Автор Тема: Межд. конкурс им. Прокофьева  (Прочитано 13061 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Межд. конкурс им. Прокофьева
« : Апрель 15, 2008, 09:18:47 »
На минувшей неделе в Санкт-Петербурге завершился  5-й Международный конкурс имени Прокофьева по специальности «Композиция». В субботу в БЗФ состоялись церемония награждения и концерт лауреатов конкурса. Я не слушала третий тур, но это мероприятие я из любопытства посетила.

Конкурс им. Прокофьева: участники, жюри

Конкурс им. С. Прокофьева позиционируется как крупнейший конкурс в области музыкального искусства и представляет Россию во Всемирной Федерации международных музыкальных конкурсов. Проводится он с 1992 г. Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральным агентством по культуре и кинематографии РФ, Правительством Санкт-Петербурга, Союзом композиторов России. В настоящее время на конкурсе представлены три специальности: «Фортепиано», «Симфоническое дирижирование», «Композиция» (с 1999г.). Конкурс пианистов обычно отстоит по времени на год.

Конкурс композиторов проходит по двум номинациям: «Произведение для солирующего инстр-та с оркестром» (первая премия - $10 тыс.) и «Произведение крупной формы для инстр-та соло или инстр-та с фортепиано» (первая премия - $5 тыс.).

Конкурс проводится в 3 тура, первые два тура анонимны, авторы представляют партитуру  или клавир. Конкурс не имеет ограничений по возрасту.

В этом году в составе жюри числились: Р. Щедрин (председатель), В. Казенин (зам. предс.), Ал. Чайковский (зам. предс.), З. Крайзе (Польша), В. Лаурушас (Литва), Г. Минчев (Болгария), Е. Станкович (Украина).

Лауреатами  конкурса стали:

В номинации «Произведение для солирующего инстр-та или инстр-та и фп»:

1-я премия Фируз Бахор (1942 г.р.), Таджикистан. Обучался в инст. им. Гнесиных, Ташкентской консерватории, в 1971г. стал членом Союза композиторов России. Автор опер, балетов, 4-х симфоний, фп сонат.
На конкурсе представлял 24 прелюдии и фуги для фортепиано.

2-я премия. Антон Гладких (1974 г.р.), Россия. Окончил СПб консерваторию по классу «Композиция». Выступает как пианист. Является продюсером групп ВИП z.o.n.a, «Панацея». Преподает дисциплину «Музыкальный компьютер» в школе «Вдохновение». На конкурсе представлял сонату для кларнета и фп.

3-я премия. Чжан Е (1983), Китай.  Окончил колледж в Китае, с 2002по 2004гг учился в МГУ, с 2007 г – студент Московской консерватории (класс. К. Баташова).

Дипломанты:
Михаил Сорокин, Россия. Окончил в 1975г. Уральскую консерваторию, работал в УГК на кафедре композиции, с 1994г. – преподаватель ДМШ в Екатеринбурге, автор музыки в разных жанрах.

Борис Франкштейн, Россия.  Окончил Моск. Консерваторию, автор 129 произведений, включая оперы и симфонии, Заслуженный артист России.

В номинации «Произведение для инструмента с орк.»:

1-я премия. Николай Мажара (1977), Россия. Окончил СПб консерваторию как композитор (класс проф. А.Мнацаканяна, 2000) и пианист (класс проф. Э.Базанова). С 2001 г. работает в составе Академич. симф. орк-ра СПб филармонии. В 2004г. завоевал 1-ю премию на конкурсе им. Прокофьева по спец. «Фортепиано». Член «Союза композиторов».
На конкурсе представил Концерт для фп с оркестром в 2-х частях.

2-я премия.
Алекс Прайер (1992), Великобритания. С 9-летнего возраста обучался в Королевском колледже по классу композиции, фп и валторны. С 13 лет – студент СПб консерватории по композиции (А. Чайковский) и дирижированию (А.Алексеев).
На конкурсе представил Концерт для фп с оркестром в 3 частях.

3-я премия. Андреа Носари (1972), Италия. Окончил Институт им Доницетти в Бергамо, в 2007 г. получил 1-ю премию на конкурсе в Болонье. На конкурсе представил Концерт для фортепиано с оркестром

Владимир Кобекин  (1947), Россия. Окончил СПб консерваторию у С.Слонимского в 1971г., лауреат Гос. Премии СССР, автор 14 опер, которые ставились в театрах, а также симфонических и камерных произведений.
На конкурсе представил Концерт для фортепиано с оркестром

Дипломанты – Соутулло Эдуардо Гарсия (1965 г.р.), Испания, и Даниэль Блэк (1977), США.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Межд. конкурс им. Прокофьева
« Ответ #1 : Апрель 15, 2008, 09:21:50 »
О церемонии награждения

На церемонии награждения председатель жюри – Родион Щедрин – не присутствовал. Дипломы вручали заместители председателя – А. Чайковский и В. Казенин. Организация награждения отличалась не столько торжественностью, сколько суетностью и словоблудием. Всё отдавало какой-то провинциальностью и равнодушием. Нет бы побыстрее, по-деловому и с подготовленными выступлениями – всё было б лучше!

В буклете, довольно толстом и презентабельном, я обнаружила море ошибок. Так, А. Прайер представлял несуществующую страну - ВеликобрЕтанию. В Кобекин, согласно буклету, родился в 1974 г., а тремя годами раньше (!) окончил консерваторию по классу профессора С.М. СОЛОМНИМСКОГО (имелся в виду С.М. Слонимский). Такая же путаница с возрастом, видимо, произошла и в отношении Михаила Сорокина, который, судя по биографической справке, родился в 1975 г. и в том же году окончил консерваторию.

Переводчица не могла справиться с элементарными фразами и оказалась в тупике, когда понадобилось перевести за А. Чайковским на английский язык сочетание "творческое горение" (А.В. говорил о присутствии на конкурсе композиторов всех возрастов, что, на его взгляд, правильно, т.к. это  «творческое горение» может настигнуть в любой период жизни). В итоге Александру Владимировичу пришлось ей помогать. Запуталась она и ещё в одном месте, когда А.В. сказал, что для всех участников, в т.ч. не получивших премий, премией можно считать исполнение их сочинений, потому что музыка всех современных авторов исполняется одинаково – «никак». И снова Чайковскому пришлось идти на выручку, подсказывая -"nothing".

Так что всё прошло довольно "местечково" для "крупнейшего" международного конкурса.
« Последнее редактирование: Апрель 15, 2008, 22:48:26 от Кантилена »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Межд. конкурс им. Прокофьева
« Ответ #2 : Апрель 15, 2008, 09:25:12 »
О лауреатах и их музыке
Теперь о главном – о музыке. Постараюсь быть осторожной в оценках, потому что говорить о новых произведениях достаточно сложно. Может быть, кто-то ещё был, слушал и откликнется :))? И разделит со мной ответственность :))))?
В целом ничто из исполняемого меня особенно сильно не тронуло. Были интересные эпизоды, но большой  оригинальности я не увидела.

На концерте не исполнялись произведения дипломантов. В первом, камерном, отделении прозвучали:
Ф. Бахор, 1 премия  (Таджикистан) 2 прелюдии и фуги из цикла «24 прелюдии и фуги»
А. Гладких, 2 премия Соната для кларнета и фп
Чжан Е. 3 премия (Китай) Соната для флейты и фп.
Более или менее интересными мне показались прелюдии и фуги. Про сонаты особенно нечего сказать.

Второе отделение я ждала с большим интересом. Исполнялись:
А. Прайер. Концерт для фп с оркестром в 3 частях, часть 1-я (солист – А. Иванович, дир. Ф. Мастранжело)
Н. Мажара. Концерт для фп с оркестром в 2 частях (солист – Н. Мажара, дир. дир. Ф. Мастранжело)

Не удалось послушать концерт В. Кобекина, т.к. он не исполнялся. Поэтому остается догадываться, почему жюри предпочло довольно именитому композитору («со стажем») юных дарований. Возможно, что решение жюри вполне справедливо, но всё же, поскольку не получилось послушать, это кажется удивительным. С другой стороны, меня удивляет, что В. Кобекин решил участвовать в конкурсе в его-то годы. (Кстати, его опера номинирована на фестивале "Золотая маска"). Мне показалось,  что решением жюри, которое его оценило только на 3-ю премию, он остался недоволен. «Обиделся и кто-то из зарубежных участников, уже не помню.
Слушать оба концерта было интересно. Концерт шестнадцатилетнего вундеркинда, А. Прайера, пожалуй, был более ярким, концерт лауреата 1-й премии – более технически отработанным. В концерте Прайера мне послышались какие-то отсылки "русским" темам. В целом мне кажется, что оба произведения являются подражательными и наряду с некоторыми  интересными моментами содержат много пустого. Во всяком случае, это не было откровением.

Кстати сказать, оба композитора уже получили определенную известность в музыкальном мире.
Я помню, что года два-три назад об А. Прайере был репортаж в каком-то выпуске новостей, где тогда еще 12 или 13 –летнего музыканта представляли как вундеркинда, «чудо-мальчика», нового Лоретти и нового Моцарта одновременно.
А.Прайер имеет русские корни.  Он является правнуком К.С. Станиславского. В детском возрасте он пел и записал ряд дисков как юный вокалист. В настоящее время сочиняет и дирижирует (как дирижер он выступал  в 2006 г. на сцене Барбикана). Прайер заявлен в конкурсе им. Прокофьева также и по специальности «Дирижирование». Представленный им на конкурсе композиторов концерт для фп с орк. является вторым по счету. Кроме того, в Москве идет или шел написанный им балет «Маугли» в т-ре Н. Касаткиной и В. Василева.
Имя Н. Мажара тоже на слуху, по крайней мере у петербуржцев. В последнее время он часто выступает как пианист. (Так, недавно в Капелле играл какой-то из концертов Рахманинова.) На прошлом конкурсе им. Прокофьева он получил первую премию как пианист. Я в качестве пианиста в минувшую субботу его слышала впервые.
Кстати, нашла информацию о том, что в прошлом году был концерт, на котором Н. Мажара исполнял произведения А. Прайера.

Вообще, я заметила, что многие участники Международного конкурса им. Прокофьева как-то связаны с Петербургской консерваторией или с Петербургскими оркестрами. Так,  Н. Мажара   является её (консерватории) выпускником, а А. Прайер – стажером.

Вот несколько ссылок на материалы об этих участниках. Возможно, что эти имена мы ещё услышим – только в каком свете?

Дискография А. Прайера как исполнителя-вокалиста:
http://www.treble.ru/artist.asp?id=348&ltr=2
Два его интервью:
http://www.rg.ru/2003/08/06/182.html
http://www.spb.timeout.ru/text/display/65446/

О Н. Мажара:
Биография:
http://www.philharmonia.spb.ru/pers/m/mazhara.php
обсуждение его исполнительства на другом форуме (привела – как факт, что фигура обсуждается, что касается содержательной стороны, то по существу там мало, а восхваления, мне кажется, пока преждевременны):
http://www.forumklassika.ru/printthread.php?t=12828&pp=10&page=2
« Последнее редактирование: Апрель 15, 2008, 22:53:22 от Кантилена »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Межд. конкурс им. Прокофьева
« Ответ #3 : Апрель 15, 2008, 09:30:10 »
На этой неделе проходит конкурс дирижеров. На туры я точно не пойду и вряд ли захочу слушать концерт – хотя, может, и выберусь.
Интересные вещи иногда случаются  :))))).
Нашла вот такой материал о скандалах на III конкурсе, где Сладковского предпочли Курентзису  :))))):
Помню, я за тем конкурсом следила по ТВ репортажам, и там о скандале, кажется, ничего не говорилось. Впрочем, вышеназванные имена тогда мне мало о чем говорили :))))
 
http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=70&rubric_id=207&crubric_id=100442&pub_id=148353

------
/выдержка/
Музыкальная общественность всколыхнулась лишь при известии о скандале, разразившемся после первого тура прослушиваний у дирижеров: профессор Мусин, патриарх отечественной дирижерской школы, категорически не согласился с решениями жюри по I туру и демонстративно вышел из его состава, с негодованием обратив гневные филиппики против ректора консерватории и художественного руководителя Капеллы Владислава Чернушенко (принявшего на себя функции председателя жюри ввиду отсутствия на первых турах Юрия Темирканова) и заодно пустив парочку парфянских стрел в адрес некоторых членов жюри - композитора Юрия Фалика, скрипачки Антонины Казариновой и дирижера Михаила Кукушкина, спешно введенных в жюри вместо отсутствующих на прослушиваниях Валерия Гергиева, Юрия Темирканова и, к слову сказать, самого Ильи Александровича Мусина.

Профессор отсутствовал весь I тур - проводил мастер-классы в Японии. Прилетев как раз к началу II тура и узнав, что на него не прошел его любимый ученик - грек Теодор Курендзис, Илья Александрович обвинил жюри в предвзятости и подсуживании Александру Сладковскому, ученику Чернушенко (который в результате и получил вторую премию). Рядом с ним на лауреатский пьедестал взошел и 22-летний Туган Сахиев из Владикавказа, ученик Мусина. /…/
34-летний Александр Сладковский, выпускник Московской консерватории (кафедра военного дирижирования), в течение восьми лет работал в Штабном духовом оркестре округа и сотрудничал с оркестром Капеллы в качестве второго дирижера. /…/
----------
« Последнее редактирование: Апрель 15, 2008, 22:53:51 от Кантилена »

Оффлайн BOGDAN

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 2
Re: Межд. конкурс им. Прокофьева
« Ответ #4 : Апрель 19, 2008, 01:26:51 »
Уважаемая "Кантилена" я , судовольствием прочел ваше мнение о конкурсе, и многое узнал интерестного, спасибо.
Но хочу вас попросить посетить при возможности и дирижерский конкурс, и описать итоги, я буду Вам очень благодарен! ::)
Или любую другую информацию о дирижерской жизни в питере  ...
мне очень интерестно..

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Межд. конкурс им. Прокофьева
« Ответ #5 : Апрель 19, 2008, 12:37:12 »
А. Прайер. Концерт для фп с оркестром в 3 частях, часть 1-я (солист – А. Иванович, дир. Ф. Мастранжело)
Н. Мажара. Концерт для фп с оркестром в 2 частях (солист – Н. Мажара, дир. дир. Ф. Мастранжело)

У Прайера меня удивил вполне консервативный музыкальный язык при явном влиянии лубочной псевдорусскости Стравинского и даже, в отдельных тех. приёмах, чуть ли не Рахманинова, но сочинение выглядит более внятным и свежим, как ни странно, чем концерт Мажары - там какое-то нагромождение, в основном, пианистическое, а цель наваливания этой горы звуков непонятна. Впечатление бессмысленного блуждания в потёмках - я слышал, что публика откровенно хихикала во время аплодисментов.
Если говорить о субъективном восприятии, то концерт Прайера я хотел бы заслушать в другой интерпретации, чтобы посмотреть, как он будет выглядеть в других руках, а вот концерт Мажары переслушивать желания не возникает: концерт похож сразу на всё одновременно, каждый пианист, особливо когда разыгрывается, может "импровизировать" подобные пассажи и пианистические страсти в любом количестве.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Межд. конкурс им. Прокофьева
« Ответ #6 : Апрель 19, 2008, 13:44:24 »
Спасибо за отклик! :)

У Прайера меня удивил вполне консервативный музыкальный язык при явном влиянии лубочной псевдорусскости Стравинского и даже, в отдельных тех. приёмах, чуть ли не Рахманинова
Да, мне тоже Стравинский послышался - что-то подобное "Петрушке". А вот Рахманинова я не уловила. И, действительно, концерт Прайера показался ярче.

концерт Мажары - там какое-то нагромождение, в основном, пианистическое, а цель наваливания этой горы звуков непонятна. Впечатление бессмысленного блуждания в потёмках
У меня сложилось примерно такое же впечатление. Идеи я не обнаружила, в основном как будто отработка каких-то технических моментов.
Так что мнения в целом совпали.  :))

то концерт Прайера я хотел бы заслушать в другой интерпретации, чтобы посмотреть, как он будет выглядеть в других руках

Не понравился пианист?
А как Вам камерные сочинения?
« Последнее редактирование: Апрель 20, 2008, 23:57:51 от Кантилена »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Межд. конкурс им. Прокофьева
« Ответ #7 : Апрель 24, 2008, 14:36:19 »
Результаты конкурса дирижеров:

http://www.kultura-portal.ru/tree_new/news/final.jsp?pub_id=940234&rubric_id=1300

Победой китайского дирижера-симфониста Перри Со завершился V Международный конкурс имени Сергея Прокофьева в Петербурге. Перри Со – выпускник музыкального факультета Йельского университета. В настоящее время он руководит оркестром Сэйбрука и является художественным директором Оперного театра Йельского колледжа. Лауреат уверенно прошел все три тура соревнования, обнаружив большой интерес к русской музыке. На втором туре он продирижировал 21-й симфонией Николая Мясковского, а в финале представил жюри Третью симфонию и Первый фортепианный концерт Сергея Прокофьева. "Кто-то из членов жюри находит дирижерскую манеру Перри Со диковатой и излишне напористой, но при исполнении сочинений Прокофьева эта манера дает хорошие результаты", – сказал председатель жюри конкурса народный артист России Юрий Фалик.
    Лауреатом второй премии стал шведский музыкант Дэвид Бьоркман. Третье место поделили еще один представитель Китая Жоу Чжин и его южнокорейская коллега Йер Йакйюнг. "Мне очень понравились дирижеры из стран Юго-Восточной Азии. Своим выступлениями на конкурсе они подтвердили тенденцию, которая происходит сегодня во всем музыкальном мире, где наблюдается интенсивный наплыв солистов, оркестрантов и дирижеров с Востока", – сказал Юрий Фалик.
    Шестой Прокофьевский конкурс пройдет в Петербурге через четыре года.

Здесь чуть подробнее:
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10249929@SV_Articles

После восьми дней напряженной работы результаты следующие: 1-я премия и специальный приз от Марка Горенштейна – Пакхин Пери Со (Китай), 2-я премия – Дэвид Бьоркман (Швеция), две третьи премии – Чжин Жоу (Китай) и Йакйюнг Йер (Южная Корея) и два диплома – Шизуо Кувахара (Япония) и Михаил Леонтьев (Россия, он же получил специальный приз от фирмы «Ямаха»). /…/
Концерт лауреатов не позволил до конца разобраться в их достоинствах и недостатках – невозможно судить дирижера по одной части симфонии Прокофьева или по его же одночастному 1-му фортепианному концерту (у солировавшего Станислава Соловьева главной заботой было не разойтись с оркестром). И все же представляется, что решение жюри было справедливым: лауреаты 3-й премии заметно отличались от обладателей 2-й и 1-й. Чжин Жоу в
1-м концерте, Йакйюнг Йер (единственная представительница женского пола среди лауреатов и дипломантов) в 1-й части 7-й симфонии Прокофьева не сумели полностью совладать с оркестром, он звучал грубовато и однообразно. Гораздо более гибко провели части 3-й симфонии Дэвид Бьоркман (3-я часть) и Пакхин Пери Со (1-я часть), хотя фактура и энергия прокофьевской музыки провоцировала брутальную звучность. Но оба дирижера смогли сдержать эмоции, и оркестр охотно пошел им навстречу, еще раз подтвердив свой высочайший профессиональный уровень.
Конкурс завершен, и теперь остается ждать от его победителей подтверждения высоких оценок. Жаль только, что отечественная дирижерская школа, слывшая лучшей в мире, постепенно теряет позиции.

-----------------
Я на заключительном концерте не была. И думаю, что правильно сделала. Если кто-то из финалистов вырастет в мировую величину, мы в любом случае об этом узнаем.
Удивляет низкий уровень информационного освещения конкурса - и по одной, и по другой специальности. Нашла только сообщение официальных итогов. Полноценной аналитики пока не попадалось. Может, конечно, она и появится в прессе. Но по уровню интереса к конкурсу со стороны СМИ и общественности видно, что никому он особенно не нужен.