Автор Тема: Летучий Голландец в Мариинке  (Прочитано 9736 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Летучий Голландец в Мариинке
« : Февраль 27, 2008, 10:35:06 »
Решила завести отдельный поток, посвященный новому мариинскому «Голландцу», который, в общем, того заслуживает. Долгожданная премьера состоялась 25 февраля, спектакль представлен единственный раз. В мартовской афише не значится.


Рихард Вагнер
ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ

Либретто Рихарда Вагнера по народной легенде и новелле Г. Гейне
«Из мемуаров господина фон Шнабелевопского»
Музыкальный руководитель и дирижер — Валерий ГЕРГИЕВ

Режиссер-постановщик — Йан Джадж,
Художник-постановщик — Джон Гантер,
Художник по костюмам — Тим Гудчайлд,
Художник по свету — Найджел Левингс
Ответственный концертмейстер — Марина Мишук
Главный хормейстер — Андрей Петренко
Хормейстер — Павел Петренко

Действующие лица и исполнители:

Даланд, норвежский моряк - Михаил Петренко 
Сента, его дочь -  Ольга Сергеева 
Эрик, охотник  - Сергей Скороходов
Мэри, кормилица Сенты - Елена Витман 
Рулевой корабля Даланда - Евгений Акимов
Голландец - Владимир Ванеев

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Летучий Голландец в Мариинке
« Ответ #1 : Февраль 27, 2008, 10:40:43 »
В целом новая постановка оставила хорошее впечатление как весьма добротная работа - по совокупности всех составляющих действа, поскольку многие слабые моменты компенсировались исполнительскими удачами. Спектакль идет 2 часа 20 минут без антракта и без малейших перерывов для смены декораций.   

Прогнозы автора анонса, помещенного в «Коммерсанте», на мой взгляд, отчасти не сбылись, отчасти подтвердились.

Итак, режиссура представляет собой нечто среднее – это точно не «авангард» и не вполне «аутентизм». Поскольку не ставлю задачей написать критическую статью и предполагаю, что кому-нибудь могут быть интересны детали постановки, кратко расскажу о том, как это всё выглядело.

1. Общая драматургия  и сценография спектакля

Увертюра проходит при закрытом занавесе, отображающем трех- или четырехмачтовый парусный корабль -   весьма тривиальное, буквальное, не блещущее особым изыском решение. Зато – не отвлекающее от музыки увертюры.
Когда занавесочный корабль уплывает и начинается первое действие, нашему взору открываются наплывающие на заднюю часть сцены серо-синие тряпичные волны и несколько отчаянных моряков, которых сбивают с ног штормовые ветры. Основной элемент декораций, дающий понять о происходящем  - штурвал, возле которого  оставляют на дежурстве рулевого, и выход на нижние палубы, куда отправляются отдохнуть уставшие от непогоды моряки. Появление Голландца представлено довольно эффектно: под грозный  лейтмотив из темных глубин сценического пространства, погруженного в густой туман, медленно надвигается  на «земную» часть сцены исполинский нос таинственного корабля, покрытый шрамами времени. Когда корабль-призрак останавливается, его парус озаряется багряным зловещим цветом. Таким же светом загорается идущая через всю сцену зигзагообразная полоса (то ли просто лунная дорожка, то ли границы реального и призрачного миров, то ли путь, начертанный роком, который должен привести героев драматической развязке, то ли всё это одновременно?). Впоследствии эта полоса будет загораться в другие ключевые моменты оперы. Облик Голландца достаточно традиционен: темное одеяние неопределенной эпохи, длинные густые волосы, грим, придающий скорбно-суровый вид. Моряки из команды Голландца по выходе из корабля-призрака, почему-то ползают по сцене по-пластунски. В целом в первом акте сцена затемнена, доминирующие цвета – серый и красный (после появления корабля).

События второго действия разворачиваются в доме Даланда. Сцена просторна и не нагружена декорациями. На заднике – крупные окна с видом на море, из которых идет дополнительный свет. При смене декораций из-за правой кулисы на сцену заехала высокая лестница, убив диким скрипом несколько тактов музыки. Когда, наконец, лестница перестала отвлекать на себя внимание, на сцене за выстроенными в ряд столиками уже стучали спицами девушки-«прядильщицы» под присмотром кормилицы Сенты – в длинных платьях, передниках и чепчиках. Прялок там не было. Вроде бы и есть в их облике что-то немецкое или скандинавское, но, если судить по стилю поведения, то я бы не удивилась, если бы то же увидела в Лизиных подругах и гувернантке из оперы Чайковского (только передники, чепчики спицы и столики убрать). Одновременно другие девушки носились туда-сюда с чайными чашками.

Сента впервые появляется спиной к зрителям, сидя на пурпурном кресле (неопределенного времени) с высокой спинкой. Видимо, красный в спектакле -  цвет рока. В её руках – толстая книга, на странице которой и запечатлен странный портрет. Когда Сента разворачивается лицом к зрителям, то оказывается весьма агрессивной особой в длинном синем платье и с пышной копной волос. Сента поёт знаменитую балладу, то вскакивая на кресле, то погрузившись в него и подобрав под себя ноги. Её жесты резки, выражение лица местами хищное, она чуть ли не в истерике злобно набрасывается на подруг.

Сцена с Эриком решена драматично - герои  активно передвигаются по сцене, жестикулируют, отталкивают друг друга. Голландец и Даланд спускаются по скрипучей лестнице (она, видать, была нужна только для этой цели). Пока отец рассуждает вслух о замужестве дочери, герои стоят, как истуканы. Но как только отец удалился, Сента est tombée amoureuse в буквальном смысле – т.е. на пол, а Голландец склоняется над ней. Дуэт решен в духе оперных штампов – Сента и Скиталец то обнимаются лежа, то стоя, то отходят друг от друга на расстояние. Смысл поступков неясен, о трагичности этого соединения судеб почти ничего не говорит, кроме вновь загоревшейся багряной ломаной дорожки..

В третьем действии декорации меняются несколько раз. Сначала перед нами символизированная улица, на которой веселятся жители. Задник представляет стену «дома» со светящимися окнами. Хор «команды» корабля-призрака, которую зовут пить-гулять норвежские моряки, размещен на 3-м ярусе, что даёт в звучании замечательный эффект. При следующей смене декораций перед зрителями вновь нос «Голландского» корабля, возле которого происходит объяснение Сенты с Эриком, подслушанное Голландцем. Сента «бросается в море», убегая за кулисы, корабль Голландца исчезает в дыму, и снова перед нами тканевое море, на которое взирают остолбеневшие люди. Однако вряд ли им дано увидеть, как вдоль берега проходят, держась за руки, Сента и спасенный её фанатичной любовью  несчастный скиталец и как они, приподняв «море» за край, скрываются в его глубинах, обретя мир, любовь и покой.
« Последнее редактирование: Февраль 27, 2008, 11:10:36 от Кантилена »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Летучий Голландец в Мариинке
« Ответ #2 : Февраль 27, 2008, 10:43:05 »
Все дальнейшее отражает моё личное мнение о постановке.

2. Решение образов и сюжетных линий,  достоинства и проблемы постановки

Новый «Голландец» в постановочном плане – далеко не шедевр. Но спектакль неплохо слепленный. 

Наконец-то в Мариинке мы дождались «технических» чудес быстрой смены декораций. В этом смысле в спектакле всё продумано. Смотришь – незаметно задник стал другой. В какие-то моменты действует эффект неожиданности (например, появление корабля-призрака). Исключением, однако, стала шаткая лестница, которая долго и шумно выползала на сцену. Вместе с тем, в спектакле, по моему мнению, художественный минимализм довольно убог – скорее всего, по причине  минимализма финансового. Очень убога эта самая лестница (и нужна ли она?). Эффектный нос зловещего корабля, направленный острием в зал, оказывается, когда туман рассеивается, всего лишь носом, каким-то обрубком, а тряпка-парус (символизирующая паруса того же корабля) смотрится бедно и дешево, как и тряпочные волны. Я не особо придираюсь к способу материального воплощения замысла, возможно, и нет других технологий, но, наверное, что-то можно было завуалировать, например, подсветкой,  чтобы выглядело более зрелищно.

Ещё одним минусом, как мне кажется, является то, что из спектакля почти выпал мистический компонент. Кроме этой лунной (или нелунной?) дорожки и зловещего носа атмосферу тайны, проклятия, довлеющего рока ничто не создаёт. Сента вполне прозаична со своим старинным фолиантом, в организации сценического пространства во время  исполнения баллады нет ничего такого, что могло бы вселить тревогу в девушек, зрителей и предвещать  дальнейшее развитие событий. Я не хочу сказать, что это нужно сделать с помощью мерцания света или ещё каких-то банальных внешних эффектов, но в решении этой сцены – раз уж постановка весьма традиционна и никаких других идей режиссер не предложил – мистический смысл баллады и момент соприкосновения с роком должны чувствоваться. Мельтешение девушек с чашками не создает контраста душевному состоянию Сенты – ну бегают, болтают и пусть себе, сцену оживляют. Таким образом, многие сценические решения, на мой взгляд, случайны, не везде наблюдается взаимообусловленность и взаимосвязь отдельных эпизодов. Практически отсутствует символизм – а как бы он был к лицу этому спектаклю!

Другой проблемный момент постановки – решение образов. Самый большой знак вопроса – образ Летучего Голландца (Ванеев). О вокальной стороне ниже. Вроде и пел, и  играл Ванеев, исполнявший эту роль – только вот о чём пел и что играл? Я не поняла. Постановщики практически не создали для него четкой характеристики, по-видимому, понадеявшись, что всё сделает яркая музыка Вагнера. Заглавный герой одинаков во всех сценах, чуть более выразителен в финальном эпизоде. Насколько он переживает он свою драму? на что надеется?  любит ли Сенту или она для него лишь воплощает мысль о конце мучений? Всё совершенно размыто.

Более яркий и конкретный образ реализует на сцене Сента (Сергеева). Но, по-моему, и весьма однобокий. Её мимика и жесты при пении баллады исполнены какой-то агрессии по отношению к окружающему миру (в котором живут её отец, кормилица, подруги, другие люди – но нет Того, о ком она так страстно грезит). Экзальтированность – практически единственная её черта, мечтательности, женственности в ней почти нет. Романтическая героиня – или истеричная фанатка? Мне увиделось второе.

Более четкими, хотя и лишенными сколько-нибудь оригинального прочтения, получились образы Даланда и Эрика. Даланд (Петренко) в спектакле – не столько простоватый обыватель с материальными представлениями о счастье, который не упустит возможности отхватить при случае жирный кусок,  сколько достаточно цепкий тип с торгашеской натурой, больше беспокоящийся не о счастье дочери, а о сундуке с жемчугами.  Скороходов (Эрик) играет роль человека, у которого счастье уплывает из рук, но который жаждет во что бы то ни стало его вернуть -  одолеваемый мрачными предчувствиями, он  желает вырвать невесту из мира странных, но грозящих стать реальными видений, во власти которых она находится (впрочем, кажется, что он невесту свою он считает больше безумной, чем медиумом).

Проблемы с образами – характером и мотивировкой поступков героев-  привели к проблемам в выстраивании  мизансцен. В мизансценах режиссеры не стали утруждать себя попытками проникновения в психологию взаимоотношений – всё очень иллюстративно, а потому не слишком логично и далеко не всегда убедительно.

Уже упоминала весьма слабое решение дуэта Сента и Голландца и плохо продуманную сцену гибели Сенты. Помимо традиционных режиссерских штампов (например, в упоминавшемся дуэте), в спектакле есть и более нетрадиционные, но всё же штампы. Так, совместное появление Сенты и Голландца после гибели, когда они, взявшись за руки и наслаждаясь спокойствием и счастьем, вместе уходят в морские глубины, приподняв море за край, в точности так, как это выглядит на ряде полотен Сальвадора Дали и его последователя Джима Уоррена, напомнило мне аналогичный момент в постановке «Тристана и Изольды» Конвичного в Баварской опере, где герои как бы воссоединяются после смерти и уходят вместе в блаженное небытиё за кулисы, оставляя Марка и Брангену молиться над их могилами.   

3. Вокальная и музыкальная сторона

Пожалуй, это то, ради чего стоит посмотреть спектакль.
Оркестр был очень хорош. На мой взгляд, несколько разобранной оказалась увертюра, но в дальнейшем развитии  были в музыке все необходимые краски – удалось Гергиеву не только передать разразившуюся бурю,  зловещий глас рока и грубовато-жизнерадостный характер массовых сцен, но и  тонкую эмоциональность темы искупления. Гергиев, на мой взгляд, виртуозно играл динамикой звучания и поддерживал непрерывность развития действия. Прилично звучала медь, хотя без киксов не обошлось. Достоин положительных откликов и хор. Особенно мужской – в 3 действии.

С вокальными работами дело обстоит сложнее. Явных провалов, на мой взгляд, не было. В то  же время В.Ванеев был не очень убедителен в заглавной роли – как актерски, так и вокально. Начало – свой первый монолог – смазал и спел невнятно, затем был неровен по ходу спектакля: в диалоге с Даландом заметно проигрывал живому и свежему М. Петренко. К дуэту с Сентой распелся и зазвучал более выразительно и гибко. Вообще, такое чувство, что исполнитель продемонстрировал огромный "запас прочности", который и позволил ему вытянуть партию, хотя натуженность проявлялась.

Сергеева в роли Сенты мне понравилась больше, чем в партии Брунгильды. Однако проблемы в общем, на мой взгляд, те же - форсированный жесткий звук, уход в почти крик на верхних нотах, где её голос становится некрасивым и надтреснутым.  Если это не принимать во внимание, то в целом она приняла на себя основную музыкально-драматическую нагрузку, за что и удостоилась наибольших аплодисментов. Но как бы хотелось более мягкого тембра и выразительного пения!

Неожиданным открытием стал Эрик в исполнении С. Скороходова: очень крепко, ровно и выразительно спета партия, неплохой верх и, мне кажется, если не точное попадание, то всё-таки высокая степень приближения к «вагнеровскому» пению.  Неужто в МТ стали появляться тенора?

Даданд – ещё одна удачная работа М.Петренко в театре: роль спета свободно, выразительно, красивым звуком при внятном актерском образе. Даланд живостью и непринужденностью позволил скрасить наводящее скуку постановочное решение диалога с Голландцем в первом действии, усугубляемую (скуку) недостаточной выразительностью главного героя. 

Рулевой Е. Акимова произвел неплохое впечатление, однако, на мой взгляд, у исполнителя наблюдался не очень уверенный верх и не совсем «вагнеровское» пение.

Вместе с тем, при всех неровностях, можно поздравить всех задействованных исполнителей с премьерой, а слушателей – с появлением (вернее, возвращением) на сцене ещё одной вагнеровской оперы.
   

Дополнительные материалы здесь:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=723.msg8550#msg8550
« Последнее редактирование: Февраль 27, 2008, 16:15:17 от Кантилена »

Александр

  • Гость
Re: Летучий Голландец в Мариинке
« Ответ #3 : Февраль 27, 2008, 17:10:10 »
Вчера по "Культуре" прошёл сюжет по поводу премьеры "Голландца". :) Спасибо за рецензию

Оффлайн ревизор

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 92
  • Рука дающего - да не оскудеет!
    • Романсэра
Re: Летучий Голландец в Мариинке
« Ответ #4 : Март 01, 2008, 00:17:54 »
Великолепная рецензия дающая полное представление о спектакле - спокойная и, уверен по тону освещения, объективная.
Прочел, не смотря на достаточно большой объём, на одном дыхании и сразу нахлынули прошлые 8 лет тому назад впечатления от Голландеца в маленьком 700 местном театре оперы-балета-драмы в 50000 городе Германии.
Спектакаль шел на ура, при полном зале, причём Даланда тогда пел русский бас
Андрей Грабовский.
Любезная Кантилена, восхищён Вашим стилем и примите слова благодарности за статью.
С уважением, romansero!
-----------------------------------
Рука дающего - да не оскудеет!

Оффлайн Alfredo Germont

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 342
Re: Летучий Голландец в Мариинке
« Ответ #5 : Январь 01, 2009, 16:28:25 »
30 декабря 2008 г., Мариинский театр

Летучий голландец

опера в 3-х действиях
Музыка: Рихард Вагнер
Постановка: Йан Джадж (2008)

Даланд – Михаил Петренко
Сента – Екатерина Шиманович
Эрик – Леонид Захожаев
Голландец – Вадим Кравец
Рулевой - Евгений Акимов
Мэри, кормилица Сенты - Ольга Маркова-Михайленко

Дирижер: Валерий Гергиев

Опера в театре идет без антракта



Мне спектакль исключительно понравился. Я был в полном восторге. Спектакль смотрится и слушается на одном дыхании. Во-первых, хотелось бы особо отметить отличную постановку. Первое действие разворачивается на фоне бурного морского пейзажа и огромного корабля с алыми парусами. Второе действие происходит в доме Даланда. Третье - сначала на улице, потом тоже на фоне корабля с алыми парусами.

Во-вторых, очень хорош был оркестр и хор. Что касается солистов:

Открытие вечера - совершенно потрясающая Сента. Ее пела Екатерина Шиманович. Она родилась в Минске. В 1998 году поступила в Белорусскую академию музыки по специальности сольное пение. Затем обучалась в Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (класс Г. Ханеданьяна), которую окончила в 2004 году. С 2003 – солистка Академии молодых певцов Мариинского театра. С 2008 года солистка оперной труппы Мариинского театра. Екатерина - первоклассное драматическое сопрано и очень хорошая актриса. Достаточно свободный верх - в партии Сенты было 3 верхних "до", которые она достаточно спокойно взяла. Кроме Сенты, она пела Турандот, Лизу, Зиглинду, Абигайль и Леонору в Силе Судьбы. Единственное, чего я боюсь - не рано ли она начала петь самый убойный крепкий репертуар? Судя по датам поступления и окончания в консерваторию, ей всего-то лет 27...

Михаил Петренко в роли Даланда понравился даже больше, чем в Зигфриде 26 декабря. Очень хорошо.

Убедителен был Леонид Захожаев в роли Эрика. Хотя один раз он меня напугал. На верхнем "ля" он выдал жуткого петуха, и несколько фраз после этого пел почти шепотом. Я уж подумал, что все, приехали, певец сорвал голос, сейчас будет замена. Но нет! Певец справился с трудностями, и хорошо допел до конца. Кстати, у Леонида это было первое выступление в этой партии.

Вадим Кравец - Голландец. Неплохо, но по сравнению с партнерами несколько проигрывал. Пел нормально, актерски был несколько зажат. У него это было первое выступление в этой партии, может быть в этом дело.

Понравился Евгений Акимов в роли рулевого - и вокально, и актерски.

Оффлайн Эдуард

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 14
Re: Летучий Голландец в Мариинке
« Ответ #6 : Январь 01, 2009, 20:34:47 »
Всех участников форума с Новым Годом!На мой взгляд,увы,Вадим Кравец пока с Голландцем не справился,даже со скидкой на премьеру и даже,если забыть о "Голландцах" Никитине и Ванееве.Будем надеяться,что все впереди,очень симпатизирую Вадиму.Шиманович-молодец,но соглашусь-страшновато за ее голос,партия ведь "зубодробительная".

Оффлайн lunnoe_zatmenie

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 10
Re: Летучий Голландец в Мариинке
« Ответ #7 : Январь 02, 2009, 01:46:08 »
Кстати, у Леонида это было первое выступление в этой партии.

Не может быть. Возможно, имелось в виду именно в этой постановке. Он уже давно поет эту партию.

Оффлайн Alfredo Germont

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 342
Re: Летучий Голландец в Мариинке
« Ответ #8 : Январь 02, 2009, 01:47:35 »
Кстати, у Леонида это было первое выступление в этой партии.

Не может быть. Возможно, имелось в виду именно в этой постановке. Он уже давно поет эту партию.
В программке было написано что у Леонида это первое выступление в партии Эрика. Значит, в программке ошибка?...

Оффлайн lunnoe_zatmenie

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 10
Re: Летучий Голландец в Мариинке
« Ответ #9 : Январь 02, 2009, 01:52:25 »
В программке было написано что у Леонида это первое выступление в партии Эрика. Значит, в программке ошибка?...

Нет, они просто любят так писать, когда именно в этой постановке первое выступление. Не совсем корректно получается.
Помню, была Пиковая с Аксеновым, написали первое выступление, а он незадолго до этого получил Маску за Челябинскую Пиковую.
« Последнее редактирование: Январь 02, 2009, 02:07:05 от lunnoe_zatmenie »

Оффлайн Капитан Немо

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 357
Re: Летучий Голландец в Мариинке
« Ответ #10 : Январь 12, 2009, 16:41:50 »
Я свои впечатления изложил здесь:

http://www.operanews.ru/09010401.html

Оффлайн zewaka

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 287
Re: Летучий Голландец в Мариинке
« Ответ #11 : Декабрь 21, 2014, 00:16:42 »
Сегодня был совершенно исключительный "Летучий Голландец"! Интерпретация Гергиева необыкновенно точна, собрана, пластична - можно закрыть глаза и все равно увидеть все происходящее на сцене. Рядом с этим недавний диск Минковски - такой облегченный и пресный... Пели сегодня отлично. Никитин, кажется, все время совершенствует своего Голландца - такого полного, яркого и разнообразного звучания, как сегодня, я, пожалуй у него еще не слышала, хотя почти не пропускаю его Голландцев уже несколько лет. И очень хороша была Млада Худолей - наконец-то Сента не визжит, не истерит, полностью контролирует свой голос - при этом страстная, цельная, настоящая. Скороходов и Акимов - фирменные Эрик и Рулевой, хороши как всегда. Для полного счастья не хватало Михаила Петренко в партии Даланда - но дебютант Павел Шмулевич вполне достойно справился с партией, ничего не испортил, хорошо прозвучал во всех ансамблях (кроме, пожалуй, первого дуэта с Голландцем, где слегка потерялся). Очень хочу, чтобы мариинского Голландца записали на диск - это вполне "дрим-тим" на сегодняшний день.