Автор Тема: Золотая Маска - номинации музыкального театра  (Прочитано 72774 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #225 : Февраль 15, 2016, 09:38:57 »
Пермская опера накостыляла Моцарту
Оперу «Дон Жуан» под управлением Теодора Курентзиса оказалось нелегко оценить среди обилия ортопедических изделий

http://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2016/02/15/629364-permskaya-opera

Ведомости
Петр Поспелов

Из трилогии опер Моцарта / да Понте, которую поставили в Перми, «Дон Жуан» оказался наименее удачным спектаклем. Режиссер Валентина Карраско сочинила концепцию в пол-абзаца, ради воплощения которой на сцене приходится громоздить целые сараи пластмассы. Аргентинская постановщица ценит природу и свободу, тогда как условности, под гнетом которых живет человечество, ей глубоко противны. С таким свежим взглядом на мир режиссер решила, что Дон Жуан должен ходить в пиджаке зеленого цвета, символизирующего естественность, – прочие же пусть будут закованы в ортопедические корсеты, распорки, бандажи, ошейники и уподоблены всецело пластмассовым манекенам, от которых только рябит в глазах. Зеленый цвет иногда проскальзывает в гардеробе женщин, которыми увлечен главный герой, – в него иногда окрашен верх Донны Анны и трусы Церлины. В эпизоде бала хор калек с костылями жестоко бьет свободолюбивую молодежь, а в финальной сцене Дон Жуан попадает ни в какой не ад, а во власть разбушевавшихся пациентов.

Конечно, эти слабые остатки образов Бунюэля и Сальвадора Дали, растиражированные во всю длину спектакля, никогда бы не удостоились внимания отборщиков фестиваля «Золотая маска», если бы они не являлись нагрузкой к музыкальной работе Теодора Курентзиса и его артистов. Мы уже не первый раз слышим «Дон Жуана» в исполнении Курентзиса в Москве – последний раз это был спектакль Большого театра в 2010 г. Теперь – результат стопроцентно аутентичный: весь оркестр играет на подходящих инструментах в требуемом строе.

Драматическая партитура требует резких контрастов – в сравнении с лирической вязью, скажем, Cosi fan tutte, «Дон Жуан» звучит тревожно, хлестко, напряженно. Как всегда, группа континуо, которую ведет французский клавесинист Александр Бенуа, не только виртуозно импровизирует в речитативах, но и включается в инкрустацию арий или дуэтов: в одной из редких лирических страниц, дуэте Дон Жуана и Церлины, хаммерклавир рассыпается нежной вязью. Интернациональный оркестр звучит как сыгранный ансамбль однокашников, пусть первую скрипку зовут Афоней, а первую трубу – Жоао.

Нельзя сказать, чтобы все пели исключительно удачно. В целом на уровень вокальных работ не пожалуешься, но в голосе Симоне Альбергини (Дон Жуан) проскальзывал простоватый тембр, Гвидо Локонсоло (Лепорелло) порой сбивался с голоса в верхнем регистре, Виктор Шаповалов (Мазетто) не справлялся с темпом, а Борис Рудак (Дон Оттавио), кажется, был простужен – его первую арию вообще отменили, а надо было бы и вторую. Из мужчин только Мика Карес (Командор) доложил свою партию красиво и звучно. А вот женские работы были на высоте, причем две из них принадлежат пермским артисткам. Это и есть один из результатов работы в Перми Теодора Курентзиса, которого порой несправедливо упрекают в невнимании к местным кадрам. Надежда Павлова (Донна Анна) и Наталья Кириллова (Донна Эльвира) не только выдержали напряженную тесситуру и справились со всеми фиоритурами, не только сумели насытить повторы в своих ариях богатыми вариациями, но и показали настоящий моцартовский звук – изменчивый сообразно музыке, здесь прямой и безвибратный, тут расцветающий переливчатым тембром. Не случайно именно этих двух певиц эксперты «Золотой маски» отметили персональными номинациями, наряду с самим Курентзисом. Но была мила и точна и их греко-германская товарка – Фани Антонелу в партии Церлины.

В этом году ожидается выход последнего диска оперной трилогии, которую Курентзис записал для Sony Classical. Это будет именно «Дон Жуан». По счастью, в аудиоварианте шедевр Моцарта / да Понте будет лишен как сюрреалистических, так и ортопедических коннотаций, а выражению свободолюбия не понадобятся зеленые трусы.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #226 : Февраль 15, 2016, 10:13:46 »
Цитата: Марина Гайкович
Влюбляться – значит жить
Теодор Курентзис на "Золотой маске"
Марина Гайкович   Зав. отделом культуры "Независимой газеты"

В Москве показали моцартовского «Дон Жуана» – как всегда, со всеми прилагающимися к фигуре маэстро Курентзиса атрибутами: моментально сметенные билеты, поклонницы у входа и прочее, и прочее. Два московских кинотеатра, где транслировали спектакль, тоже были «под завязку».

Я смотрела спектакль в «Праге», зал не был заполнен «под завязку», максимум наполовину. Не нужно преувеличивать ажиотаж. Кстати, очевидцы сообщают, что из зала Новой Оперы зрители массово уходили во время представления.

Цитата: Марина Гайкович
Накануне Курентзис провел генеральную репетицию оперы (лишним будет повторять, что при полном зале) и закрытую презентацию своих новых дисков, посвященных музыке Чайковского и Стравинского: «Весна священная», а также «Свадебка» и Скрипичный концерт Чайковского. Стравинский, безусловно, попадает в энергетическое, «наэлектризованное» творческое «я» маэстро, и эти записи, возможно, станут или уже стали эталонными – то есть теми, по которым будут прослеживать историю интерпретаций этих знаковых сочинений. Чего, пожалуй, не скажешь о концерте Чайковского, слишком здесь Курентзиса бросает в крайности, а скрипачка, открытая экспериментам (что для молодого исполнителя скорее плюс, чем минус) слишком доверилась дирижеру. Идея исполнить Чайковского на жильных струнах – но так, чтобы приблизить его к Стравинскому, потребовала искусственных находок, так что больше это исполнение походит на цирк.

Обозревателя тоже бросает в крайности, раз она называет Курентзиса эталоном.

Цитата: Марина Гайкович
Моцарт – другое дело. Увлеченность, драйв, внимание к линии, к деталям, уже известные по представлению первых двух опер трилогии Да Понте, не потерялись и здесь. Более того – в каком-то смысле даже умножились. Режиссерская идея Валентины Карраско, участницы знаменитой театральной группы La Furadels Baus, считывалась в первые 15 минут (общество зажатых, закомплексованных, «мертвых» людей сжирает единственного свободного и «живого») и далее никак не развивалась, поэтому можно было смело смотреть другое представление – в оркестровой яме. Здесь все очень интересно: можно сочувствовать скрипачам, которые играют стоя (чтобы не расслаблялись – в прямом смысле слова, так выше концентрация), разглядывать старинные духовые, наблюдать за исполнителем на клавикордах и, конечно, за самим маэстро, за тем, как энергия рук, энергия тела творит чистую моцартовскую линию. От солистов Курентзис требует практически инструментального звучания (особенно заметно это у Надежды Павловой – Донны Анны), так что в конце концов понимаешь, что слушаешь не оперу – симфонию «Дон Жуан», где главная партия отдана лирическому главному герою: кажется, все выходы Дон Жуана Курентзис наделяет особой теплотой, даже нежностью, отождествляя его с самым главным – способностью влюбляться, что, видимо, и значит – жить.

Всё очень поэтично описано, но это не Моцарт.
Che mai sento!

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #227 : Февраль 16, 2016, 12:15:59 »
.....
Всё очень поэтично описано, но это не Моцарт.
Papataci, а собственно, почему это не Моцарт?

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #228 : Февраль 16, 2016, 21:22:32 »
.....
Всё очень поэтично описано, но это не Моцарт.
Papataci, а собственно, почему это не Моцарт?

Для меня лучшая запись "Дон Жуана" - 1985 г. с Караяном. По-моему, Моцарт возвышенный и более академический композитор, а не хулиган (Россини, на которого Моцарт сильно повлиял, куда более хулиганистый композитор) и не рокер. И ещё мне не нравится звучание так называемых аутентичных инструментов. И загнанные темпы не нравятся. И постановка - примитивная режопера, это тоже не Моцарт. Моцарт лучше и интереснее того, что сделали с ним в Перми.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #229 : Февраль 16, 2016, 21:23:02 »
Люди и манекены

Сергей Бирюков

В Пермской опере попытались разгадать загадку Дон Жуана

http://www.trud.ru/article/16-02-2016/1334266_ljudi_i_manekeny.html
Che mai sento!

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #230 : Февраль 16, 2016, 23:23:13 »
...По-моему, Моцарт возвышенный и более академический композитор, а не хулиган...
Это Моцарт то не хулиган?! Вы как-нибудь найдите и прочитайте его письма. Они и у нас издавались в русском переводе, например, изд. "Аграф", 2000 г., 448 с. А в 2006 г. в издательстве "Международные отношения" вышел толстый том полного собрания дошедших до нас писем Моцарта:

Рискну привести некоторые цитаты, хотя опасаюсь, как бы вы за это меня не забанили, потому что так нелюбимые вами слова: задница, жопа, дерьмо, говно встречаются там весьма часто. Вот что например, пишет Моцарт своему отцу 8 ноября 1780 года: «От Вассербурга думал я всерьёз, что не довезти мне моей задницы до Мюнхена! Она совершенно опухла и была, по-видимому, огненно-красной. Целых две станции ехал я, опершись руками на сиденье и держа задницу на весу». На что Леопольд Моцарт отвечает сыну: «Как ужасно почтовая карета разбивает бедную жопу, я однажды почувствовал на собственной шкуре... почтовой каретой уж точно больше никогда не поеду: мои сливовые косточки мне дороже».
Надеюсь, вы догадываетесь, что отец Моцарта подразумевает под словами "мои сливовые косточки".
А вот какие выражения композитор употребляет в письме к своей аугсбургской кузине Анне Марии Текле Моцарт: «Комплименты сочинять, сургучом зад заливать, руки целовать, задницей как из ружья стрелять, вас целовать, сзади и спереди клистировать, и все долги до мелочи возвращу, ветры звонкие подпущу, а может кое-что и оброню». Или вот еще: «…целую ваши руки, ваше лицо, ваши колени и вашу — — словом, все, что вы разрешите мне поцеловать».

А вы говорите: не хулиган!




Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #231 : Февраль 16, 2016, 23:39:07 »
Да, чуть не забыл, на одной из репетиций оперы произошла вот такая забавная история. Моцарта не устроило то, как исполнительница партии Церлины отреагировала на предложение — как можно предположить, слишком откровенное, — которое сделал ей на балу Дон-Жуан. Композитор подошел к героине и сам сказал ей что-то эдакое, при этом шлепнув ее. В ответ он получил от нее пинок, на что удовлетворенно сказал, что такая реакция гораздо натуральнее и теперь ее игра ему нравится.

(Источник: статья Генри У. Саймона (в переводе А. Майкапара) на сайте Бельканто: http://www.belcanto.ru/juan.html)

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #232 : Февраль 18, 2016, 13:42:35 »
Наталья Зимянина

https://www.facebook.com/natalya.zimyanina/posts/709594149177636?pnref=story

Я ничего не написала в ФБ о спектакле «Дон Жуан» Пермского театра на «Золотой Маске», т.к. долго сидела над материалом для «Новой», сравнивая два первых спектакля: чудовищную «Пиковую даму» Самары и курентзисовского «Дона Жуана». Их как будто специально поставили рядом. И я попыталась рассуждать о том, для какого зрителя «Маска» и каким критериям соответственно должны отвечать ее спектакли. Да, вот так претенциозно.

Я поражена положительным откликам на «Пиковую». Я не могу видеть в них ничего другого, как только не вполне объяснимый для меня расчет. С другой стороны, в рецензиях на «ДЖ» преобладает какое-то ворчанье, будто спектакль не доставил публике никакого удовольствия.

Хотя публика и вправду была какая-то снулая. Позорно не аплодировала артистам после арий, не отреагировала на ввалившуюся в зал толпу разгильдяев, направлявшихся через весь партер на сцену на пир к Дон Жуану. Я подумала, что, может быть, в те дни все так обалдели от сноса ларьков-павильнов-киосков? Председатель жюри Юрий Иванович Лаптев, говорят, повозмущался, как такое можно привозить. В общем, ребята, мы в большой яме.

Сама же я, во-первых, жду своей публикации (из «Новой» забрала); во-вторых, иду 6 марта на кинопоказ пермского «Дон Жуана», чтобы разглядеть в деталях – с 17-го ряда не очень-то было видно. Надеюсь еще раз получить большое удовольствие.
___________________________________

По поводу положительных отзывов на "Пиковую" - речь случайно не о той же статье Поспелова, в которой Кирилл Чернышов увидел иронию, а я без его помощи не увидела? :))

Что касается уровня "Золотой Маски", то пусть её дадут не унылому (сужу по отзывам коллег-форумчан) спектаклю "ПД" из Самарского театра и не вторичной режопере (идея с манекенами уже была использована для "Дон Жуана"; а шутки ниже пояса и прочие пошлости на уровне восприятия подростков, хотя и веселят публику, но их не нужно выдавать за изобретательность постановщика), а, например, европейской в лучшем смысле этого слова "Ромео и Джульетте" в НО.
Che mai sento!

Оффлайн Кирилл Чернышов

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 483
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #233 : Февраль 18, 2016, 14:37:27 »
Что касается уровня "Золотой Маски", то пусть её дадут не унылому (сужу по отзывам коллег-форумчан) спектаклю "ПД" из Самарского театра и не вторичной режопере (идея с манекенами уже была использована для "Дон Жуана"; а шутки ниже пояса и прочие пошлости на уровне восприятия подростков, хотя и веселят публику, но их не нужно выдавать за изобретательность постановщика), а, например, европейской в лучшем смысле этого слова "Ромео и Джульетте" в НО.

Я все-таки больше ставлю на "Сатьяграху" - кстати, интересно, что будет написано о ней. В Екб не все дежурные по опере летали, увы - а было надо.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #234 : Февраль 18, 2016, 23:41:49 »
reznikers1
Mozart: Don Giovanni / Пермский театр оперы, 12.02.2016

Фестиваль "Золотая маска"

Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
на сцене театра «Новая опера»

Дирижер - Теодор Курентзис
Режиссер - Валентина Карраско (Аргентина)
Художник по костюмам - Мета Бронски (Германия)
Художник по свету - Петер ван Прает (Бельгия)
Сценография - Эстерина Зарилло, Валентина Карраско
Хормейстер - Виталий Полонский

Дон Жуан - Симоне Альбергини (Италия)
Командор - Мика Карес (Финляндия)
Донна Анна - Надежда Павлова
Донна Эльвира - Наталья Кириллова
Дон Оттавио - Борис Рудак
Лепорелло - Гвидо Локонсоло (Италия)
Церлина - Фани Антонелу (Греция / Германия)
Мазетто - Виктор Шаповалов (Россия/ Франция)

Хор и оркестр musicAeterna

Прошлая неделя прошла у меня под знаком Курентзиса. Во вторник была "Ночь с Курентзисом" в Noor Bar, на которой были представлены его новые альбомы: скрипичный концерт Чайковского с Копачинской, "Свадебка" и "Весна Священная" Стравинского. Послушали отрывки из этих записей, а также сравнили с другими записями: скрипичный концерт с Ойстрахом/Рождественским, "Весна Священная" под управлением Булеза. Было много интересных разговоров под общим заглавием "Почему важно исполнять музыку, которая была исполнена до этого миллион раз?"( https://www.facebook.com/events/1044483978948705/). А в пятницу состоялось главное событие. Пермский театр оперы приехал в Москву для показа "Дон Жуана" Моцарта на фестивале "Золотая маска". Постановка "Дон Жуана" завершает "Трилогию Моцарта — Да Понте в Перми".

Я уже видел запись этого спектакля по трансляции в 2014 году. Состав на Маску приехал почти аналогичный. Поменялся только Мазетто с Юрия Кисина на более слабого Виктора Шаповалова.

У спектакля есть эпиграф: Франсиско Гойя - "Сон разума рождает чудовищ". А перед увертюрой через колонки звучат фрагменты стихов Хорхе Манрике "Проснись, о, спящая душа и разум дремлющий".

Режиссер Валентина Карраско (участница каталонской группы "La Fura dels Baus") противопоставляет в спектакле единственного живого (свободного) Дон Жуана со всеми остальными людьми, которые являются заложниками различных комплексов, положений в обществе и др. (метафора манекенов - все герои носят кусочки бандажей, которые их в чем то ограничивают). Дон Жуан помогает людям раскрепоститься, превратить манекенов в живых людей. Например, Церлина после встречи с Дон Жуаном (La ci darem la mano) открывает для себя новый мир, и уже сама пытается изменить Мазетто, но он непреклонно надевает обратно снятый бандаж. Некоторым людям не только не дано выйти из запрограммированной системы, но они сами будут её поддерживать до конца. Во вступлении (на видео проекции) мы видим, что Дон Жуан сам превращается в человека из манекена, который упал на сцену с потолка. Вспоминается название спектакля по мотивам оперы "Повесть о настоящем человеке" Прокофьева в постановке Дмитрия Бертмана в Геликон опере - "Упавший с неба". Вот и у Карраско Дон Жуан магическим образом появляется в этом сюрреалистическом пространстве. Но энергии Дон Жуана в определенный момент наступает конец. Общество восстанавливает нарушенный баланс. В финале толпа манекенов "проглатывает" Дон Жуана. После этого идет секстет основных героев, в котором они рассказывают свои будущие планы, нерешительно разбредаясь по сцене. С уходом Дон Жуана они потеряли что-то очень важное.

Карраско, выступая и в роли сценографа, захламляет всю сцену манекенами, маниакально привязываясь к своей главной идее. Бесконечные манекены после нескольких поверхностных мизансцен надоедают, и до конца спектакль смотришь по инерции. Кстати, предыдущие два спектакля из трилогии тоже были проходные. Теодор Курентзис никому не дает отнять у него пальму первенства.

http://reznikers1.livejournal.com/100513.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 197
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #235 : Февраль 19, 2016, 10:22:17 »
Конструктивистские ископаемые

Татьяна Кузнецова о неизвестном Шостаковиче на фестивале «Золотая маска»

Опера "Оранго" и балет "Условно убитый" Пермского театра оперы и балета стали сенсацией еще до выхода на публику. Во-первых, это абсолютные мировые премьеры: они никогда не ставились на сцене. Но главное — о существовании этой музыки еще недавно не подозревали не только меломаны, но и музыковеды

http://kommersant.ru/doc/2912908
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 637
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #236 : Февраль 19, 2016, 15:44:26 »
Что касается уровня "Золотой Маски", то пусть её дадут не унылому (сужу по отзывам коллег-форумчан) спектаклю "ПД" из Самарского театра и не вторичной режопере (идея с манекенами уже была использована для "Дон Жуана"; а шутки ниже пояса и прочие пошлости на уровне восприятия подростков, хотя и веселят публику, но их не нужно выдавать за изобретательность постановщика), а, например, европейской в лучшем смысле этого слова "Ромео и Джульетте" в НО.

Я все-таки больше ставлю на "Сатьяграху" - кстати, интересно, что будет написано о ней. В Екб не все дежурные по опере летали, увы - а было надо.

Зачем летать, когда её привезли, причём по божеским ценам (у меня 5 ряд партера 1500). Так что дежурные по опере собираются посетить.  :D

Оффлайн Кирилл Чернышов

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 483
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #237 : Февраль 19, 2016, 16:12:59 »
Что касается уровня "Золотой Маски", то пусть её дадут не унылому (сужу по отзывам коллег-форумчан) спектаклю "ПД" из Самарского театра и не вторичной режопере (идея с манекенами уже была использована для "Дон Жуана"; а шутки ниже пояса и прочие пошлости на уровне восприятия подростков, хотя и веселят публику, но их не нужно выдавать за изобретательность постановщика), а, например, европейской в лучшем смысле этого слова "Ромео и Джульетте" в НО.

Я все-таки больше ставлю на "Сатьяграху" - кстати, интересно, что будет написано о ней. В Екб не все дежурные по опере летали, увы - а было надо.

Зачем летать, когда её привезли, причём по божеским ценам (у меня 5 ряд партера 1500). Так что дежурные по опере собираются посетить.  :D

Ну премьера-то давно была - я летал в прошлом ноябре. Билет купить не успел - так что, может, еще смотаюсь.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #238 : Февраль 23, 2016, 23:58:38 »
Пишет Слава (_arlekin_ )
2016-02-23 23:43:00

"Оранго" и "Условно убитый" Д.Шостаковича, реж. Алексей Мирошниченко, дир. Теодор Курентзис

http://users.livejournal.com/_arlekin_/3295819.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #239 : Февраль 24, 2016, 10:30:41 »
Моцартиана, или бег на месте
23.02.2016

Александр МАТУСЕВИЧ

http://portal-kultura.ru/articles/opera/129213-motsartiana-ili-beg-na-meste/

«Золотая маска» представила «Дон Жуана» из Пермской оперы.

Событием номер один на нынешней «Маске», «единственно заслуживающим внимания», по мнению столичной «просвещенной публики», является, конечно же, визит пермского Оперного театра во главе с Теодором Курентзисом. Что может быть прекраснее, изысканнее и прогрессивнее, нежели аутентичный Моцарт, исполненный неистовым греком, да еще и в стильном европейском прочтении от одной из участниц каталонской группы La Fura dels Baus?

Однако спектакль, показанный в Москве, разочаровал многих. Постановка аргентинки Валентины Карраско неприятно поразила одномерностью и тривиальностью, не говоря уже о возведенном в абсолют антиэстетизме: ее «Дон Жуан» – это очередной рассказ о примате индивидуалистической свободы, понимаемой как вседозволенность и асоциальность, о противостоянии «харизматичного» героя тупому быдлу (проще говоря, народу) – словом, ничего нового. Внешний облик этого предсказуемого действа строится на противопоставлении живинок свободы, выраженных зеленым пиджаком Дона Жуана или трусами Церлины, господству обыденности, серости и тоталитаризма. За их воплощение у Карраско отвечают многочисленные ортопедические приспособления, поочередно сковывающие то одних, то других персонажей, а также невероятное количество голых пластмассовых манекенов, которыми буквально завалена сцена все два акта. Ну и, конечно, не обошлось без гей-тусовки в финале первого акта (свадьба Церлины и Мазетто) – даже страшно представить, как прогрессивная режиссура могла бы по нынешним временам обойтись без вечно живого образа Кончиты Вурст.

Сию скучную и уродливую продукцию, наверное, можно было бы вынести ради моцартианства дирижера, который неутомимо пропагандирует шедевры зальцбургского гения. Однако, как назло, именно «Дон Жуан» удается Курентзису менее других моцартовских произведений: это уже как минимум третий вариант (после концертных исполнений в Московской филармонии и постановки в Большом), но назвать его успешным сложно. Маэстро выжимает по максимуму — что из аутентичного оркестра, что из певцов, но в итоге добивается монотонности и однообразия в чередовании противостоящих по характеру фрагментов. Результат неизбежный, когда автором музыкальной интерпретации движет концепция, а не живая эмоция. Оркестр на протяжении всего вечера звучит предельно жестко, колюче, в его игре много драйва, но мало собственно Моцарта.

С пением тоже получилось не совсем однозначно. Надежда Павлова (Анна) и Наталья Кириллова (Эльвира) в стремлении к аутентичности иной раз настолько перепианивали, что концы фраз оказывались съеденными. Более-менее распелись они лишь ко второму акту. Провальным оказался и Оттавио в исполнении Бориса Рудака, огорчившего грубым и не стильным пением. К тому же тенор совершенно не владеет колоратурой, отчего с хитовой арией «Il mio tesoro» откровенно не справляется. Гораздо успешнее оказались низкие мужские голоса: и Симоне Альбергини (Жуан), и Гвидо Локонсоло (Лепорелло), и Мика Карес (Командор) радовали ярким, выразительным и стилистически достоверным исполнением. Жаль только, опереться им было не на что. Моцартовского духа не чувствовалось ни в музыкальной интерпретации, ни в режиссерском прочтении. Словом, вся шумиха вокруг «пермских откровений» оказалась изрядно преувеличенной.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #240 : Февраль 25, 2016, 09:36:41 »
Процитированная выше статья Матусевича в целом совпадает с моими впечатлениями (с поправкой на то, что он смотрел спектакль в зале Новой оперы, а я в кинотеатре).
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #241 : Февраль 25, 2016, 09:37:39 »
Ответственность за целое
Пермский «Дон Жуан» на «Золотой Маске»

Мария Жилкина
Специальный корреспондент

http://www.operanews.ru/16022407.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 197
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #242 : Февраль 26, 2016, 10:30:53 »
Условно убитый

Текст: Анна Галайда 
 
Две недели спустя после московского показа моцартовского "Дон Жуана" Пермский театр оперы и балета показал на фестивале "Золотая маска" программу из двух произведений Шостаковича - "Оранго" и "Условно убитый".

http://m.rg.ru/2016/02/25/permskij-balet-pokazal-spektakl-na-neizvestnuiu-muzyku-shostakovicha.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 197
Главные спектакли «Золотой маски»

Выбор Юлии Бедеровой, Татьяны Кузнецовой и Ольги Федяниной

Национальный театральный фестиваль уже начался — в этом году он будет идти почти три месяца: ничего удивительного, и драма, и опера, и балет в последние годы демонстрируют впечатляющий жанровый и стилистический диапазон, да и география фестиваля расширяется постоянно. Несмотря на экономический кризис, "Маска" смогла сохранить и многочисленные внеконкурсные программы, оставшись не только главным местом конкуренции, но и главной "смотровой площадкой" для театров страны. Юлия Бедерова, Татьяна Кузнецова и Ольга Федянина представляют самые интересные конкурсные события "Золотой маски".

http://kommersant.ru/doc/2928410
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Раритеты Дмитрия Шостаковича в версии Курентзиса

http://newsmuz.com/news/2016/raritety-dmitriya-shostakovicha-v-versii-kurentzisa-36248
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Эллинский Моцарт
by Вадим ГАЕВСКИЙ • Мар 11, 2016

http://screenstage.ru/?p=4266
Che mai sento!

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 494
 И что же, никто не написал о вчерашнем спектакле - опере " Сатьяграха" Екатеринбургского театра?
:o
Я напишу вечером

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 494
   Театр оперы и балета, Екатеринбург

опера в 3-х действиях

Либретто: Филип Гласса и Констанс де Йонг на основе текстов «Бхагавадгиты»
Автор текста вокальных партий: Констанс де Йонг

Дирижер: Оливер фон Дохнаньи
Режиссер и сценограф: Тадэуш Штрасбергер
Художник по костюмам: Матти Ульрич
Художник по свету: Евгений Виноградов
Хормейстер-постановщик: Эльвира Гайфуллина
Приглашенный специалист по санскриту: Наталья Силкина
Видео-дизайнер: Илья Шушаров

Лучшая мужская роль Владимир Чеберяк

Очень необычный спектакль.
Музыка Филипа Гласса меня сначала раздражала  в приличной степени.  Это бесконечное повторение одного и того же, ну не знаю, кого это может ввести в медитативный транс. В зале в транс никто не впал.
Но потом я как-то попривыкла и даже подумала, что этой опере подходит такая музыка, особенно если учесть, что текст на санскрите. Но был такой момент, когда показалось, что всё, опера закончилась: нет действия, только музыка, мне просто хотелось что-то крикнуть, чтобы это прекратилось, музыка эта. Представьте себе, что кто-то играет хроматическую гамму восходящую, потом нисходящую. И так 30  раз. Мои соседки справа стали истерически смеяться.

Опера очень оригинальная сама по себе.  Текст - из Бхагаватгиты - священной книги индуизма, написанной на санскрите до нашей эры.
Но сюжет оперы - это история М. Ганди, история борьбы за свои права, но борьбы, отрицающей насилие.
Третья часть - это история Мартина Лютера Кинга, который был продолжателем этой философии. В этой части активно используются документальные кадры, т.е. в реальности мы слышим речи М. Лютера Кинга.
И вот, казалось бы, как это могло гармонично совместиться - такой текст и такой сюжет? Но получилось очень хорошо.
Вот хороший пример: вместо того чтобы взять классическую оперу, раскорёжить её, поломав все её смыслы, погрузить её в совершенно чуждую ей эпоху,
авторы решили высказаться на  важные для  них социально-политические темы, написав для этого свою оперу.

Поставлена опера очень эффектно. Много неожиданных режиссёрских решений, визуально - просто блестяще, недаром  у спектакля есть такая номинация - лучшая работа художника по свету Евгений Виноградов. Описать это невозможно,  это пиршество для глаза. Цветовое решение просто великолепное.
Например, там есть такая сцена, где индийцы читают газету, которую издаёт Ганди.  Актёры берут с пола очень большие белые листы бумаги,  напоминающие газеты  в развороте, как бы читают.  Но текст проецируется на задник, боковые занавесы и пр. Он  наплывает волнами. Очень эффектно.
Пели прилично.

Владимир Чеберяк  исполнял партию Ганди. Тембрально довольно приятный голос, сам он очень похож на Ганди,  но ничего выдающегося, на мой взгляд. Это я к тому, что он тоже номирован - лучшая мужская роль в опере.

В общем, очень запоминающийся спектакль, по-настоящему талантливый, но сердце моё он как-то не затронул.
Думаю, одну-две маски получит. Например, художник по свету.
Вспоминала прошлогодний спектакль Курентзиса ("Королева индейцев"), который получил Маску. Но он был глубже, талантливее, было ощущение, что это настоящее искусство, подлинное, редкое, событие.
В " Сатьяграхе" много рационального, идущего от ума. Ну и заметно, что опера написана 30 лет назад и очень вписана в то время. СЕйчас даже никто не говорит про непротивление злу насилием.




Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Бартоли, спасибо за впечатления!
Che mai sento!

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 494
Пожалуйста