Автор Тема: Как исполнять Хиндемита?  (Прочитано 9143 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Timbre

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 3
Как исполнять Хиндемита?
« : Июнь 01, 2008, 12:42:19 »
В самом деле - как исполнять сольные сочинения Хиндемита для струнных (альт, виолончель)? И кто их лучшие исполнители?

Хотелось бы знать ваши мнения.


Оффлайн Временный филантроп с элементом цинизма

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 17
Re: Как исполнять Хиндемита?
« Ответ #1 : Июль 08, 2008, 23:02:41 »
В самом деле - как исполнять сольные сочинения Хиндемита для струнных (альт, виолончель)? И кто их лучшие исполнители? Хотелось бы знать ваши мнения.
Мне думается, что никаких особенных рецептов при исполнении произведений Хиндемита нет и быть не может. В его музыке есть все. Она звучит сама и вполне самодостаточна.  И добавлять от себя ничего не нужно, а только правильно читать и выполнять авторские указания.
Практически любые  его произведения, написанные  для практически всех существующих  инструментов, как  сонаты для фортепиано, тубы, скрипки, трубы, виолончели, скрипки, тромбона, кларнета, и даже арфы, - гениальны, нет ничего лишнего, каждая нота на месте. Совершенно удивительный композитор: чем больше играешь или слушаешь его музыку, тем больше и больше она нравится, раскрывая каждый раз новые грани. Не могу сказать, что она сразу поражает своей мелодической красотой,  совсем нет. Но она красива в другом - в стройности целого и всех частей, гармоничностью и какой-то внутренней духовностью, содержательностью и глубиной. Мне  даже трудно словами объяснить, почему его музыка так захватывает, но я её почему-то очень хорошо понимаю :)
Поскольку лучше знаю фортепианного Хиндемита, то очень советую обратиться в первую очередь к 3 фортепианной Сонате со знаменитой 4 частью (двойной фугой), и заслушать два выдающихся исполнения, - М.Юдиной и Д.Алексеева. Поразительное впечатление, музыка - что-то нечто, кульминация в Фуге - настоящий готический собор! А как оба пианиста играют!  Совершенство во всем!  И разумеется, ОБЯЗАТЕЛЬНО заслушать Ludus Tonalis в исполнении А.Ведерникова.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Как исполнять Хиндемита?
« Ответ #2 : Июль 09, 2008, 09:46:20 »
Мизантроп
Цитировать
очень советую обратиться в первую очередь к 3 фортепианной Сонате со знаменитой 4 частью (двойной фугой), и заслушать два выдающихся исполнения, - М.Юдиной и Д.Алексеева. Поразительное впечатление, музыка - что-то нечто, кульминация в Фуге - настоящий готический собор! А как оба пианиста играют!

Запись М.В. Юдиной я слышала. Мне кажется, что очень "стильно": строго, собранно, равновесно - и это вроде бы под стать её исполнительской манере (или нет - Predlogoff называет Юдину пианисткой романтической эпохи?) А вот Алексеев -  тоже её записал? Это любопытно. Видимо, на виниле? Я шерстила сеть и изданных дисков у Алексеева нашла мало. Каталог его записей тоже не удалось найти. Predlogoff  параллельно также искал - и поиски оказались довольно безуспешными.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Как исполнять Хиндемита?
« Ответ #3 : Июль 09, 2008, 11:40:39 »
Прочитав этот поток я был ошарашен вдвойне :)
Во-первых, я ошарашен известием об исполнении Д.К.Алексеевым 3-й сонаты Хиндемита – для меня это как гром средь ясного неба :))
Воистину, на какие только чудеса не способна мать-природа :))
Откуда информация ? На каком носителе было выпущено ? В каком году выпущено и записано ? А самое главное, есть ли у вас эта фонограмма ? И кстати, нет ли у вас заодно 2-го концерта Прокофьева в его исполнении ?
И второе, что меня поразило – что кто-то набрался смелости продолжить эту тему :) Честно говоря, когда я прочитал лидирующий пост, я даже не нашёлся как его прокомментировать – тема просто бездонная. Композиторское наследие Хиндемита громадно, разнообразие проявлений его творческой индивидуальности феноменально – он по праву может считаться "универсальным" художником. А в том, что он один из величайших гениев ХХ века, нет никаких сомнений.
Я согласен с оценкой исполнения 3-й сонаты Юдиной – на мой взгляд, она сыграла её даже адекватнее и в целом интереснее и значительнее, чем Г.Гульд, посвятивший тв-ву Хиндемита значительную часть своих исполнительских усилий. По поводу "романтизма" Юдиной я выразился гораздо осторожнее – она вовсе не романтик, но в её исполнительстве остались некоторые остаточные явления и приёмы, свойственные романтическому периоду, случались рецидивы романтических преувеличений и т.п., которые, однако, не образовывали в её творчестве никакой системы, позволяющей причислить её именно к романтическому направлению.
Касаемо Ludus Tonalis я бы добавил имя С.Т.Рихтера, который в поздних своих записях поднялся выше всех.
В рамках нашего форума можно послушать произведения Хиндемита для различных камерных составов, его концерты, органные сочинения, наконец, его оперы – но рассказать на форуме (!), КАК надо его играть, честно говоря, выше моих сил :)
Когда имеешь дело с такой глыбой, то иной раз не знаешь даже, как к ней подступиться – это выясняется постепенно, через прослушивание множества вариантов исполнений его сочинений. В целом, однако, я думаю, что подобраться к пониманию Хиндемита всё же проще, чем, допустим, к пониманию Скрябина, если иметь в виду исполнительскую стилистику. По-моему, Хиндемита можно трактовать примерно в той же манере, что и Шостаковича, и Прокофьева, и Стравинского, если отбросить романтизацию в смысле недопущения излишне фривольного рубато, чрезмерной и самодовлеющей красочности,  размытости контуров, применительно к ф-п творчеству –  обильного использования педали и т.п. В свою очередь вспоминаю слова С.Т.Рихтера, сказанные о Прокофьеве,что его ф-п произведения надо играть так, как будто это Бетховен :). Что-то подобное, наверное, можно сказать и об исполнении Хиндемита, у которого, конечно, встречаются страницы тесного соприкосновения с разными композиторскими стилями, поэтому не отменяется применения исполнительских средств из арсенала импрессионизма и романтизма, но с учётом того, что я сказал выше – т.е. с пониманием того, что Хиндемит всё же художник ХХ века, а не ХIX, поэтому, даже применяя ОТДЕЛЬНЫЕ средства из арсенала различных исполнительских стилей, в т.ч. и романтизма, надо всё же всегда иметь в виду, что КАК СИСТЕМА в тв-ве Хиндемита они использованы быть не могут. Т.е., к примеру, его 3-ю ф-п сонату нельзя исполнять как Сонату Брамса или Шумана, а его органные произведения нельзя исполнять как Франка, Листа или даже Регера. Если говорить о его симфонических произведениях, то им, на мой взгляд, как и Бартоку, очень подходит манера экономного использования красочных возможностей оркестра, что, конечно, не исключает их вовсе.
В общем ………
Проблема так сложна и уже столько народу пыталось её решить, что вряд ли мы что-то сможем к этому добавить.
Можно, конечно, вспомнить русскую сказку про то, как "дед бил, бил, не разбил, баба била, била, не разбила, а мышка пробежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось" :)) Но что-то мне не верится, что мы тут сможем выступить в роли такой "мышки", мимоходом "махнуть хвостиком", да и объяснить всей Вселенной, как надо исполнять Хиндемита. Это, впрочем, не отменяет возможности поговорить о Хиндемите и обсудить какие-то его произведения без претензии на всеохватность :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Временный филантроп с элементом цинизма

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 17
Re: Как исполнять Хиндемита?
« Ответ #4 : Июль 10, 2008, 00:26:34 »
Прочитав этот поток я был ошарашен вдвойне :)
Во-первых, я ошарашен известием об исполнении Д.К.Алексеевым 3-й сонаты Хиндемита – для меня это как гром средь ясного неба :))
Воистину, на какие только чудеса не способна мать-природа :))
Откуда информация ? На каком носителе было выпущено ? В каком году выпущено и записано ? А самое главное, есть ли у вас эта фонограмма ? И кстати, нет ли у вас заодно 2-го концерта Прокофьева в его исполнении ?
Нет, к огромному сожалению 2-го Прокофьева в исполнении Алексеева у меня нет, давно уже ищу эту запись, говорят, что играет концерт он потрясающе. Но с другой стороны, множество раз слушая Алексеева как "живьем", так и в записях, могу достаточно "конкретно" представить это исполнение.
 Исполнительский почерк, равно как и пианистическое мастерство Алексеева, всегда находятся в некой гармонии благородства и "интеллигентности" подачи всего музыкального материала, постоянного эмоционального самоконтроля, дающего ему все время находиться в "рамках приличия" во время игры :), то есть никогда не делать перехлеста в эмоциях, не форсировать звучание инструмента, а быть прежде всего в музыке, и "в авторе". И это также касается "вкусовой" стороны исполнения, в чем Алексеев просто безукоризнен.
Короче говоря -"настоящий полковник",  - все играет с достоинством, честью, благородством и глубиной!
А относительно 3 сонаты Хиндемита. Да, он ее играл и записал! Разумеется на виниле, где-то в районе 70 -74-х годов  прошлого столетия на фирме "Мелодия".
Хотя, честно говоря, после Вашего высказывания об ошарашенности этого события на какой-то миг засомневался. Вроде как неужели перепутал и ошибся, типа, "уж голова моя седа - склерозом вся поражена". (Конечно, пластинка оставлена в Союзе, так как отдал ее своим ученикам". :(
Но потом собрался с мыслями, "очень долго думал"  :) и логическим методом (как в фильме "С легким паром" голосом Буркова - "Давай рассуждать логично, кто из нас женится и летит в Ленинград?  -Ты летишь? - " Нет". -  "И я тоже нет!" (с последующим рукопожатием) стал вычислять, кто мог еще кроме Алексеева в 70-е годы играть и записывать Хиндемита.
А учитывая, что у нас в то время современную западную музыку, тем  более малоисполняемого Хиндемита практически никто не играл, за исключением, может быть, Любимого, Алумяна, Алексеева и  Петрова (пока Юдину, Ведерникова и Рихтера не берем в расчет, так как в них ошибиться было бы невозможно :)), то и остается только Алексеев, ну конечно же он! Далее стал припоминать детали той пластинки, на которой кроме Хиндемита были поздний Брамс (кажется 117 опус) и 6-я соната Прокофьева, что совершенно точно!
А раз уж действительно это событие ошарашивающее, о чем даже не подозревал, то я обязательно найду тот "стул с бриллиантами покойной тетушки", и выложу запись здесь.[/quote]
Цитата: Предлогов
Хиндемит всё же художник ХХ века, а не ХIX, поэтому, даже применяя ОТДЕЛЬНЫЕ средства из арсенала различных исполнительских стилей, в т.ч. и романтизма, надо всё же всегда иметь в виду, что КАК СИСТЕМА в тв-ве Хиндемита они использованы быть не могут. Т.е., к примеру, его 3-ю ф-п сонату нельзя исполнять как Сонату Брамса или Шумана, а его органные произведения нельзя исполнять как Франка, Листа или даже Регера.
Да, разумеется все правильно и несомненно! Хиндемит - композитор 20 века со своим музыкальным языком и индивидуальным стилем. Но с Брамсом его настолько тесно объединяет фактурный и полифонический фортепианный стиль, (даже тональность  - ослепляющий и великий торжественный си-бемоль мажор! :)) скажем так  - "аль фреско", а конкретно фактура и развитие материала как в фуге в "генделевских вариациях" у Брамса, так и в фуге 3 -Сонаты Хиндемита, то лично я бы 3 Сонату играл  теми же фортепианными средствами, что и генделевские вариации. Уж больно эти "музыки" по стилю похожи друг на друга! :D Но это так, к слову, что вовсе и необязательно, и конечно же, за "систему" брать не бум!
(Помню, лет 30 назад, еще будучи студентом, играл на классном концерте эту самую 3 Сонату Хиндемита, которую в то время для себя открыл с огромной радостью. И вот после концерта, помню, подошел ко мне Шурик Бендицкий (сын Б.Маранц), и так глубокомысленно про себя произнес: " Какой все же гениальный композитор это Хиндемит, вот, например, начало второй темы Фуги (та, что проходит в октавном унисоне) в музыке  -  настоящая Германия!"
 - Ну а вообще, вся Фуга как? - спрашиваю его.
 - О, ну это вообще кельнский готический собор! Здесь он даже Брамса переплюнул по духу, также страшно напоминает по фактуре Бетховена, но правда, Фугу из 29 Сонаты  (тоже, кстати, в си-бемоль мажоре :))все-таки еще никто пока не переплюнул, хотя о-о-чень много общего! ;D

И вот уже сейчас, спустя почти тридцать лет после того разговора, будучи в Кельне и глядя на собор, сразу же вспомнил фугу из 3-й Сонаты Хиндемита, и почему-то подумал, что так и да, а ведь Шурик то тогда был прав, действительно, в его музыке - настоящая Германия. :)
Прошу прощения за офф-топик  :-\[/quote]
 

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Как исполнять Хиндемита?
« Ответ #5 : Июль 10, 2008, 14:11:44 »
Поиски исполнения Алексеевым 3-й сонаты Хиндемита я разместил в соответствующем потоке:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=777.msg14093#msg14093

А тут продолжу о Хиндемите.

Цитировать
Хиндемит всё же художник ХХ века, а не ХIX, поэтому, даже применяя ОТДЕЛЬНЫЕ средства из арсенала различных исполнительских стилей, в т.ч. и романтизма, надо всё же всегда иметь в виду, что КАК СИСТЕМА в тв-ве Хиндемита они использованы быть не могут. Т.е., к примеру, его 3-ю ф-п сонату нельзя исполнять как Сонату Брамса или Шумана, а его органные произведения нельзя исполнять как Франка, Листа или даже Регера.
Да, разумеется все правильно и несомненно! Хиндемит - композитор 20 века со своим музыкальным языком и индивидуальным стилем. Но с Брамсом его настолько тесно объединяет фактурный и полифонический фортепианный стиль, (даже тональность  - ослепляющий и великий торжественный си-бемоль мажор! :)) скажем так  - "аль фреско", а конкретно фактура и развитие материала как в фуге в "генделевских вариациях" у Брамса, так и в фуге 3 -Сонаты Хиндемита, то лично я бы 3 Сонату играл  теми же фортепианными средствами, что и генделевские вариации. Уж больно эти "музыки" по стилю похожи друг на друга!

А пожалуй, вы правы ! Говоря о Брамсе, я имел в виду его сонаты и мелкие пьесы, но если, действительно, взять более "академические" его вещи, такие, как "Вариации на т.Генделя", то вполне можно сопоставить их с 3-й сонатой Хиндемита с т.з. допустимой схожести стилистики.
Некие аллюзии имеются и на 29-ю сонату Бетховена, – конечно ! Одно только наличие фуги говорит о многом, да и тональность тоже "выдаёт". Поэтому, да, согласен, что некие исполнительские параллели при исполнении этих произведений вполне уместно было бы подчеркнуть. Т.е. Брамс, понятый и преподнесённый в более академическом (нежели романтическом) ключе, может быть сопоставлен с Хиндемитом.
Правда вопросы исполнительской экспрессии всё равно остаются - мне Хиндемит представляется довольно экспрессивным композитором, но это не романтическая экспрессия, а, скорее, бетховенского плана. С молодым Брамсом больше ассоциируется всё же романтическая экспрессия, а ближе к старости, такое впечатление, он её вообще в значительной степени утратил, хотя с т.з. композиторского стиля именно зрелый Брамс отчётливее сопоставляется с Хиндемитом. Наверное, парадокс :))

(Помню, лет 30 назад, еще будучи студентом, играл на классном концерте эту самую 3 Сонату Хиндемита, которую в то время для себя открыл с огромной радостью. И вот после концерта, помню, подошел ко мне Шурик Бендицкий (сын Б.Маранц), и так глубокомысленно про себя произнес: " Какой все же гениальный композитор это Хиндемит, вот, например, начало второй темы Фуги (та, что проходит в октавном унисоне) в музыке  -  настоящая Германия!"

 - Ну а вообще, вся Фуга как? - спрашиваю его.
 - О, ну это вообще кельнский готический собор! Здесь он даже Брамса переплюнул по духу, также страшно напоминает по фактуре Бетховена, но правда, Фугу из 29 Сонаты  (тоже, кстати, в си-бемоль мажоре )все-таки еще никто пока не переплюнул, хотя о-о-чень много общего!
...
Прошу прощения за офф-топик

Наоборот !
Именно упоминание Бетховена, его полифонии и мысль о "настоящей Германии" как раз вполне уместны, на мой взгляд, в этом обсуждении. Вспоминаются слова Р.Штрауса о полифонии, как "проклятьи немецких композиторов" :)) Т.е. если получил немецкую школу, то обязан быть полифонистом. И Хиндемит вполне соответствовал этому "требованию" :)
« Последнее редактирование: Июль 10, 2008, 14:33:07 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн yana

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 1
Re: Как исполнять Хиндемита?
« Ответ #6 : Ноябрь 04, 2008, 19:29:03 »
В самом деле - как исполнять сольные сочинения Хиндемита для струнных (альт?...
В первую очередь уметь играть на альте :), ведь Соната для альта соло будто написана самим инструментом для себя ("альт ожил и сам замузицировал"). Послушайте Сонату in F, в исп. М.Юдиной и Ф.Дружинина. При всем парадоксе, в начале (великолепная мелодия)можно выслушать  :) Сонату ор. 11, № 4. Удачи!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
исполнять Хиндемита?
« Ответ #7 : Апрель 11, 2012, 13:03:28 »
30
АПРЕЛЯ
ПОНЕДЕЛЬНИК
БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
19.00

Симфонический оркестр Московской консерватории
Геннадий Рождественский и его ученики:
Тимур Зангиев
Айрат Кашаев
Солист —

Яков Кацнельсон (фортепиано)
 

В программе:
Вебер
Увертюра к спектаклю «Турандот» по пьесе К. Гоцци

Хиндемит
Симфонические метаморфозы тем К. М. фон Вебера
Музыка для фортепиано (левой руки) и оркестра
Концерт для духовых, арфы и оркестра
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

regards

  • Гость
Re: Как исполнять Хиндемита?
« Ответ #8 : Апрель 14, 2012, 03:02:49 »
Может, я что-то не понял, но Прокофьев спокойно лежит на онлайне.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Как исполнять Хиндемита?
« Ответ #9 : Апрель 30, 2012, 21:23:15 »
Побывал только что на этом концерте:

----------------------------------------------
30
АПРЕЛЯ
ПОНЕДЕЛЬНИК
БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
19.00

Симфонический оркестр Московской консерватории
Геннадий Рождественский и его ученики:
Тимур Зангиев
Айрат Кашаев
Солист —

Яков Кацнельсон (фортепиано)
 

В программе:

1 отд.

Вебер
Увертюра к спектаклю «Турандот» по пьесе К. Гоцци

Хиндемит
Концерт для духовых, арфы и оркестра

2 отд.

Хиндемит
Музыка для фортепиано (левой руки) и оркестра
Симфонические метаморфозы тем К. М. фон Вебера
-----------------------------


Любопытно, побывал ли на нём ещё кто-нибудь ?
Были даны две российские премьеры произведений Хиндемита: Концерта для духовых, арфы и оркестра и Музыки для фортепиано (для левой руки) с оркестром.
Кацнельсон сыграл партию ф-п прекрасно, у этого леворучного концерта вообще очень интересная судьба ! Да и предыдущий инструментальный Концерт для духовых и арфы тоже преподнёс много информации для размышления
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

regards

  • Гость
Re: Как исполнять Хиндемита?
« Ответ #10 : Апрель 30, 2012, 23:13:17 »
Мне эта тема очень интересна под другим углом.

Что есть в Хиндемите, что отталкивает от него?
Море гениальной музыки, но везде что-то "не так". Я слышал его с Рихтером, хотя сейчас не вспомню сразу программу - возможно, это было с Олегом Каганом, одна из скрипичных сонат, но могу и путать.

Под влиянием это темы начал тотальное слушание, и вот обнаружил великолепный ф-п опус:
http://classic-online.ru/ru/production/19418

In der Nacht... Traume und Erlebnisse
(В ночи... Мечты и переживания)

Там не сразу красоты, они разворачиваются к концу, но почему не играют это?!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 618
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Как исполнять Хиндемита?
« Ответ #11 : Март 15, 2015, 13:34:31 »
В Бетховенском зале Большого театра завершился цикл концертов, посвященный 120-летию Пауля Хиндемита

Алексадр Курмачёв

Стравинский называл внутренний (структурный, не художественный) мир музыки Хиндемита – «физиологией инструментального звучания». Пауль Хиндемит, игравший практически на всех инструментах, для которых писал музыку, буквально наслаждался «звукопроизводством», отчего его произведения почему-то считались и считаются конвейерно-технологичными. Возражать на это утверждение нечего и незачем.

Хиндемит получал радость от самой физиологии инструментального звука, вступавшего в диалог с сакральными космическими созвучиями если не самого Бога, то уж Вселенной – точно. И последовательность цифр «1-2-4-6» может сказать посвященному больше, чем обычные слова, но всё ещё меньше, чем Музыка. Вернее, тот диалог, который Хиндемит вёл со Сферами, в которые был допущен.

В «Камерной музыке № 3 для виолончели и ансамбля солистов» слышится импульсивная «трепанация» гармонии. В этом вмешательстве во внутренний мир творчества нет ни капли садизма. И даже хирургическим сладострастием это не назовёшь. Что внутри этой музыки, перекинувшей мост от Берга к Шостаковичу? Избыточность? Экзальтация своего собственного со-причастия? А кто-то звал-приглашал-просил? Эта готовность проговорить очевидное, не боясь показаться банальным, – откуда она и зачем?

Читайте полностью http://www.classicalmusicnews.ru/reports/v-bethovenskom-zale-bolshogo-teatra-zavershilsya-tsikl-kontsertov-posvyashhennyiy-120-letiyu-paulya-hindemita/
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 393
Re: Как исполнять Хиндемита?
« Ответ #12 : Апрель 02, 2015, 20:58:42 »
Три вечера в Большом театре звучала непростая музыка Хиндемита

Владимир Ойвин, 02.04.2015 в 13:57

http://www.belcanto.ru/15040201.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау