Автор Тема: Максим Венгеров, скрипач отечественной школы  (Прочитано 4130 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
13 февраля 2013, 16:27   |   Культура  |   Виктория Иванова
 
Максим Венгеров: «Без Ростроповича я не стал бы музыкантом»

Известный музыкант — о первой международной премии для наставников и тайном желании стать композитором


 
14 февраля на сцене Большого зала консерватории состоится гала-концерт и вручение первой Международной премии в области музыкальной педагогики имени Ипполитова-Иванова. Лауреаты, выбранные попечительским советом, получат диплом, памятную статуэтку и 400 тыс. рублей. Одним из инициаторов награды стал выдающийся скрипач, лауреат премии «Грэмми» Максим Венгеров. С музыкантом встретилась корреспондент «Известий».

 
— Как появилась идея премии?
 
— Мне как музыканту очень повезло в жизни. Два моих педагога, Галина Турчанинова и Захар Брон, — знаменитые личности в России. Было бы неправильно не поблагодарить их за все, что они сделали для меня. У моих молодых коллег также есть гениальные педагоги: Сергей Доренский, Наталия Шаховская, Юрий Башмет. Премия создана, чтобы сказать им спасибо. Отношения ученик-педагог недооценены в нашем мире. На Западе, где я сейчас живу, чувствуется утрата настоящих культурных ценностей. Именно из-за того, что нет такой связи между педагогом и учеником, какая была у нас в Советском Союзе и сохраняется здесь до сих пор. Меня часто спрашивают, что такое русская исполнительская школа, и я говорю, что это мастерство, техника исполнения, величайшие русские традиции и почти родственная связь между педагогом и учеником.

 
— Вы ведь тоже преподаете? 
 
— Я преподаю в Королевской академии в Лондоне и Академии имени Менухина в Швейцарии. Конечно, есть исключения из правил. Есть молодые люди, которые могут оценить знания, собираемые веками. На собственном опыте я понимаю, как важно, чтобы помимо педагога был и наставник. У меня в 17 лет им был Ростропович. Если бы не он, я, возможно, не стал бы музыкантом. Еще одна западная тенденция — талант сам найдет свое проявление, педагог играет второстепенную роль. Но это неправильно. Если бы Ростропович не учился у великих мастеров, не занимался у Прокофьева по композиции и у Шостаковича по инструментовке, он не стал бы легендарной фигурой.

 
— В числе лауреатов премии — оперная дива Ирина Масленникова, ушедшая из жизни несколько дней назад.
 
— Мы скорбим. Это была величайшая личность, она прожила прекрасную жизнь, подарила нам много талантов. Мы вручим ей премию посмертно.

 
— Ваша премия имеет статус международной, но пока среди лауреатов только русские.
 
— Мы хотим, чтобы эта акция стала ежегодной. Надеемся, что к нам присоединятся наши зарубежные коллеги. Например, горячо на наш призыв откликнулась Чечилия Бартоли, у которой тоже был прекрасный педагог, ее собственная мать.

 
— Как развивается ваша дирижерская карьера?
 
— Мне поступает много приглашений, я веду переговоры. Но принять предложение стать главным дирижером и худруком какого-либо оркестра сейчас для меня нереально: скрипка — это целая профессия, дирижирование и педагогика — тоже. Совмещать их трудно. А мне не хочется выносить на сцену полуфабрикат. Может, стану где-нибудь главным приглашенным дирижером.
 

— Скрипач победил?
 
— Скрипка — очень ревнивый инструмент, требует много заботы. Только в этом году я готовлю 10 больших скрипичных концертов, всего более 70 концертов в год. Но и без дирижирования я не могу. Учусь в классе Юрия Симонова. Каждый год стараюсь готовить новую программу, сейчас занимаюсь Девятой симфонией Брукнера.

 
— Современную музыку вы играете нечасто.
 
— Пока что я играл только произведения, написанные для меня. Если мне понравится сочинение, которое играли до меня, я за него возьмусь. Но быть первым исполнителем, конечно, интереснее. Композиторы пишут для меня примерно раз в пять лет. Последние опусы — концерты Вениамина Юсупова и Родиона Щедрина.

 
— Вы следите за ситуацией в России?
 
— Мне трудно оценивать ситуацию трезво. Но хочется надеяться, что политические события будут обходить музыку стороной, она должна быть чистой. А то, что происходит сейчас, — временный процесс. Нужно относиться к нему с пониманием и терпением.


— Раньше вы неоднократно заявляли о разнообразных желаниях: станцевать танго, сыграть на электроскрипке, пересечь Америку на мотоцикле. Есть ли что-то новое?
 
— У меня есть текущие планы, и я стараюсь не мечтать о том, чего не смогу добиться. Но если заглянуть на десяток лет вперед, я хотел бы стать композитором. Это была великолепная традиция старых мастеров, инструменталистов. Рахманинов, Шопен, Паганини, Венявский — все были прекрасными исполнителями и сочиняли для своего инструмента. Мне хотелось бы продолжить их традицию.


Читайте далее: http://izvestia.ru/news/544869#ixzz2L5JcO9rh
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
14 февраля Венгеров выступит в двух ролях

12.02.2013, 05:30

http://www.rg.ru/2013/02/12/koncert-site.html

14 февраля в Московской консерватории состоится Международный праздник музыки, организованный Фондом "Русское исполнительское искусство". В программе праздника - вручение Премии в области музыкальной педагогики им. М.М. Ипполитова-Иванова и концерт в честь лауреатов.
 
Главная приманка для меломанов в этот вечер - выступление скрипача Максима Венгерова, обладателя "Грэмми", получившего свой смычок в дар от Яши Хейфеца и переигравшего чуть ли не со всеми выдающимися современными исполнителями - от Иегуди Менухина до Мстислава Ростроповича.
 
В Большом зале Консерватории Венгеров выступит сразу в двух ипостасях - как солист и как дирижер. Пять лет назад после травмы руки он объявил об окончании своей карьеры как скрипача, однако год назад пересмотрел свое решение - к вящей радости многочисленных поклонников. Два последних выступления Максима на Родине в качестве солиста (звучали концерты Бетховена и Брамса) даже знатоков его творчества потрясли какой-то невиданной, всепоглощающей страстью. "Из исполнителя-шоумена, которых сейчас десятки и сотни, он превращается в великого интерпретатора-музыканта" - так расценил реинкарнацию Венгерова-скрипача маэстро Юрий Симонов.
 
На этот раз Максим сыграет концерт Баха и Венгерские танцы Брамса, а также продирижирует "Шахерезадой" Римского-Корсакова. Его партнером станет Московский молодежный камерный оркестр под управлением ректора Ипполитовки Валерия Вороны. В концерте примут участие солистка Мариинского театра Мария Максакова, российский лауреат конкурса М. Ростроповича виолончелист Борис Андрианов и красавица-пианистка Екатерина Мечетина.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Максим Венгеров, скрипач отечественной школы
« Ответ #2 : Февраль 17, 2013, 00:14:19 »
Я так понял, Венгеров выступил, но я в тот момент был на концерте Юрия Фаворина :)
Если кто-то побывал на концерте Венгерова, прошу сообщить о впечатлениях.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 126
Максим Венгеров виртуозно отметил юбилей

В Большом зале консерватории вместе со своим давним партнером, пианистом Итамаром Голаном, выступил скрипач Максим Венгеров. ... Программа состояла в основном из "популярной классики", на что с учетом праздничного повода музыканту не следует пенять. В то же время сонаты Эдварда Элгара и Сергея Прокофьева, которые Венгеров выбрал для первого отделения, в данных обстоятельствах знак риска и отваги, заслуживающих особого уважения.

Притом что и соната Элгара для скрипки и фортепиано, и Первая соната Прокофьева тоже скорее "шлягеры", чем "раритеты". Но у Венгерова и Голана они звучали совсем не "заигранными", Прокофьев так просто на уровне откровения: после прекрасного, но несколько монотонного и приторного Элгара, где к тому же во второй части Венгеров чуть перебрал с игривостью (при легкости и изяществе музыка анданте вполне серьезная, даже философская по содержанию), Первая соната для скрипки и фортепиано Прокофьева — как фейерверк: невероятная экспрессия второй части, прозрачная лирика третьей.

Лучшими номерами второго отделения оказались чудесная "Легенда" Генриха Венявского и сыгранное сверх программы, но помимо бисов "Пробуждение" Габриэля Форе. Эксклюзивом можно считать и Сонату N3 бельгийского композитора и скрипача Эжена Изаи. Сейчас к его наследию обращаются в основном студенты и аспиранты, а в серьезных концертах он звучит нечасто. Самыми же ударными моментами стали узнаваемые с трех нот хиты: "Славянский танец N2" Дворжака, "Венгерские танцы" Брамса, произведения Фрица Крейслера. Здесь Венгеров к восторгу поклонников максимально продемонстрировал свою виртуозность, доведя ее почти до циркачества — пожалуй, не без ущерба для музыкальности — в 24-м каприсе Паганини.

Вячеслав Шадронов

Полностью:
Газета "Коммерсантъ" № 199 от 05.11.2014, стр. 14
http://www.kommersant.ru/doc/2603304
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 126
Всемирно известный скрипач и дирижер, обладатель двух премий "Грэмми" Максим Венгеров будет солировать при исполнении авторской редакции концерта для скрипки с оркестром Яна Сибелиуса. Концерт состоится 10 апреля в Большом зале Филармонии и станет российской премьерой. Вместе с Венгеровым на сцену выйдет симфонический оркестр Филармонии под управлением Александра Титова.

http://calendar.fontanka.ru/articles/2384/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 126
«Я записал уже десять дисков впрок»

Максим Венгеров о своем творчестве и другом детстве

https://m.lenta.ru/articles/2016/11/01/veng/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 462
 «Сейчас цена музыки очень упала»
Максим Венгеров — не только о гонорарах
текст: Ляля Кандаурова

http://www.colta.ru/articles/music_classic/12920

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 486
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Евгений Пономарев

Максим Венгеров и лауреаты XV конкурса скрипачей имени Венявского
http://evg-ponomarev.livejournal.com/115402.html

Nov. 11th, 2016 at 10:31 AM

8 ноября
Большой зал филармонии

Концерт II международного скрипичного фестиваля (организатор - Фонд поддержки музыкального образования), оставил странное двойственное чувство. С одной стороны, идея интересна: Петербург получил возможность познакомиться с тремя восходящими звездами скрипки (музыкантами, получившими две вторые и одну первую премии на конкурсе Венявского). Концерты такого рода приближают полупровинциальный в мировом музыкальном пространстве Петербург к настоящим мировым столицам. С другой стороны, Петербург совсем не избалован визитами Максима Венгерова. И когда объявляется концерт с его участием, а он лишь становится одним из солистов в концерте Вивальди для четырех скрипок, а дальше отдыхает - остается странное ощущение неполноты, сильно хочется большего. Вот если бы в дополнение к этому концерту (или вместо него?) был организован сольный концерт Венгерова, реакция была бы другая. Только смогли бы в этом случае организаторы собрать Большой зал просто на молодых скрипачей?

Что касается лауреатов, то они безусловно талантливы. Особенно заинтересовал меня концерт № 2 Венявского в исполнении кореянки Бомсори Ким - и музыка для нас редкая, и девушка очень талантливая. Но все-таки - это еще слегка ученическая игра (как если бы собрать концерт из лауреатов конкурса имени Чайковского). Исполнение нарочито-старательное, при этом где-то очень хорошо, а где-то не хватает длины руки, местами нет еще профессионального лоска и уверенности в своих силах. Поэтому постоянно думаешь, как исполнил бы тот или иной кусочек Максим Венгеров - и опять возвращаешься к тому, что этот выдающийся музыкант сидит в этом же зале, но почему-то играет не он. Это, конечно, провинциальный комплекс сегодняшнего Петербурга. Но еще и простое человеческое желание слушать музыку в лучшем из возможных исполнений.

Возможно, следовало бы изменить формат вечера: не предлагать молодым лауреатам играть большие скрипичные концерты, а составить программу из небольших номеров, возможно даже сольных, без участия оркестра. Тогда бы публика смогла составить более точное впечатление о молодых талантах. Тогда бы и Венгеров смог сыграть больше. Другой вариант - добавить еще один скрипичный концерт в исполнении Венгерова. Впрочем, не берусь что-то советовать организаторам: задача в любом случае непростая.

Добавил неприятных ощущений неотрегулированный микрофон ведущего Александра Малича (о профессионализме которого как-нибудь в другой раз, но превращение конферанса в болтовню недопустимо, чего стоит фраза: "оркестр появится на сцене не в одиночестве, а с солистом"): слушать его рассказ приходилось с напряжением, голос распадался и заглушался фоном. Звукооператора на концерте то ли не было, то ли он отдыхал, как Максим Венгеров.

"Арт-проект", насколько я представляю, пока еще новичок в проведении концертов такого рода. Пожелаем ему успехов в будущем и отметим, что концерт все-таки получился. Несмотря ни на что, им удалось организовать большое музыкальное событие, яркое, необычное и по-настоящему интересное и для искушенных слушателей и для случайных зрителей.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 126
Два концерта в Карнеги-холле

Время открытий

«И зачем ему дирижировать, когда он ТАК играет?!» - недоумевал почтенный нью-йоркский критик после недавнего (18 октября) выступления Максима Венгерова в Карнеги-холле, где скрипач, не появлявшийся на этой сцене несколько лет, исполнял с Монреальским филармоническим оркестром под управлением Кента Нагано Концерт Брамса для скрипки с оркестром и, в ответ на овации публики, Медитацию Массне из оперы «Таис».

http://www.vnovomsvete.com/articles/2017/10/26/dva-koncerta-v-karnegikholle.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау