Автор Тема: Книга "Большой театр: Золотые голоса"  (Прочитано 102158 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн zeffirelli

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 216
Re: Книга "Большой театр: Золотые голоса"
« Ответ #900 : Июль 06, 2017, 08:41:15 »
Это именно павильонная сьемка (извините за мягкий знак, твердого на клавиатуре не нашел). В БТ суд происходил под сценой, туда спускались жрецы, туда вели Радамеса. Да и элементы декораций здесь полностью отличются от того, что было в БТ. Я этот спектакль видел много раз.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Книга "Большой театр: Золотые голоса"
« Ответ #901 : Июль 15, 2017, 20:45:10 »
Видимо, одна из самых ранних записей М.П. Максаковой (1933 г.):

http://www.russian-records.com/details.php?image_id=44375

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Книга "Большой театр: Золотые голоса"
« Ответ #902 : Июль 29, 2017, 15:57:16 »
Сайт, посвящённый солистке Большого театра Елене Ивановне Шумиловой (1913-1994):
http://shumilova.info/

Пока заполнен в основном фотографиями и программками, по всей видимости, из домашнего архива.

Из статьи А. Лаврешникова:

 Елена Ивановна Шумилова родилась в городе Юж Ивановской области в рабочей семье. Дома часто звучала музыка, мать и сёстры обладали хорошими голосами. Да и в городе в тот период времени музыкально-общественная деятельность была поставлена широко: действовали самодеятельные народные хоры, оркестр.

Очарованная атмосферой искусства, Елена вдохновенно поет в домашних концертах, однако, выбирает вначале путь педагога начальной школы и оканчивает Ивановское педагогическое училище в 1932 году. Параллельно Шумилова занимается постановкой голоса с местным педагогом Н.И. Сперанским, впервые указавшим юной певице на возможность профессиональной певческой карьеры. В том же 32м году Иваново посетила столичная консерваторская комиссия. Был устроен смотр творческой молодежи. Голос и исполнение Е.И. серьезно заинтересовали комиссию, ей было предложено ехать в Москву.

Шумилова поступает в музыкальное училище при Московской консерватории, которое заканчивает 3 года спустя по классу В.П. Кацовой. В 1936 году Елена становится уже студенткой консерватории, где проходит курс у выдающегося вокального педагога Ксении Николаевны Дорлиак - среди её учениц - плеяда певиц, составивших славу отечественного вокального искусства Н.Л. Дорлиак, Е.Д. Кругликова, Т.Е. Талахадзе и др. Занятия в консерватории шли с большим успехом и увенчались присуждением золотой медали. 18 июня 1941 года имя Елены Шумиловой было занесено на мраморную доску выдающихся выпускников в Малом зале Московской консерватории.

Пройдя серьезный путь профессиональной подготовки, будучи студенткой 5го курса консерватории, Елена Ивановна дебютирует на главной музыкальной сцене страны - в Большом театре Союза ССР. Дебютные выступления состоялись в операх "Фауст" Ш.Гуно (партия Маргариты) и "Евгений Онегин" П.И. Чайковского (партия Татьяны) и прошли с большим успехом, закрепив юную певицу в труппе театра.

С началом войны певица активно включается в военно-шефскую работу, выезжает с концертными бригадами на фронт и параллельно участвует в работе Большого театра, эвакуированного в Куйбышев. В этот период времени особо выделяется работа певицы над образом юного патриота Джемми в опере "Вильгельм Телль" Россини. Широкий диапазон, безупречное владение всеми регистрами голоса, высокий профессионализм певицы с самых первых лет творческого пути позволяют ей исполнять весьма различные по вокальной фактуре партии: от более характерных для лирико-колоратурных голосов (Маргарита в "Фаусте" Гуно), лирических (Иоланта в одноименной опере Чайковского) до сугубо драматических партий (Купава "Снегурочка", Галька в одноимённой опере Монюшко) и даже характерных (Повариха в "Сказке о царе Салтане" Римского-Корсакова).

Большим свершением в творческой жизни певицы стало выступление в партии Ольги в опере "Псковитянка" Римского-Корсакова. Эта чудесная партия-роль нашла в лице Шумиловой практически идеальную исполнительницу. Безупречная вокальная линия, исключительно гибкая фразировка, тончайшее внимание к звучащему слову, эмоциональная взволнованность - вот комплекс качеств, сделавших это исполнение незабываемым. По счастью, замечательный спектакль ГАБТ СССР "Псковитянка" с участием выдающихся русских певцов А.С. Пирогова (Грозный), Г.М. Нэлеппа (Михайло Туча), Н.Ф. Щеголькова (Князь Токмаков) и Е.И. Шумиловой был записан на плёнку Всесоюзным радио в 1947 году под управлением С.С. Сахарова.

Яркой страницей в истории Большого театра второй половины 1940х годов было обращение его коллектива к шедеврам оперной литературы Восточной Европы - "Гальке" Монюшко и "Проданной невесте" Сметаны. Музыка этих опер полна особой мелодической прелести, своеобразной славянской теплоты. В обоих спектаклях Шумилова в очередь с Н.П. Соколовой (Галька) и Л.И. Масленниковой (Маженка) спела главные партии. За исполнение партии Маженки Е.И. Шумилова была удостоена в 1949 году Государственной (Сталинской) премии СССР. Запись "Проданной невесты", сделанная на радио в начале 50х годов, запечатлела замечательные образцы вокально-исполнительского искусства, данные Шумиловой, Нэлеппом, Щегольковым, Орфеновым.

Е.И. Шумилова очень любила концертные выступления. Артистка гастролировала и за рубежом: летом 1945 года она побывала во многих придунайских странах (Румыния, Венгрия, Чехословакия, Австрия и др.); в 1950 году Шумилова с группой артистов концертировала в ГДР.

18 сезонов, вплоть до 1959 года, Е.И. Шумилова была солисткой Большого театра, исполнив на его сцене и сцене Филиала свыше 20 партий классического русского, зарубежного, а также советского репертуара. Незадолго до ухода со сцены певица была удостоена звания Заслуженной артистки РСФСР. В те годы среди солистов театра было принято достаточно рано уходить на творческую пенсию, что помимо прочих причин несомненно говорит о высокой планке художественных требований, предъявлявшихся к артистам. Запись оперы "Сказка о царе Салтане", выполненная в конце 1950х гг, при участии Шумиловой в колоритной партии Поварихи является неповторимым историко-художественным документом и прекрасно демонстрирует отличную творческую и вокальную форму певицы в конце её сценической деятельности.

Завершив работу в театре, Е.И. Шумилова посвятила себя преподавательской работе, вначале в музыкально-педагогическом училище имени Гнесиных, а в 1977-94 гг. являлась профессором Московской консерватории. И здесь её творческий вклад трудно переоценить: в числе учениц Шумиловой Л.Казарновская, М.Мещерякова, сумевшие встать в ряд выдающихся певиц не только отечественной, но и мировой оперной сцены.

Фонографическое наследие Е.И. Шумиловой сравнительно невелико, о чем нельзя не сожалеть. Помимо вышеупомянутых 3 оперных комплектов в архивах Гостелерадиофонда, хранится также монтаж оперы Красева "Павлик Морозов", и, что особенно ценно, записи романсов Глинки, Чайковского, Рахманинова. В отличие от оперных записей певицы, записи камерного репертуара Е.И. Шумиловой менее известны широкому слушателю.
http://temnyjles.ru/Lavreshnikov/Shumil.shtml

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Книга "Большой театр: Золотые голоса"
« Ответ #903 : Июль 29, 2017, 16:34:42 »
Да, романсы в её исполнение - это замечательно. С удовольствием издал бы когда-нибудь её диск, но, думаю, что не судьба. Приведу, по крайней мере, список русских песен и романсов в исполнении Е.И. Шумиловой:

Отставала лебёдушка (рус. народная песня)
По небу по синему (рус. народная песня)
Булахов -  "Молчали листья, звёзды рдели"
Булахов - "Я очень ясно понимаю"
Булахов - "Не хочу, не хочу"
Булахов - "Свидание"
Варламов - "Благодарность"
Варламов - "Мне жаль тебя"
Варламов - "Будто солнышко из глаз"
Ржевская - "Поймёшь ли ты?"
Глинка - "Горько, горько мне"
Глинка - "Если вдруг средь радостей"
Даргомыжский - "Ты скоро меня позабудешь"
Дмитриев - "Воспоминание"
Римский-Корсаков - "Дева и солнце"
Римский-Корсаков - "Звонче жаворонка пенье"
Чайковский - "Забыть так скоро"
Чайковский - "И больно, и сладко"
Чайковский - "Лишь ты один"
Чайковский - "Уноси мое сердце"
Чайковский - "Усни, печальный друг"
Танеев - "Колыбельная"
Танеев - "Музыка"
Рахманинов - "Ночь"
Рахманинов - "О, не грусти по мне"
« Последнее редактирование: Июль 29, 2017, 16:46:38 от Максим »

Оффлайн Eugen B

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 428
Re: Книга "Большой театр: Золотые голоса"
« Ответ #904 : Июль 29, 2017, 21:43:23 »
Слов нет от восторга!!!! Это чудеснейшая певица с невероятно красивым голосом, богатым обертонами, слушать которую невероятное удовольствие. Жаль, что так мало записей.
Есть несколько патефонных пластинок, но опять где ж их взять
« Последнее редактирование: Июль 29, 2017, 22:37:32 от Eugen B »

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Книга "Большой театр: Золотые голоса"
« Ответ #905 : Июль 29, 2017, 22:54:39 »
Большинство записей не опубликованы. Мне с ней удалось впервые издать только две арии из опер Вебера "Волшебный стрелок" и "Оберон" и вариант "Псковитянки" (с Рейзеном/Небольсным).

Оффлайн Eugen B

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 428
Re: Книга "Большой театр: Золотые голоса"
« Ответ #906 : Июль 30, 2017, 10:56:23 »
В программках вместе с Шумиловой не мало пел тенор Марковский. Ни одной записи никогда не слышал, однако пел не мало. Что Вы знАете о нем?

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Книга "Большой театр: Золотые голоса"
« Ответ #907 : Июль 30, 2017, 11:34:50 »
В программках вместе с Шумиловой не мало пел тенор Марковский. Ни одной записи никогда не слышал, однако пел не мало. Что Вы знАете о нем?

Как это не слышали! Вспомните хорошенько.

Оффлайн Eugen B

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 428
Re: Книга "Большой театр: Золотые голоса"
« Ответ #908 : Июль 30, 2017, 20:33:26 »
Во Вражьей?

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Книга "Большой театр: Золотые голоса"
« Ответ #909 : Июль 30, 2017, 20:49:30 »
В живом фрагменте.

Оффлайн Eugen B

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 428
Re: Книга "Большой театр: Золотые голоса"
« Ответ #910 : Июль 30, 2017, 21:13:18 »
да понял. Спасибо. а еще?

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Книга "Большой театр: Золотые голоса"
« Ответ #911 : Июль 30, 2017, 22:04:06 »
Кажется, это всё, что издано с ним.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Книга "Большой театр: Золотые голоса"
« Ответ #912 : Август 11, 2017, 01:52:11 »
Опера "Галька" с 83-летним И.С. Козловским в партии Йонтека будет передаваться по "Орфею" 18 августа в 20.00:

20:00 Концертный зал радио «Орфей» К 100-летию со дня рождения Израиля Борисовича Гусмана.
С. Монюшко – опера «Галька». Исполнители – Елена Зименкова (сопрано), Марта Костюк (сопрано), Иван Козловский (тенор), Игорь Морозов (баритон), Олег Батурин (баритон), Борис Морозов (бас), Владимир Маторин (бас), Государственный академический русский хор СССР, Государственный академический симфонический оркестр Министерства культуры СССР, дирижер И. Гусман. Запись фирмы «Мелодия» 1984г.
 http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/broadcastingschedule?date=2017-08-18

Оффлайн Eugen B

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 428
Re: Книга "Большой театр: Золотые голоса"
« Ответ #913 : Август 21, 2017, 20:30:19 »
Записал ли кто-нибудь? Поделитесь, пожалуйста

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Книга "Большой театр: Золотые голоса"
« Ответ #914 : Август 28, 2017, 22:55:22 »
Был в Большом театре до войны бас Иван Алексеевич Сердюков (1886 - кон. 1940-х). Знаю его только по одной записи - партии Орлика в сцене из "Мазепы" с А.П. Ивановым 1940 г. Правда, на пластинке фирмы "Мелодия" он указан неправильно как "А. Сердюков" (http://records.su/image/comment/33183).

О нём больше ничего не слышал, кроме анекдота, который рассказывает И.И. Петров в своих мемуарах: "Был у нас бас Сердюков, обладавший зычным голосом. Он пел такие характерные партии, как Малюту в "Царской невесте". Но часто путал слова, и путал так, что все актеры и публика не могли сдержать смех. Однажды он вышел и спел: "Григорий, где же крестница тво... моя?" Потом, обращаясь к опричникам, объяснял: "Любовница Грязного. Мы из Каширы увезли ее. Коса, как искры, и глаза до пяток"".

Но вот случайно наткнулся на воспоминания С.В. Рацевича, узника Гулага, и прочитал про трагическую судьбу И.А. Сердюкова:

    "Через несколько дней после премьеры "Жрицы огня" (оперетта Н. Валентинова - М.) в состав театра был принят бас Большого театра Иван Сердюков, осужденный за то, что попал в оккупационную немцами зону под Москвой. По словам Сердюкова, которому к тому времени было за шестьдесят, он до революции выступал вместе с Шаляпиным.
       С большим вниманием, тепло и сердечно встретили жители Соцгородка выступление Сердюкова на очередном концерте культбригады. Артист покорил слушателей музыкальностью и культурой исполнения, приятным бархатным басом, отличным мастерством и техникой передачи оперных арий и таких популярных произведений, как "Элегия" Массне и "Заздравный кубок" Бетховена (возможно, имеется в виду "Шотландская застольная" - М.).
       Наличие в нашем театре оперных певцов: А. Леман, Е. Коган, В. Тихонова, С. Сахарова, П. Горского, А. Шаховцева позволило художественному совету говорить о постановке несложных опер.
       Вначале взяли популярную, но не очень сложную оперу Верди "Травиата" с такими исполнителями главных ролей: Виолетта - А. Леман, Альфред - А. Шаховцев, Жермон - П. Горский, доктор - И. Сердюков.
       Не так то легко было перестроиться с оперетточного жанра на оперный. За исключением трех-четырех музыкантов, никто не играл в симфонических оркестрах, никогда не сопровождал оперные спектакли. Больше всего выкручиваться приходилось дирижеру оркестра Поль Марселю. Имея в своем распоряжении пятнадцать музыкантов, он должен был добиться оперного звучания оркестра, в котором отсутствовали такие необходимые инструменты, как скрипка-альт, контрабас, вторая виолончель, а у духовиков - фагот, флейта, валторна, бас. Очень кстати в театр приняли таллинскую пианистку Пипенберг, которую сразу же ввели в состав оркестра. Нуждался в пополнении и хор, в который мобилизовали всех свободных вокалистов и даже драматических актеров, имевших голос и слух.
       Погрешностей в исполнении "Травиаты" оказалось немало, но, тем не менее, опера понравилась, Зрители с наслаждением слушали пение А. Леман и П. Горского, любовались темпераментными испанскими танцами в постановке балетмейстера Брауземана и с неослабевающим вниманием слушали чарующую музыку Верди.
       Теплый прием "Травиаты" позволил коллективу театра и дальше дерзать в области оперного искусства. По рекомендации Сердюкова, взялись за постановку оперы "Русалка" Даргомыжского. Печатные программки в типографии вовремя не заказали и мне пришлось на первых показах оперы стать комментатором - рассказывать о творчестве Даргомыжского, знакомить зрителей с содержанием оперы и играющими актерами.
       Перед первым показом оперы, уже готовый к своему выступлению, я зашел в гримировочную. Все участники тщательно накладывали себе грим и только одетый в лохмотья Сердюков, играющий роль мельника, ничего не делал, скучая, разглядывал себя в зеркало. Естественно я поинтересовался, почему он себя не гримирует, на что получил поразивший не только меня, но и всех присутствующих ответ:
       - Я не умею гримироваться...
       - Не может быть, Иван Алексеевич, - вырвалось у меня, - вы пели с Шаляпиным, а Шаляпин не только сам прилично гримировался, но и охотно учил других певцов и актеров этому искусству.
       - Ну, то Шаляпин, а то мы... Не надо сравнивать... Нас обычно гримировал театральный парикмахер.
       Долго раздумывать не было времени. Я сбросил с себя фрак, засучил рукава сорочки и принялся гримировать Сердюкова. Приходилось очень спешить. В зале раздался первый звонок. Как на зло попалась коробка с со старым, засохшим и грязным гримом. Спасибо, выручила своим комплектом гримировальных карандашей уже загримированная Леман.
       Пришел недовольный чем-то Баранов. Увидав, что я не успеваю загримировать Сердюкова, стал упрекать меня в бездеятельности, что по моей вине задерживается начало спектакля. Это меня возмутило:
       - Скажите спасибо, что я по собственной инициативе зашел в гримерочную. Мог по третьему звонку занять свое место на кафедре перед сценой. Кто тогда гримировал бы Ивана Алексеевича? Прежде, чем набрасываться, разберитесь, в чем дело. Лучше задержите начало на пять-десять минут. Все равно, пока мельник не будет готов, начинать оперу нельзя.
       Баранов молча выслушал мой довольно резкий ответ и вышел из гримерочной. Ровно через пятнадцать минут он опять зашел в гримерочную и, увидав неузнаваемо загримированного Сердюкова в сложном образе сумасшедшего старика-мельника, засиял от удовольствия и, как ни в чем не бывало, деликатно спросил:
       - Теперь можно начинать спектакль?
       Cпектакль начался и надо сказать произвел неизгладимое впечатление не только на зрителей, но и на нас актеров. Может быть мы, как более искушенные в искусстве, сильнее почувствовали всю отточенную и филигранную отделку звука у Сердюкова в каждой музыкальной фразе. Сердюков не только отлично справился с трудной партией мельника, но и обнаружил незаурядные актерские данные. Теперь нас не надо было убеждать, что такой актер действительно мог дублировать Шаляпина в "Русалке" на прославленной оперной сцене в Москве. Опера имела несомненный шумный успех у зрителей.
       Следующей оперой, которую мы готовили к постановке, должен был стать "Севильский цирюльник". Но постановка была сорвана из-за отъезда из Вятлага дирижера нашего оркестра Поля Марселя, освободившегося из заключения в связи с окончанием срока, определенного судом. Уже в его отсутствие поставили несколько сцен из оперы Гуно "Фауст" и на этом постановка оперных спектаклей закончилась. Кроме того, в "Фаусте" нас и публику разочаровал Сердюков. У всех сложилось впечатление, что роль Мефистофеля он до конца не выучил и поэтому играл из рук вон плохо. Уже после моего освобождения из лагеря, Сердюков, имевший восемь лет заключения, ещё оставался в театре. Свободы он так и не дождался. Отчего-то заболел и умер в Пятом лагпункте".
http://lit.lib.ru/r/racewich_a_c/text_0340.shtml

Оффлайн Eugen B

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 428
Re: Книга "Большой театр: Золотые голоса"
« Ответ #915 : Август 29, 2017, 13:32:21 »
Ужасно.
кстати, есть ли все же запись того спектакля Бориса из которого помещена сцена с Рангони и вообще что это за спектакль? кто там еще пел? именно в этом спектакле. спасибо
И ария Мазепы в исп. А.Иванова на пластинке 78 об. и фрагмент из Мазепы на виниле одно и то же или разные записи? или из этой серии? спасибо
« Последнее редактирование: Август 29, 2017, 14:27:27 от Eugen B »

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Книга "Большой театр: Золотые голоса"
« Ответ #916 : Август 29, 2017, 18:44:58 »
"Борис" целиком не попадался. Арии из "Мазепы", вероятно, разные, т. к. одна запись была сделана пластинку, а другая - на тонфильм. Помимо этой сцены есть продолжение - сцена Марии и Мазепы с Ал. Ивановым и А. Бышевской (до сих пор не издана).

Оффлайн Eugen B

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 428
Re: Книга "Большой театр: Золотые голоса"
« Ответ #917 : Август 29, 2017, 19:51:44 »
Потрясающе! В том же 1939 году еще серия записей из Мазепы со Штейнбергом

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Книга "Большой театр: Золотые голоса"
« Ответ #918 : Август 29, 2017, 19:55:33 »
Плач матери с Максаковой (на пластинке) и Полтавский бой (который мы издали на сольнике Штейнберга).

Оффлайн Eugen B

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 428
Re: Книга "Большой театр: Золотые голоса"
« Ответ #919 : Август 29, 2017, 21:03:12 »
Есть ли запись Шумиловой из Тангейзера?Спасибо
« Последнее редактирование: Август 29, 2017, 21:12:30 от Eugen B »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Книга "Большой театр: Золотые голоса"
« Ответ #920 : Август 29, 2017, 23:08:46 »
Был в Большом театре до войны бас Иван Алексеевич Сердюков (1886 - кон. 1940-х). Знаю его только по одной записи - партии Орлика в сцене из "Мазепы" с А.П. Ивановым 1940 г. Правда, на пластинке фирмы "Мелодия" он указан неправильно как "А. Сердюков" (http://records.su/image/comment/33183).

О нём больше ничего не слышал, кроме анекдота, который рассказывает И.И. Петров в своих мемуарах....

Но вот случайно наткнулся на воспоминания С.В. Рацевича, узника Гулага, и прочитал про трагическую судьбу И.А. Сердюкова:
...

Большой театр занялся оцифровкой и исследованием своих архивов http://www.bolshoi.ru/about/press/articles/none/ABBY-Bolshoi-history/
Может, что-то и про И. Сердюкова найдут и опубликуют.
Che mai sento!

Оффлайн Eugen B

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 428
Re: Книга "Большой театр: Золотые голоса"
« Ответ #921 : Август 29, 2017, 23:45:14 »
Точно ли в фильме Демон с Отсом и Лемешевым поет Кашеварова? похоже на Шумскую больше? спасибо

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Книга "Большой театр: Золотые голоса"
« Ответ #922 : Август 30, 2017, 10:50:19 »
Большой театр занялся оцифровкой и исследованием своих архивов http://www.bolshoi.ru/about/press/articles/none/ABBY-Bolshoi-history/
Может, что-то и про И. Сердюкова найдут и опубликуют.

Кое-что из этого, видимо, уже публикуется в гугле: https://www.google.com/culturalinstitute/beta/partner/bolshoi-theatre?hl=ru

Там есть, например, замечательное фото с премьеры "Ромео и Джульетты" 1941 г. (Лемешев и Барсова в сцене на балконе) и программка этого легендарного спектакля (22 июня 41 г.).

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD