Автор Тема: Книга "Большой театр: Золотые голоса"  (Прочитано 95438 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн zeffirelli

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 205
Re: Книга "Большой театр: Золотые голоса"
« Ответ #900 : Июль 06, 2017, 08:41:15 »
Это именно павильонная сьемка (извините за мягкий знак, твердого на клавиатуре не нашел). В БТ суд происходил под сценой, туда спускались жрецы, туда вели Радамеса. Да и элементы декораций здесь полностью отличются от того, что было в БТ. Я этот спектакль видел много раз.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 438
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Книга "Большой театр: Золотые голоса"
« Ответ #901 : Июль 15, 2017, 20:45:10 »
Видимо, одна из самых ранних записей М.П. Максаковой (1933 г.):

http://www.russian-records.com/details.php?image_id=44375

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 438
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Книга "Большой театр: Золотые голоса"
« Ответ #902 : Июль 29, 2017, 15:57:16 »
Сайт, посвящённый солистке Большого театра Елене Ивановне Шумиловой (1913-1994):
http://shumilova.info/

Пока заполнен в основном фотографиями и программками, по всей видимости, из домашнего архива.

Из статьи А. Лаврешникова:

 Елена Ивановна Шумилова родилась в городе Юж Ивановской области в рабочей семье. Дома часто звучала музыка, мать и сёстры обладали хорошими голосами. Да и в городе в тот период времени музыкально-общественная деятельность была поставлена широко: действовали самодеятельные народные хоры, оркестр.

Очарованная атмосферой искусства, Елена вдохновенно поет в домашних концертах, однако, выбирает вначале путь педагога начальной школы и оканчивает Ивановское педагогическое училище в 1932 году. Параллельно Шумилова занимается постановкой голоса с местным педагогом Н.И. Сперанским, впервые указавшим юной певице на возможность профессиональной певческой карьеры. В том же 32м году Иваново посетила столичная консерваторская комиссия. Был устроен смотр творческой молодежи. Голос и исполнение Е.И. серьезно заинтересовали комиссию, ей было предложено ехать в Москву.

Шумилова поступает в музыкальное училище при Московской консерватории, которое заканчивает 3 года спустя по классу В.П. Кацовой. В 1936 году Елена становится уже студенткой консерватории, где проходит курс у выдающегося вокального педагога Ксении Николаевны Дорлиак - среди её учениц - плеяда певиц, составивших славу отечественного вокального искусства Н.Л. Дорлиак, Е.Д. Кругликова, Т.Е. Талахадзе и др. Занятия в консерватории шли с большим успехом и увенчались присуждением золотой медали. 18 июня 1941 года имя Елены Шумиловой было занесено на мраморную доску выдающихся выпускников в Малом зале Московской консерватории.

Пройдя серьезный путь профессиональной подготовки, будучи студенткой 5го курса консерватории, Елена Ивановна дебютирует на главной музыкальной сцене страны - в Большом театре Союза ССР. Дебютные выступления состоялись в операх "Фауст" Ш.Гуно (партия Маргариты) и "Евгений Онегин" П.И. Чайковского (партия Татьяны) и прошли с большим успехом, закрепив юную певицу в труппе театра.

С началом войны певица активно включается в военно-шефскую работу, выезжает с концертными бригадами на фронт и параллельно участвует в работе Большого театра, эвакуированного в Куйбышев. В этот период времени особо выделяется работа певицы над образом юного патриота Джемми в опере "Вильгельм Телль" Россини. Широкий диапазон, безупречное владение всеми регистрами голоса, высокий профессионализм певицы с самых первых лет творческого пути позволяют ей исполнять весьма различные по вокальной фактуре партии: от более характерных для лирико-колоратурных голосов (Маргарита в "Фаусте" Гуно), лирических (Иоланта в одноименной опере Чайковского) до сугубо драматических партий (Купава "Снегурочка", Галька в одноимённой опере Монюшко) и даже характерных (Повариха в "Сказке о царе Салтане" Римского-Корсакова).

Большим свершением в творческой жизни певицы стало выступление в партии Ольги в опере "Псковитянка" Римского-Корсакова. Эта чудесная партия-роль нашла в лице Шумиловой практически идеальную исполнительницу. Безупречная вокальная линия, исключительно гибкая фразировка, тончайшее внимание к звучащему слову, эмоциональная взволнованность - вот комплекс качеств, сделавших это исполнение незабываемым. По счастью, замечательный спектакль ГАБТ СССР "Псковитянка" с участием выдающихся русских певцов А.С. Пирогова (Грозный), Г.М. Нэлеппа (Михайло Туча), Н.Ф. Щеголькова (Князь Токмаков) и Е.И. Шумиловой был записан на плёнку Всесоюзным радио в 1947 году под управлением С.С. Сахарова.

Яркой страницей в истории Большого театра второй половины 1940х годов было обращение его коллектива к шедеврам оперной литературы Восточной Европы - "Гальке" Монюшко и "Проданной невесте" Сметаны. Музыка этих опер полна особой мелодической прелести, своеобразной славянской теплоты. В обоих спектаклях Шумилова в очередь с Н.П. Соколовой (Галька) и Л.И. Масленниковой (Маженка) спела главные партии. За исполнение партии Маженки Е.И. Шумилова была удостоена в 1949 году Государственной (Сталинской) премии СССР. Запись "Проданной невесты", сделанная на радио в начале 50х годов, запечатлела замечательные образцы вокально-исполнительского искусства, данные Шумиловой, Нэлеппом, Щегольковым, Орфеновым.

Е.И. Шумилова очень любила концертные выступления. Артистка гастролировала и за рубежом: летом 1945 года она побывала во многих придунайских странах (Румыния, Венгрия, Чехословакия, Австрия и др.); в 1950 году Шумилова с группой артистов концертировала в ГДР.

18 сезонов, вплоть до 1959 года, Е.И. Шумилова была солисткой Большого театра, исполнив на его сцене и сцене Филиала свыше 20 партий классического русского, зарубежного, а также советского репертуара. Незадолго до ухода со сцены певица была удостоена звания Заслуженной артистки РСФСР. В те годы среди солистов театра было принято достаточно рано уходить на творческую пенсию, что помимо прочих причин несомненно говорит о высокой планке художественных требований, предъявлявшихся к артистам. Запись оперы "Сказка о царе Салтане", выполненная в конце 1950х гг, при участии Шумиловой в колоритной партии Поварихи является неповторимым историко-художественным документом и прекрасно демонстрирует отличную творческую и вокальную форму певицы в конце её сценической деятельности.

Завершив работу в театре, Е.И. Шумилова посвятила себя преподавательской работе, вначале в музыкально-педагогическом училище имени Гнесиных, а в 1977-94 гг. являлась профессором Московской консерватории. И здесь её творческий вклад трудно переоценить: в числе учениц Шумиловой Л.Казарновская, М.Мещерякова, сумевшие встать в ряд выдающихся певиц не только отечественной, но и мировой оперной сцены.

Фонографическое наследие Е.И. Шумиловой сравнительно невелико, о чем нельзя не сожалеть. Помимо вышеупомянутых 3 оперных комплектов в архивах Гостелерадиофонда, хранится также монтаж оперы Красева "Павлик Морозов", и, что особенно ценно, записи романсов Глинки, Чайковского, Рахманинова. В отличие от оперных записей певицы, записи камерного репертуара Е.И. Шумиловой менее известны широкому слушателю.
http://temnyjles.ru/Lavreshnikov/Shumil.shtml

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 438
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Книга "Большой театр: Золотые голоса"
« Ответ #903 : Июль 29, 2017, 16:34:42 »
Да, романсы в её исполнение - это замечательно. С удовольствием издал бы когда-нибудь её диск, но, думаю, что не судьба. Приведу, по крайней мере, список русских песен и романсов в исполнении Е.И. Шумиловой:

Отставала лебёдушка (рус. народная песня)
По небу по синему (рус. народная песня)
Булахов -  "Молчали листья, звёзды рдели"
Булахов - "Я очень ясно понимаю"
Булахов - "Не хочу, не хочу"
Булахов - "Свидание"
Варламов - "Благодарность"
Варламов - "Мне жаль тебя"
Варламов - "Будто солнышко из глаз"
Ржевская - "Поймёшь ли ты?"
Глинка - "Горько, горько мне"
Глинка - "Если вдруг средь радостей"
Даргомыжский - "Ты скоро меня позабудешь"
Дмитриев - "Воспоминание"
Римский-Корсаков - "Дева и солнце"
Римский-Корсаков - "Звонче жаворонка пенье"
Чайковский - "Забыть так скоро"
Чайковский - "И больно, и сладко"
Чайковский - "Лишь ты один"
Чайковский - "Уноси мое сердце"
Чайковский - "Усни, печальный друг"
Танеев - "Колыбельная"
Танеев - "Музыка"
Рахманинов - "Ночь"
Рахманинов - "О, не грусти по мне"
« Последнее редактирование: Июль 29, 2017, 16:46:38 от Максим »

Оффлайн Eugen B

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 421
Re: Книга "Большой театр: Золотые голоса"
« Ответ #904 : Июль 29, 2017, 21:43:23 »
Слов нет от восторга!!!! Это чудеснейшая певица с невероятно красивым голосом, богатым обертонами, слушать которую невероятное удовольствие. Жаль, что так мало записей.
Есть несколько патефонных пластинок, но опять где ж их взять
« Последнее редактирование: Июль 29, 2017, 22:37:32 от Eugen B »

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 438
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Книга "Большой театр: Золотые голоса"
« Ответ #905 : Июль 29, 2017, 22:54:39 »
Большинство записей не опубликованы. Мне с ней удалось впервые издать только две арии из опер Вебера "Волшебный стрелок" и "Оберон" и вариант "Псковитянки" (с Рейзеном/Небольсным).

Оффлайн Eugen B

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 421
Re: Книга "Большой театр: Золотые голоса"
« Ответ #906 : Июль 30, 2017, 10:56:23 »
В программках вместе с Шумиловой не мало пел тенор Марковский. Ни одной записи никогда не слышал, однако пел не мало. Что Вы знАете о нем?

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 438
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Книга "Большой театр: Золотые голоса"
« Ответ #907 : Июль 30, 2017, 11:34:50 »
В программках вместе с Шумиловой не мало пел тенор Марковский. Ни одной записи никогда не слышал, однако пел не мало. Что Вы знАете о нем?

Как это не слышали! Вспомните хорошенько.

Оффлайн Eugen B

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 421
Re: Книга "Большой театр: Золотые голоса"
« Ответ #908 : Июль 30, 2017, 20:33:26 »
Во Вражьей?

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 438
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Книга "Большой театр: Золотые голоса"
« Ответ #909 : Июль 30, 2017, 20:49:30 »
В живом фрагменте.

Оффлайн Eugen B

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 421
Re: Книга "Большой театр: Золотые голоса"
« Ответ #910 : Июль 30, 2017, 21:13:18 »
да понял. Спасибо. а еще?

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 438
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Книга "Большой театр: Золотые голоса"
« Ответ #911 : Июль 30, 2017, 22:04:06 »
Кажется, это всё, что издано с ним.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 438
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Книга "Большой театр: Золотые голоса"
« Ответ #912 : Август 11, 2017, 01:52:11 »
Опера "Галька" с 83-летним И.С. Козловским в партии Йонтека будет передаваться по "Орфею" 18 августа в 20.00:

20:00 Концертный зал радио «Орфей» К 100-летию со дня рождения Израиля Борисовича Гусмана.
С. Монюшко – опера «Галька». Исполнители – Елена Зименкова (сопрано), Марта Костюк (сопрано), Иван Козловский (тенор), Игорь Морозов (баритон), Олег Батурин (баритон), Борис Морозов (бас), Владимир Маторин (бас), Государственный академический русский хор СССР, Государственный академический симфонический оркестр Министерства культуры СССР, дирижер И. Гусман. Запись фирмы «Мелодия» 1984г.
 http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/broadcastingschedule?date=2017-08-18