Автор Тема: МАМТ им.Станиславского и Немировича-Данченко: сезон 2013-2014 гг.  (Прочитано 55564 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 628
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
13 марта 2013 года ушел из жизни замечательный дирижер, народный артист России Вольф Горелик. 13 марта 2014 года, на вечере, посвященном памяти маэстро, прозвучат арии и сцены из опер, поставленных им за 20 лет работы в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. 

В концерте принимают участие: http://stanmus.ru/event/2861
народная артистка России, народная артистка Абхазии, лауреат премии Москвы Хибла Герзмава (сопрано)
народный артист России Евгений Поликанин (баритон)
заслуженный артист России Роман Улыбин (бас)
лауреат Международных конкурсов, лауреат Государственной премии Армении Арсен Согомонян (баритон)
лауреаты Международных конкурсов
Евгения Афанасьева (сопрано), Лариса Андреева (меццо-сопрано), Наталья Владимирская (меццо-сопрано), Валерия Зайцева (сопрано), Мария Пахарь (сопрано), Наталья Петрожицкая (сопрано)
Михаил Векуа (тенор), Дмитрий Зуев (баритон), Дмитрий Кондратков (баритон), Нажмиддин Мавлянов (тенор), Дмитрий Степанович (бас), Дмитрий Ульянов (бас)

Ирина Ващенко (сопрано), Сергей Балашов (тенор), Валерий Микицкий (тенор)

Оркестр театра
Главный дирижер – заслуженный артист России Феликс Коробов

Хор театра
Главный хормейстер – народный артист России Станислав Лыков
« Последнее редактирование: Февраль 16, 2014, 21:39:57 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 628
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
23 апреля 2014 19:00 Музыкальная гостиная http://stanmus.ru/event/2916

"LOVE, LOSS & LAMENT" ("Любовь, Утрата, Плач") – программа итальянских мадригалов  конца шестнадцатого – начала семнадцатого столетий, представляющая красочный мир музыки и поэзии позднего ренессанса и раннего барокко. Здесь можно найти и прозрачную звукопись Аркадельта, и яркие музыкальные картины Франческо Эреди, созданные на тексты Торквато Тассо, и жесткие диссонансы Палавичино, и экстравагантные хроматизмы поздних мадригалов Монтеверди: все эти стили объединяются, чтобы создать великолепный вечер настоящих итальянских страстей  и эмоций.

ИСПОЛНЯЕТ АНСАМБЛЬ "BASILIENSIS" (АВСТРИЯ – ВЕЛИКОБРИТАНИЯ) В СОСТАВЕ:

Кейт Макобой (сопрано)
Юлия Микконен (альт)
Пол Бентли (тенор)
Адриан Хозевуд (баритон)
Антон Тутнов (бас)
Ольга Филиппова (клавесин)
Ева Фюртингер (виола да гамба)
Вольфганг Праксмарер (теорба)

BASILIENSIS – интернациональный  вокально-инструментальный ансамбль, специализирующийся на исполнении музыки ренессанса и раннего барокко.  Коллектив был основан в 2010 году выпускниками Schola Cantorum в Базеле, Швейцария.  Ученики прославленных мастеров исторического исполнительства Энтони Рули и Эвелин Табб, музыканты ансамбля в своем творчестве опираются на подлинный материал и работают непосредственно с музыкальными изданиями и рукописями шестнадцатого и семнадцатого столетий. Поэтому на концертах коллектива можно услышать уникальный репертуар, практически не представленный в современных изданиях, музыкальных релизах и на концертных площадках.

Участники ансамбля - опытные музыканты со сложившейся международной карьерой. В их послужном списке множество крупных международных фестивалей и сценических площадок, в числе которых Международный фестиваль старинной музыки в Инсбруке, BBC Proms, Фестиваль в Экс-ан – Провансе, Lufthansa Festival of Baroque Music, Bach-festival в Риге, Международный фестиваль Сан-Сусси в Потсдаме, Утрехтский фестиваль старинной музыки и многие другие.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 628
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В пятницу, 14 февраля, состоялся показ последнего спектакля «Кафе "Сократ"», в программу спектакля входят две одноактные оперы французских композиторов XX века – "Сократ" Э. Сати и "Бедный матрос" Д. Мийо. У меня нет мнения относительно спектакля, я на него так и не сходила, но тут интереснее другое. Говорят, что у главного дирижера театра Феликса Коробова контракт до конца 2014 года. Но, по мнению (конечно же, злых клеветников), с ним хотят повторить сценарий «Урин-Синайский». Снятие данного спектакля – часть этого процесса, так как появление «Кафе "Сократа"» в афише МАМТа – личная инициатива Коробова. «История этого спектакля началась нетрадиционно – партитура, как говорят, сама пришла в руки. Главный дирижер театра Феликс Коробов купил ноты «Сократа» Эрика Сати в букинистическом магазине, изучил и убедил руководство театра в том, что нужно немедленно делать спектакль» http://www.smotr.ru/2009/2009_stnd_sokrat.htm.
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
В пятницу, 14 февраля, состоялся показ последнего спектакля «Кафе "Сократ"», в программу спектакля входят две одноактные оперы французских композиторов XX века – "Сократ" Э. Сати и "Бедный матрос" Д. Мийо. У меня нет мнения относительно спектакля, я на него так и не сходила, но тут интереснее другое. Говорят, что у главного дирижера театра Феликса Коробова контракт до конца 2014 года. Но, по мнению (конечно же, злых клеветников) с ним хотят повторить сценарий «Урин-Синайский». Снятие данного спектакля – часть этого процесса, так как появление «Кафе "Сократа"» в афише МАМТа – личная инициатива Коробова. «История этого спектакля началась нетрадиционно – партитура, как говорят, сама пришла в руки. Главный дирижер театра Феликс Коробов купил ноты «Сократа» Эрика Сати в букинистическом магазине, изучил и убедил руководство театра в том, что нужно немедленно делать спектакль» http://www.smotr.ru/2009/2009_stnd_sokrat.htm.

Я смотрел этот спектакль и даже оставил о нём свой отклик:
http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,3053.0.html
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А что означает отказ от этого спектакля? Что Коробова выжимают из МАМТа через отмену его спектаклей, чтобы он обиделся, как Синайский на отмену "Кавалера розы", и ушёл из театра?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Алексей

  • Гость
Всё у вас "хорошо", но скучно....
Звоню Виктору Фёдоровичу Моисейкину (директор оперы) ....: "Виктор, а как сверить стрелки, достиг ли уровня столицы али нет?"..В  Ответ: Смех!!!! "Лёша, да это уже давно не важно. Каждый слышит то что хочет слышать! Так что,  олимпиада в Сочи по Плющенко это-  начало конца... "Пилите, Шура, пилите.. они золотые." 
Долой профанацию и БЛАТ!!!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Всё у вас "хорошо", но скучно....
Звоню Виктору Фёдоровичу Моисейкину (директор оперы) ....: "Виктор, а как сверить стрелки, достиг ли уровня столицы али нет?"..В  Ответ: Смех!!!! "Лёша, да это уже давно не важно. Каждый слышит то что хочет слышать! Так что,  олимпиада в Сочи по Плющенко это-  начало конца... "Пилите, Шура, пилите.. они золотые." 
Долой профанацию и БЛАТ!!!

Алексей, а не напишете ли что-нибудь по этому поводу вот сюда?

Как менеджеры обманывают слушателей
http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,9351.0.html

Если каждый слышит то, что хочет слышать, то это и впрямь начало конца. В откликах критиков как будто нарочно стирается грань между хорошим и плохим, чтобы наступила полная неразличимость и можно было манипулировать общественным мнением.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 405
http://www.kommersant.ru/doc/2406686

Дивертисмент нетрезвых крестьян и галантных китайцев

Сергей Ходнев об операх Глюка в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко

Что ни год — то большой композиторский юбилей: только отгремели театральные салюты по поводу 200-летия Вагнера и Верди (а заодно и столетия Бриттена), а не за горами уже 300-летие со дня рождения Кристофа Виллибальда Глюка. Юбилей, строго говоря, летом, да и вообще кавалер Глюк, вопреки всей свое судьбоносной роли в истории оперы, не самый популярный композитор на отечественных сценах. Даже "Орфея и Эвридику" в Москве можно услышать разве что в концертном исполнении. Музтеатр Станиславского, однако, выпускает свою глюковскую премьеру уже сейчас.

Точнее говоря, это сразу две премьеры. Больших опер — как "серьезных", с ариями da capo и строгими классицистическими либретто, так и реформаторских,— у Глюка немало, но театр выбрал два одноактных опуса, притом комических. Что и говорить, названия их (особенно в паре) действительно способны заставить случайного прохожего нет-нет да и помедлить, глядя на афишу: "Китаянки" и "Исправившийся пьяница".

Написаны обе оперы в один и тот же период, "Китаянки" — в 1754-м, "Исправившийся пьяница" — в 1760-м; то есть время великих новаторских опер, благодаря которым Глюка в первую очередь и знали вплоть до недавнего времени (все предшествующие работы композитора отметая как конформистские и незначительные), еще не пришло. И тем не менее они страшно разные.

"Китаянки" ("Le cinesi") — комический дивертисмент, написанный на итальянское либретто аббата Метастазио: прославленный придворный поэт австрийских императоров легкими жанрами тоже баловался, пускай в основном по придворно-церемониальной необходимости. Это образцовое проявление "шинуазри", галантной игры в дальневосточную экзотику, которая на самом деле, конечно, ничего всерьез этнографического в виду не имела, а была скорее очаровательным способом поиронизировать над своими европейскими нравами. Три девушки выслушивают рассказы брата одной из них, который только что вернулся из Европы и описывает тамошние театральные представления. А потом пускаются в пародии. Одна исполняет квазитрагическую оперную сцену высокого штиля, другая берется за пасторальный дуэт, третья в порядке комического этюда представляет парижского петиметра, поющего по-итальянски с французским прононсом (и все три — китаянки, да-да).

"Исправившийся пьяница" ("L'ivrogne corrige") — это уже французское либретто, хотя опера и была написана еще в бытность Глюка в Вене. Тоже условность и тоже некоторая пародийность, на сей раз пейзанского колорита. Пьяница Матюрен хочет выдать племянницу замуж за своего собутыльника, но та вместе со своим возлюбленным устраивает выпивохам макабрическое шоу. Те решают, что допились до того, что попали в ад, но спасаются, поклявшись мнимым божествам преисподней, что позволят племяннице выбрать супруга по сердцу. Тоже хоть и безделушка, но по-своему примечательный эпизод на пути от комических интермеццо к опере-буффа, и, кстати сказать, совсем недавно "Исправившемуся пьянице" отдали должное Уильям Кристи и его "Les Arts Florissants" в их программе "Сад господина Рамо", которую осенью привозили в Москву.

И музыкантов, и певцов театр для этого случая использует своих, и только музыкальный руководитель приглашен со стороны — это эрудит-мультиинструменталист Петр Айду. Режиссеров задействовано двое: "Исправившегося пьяницу" поставил Анатолий Ледуховский (выпустивший в том же Музтеатре в свое время спектакль "Кафе "Сократ"" на музыку Сати и Мийо), а "Китаянок" — Георгий Исаакян, нынешний худрук Театра имени Сац. Оба одноактных спектакля тем не менее объединены сценографией Сергея Бархина — а также обещанными театральными размышлениями на тему диалога культур, эпох и цивилизаций.

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, 21—23 февраля, 19.00

Сергей Ходнев
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 405
Состав на сегодняшнюю премьеру.

Исправившийся пьяница. Китаянки

Валерий Микицкий - Матюрен
Ирина Чистякова - Матюрина
Мария Пахарь - Колетта
Илья Павлов - Лука
Дмитрий Кондратков - Клеон
Наталья Владимирская - Лизинга
Евгения Афанасьева - Сивена
Светлана Злобина - Танджия
Томас Баум - Силанго

http://stanmus.ru/performance/91
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 628
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Александр Титель: «В опере можно петь даже о современных политических событиях» http://stanmus.ru/press/636

Художественный руководитель оперы Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко рассказал «Театралу», где найти новых Верди и Чайковских, как наладить агентурную сеть на Западе и соблазнить лучших драматических режиссеров на оперную постановку.

– Александр, Вы поставили оперу Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» в  Латвийской национальной опере в Риге в декабре ушедшего года. Чем запомнилась эта работа?

– Один из самых любимых моих композиторов – Прокофьев, наряду с  Моцартом. Что-то между ними есть общее. Я догадываюсь об одной общей черте – по-детски радостное восприятие мира. Кстати, это одна из наиболее популярных русских опер, идущих на Западе. Я доволен результатом, потому что эта постановка предъявляет серьезные требования и к постановочной части, и к актерам, ведь зрители ждут искрометности комедии дель арте. Доволен и труппой Рижского театра, и реакцией публики, и откликами в прессе. Хорошая оснащенность актеров, умение быть гибкими, быстро поймать нужный способ актерского существования, почувствовать и юмор, и драматизм истории. Очень старательное исполнение костюмов и декораций постановочной частью. Высокая зрительская культура. Хороший город с театральными традициями.

– Премьера оперы состоялась 7 декабря, то есть через три недели после аварии в торговом центре Риги. Вам не предлагали убрать из спектакля вступление: обрушение черного квадрата?

– Все были очень обеспокоены стечением обстоятельств. Коррективы мы не вносили, но долго советовались. На репетицию приходила министр культуры Латвии. Собрали пресс-конференцию. Было важно, по возможности, упредить реакцию желтой прессы: вот приехал режиссер из России и спекулирует на трагических событиях. Директор театра предложил позвать популярного актера театра и кино Латвии Юриса Калниньша, ведь его авторитет и харизма могут снять общее нервное напряжение. «Что надо сказать?» – спросил он. Я вспомнил потрясающее четверостишие Тютчева: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется, и нам сочувствие дается, как нам дается благодать». Нашли перевод, неточный, по мнению Калниньша. Он сказал: «Прочту по-русски и своими словами перескажу по-латышски».

В результате реакция публики на генеральной репетиции была настолько чуткой, что мы поняли – не надо ничего говорить. Заготовленная перед спектаклем речь оказалась лишней.

– Какие смыслы Вы закладывали в визуальный образ гибели черного квадрата?

– Есть неизбежное стремление к новому искусству, через ошибки, нелепости, метаморфозы. Поиски Принца приводят к открытию оранжевого квадрата.

– Говорят, золотой век оперы остался в прошлом, а последние великие партитуры появились полвека назад, во времена Бриттена. Вы с этим согласны?

– Доля правды в этом есть: новейшие оперные партитуры не содержат тех художественных открытий и не имеют той популярности, которой пользовались оперы Монтеверди и Пёрселла, Генделя и Моцарта, чудесного 19-го века – от Россини до Мусоргского, и острого 20-го – от Берга до Шостаковича и Бриттена.

Мало удачных опер на современные сюжеты, к сожалению. В свою очередь сюжеты классических опер тоже быстро отдаляются во времени, становясь уходящей натурой. С этим режиссеры пытаются бороться, но с переменным успехом. Режиссерское решение проблемы зачастую прямолинейно. Наивно выбрасывать сцену дуэли из «Евгения Онегина» только потому, что сегодня люди не стреляются на дуэлях.

Меня часто ставят в тупик вопросом: «Вы будете ставить эту оперу как классику или как модерн?» Я совершенно не хочу укладываться в такое примитивное клише. Ведь мой спектакль не будет похож ни на какой другой.

Модерном сегодня считается любая трактовка, в которой происходящее на сцене имеет мало общего не только с сюжетом, но и с замыслом автора.  Испытывая голод по современным операм, режиссеры переносят действие классических опер в «сегодня». Это называют актуализацией, подразумевая под этим порой, лишь внешнюю форму. Дело не в том, что так нельзя.  Дело в том, что на этом нельзя спекулировать. Подобное осовременивание и перенос коллизий на другое время не должны быть панацеей. Иногда этот прием работает здорово, а иногда очень вульгарно, ломая драматургию и корежа музыку. Искусственная концепция просто рвёт на куски тело оперы. Возможно, эта потребность в новизне любой ценой скоро пройдет. Дело ведь не во внешнем антураже, а в характерах, конфликтах, страстях. С другой стороны, благодаря «бурям и натискам» в режиссуре и сценографии мировой оперный театр, несмотря на дефицит современных мощных партитур, живёт полнокровной жизнью: ведь число театров, премьер, зрителей не уменьшается – растёт!

– То есть доля эпатажа – хороший режиссерский прием?

– Конечно. Но там, где материал принимает это. Главный критерий: звучит ли музыка в этих новых предлагаемых обстоятельствах или нет? Прием уместен, когда есть тонкое продевание концепции сквозь ткань музыки, сквозь тело оперы. Прекрасный пример – спектакль режиссера Кристофера Олдена «Сон в летнюю ночь», где действие  бриттеновско-шекспировской истории разворачивается не в волшебном лесу, а в английской гимназии, где сталкиваются трудные подростки, бунтующие против официоза и табу, где есть реальность и есть уход от нее. Такой разворот оказался органичным для музыки Бриттена. Не бесспорно, но изящно. Музыка гибко отвечает на неожиданные предложения режиссуры.

Можно вспомнить «Риголетто» в Английской Национальной опере в постановке режиссера Джонатана Миллера. Абсолютно логичное перенесение действия в среду итальянской мафии в Америке начала 30-х годов XX века, где Герцог стал ее боссом, а Риголетто – барменом. Это было неожиданно, дерзко, талантливо, хотя и родилось под влиянием «Крёстного отца».

Мне тоже вдруг ужасно захотелось перенести действие «Севильского цирюльника» в Италию 50-х годов прошлого века, вдохновляясь эстетикой неореализма в кино. Наш «Севильский» очень полюбился дирижёру Альберто Дзедда – мировому музспецу по Россини (он дважды дирижировал им в прошлом сезоне). Вообще есть много удачных примеров свободного обращения с местом и временем действия.

– В чем опасность увлечения актуализацией?

– Актуализация опасна, когда влечет изнасилование музыкальной драматургии. Она зачастую делает еще одну опасную вещь – убирает из театра историческую правду. Хотя история – это важная область познания. Например, в опере «Фауст» Маргарита казнит себя за грех, за рождение внебрачного ребенка. Сегодня это уже не считается грехом, но стоит ли вычеркивать из человеческого сознания память о жестоких нравах и тёмных временах? Где гарантия, что эти времена не вернутся? Никто не предполагал, что в сталинские времена наступит регресс общества и вернутся призраки средневековой инквизиции, что достоинство и сама жизнь человека окажутся столь беззащитны. Это было не так давно. Кстати, не прошло и 50 лет с тех пор, как Бориса Пастернака всенародно поносили за «Доктора Живаго», а Иосифа Бродского (оба – Нобелевские лауреаты) осудили и сослали за «тунеядство».

Чтобы не вернулись времена поиска ведьм и врагов народа, в искусстве в том числе, надо знать историю. Кстати, великие оперы тоже писались об ушедших временах, это осмысление через дистанцию. Элементы архаики можно, конечно, отбросить, но переосмыслить, увидеть «вчера» в «сегодня» – подороже будет.

– Приходится осмыслять ушедшие события. А хочется ли злободневности?

– Слово «злободневность» скорее годится для новостей СМИ. А предметом оперного театра являются люди и страсти.  Спектакль должен привести к катарсису – очищению души, путем сострадания и страха. По Аристотелю, по-прежнему. Опера подспудно ждет новых Верди, Моцартов, Чайковских. Когда они народятся – львиная  доля энергии режиссеров будет направлена туда. И продолжится великая оперная традиция, унаследовав мега-охват времени, людей и страстей. Сегодня можно петь даже о современных политических событиях.

– Как взаимодействует опера с драматическим театром? Кто сейчас в авангарде?

– Уже миновали те времена, когда музыкальный театр заимствовал у драмы ее инструментарий. Сейчас оперная индустрия во всем мире так развита, там гуляют такие мощные финансы, что лучшие режиссеры и художники стремятся к этому жанру. Потому что очень велик арсенал выразительных средств.Сейчас скорее драматический театр заглядывается на музыкальный, идущий в авангарде в поиске нового языка.

– Когда Вы приглашаете режиссеров драмы впервые поставить оперу, чем руководствуетесь?

– Приглашаю тех режиссеров, в чьих работах я вижу-слышу скрытую музыку мизансцен, характеров, симфонизм в развитии конфликтов. Замечаю, что режиссеры драмы сейчас частые гости в опере, на симфонических концертах. И это исподволь влияет на их режиссуру на драматической сцене. В нашем театре работали такие мастера, как Алексей Бородин, Адольф Шапиро, Геннадий Тростянецкий, Михаил Бычков, Евгений Писарев. Они очень ценят такую возможность. А кто-то не решается, опасаясь трудностей жанра. Но все однозначно расценивают музыкальный театр как высшую форму театра. Кстати, Петр Наумович Фоменко мечтал и собирался поставить оперу, и я его звал, но не случилось.

– Вы занимаетесь коллекционированием и певцов, и режиссеров. Интересно, представители литовской режиссуры привлекают Вас? Например, Карбаускис, Туминас…

– Римаса Туминаса я давно соблазняю оперой. Сейчас у него много планов в Вахтанговском, но я уверен, он придёт...  Что касается Карбаускиса – он только-только получил Театр Маяковского, все его заботы и мысли, думаю, пока там.

– Сегодня много разговоров о кризисе репертуарного театра. Театральное сообщество раскололось. Судьбу музыкального театра эти разговоры обошли стороной?

– Тут тоже нашлись горячие радетели прогресса,  ведь ломать – не строить. Как говорил еще Тарелкин: «Где только намечался прогресс, там я уже шел впереди прогресса». Часть критического сообщества мечтает похоронить репертуарный театр и заменить его системой стаджионе. На самом деле такой театр очень дорог в содержании. Эта система хорошо работает в некоторых странах – в Италии, Великобритании, Франции, Нидерландах.

Система репертуарного театра устойчиво работает в Германии, Австрии, России. Есть постоянная труппа солистов, что не исключает приглашения известных певцов и певиц на некоторые спектакли. На самом деле и та и другая система имеет свои плюсы и минусы. К позитивным моментам репертуарного театра можно отнести ансамбль единомышленников. Если это качество видно на сцене – оно очень дорогого стоит.

Но и приглашать порой гастролёров, чтобы в театре не застаивалась кровь – тоже здорово. Только этот процесс приглашений должен быть не валовым, а точно управляемым,  иначе возникнет стилистическая каша. Очевидно, что залог успешного развития – в многообразии форм.

Конечно, я люблю своих артистов, я занят собиранием труппы и коллекционирую артистов. Но хорошо, когда и ты имеешь возможность ставить в других театрах, встречаться с другими артистами. Я считаю, что им тоже полезно встречаться с другими режиссерами и дирижёрами. Я рад, когда наши артисты выступают за рубежом. Плохо, когда они не вылезают оттуда. Они должны как пчелки вылетать из своего улья и, возвращаясь, приносить запах чужих цветов и виноградников. Я все равно за театр-дом, а не за театр-отель. Я ратую за театр с узнаваемым лицом. Пусть это лицо меняется, только не станет жертвой пластической хирургии.

– Галина Вишневская не раз говорила о низкой профессиональной подготовке певцов в России. На Ваш взгляд, есть ли проблема с образованием в этой сфере?

– Конечно, требования высоки, а критерии образования сейчас везде во всех сферах снижаются по многим причинам. Снизился уровень школьного образования, и сама потребность в образовании. Снизился его престиж. Мерилом успеха стали деньги, а их ещё совсем недавно можно было добывать и без образования. Так происходило сложение капитализма в России.

В лучшем случае, вузы выпускают узких специалистов, но есть общий в стране дефицит людей с широким образованием в разных областях, что развивает интеллект и широту мышления. Замечательно сказал Бродский в своей нобелевской речи: «Открытия совершаются тремя путями – интеллектуальным, интуитивным и через откровение, как у библейских пророков». Широко образованный человек может развивать свою интуицию, опираясь на интеллект. И наоборот. Если образование хилое – остается надеяться только на откровение.

Я преподаю в ГИТИСе. Замечаю, что сейчас приходят студенты все лучше и лучше. Отстает лишь гуманитарное образование, общая эрудиция. Я даю им бесконечное количество заданий, что прочитать, что обязательно посмотреть и послушать. Человеку можно помочь научиться самому, но нельзя принудительно научить.

Успешные студенты зачисляются в стажерскую группу нашего театра, учатся и работают одновременно. Они гибкие, и хотя еще мало что умеют, но их легче обучить новому способу актерской игры, новому стилю.

– Меняется ли восприятие оперного спектакля современной публикой? Влияет на него кино с его клиповым мышлением?

– Безусловно, и сама наша жизнь стала стремительнее, фрагментарнее. Другие ритмы, потоки информации. Интернет делает многих людей скорее потребителями информации, чем ее познавателями, исследователями. Хотя для полноценной работы мозгу необходимо строить логические цепочки, прокладывая свои пути к смыслам.

Тут нет прямого влияния, мол, давайте подражать клиповой нарезке. Но опосредованно, это дает невольное стремление к контрастам, к стремительности действия. Хотя с другой стороны, вдруг, парадоксальным образом, проступает ценность оперы с ее протяженностью, непрерывностью, длинной линией, что диктуется самой музыкой. В опере есть свои раритеты. Эти ценности не подлежат девальвации, как оказалось.

– Любопытно, как Вы мониторите события в оперном мире Европы? Говорят, у Вас там есть свои агенты.

– Я обмениваюсь новостями с моими друзьями и коллегами. Есть несколько агентур, с которыми мы находимся в тесной связи. Поэтому, если у нас возникает потребность пригласить певца, поющего за рубежом, то я точно знаю, к кому обратиться. Нередко информацию о российских певцах я получаю из-за границы. Я имею небедное досье на интересующих нас дирижеров, режиссеров, певцов. Стараюсь выезжать сам, бываю на конференциях «Оперы Европы». Сегодня есть широкий доступ к самой разнообразной информации.

– Эксперты в области музыкального театра приводят как пример хорошо функционирующей серьезной труппы Вашу постановку оперы «Война и мир» в театре. Такое масштабное полотно создано силами самой труппы, без приглашения солистов со стороны.

– Конечно, только крупному репертуарному театру по силам такие масштабные постановки. Или, если это театр стаджионе, то речь пойдёт о супергигантах типа МЕТ или Бастиль. Да, собственно, так и было: где появлялась «Война и мир» за последние 20 лет? Мариинский, МЕТ, Бастиль, Большой, Станиславского. Добавлю, у нас впервые поставлен еще и «Тангейзер» Вагнера и тоже своими силами. Вру: пригласили режиссёра и дирижёра. В нашем театре должен быть богатый и разноплановый репертуар – нельзя стоять на месте.

– Как Вы восприняли переход Владимира Урина в ГАБТ? Насколько эта перемена для Вас существенна?

– Стратегия художественного развития, формирование будущего репертуара, труппы – дело худрука, а не директора, поэтому существенных перемен у нас не будет. Но мы с Владимиром Георгиевичем 18 лет проработали бок о бок, спина к спине. Я привык с ним советоваться, очень доверяя его театральному и человеческому чутью. Многие явления и процессы в современном театре мы воспринимаем с очень близких позиций. Часто возникали сложные вопросы, когда надо было посоветоваться и принять, пусть не простое, но совместное решение. Это касалось и вопросов художественных, и организационных, и человеческих. Конечно, мне будет его очень не хватать.

– Как Вы думаете, каких перемен ждет театральная общественность от Урина в Большом театре?

– Полагаю, что сейчас ему предстоит длительная работа по координации жизнедеятельности очень большого театра. Важно привить другие ценности и стимулы, сплотить команду. Должна быть твердая рука творческих лидеров, которые ведут к конкретным целям и оперу и балет. Директор призван помогать этим процессам и быть открытым для всего нового. Необходимо время и терпение. Конечно, непросто возглавлять театр, у которого много влиятельных покровителей.

На Большой театр возложена серьезная миссия – это национальное достояние страны. Вероятно, предстоит возрождать именно русские оперы. Большой театр должен стать в полном смысле национальной Академией музыки, которая пропагандирует русскую музыку, хотя представляет не только ее, но и лучший мировой репертуар, конечно. Есть редко исполняемые произведения Римского-Корсакова, Чайковского, Прокофьева, а ещё есть музыка Верстовского, Серова, Танеева, Стравинского, десятилетиями не появляющаяся на сцене. Конечно, очень многое можно сделать с Большим театром, ведь это бренд, большие финансовые возможности. Владимиру Георгиевичу будет трудно, но он справится.

– Эксперты говорят, что оперная часть труппы Большого театра практически разрушена системой стаджионе. В результате очень скудная афиша.

– Но почему-то этому дали состояться… Хотя сама система проката спектаклей блоками не является прямой угрозой репертуарному театру. Нужно ловко балансировать между разными формами.

– Почему Большой театр всегда отличался громкими скандалами?

– Потому что там работали артисты с большими амбициями и серьезными покровителями. И те, и другие, вряд ли, знакомы с «Этикой» Станиславского. Вдобавок, все, что там происходит, сразу попадает под пристальное внимание СМИ. Это проблема СМИ, что их больше интересуют конфликты, чем спектакли. Их интересует изнанка жизни, а не сама жизнь – признак того, что общество находится в весьма депрессивном состоянии. Это давит на мировоззрение молодых, на экономику и демографию. Когда возродятся этические нормы, уважение к человеческой личности, тогда, вероятно, и материнский капитал не понадобится для увеличения рождаемости в стране.

Смешно и нелепо, когда героями произведений искусства, телепрограмм, светской хроники становятся отнюдь не представители цвета нации. Есть замечательные ученые, врачи, педагоги, архитекторы, артисты, режиссеры, талантливые бизнесмены, путешественники, «сумасшедшие» фермеры, которые возрождают страну, но остаются в тени. А на виду – заурядные люди.

Но эта пена скоро сойдет, я надеюсь. И жизнь пойдет по более оптимистичному сценарию.

Марина Квасницкая, Театрал
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Александр Титель: «В опере можно петь даже о современных политических событиях» http://stanmus.ru/press/636

Статья лжива вся насквозь! Общие слова - причём, хорошие.
Но когда начинаешь разбираться, в чём дело, выясняется, что они лишь камуфлируют реальность и на деле превращаются в свою противоположность. Это касается и исторической достоверности, и художественной правды, и всего остального. Какой же лицемер этот Титель!
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Алексей

  • Гость
Да, Александр Борисович быстро переориентировался. А ведь в его руках также были рычаги чтобы сохранить театр. А теперь он "белый и пушистый".

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Да, Александр Борисович быстро переориентировался. А ведь в его руках также были рычаги чтобы сохранить театр. А теперь он "белый и пушистый".

А что случилось с театром?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Алексей

  • Гость
Понимаете в чём дело, формально театр существует... и даже слывёт в успешных...
Но произошло, самое страшное - апатия.
Петь никто не хочет.... коллектив, формально, есть, но не стало команды, живого творчества...
Если до 1996 года каждая постановка вызывала трепет в коллективе, "желание гореть..." то теперь уныние, уныние и какую-то странную тоску..
Я питаю робкую надежду, что произойдёт чудо... и новая постановка бессмертной оперы Джузеппе Верди "Аида" что-то изменит.
     

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я питаю робкую надежду, что произойдёт чудо... и новая постановка бессмертной оперы Джузеппе Верди "Аида" что-то изменит

Если там в составе кое-что изменят, то возможно. Ну если не чудо, то что-то приличное.
Понимаете, в этом театре те же проблемы, что и по всей стране: непонятно, из каких соображений назначают составы. Дело, как мне кажется, не в отсутствии певцов, а в том, кто и как формирует составы. Певцы-то есть всё-таки, но кто их выдвигает и задвигает - вот вопрос!
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Алексей

  • Гость
Я бы мог многое рассказать, так как постоянно общаюсь со своими друзьями и коллегами... Но, наверное,  это не совсем корректно.
Позавчера мне довелось быть в театре Покровского на опере "Холстомер".
Этот спектакль в театре Покровского проходил в рамках "Золотой Маски". Музыка чудовищная.. какая-то бесконечная шумовая граната, сильный (простите) запор и бесконечный уменьшённый нон-аккорд.
Но певцы, режиссура.... выше всяких похвал!!! Перед зрителем была сплочённая команда единомышленников и это не заменишь ни какой рекламой.
И Титель это понял, но поздно.... театр Станиславского с подачи г-жи Арефьевой и иже с ней стал заложником своих амбиций и, простите, какого-то самолюбования. Нежелания реально взглянуть на вещи. 
« Последнее редактирование: Март 22, 2014, 22:18:52 от Алексей »

Алексей

  • Гость
Спорить с Вами не стану... единственная музыкальная мысль промелькнула в ариозо генерала о "старом халате..." И это заслуга Дельвига.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 628
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Я бы мог многое рассказать, так как постоянно общаюсь со своими друзьями и коллегами... Но, наверное,  это не совсем корректно.

театр Станиславского с подачи г-жи Арефьевой и иже с ней стал заложником своих амбиций и, простите, какого-то самолюбования. Нежелания реально взглянуть на вещи.

Все говорится в открытых источниках. Интересное интервью с Хиблой Герзмава http://stanmus.ru/press/633:

«Часто и с наслаждением езжу по России с маэстро Владимиром Спиваковым и его НФОРом и «Виртуозами Москвы». Он много для меня значит, и я рада быть под его крылом».

«Много лет назад меня привела в Музтеатр за руку на прослушивание Евгения Михайловна Арефьева».

«культура: На Конкурсе имени Чайковского, помимо Гран-при, свою награду Вам вручила Елена Васильевна Образцова...

Я ей очень признательна и по сей день – она могла бы выбрать другого лауреата для своего приза – конкурс был сильнейшим, многие это помнят…

Мне повезло с тем конкурсом. Членам жюри и председателю — Зурабу Лаврентьевичу Соткилаве я понравилась сразу, с первого тура. Программа моя оказалась грамотно выстроена и продумана до мельчайших деталей: мы ее готовили с Евгенией Михайловной Арефьевой — еще одним дорогим мне консерваторским профессором. У нее я учусь по сей день, она тоже служит в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко – педагогом и концертмейстером-репетитором. Пианистка Катя Ганелина – ее дочь, моя ближайшая подруга, с Катей мы много лет выступаем дуэтом. О нас говорят, что мы – красивая пара на сцене. Приятно!»

«культура: Многие свои роли Вы создали в спектаклях Александра Тителя. Можете ли назвать его своим режиссером? 

Герзмава: Да, и говорю о нем всегда с гордостью. Он создал из меня драматическую актрису и научил жить, петь, дышать, парить, ничего не бояться на сцене. Он меня раскрепостил, научил понимать образ в движении и развитии, быть разной. Рада дружбе с ним и тому, что в нем живет тот абсолютно молодой человек, который может дарить общением других — многих и многих. С ним всегда интересно репетировать, и с каждой партией, подготовленной с ним, я открываю в себе что-то новое».
« Последнее редактирование: Март 24, 2014, 22:46:55 от Papataci »
Che mai sento!

Алексей

  • Гость
Про конкурс П.И. Чайковского 1994 года - это отдельная, большая тема. На этом конкурсе шикарно пела одна сопрано... сейчас, не сразу вспомню фамилию. Но....
После конкурса разразился жуткий скандал.   

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 628
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Про конкурс П.И. Чайковского 1994 года - это отдельная, большая тема. На этом конкурсе шикарно пела одна сопрано... сейчас, не сразу вспомню фамилию. Но....
После конкурса разразился жуткий скандал.

"На конкурсе им. Чайковского 1994 года Лора Клейкомб запомнилась тремя вещами: своей огненно-рыжей шевелюрой, заводным темпераментом и великолепным полетным сопрано, которому были нипочем акробатические вокальные трюки Римского-Корсакова и Беллини. Несмотря на то, что в итоге ей досталась всего лишь II-я премия, своей фавориткой публика признала именно ее." http://www.timeout.ru/msk/artwork/13893
Che mai sento!

Алексей

  • Гость
Да... тогда, по моему, даже не было присуждено первого места среди вокалистов...Но был "Grand Prix", который получила Хибла Герзмава.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Да... тогда, по моему, даже не было присуждено первого места среди вокалистов...Но был "Grand Prix", который получила Хибла Герзмава.

Т.е. времена меняются, а люди - нет? :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 628
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Да... тогда, по моему, даже не было присуждено первого места среди вокалистов...Но был "Grand Prix", который получила Хибла Герзмава.

Т.е. времена меняются, а люди - нет? :))

Если youtube не врет, то есть видео того периода. Хибла Герзмава, каватина Розины, финальный концерт победителей конкурса им. Чайковского, 1994 год

http://www.youtube.com/watch?v=c38Cpr2RWfg
Che mai sento!

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Да... тогда, по моему, даже не было присуждено первого места среди вокалистов...Но был "Grand Prix", который получила Хибла Герзмава.

Т.е. времена меняются, а люди - нет? :))

Если youtube не врет, то есть видео того периода. Хибла Герзмава, каватина Розины, финальный концерт победителей конкурса им. Чайковского, 1994 год

http://www.youtube.com/watch?v=c38Cpr2RWfg
Запись Розины Хиблы даже по Культуре показывали, когда был последний Конкурс Чайковского.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 628
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова

Если youtube не врет, то есть видео того периода. Хибла Герзмава, каватина Розины, финальный концерт победителей конкурса им. Чайковского, 1994 год

http://www.youtube.com/watch?v=c38Cpr2RWfg
Запись Розины Хиблы даже по Культуре показывали, когда был последний Конкурс Чайковского.

То есть это действительно запись 1994 года? Каватина Розины навевает почти неизбежные ассоциации с Фросей Бурлаковой. Как хорошо, что в данном случае нашлись люди, которые поддержали талантливую молодую певицу, и история получила столь счастливое продолжение.
Che mai sento!