева защищать, ибо не в курсе деталей каждого из увольнений, но не могу не отметить, что он привлёк множество других певцов.
Привлек, безусловно. Но шлейф из оскорбленных и обиженных артистов остался, причем чрезвычайно ярких и талантливых.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: 25 лет правления Гергиева в Мариинке
« Ответ #8 : Октябрь 23, 2012, 14:59:28 »
У каждого человека есть свой резерв знаний и свой ресурс интереса к жизни.

Кстати, я отнёс бы это и к Гергиеву !
Такое впечатление, что у него был свой "план жизни" - сделать то-то и то-то в театре, сыграть то-то и то-то  с симфоническим оркестром. А ныне он этот план выполнил и перевыполнил !
Вспоминаю, как в своё время Светланову задали вопрос, всё ли он сделал, что хотел, и великий русский дирижёр с удовлетворением ответил, что он не только сделал всё, о чём мечтал, но даже уже работает сверх плана ! :)) Не то же ли самое наблюдается и у Гергиева ? С той, конечно, разницей, что размах у него был немного другим: Светланов приналёг на русскую романтику, а Гергиев пожелал поставить в оригинале оперы Мусоргского, взялся за Прокофьева и, кажется, поставил все его оперы (или ещё не все ?), за Шостаковича (обе оперы). В т.ч. он поднял все симфонии, фортепианные и скрипичные концерты Прокофьева и неоднократно исполнял и записывал всё это целыми циклами, он собирается исполнить и записать все симфонии Шостаковича (или уже сделал это ? я не всё слышал), он поднял весь цикл симфоний Малера, взялся за симфонии Брамса. В Мариинском театре Гергиев одно время как будто шёл к сценической реализации ВСЕХ опер Римского-Корсакова и Чайковского, но пока что не осуществил этот замысел (если он у него, конечно, вообще был). А ведь какая прекрасная задача ! Записать оперы Глинки, Мусоргского, Бородина, Чайковского, Римского-Корсакова, Прокофьева и Шостаковича, причём, включая самые нерепертуарные из них, а также, возможно, разные редакции, например, "Черевичек" Чайковского (т.е. "Кузнеца Вакулу" хотя бы в концертном варианте) - разве это не титаническая задача ?
И самое главное, мощное, масштабное, с чем он уже вошёл в историю - Гергиев поднял ключевые оперы Вагнера, в т.ч. целиком "Кольцо" ! Да, "эта штука будет посильнее" ..... всех симфоний Малера ! И даже симфоний Прокофьева и Шостаковича вместе взятых !
Попутно Гергиев касался и специфических репертуарных сфер: то он самолично брался за Дютийё, то инициировал постановки опер Бриттена, которые я слушал непосредственно в СПб. К этому нужно добавить оперы Моцарта, Россини, Верди, инструментального Чайковского и Рахманинова, а также Глазунова и Скрябина в концертах, оперы Рихарда Штрауса и Бартока.
В общем, не скажешь, что размах бы недостаточен ! Но, видимо, сделанным интерес Гергиева существенно исчерпывается. То ли он не рассчитывал сделать так много, то ли силы его уже не те, то ли его "образная машина" тоже не беспредельным ресурсом обладает, но никаких особо радикальных планов уже лет 5 как не просматривается !
Вообще, это интересный вопрос: А ЧТО ДАЛЬШЕ ?
« Последнее редактирование: Октябрь 23, 2012, 18:57:51 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: 25 лет правления Гергиева в Мариинке
« Ответ #9 : Октябрь 23, 2012, 15:09:11 »
Привлек, безусловно. Но шлейф из оскорбленных и обиженных артистов остался, причем чрезвычайно ярких и талантливых

Да, и это правда.
Но не они больше всех возмущались: больше всех на Гергиева обижался почему-то Веселаго ! :)) Целую сатирическую книгу даже накатал, столько желчи у него накопилось.
Но на самом деле мне больше всего интересно другое: ведь признаки застоя (или "стабилизации", это уж кому как угодно называть) вполне очевидны. Больше всего тревожит тот момент, что в Мариинке почти всё замкнуто на Гергиева: и организационная, и художественная часть. Получается, что он единственный и незаменимый - ведь даже второго дирижёра достойного около него нет. Татарников, которого я неоднократно слышал в концертах и в опере (независимо от того, мог или не мог он сделаться гергиевским преемником по своим качествам и талантам), отошёл в сторону и работает в другом театре, а где же новые дирижёрские фигуры, которые могли бы подхватить всё это хозяйство и весь громадный репертуар ?
В общем, вопрос "наследника" ну или хотя бы достойного заместителя перед Гергиевым стоит довольно остро. Или он, как истинный вождь, будет сидеть на своём посту до самой смерти, а там хоть трава не расти ?
Загадка интересная.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Re: 25 лет правления Гергиева в Мариинке
« Ответ #10 : Октябрь 23, 2012, 15:14:16 »
У всех диктатур одинаковая судьба.

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: 25 лет правления Гергиева в Мариинке
« Ответ #11 : Октябрь 23, 2012, 16:39:59 »
При Гергиеве потихоньку перекроили "Князя Игоря", оставив прежние декорации, но совершенно изуродовав его драматургически.

? Просто у меня совсем другие впечатления.

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Re: 25 лет правления Гергиева в Мариинке
« Ответ #12 : Октябрь 23, 2012, 17:45:55 »
При Гергиеве потихоньку перекроили "Князя Игоря", оставив прежние декорации, но совершенно изуродовав его драматургически.
? Просто у меня совсем другие впечатления.
Сверим впечатления. Для определенности возьмем запись. Есть датированная 1998 годом запись постановки полной версии оперы. Действие в той постановке совпадает с описанным, например, здесь.

В спектакле, который я посетил в апреле этого года, в тех же декорациях события происходят так:
  • Каноническое начало - Игорь уходит
  • Первое половецкое действие полностью - Игорь в плену, гениально поставленные половецкие пляски
  • Второе половецкое действие полностью - Кончак поет вторую арию ("Наш меч нам дал победу..."), следует речитатив Игоря ("Зачем не пал я на поле брани?.."), князь убегает, княжич остается
  • Плач Ярославны, но внезапно - продолжения нет, и нет никаких всадников. Вообще нет в спектакле.
  • Внезапно - сцена у Галицкого. Далее канонически: Скула и Ерошка, девки-просители
  • Опять же каноническое следование: в палатах Ярославны "ой, лихонько", сцена с Галицким, бояре, набат
  • Внезапно - появляется Князь Игорь с мечом, обнимает Ярославну, все улыбаются - занавес, свет. Т.е. купировано все, что происходит после первой половины плача Ярославны.
Сразу предупреждаю: я не готов услышать, что-то в духе "именно такое прочтение оперы наиболее близко к оригиналу Бородина":)

Отдельным пунктом, раз уж речь зашла, - про исполнителей. Тот спектакль был омрачен уголовным исполнением партии Владимира Игоревича (Евгений Акимов), не поддающейся критике ужасной Ярославной (Екатерина Шиманович) и фальшивящей, почти беззвучной (а я слушал из 4 ряда партера) и эмоционально бесцветной Кончаковной (Наталья Евстафьева). Хороши были Игорь (Евгений Никитин) и Галицкий (Эдуард Цанга), а всех "убрал", показав качественно более высокий уровень, Кончак - Геннадий Иванович Беззубенков - его участие в спектакле было восхитительно во всех отношениях и единственное достойно театра, в стенах которого происходило сие странное действо под любимым титулом. Итого ровно половина ключевых партий не была удовлетворительно озвучена (солисты с партиями не справились).
« Последнее редактирование: Октябрь 23, 2012, 18:13:56 от buffone »

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: 25 лет правления Гергиева в Мариинке
« Ответ #13 : Октябрь 24, 2012, 01:26:55 »
buffone
Я на самом деле знаю, как выглядит канонический вариант, у меня есть запись, там, правда, указан 1995 год, но это аудио.
Просто не вижу в данных изменениях ни поругания, ни идеологической диверсии; патриотическая направленность уж точно от перестановок и купюр не пострадала. Меня этот вариант не раздражает и не кажется уродством.

Про исполнителей. "Почти беззвучную" Кончаковну мне было слышно нормально (2 ряд 3 яруса), про качество исполнения спорить не буду, без записи это всё равно бессмысленно. Галицкого в начале было слышно чуть хуже, но в целом понравился. И половецкая девушка (Ирина Васильева, если я не ошибаюсь).

Predlogoff
Зачем нужно решение очередной титанической задачи? Галочку поставить: высота взята?

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Re: 25 лет правления Гергиева в Мариинке
« Ответ #14 : Октябрь 24, 2012, 11:19:13 »
Я на самом деле знаю, как выглядит канонический вариант
Меня этот вариант не раздражает и не кажется уродством.
Все понял. На этом диспут можно заканчивать.

PS: в описании финала:
Цитировать
Тем временем Галицкий с челядью, пользуясь моментом, поднимают мятеж.
мариинские фантазеры:)

Оффлайн zewaka

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 287
Re: 25 лет правления Гергиева в Мариинке
« Ответ #15 : Октябрь 24, 2012, 23:17:39 »

Такое впечатление, что Гергиев когда-то наступил автору (или его друзьям или заказчику) на больную мозоль. Конечно, это не базарные опусы г-на Веселаго (давно его не слышно что-то), а как бы попытка анализа, но уж слишком очевидно сводящаяся к заключению.


Совершенно неожиданная реакция... Мне как раз кажется, что Анатолий Руднев более чем признает и ценит достижения Гергиева и Мариинского театра при нем. Да, у него есть серьезные сомнения, претензии и опасения, но это все, так сказать, по "гамбургскому счету", то есть в сравнении с такими гигантами, как Венская опера. Высказанное в Вашем сообщении видение роли Гергиева, существенно более резко и уничижительно. Так что, скорее, из него может создаться впечатление "наступления на больную мозоль". Во всяком случае, так видится со стороны.
Кстати, по поводу "Князя Игоря" - я действительно не вижу ничего идеологического в перестановке частей и купюрах (из каких соображений это сделано - не знаю, поскольку никогда не интересовалась историей создания и редакциями этой оперы), а вот упомянутый Вами прошлогодний спектакль я, увы, тоже посетила - это было ужасно, совершенно не соответствовало тому уровню, на котором обычно исполняются оперы в Мариинском (и обычному уровню тех же исполнителей - к примеру, Акимов вполне неплохой тенор, как мне кажется, но в тот день я просто его не узнавала). Я, честно говоря, списала этот казус на дневной спектакль - видно, артистам трудно дается ранний подъем :) Ну и, конечно, на дирижера - хуже Смелкова, на мой вкус, в Мариинском не дирижирует никто. Справедливости ради, должна отметить, что постоянно посещая Мариинский, с таким безобразием, как то исполнение "Князя Игоря", я, пожалуй, больше там не сталкивалась.

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Re: 25 лет правления Гергиева в Мариинке
« Ответ #16 : Октябрь 25, 2012, 11:42:04 »
Мне как раз кажется, что Анатолий Руднев более чем признает и ценит достижения Гергиева и Мариинского театра при нем. Да, у него есть серьезные сомнения, претензии и опасения, но это все, так сказать, по "гамбургскому счету", то есть в сравнении с такими гигантами, как Венская опера.

Цитата из статьи:

Цитировать
Модель пусть и именитого, но, тем не менее, провинциального театра с гиперцентрализированной системой управления и художественного руководства или действительно «национальный оперный театр мирового уровня» (как он позиционируется во многих СМИ), где сосуществуют разные стили, художественные концепции и устремления? Я бы сказал, что где-то «посередине» между этими двумя крайностями, но пока что, к сожалению, ближе к первой.

и в целом стилистика статьи, ее построение и лексикон видятся мне больше язвительно-низводящими, чем озабоченно-критическими.

Высказанное в Вашем сообщении видение роли Гергиева, существенно более резко и уничижительно. Так что, скорее, из него может создаться впечатление "наступления на больную мозоль". Во всяком случае, так видится со стороны.
К сожалению, я не того масштаба личность, чтобы Гергиев мог озаботиться наступанием на мою мозоль. И не в сми высказываю свое мнение. То, что я перечислил - факты, по возможности очищенные от вкусовщины. Да - пустил в Мариинский театр режоперную шушеру. Да - уволил хороших артистов (я перечислил только двух, на мой взгляд, самых талантливых и получивших после увольнения из МТ наибольшее мировое признание).

Изуродованный "Князь Игорь" - тоже факт, ибо опера - искусство авторское, а не режиссерское, как ни смешно это звучит в наше время.

Кстати, по поводу "Князя Игоря" - я действительно не вижу ничего идеологического в перестановке частей и купюрах (из каких соображений это сделано - не знаю, поскольку никогда не интересовалась историей создания и редакциями этой оперы)
Я завел разговор об этой постановке как раз чтобы - а вдруг? - узнать о соображениях, по которым это надругательство могло быть совершено. Обращаю внимание: я не говорил о том, что опера после кромсания стала менее патриотичной. Напротив, опера вроде бы стала даже более патриотичной, но без финальной сцены народного прощения (на радостях) Скулы и Ерошки драматургическое равновесие нарушается и патриотизм становится плакатно-фальшивым. Впрочем, это уже можно отнести к личным ощущениям. Объективно - то, что слушатель не услышит часть материала оперы. А главное даже в другом.

Дети, приходящие в один из лучших театров страны, будут считать, что они увидели и услышали "настоящего" "Князя Игоря", а потому достойны видеть и слышать полную версию. Говорю о детях, поскольку у них "синдром утенка" выражен наиболее сильно, но это касается всех неофитов, решивших приобщиться к опере с хрестоматийного титула. Понимаю, что с "каноничностью" постановок этой оперы все непросто, но есть устоявшиеся редакции и традиции, которые изначально были соблюдены, а затем потихоньку воцарился режиссерский произвол. Причем, в силу специфики вертикали руководства МТ, скорее всего, режиссер занимался расчленением оперы по указанию Гергиева, а не самовольно протащил новую редакцию.

На мой взгляд, такое купирование больше достойно мелких театров с аурой "актуального искусства" вроде московской "Новой оперы", где в репертуаре много порезанных опер (в их числе низведенная до уровня капустника "Руслан и Людмила", несчастный "Евгений Онегин" и совершенно запороговый в плане постановки "Князь Игорь" от "питерского гостя" Александрова).

а вот упомянутый Вами прошлогодний спектакль я, увы, тоже посетила - это было ужасно, совершенно не соответствовало тому уровню, на котором обычно исполняются оперы в Мариинском (и обычному уровню тех же исполнителей - к примеру, Акимов вполне неплохой тенор, как мне кажется, но в тот день я просто его не узнавала).
Именно. Ведь на DVD 1998 года Владимира Игоревича исполняет именно Акимов. И я при каждом просмотре по два раза слушал каватину в его исполнении. В той записи это не "неплохой", а прямо-таки выдающийся лирический тенор. Очаровывающий "серебряный" тембр, очень чистое, прочувствованное исполнение, подкрепленное хорошим драматическим образом - даже рядом с Ольгой Бородиной Акимов не потерялся ни вокально, ни актерски. И нате вам - ждал чего-то похожего, и очень обидно было вживую услышать и увидеть такое. Как-будто обманули в лучших чувствах.

Я, честно говоря, списала этот казус на дневной спектакль - видно, артистам трудно дается ранний подъем :)
Ага, причем, утреннее проклятье действует на всех, кроме басов:) Но это разве только в порядке шутки. Не могут артисты петь утром - не надо давать спектакли.

Справедливости ради, должна отметить, что постоянно посещая Мариинский, с таким безобразием, как то исполнение "Князя Игоря", я, пожалуй, больше там не сталкивалась.
Такая статистика вселяет надежду. Для меня в силу свободного времени и географии каждое посещение Мариинки - событие, и хотелось бы, чтобы от него оставались самые приятные впечатления. Как после "Аиды", которую посчастливилось услышать в Мариинском театре 14-го числа.
« Последнее редактирование: Октябрь 25, 2012, 14:01:30 от buffone »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: 25 лет правления Гергиева в Мариинке
« Ответ #17 : Октябрь 26, 2012, 00:21:29 »
Да, и по моим ощущениям Мариинский театр деградировал за эти годы. Но не менее и не более, чем Большой в Москве (буду сравнивать равновеликие в общем понимании театры).

За годы "правления" Гергиева МТ так же, как БТ пустил на сцену черняковых-бархатовых (мне показалось или автор статьи правда считает богомерзкую постановку "Китежа" достижением?) и "актуальных" европейских режиссеров...

Да, в МТ, как и в БТ можно придя на спектакль услышать уголовное пение от солистов центральных партий. Печально, но безголосица - тоже общая тенденция.

При Гергиеве потихоньку перекроили "Князя Игоря", оставив прежние декорации, но совершенно изуродовав его драматургически. Учитывая хрестоматийность оперы, ее выраженную патриотическую направленность ...

Да, неприятно было недавно услышать отчаянно фальшивящую скрипку и вразнобой берущиеся аккорды в оркестре п/у Тугана Сохиева - замечу - на нерядовом спектакле. Но оркестры и в Москве уже "не те", и самые высокие ожидания связываются с аккуратной игрой, а не с интересной дирижерской интерпретацией.

У меня совершенно нет времени увязать в спорах, но не могу здесь удержаться - очень неравновеликие у Вас претензии к Гергиеву. По драматургическим изменениям в "Князе Игоре"  (пусть неудачным, но это всего лишь один спектакль в большом репертуаре) нельзя говорить о деградации театра, тем более за все годы пребывания Гергиева в должности руководителя. Я в последний раз видела "Князя Игоря" в 90-х, о сегодняшнем состоянии спектакля не могу судить.

Далее с режиссурой - не согласна! Считаю, что вопрос надо ставить не о "современной режиссуре" (="режопере"), а об удачных и неудачных постановках. Чернякова нахожу талантливым человеком, хотя в его спектаклях, на мой взгляд, много спорных и неудачных решений. Об этом много раз писала, не буду повторяться. (Кстати, у Бархатова, если уж и о нем тоже, некоторые постановки, идущие в Мариинке, вполне "классичны".) И если говорить в целом о тенденциях в режиссуре и сценографии, то как раз театр такого уровня, как Мариинский, как мне кажется, должен находиться в русле современных художественных процессов. Другое дело,  что делать это понимающе, талантливо, оригинально и т.п. Опера, оперный спектакль - живое искусство. Кроме того, в Мариинке идут и спектакли, поставленные в реалистической режиссуре. Пожалуйста, на разный вкус.

Далее, Вы не сказали про концертную деятельность и открытие концертного зала. Это значительное событие, и первые сезоны в Мариинке-3 были очень насыщенными и живыми. Появилась интересующаяся, активная и достаточно молодая публика. Важная тенденция, особенно если сравнивать с европейскими театрами и залами.

Проблема в том, что сейчас очевидна стагнация - в репертуаре, художественной политике, инициативах. Некоторая инерционность деятельности, снижение музыкального уровня представления текущего репертуара.

Цитировать
К сожалению, в силу вкусовых предпочтений, не могу в должной мере оценить его "Кольцо", но, на мой сугубо личный вкус, энергию, затраченную на него, можно было употребить во благо русской оперы - вернув на сцену несколько русских шедевров в постановках, достойных главного имперского театра.
Жаль, что не смогли оценить "Кольцо". Мне кажется, что его появление на сцене (и не только "Кольца", но и других вагнеровских опер - "Тристана", "Парсифаля", "Голландца" ), возможность послушать живьем - большой вклад театра в российскую музыкальную культуру. Как и вообще наличие в репертуаре позднего романтизма и модерна. Здесь же замечу, что русских опер на сцене Мариинки идет очень много. Где-то на форуме я считала рабочий репертуар, он очень широк.
Про неровный уровень спектаклей - отдельный разговор.

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Re: 25 лет правления Гергиева в Мариинке
« Ответ #18 : Октябрь 27, 2012, 01:19:32 »
Кантилена, спасибо за компетентную реплику. Да, Мариинский театр не является для меня "родным", и я лишь высказал, как Вы верно почувствовали, поверхностное и сугубо частное мнение по точечным впечатлениям от посещения театра, прослушиваний и просмотров записей. Впечатления эти ни в коем случае не могут претендовать на некие глобальные менторские выводы.

Что касается режоперных постановок, то не могу поддержать мысль о том, что некоторые из них достойны внимания. В свое время (в самом начале 90-х) я разочаровался в драматическом театре, и с тех пор у меня идиосинкразия на попытки навязать мне некое потаенное видение и на режиссерские символы, живущие отдельно от оригинала. В моем понимании "удачная постановка" == доскональное прочтение партитуры и ее разгадка. Режопера - торжество постмодерна, изначально отрицающего оригинал.

Не будучи поклонником вагнеровской музыки, "Кольцо" я оцениваю по рецензиям. К сожалению, что касается зарубежных прокатов гергиевского "Кольца", рецензии, по большей части, не просто негативны, а разгромны. Тем временем в театре продолжает идти "Жизнь за царя" в позорной черняковской постановке. Именно это не укладывается в моей голове, и именно об этом я говорил, имея в виду достойные постановки русских опер.

Глобальные размышления о процессах описаны в статье на новостном ресурсе, с которой началось обсуждение. А мне много больше интересно не высказать свои соображения (иначе я бы добивался публичности более глобально), а услышать мнения о положении дел в Мариинском театре от питерцев - посетителей форума. И причина банальна - желание туриста посещать МТ максимально "эффективно" с точки зрения получения удовольствия от увиденного и услышанного. Здорово, что тема была поддержана и большое спасибо за комментарии.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: 25 лет правления Гергиева в Мариинке
« Ответ #19 : Октябрь 27, 2012, 23:04:31 »
Спасибо! Я в Мариинке почти весь репертуар пересмотрела, и за деятельностью Гергиева наблюдаю на протяжении многих лет, где-то с середины 90-х. (До этого времени жила в Москве.) Этот период (до 2010 года примерно) мне представляется периодом "накопления" и впечатляющего развития, особенно бросающегося в глаза в сравнении с оперной жизнью Москвы в том состоянии, в котором я её оставила и за которым потом наблюдала со стороны. Конечно, это было развитие с разного рода издержками: увольнения певцов, которые (увольнения) ставили вокальные возможности театра в уязвимое положение, скандальные ситуации, отдельные неудачные проекты, очень неровный уровень исполнения и т.п.
Но "важные" спектакли часто действительно были порывом, мобилизацией сил, ощущением фанатичного рвения, которое передавалось труппе, незаштампованным, свежим прочтением произведений. Очень быстро рос репертуар. И мне импонировало, что в том числе за счет сочинений, которые были нетипичны для российской сцены - редко звучавшие, никогда не ставившиеся или же исполнение которых не практиковалось ранее оперными симфоническими оркестрами. Развивалась филармонияеская деятельность. Многие программы создавали интригу. Репертуарная политика была очень живой.  Симфонические концерты часто обещали что-то нетривиальное. Я считаю, что, как симфонический дирижер, Гергиев часто был более интересен. И симфоническое дирижирование, по-моему, ему самому больше интересно. В опере он менее универсален: лучше удаются ему те сочинения, где можно можно  более разнообразно продемонстрировать ресурсы оркестра.
Так что много было сделано. В том числе по охвату стилей и эпох. Русской музыки за эти годы присутствовало в репертуаре много, и она оставалась ядром афиши (хотя афиша выглядела гармонично в целом, если не считать барокко и раннюю классику, с которыми дела обстояли традиционно плохо).  Только оперы Римского-Корсакова, которые исполнялись, к примеру: "Царская невеста", "Снегурочка", "Майская ночь", "Ночь перед рождеством", "Кощей", "Псковитянка", "Сказка о царе Салтане", "Садко", "Китеж". Или Чайковского: "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Мазепа", "Иоланта", "Чародейка". Прокофьев - "Игрок", "Любовь к трем апельсинам", "Котко", "Война и мир", "Дуэнья", "Огненный ангел", "Повесть о настоящем человеке" (к.и.) Иногда звучали на фестивалях и оперы, которые нигде не шли, вроде "Маддалены" Прокофьева или "Моцарта и Сальери" Р-К. И это было не исключительным событием, а регулярной практикой. Так что русская музыка представлена мощно и Вагнер её нисколько не ущемлял. (Хотя я считаю, что так вопрос не должен стоять, Вагнеру необходимо звучать на сцене.)

Вот нашла свой пост, в котором я считала статистику:

---------------------------
2008-2009 (сентябрь-апрель), рабочий репертуар:

Псковитянка, Очарованный странник, Золото Рейна, Волшебная флейта, Князь Игорь, Путешествие в Реймс, Свадьба Фигаро, Поворот винта, Мадам Баттерфляй, Братья Карамазовы, Аида, Макбет, Турандот, Фальстаф, Дон Жуан, Испанский час, Джанни Скикки, Кармен, Набукко, Валькирия, Замок герцога Синяя борода, Сила судьбы, Садко, Евгений Онегин,Царская невеста, Игрок, Риголетто, Богема, Дуэнья, Пиковая дама, Травиата, Паяцы, Дон Карлос, Бал-маскарад, Борис Годунов, Сказка о царе Салтане, Летучий Голландец, Хованщина, Зигфрид, Гибель богов, Руслан и Людмила, Ночь перед рождеством, Лючия ди Ламмермур (премьера), Демон, Лоэнгрин, Идоменей (премьера), Тоска, Леди Макбет Мценского уезда, Снегурочка, Садко, Парсифаль, Севильский цирюльник, Тяжба/Коляска/Шпонька (премьера, будет в апреле), Нос , Сорочинская ярмарка (будет в апреле), Женитьба/Как Иван Иванович…(первое исполнение, будет в апреле), Мертвые души Р.Щедрина (планируется), Майская ночь (планируется), Иоланта, Алеко.  

Итого получилось - 60 наименований всего, в т.ч.
в главном здании, т.е. полноценные сценические версии - примерно 46
в концертном зале, сценические и полусценические версии - 6;
конц. исполнения - 3

По композиторам:
Верди -7
Пуччини, Леонкавалло -6
Вагнер -7
Чайковский - 3
Римский-Корсаков - 7 (с учетом Майской ночи)
Мусоргский - 3 (с учетом Сорочинской ярмарки)
Доницетти, Россини - 3
Моцарт - 4
Русская - прочие (Глинка, Бородин, Рубинштейн, Рахманинов) - 4
Прокофьев, Шостакович -4
Европейская, 20 век - 3
Современная - 5 (включая планируемые постановки)

Концертов в концертном зале (не включая концертные исполнения опер) насчитала ок. 40
--------------------------------
Ну а с качеством исполнения проблемы были, конечно. Были всегда, но в последнее время более остро обозначились.
В целом развитие скорее осуществлялось количественно, экстенсивно, за счет широкого репертуарного охвата. Многое наскоком, в расчете на энергию, профессионализм и энтузиазм. Естественно, этого было недостаточно. Кроме того, вокальные ресурсы театра в общем-то  ограничены, и костяк исполнителей, которые служили опорой репертуара, не мог работать со стабильным качеством. Если учесть, что у каждого и личные проекты и т.п., звезд сложно "собирать". Проблема репертуарных театров... Оркестр тоже выдыхался. Сам Гергиев не особенно организованная личность. Поэтому уровень исполнения получался очень разный и иногда вызывал недоумение.

В последнее время я стала бывать в театре довольно редко. Пошла цикличность - меньше премьер, меньше новых позиций, а чаще возобновления, в симфонических программах одни и те же поизведения и тот же набор солистов. Среди приглашенных музыкантов тоже повторяющийся круг имен, и интерпретации предсказуемы. 
« Последнее редактирование: Октябрь 27, 2012, 23:56:45 от Кантилена »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
25 лет правления Гергиева в Мариинке
« Ответ #20 : Октябрь 27, 2012, 23:27:13 »
Я в Мариинке почти весь репертуар пересмотрела, и за деятельностью Гергиева наблюдаю на протяжении многих лет, где-то с середины 90-х. (До этого времени жила в Москве.) Этот период (до 2010 года примерно) мне представляется периодом "накопления" и впечатляющего развития, особенно бросающегося в глаза в сравнении с оперной жизнью Москвы в том состоянии, в котором я её оставила и за которым потом наблюдала со стороны

Да уж, с учётом того, что у нас в Москве творилось в Большом театре !
Благодарю вас за обзор: вы являетесь человеком, который самолично, а не по рассказам со стороны, наблюдал за происходящим в МТ, охватив своим вниманием все ключевые вехи становления и насыщения репертуаром "гергиевской Мариинки".
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: 25 лет правления Гергиева в Мариинке
« Ответ #21 : Октябрь 27, 2012, 23:43:58 »
Что касается режоперных постановок, то не могу поддержать мысль о том, что некоторые из них достойны внимания. В свое время (в самом начале 90-х) я разочаровался в драматическом театре, и с тех пор у меня идиосинкразия на попытки навязать мне некое потаенное видение и на режиссерские символы, живущие отдельно от оригинала. В моем понимании "удачная постановка" == доскональное прочтение партитуры и ее разгадка. Режопера - торжество постмодерна, изначально отрицающего оригинал.
Я поняла, что по этому поводу бесполезно спорить, поэтому спорить перестала. Думаю, что каждый имеет право на свою точку зрения и переубеждать кого-то не имеет смысла.  Только замечу, что я понимаю и уважаю взгляды тех любителей оперы и театра, которые не хотят видеть "современную режиссуру". Когда это личное решение. Правда, хотелось бы уважения и к моему отношению к современным постановкам -  мне же что-то сильно не нравится (и я тоже склонна считать выпендрежем), что-то очень нравится, а к чему-то подхожу исходя из соотношения "плюсов и минусов". (Это не в рамках какого-то спора с Вами, а просто обозначаю свою позицию.) Да, и мне, конечно, всё равно до "моды" или "сверхинтеллектуальности" режиссеров и т.п. ореола вокруг их личностей и творений и связанной с этим шумихи.

К "осовремениванию"  и всяким "вневременным прочтениям" сюжетов отношусь как к правомерному приему. Для меня вопрос каждый раз в том, "как сделано": со смыслом или бессмысленно, художественно или антихудожественно, со вкусом или нет.
Драматический театр я вообще в целом не люблю, потому что не люблю "театральность".  При этом меня часто раздражают как классические драмспектакли, так и многие показательно-актуальные. Если что-то производило впечатление, то это то, что где-то между.

Что касается оперы. По моим и чисто моим ощущениям, в искусстве невозможно очень долго эксплуатировать один стиль. Особенно в живом искусстве, каким является сценическое. Он неизбежно обрастает штампами и становится мертвым (мертвым как современный стиль, но живым - когда мы относимся к нему как к историческому, с дистанцией времени.)
Так, например, многие оперные возобновлямые спектакли 50-60х и попытки ставить сегодня в этой стилистике - оказываются каким-то странным продуктом, в котором вроде и все правильно, но как-то не очень убедительно. Такое отношение вызвало, к примеру, возобновление "Псковитянки" в постановке 1952 г. Мне она показалась нелепой карикатурой, хотя декорации выписаны, все вроде красиво. Скучной мне кажется сегодня темиркановская "Пиковая" - хотя когда-то она производила впечатление. Галибинская, с довольно аскетичным решением и некоторыми измененными драматургическими акцентами   - её сейчас сняли с репертуара, - мне представляется более сценичной, динамичной, эмоциональной. То же касается и исполнения. Сегодня мне сложно в опере или на концерте слушать серьезно певца, который поет в духе 30-40-х годов, копируя те исполнительские артистические приемы. (Хотя исторические записи я слушаю с интересом.)  
Я не знаю, почему так, но в данный момент пышные, большие, богато декорированные постановки мне не хочется смотреть: я все время чувствую, что в декорациях тонет смысл.

Поэтому попытки взглянуть на оперу, её художественное оформление и сценическое решение без оглядки на историю постановок я приветствую. В том числе и с переносом действия и даже сверхсюжетом, если это логично, художественно, эмоционально, грамотно соотносится с драматургией оперы (соответствует или выразительно контрастирует) и её музыкой.  

По поводу Чернякова. Мне очень нравится его "Тристан и Изольда". Сверхсюжет, придуманный им, оказывается неважен, а драматургия мизансцен и сценография очень точно попадают в настроение и суть музыки.

Относительно "Жизни за царя". Для меня  причуды в этой постановке искупает то, как проникновенно и чутко поставлены семейные сцены. Вспоминая их, я не могу назвать постановку "сознательным надругательством над русской классикой" или эпатажем как самоцелью. Также мне показалось удачным противопоставление  истинного и лицемерно-ложного патриотизма в эпилоге (хотя, конечно, это идет вразрез с Глинкой, но такое обращение с сюжетом я в данном случае допускаю как вариант.) Польский акт и эпизод с появлением врагов в селе считаю дурновкусием.
« Последнее редактирование: Октябрь 28, 2012, 00:45:20 от Кантилена »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
25 лет правления Гергиева в Мариинке
« Ответ #22 : Октябрь 28, 2012, 00:49:57 »
Что касается режоперных постановок, то не могу поддержать мысль о том, что некоторые из них достойны внимания. В свое время (в самом начале 90-х) я разочаровался в драматическом театре, и с тех пор у меня идиосинкразия на попытки навязать мне некое потаенное видение и на режиссерские символы, живущие отдельно от оригинала. В моем понимании "удачная постановка" == доскональное прочтение партитуры и ее разгадка. Режопера - торжество постмодерна, изначально отрицающего оригинал.

Я поняла, что по этому поводу бесполезно спорить, поэтому спорить перестала

Почему же ? Тема вовсе не утратила своей актуальности !
Концепция театра-музея, театра академического, аутентичного - это одно.
А осовременивающие постановки - это совершенно другое.
Можно спорить, можно не спорить, но я со своей стороны не вижу, о чём тут спорить - ведь предмета-то нет ! Можно делать и то, и другое, т.е. делать как музейные, классические, так и актуализированные в постановочном плане спектакли, но одни нужно делать в одних местах, а другие - в других :)) И ориентироваться при этом, конечно, на большинство публики и музыкантов, а также на наши традиционные и на зарубежные воззрения на русский театр, ибо за рубежом от нас ждут совсем не актуализаций, уж это вы мне поверьте, я много этим вопросом интересовался - почти в каждом европейском городе, где побывал :)) От нас ждут русской музыки и русских постановок, а среди нынешних наших актуализаторов я не вижу режиссёров, которые соответствовали бы по духу своего творчества русской театральной традиции. За рубежом этой дребедени, которую тут у нас они выдают за "современный взгляд", и своей предостаточно, им там не нужны наши повторения их поделок.
У Гергиева же всё свалено в одну кучу, что, вероятно, является следствием его личной неорганизованности, которая уже вошла в легенду. Ведь даже в Большом театре стараются ныне разделять: на основной сцене - хорошо посещаемая долгоиграющая классика; на дополнительной сцене - плохо посещаемые разовые экспериментальные постановки. Мне кажется, это тоже было бы не так плохо, т.е. такое разделение, но в целом я вижу государственные театры сугубо академическими.
Сравню это с бытованием астрономии и астрологии: финансировать из бюджета необходимо астрономию, а астрологию нужно пустить в свободное финансовое плавание, если уж кто-то в неё верит. То же самое, видимо, нужно сделать и в отношении классики и авангарда в опере.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Re: 25 лет правления Гергиева в Мариинке
« Ответ #23 : Октябрь 28, 2012, 10:13:35 »
К "осовремениванию"  и всяким "вневременным прочтениям" сюжетов отношусь как к правомерному приему. Для меня вопрос каждый раз в том, "как сделано": со смыслом или бессмысленно, художественно или антихудожественно, со вкусом или нет.


Можно спорить, можно не спорить, но я со своей стороны не вижу, о чём тут спорить - ведь предмета-то нет ! Можно делать и то, и другое, т.е. делать как музейные, классические, так и актуализированные в постановочном плане спектакли, но одни нужно делать в одних местах, а другие - в других :)) И ориентироваться при этом, конечно, на большинство публики и музыкантов, а также на наши традиционные и на зарубежные воззрения на русский театр, ибо за рубежом от нас ждут совсем не актуализаций, уж это вы мне поверьте, я много этим вопросом интересовался - почти в каждом европейском городе, где побывал :))

Ну вот, наконец, в этом долгом и шумном споре начала проклёвываться истина. Хотелось бы только уточнить терминологию. Что мы будем именовать бессмертным словом "режопера"? Можно ли одновременно именовать этим словом современные умные тонкие и красивые постановки, не соблюдающие исторический контекст, и жуткую свинскую эпатирующую дурновкусицу, которую мы так часто теперь видим?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
25 лет правления Гергиева в Мариинке
« Ответ #24 : Октябрь 28, 2012, 11:20:10 »
Что мы будем именовать бессмертным словом "режопера"? Можно ли одновременно именовать этим словом современные умные тонкие и красивые постановки, не соблюдающие исторический контекст, и жуткую свинскую эпатирующую дурновкусицу, которую мы так часто теперь видим?

Несоблюдение контекста я считаю тоже дурновкусицей, и в этом вопросе, судя по всему, я никогда не найду общего языка с любителями современных постановок :). Но и "современные постановки" бывают разные: я люблю вспоминать в этом русле режиссуру О.Ивановой, поставившей спектакль "Бег" на музыку Сидельникова в КМТ им.Покровского. Это очень "умная, тонкая и красивая" постановка, в полном смысле этого слова "современная", которая, однако, целиком и полностью поставлена на службу авторской идее и при всей своей смелости, а порой и эксцентричности, ничуть ей не противоречащая, а наоборот - развивающая и углубляющая авторский замысел. Это блестящий спектакль, если только не сказать гениальный.
Но у нас заведено уже несколько потоков, посвящённых этим вопросам, а в данной теме я хотел бы придерживаться разговора о Гергиеве и о его театральной политике (если можно так выразиться).
И вот в этом плане мне интересно, чем он руководствовался, когда приглашал режиссёров-актуализаторов и допускал всевозможные актуализации ? Я сидел (больше 10 лет назад) на "Китеже", смотрел на сцену (вернее, старался не смотреть) и думал, неужели ему не противно дирижировать, когда на сцене происходит и изображается ТАКОЕ ?? Кому он хотел этой постановкой угодить ? Или желал представить себя "современным деятелем", которому не чуждо и это тоже ?
Он же прекрасно знает, что именно имеет спрос у нас, что имеет спрос за рубежом, когда там встречают русские оперные коллективы - так для кого же это всё ? Ответа на этот вопрос я не знаю до сих пор - подразумеваю мысли Гергиева. Если это был коммерческий ход, то недальновидный. А в целом гергиевские соображения по этому поводу остались мне непонятны.
Я считаю, что он, исходя из каких-то резонов, позволял уродовать классику, вот и всё.
А, к примеру, "Поворот винта", сделанный в современной режиссуре, был очень хорош ! Сам Гергиев, впрочем, им не дирижировал. Но там всё было на месте ! И не только потому, что Бриттен - это автор ХХ века, но и потому, что режиссура очень тонко воспроизводила визуальными средствами психологический подтекст этого произведения. Т.е. я отнюдь не против современной режиссуры - даже самой радикальной, - но я против неуместных её применений.
И вот мне кажется, что в этом отношении то ли вкус часто изменял Гергиеву, то ли он шёл на поводу своих советников, то ли у него были какие-то другие соображения.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица