Автор Тема: Альберто Дзедда / Alberto Zedda (1928–2017), дирижёр, музыковед  (Прочитано 2367 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 603
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова


Альберто Дзедда — выдающийся итальянский дирижер, музыковед, писатель, прославленный знаток и интерпретатор творчества Россини — родился 2 января 1928 года в Милане. Обучался дирижированию у Антонио Вотто и Карло Мария Джулини. Дебют Дзедды состоялся в 1956 году в родном Милане с оперой «Севильский цирюльник». В 1957 году музыкант победил на Международном конкурсе молодых дирижеров итальянского радио и телевидения, и этот успех стал началом его блестящей международной карьеры. Дзедда работал в самых престижных оперных театрах мира, среди которых Королевская опера Ковент-Гарден (Лондон), театр Ла Скала (Милан), Венская государственная опера, Парижская национальная опера, Метрополитен-опера (Нью-Йорк), крупнейшие театры Германии.

Главным делом жизни для Альберто Дзедды стал Россиниевский оперный фестиваль в Пезаро, художественным руководителем которого он является со дня основания фестиваля в 1980 году. Этот престижнейший форум ежегодно собирает лучших «россиниевских певцов» со всего мира. Дзедда также возглавляет Академию певцов в Пезаро.

В сферу художественных интересов маэстро входит не только творчество Россини. Известность и признание получили его интерпретации музыки других итальянских композиторов — Беллини, Доницетти (он исполнил большинство опер этих авторов) и других.

В разные годы Альберто Дзедда занимал пост художественного руководителя театра Ла Скала в Милане и театра Карло Феличе в Генуе, был художественным консультантом Моцартовского фестиваля в Ла-Корунье и художественным руководителем Барочного фестиваля в Фано. Многие годы он возглавлял фестиваль в Мартина-Франка, где выступил музыкальным руководителем большого числа постановок, в том числе опер «Севильский цирюльник» (1982), «Пуритане» (1985), «Семирамида» (1986) и «Пират» (1987). Дирижер неоднократно участвовал в постановках немецкого фестиваля «Россини в Бад-Вильдбаде». В последние годы Дзедда исполнял на фестивале оперы «Золушка» (2004), «Счастливый обман» (2005), «Дева озера» (2006), «Итальянка в Алжире» (2008) и другие. В Германии он также дирижировал в Штутгарте (1987, «Анна Болейн»), Франкфурте (1989, «Моисей»), Дюссельдорфе (1990, «Дева озера») и Берлине (2003, «Семирамида»). В 2000 году Дзедда стал почетным президентом немецкого Россиниевского общества.

В дискографии дирижера — огромное количество записей, в том числе «живых», сделанных во время спектаклей. Среди его лучших студийных работ — опера «Беатриче ди Тенда», записанная в 1986 году на лейбле Sony, и «Танкред», выпущенный фирмой Naxosв 1994 году.

Альберто Дзедда хорошо известен во всем мире и как музыковед-исследователь. Международное признание получили его работы, посвященные творчеству Вивальди, Генделя, Доницетти, Беллини, Верди, и, конечно, Россини. В 1969 году он подготовил научное академическое издание «Севильского цирюльника». Им подготовлены также издания опер «Сорока-воровка» (1979), «Золушка» (1998), «Семирамида» (2001). Значительную роль сыграл маэстро и в публикации полного собрания сочинений Россини, став его соредактором.

Дирижер не в первый раз сотрудничает с Российским национальным оркестром. В 2010 году в Большом зале Московской консерватории под его управлением состоялось концертное исполнение оперы «Итальянка в Алжире». В 2012 году маэстро принял участие в Большом фестивале РНО: в концерте-закрытии под его управлением в Концертном зале имени П. И. Чайковского состоялось исполнение «Маленькой торжественной мессы» Россини. В рамках Большого фестиваля в 2014 году маэстро вновь встал за пульт РНО, продирижировав концертной версией оперы Россини «Танкред», а в 2015 году – «Семирамидой».

http://meloman.ru/performer/alberto-dzedda/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 603
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
АЛЬБЕРТО ДЗЕДДА: «ВСЕ, ЧТО НАПИСАЛ РОССИНИ, ПРОНИКНУТО ЧЕЛОВЕЧНОСТЬЮ»

http://muzklondike.ru/announc/154

Альберто Дзедда — о том, как дружить с Джоаккино Россини, любить музыку Джузеппе Верди и восхищаться творчеством Игоря Стравинского.
...

– Ваше общение с Россини — больше, чем любовь?
- Это настоящая дружба. Я обожаю его музыку, и она безусловно прекрасна. Но еще более прекрасно то, как Россини воспринимает мир. Нельзя точно сказать, где он плох, а где хорош. Хотя некоторые пытаются – и зря тратят время. Жизнь не дает однозначных решений так же, как не дает их нам творчество Россини. Я бы сказал, что он настолько порядочный и воспитанный мужчина, что стремится раскрыть внутреннюю красоту и в каждом из ныне живущих. Показать ее, несмотря ни на что, каждому из нас.

– Между Вами слишком большая разница поколений. Вы чувствуете дистанцию?

- Конечно. И то, что она есть — здорово! Меня стимулирует эта отстранённость и помогает поддерживать внутри себя так называемое «эмоциональное горение».

Я уважаю Россини, когда он рассказывает мрачные и трагические истории, такие как «Семирамида», поскольку он делает их позитивными, и в них нет печали.

Страшно слушать «Così fan tutte» Моцарта («Так поступают все женщины, или Школа влюбленных» – А.Е.). В ней чувствую жуткую энергетику. С плохим концом бывает, что впадаю в депрессию. А на драмы Россини смотрю и сам себе не верю. Кажется, страшно до абсурда, а ощущаешь приятный свет, тепло, добро.

– Метаморфоза?

- Я назвал это состояние жизни — эллипсис. Россини ведь воспринимаю почти на физическом уровне. Сквозь музыку он ведет меня и всех нас за собой. Аффекты? Хорошо. Смерть? Ок. Ничего не случилось. Идем дальше: слушаем, размышляем, анализируем. Россини гораздо выше музыки, понимаете? Нам всем нужно стремиться понять его и принять.

– Считается, что серьезные отношения с композиторами опасны. Вы сталкивались с проблемами?

- Да, и еще какими... Раньше мне нравился только ранний Россини, поскольку я был романтически настроенным юношей. Верди казался мне более значимым композитором. Наверное, я его всерьез любил. И в этом была беда.

Помню, как разрывался между Верди и Россини. Любовь к Верди меня мучила, как балласт, и не отпускала. Мне кажется, что Россини я не ценил по достоинству в те годы.

Но сегодня проблемы нет, и мы прекрасно ладим с обоими. Верди стал для меня даже немного похож на Россини, когда в конце жизни решил писать оперы чаще и проще по музыкальному языку.

– В Италии любят говорить о современности музыки Россини. Насколько она нова?

- Такими были джаз и минимализм. На мой взгляд, Россини — первый минималист в истории, имевший интеллигентное чувство простого. Его феномен не в музыкальности. Всегда были композиторы, куда более значимые. Он легок в общении, имеет театральную природу, что гораздо важнее. Если Вы не влюблялись, то не почувствуете в «Богеме» Пуччини любовь Рудольфа и Мими. Если не улыбались, не услышите шуток Россини. Он для меня — философ, для которого важны абсолютные категории смыслов. Их можно услышать, а можно не заметить второпях.

Все, что он написал, проникнуто человечностью. Порой я даже жалею его. Приятную дрожь и плач от счастья он воссоздает с удивительным пониманием полноты жизни. Как это современно — ощущать прошлое в настоящем. Знаю, что люди бегут от воспоминаний. Благодаря Россини собственные проблемы отходят на второй план.

Во многом потому, что его музыкальный язык двусмысленен. Он сам себя цитирует в комических и серьезных операх. Различий в записи нет, но интерпретации делают звучание разным. Трудно представить шутку в драматических операх Верди. Комическое у Россини — на каждом шагу полно трагизма. Если бы мы захотели их разделить, то вряд ли бы сумели. Но какая свобода выражения от того, что мы этого не сделали! В контурах музыкальных фраз и мотивов — огромное содержание. Мы на подсознательном уровне чувствуем то, что и как нам хотел Россини сказать.

Читайте полностью http://muzklondike.ru/announc/154
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 333
День рождения Россини в Пезаро

Альберто Дзедда продирижировал «Севильским цирюльником»

Игорь Корябин, 11.03.2016 в 16:10

http://www.belcanto.ru/16031101.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 603
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
6 марта 2017 г. Альберто Дзедда умер.
https://it.wikipedia.org/wiki/Alberto_Zedda

Marianna Pizzolato
https://www.facebook.com/MariannaPizzolatoOfficial/photos/a.231650600327744.1073741829.229258397233631/705835399575926/?type=3&theater

Gli angeli ti portino in Cielo con la stessa profonda leggerezza esemplare con la quale hai vissuto la tua meravigliosa vita. A te amico, maestro, protettore, difensore. Custodirò per sempre quello che mi hai insegnato. A te Alberto. Grazie!
Maestro Alberto Zedda, 1928-2017.
Che mai sento!

Оффлайн Arsinoya

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 303
Светлая память! Упокой Господи душу его! R.I.P.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 603
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Альберто Дзедда должен был дирижировать двумя концертными исполнениями оперы "Золушка" 26 и 28 февраля 2017 году в Театро Россини в Пезаро - в честь Дня рождения Россини, но из-за хирургического вмешательства не смог осуществить задуманное. Он передал извинения и сказал, что "это будет незабываемый вечер, пусть и без меня".

http://www.ansa.it/sito/notizie/cultura/musica/2017/03/07/morto-maestro-alberto-zedda_76410632-d58a-4320-bb54-3f6c40cfbb95.html

Очень-очень печально :( Светлая память!
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 603
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Маленькая торжественная месса Россини, дирижёр Альберто Дзедда (май 2014 г.)

https://www.youtube.com/watch?v=-HxmlRrUlKo
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 603
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Интервью 2013 года.

Альберто Дзедда: «Мне стали говорить, что по этому изданию дирижировал Тосканини, другие великие маэстро — и не жаловались»

...
— Когда я был молод, я знал Россини как такого изящного, милого композитора. Как и почти весь мир, считал его в первую очередь большим мастером комической оперы, не понимая, какой это крупный, какой важный мастер. Так было, пока мне не довелось увидеть некоторые из его драматических опер. Россини — автор комических опер чудесен, но есть другой — автор драматических опер, который по-настоящему велик. «Отелло», «Дева озера», «Семирамида», «Танкред» — их открытие было подобно революции. Я и не представлял себе, что в музыкальном театре возможно так показать любовь, смерть, честь, благородство, героизм — все, про что обычно пишут оперы. Когда мы основали фестиваль Россини в Пезаро, то на протяжении первых сезонов стремились показать именно драматические оперы.

Россини умел рассказать историю своих героев очень необычным образом: у романтиков, у Верди в опере есть плохие, есть хорошие, которым вы непременно будете сочувствовать. У Россини плохих и хороших нет, он смотрит на своих персонажей подобно Богу, никого явным образом не осуждая и предоставляя вам судить о них самому. А музыка помогает найти тот угол зрения, который ближе вашему эмоциональному миру, вашей фантазии, вашей личности. И это кажется мне очень современным. Если мы, например, обратимся к Пуччини, каждый из нас — и я в том числе — испытывает примерно одни и те же чувства, когда умирает Мими или Мадам Баттерфляй. Он, как и Верди, заставляет всех нас переживать одно и то же. В случае же с Россини — ничего подобного.

Музыка — не такой язык, на котором можно сказать что-то с абсолютной точностью; хотя, конечно, музыку вроде Триумфального марша из «Аиды» (напевает) не примешь за сцену любви или молитвы. И тем не менее: вокальное письмо Россини — язык, у которого нет раз и навсегда закрепленных значений. Ими может наполнить музыку исполнитель — и тогда вы услышите в ней, например, любовный экстаз. Я бы это сравнил с ощущением от чтения стихов — каждый их воспринимает по-своему.

В чем разница между стихами и прозой? В прозе за каждым словом закреплено конкретное значение, в поэзии же у каждого слова значений гораздо больше, каждый видит за ним свои образы. То же происходит и с музыкой Россини — он не идет прямым путем, стремясь выразить то или иное конкретное чувство. В том, как он ведет свой рассказ, метафизическое гораздо важнее внешнего. Он, скажем, не изображает любовь как отношения двоих, ему интереснее категория любви как таковая. И за его музыкой стоит любовь во всех ее тонкостях. История Рудольфа и Мими в его мире невозможна, он не изображает любовь как реалист, не сочиняет историй «красивых» или «грустных».

При этом музыкально Россини может показаться не таким уж интересным. Мелодию он строит так, что она оказывается как будто не очень важна. Великим мастером музыкальной формы я бы его тоже не назвал, у него все вроде бы очень просто. Особенно для немецкого вкуса — нет модуляций, гармонически все несложно... Но такого рода простоты достичь сложнее всего, со скукой у нее ничего общего. И если какую-то важную историю можно рассказать, избегая чересчур ярких красок, достаточно простыми средствами, для меня это плюс. Россини очень простыми словами говорит об очень важном. У него не так важен ритм, как присущая музыке энергия, в хорошем исполнении вы ее почувствуете.

...
— С чего началась ваша работа над критическими изданиями сочинений Россини и других композиторов? Что именно не устраивало вас в изданиях, которые уже существовали?

— Когда эта работа началась, я не был так уж тесно связан с Россини, лирическая опера не была моей специальностью. Я пришел в оперу из симфонической музыки, в свое время победив на конкурсе дирижеров с сочинениями Стравинского, Брукнера, Моцарта. Мне предстояло участвовать в постановке «Севильского цирюльника» в Цинциннати, и я усилил оркестр несколькими солистами со стороны, в том числе гобоистом Нью-Йоркского филармонического оркестра. Однажды он ко мне подошел и сказал: «Маэстро, я не могу сыграть в этом пассаже все ноты. То ли ваши темпы слишком быстры, то ли Россини не умел писать для моего инструмента». Я ответил: «Да, я знаю, что это трудно сыграть. Но не думаю, что дело в моих темпах». И предложил ему сыграть упрощенный вариант его партии. Он покраснел как помидор: «Маэстро, вы молоды и не обязаны этого знать, но меня считают лучшим гобоистом Америки. Упрощенная партия не для меня, я должен сыграть все, что тут написано». Мы договорились, что он сделает все, что в его силах, но этот разговор запал мне в душу.

Когда я был в Болонье, то вспомнил, что там хранится автограф «Севильского цирюльника». Пошел в библиотеку, заказал его, стал искать то самое место... и увидел, что его должна играть флейта-пикколо, что инструментовка существенно отличается от общепринятой! Просмотрел весь автограф и нашел массу отличий. Когда я готовился к записи «Севильского цирюльника», то внес в ноты массу поправок, и опера зазвучала гораздо лучше, совсем по-другому. Однако таким образом я испортил ноты, арендованные у издательства Ricordi. И, когда мы их вернули, в издательстве возмутились, сказав, что ими больше нельзя пользоваться. С меня потребовали крупную сумму за порчу нот. Я послал издателю ответное письмо, написав, что это не порча, а работа нескольких недель, которую я был просто обязан сделать. Тогда издатель пригласил меня на встречу, попросив объяснений. Я объяснил, что исходил исключительно из автографа. Мне стали говорить, что по этому изданию дирижировал Тосканини, другие великие маэстро — и не жаловались.

Со временем, однако, в Ricordi поняли, что я был прав, и решили взяться за подготовку исправленного издания, пока эти несоответствия не обнаружит кто-нибудь еще. И сказали, что этим должен заняться я. Мне стало смешно — я дирижер, разве это моя работа? Однако меня убедили, и я стал изучать автографы других опер. И мне открылся настоящий Россини!

Читайте полностью
http://archives.colta.ru/docs/21226
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 603
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
9 марта Альберто Дзедда был похоронен в Пезаро.

С 10 по 18 марта в Болонье проходит серия спектаклей "Турок в Италии", в афише которого изначально стояло имя Дзедды. Эти спектакли теперь посвящены памяти великого дирижёра.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 603
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Групповые фотографии россиниевской Академии с 1997 по 2016 год - Альберто Дзедда и вокалисты

https://www.facebook.com/RossiniOperaFestival/posts/1344672918903767
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 333
Памяти Альберто Дзедды

Радиопрограмма: И музыка, и слово
Алексей Парин
Дата выпуска: 18.03.2017




Алексей Парин посвящает новый выпуск своей программы памяти выдающегося итальянского дирижера Альберто Дзедды, который ушел из жизни 6 марта этого года. Ведущий беседует с Павлом Токаревым, продюсером первого концертного исполнения в России оперы "Итальянка в Алжире" Джоаккино Россини. В нем принимал участие Альберто Дзедда.

Слушать: http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programs/musicword/21934-pamyati-alberto-dzeddy
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 603
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Альберто Дзедда должен был дирижировать двумя концертными исполнениями оперы "Золушка" 26 и 28 февраля 2017 году в Театро Россини в Пезаро - в честь Дня рождения Россини, но из-за хирургического вмешательства не смог осуществить задуманное. Он передал извинения и сказал, что "это будет незабываемый вечер, пусть и без меня".

http://www.ansa.it/sito/notizie/cultura/musica/2017/03/07/morto-maestro-alberto-zedda_76410632-d58a-4320-bb54-3f6c40cfbb95.html

Очень-очень печально :( Светлая память!

Martedì 28 febbraio 2017 è andata in scena al Teatro Rossini di Pesaro "La Cenerentola" - l'ultimo progetto rossiniano curato dal maestro Alberto Zedda.

"Золушка" Россини, исполненная 28 февраля 2017 года в Пезаро, последний проект Альберто Дзедды, которым он уже был не в силах продирижировать :(

https://www.youtube.com/watch?v=WW3lw2bkxnU&app=desktop
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 333
International Opera Awards-2017

Winners

In Memoriam
Alberto Zedda

Полностью: http://www.operaawards.org/archive/2017/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 333
Концерт Российского национального оркестра и Ольги Перетятько 19 сентября 2017 г. в КЗЧ посвящается памяти маэстро Альберто Дзедды: http://meloman.ru/concert/ix-bolshoj-festival-rno-rossini/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 393
Прямо в мой день рождения!