Автор Тема: XIV конкурс им.Чайковского (2011 г.), пианисты  (Прочитано 81466 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
XIV конкурс им.Чайковского (2011 г.), пианисты
« Ответ #1600 : Июль 17, 2011, 16:59:39 »
Любопытная статейка, которая будет обсуждена в дальнейшем:

http://www.spbvedomosti.ru/print.htm?id=10278262@SV_Articles

Выпуск  № 130  от  18.07.2011

Как сохранить классическую музыку

Уроки конкурса Чайковского

Павел ЕГОРОВ, народный артист РФ, профессор Санкт-Петербургской консерватории


Результаты XIV Международного конкурса Чайковского объявлены, аплодисменты в обеих столицах отзвучали, страсти, кажется, улеглись, но многое не дает покоя и требует осмысления.


Поначалу казалось, что нынешний конкурс сделал качественный рывок в своей истории и сумеет преодолеть подмоченную репутацию предыдущих. На это указывало многое.

Так, на мой взгляд, удачной оказалась идея перенести состязания скрипачей и вокалистов в Петербург, с которым, как известно, многое связывало Петра Ильича Чайковского. Председатель оргкомитета конкурса Валерий Гергиев предоставил конкурсантам замечательный концертный зал Мариинки и привлек лучшие залы Филармонии и Консерватории. Более того, благодаря неслыханному прежде финансированию (гендиректор конкурса – американский менеджер Ричард Радзинский) впервые была организована его двуязычная онлайн-трансляция в Интернете с замечательными ведущими у пианистов – Джоном Рубинштейном и Ириной Тушинцевой. Таким образом, за ходом конкурса смогли следить во всем мире.

По той же причине щедрого финансирования для работы в жюри были приглашены авторитетные мировые музыканты. И, наконец, что самое отрадное, яркие выступления многих пианистов на первых двух турах произвели сильное впечатление. Было ясно, что исполнительский уровень конкурса значительно вырос, и настоящие таланты еще не перевелись. Казалось бы, дайте дорогу самым достойным, и миссия конкурса будет выполнена...

Но результаты сольной части второго тура у пианистов не могли не насторожить. Хваленая новая система подсчета голосов не приносила удовлетворения ни самим членам жюри, ни участникам, ни тем более публике! Известно, что и результаты закрытых компьютерных подсчетов голосов второго тура вокалистов вызвали неоднозначную реакцию даже у самих членов жюри.

Убежден, что открытое голосование на всех турах с публикацией его результатов, как это было на Шопеновском конкурсе в Варшаве, привело бы к более взвешенному, справедливому решению каждого члена жюри и соответствовало открытости нашего времени. А так сложилась довольно любопытная ситуация – Даниил Трифонов, лауреат всего лишь третьей премии XVI Варшавского конкурса им. Шопена, менее чем через год становится главным победителем и гран-призером нашего XIV конкурса Чайковского. А лауреат второй премии предыдущего конкурса Чайковского Мирослав Култышев на том же шопеновском конкурсе в Варшаве вообще не занял лауреатского места, что, надеюсь, нисколько не помешает его успешной творческой карьере. Значит ли все это, что варшавский конкурс «круче» московского? Или справедливее?

Всего лишь второй раз за историю конкурса на нем вручили «Гран-при». Российский пианист Даниил Трифонов с 2009 года учится в Кливлендском институте музыки у Сергея Бабаяна, одного из тех, кто с западной стороны производил отбор участников конкурса по видеозаписям. Этот предварительный отбор вызывает вопросы. Ведь на многих международных конкурсах претенденты проходят «живой» отбор, представая перед жюри до начала основного состязания. Понятно, что DVD далеко не полностью характеризует исполнителя. И ситуация, когда «черное» жюри осуществляет предварительный отбор участников, да еще и по видеозаписям, а «белое» жюри вынуждено слушать уже тех, кто остался, порождает, мягко говоря, недоразумения. Ведь взгляды разных жюри на природу таланта могут сильно различаться.

Один из главных принципов, провозглашенных Валерием Гергиевым, – «лучше меньше, да лучше». На мой взгляд, этот принцип оказался неудачным при отборе участников первого тура. Например, из 163 пианистов отобрали 30. Возможно, среди оставшихся «за скобками» были яркие индивидуальности.

Среди пианистов оказался всего один настоящий представитель Запада – швейцарец Франсуа-Ксавье Пуаза, получивший утешительный спецприз. Хотя и он учится у российского члена жюри Евгения Королева, долгие годы работающего в Гамбурге. Практически все наши пианисты, кроме Александра Лубянцева, представлявшего Петрозаводскую консерваторию, совершенствуют мастерство за пределами Отечества, что тоже наводит на печальные размышления.

Явные фавориты публики – не прошедшие в третий тур Александр Лубянцев и Эдуард Кунц могли бы составить Даниилу Трифонову в финале нешуточную конкуренцию. Благодаря трансляциям в Интернете публика оказалась вполне в курсе дела, и ничего кроме «позор жюри» услышать в зале после объявления результатов второго тура не удалось. Хотели, как лучше, а получилось, как всегда.

Потому остро встает вопрос о ЛИЧНОСТИ ПОБЕДИТЕЛЯ КОНКУРСА. Того, кто сегодня, вопреки насаждаемому вокруг примитивному интересу, стремится стать интерпретатором настоящей академической музыки. И вот это, на мой взгляд, главное, чего не удалось достичь на нынешнем этапе.

Конкурс – сознательно или бессознательно – отсек подлинные личности, отдав предпочтение образцово-показательной безупречности исполнения. Но сегодняшняя публика, как выяснилось благодаря интернет-трансляции, ищет другое – ей интересен живой человек, исполняющий высокую музыку. Вспоминается далекий Первый конкурс Чайковского, когда Ван Клиберн на бис вдруг заиграл «Подмосковные вечера». В могучем СССР куда в большей степени, чем сейчас, была установка, чтобы первая премия досталась именно советским артистам. Но подлинный талант и несравненное обаяние американца сразили все политические и прочие установки.

Как справедливо написала в своем блоге неизвестная мне слушательница: «В 1958 году в Клиберна влюбились все. И публика, и жюри (...) Это была массовая эйфория, экстаз. Его потому и встречают до сих пор как героя – не за чистые пассажи, трактовки и т. д. – а за ту эйфорию, которую он тогда вызвал. Все члены жюри поставили высшие баллы (...) Время показало, что он пианист сам по себе весьма средний. Он не Горовиц, не Рубинштейн, даже не Плетнев – пик его карьеры и был ТОГДА, в 1958 году, на конкурсе. Все остальное в его жизни – спад после самого большого успеха в жизни. Но разве это опровергает то счастье, которое он подарил людям ТОГДА?! Разве это значит, что первая премия незаслуженна?

Тысячи трогательных писем, хранящиеся в музее Чайковского, тысячи сердец, открывших для себя музыку именно тогда, на том конкурсе, благодаря Клиберну – все они свидетельствуют о том, что премия была справедливой. Иначе и быть не могло. Потому что есть вещи ВАЖНЕЕ тех критериев, которые могут быть подсчитаны с помощью баллов. И у меня складывается горькое ощущение, что РАНЬШЕ люди это понимали. А сейчас в музыкальном мире творится что-то невообразимое. Именно в среде профессиональных музыкантов. Очень горькое ощущение, и конкурс является тому подтверждением, что среда профессиональных музыкантов разлагается изнутри. И если это так, то действительно прав тот самый Норман Лебрехт, утверждающий, что классическая музыка потихоньку загибается, интерес к ней снижается с каждым годом и скоро она будет интересовать только кучку интеллектуалов, занятых игрой в никому не нужный, кроме их самих, бисер».

Пишу исключительно о пианистах не только потому, что это моя профессия, но и в связи с тем, что Даниил Трифонов – единственный российский музыкант (правда, уже три года живущий в американском Кливленде), удостоенный высшей награды. Ни вокалисты, ни виолончелисты, ни скрипачи из России первых премий не получили. Создается впечатление, что если бы не было «задания» кому-то эту первую вручить, то Трифонов ее и не получил бы. Отдельные члены фортепианного жюри в своих интервью откровенно сетовали, что для них достойного первой премии в конкурсе не было. А наш соотечественник Владимир Ашкенази, который должен был судить конкурсантов в финале, просто не приехал...

Так что же мы ждем от конкурса? Некоего безупречного исполнения (кстати, Трифонову и этого никак не припишешь) или непредсказуемости и страсти Эдуарда Кунца? Или абсолютной искренности, естественности и сарказма Саши Лубянцева, которого хорошо знаю еще по нашей Консерватории? Понравился его рекламный ролик, предваряющий участие в конкурсе, который сразу показал, сколь разительно он отличается от своих соперников. Александр не стал разглагольствовать, как многие другие, о том, на каких роялях и сколько занимается, как слушает и реагирует на великих. Нет, пианист поведал нам о том, что у него четыре сестренки – две старшие и две младшие – и девять кошек, а затем просто по-человечески приоткрыл свою радость семейного праздника.

Алексей Султанов в 1998 году, Андрей Коробейников в 2007-м стали любимцами публики именно благодаря тому, что конкурс Чайковского их «зарезал». А теперь и Эдуард Кунц, и Александр Лубянцев уже сделались в своем поколении настоящими звездами, в этом я не сомневаюсь.

Классическая музыка, если она стремится выжить, должна прежде всего ориентироваться на личность, искать созвучие своему поколению. А безупречные или «эталонные» трактовки, запечатленные на дисках, всегда можно купить и услышать. Но в концертном зале мы хотим услышать живой творческий процесс – и обязательно истинную Личность со всеми ее откровениями и противоречиями, а не заведенную опытной рукой механическую куклу. И пусть тогда рушатся рамки стереотипов, ведь настоящий артист всегда открывает классику по-своему, а усвоенные в школе традиции преподносит по-новому. Просто он такой, какой есть, каким сотворила его природа и каким талантом наделил Господь.

Впервые на конкурсе музыкальные журналисты – представители ведущих средств массовой информации, регулярно освещавших события в области классической музыки, решили провести собственное голосование. Его участники, уважая авторитетное жюри и не оппонируя его решениям, тем не менее сочли необходимым поощрить одного из конкурсантов от имени профессиональной критики. Свой приз «За яркую артистическую индивидуальность и новый взгляд на исполнительское искусство» они присудили Александру Лубянцеву, набравшему 58,33% голосов.
« Последнее редактирование: Август 04, 2011, 22:05:04 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 435
XIV конкурс им.Чайковского (2011 г.), пианисты
« Ответ #1601 : Июль 17, 2011, 17:03:25 »
то за журналистской тусовкой стоит ДРУГОЙ мистер П. !

это какой?  :o

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 767
XIV конкурс им.Чайковского (2011 г.), пианисты
« Ответ #1602 : Июль 17, 2011, 17:08:10 »
Вот только речь идет скорее всего о техническом "несовершенстве" DVD! Ведь об этом разные жюристы заговаривали уже не раз - не только Мацуев! И вот именно оценка технических характеристик присланных DVD, а не художественных характеристик исполнителей представляется мне лично вопиющим безобразием!! Предполагается, видимо, что исполнитель должен нанимать профессионалов с высококачественной и дорогостоящей(!!) видио- и аудиозаписывающей аппаратурой, снимать хороший зал с хорошей акустикой и платить за все это бешеные деньги (мне известны расценки!) - и это помимо немаленького "орг.взноса"!.. Т.е. предполагается, видимо, что на конкурс сможет пробиться только исполнитель, за которым уже стоят хорошо "упакованные" спонсоры, готовые за него раскошелиться... (ведь полагать, что у молодых исполнителей уже сейчас достаточно собственных средств на все это, по-моему, просто абсурдно!) :o А значит, круг потенциальный участников сужается до коммерчески рас- или "под"крученных исполнителей, закрывая дорогу по-настоящему талантливым участникам!

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
XIV конкурс им.Чайковского (2011 г.), пианисты
« Ответ #1603 : Июль 17, 2011, 17:09:14 »
Уважаемая  Muusika!
Вспомните  басню про дядю Степу - миллионера.
Он может купить все (всех), очень дешево и по "вокзальным расценкам".

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 435
XIV конкурс им.Чайковского (2011 г.), пианисты
« Ответ #1604 : Июль 17, 2011, 17:13:25 »
Уважаемая  Muusika!
Вспомните  басню про дядю Степу - миллионера.

Стёпа не подходит, он на букву "С" :)))))

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
XIV конкурс им.Чайковского (2011 г.), пианисты
« Ответ #1605 : Июль 17, 2011, 17:22:41 »
 К сожалению,  я  читаю только  по буквам и иногда их путаю  ;).

И, утратить опасаясь
Свой законный миллион,
Следом шел отряд красавиц –
Весь Почетный Легион!

О Почетном  Легионе (мощная идеологическая поддержка - мозг Партии и одновременно способ промывания  чужих  мозгов) - отдельный разговор. С кем вы - мастера культуры?  

Хочу возвратиться к теме форума и  обсудить следующую проблему. Всем здравомыслящим людям ясно, что  способ отбора конкурсантов по их записям DVD - ужасен. Тут и возможность  двум членам жюри убрать неугодных, и предельный субъективизм  и пр.

Вопрос: "Каким способом изменить предварительный отбор на конкурс?"
« Последнее редактирование: Июль 17, 2011, 17:41:37 от Сергей_Quark »

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 435
XIV конкурс им.Чайковского (2011 г.), пианисты
« Ответ #1606 : Июль 17, 2011, 17:40:29 »
Всем здравомыслящим людям ясно, что  способ отбора конкурсантов по их записям DVD - ужасен. Тут и возможность  двум членам жюри убрать неугодных, и предельный субъективизм  и пр.

Вопрос: "Каким способом изменить предварительный отбор на конкурс?"

Уважаемый Сергей, мне кажется, в самом отборе по DVD нет ничего ужасного. И даже если запись не отличного качества, по ней можно вполне определить уровень мастерства пианиста. Дело в другом - нельзя урезать кол-во участников на 1 туре до 30!!! Это ненормально!! А отборочное жюри "натворило делов" (ц), и теперь пытается свалить всё на плохое качество записей.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
XIV конкурс им.Чайковского (2011 г.), пианисты
« Ответ #1607 : Июль 17, 2011, 17:52:59 »
Вопрос: "Каким способом изменить предварительный отбор на конкурс?"
Отвечает сам Мацуев ;):
 http://www.rg.ru/2011/07/11/akademia.html
"Надо провести живые отборы в Америке, Европе, Азии, России. И, раз уж постоянно речь идет о "прозрачности", я бы транслировал отборочный тур по Интернету."
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
XIV конкурс им.Чайковского (2011 г.), пианисты
« Ответ #1608 : Июль 17, 2011, 17:59:38 »
Несколько слов по поводу предварительного отбора с помощью DVD. Такой предварительный отбор  будет  справедливым  только тогда,  когда ВСЕ  (!!!!)  члены  официального   жюри  конкурса  выставят  свои  оценки   ВСЕМ   участникам предварительного  тура.  Записи  участников  на DVD  и  оценки всех  членов жюри  будут  доступны  в интернете  всем желающим  перед началом 1  тура  конкурса.

 Выскажу свои  довольно  наивные (!!!)  соображения, вслед  за  Lorine.  Если конкурс им. П.И.Чайковского хочет  поправить свой изрядно пошатнувший рейтинг, то  было бы неплохо  превратить  этот  конкурс  в некое подобие чемпионата мира. Каждая страна (континент) получает определенное количество мест, которое определяется  исходя из рейтинга ее прошлых достижений на конкурсах пианистов. Далее все отдается  на откуп  каждой стране.  В  нашей  стране   проводится  отборочный конкурс  на конкурс П.М.Чайковского  с  гласным  голосованием  отечественного  жюри. Все происходит с использованием интернет трансляций из разных  городов, где  существуют консерватории:  Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Ростов, Нижний Новгород.  Тем более, что успешный пример такой трансляции мы уже имеем.  По результатам  такого  отборочного конкурса формируется  своеобразная сборная России.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
XIV конкурс им.Чайковского (2011 г.), пианисты
« Ответ #1609 : Июль 17, 2011, 20:32:19 »
Никакие  модели проведения отборочного тура не сработают, если собственник конкурса каждый раз будет заранее планировать финалистов, как это было на XIV КЧ
(возможно, только Чернов попал туда непланово, вместо Копачевского).

"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 435
XIV конкурс им.Чайковского (2011 г.), пианисты
« Ответ #1610 : Июль 18, 2011, 00:44:57 »
Никакие  модели проведения отборочного тура не сработают, если собственник конкурса каждый раз будет заранее планировать финалистов, как это было на XIV КЧ
(возможно, только Чернов попал туда непланово, вместо Копачевского).

Виной всему новая формула подсчёта. Если бы не она, мы бы услышали многих хороших пианистов хотя бы на 1 туре... (в смысле, они её испугались и прирезали на отборе ненужных)
« Последнее редактирование: Июль 18, 2011, 10:38:54 от Muusika »

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
XIV конкурс им.Чайковского (2011 г.), пианисты
« Ответ #1611 : Июль 18, 2011, 19:10:59 »
Виной всему новая формула подсчёта. Если бы не она, мы бы услышали многих хороших пианистов хотя бы на 1 туре... (в смысле, они её испугались и прирезали на отборе ненужных)

А может все-таки не формулы испугались, а состава пианистов  числом 49, допущенных на первом этапе международного жюри из 4-х человек.  Ведь внятных объяснений необходимости второго этапа и доведения количества участников с 49 до 30 мы не получили - остается только предполагать, что пошли на такой беспрецедентный произвол с целью обеспечения оранжерейных условий для тех пианистов, которые были намечены в финал.
Никакая формула не помешала провести в финалисты довольно усредненного пианиста  Романовского с присуждением ему спец приза им Крайнева.
И то, что на первых трех местах оказались талантливые пианисты (а Чо вообще можно назвать гением -я сужу и по записям с конкурса в Хамамацу), не может служить оправданием организаторам  конкурса.

« Последнее редактирование: Июль 18, 2011, 21:14:24 от lorina »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 435
XIV конкурс им.Чайковского (2011 г.), пианисты
« Ответ #1612 : Июль 18, 2011, 21:33:44 »
Ведь внятных объяснений необходимости второго этапа и доведения количества участников с 49 до 30 мы не получили

Внятных объяснений не получили, но посмотрите на другие специальности - там то же самое. Вообще, наверное, дело не столько в формуле (но, вполне возможно, из-за неё и другого жюри они на всякий случай убрали на отборе самых "опасных"?), и даже не столько в пропихивании своих протеже (это делается на чайнике всегда) сколько в идее вообще сократить кол-во участников 1 тура до минимума. Но зачем?  ???
« Последнее редактирование: Июль 18, 2011, 22:00:54 от Muusika »

Оффлайн Suffixoff

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 115
XIV конкурс им.Чайковского (2011 г.), пианисты
« Ответ #1613 : Июль 18, 2011, 23:00:44 »
Именно в фортепианной части конкурса разумнее было бы оставить 49 участников, отобранных первым составом жюри - хороших пианистов всегда несравненно больше чем скрипачей или виолончелистов. И интерес именно к фортепианной части конкурса Чайковского всегда гораздо выше.
Вот тогда и можно было бы говорить о "нешуточной конкуренции"

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
XIV конкурс им.Чайковского (2011 г.), пианисты
« Ответ #1614 : Июль 18, 2011, 23:24:02 »
Вот тогда и можно было бы говорить о "нешуточной конкуренции"
Да, именно так.  Сужение числа пианистов за счет недопущения к конкурсу  очень сильных и талантливых пианистов в какой-то степени привели к девальвации итогов XIV КЧ

"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 435
XIV конкурс им.Чайковского (2011 г.), пианисты
« Ответ #1615 : Июль 18, 2011, 23:55:34 »
Именно в фортепианной части конкурса разумнее было бы оставить 49 участников, отобранных первым составом жюри - хороших пианистов всегда несравненно больше чем скрипачей или виолончелистов. И интерес именно к фортепианной части конкурса Чайковского всегда гораздо выше.
Вот тогда и можно было бы говорить о "нешуточной конкуренции"

Участников должно быть не 49, а 100-120!!! как это было на прошлых конкурсах. И вокалистов должно было быть намного больше. Мне интересно - что было причиной урезания всех специальностей.

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 435
XIV конкурс им.Чайковского (2011 г.), пианисты
« Ответ #1616 : Июль 19, 2011, 01:36:46 »
Между прочим, Мацуев считает, что:

"всякие дикие слухи, что на отборочном туре кто-то кого-то специально отсеивал, протаскивал, это просто абсурд. Неужели Марчелло Аббадо или Дмитрий Алексеев стали бы тянуть конкурсанта из-за того, что он чей-то ученик?.."

http://www.rg.ru/2011/07/11/akademia.html

:))



Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
XIV конкурс им.Чайковского (2011 г.), пианисты
« Ответ #1617 : Июль 19, 2011, 01:40:01 »
Между прочим, Мацуев считает, что:

"всякие дикие слухи, что на отборочном туре кто-то кого-то специально отсеивал, протаскивал, это просто абсурд. Неужели Марчелло Аббадо или Дмитрий Алексеев стали бы тянуть конкурсанта из-за того, что он чей-то ученик?.."

http://www.rg.ru/2011/07/11/akademia.html

:))

Интересно, Денис и в самом деле такой наивный, или он нас, читателей, считает дураками ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 435
XIV конкурс им.Чайковского (2011 г.), пианисты
« Ответ #1618 : Июль 19, 2011, 19:54:45 »
Вот, ув. Schwarzenstein жалуется на предварительный отбор (на "Опералии"):

...Но меня все-таки поражает этот предварительный отбор! Говорят, изначально было то ли 300, то ли 400 заявок, отобрали сорок. И сегодня из двадцати уже четверо ну, простите, «ни в какие ворота не лезут»! ...

Т.е., это не только проблема XIV чайника.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
XIV конкурс им.Чайковского (2011 г.), пианисты
« Ответ #1619 : Июль 19, 2011, 22:37:53 »
 Ну, мы уже говорили, что чайник присоединился к длиннющему списку конкурсов с  упрощенной  схемой проведения,  включающей в себя  ДВД -скриниг и 1 тур с очень ограниченным  числом участников.   Благодаря такому  упрощенчеству, наверно, и развелось в мире столько музыкальных конкурсов (говорят, около 500).
И вот она, обратная сторона технического прогресса. На почве качества ДВД уже наблюдается повальное помешательство, не говоря о том, что отбор по ДВД втихую позволяет устроителям конкурса решать сугубо личные задачи.
 И мы уже говорили и том, что подобные конкурсы обычно характерны для провинциальных небогатых структур, существующих на частный капитал и частные пожертвования. Опералия, видимо,  тоже из их числа.
И самой Опералии больше подходит название  "Фабрика звезд", а не "конкурс". Она жива, пока жив Доминго.
Между прочим, очень похоже, что Гергиев хочет пойти по этому пути -уж слишком он выпячивает себя и своих знаменитых друзей - без конца только и слышно: ах какое жюри,  ах какие знаменитости, забывая, видно, что конкурс существует прежде всего для музыкантов и публики, а дело устроителей все так незаметно организовать, чтобы  о них даже и не вспоминали (и тем более не  проклинали)
« Последнее редактирование: Июль 19, 2011, 23:05:33 от lorina »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
XIV конкурс им.Чайковского (2011 г.), пианисты
« Ответ #1620 : Июль 20, 2011, 19:55:05 »
Между прочим, Мацуев считает, что:
"всякие дикие слухи, что на отборочном туре кто-то кого-то специально отсеивал, протаскивал, это просто абсурд. Неужели Марчелло Аббадо или Дмитрий Алексеев стали бы тянуть конкурсанта из-за того, что он чей-то ученик?.."
http://www.rg.ru/2011/07/11/akademia.html
Интересно, Денис и в самом деле такой наивный, или он нас, читателей, считает дураками ?
Между прочим, Денис здесь возможно формально прав. Члены жюри С.Бабаян, Дм. Алексеев просто вписали своих учеников и учеников других членов жюри  (Королева, к примеру) в список,  в котором первоначально было 49  участников и для этого им вполне вероятно и не надо было никого искусственно срезать, чтобы освободить места для своих протеже. Список достаточно большой, ученики в нем не так сильно выделяются. Возможно,этому первоначальному жюри из 4-х человек и не было известно о планах оргкомитета по дальнейшему сжатию списка (или они сами отказались это делать  ;))
Эту черную и неблагодарную работу по протаскиванию учеников членов жюри ( и не по одному, а пачками) поручили как раз двум пианистам М.и Н.
Но нас, слушателей не интересует технология и тонкости протаскивания,  мы видим результат  - при таком смехотворном  количестве участников 1-го тура пианистов почти половина - протеже членов жюри (как отборочного, так и основного). Вот это и есть беспредел. И как раз следующий ответ Мацуева на вопрос журналиста на эту тему является полнейшим лицемерием
РГ: Однако тема учеников и учителей все-таки не была окончательно снята. В конкурсе участвовали ученики членов жюри Дмитрия Алексеева, Давида Герингаса, Бориса Кушнира, Сергея Бабаяна и других. Это ни от кого не скрывалось, но, с другой стороны, принцип есть принцип.
Мацуев: Наверное, это вопрос к Оргкомитету, членом которого я являюсь. Нам нужно собраться. Я ведь не буду утверждать, что все на этом конкурсе было гениально, и мы теперь на будущее все так оставим. Безусловно, есть пункты, которые надо менять. Раз приняли решение по поводу педагогов в жюри, значит, надо придерживаться этой позиции
И как поворачивается язык у устроителей конкурса везде и всюду говорить, что якобы учеников членов жюри на конкурсе не было (или нас действительно считают за недоумков?)
Кстати, в тему. Послушала передачу по Орфею (старую мартовскую) "Рандеву с дилетантом"  с Родзинским. Очень потешный момент там был. Вот буквально:
Вл. Молчанов: У вас потрясающее жюри ... и там почти нет педагогов тех кто будет играть в качестве конкурсантов. Это вы с Гегргиевым так решили?  что педагогов, как раньше было,  ученики которых побеждали ... вам было трудно с этим бороться?  Я вижу вашу саркастическую улыбку....
Вот здесь  МР3 (с 16:45 )    http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue2351/
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 668
XIV конкурс им.Чайковского (2011 г.), пианисты
« Ответ #1621 : Июль 26, 2011, 23:59:13 »
Сергей, после Ваших слов, вполне убедительных и логичных, я начала сомневаться в том, что правильно поняла тираду Мацуева:
Цитировать
На предварительном этапе многие интересные пианисты не показали себя, потому что присылали несовершенные записи.
Я решила, что слово несовершенные относится к  техническому качеству записи, а не к самой игре заявителя, т.к.  до этого организаторы напирали именно на тот момент, что многие непрошедшие отбор пострадали   из-за низкого технического качества самих  записей.
Вы считаете, что Мацуев говорит здесь о несовершенсте  самого исполнения  пианистов?  ??? :o ???
(смайлы относятся  к Юрию Фаворину, т.к. фамилии Майборода и Абросимов  впервые слышу)

Думаю, что Денис здесь говорит скорее о несовершенстве видеозаписей. И хотя я конечно согласен, что качество записи отнюдь не везде совпадает с качеством исполнения, но боюсь, что принцип здесь тот же: если уж мы договорились судить исключительно по поданной на отбор записи, а не по каким-то исполнениям, которые кто-то мог слышать прежде, то мы согласились и с тем фактом, что в записи может быть слышно не всё из играемого, и вот насколько "не всё", очевидно зависит от качества записи. :) Короче говоря, да, боюсь, что могут быть варианты, когда в записи от звукового и динамического разнообразия исполнения в плохой записи на бытовую видеокамеру остаются "рожки да ножки", и боюсь, что на месте отборочного судьи я бы может и попытался сказать коллегам, что "год назад этот парень вообще-то очень здорово звучал в концерте", но не смог бы рукодствоваться исключительно впечатлением с концерта.

Согласен, что в требованиях к отборочной видеозаписи нужно указать хотя бы, что качество ея должно быть как можно более высоким: примерно так указано в брошюрах конкурсов в Лондоне, конкурса им. Рихтера и т. д. (у лондонского конкурса даже указано, что предоставление как можно более качественной звуковой дорожки в интересах самого соискателя), но я не склонен считать подателей заявок на конкурс Чайковского совершенными детьми, которые не знают о том, что качество звукозаписи бывает разным и что низкое её качество может многое испортить. :)) Т.е. указать это в брошюре стоит, но списывать на отсутствие этого требования все неудачи с записями тоже не надо. :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
XIV конкурс им.Чайковского (2011 г.), пианисты
« Ответ #1622 : Август 04, 2011, 22:11:43 »
О феномене Лубянцева продолжение здесь:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=4846.0
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
XIV конкурс им.Чайковского (2011 г.), пианисты
« Ответ #1623 : Август 11, 2011, 17:13:40 »
Победы омыли слезами
2 июля 2011

http://www.nvspb.ru/stories/pobedy-omyli-slezami-45729

В последний июньский вечер завершился Конкурс имени П.И. Чайковского. На церемонии в Москве жюри объявило лауреатов.

Благодаря прямой интернет-тран-сляции тысячи поклонников конкурса могли наблюдать церемонию награждения в прямом эфире и видеть полный зал, ожидающий ее начала. Но начала никак не следовало, и люди сидели на своих местах полчаса, час и более… В девять вечера под всеобщие аплодисменты в зал вошли члены жюри. Лица многих выражали недовольство – конечно, прийти к согласию такому количеству известных музыкантов со своими предпочтениями было невозможно. Денис Мацуев принялся разглядывать каталог. Елена Образцова беседовала с иностранными гостями. С разочарованным видом, закусив губу, по залу прошел Владимир Атлантов…

Наконец церемония началась. Ведущие, поблагодарив публику на русском и английском языках за столь длительное ожидание, пригласили на сцену министра культуры РФ.

– Можно сказать, что конкурс удался, – начал Александр Авдеев. – Это был не просто конкурс – это был большой мировой праздник музыки.

Министр также отметил чрезвычайно высокий, по общим оценкам, уровень конкурсантов. А напоследок ошарашил зал сообщением о том, что лауреата Гран-при на церемонии называть не будут: его имя будет объявлено на гала-концерте в Петербурге.

Вслед за Авдеевым на сцену вышел Валерий Гергиев. Председатель оргкомитета с улыбкой отметил, что «верит в конкурс Чайковского» и «знает, что мы, Россия, – страна музыки».

– С такими неистовыми эмоциями, с таким накалом страстей следить за баталиями конкурса могут только у нас, – сказал он, вероятно ссылаясь на скандал вокруг конкурсанта Нарека Ахназаряна, оскорбленного дирижером Горенштейном.

Впрочем, армянскому виолончелисту после этой церемонии конкурс Чайковского точно запомнится с лучшей стороны: ему присудили и первое место в своей номинации, и приз зрительских симпатий.

Вообще, на церемонии награждения конкурсантов был еще не один трогательный момент, заставивший присутствовавших прослезиться. Сначала с речью о своей безграничной любви к музыке и любви к России выступил первый лауреат конкурса – пианист Ван Клиберн. После его воспоминаний о Ростроповиче и финальных слов: «Я верю: музыка есть дыхание Бога. Я люблю Россию!» – слезы выступили даже у членов жюри.

Во второй раз сердца зрителей сжались во время вручения специального приза памяти пианиста Владимира Крайнева. На сцену вышла его вдова – тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова, поцеловала сцену и, сказав несколько фраз о своем муже и его любви к ученикам, извинилась: «Простите, что я здесь». Приз памяти ее мужа получил украинский пианист Александр Романовский, лучше всех исполнивший Третий концерт Рахманинова – любимого композитора Крайнева. Оказалось, что юноша не только лично знал легендарного пианиста и педагога, но и обязан ему первыми шагами в искусстве: когда-то Крайнев проводил детский конкурс в Харькове, с которого начались шаги к успеху Романовского.

– Для меня Владимир Крайнев был и остается примером того, как нужно жить, – сказал пианист.

Конкурс имени Чайковского завершился.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица