Автор Тема: Ростовский государственный музыкальный театр  (Прочитано 3678 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 628
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Официальный сайт театра: http://www.rostovopera.ru/

Ростов-на-Дону – один из старейших центров музыкальной жизни Юга России. В 1919 году здесь возник Ростовский театр музыкальной комедии, в январе 1931 года он получил статус государственного. Это был один из лучших театров оперетты в Советском Союзе, оставивший значительный след в истории музыкального искусства.

В сентябре 1999 года в нашем городе произошло знаменательное событие: театр переехал в новое здание. Новый Ростовский государственный музыкальный театр стал настоящим культурным феноменом современной России. Он изменил свой статус и, являясь правопреемником театра музыкальной комедии, сегодня имеет в своем репертуаре оперы, балеты, оперетты, мюзиклы, рок-оперу, музыкальные новеллы, блестящие симфонические концерты. Театр одновременно опытен и юн, хранит старинные музыкальные традиции и смело экспериментирует в области современного искусства. Большой разнообразный репертуар требует значительных творческих сил. Был усилен симфонический оркестр, созданы оперная и балетная труппы. В последние годы увеличился коллектив исполнителей. Сегодня вокальная труппа насчитывает свыше 60 солистов, балетная – более 60 артистов, хор – свыше 70 артистов, состав оркестра – более 100 инструменталистов. Ежегодно театр показывает около 300 спектаклей и концертов на Большой (1000 зрительских мест) и Камерной (238 мест) сценах, а также в музыкально-развлекательном центре "Белый рояль".

Читайте далее http://www.rostovopera.ru/index.php?id=4
Che mai sento!

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 660
В Ростовском музыкальном театре меня ожидали два вечера французской оперы. "Кармен" и "Фауст". Последний сейчас является как бы визитной карточкой театра, т.к. дважды был показан в Москве - в 2014г. на сцене театра Сац и в 2015г. на исторической сцене ГАБТа.

Первой же для меня была "Кармен". Постановка классическая-классическая, на радость ненавистникам режоперы. В качестве развлечения для зрителей - ослик, везущий контрабанду и девушек-контрабандисток, и лошадка, на которой появляется Эскамильо перед боем быков. Животные обошлись без сюрпризов, только лошадко очень широко зевал. :-) Достоверные декорации и костюмы, при этом без излишеств и нарочитой цыганщины.  Во всем этом есть даже определенная прелесть. Дирижером был не самый мой любимый персонаж в этом театре -  А.Шакуро, и начался спектакль довольно уныло - не слишком собранная и невзрачно исполненная увертюра под остервенелую болтовню зрителей, пришедших как будто в кино, бесконечное рассаживание опоздавших, нестройный хор и несогласованность на сцене и в яме не предвещали ничего хорошего. Подумалось - "да это же черти что!" Однако потом случилось чудо - спектакль стал набирать обороты, все потихоньку настроилось, и этот недозрелый бутон ко 2 акту вдруг расцвел, захватив внимание зрительного зала, затаившего дыхание.

Спектаклю уже лет 7-8, он достаточно обкатанный. Кармен пела Н.Кривуша, женщина высокая и статная в хорошем смысле, которая определенное время была единственной в театре исполнительницей этой роли, так что тут партия впета на 100%, роль отточена, никаких недоразумений по определению быть не должно. Их и не было, исполнение было крепким и качественным. Да, без блеска, как бы немного заигранно, скорее с внешним обозначением эмоций. Да, голос не слишком ярко окрашенный. С другой стороны, образ получился простой, прямолинейный, без наслоения часто встречающихся психологических вывертов, и это было даже занятно - наверное, это было близко к первоисточнику.

Процитирую тут Предлогова: "Кармен, если объективно следовать партитуре, выглядит как мужик в юбке. Полагаю, таков был план: подать эту фигуру как "роковУю" и даже инфернальную.
Вообще, меня всегда поражала разница в подаче образа Кармен нашими отечественными певицами и зарубежными. Наши исполнительницы интуитивно сглаживали характер Кармен: это выражалось и в более женственном сценическом поведении, и в смягчении "героических интонаций" в её вокальной партии. По-видимому, перевод на русский, прочно утвердившийся в России, и сам наш язык тоже подталкивал их к этому... Фактически на наших советских сценах образ Кармен был лишён той фрейдистской подоплёки, какой его, несомненно, нужно наделять...Но сглаживая характер Кармен, наши певицы тем самым лишали оперу той антитезы, которая была задумана автором и явлена в противопоставлении главных женских партий, потому что Кармен,поданная как слишком женственная, страдающая, да ещё и любящая (!) - это немного "не из той оперы".

Удачно прозвучала у певицы сцена гадания во 2 акте (спектакль идет с 1 антрактом) - получилось как-то очень достоверно и при этом современно, какой-то житейский очень русский фатализм с примесью недоумения, и его покорное принятие - этой любовь, этой богатство, а тут как ни крути, как карты не раскладывай - конец один...

Хозе пел В.Козин из донецкого театра "Донбасс Опера". Насущная проблема наших оперных театров - найти хорошего тенора. Не удалось достоверно выяснить, приглашенный ли он солист или уже принят в труппу, но, в любом случае, приобретение для театра удачное. Голос красивый, сильный, и универсальный, мне показалось, - может быть и лир, и драм.

В спектакле было несколько дебютов - Эскамильо А.Ачылов, Фраскита и Мерседес - А.Кулябина и О.Репина - все прошлогодние выпускники Ростовской консерватории. Спели хорошо, со своими плюсами и минусами, но в целом весьма достойно. Репина, пожалуй, понравилась больше.

В Ростовском музыкальном театре есть и настоящий бриллиант - сопрано Н.Дмитриевская (как приглашенная солистка пела в ГАБТе Царицу ночи, сейчас занята в "Дитя и волшебство"), она в том спектакле пела Микаэлу и сделала мой вечер. И не только мой - она буквально порвала зал в клочья. На моей памяти Микаэлу пели в разных театрах разные хорошие певицы, и всегда она была для меня каким-то проходным персонажем, который то на велосипеде мимо проедет, то с корзиной мимо пробежит, но Дмитриевская перевернула мое представление об этой героине, заставила ее УСЛЫШАТЬ. Ария во 2 акте была спета так, что погрузила в какой-то транс - для меня перестало существовать все вокруг, было одно только наслаждение красивейшей музыкой и сопереживание ее героине. Это было так проникновенно и музыкально - ради моментов такого откровения стоит бесконечно ходить в оперу. Надо отдать должное ростовской публике - интенсивность аплодисментов четко соответствовала уровню исполнителей. Дмитриевской после этой арии устроили едва ли не стоячую бурную овацию.

В целом спектакль оставил хорошее впечатление качественной работы.
« Последнее редактирование: Июнь 10, 2015, 04:42:45 от Надя »

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 660
Это был мой второй (после прошлогоднего) "Фауст" в Ростовском музыкальном театре.

На сегодня в зоне моей досягаемости два "Фауста" - в Мариинке и в Ростове. Спектакли разные, но оба мне очень нравятся. Первый же в жизни "Фауст" был в ГАБТе - та постановка была хрестоматийно классической, с седовласым ученым-старцем, с появляющимся в клубах дыма из преисподней (из люка сцены) Мефистофелем, с Маргаритой в маргаритках. :-) Мариинский "Фауст" - такая немного готическая фантасмагория, стильно оформленная, полная психологизмов и символов, которые, впрочем, легко считываются. Ростовский "Фауст" поставлен Г.Исаакяном, который в представлении не нуждается, он несколько проще и прозрачнее, аскетичнее в оформлении, но от этого не менее интересен. Про постановку более писать не буду, чтобы у потенциальных зрителей не пропал интерес, скажу, что работа режиссера удачная и интересная, есть кое-какие находки, простые и действенные, в интернете были рецензии и отклики зрителей, пересказывающих постановку, с которыми при желании можно ознакомиться.

Вел спектакль главный дирижер театра А.Аниханов, и вот тут все творческие цеха были абсолютно собранны с самого начала. Оркестр звучал очень хорошо. Хор театра великолепен в этой постановке, причем как вокально, так и сценически, все поют и играют с видимым удовольствием.

Главным героем вечера стал для меня исполнитель Мефистофеля Б.Гусев (кстати, единственный без замен на этой роли в театре). И не потому, что его вокал был безупречен, некоторые незначительные погрешности имели место. Дело - в прогрессе певца, в очевидной большой работе над партией, поскольку с прошлого года техника исполнения кардинально улучшилось, исчезли межрегистровые резкие перескоки, партия впелась. Голос певца огромный, красивый, и, получив соответствующую огранку, зазвучал во всем своем природном великолепии. Гусев молод, красив, атлетически сложен, артистичен и раскован на сцене, вкупе с крепким вокалом такой комплект на нашей оперной сцене дорогого стоит. Отмечу, что в сравнении с питерскими Мефистофелями он явно выигрывает, т.к., например, у Феляуэра слишком небольшой голос для такой партии, а Алексашкину она уже не по возрасту, ему элементарно не хватает выносливости и дыхания.

Вторая безусловно качественная работа - М.Закарян в роли Маргариты. Вот тут вокал был безупречен, но он был безупречен и в прошлом году. Идеальное чувство стиля исполняемого произведения, музыкальность, продуманность партии, великолепный французский - спето было превосходно. Можно поздравить театр с еще одной прекрасной сопрано. Слушать было интересно - как задумчиво, на пиано подана баллада о Фульском короле, как потом менялось настроение и звучание голоса, в общем - зрелая работа Мастера. Не могу сказать, что меня полностью устроил образ сценически, но это было определенно лучше, чем сценическая Чурилова, и вокально гораздо лучше, чем певшие на сцене Новой оперы арию Маргариты И.Лунгу или Г.Королева.

С тенорами была проблема - Фауста-старика пел В.Кабанов, юношу - А.Лейченков. Раньше на плечах этих двух артистов держался весь теноровый репертуар, поэтому у меня язык не поворачивается их пристрастно разбирать. К сожалению, у Кабанова уже слышны возрастные вокальные проблемы, хотя для партии старика это не критично, а Лейченков, до сих пор поющий все и в невооброзимых количествах - от Тасилло до Лыкова, от Герцога до В.Игоревича - мне показалось, просто надорвался, был невзрачен, плохо слышим на фоне остальных, хотя и техничен за исключением верхних нот, на которые он неудачно пытался забираться микстом.

Проблема в театре и с Валентином. После Б.Стаценко и А.Маркова для меня эта опера - именно об этом герое. Тут - не случилось. В прошлом году пел какой-то выпускник Уральской консерватории, которого уже нет в театре, в этом году - выпускник 2013г. Санкт-Петербургской консерватории И.Сапунов. Для начинающего певца, конечно, можно зачесть... Но, на мой взгляд, для этой партии и роли баритон должен быть созревшим, а артист - более взрослым. Невысокий худощавый юноша с молодым жидковатым голосом рядом с Маргаритой смотрелся и звучал ее сыном, а не братом, да и драматизм, не подкрепленный жизненным опытом, выглядел наигранным. Хотя парень старался, конечно.

Меццо были хороши обе - Зибель - известная по Кармен Н.Кривуша великолепно спела и сыграла влюбленного юношу, который в этой постановке монах, особенно красиво прозвучала "Расскажите вы ей, цветы мои...", Марта Е.Долгополовой с ее выразительной мимикой была уморительна в паре с Мефистофелем.

Да, в этой постановке присутствует Вальпургиева ночь, чего нет в Мариинке, но выглядит это излишним вставным номером по окончании собственно оперы, учитывая же уровень балетных, без нее лучше было бы обойтись. Хотя публика в восторге.

Резюмируя - Ростовский "Фауст" рекомендую.

В трех минутах от театра проходит Пушкинская ул., фактически пешеходный бульвар, по которому очень приятно прогуляться вечером после спектакля. Там вы встретите пару-тройку уличных музыкантов, которые неплохо и спокойно играют разное, гуляет много молодежи, и настроение там царит вполне романтическое и позитивное, так что вы не расплескаете чудесные чувства, подаренные прекрасной музыкой в театре.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 628
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Надя, спасибо за столь подробные рассказы о Ростовском театре! Здорово, что нестоличный театр смог порадовать знатока оперы. И ещё в очередной раз поражаюсь тому, что Вы досконально знаете певцов всех театров в обеих столицах и в регионах! :)
Che mai sento!

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 660
84-й сезон Ростовский музыкальный театр завершает 3-4-5 июля концертами "На бис".
Программа концерта достаточно интересная:  http://www.rostovopera.ru/index.php?id=1654

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 393
В Ростовском музыкальном театре прошла премьера оперы ‘Орестея’

Смотреть:
http://dontr.ru/vesti/obshchestvo/v-rostovskom-muzy-kal-nom-teatre-proshla-prem-era-opery-oresteya/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 393
В ростовском Музтеатре представили последнюю премьеру сезона

Ксения Калиниченко - 15 июня 2015 г.

Опера "Орестея" поставлена по античному сюжету

84-й театральный сезон в Ростовском государственном музыкальном театре завершает премьерная опера Сергея Ивановича Танеева «Орестея». По словам художественного руководителя театра Вячеслава Кущева, постановка этой оперы является смелым профессиональным шагом.

Далее: http://cityreporter.ru/v-rostovskom-muzteatre-predstavili-poslednyuyu-premeru-sezona/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 628
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Кровь Атридов — на алтарь музыки и человечества

В Ростовском музыкальном театре поставили «Орестею» Танеева
Игорь Корябин, 22.06.2015 в 20:49

http://www.belcanto.ru/15062201.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 393
В новом сезоне ростовчане увидят новую версию оперы Джузеппе Верди «Травиата»

Завершится сезон премьерой воистину грандиозной. На сцене перед зрителями предстанет Жанна Д’Арк в одноименной опере Джузеппе Верди.

http://gorodskoyportal.ru/rostov/news/cult/16064345/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 628
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В новом сезоне ростовчане увидят новую версию оперы Джузеппе Верди «Травиата»

Завершится сезон премьерой воистину грандиозной. На сцене перед зрителями предстанет Жанна Д’Арк в одноименной опере Джузеппе Верди.

http://gorodskoyportal.ru/rostov/news/cult/16064345/

Молодцы, начнут сезон с Верди и им же и закончат. Да ещё взялись за такую редкость, как "Жанна Д’Арк"!
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 393
Re: Ростовский государственный музыкальный театр
« Ответ #10 : Сентябрь 07, 2015, 07:35:58 »
«Травиата»: девять лет спустя

Этот спектакль стоит посмотреть и послушать хотя бы из-за божественного исполнения партии Виолетты Натальей Дмитриевской. С нашей точки зрения, категорически неудачен Альфред в исполнении Виталия Козина из-за тускловатого тембра голоса и отсутствия сценического обаяния, а, главное, с теми, очень заметными трудами, которыми ему дается все совершаемое на сцене.

И уж вовсе прямолинейным, если не сказать, примитивным кажется появление на сцене неких фантомных существ — кто-то их счел за олицетворение порока, кто-то — за микробов, возбудителей болезни несчастной Виолетты.

Не «глянулись» и танцы в третьем действии оперы, поставленные хореографом Николаем Андросовым, несмотря на те дифирамбы, которые пели ему на пресс-конференции перед сдачей спектакля.

Словом, нет ничего совершенного под луной. Но будем ждать «Жанны Д’Арк» того же Верди в постановке Юрия Александрова. Премьера обещана в этом сезоне.

Автор: Вера Волошинова

Полностью: http://gorodskoyportal.ru/rostov/news/news/17771950/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 393
Re: Ростовский государственный музыкальный театр
« Ответ #11 : Сентябрь 07, 2015, 13:21:07 »
ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС В ГЕРОИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ

Ростовский музыкальный театр – один из самых успешных и амбициозных коллективов на оперной карте России, музыкальный лидер юга страны – вновь удивил: после успешных гастролей на Исторической сцене Большого с «Фаустом» Гуно этой весной он приготовил сверхраритетную премьеру – единственную оперу Сергея Танеева «Орестея»

http://gazetaigraem.ru/a11201508
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 393
В Ростове пройдут премьеры опер донских композиторов

http://don24.ru/p/portal/publications/1944
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 660
Часть оперной труппы театра третий месяц гастролирует по городам Франции и Бельгии с оперой "Травиата"

http://www.rostovopera.ru/index.php?id=3112

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 628
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Ростовский музыкальный театр дал более 80 представлений в Европе

http://cityreporter.ru/rostovskij-muzykalnyj-teatr-dal-bolee-80-predstavlenij-v-evrope/
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 393
Ростовских зрителей ожидают три музыкальные премьеры

Это будет оперетта, балет и опера

Завершит сезон премьера оперы, которой сейчас нет в репертуаре ни одного из музыкальных театров России. Это «Жанна Д'Арк» Джузеппе Верди. Ее премьера намечена на 17 июня.

http://molotro.ru/publications/6080
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 660

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 660

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 628
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Ростовский музтеатр завершил сезон концертом ‘На бис’

http://dontr.ru/vesti/obshchestvo/rostovskij-muzteatr-zavershil-sezon-kontsertom-na-bis/
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 393
Ростовский музыкальный театр поедет на гастроли в Китай

Труппа представит оперу «Князь Игорь»

http://cityreporter.ru/62213-2/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 660
Из группы ВКонтакте:
29 января,вс
18.00
ЖАННА Д’АРК
Приглашаем ПОГРУЗИТЬСЯ В МИР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ!
Вас ждут:
– единственная в России постановка оперы Дж. Верди «Жанна д`Арк»,
– огненное шоу «Орлеанская дева» на площади перед театром до начала спектакля,
– в фойе театра – вечер поздней средневековой поэзии под звуки старинной музыки,
– фотозона, в которой вы сможете сделать необычные и запоминающиеся снимки с персонажами той эпохи.

Купить билет можно по ссылке: http://rostovopera.ru/index.php?id=377

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 393
Три оперы о смысле жизни

В донской столице завершаются репетиции вечера одноактных опер ростовских композиторов.

Это «Anima” Юрия Машина, «Письмо» Виталия Ходоша и «Х» Алексея Хевелева.

http://www.nvgazeta.ru/news/single/519101/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 660
Из группы ВКонтакте:
26 мая звезда ростовской сцены – Наталья Дмитриевская - впервые представит ростовчанам сольную программу «Виват,сопрано!».

Ее имя давно не нуждается в представлении. Наталье Дмитриевской рукоплескали зрители и в Большом театре России, и в престижнейших залах Великобритании, Франции, Ирландии, Испании, Италии, Португалии, Японии, Китая, Филиппин…

Путь исполнительницы на вершины успеха был стремительным и ярким. После окончания Минераловодского музыкального училища по специальности «хоровое дирижирование» последовали годы учебы в Ростовской государственной консерватории на кафедре сольного пения. Ученица одного из лучших педагогов вуза, профессора М. Н. Худовердовой очень быстро осваивала основы профессионального мастерства, и в результате выпустилась из консерватории экстерном с красным дипломом.
Сразу вслед за этим последовало приглашение от Ростовского музыкального театра. Гармоничное сочетание благородной, яркой внешности, безупречного владения исполнительской вокальной техникой, великолепного сценического темперамента и природного актерского дарования позволило Наталье Дмитриевской за короткий срок стать ведущей артисткой труппы.
Высочайших оценок критики удостоилась буквально каждая премьерная работа исполнительницы: на страницах печати профессионалы неоднократно указывали на то, что масштаб дарования артистки выходит далеко за пределы города и страны, а ее фамилию можно поставить в один ряд с лучшими солистами мировой величины.
За годы работы в театре Н. Дмитриевская неоднократно становилась победительницей престижных международных и всероссийских конкурсов.
Обширна и гастрольная биография артистки. Это почти два десятка
европейских и азиатских стран, лучшие оперные дома и концертные
залы. И, конечно, неоднократно ее блистательное сопрано звучало со
сцен столичных российских театров, покоряя слушателей своим чарующим тембром и виртуозным бельканто.
Также с 2010 года Наталья Дмитриевская является приглашенной солисткой Большого театра России. Дебют исполнительницы состоялся в роли Царицы ночи в опере В. А. Моцарта «Волшебная флейта».
К этому стоит добавить, что исполнительница сотрудничала и работала с выдающимися мастерами современности: дирижерами – Кристофером Мулдсом, Александром Поляничко, Владимиром Понькиным, Александром Анисимовым, Алексеем Богорадом; режиссерами – Энтони Макдональдом, Юрием Александровым, Георгием Исаакяном и многими другими.

Купить билеты можете по ссылке: http://www.rostovopera.ru/index.php?id=378
О концерте: http://rostovopera.ru/index.php?id=716

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 393
В Ростове-на-Дону поставили на «Пиковую даму» Чайковского

Птенцы «Нано-оперы» захватили всю страну

http://www.mk.ru/culture/2017/06/27/v-rostovenadonu-postavili-na-pikovuyu-damu-chaykovskogo.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 393
Дама из города N.

Лаврова Людмила   

Зачем вносить вульгарность в постановку классики?

Ростовский государственный музыкальный театр (Ростов-на-Дону) поставил оперу Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама» в режиссёрской версии Павла Сорокина.

Музыкальный руководитель и дирижёр – известный петербургский маэстро, а сейчас главный дирижёр ростовского театра Андрей Аниханов. Художник-постановщик – ещё один петербуржец Вячеслав Окунев.

«Пиковая дама» - опера не только величайшая, но и сложнейшая, и если театр берётся за её постановку, значит, он, надо полагать, имеет ресурсы для этого – и музыкальные, и постановочные. Поскольку в Ростове-на-Дону нет театра с более привычным для обитания «Пиковой дамы» названием – оперы и балета, то на Музыкальный театр ложится двойная ответственность за уровень постановки – перед именами авторов оперы: Пётром и Модестом Чайковскими и «нашим всем» – Александром Пушкиным и перед зрителями, конечно, чтобы они, идя на спектакль, увидели именно то, на что пришли. И даже тройная – перед «тенями великих предков» - гениальными постановщиками и исполнителями прошлого. Но, как говорится, смелость города берёт.

«Пиковая дама» - самая петербургская опера Чайковского. Петербург в ней – не только пространство, где развивается сюжет, но и почти действующее лицо.

С первыми звуками интродукции естественным было бы видеть, согласно либретто, «залитую весенним солнцем площадку в Летнем саду», расхаживающих и сидящих на скамейках нянюшек, гувернанток и играющих детей, но что это?! Публичный дом! И все персонажи оперы мужского пола, кроме Германа, весьма откровенно развлекаются с девицами лёгкого поведения – кто на стуле, кто на полу, кто – зажав в углу! И вместо хора нянюшек, поющего «Забавляйтеся, детки милые!», эти слова поют проститутки, одетые в гусарские костюмы! Я примерно представляю, что сказала бы, увидев подобное, гусар и кавалерист-девица Надежда Дурова!

Дальше – больше. Слова хора мальчиков, играющих в солдат (по либретто), поют (по Сорокину), виляя задами, те же проститутки-«гусарки»: «Мы все здесь собрались// На страх врагам российским.// Злой недруг, берегись!// И с помыслом злодейским беги иль покорись!// … Отечество спасать// нам выпало на долю…». Что молвите, соотечественники и соотечественницы? Счастье Павла Сорокина, что он поставил «Пиковую даму» сейчас, в период режиссёрской вольницы, а если бы он исторгнул из себя такое в день исторической премьеры 7 (19) декабря 1890 года, идти бы ему по этапу в Сибирь и неизвестно, дошёл бы.

Графиня (Элина Однороманенко) у режиссёра Сорокина – не «осьмидесятилетняя карга», как у создателей оперы, а женщина в расцвете зрелых лет (по ассоциации с «Борисом Годуновым» – «а лет ему пятьдесят») и почему-то в платье Анны Карениной. Непонятно тогда, почему ей «постыл этот свет» и почему её внучка Лиза (Наталья Дмитриевская) - в возрасте дочки. Герман (Виталий Ревякин) – русский офицер немецкого происхождения – с конским хвостиком, в который зажаты резинкой сальные волосы! Томский (граф) разговаривает с Германом (офицером и тоже дворянином), обнимая каждой рукой по путане (двоих сразу), как дорвавшийся до платных плотских радостей забулдыга с Сенного рынка! На вечере у Лизы её гости – графини и княжны – в пляске вдруг скидывают туфли, расшвыривают их по зале или машут ими перед лицами друг друга! «Всё смешалось в доме Облонских!». По Сорокину, нет разницы между высшим светом Петербурга и обитателями его «дна». Когда вышедшая на шум Гувернантка (Ольга Калинина) пеняет Лизе и компании: «…барышням вашего круга надо приличия знать, … друг другу правила света внушать», она не видит юношу-режиссёра, которому невредно было бы при постановке «Пиковой дамы» принять её слова как инструкцию по применению и воздержаться от снижающего уровень оперы «новопрочтения». Не буду утомлять читателей дальнейшим перечислением особенностей режиссёрского «видения», тем более, что в наше время - разгула черняковщины и по сравнению с ней - ростовская «Пиковая» почти что «ангел во плоти». По крайней мере, герои узнаваемы, за исключением, пожалуй, Графини. А вот Петербурга в постановке нет, увы. Отсутствует как класс! Вместо него – какие-то множащиеся безликие, тёмные дверные проёмы с закрытыми дверями и полупрозрачные щиты от пола до колосников, передвигаемые по сцене в различных комбинациях в зависимости от конкретного действия. И это очень странно и неожиданно для «кисти» Вячеслава Окунева, способного делать восхитительные декорации к спектаклям. К тому же, подобные щиты и одинокие двери уже были сотворены Эрнстом Гейдебрехтом в уфимской постановке «Орлеанской девы» пару лет назад.

http://www.lgz.ru/article/-26-6604-5-07-2017/dama-iz-goroda-n/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау