Автор Тема: Лазарь Берман (1930-2005), пианист  (Прочитано 46510 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
пианист Лазарь Берман (1930-2005)
« Ответ #50 : Январь 14, 2011, 20:26:18 »
Поскольку на другом ресурсе я успел довольно много наговорить о Бермане, я решил переместить кое-что в этот поток, так сказать, для полноты картины, потому что некоторые вопросы, заданные мне, показались интересными.
Оттуда, кстати, можно отпочковать тему о Сонате Шуберта B-dur, вокруг которой завязался отдельный разговор - "предмет достойный" (с).
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
пианист Лазарь Берман (1930-2005)
« Ответ #51 : Январь 14, 2011, 20:28:39 »
Зашла речь об исполнении Лазарем Берманом Сонаты B-dur Шуберта.

Цитата: 9999
Размеренность немного убивает контраст горя с надеждой -порывистой, бегущей, оглядывающейся – может быть, еще не всё потеряно? Простота Юдиной, Рихтера, Новикова, Раду Лупу здесь больше говорит.

Перечисление в одном ряду Рихтеру и Лупу, Юдиной и Новикова меня, конечно, удивило, но в любом случае я не нахожу в исполнении Лазаря Бермана каких-то изъянов. Возможно, по той причине, что почти все исполнения из 7-дисковой "коробочки" Бриллиантклассикс я слышал непосредственно в концертном зале, и это производило совершенно чарующее впечатление.
Мне многие мои знакомые говорили уже тогда, что при всей относительности возможности отражения личности исполнителя в исполняемом, психология Бермана удивительным образом напоминала психологию Шуберта, угадываемую в его творениях. В его Шуберте многие слышали и видели мир детства - мне говорили, что под его руками Соната напоминала словно бы детскую сказку или какие-то картинки из жизни детей. И когда я читал "Воспоминания" Л.Н.Бермана - эту его удивительную исповедь, в которой он полностью раскрылся как человек, причём, с самой положительной стороны, - я вспоминал высказанные в те ещё годы мнения совершенно посторонних людей о его человеческих чертах, читавшихся в его подаче произведений Шуберта. У него даже Шуберт-Лист был подан, условно говоря, с упором на Шуберта, а не на Листа, хотя Берман был виртуозом поистине исторического масштаба.
В то же время он с поразительной агрессивностью исполнял многие моменты в Этюдах Листа и в других его пьесах.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
пианист Лазарь Берман (1930-2005)
« Ответ #52 : Январь 14, 2011, 20:30:13 »
Цитата: 9999
В 21 сонате Вы тоже слышите отголоски детского мира?

Именно в исполнении Лазаря Бермана, пожалуй, да ! Кое-что от этого впечатления есть в 1-й части и в 3-й и 4-й. Больше всего, пожалуй, в 3-й.
В медленной части я этого не слышу, конечно - тут что-то сумрачное, хотя и - в подаче Бермана - более светлое, чем у многих других пианистов.
Я считаю, что для Бермана - как и для Рихтера, кстати - трагическое никогда не было основным не только в этой Сонате, но и вообще в музыке. В отличие от Софроницкого, например, который искал трагическое везде, где только мог, даже в позднем Скрябине, иногда попадая "в яблочко", а иногда и нет. В позднем Скрябине, безусловно - нет.
А вот в Сонате Шуберта, пожалуй, Софроницкий "попадал", хотя лично мне больше нравится философски-отстранённая подача трагического в этой вещи.

Кстати, на отражение мира детства в исполнении Берманом этой Сонаты с полной уверенностью указала мне одна моя знакомая: в тот самый период она занималась своим маленьким сыном !  Мы в большой компании были на концерте Бермана (я никогда не пропускал его концерты в Москве), вот там-то она у меня и спросила об этом - и я поразился, насколько точно совпали наши образы, навеянные игрой Бермана.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
пианист Лазарь Берман (1930-2005)
« Ответ #53 : Январь 14, 2011, 20:36:08 »
И вот далее появился вопрос, которому я хотел бы посвятить у нас отдельный поток, потому что я с моими собеседниками радикально разошёлся во взглядах:

Цитата: 9999
А Вы могли бы рассказать, о чем эта соната? (21 Шуберта) Представьте, что перед Вами человек, который с ней незнаком - как бы Вы ее описали (образно)?

Поток о Сонате Шуберта B-dur будет вот здесь:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=4017
« Последнее редактирование: Январь 14, 2011, 20:48:21 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
пианист Лазарь Берман (1930-2005)
« Ответ #54 : Январь 14, 2011, 20:47:56 »
Берман в своей игре сконцентрировал все достижения т.н. "русской школы" в области инструментализма, которая идёт ещё от Глинки и Антона Рубинштейна. Нет сомнений, что искусство Л.Н.Бермана принадлежит и продолжает рубинштейновскую ветвь русского пианизма. По этой причине, кстати, я считаю, что именно Берману принадлежит лучшее исполнение 1-го концерта Чайковского во 2-й его редакции: Берман вскрыл всю напевность фортепианной партии - даже многие пассажи, которые подавляющее большинство пианистов "традиционно" (в дурном смысле этого слова) играло "а ля Лист", приобрели вокальный, напевный характер и напоминали колоратуру.
С другой стороны, любопытно наблюдать в некоторых его трактовках воздействие гольденвейзеровской школы "просвещённого академизма", например, в "Лунной" и "Патетической" сонатах Бетховена, которые он играет совершенно особым образом, демонстрируя, тем не менее, вполне определённую тенденцию к исполнению в "клавирном" стиле гайдновско-бетховенских времён. А вот "Аппассионату" он играет уже в более современном стиле, приближающемся уже к манере конца 20-го века. Поэтому мне и любопытно, как он сыграл "Хаммерклавир" ? (если это действительно ЕГО фонограмма, в чём я не буду уверен до тех пор, пока не услышу её).
Я сожалею, что многие уникальные фонограммы до сих пор не изданы, в т.ч. и те концерты, на которых я лично присутствовал и отлично помню до сих пор.
В поздние годы Берман часто просил гасить свет в зале, вероятно, следуя в этом примеру Рихтера. Правда, играл всегда наизусть: я не помню случая, чтобы на сольных выступлениях или во время исполнения концертов с оркестром перед ним хоть когда-нибудь стояли ноты (я этого ни разу не видел).
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
пианист Лазарь Берман (1930-2005)
« Ответ #55 : Март 07, 2011, 12:44:30 »
Случайно нашёл в сети забавную видеозапись, которой никогда не видел:

http://video.mail.ru/mail/valpal1989/2728/2683.html
http://video.mail.ru/mail/valpal1989/2728/2684.html

Это "Фантазия" для ф-п с оркестром для народного оркестра Бориса Александрова. Солист - Лазарь Берман.
В 2-х фрагментах видео.
Мне кажется, любопытный исторический документ ! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн bubaleh

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 225
Re: пианист Лазарь Берман (1930-2005)
« Ответ #56 : Март 09, 2011, 13:05:04 »
Случайно нашёл в сети забавную видеозапись, которой никогда не видел:

http://video.mail.ru/mail/valpal1989/2728/2683.html
http://video.mail.ru/mail/valpal1989/2728/2684.html

Это "Фантазия" для ф-п с оркестром для народного оркестра Бориса Александрова. Солист - Лазарь Берман.
В 2-х фрагментах видео.
Мне кажется, любопытный исторический документ ! :)


С ума сойти!
И где они такое берут?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Лазарь Берман (1930-2005)
« Ответ #57 : Март 09, 2011, 19:14:42 »
С ума сойти!
И где они такое берут?

Я сам обалдел ! Кстати, интересно, можно ли эту запись как-нибудь выковырять оттуда и сохранить на диске ?
Судя по конферансу, это конец 50-х начало 60-х годов, потому что в заставке объявляются конкурсные регалии Бермана.
Кстати,  ф-п концерт Б.Александрова ДАЖЕ НЕ УПОМЯНУТ СРЕДИ СУЩЕСТВУЮЩИХ ЗАПИСЕЙ Лазаря Наумовича ни на одном из посвящённых ему в интернете ресурсов!!
Для меня это был просто шок: такое интересное произведение в таком суперисполнении – и совершенно неизвестно.
Да, я понимаю, что Борис Александров сочинил музыку концерта, но вряд ли он самолично сочинял все те фортепианные пассажи, которыми наполнен его концерт: уж слишком виртуозно ! У меня возникает подозрение: уже не Берман ли ему "помогал" в этом ? :) Но даже если и не Берман этим занимался, всё равно очевидно, что к ф-п фактуре этого сочинения приложена рука профессионального пианиста (или композитора, очень хорошо знакомого со спецификой фортепиано), а под руками Бермана – видно, что совсем ещё в этих ТВ-съёмках молодого ! – эта фактура обретает жизненный тонус и абсолютную органичность.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: пианист Лазарь Берман (1930-2005)
« Ответ #58 : Март 15, 2011, 22:13:44 »
Predlogoff
Цитировать
Кстати, интересно, можно ли эту запись как-нибудь выковырять оттуда и сохранить на диске ?
Пока я смогла выковырить только звук  http://files.mail.ru/HVJH2N
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683
Re: пианист Лазарь Берман (1930-2005)
« Ответ #59 : Июль 14, 2012, 16:43:54 »
http://www.youtube.com/watch?v=HPszHYIAUzc&feature=related
Берман играет "Петрушку".

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
пианист Лазарь Берман (1930-2005)
« Ответ #60 : Июль 14, 2012, 20:23:13 »
http://www.youtube.com/watch?v=HPszHYIAUzc&feature=related
Берман играет "Петрушку".

Откуда ??
Вышли новые диски Лазаря Бермана ?? У вас есть инфо о них ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683
Re: пианист Лазарь Берман (1930-2005)
« Ответ #61 : Июль 14, 2012, 23:35:04 »
Совершенно случайно наткнулся в youtube, про диски ничего не знаю. :)

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683
Re: пианист Лазарь Берман (1930-2005)
« Ответ #62 : Июль 14, 2012, 23:53:25 »
А вот любительская запись дебютного концерта в Америке
Шостакович, Бетховен, Лист, Рахманинов, Скрябин, обработки Листа
http://www.youtube.com/watch?v=vpqw9gMbezw&feature=channel&list=UL
http://www.youtube.com/watch?v=FzhZgJprUSI&feature=channel&list=UL

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
пианист Лазарь Берман (1930-2005)
« Ответ #63 : Июль 15, 2012, 00:02:34 »
А вот любительская запись дебютного концерта в Америке
Шостакович, Бетховен, Лист, Рахманинов, Скрябин, обработки Листа
http://www.youtube.com/watch?v=vpqw9gMbezw&feature=channel&list=UL
http://www.youtube.com/watch?v=FzhZgJprUSI&feature=channel&list=UL

Очень любопытно, но неужели же этот концерт не был записан официально ??
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683
Re: пианист Лазарь Берман (1930-2005)
« Ответ #64 : Июль 15, 2012, 00:07:33 »
Вполне возможно.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
пианист Лазарь Берман (1930-2005)
« Ответ #65 : Июль 15, 2012, 22:07:57 »
http://www.youtube.com/watch?v=HPszHYIAUzc&feature=related
Берман играет "Петрушку".

Да-ааааааааа ..... Ничего себе.
Быть может, не очень чисто технически - живая всё же запись ! Но зато очень темпераментно !
Между нами говоря, я ненавижу эту вещь ! :)))))) Эту, как о ней метко выразились ещё 100 лет назад, "смесь русской сивухи с французскими духами" ! :))
На мой взгляд, мерзость.
Но когда ТАК играют, начинаешь верить, что это не пошлость и не наспех слепленная стилизация и дешёвка, а и в самом деле достойная исполнения музыка ! :)) Какой пианизм, какая школа - настоящая русская школа, многотембровая, оркестрального плана фортепианная игра.
Браво, маэстро ! Шикарно.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
пианист Лазарь Берман (1930-2005)
« Ответ #66 : Июль 15, 2012, 22:15:58 »
А вот любительская запись дебютного концерта в Америке
Шостакович, Бетховен, Лист, Рахманинов, Скрябин, обработки Листа
http://www.youtube.com/watch?v=vpqw9gMbezw&feature=channel&list=UL
http://www.youtube.com/watch?v=FzhZgJprUSI&feature=channel&list=UL

О-оооооо ! Вот бы все любительские записи были такого качества !! :)) И ведь это 1976 год ! Это не цифра, запись плывёт, но всё равно удивительно отчётливо. Наверное, на кассетник записывали, который положили около пианиста ! :))
Но к концу концерта качество испортилось :))

Обработок всего 2: "Турецкий марш" и "Лесной царь", а остальное во 2-м отделении - "Испанская рапсодия" и Соната h-moll. Хотя "Испанскую рапсодию" тоже можно считать "обработкой" ! :))
« Последнее редактирование: Июль 15, 2012, 22:26:11 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683
Re: пианист Лазарь Берман (1930-2005)
« Ответ #67 : Июль 18, 2012, 12:17:09 »
http://www.youtube.com/watch?v=3uv6wTlKzPk
Этюды Шопена (2, 20, 22, 23)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Лазарь Берман (1930-2005)
« Ответ #68 : Июль 18, 2012, 13:07:55 »
А вот какое милое исполнение я обнаружил на Ютубе, когда смотрел там другие записи:

Л.Берман играет ф-п Концерт Скрябина (бутлег, 1992 г.)
Размещено по частям и концы с началами не увязаны, поэтому много ссылок:

1-я часть
http://www.youtube.com/watch?v=glfGaWHV41A
2-я часть
http://www.youtube.com/watch?v=5oXaGP_EEd0
3-я часть (1)
http://www.youtube.com/watch?v=Di4HIFINeik
3-я часть (2)
http://www.youtube.com/watch?v=SnODwPoaZts
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683
Re: пианист Лазарь Берман (1930-2005)
« Ответ #70 : Ноябрь 24, 2012, 23:06:54 »
Мусоргский - Картинки с выставки (видеозапись)
http://www.youtube.com/watch?v=Lxi5amXUxr8
http://www.youtube.com/watch?v=qh8YtEziJ7U
http://www.youtube.com/watch?v=MY5XCmX5FQE

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Лазарь Берман (1930-2005)
« Ответ #71 : Ноябрь 25, 2012, 14:26:25 »
Мусоргский - Картинки с выставки (видеозапись)
http://www.youtube.com/watch?v=Lxi5amXUxr8
http://www.youtube.com/watch?v=qh8YtEziJ7U
http://www.youtube.com/watch?v=MY5XCmX5FQE

Интересно, а какой же это год записи ? Судя по внешнему виду Лазаря Наумовича и по манере его игры, это конец 80-х начало 90-х. Манера явно поздняя, но свет в помещении так поставлен, что подробно разглядеть ничего нельзя, да и качество ютубовское тоже оставляет желать лучшего.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Лазарь Берман
« Ответ #72 : Декабрь 16, 2012, 21:07:46 »
Из живых записей – сонату Шуберта in B и песни Шуберта-Листа, "Траурную гондолу", "Серые облака" Листа, "Лунную" и "Патетическую" Бетховена, полагаю, сохранилась 3-я соната Брамса (однажды совершенно гениально игранная в Москве !)

У нас с вами праздник ! :)

http://classic-online.ru/ru/listen/80260
Брамс Иоганнес —Op. 5 Соната для фортепиано №3 фа минор
Исполнитель: Лазарь Берман (фортепиано)
концерт в Италии, в Карате Брианца, 1983 г., live

Я однажды присутствовал на концерте Лазаря Бермана в БЗК, где он как раз сыграл в те годы эту сонату чуть ли не единственный раз в Москве - по крайней мере на моей памяти.
Программа концерта 30 января 1983 г. была такая:

1 отд.
Брамс, Соната №3, f-moll

2 отд.
Рахманинов, "Вариации на т.Корелли"
Лист, "Серые облака", "Траурная гондола II", Венгерская рапсодия №9 ("Пештский карнавал")

на бис:
Сметана, "Поэтическая полька"
Лист, "Гондольера" из "Венеции и Неаполя"
Де Фалья, "Танец огня"

--------------------------------

Что и говорить, концерт шёл по нарастающей: после монументальной Сонаты Брамса Лазарь Наумович нагнал ужаса в Рахманинове, затем в Листе, как вдруг ...... одним махом опрокинул мрачную атмосферу "Пештским карнавалом" ! :)) Это было так феерично, что публика по окончании просто билась и визжала в восторге.
Бисы всех добили. Я с трудом могу припомнить, чтобы публика в академических концертах так орала - я сам отбил себе все руки аплодисментами.
Но что любопытно: 3-ю сонату Брамса пианист поместил в 1-е отделение, хотя обычно её предпочитают помещать поближе к концу концерта - уж больно масштабное полотно. Но Берман не побоялся начать им своё выступление и оказался абсолютно прав, предложив такую компоновку клавирабенда.
Когда пианист вышел на сцену, свет в зале сразу полностью погасили, оставив только фонари над роялем, и вот так - при абсолютно тёмном зале и освещённой эстраде - прошёл весь концерт. Народу было так много, что я не сумел раздобыть программку - БЗК был забит по самую люстру.
В тот раз меня особенно поразило отношение Бермана к извлекаемому звуку: в тихих местах было какое-то феноменальное пианиссимо, настолько проникновенное, что по контрасту с динамически сильными эпизодами оно воспринималось как волшебство. А в целом трактовка была пронизана симфоническим началом, и вся соната выглядела масштабной, крупной, как настоящая симфония. Вспоминаю, что когда Берман начал 1-ю часть, сразу родились ассоциации с оркестровой звучностью, а когда он заиграл Скерцо, то это всех буквально встряхнуло - такая энергия исходила от рояля. Она ещё усугублялась сравнительно сдержанным темпом, в результате чего Скерцо воспринималось как какое-то неожиданно резкое вторжение волевого и чуть ли не инфернального начала - словно ворвалась сама жизнь во всём многообразии и драматизме, словно природа разбушевалась. Потрясающее в своём роде впечатление, которое не стёрлось в моей памяти до сих пор и не сотрётся, наверное, никогда. Слабый отблеск бермановской игры всё же запечатлелся в той зарубежной записи, на которую я сослался выше - в реальности это выглядело гораздо более мощно и даже угрожающе.
С начала и до самого конца игры не оставляло ощущение, что исполняется не соната для фортепиано, а словно бы клавир симфонического произведения грандиозного размаха, повествующего о чём-то очень важном, значительном и грозном. И между грозовыми частями - 1-й и 3-й - особенно лиричной казалась 2-я часть с её долгими любовными томлениями и нежданно горячим экстазом в кульминации. Вот уж действительно - цветок меж двумя безднами !! Затем - "взгляд в прошлое" и ..... всё заканчивается в мажоре.
В исполнении Бермана всё это выглядело как нечто личное, черезо что он сам прошёл.

Я надеюсь, что когда-нибудь мы доберёмся и до московской записи, которая, насколько я вспоминаю, не должна слишком сильно отличаться в художественном плане от итальянской. Хотя, конечно, это всего лишь запись: она может передать общие контуры исполнения, динамику и даже тембр, но не может заменить пребывание в зале и живые непосредственные впечатления. Но хоть что-то .......
« Последнее редактирование: Декабрь 16, 2012, 21:35:06 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683
Re: пианист Лазарь Берман (1930-2005)
« Ответ #73 : Август 07, 2013, 23:19:22 »
Скрябин - Соната №1
http://www.youtube.com/watch?v=vrJTZly1c7c

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
пианист Лазарь Берман (1930-2005)
« Ответ #74 : Август 08, 2013, 10:24:38 »
Скрябин - Соната №1
http://www.youtube.com/watch?v=vrJTZly1c7c

Это одно из самых хороших когда-либо прослушанных мною исполнений этого произведения. Быть может, лучшее. Не всё меня устраивает даже в нём, в частности, исполнение в слишком быстром темпе статичных "аккордов-сталактитов" PP в средней части похоронного марша, но, кажется, ничего лучшего в плане исполнения этой сонаты, взятой как целое, я предложить не смог бы.
Великолепно.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица