Автор Тема: «Пиковая дама» Чайковского в «Новой опере» (премьера в декабре 2013)  (Прочитано 53047 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Томский

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 290
Хочу вставить свои 2 копейки по поводу премьеры в Новой опере .
Хотел обменять билеты на спектакль , узнав , что Галузин петь не будет . Но поздно узнал ( уже после спектакля ) , что это возможно , и скрыпя сердцем и суставами , пошел .  И , честно говоря , не пожалел . Потому что в этом спектакле удалось услышать два ( на мой скромный взгляд непрофессионала ) безукоризненных , "антологических" исполнения . Я говорю о Томском - Бурденко и Елецком - Ладюке . Думаю , что эти исполнения ничуть не уступают
лучшим образцам прошлого , да и в будущем их переплюнуть вряд ли удастся . Можно будет только сказать : " Спел не хуже , чем Ладюк ( или Бурденко ) ..." И , уверен , пиша ( кажется , так правильно ?) это в полном уме и здравии , что не сильно перебарщиваю . У Бурденко особенно впечатляюще прозвучала баллада Томского .
С Кулаевой мне показалось , что ее исполнение великолепно именно в рамках предложенной
трактовки образа в данном спектакле . Голос звучал как-то "моложаво", как-то слишком "свежо",  хотя все было озвучено от и до . Мне казалось , что услышь я это исполнение в записи , без визуального ряда , я не слышу Графиню в привычном понимании образа . Но , нет , в записи звучит именно графиня , а не "Полина" . Отличная вокальная работа !
Полина - Ромишевкая в романсе звучала как-то неровно . "порывисто". Конечно, можно это принять за то , что Полина в этот момент взволнована , но мне хотелось бы большей плавности звуковедения . Певице , кстати говоря , приходится его петь сидя спиной к залу .
Лиза - Нерабеева . Я слышал в этой партии и Милашкину , и Биешу и многих других . Конечно , до этих образцов певице еще далековато , но озвучено и сыграно было вполне корректно , с нервом . В некоторых местах недостатки голоса и вокальной техники  были вполне "ненавязчиво" компенсированы избытком эмоций . Спасибо певице за старание и надеюсь , что в будущем она будет прогрессировать . А возможности для этого у нее , по-моему , есть .
Оркестровое звучание мне понравилось . Можно спорить о трактовке , темпах и т.д. , но , думаю , мало кто придерется к  слаженности звучания в этот вечер . Оркестр был единым организмом , подвластным руке дирижера ,без "приджазованных" духовых и ударных . Когда надо - нежным , когда надо - властным , мощным , но не заглушающим певцов ( правда , во многом благодаря голосистости последних ) . Как ни странно , мне пару раз за оркестром не было слышно именно певца с самым пронзительным голосом в этот вечер .
Хор , особенно мужская группа , звучал , очень хорошо . Можно слегка придраться ( на мое ухо ) к первой картине , но стоит ли ? Финальный "аккорд" был захватывающе красив .
Ну и теперь о Германе ... Сразу предупреждаю чувствительных форумчан , что дальше читать не следует . Специально выдержал паузу после спектакля , чтобы не наговорить лишнего , но ... В общем ,  я всех предупредил . Очень уважаю мнение buffone , но у меня сложилось другое впечатление от этого исполнения . Голос Муравицкого представляет из себя на данном этапе его карьеры "сплав" носовых , заглубленных , сдавленных , плоских и сиплых звуков , каждый из которых хаотично вторгается в вокальную линию  по собственной воле , независимо от желания певца , когда ему заблагорассудится . Конечно , голос у Муравицкого громкий ,
но , как говорится в классической фразе , противный . Хоть Герман и не должен быть
сладкоголосым тенором , все это , на мой взгляд , совершенно не вяжется с вокальным образом Германа . Может быть это Гришка Кутерьма , может быть какой-нибудь Ерошка или Мисаил , но уж никак не Герман . Внешний образ тоже далек от моих представлений об образе Германа . Муравицкий играл скорее какого-то дебильноватого истерика , а не шизофреника , каковым , в общем-то был Герман . А это большая разница поведения . Я увидел сутулящегося питекантропа ( уж извините за выражение ) с 2 основными жестами - руки вверх-вниз и вытягивание левой длани вперед с вперяющимся в кого-то указательным пальцем . Эмоций и голоса в его исполнении было чрезмерно много , но те ли это эмоции и тот ли это голос ?
По мне - так нет .  :o Не знаю , по каким  критериям Новой оперой был приглашен на эту роль Муравицкий , но лично я не увидел в нем Германа ни вокально , ни сценически ... Конечно , понимаю , что заполучить Дидык или Аксенова на замену Галузину невозможно , но есть ведь певцы , которые более адекватно могли бы исполнить Германа ( скажем , Амонов , Луцюк , Вишняк и т.д.) . Я понимаю , что у всех них есть свои недостатки ,  но чтобы в таком "комплекте" , как у Муравицкого ... Да и тот же Мунтяну , с которым . насколько я знаю , немало работал дирижер Самоилэ , в своем преклонном певческом возрасте был бы , уверен , гораздо лучше ... Вот только захотели бы они связываться с данной постановкой ?
В общем , такие вот у меня остались музыкальные впечатления от этой премьеры ...
Простите меня Христа ради , люди добрые , коли кого обидел . Злобен и велеречив . Знаю . Исправлюсь ! Искуплю! Токмо не баньте . Очень интересно читать ваши отзывы ...  :-\ :'(

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Хочу вставить свои 2 копейки по поводу премьеры в Новой опере .

Спасибо! Причем, я с Вами соглашусь почти по всем пунктам:) Только несколько слов о Германе. Мне как раз понятно с чем был связан выбор артиста - Роман Муравицкий сейчас поет Германа в Большом, а в прошлом году по замене пел эту партию в МАМТе. Тембр его голоса - на любителя, как и все тембры, особенно теноровые. Хотя соглашусь, что тембр Муравицкого особенно на любителя:)

Я тоже не являюсь горячим поклонником Муравицкого, слышу особенности его пения (он много поет в Большом, поэтому часто на него попадаю) и не жду от него чего-то невероятного, ему не свойственного. Лишь констатирую: Роман Муравицкий спел лучше, чем обычно поет Роман Муравицкий.

Если же по гамбургскому счету, то я бы не взялся утверждать, что Галузин сейчас спел бы намного лучше и точно поостерегся бы от, скажем, Амонова. Да и Дидык по записям у меня не вызывает энтузиазма - сугубо "европейский" Герман. Если зашла речь о записях, то для меня лучшим Германом является не Галузин, не Григорян, не Таращенко, не Атлантов и не Анджапаридзе, а Георгий Михайлович Нэлепп (которому в апреле будущего года исполнилось бы 100 лет) в хрестоматийной записи 1950 года со Смоленской, Ивановым и Лисицианом - вот то, что я в идеале хотел бы слышать, но давно не слышу даже близко (в т.ч. в записях) - и стараюсь не особо печалиться всуе о несбыточном.

Не слышал что говорил Парин по "Орфею" - хватит того, что я его лицезрел три раза на прошедшей неделе и один раз обсуждал его новый проект). Но меня умилило, что образ Германа в александровском спектакле он сравнивает с Атлантовым и Анджапаридзе, которые создавали образ в классических постановках. Ведь у Александрова - как он подчеркнуто заявлял в пресс-релизах - образ Германа фундаментально переосмыслен. И, как мне кажется, в исполнении Муравицкого этот образ состоялся (хотя обычно Муравицкий лицедействует, скажем так, - без фанатизма).

Та же ситуация с Агундой Кулаевой - мне трудно оценивать ее Графиню из-за "режиссерского переосмысления" - т.е. безобразия, в которое вовлек артистку режиссер. Если посвященные в концепцию образа скажут, что Агунда справилась - я рад за нее, но не без грусти, что талант, время и силы расходуются на режиссерские глупости.

Оффлайн Томский

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 290
Если же по гамбургскому счету ... то для меня лучшим Германом является не Галузин, не Григорян, не Таращенко, не Атлантов и не Анджапаридзе, а Георгий Михайлович Нэлепп
Да , Нэлеппа среди поющих ныне и близко нет ...   :'(
И уж раз понесло(сь) . так добавлю еще 3 копейки ( до полного , так сказать . пятака ) .
Если говорить о режиссуре данного спектакля , то , почему-то мне кажется ,что отправной точкой в его создании стал момент , когда в период перестройки Александров "расслышал"
в тексте либретто слова "ХОЗЯИН прсит дорогих своих гостей ... " и начал думать , как бы их
злободневно обыграть в постановке . Так 20 лет и продумал . И что на выходе ? Чукчи , украинцы , други степей калмыки и всякой другой национальности по паре выражают любовь к Пушкину и преданность Сталину , солистки "имперского" Большого , распевая , трясут телесами , подпрыгивая и приседая . Балерина крутит фуэте ... Картина со Сталиным получилась "прикольной" , вполне веселенькой , живенькой , Но прикольной , вполне веселенькой и живенькой на уровне студенческого капустника , КВНа , для непритязательного поверхностного зрителя , по ошибке пришедшего на "Пиковую даму " вместо  "Любовного напитка " того же Александрова , где все тоже прикольно , вполне веселенько и живенько (для такого же зрителя ). Или пришедшего полюбоваться на озадаченные лица интеллигентов , недоумевающих от всего происходящего на сцене . Или на запах ожидаемого скандала .
Только какое отношение имеет эта прикольность к "Пиковой даме" Чайковского ? По-моему - никакого . Конечно , скажут : " У Вас нет чувства юмора . Вы сотворили из ПД икону ,
а это свежий новый взгляд ... ". Да , взгляд свежий . Но на хрена нужен этот свежий взгляд ? Только для того , чтобы Александров подтвердил реноме новатора ? Что он дает в раскрытии замыслов Чайковского ? Что , Чайковский в своей опере хотел обличить тоталитарный режим ?  Не думаю . Уверен , не думает так и Александров .  Просто так "прикольнее" .
Все остальное , по-моему , Александров "докрутил" от своей "находки" с "хозяином" . Ну перенес я сцену в другое время . но так делали многие ( в конце концов и сам Чайковский перенес ) . Давай я разбросаю ВСЕ действия по разным временам . Так ведь никто еще , кажется , не делал с "Пиковой"!  Давай сделаю время Первой мировой . А потом пусть будет блокада . Прикольно . Ново! Правда , смешно слышится " Куда? В игорный дом ! " в блокадной
сцене ( несмотря на сумасшествие Германа ) . И слова про мадам Помпадур в том же времени , ну да кто их там слушает слова в опере ..., А вот слова про русскую пляску во времена Первой мировой попали бы в точку . Как раз тогда был всплеск патриотизма и молодежь могла танцевать русские танцы , досаждая старушке - ретроградше ... Но то старушке . У Александрова старушки то и нет . Есть , прости Господи . не знаю даже как назвать . В общем  , прости , Господи ...
Я думаю . что картину несуразностей и нестыковок дополнят другие зрители этого спектакля .
Но , главное , я не увидел в спектакле даже боли Александрова за все , происходящее с нашей Родиной в ХХ веке , как декларировал режиссер . Я увидел скорее издевку надо всем этим . Может , я просто не увидел ? А ?
Были ли в спектакле моменты , которые мне понравились . Да , были . Понравился Елецкий , отдающий ,  не читая , письмо Лизы Герману . Понравилось , как решена эта сцена . Понравилась сцена поглощения Лизы водами Невы .  Решено довольно уже традиционно , но тронуло . Пожалуй , это и все ...Немного для 3 часов действа .
В итоге хочу выразить надежду . что НО не остановится на достигнутом . Есть замечательно сделанный музыкально спектакль . Осталось только найти достойного Германа и сделать другую постановку . Или арендоватьв МАМТе спектакль Михайлова , который там снимают  ;) . И будет все для полного счастья меломана , а не для завлечения в театр недалеких малолеток , которым все это "по приколУ" , любителей скандалов и эстетов , считающих себя "передовиками прогресса" ...   
И еще к этому моему сумбуру я хотел бы добавить вот что  . Режиссер , работающий в оперном театре  и не умеющий ненавязчиво построить мизансцену так , чтобы певец в
"ударной" для себя арии пел удобно , а не спиной к слушателю , по - моему , в профессии не состоялся ... Конечно . умение этого не говорит о полной профпригодности . Например , у Жагарса певцы , как правило , поют удобно , но это еще не говорит , что он великий режиссер . Но когда ты заставляешь певца петь лучшую арию спиной к залу , или делаешь в это время на сцене "шумовую завесу" ( как в романсе Неморино ) - это ведь элементарное несоблюдение профессиональной этики , проявление неуважения к своему коллеге , товарищу по спектаклю . как бы певцы ни уверяли , что все хорошо ... По-моему так ...
« Последнее редактирование: Декабрь 01, 2013, 15:59:58 от Томский »

Оффлайн Томский

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 290
Посетители премьеры , а вы поверили словам Германа , что на него "повеяло холодом" , когда на сцене появилась ТАКАЯ Графиня ?

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Если же по гамбургскому счету, то я бы не взялся утверждать, что Галузин сейчас спел бы намного лучше и точно поостерегся бы от, скажем, Амонова. Да и Дидык по записям у меня не вызывает энтузиазма - сугубо "европейский" Герман. Если зашла речь о записях, то для меня лучшим Германом является не Галузин, не Григорян, не Таращенко, не Атлантов и не Анджапаридзе, а Георгий Михайлович Нэлепп...

Амонов не так плох, на мой взгляд, как об этом принято рассказывать в инете. В ПД он малость переигрывает, но спеть может хорошо. А Нэлепп - да, увы и ах! Мне почему-то кажется, что там дело не только в голосе, но и в понимании Германа, Нэлепп изображает не неврастеника, не истерика, а нормального человека, который сходит в определённый момент с ума.

Картина со Сталиным получилась "прикольной" , вполне веселенькой , живенькой , но прикольной , вполне веселенькой и живенькой на уровне студенческого капустника , КВНа , для непритязательного поверхностного зрителя , по ошибке пришедшего на "Пиковую даму " вместо  "Любовного напитка " того же Александрова , где все тоже прикольно , вполне веселенько и живенько (для такого же зрителя ).

У меня сложилось впечатление, что такие постановки нравятся прежде всего любителям драм. театра, тем, кто особенно музыкальной частью не интересуется (либо вообще, либо в данной опере). Я помню отзыв Туровой на РиЛ в Большом, где она, по сути, расписала в подробностях, чем постановка Чернякова отличается от того, что написано в либретто. И её это ни разу не смутило, потому что оперу она не знает.

Ну перенес я сцену в другое время. но так делали многие (в конце концов, и сам Чайковский перенес).

Спорные постановки опер Чайковского очень часто оправдывают тем, что он Пушкина переиначил, забывая, что, сделав это, Чайковский указал как автора произведения себя, не Пушкина.

Оффлайн Томский

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 290
А Нэлепп - да, увы и ах! Мне почему-то кажется, что там дело не только в голосе, но и в понимании Германа, Нэлепп изображает не неврастеника, не истерика, а нормального человека, который сходит в определённый момент с ума.
Именно так !

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Офф-топ по поводу Томского (если брать современных певцов): мне в своё время понравился Марков в этой партии, сейчас в МТ он только Елецкого поёт, к сожалению. Елецкий он тоже хороший, но князя и без него есть кому спеть. Томского неплохо поёт Умеров, но у него нет той "чертовщинки", которая была у Маркова.

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Ооо!
Томский, большое спасибо за отзыв - очень созвучно моим ощущениям.

Если говорить о режиссуре данного спектакля , то , почему-то мне кажется ,что отправной точкой в его создании стал момент , когда в период перестройки Александров "расслышал" в тексте либретто слова "ХОЗЯИН прсит дорогих своих гостей ... " и начал думать , как бы их злободневно обыграть в постановке . Так 20 лет и продумал .

Вряд ли. Здесь я обычно вспоминаю об удивительной трансформации Александрова. Еще недавно, в 2000 году он сделал вполне классическую редакцию "Хованщины" Баратова-Федоровского. Работа объемная и заслуживающая уважения. Параллельный пример: вспомните, что Бертман еще относительно недавно ставил спектакли, на которые с удовольствием приходила вся Москва. И во что выродился некогда свежий и модный у любителей оперы театр? То же издевательство над русской классикой. Простор для теории заговора, правда?:)

А так я тоже замечал, что часто в режоперах три часа действия могут быть притянуты за уши ради "прикольного" переосмысления одной-двух фраз или сцен - например, про "хозяина" здесь или, в другой опере, "быть близким с Вами я не желаю больше".

Мне кажется, Бертман, с его любовью к шарадам, на маскарад выпустил бы Лизу в костюме с крыльями, а Елецкий во время арии грубо тискал бы ее и пел "но ясно вижу, чувствую те_перья". А Парин бы одобрительно кивал: "Феноменально! Убеждает!"

Посетители премьеры , а вы поверили словам Германа , что на него "повеяло холодом" , когда на сцене появилась ТАКАЯ Графиня ?

Ну, тогда надо начинать с "не могу постигнуть почему она не понтирует?" (и далее по тексту) - вплоть до "я только поднял пистолет", когда пистолета не было (можно как вариант: "я только дал ей шесть таблет..." - и, например, пощечина, как бы не дающая договорить)

Кстати, а как Вам сцена с появлением Германа у Лизы, грубым мужицким хватанием Лизы за все специфически женские части тела, а затем - "остановитесь, умоляю!" И ведь остановилась:)

Но , главное , я не увидел в спектакле даже боли Александрова за все , происходящее с нашей Родиной в ХХ веке , как декларировал режиссер . Я увидел скорее издевку надо всем этим . Может , я просто не увидел ? А ?

Так и я не увидел. Вернее, увидел, но именно издевку, принижение исторической трагедии. Восстающие в виде зомби жертвы блокады... мда.

Понравился Елецкий , отдающий ,  не читая , письмо Лизы Герману .

Сам жест мне понравился. Но в действии нет связки - решение мизансцены таково, что Елецкий не мог понять, что брошенная (у него на глазах) бумажка предназначена Герману. Если бы записка на его глазах выпала при передаче в руки Германа - мне бы тоже понравилось, а так - холостой выстрел.

В итоге хочу выразить надежду . что НО не остановится на достигнутом . Есть замечательно сделанный музыкально спектакль . Осталось только найти достойного Германа и сделать другую постановку .

Увы! Увидев александровского "Князя Игоря" я сказал примерно то же. Но спектакль в том же виде с помпой дается по сей день и активно прокатывается на гастролях. Хотя - ну что, казалось бы, стоит сделать классическую постановку? Я бы даже согласился без Половецких плясок, раз в Новой опере нет балетной труппы. Но лучше полную классическую постановку с Половецкими плясками Голейзовского и - в Большом:)

Амонов не так плох, на мой взгляд, как об этом принято рассказывать в инете.

Амонова слышал. И у меня сложилось впечатление, что в Новой опере есть свой Август Амонов. Его зовут Сергей Поляков и он занят в спектакле, о котором идет речь (поет в одном из премьерных показов).

У меня сложилось впечатление, что такие постановки нравятся прежде всего любителям драм. театра, тем, кто особенно музыкальной частью не интересуется (либо вообще, либо в данной опере).

Как упомянул выше, у меня стабильное впечатление, что значительная часть публики, приходящей сейчас на оперу, - завсегдатаи драматических театров, поскольку смотрят и обсуждают исключительно постановку и сценографию. Сколько раз когда я заявлял, что в опере главное музыка и пение, на меня смотрели как на экспонат кунсткамеры. Однажды услышал задумчивое: "ну, может, раньше так было..." Факт - ля многих опера == драмтеатр, т.е. искусство режиссерское, а не авторское и в залах оперного театра зрителей едва ли не больше, чем слушателей.

Оффлайн Томский

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 290
Не сомневаюсь , что эта поделка Александрова будет пользоваться бешеным успехом на Западе , особенно в Германии . И сцена со Сталиным их повеселит , и блокадная . Правда , некоторые аллюзии ими поняты не будут . Но забавно . Выставлять Родину на осмеяние "изысканной" европейской публики - дело прибыльное ...

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 628
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Потому что в этом спектакле удалось услышать два ( на мой скромный взгляд непрофессионала ) безукоризненных , "антологических" исполнения . Я говорю о Томском - Бурденко и Елецком - Ладюке . Думаю , что эти исполнения ничуть не уступают лучшим образцам прошлого , да и в будущем их переплюнуть вряд ли удастся . Можно будет только сказать : " Спел не хуже , чем Ладюк ( или Бурденко ) ..." И , уверен , пиша ( кажется , так правильно ?) это в полном уме и здравии , что не сильно перебарщиваю . У Бурденко особенно впечатляюще прозвучала баллада Томского .

Есть возможность послушать в этих партиях соответственно Зараева и Батуркина в МАМТе в предпоследнем показе постановки Михайлова 26 декабря, сравнить. Правда, Герман там тот же :))
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А я всё никак не могу понять: приглашение Александрова в "НО" на "Пиковую даму" - это "наследие тёмного прошлого" во исполнение стародавних договоров, заключённых при прежней администрации, или это уже инициатива, одобренная Сибирцевым в его директорство? Или даже им же и предложенная?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639

http://www.vrns.ru/culture/52/2332/#.UpuGh5ZxE3g

Ребрендинг Чайковского: Сталин, Царь и Пиковая драма


http://www.mk.ru/culture/theatre/article/2013/12/01/952976-za-bituyu-damu-dayut-stalina.html

За битую даму дают Сталина



Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
http://www.mk.ru/culture/theatre/article/2013/12/01/952976-za-bituyu-damu-dayut-stalina.html

За битую даму дают Сталина

Цитировать
Но как ни странно, музыка не вступает в противоречие с действием, обнаруживая вектор, направленный в экспрессионистическую эстетику ХХ века. Более того, спектакль вызывает потребность вновь и вновь поразиться тому шедевру, который вначале создал Пушкин, а затем Чайковский, кстати, переписавший Пушкина гораздо круче, чем Александров — Чайковского.

Для оправдания "РиЛ" главным козырем у "прогрессивных" журналистов было то, что Пушкин написал поэму в 20 лет и это несерьезное произведение "чисто по приколу", в котором будут уместны любые фантазии.

С "Пиковой дамой" приведен подобного толка аргумент: Петр и Модест Чайковские переписали Пушкина - значит, и Александров право имеет. Как я писал выше, спектакли Александрова сопровождаются ядерной демагогией, но этот довод уже за гранью добра и зла. Да еще и "музыка не вступает в противоречие" - возможно, автор статьи забыла снять наушники на спектакле, а что уж у нее в плеере все три часа играло и не противоречило происходящему на сцене - остается догадываться.

И, главное, все как в народной присказке: кто виноват? - Пушкин!

Стиль изложения мне что-то смутно напомнил - глянул статьи автора - и точно, вот ее летний опус, над которым я, помнится, хихикал:

Цитировать
И дело вовсе не в толерантности аудитории, которая не рискнет обидеть мэтра русской режиссуры. А в том, что 96-летний Любимов сделал хороший спектакль с мотивированной концепцией и убедительной сверхидеей, ничем не противоречащей авторской идее Порфирия Бородина.

Так что дама - кадр закаленный в демагогических бреднях. Еще раз позволю: "спектакль вызывает потребность вновь и вновь поразиться тому шедевру, который вначале создал Пушкин, а затем Чайковский" - здесь мне захотелось патетически воскликнуть в адрес автора: "так поразитесь же, наконец!"
« Последнее редактирование: Декабрь 02, 2013, 11:19:20 от buffone »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 628
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Как упомянул выше, у меня стабильное впечатление, что значительная часть публики, приходящей сейчас на оперу, - завсегдатаи драматических театров, поскольку смотрят и обсуждают исключительно постановку и сценографию. Сколько раз когда я заявлял, что в опере главное музыка и пение, на меня смотрели как на экспонат кунсткамеры. Однажды услышал задумчивое: "ну, может, раньше так было..." Факт - ля многих опера == драмтеатр, т.е. искусство режиссерское, а не авторское и в залах оперного театра зрителей едва ли не больше, чем слушателей.

Это да, доказательством тому служат несколько искренних благожелательных отзывов о премьере «Пиковой дамы» Александрова из уст любителей драмтеатра из числа моих знакомых. А еще бывает непросто убедить людей, что перед походом на оперу нужно с ней ознакомиться, то есть предварительно послушать, а еще лучше и диск посмотреть.

Или вот милый отчет о посещении оперы... Ведь ни слова ни про музыку, ни про пение! http://sveta-yan.livejournal.com/709184.html
Che mai sento!

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
А еще бывает непросто убедить людей, что перед походом на оперу нужно с ней ознакомиться, то есть предварительно послушать, а еще лучше и диск посмотреть.

Смотреть экранизацию для случайных людей - экстрим. Это ж надо два часа вникать и слушать, а потом еще два часа вникать и слушать. Даже чтение либретто часто оказывается непосильным трудом. А дважды слышал своими ушами "зачем читать? тогда ж будет неинтересно смотреть!". Уже давно предпочитаю приглашая далеких от оперы людей самостоятельно рассказывать им содержание каждого действия.

Или вот милый отчет о посещении оперы... Ведь ни слова ни про музыку, ни про пение! http://sveta-yan.livejournal.com/709184.html

Мда... Душераздирающее зрелище.

Выбери оперу. Выбери неудобные узкие кресла, в которых твои колени упираются в соседа спереди, а спинка не откидывается. Выбери два часа без мобильной связи. Выбери непонятно о чем завывающих на иностранном языке дядь и тёть солидного телосложения и возраста, изображающих юных влюбленных. Выбери энергичного дядьку, которому все хлопают только за то, что он машет палочкой оркестру допотопных инструментов. Выбери музыку без куплетов, припевов и проигрышей. Выбери наивный сюжет, где в конце все или умирают или поют хором. Выбери необходимость хлопать перед закрытым занавесом в ожидании пока соседи освободят проход. Выбери очередь в гардероб, где обладатели биноклей проходят по блату. Выбери еще один способ почувствовать себя культурным... Зачем? Да затем! Какие могут быть "зачем", когда в буфете есть алкоголь?

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Сегодня я посетил третий премьерный спектакль. Разумеется, исключительно из уважения к певцам. Я бы даже сказал - чтобы их поддержать. Потому что, повторяю, если постановка неудачная, певцы в этом совершенно не виноваты. Наоборот, им же труднее работать. А постановку я предлагаю вообще игнорировать в обсуждении. По причине полной абсурдности концепции и отсутствия всякой связи с музыкой оперы Чайковского. Воплощение «замысла» напоминает заготовку для компьютерной игры в виде отдельных локаций.
А держится все  всё равно на певцах, хоре  и оркестре. Они все молодцы! По-моему, им всем памятники надо поставить. На родине.Но особенно большая нагрузка выпала на Романа Муравицкого, Агунду Кулаеву и Василия Ладюка.
Хочу сразу сказать, что я не являюсь поклонником Муравицкого. К тому же,  сейчас его голос, как все уже справедливо отметили, весьма далек от идеального состояния. Прежде всего, он плохо сфокусирован, и сначала вообще даже тембра не прослушивалось. И звук был то гнусавый, то растресканный. Но, надо отдать певцу должное, ко второй картине он немного распелся, ровнее все звучать стало, тембр стало слышно, и в четвертой картине тоже неплохо все было. Все-таки партия-то давно впета-перепета. Ну, по поводу актерского мастерства я, пожалуй, промолчу, но вот сценический темперамент у Муравицкого, слава богу, есть. А для Германа это даже важнее, чем актерское мастерство. Так что, несмотря на массу недостатков в вокале (а в пятой-шестой-седьмой картинах они опять все повылезали), Герман в спектакле был.
Агунда Кулаева помимо значительно помолодевшей графини спела еще и партию Миловзора в пасторали. Несмотря на патологические находки режиссера для рисунка роли ее героинь, спела она все просто шикарно: изумительно ярким, ровным и сочным звуком, хотя, честное слово, петь ей в этих условиях было очень нелегко. И очень здорово все эти режиссерские кошмарные видения  она сыграла. Я заметил, что роль требует значительной физической нагрузки. Я не мог от нее глаз оторвать, несмотря на достаточно специфический грим в последних картинах. А вокал был просто высочайшего уровня!
Василию Ладюку тоже «расширили полномочия»: помимо Елецкого он исполнил еще и партию Златогора в пасторали. Да и роль самого Елецкого увеличилась за счет сцены во второй картине с «игрой» на фортепьяно и веселой пляской. Я уже писал, что Ладюк – прекрасный актер, обладающий не только харизмой, но и, прежде всего, чувством вкуса и меры. И играет он всегда с душой, не щадя себя и без халтуры (в чем я имел возможность еще раз убедиться совсем недавно, когда ТРИ раза подряд слушал его в черняковском «Онегине» и ни разу не пожалел).   И на сей раз голос звучал прекрасно, вокал был великолепен, а фермата в арии Елецкого побила все рекорды и длилась на этот раз 15 секунд (даже на первом премьерном спектакле она была чуть короче). Впрочем, дело не в длине ферматы, а в качестве звука и вокала вообще. Короче, Ладюк был, как всегда, неотразим.
Марина Нерабеева спела Лизу отчаянно и страстно. Но вот с вокалом были проблемы. Такое впечатление, что звук все время был на связках, объема не было, проскакивал «песочек», да и тянулось тоже «не очень». Наверху звук явно слоился, и вообще все было жестковато и резковато. Никогда не думал, что партия Леоноры в «Трубадуре» легче партии Лизы в «Пиковой даме». Но получается именно так. Впрочем, мне кажется, большинство недостатков вызваны усталостью певицы. Думаю, что она их постепенно устранит, особенно когда голос отдохнет. Рисунок роли у нее тоже очень сложный, не позавидуешь.
Артем Гарнов очень неплохо спел Томского. Блеска, правда, пока не хватает, как и актерской и тембровой индивидуальности. Но местами голос звучал очень хорошо. Еще бы подольше тянуть некоторые ноты и вообще поработать над фразировкой.
Ирина Ромишевская спела Полину и в ее образе изобразила еще и Гувернантку. Она мне очень понравилась в дуэте, но труднейший романс спела немного похуже, там были небольшие неровности в звуке. А в партии Гувернантки ее голос мне показался жидковатым, возможно, просто потому, что я привык слышать там контральто.
Очень понравился хор и оркестр. И дирижер Александр Самоилэ. Он играл настоящего Чайковского.
Огромное спасибо всем!
« Последнее редактирование: Декабрь 02, 2013, 12:00:30 от Schwarzenstein »

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289

Или вот милый отчет о посещении оперы... Ведь ни слова ни про музыку, ни про пение! http://sveta-yan.livejournal.com/709184.html
Это надо читать в контексте всего журнала, иначе ссылка некорректна. Очень некорректна!

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
А постановку я предлагаю вообще игнорировать в обсуждении. По причине полной абсурдности концепции и отсутствия всякой связи с музыкой оперы Чайковского.

Так-то оно так, но оперная синтетика берет верх и очень трудно отделить артистов от постановки. Я тоже сначала хотел проигнорировать, но не получилось. Правда, у Вас отделение музыкальной части от постановочной вышло заметно лучше. Но все равно. В силу специфики большинства постановок Новой оперы мне, чтобы побороть приступы омерзения и тошноты от происходящего на сцене, регулярно приходится рассматривать герб Москвы под потолком (в ложах и на балконе интереснее - можно наблюдать за оркестром). Поэтому, например, сцену Графини я помню только пунктиром - в очаровании от голоса Агунды Кулаевой переводил взгляд с герба на сцену, но хватало меня ненадолго. Таким вот образом у меня украли полноценные впечатления от певицы, культуре пения, актерскому таланту и стабильности которой я не устаю восхищаться.

Никогда не думал, что партия Леоноры в «Трубадуре» легче партии Лизы в «Пиковой даме». Но получается именно так.

Как мне кажется, не легче, но более затратна. И та, и другая партия, по-хорошему, для самого "примадонского" и очень редкого голоса - драматической колоратуры (Норма, Виолетта, Абигайль). Но Леонора - с уклоном в "колоратуру", т.к. в наличии белькантовые рюшечки, требующие соответствующей техники, и с ней вполне справляются переходные варианты лирических колоратур. А Лиза - с уклоном в "драматическую" и можно сказать  центральное сопрано, т.к. колоратурной техники не требуется, но необходимо держать высокую тесситуру, и это при крепких низах плюс размер голоса должен обеспечить возможность в кульминации петь через плотнейший оркестр. В общем, суровую задачу поставил Петр Ильич перед певицами, и петь Лизу через день, да еще в такой противной постановке - тежелое бремя.

Впрочем, мне кажется, большинство недостатков вызваны усталостью певицы.

Марина Нерабеева спела Лизу, как мне показалось, ровно с теми же проблемами, как в прошлом сезоне - Аиду на концертном исполнении, т.е. сделала все, что могла, но голоса заметно не хватает (интересно, какой изувер ее на партии не по голосу сподвигает?)

Или вот милый отчет о посещении оперы... Ведь ни слова ни про музыку, ни про пение! http://sveta-yan.livejournal.com/709184.html
Это надо читать в контексте всего журнала, иначе ссылка некорректна. Очень некорректна!

Почему? Бложик я тоже посмотрел - осталось весьма положительное впечатление, но пост и в отрыве от него вполне самоценен.
« Последнее редактирование: Декабрь 02, 2013, 11:57:14 от buffone »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 628
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Или вот милый отчет о посещении оперы... Ведь ни слова ни про музыку, ни про пение! http://sveta-yan.livejournal.com/709184.html
Это надо читать в контексте всего журнала, иначе ссылка некорректна. Очень некорректна!

Почему? Бложик я тоже посмотрел - осталось весьма положительное впечатление, но пост и в отрыве от него вполне самоценен.

Тоже посмотрела блог, соглашусь с обеими частями высказывания. Извините, если под горячую руку попал человек, который оперой интересуется больше, чем показалось по этому отдельно взятому посту :)

Я с удивлением читаю жалобы на то, что в МАМТе перестали продавать спиртное. Неужели на трезвую голову опера никак не воспринимается?.. Или оперный театр – это разновидность кафе? Или нечто среднее между кафе и кино? Поэтому и поговорить во время оперы можно, и шампанского выпить нужно, а читать либретто не стоит, чтобы сохранялась интрига, чтобы было интересно, чем кончится... Вдруг Герман в картишки выиграет?..
« Последнее редактирование: Декабрь 02, 2013, 12:26:31 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 628
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
А Германа все нет

"Пиковая дама" как история Государства Российского

Марина Гайкович http://www.ng.ru/culture/2013-12-02/10_opera.html

Премьера оперы Чайковского «Пиковая дама» в театре «Новая опера» чуть не обернулась скандалом: слишком задели зрителей непушкинские образы, предложенные режиссером Юрием Александровым.

Спектакль получился с претензией. Юрий Александров втиснул в три акта оперы один век из истории России, с 1913 года до наших дней. Завязка сюжета происходит в царской России: в Летнем саду среди мамок и нянек с детишками появляется Николай Второй с супругой и детьми. На скамеечку присели офицеры-кокаинщики, угостившие и странного приятеля – сначала понюшкой, затем историей про три карты. Заключительная сцена грозы символизируется с ужасом расстрела императорской семьи, разумеется, с кровавыми подтеками на заднике (видеопроекция). Второе действие переносит нас в еще один кровавый год – 1937-й. Карикатурный бал по случаю 100-летия со дня смерти Пушкина, с возложением венков к огромной посмертной маске, бестолковыми речами и обильным застольем с представителями союзных республик. Появление Сталина и омерзительная немая сцена (в том смысле, что гости застыли с приветственным выражением лица) во время невинного звучания контраданса раздражает – но, видимо, на то и был расчет режиссера. Один из зрителей в зале не выдержал и устроил склоку. Сначала громко хлопал, потом во всеуслышание объявил происходящее «г..ном» и покинул зал.

Хочется – на всякий случай – напомнить: не стоит перенимать все традиции итальянской публики, законное право выразить свое мнение у зрителей никто не отнимает, но только на поклонах. Чем, кстати, в этот вечер оставшаяся часть зала воспользовалась: кричали и «браво», и «позор», и продолжительно «букали», все как в известных оперных домах. Дальше все превращается в театр абсурда: интермедию разыгрывают Лиза, Елецкий и Графиня. Он, до сих пор слепо влюбленный, уже получил отставку и, униженный, передает записку Лизы сопернику. Графиня и в этом мире устроилась неплохо: в той жизни отдала свою честь за карточный выигрыш, в этой – за спасение жизни (графиня при советской власти!) и продовольственную корзину.

Третье действие начинается во время блокады Ленинграда: Лиза из последних сил тащит труп по льду, Герман в тесной казарме грезит о тройке, семерке, тузе. Сцена свидания происходит уже в 1953-м, последняя картина – в современном казино. Тут, кстати, и возникают мелкие, но очевидные неурядицы. О каких картах и выигрышах мог думать солдат в 1942-м? И в какой такой игорный дом Герман направился в 1953-м? 

Пожалуй, только две сцены в этой концепции действительно тронули. Трагический романс Полины, который всегда режет слух, пропетый в светлице Лизы, здесь, напротив, очень осмысленно попал в историческую канву. В доме Графини – лазарет, кругом железные койки и медсестры… Приносят газету со страшными новостями, русская армия терпит одно поражение за другим. Газету передают из рук в руки: кто-то смахивает слезу, кто-то рыдает, кто-то падает без чувств. Так что романс Полины действительно превращается в плач. Второй удачный момент связан с образом Графини. Она, расшвыряв подарки Вождя (ананасы и рябчики) нищим соседкам, остается одна и оплакивает свою жуткую жизнь – в вечном страхе репрессий, она готова натужно улыбаться и плясать гопака по жесту Покровителя. Графиня вспоминает детство: словно мираж возникает маленькая девочка в красивом белом платье с большим бантом на голове и красным мячом. В отчаянии она горстями глотает таблетки, так что никакой Герман с его безумными требованиями ей уже не страшен.

Эта малышка в первой картине не побоялась подойти к дяде, которого даже взрослые считали страшным человеком, она же, только огромных размеров, является как призрак графини. Все-таки грань между наличием вкуса и его отсутствием очень зыбкая…

Когда Дмитрий Сибирцев стал директором театра, он возмущался выбором прошлого руководства – как можно планировать «Тристана и Изольду», когда в театре нет подходящего исполнителя на партию Тристана? То же самое хочется спросить теперь его, только относительно Германа. Премьерный спектакль пел Роман Муравицкий из Большого театра: ему, к сожалению, эта партия уже не по зубам, слишком много провалов. Но – знаменитая ария «Что наша жизнь?» все-таки прозвучала достойно, в первую очередь с точки зрения произнесения текста, каждая интонация – отчаяние, дерзость, вызов – била в точку. И образ сумасшедшего, что режиссер пытался навязать с первой картины, сработал только здесь, в остальных сценах выглядел нелепо. Очевидно, режиссер пытался создать демонический образ, который рушит все, к чему прикасается. Но, как ни странно, не нашел приемов. Герман весь состоит из «вампучных» штампов: он нервно мечется, заламывает руки, валится на колени, хватает собеседника за грудки и т.д. Это на корню ломает лирическую линию, так чутко выписанную Чайковским, который, против Пушкина, подарил этому человеку чувство настоящей любви. Кстати, художник Виктор Герасименко в своей концепции это учитывает: в основе композиции спектакля – полная нежности скульптура «Амур и Психея» из Летнего сада.

Дирижер Александр Самоилэ выдающуюся работу не продемонстрировал, но спектакль (за исключением досадных расхождений с хором в первом действии) сделал крепко, местами – вроде сцены в спальне Графини – даже вдохновенно. Молодцы солисты «Новой оперы», хочется их поздравить – особенно тех, для кого эти партии были дебютными: замечательные Роман Бурденко (Томский), Ирина Ромишевская (Полина), Агунда Кулаева (Графиня), Марина Нерабеева (Лиза) и, конечно, Василий Ладюк (Елецкий) скрасили некоторые нелепости происходящего на сцене. Так что неугомонный зритель, сдавшийся в середине спектакля, многое потерял.
Che mai sento!

Оффлайн Novopera

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 762
    • http://www.novayaopera.ru/
Московский театр Новая Опера им. Е.В.Колобова.
Билеты on-line:
www.novayaopera.ru; tickets@novayaopera.ru
Касса театра: ул. Каретный Ряд, 3 (сад «Эрмитаж»),
ст. м. «Пушкинская», «Маяковская»
тел.: (495) 694-08-68, тел./факс: (495) 694-18-30
www.parter.ru, www.ticketland.ru, www.kontramarka.ru

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я с удивлением читаю жалобы на то, что в МАМТе перестали продавать спиртное. Неужели на трезвую голову опера никак не воспринимается?.. Или оперный театр – это разновидность кафе? Или нечто среднее между кафе и кино? Поэтому и поговорить во время оперы можно, и шампанского выпить нужно, а читать либретто не стоит, чтобы сохранялась интрига, чтобы было интересно, чем кончится... Вдруг Герман в картишки выиграет?..

:)) С нашей нынешней чудо-режиссурой не исключено :))
А о МАМТе и спиртном в ём (шутка) поговорим вот здесь:

http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,9020.0.html
« Последнее редактирование: Декабрь 02, 2013, 13:48:08 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Или вот милый отчет о посещении оперы... Ведь ни слова ни про музыку, ни про пение! http://sveta-yan.livejournal.com/709184.html
Это надо читать в контексте всего журнала, иначе ссылка некорректна. Очень некорректна!

Почему? Бложик я тоже посмотрел - осталось весьма положительное впечатление, но пост и в отрыве от него вполне самоценен.

Тоже посмотрела блог, соглашусь с обеими частями высказывания. Извините, если под горячую руку попал человек, который оперой интересуется больше, чем показалось по этому отдельно взятому посту :)

Спасибо за понимание. Просто люди, попав на неудачный спектакль, шутили в узком дружеском кругу,  понимая друг друга с полуслова. И отдельной самоценности пост не имеет, если не включить чувство юмора.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 628
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Спасибо за понимание. Просто люди, попав на неудачный спектакль, шутили в узком дружеском кругу,  понимая друг друга с полуслова. И отдельной самоценности пост не имеет, если не включить чувство юмора.

Эта "Лючия" оказалась неудачной? Жаль, тогда и реакция зрителей понятна :( Еще раз - пусть хозяйка блога не обижается ;)
Che mai sento!

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Фото со спектакля:

Со мной поделились эксклюзивом. Премьера, 29 ноября. Фото с балкона сделана перед третьим действием после третьего звонка, сразу перед тушисветом:



Наверное, следует добавить, что в партере зрители из дальних рядов к этому времени активно мигрировали поближе, на освободившиеся места.