Автор Тема: Что такое постановка голоса?  (Прочитано 54760 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Михаил К.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 631
Re: Что такое постановка голоса?
« Ответ #50 : Декабрь 24, 2008, 19:34:40 »
Цитировать
Все ко мне пришли стараясь петь  в «маску» и лезли в неё,  как  обречённые.  Голоса звучали , как детские ,  диапазон «маленький».

Интересно, что у меня наоборот голос звучал как очень маленький, до тех пор, пока не сменил препода и она не стала выводить мне голос в "маску".

Но, конечно, она работает и над опорой на дыхание - без этого, естественно, не споёшь.

Хотя у каждого свои ощущения. Меня недавно одна знакомая сказала: "А что ты поёшь так близко? Надо же звук держать рядом со связками". Только я не понимаю, кому он рядом со связками нужен... А звук у меня ярче, чем у неё.

Оффлайн чужой

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 693
Re: Что такое постановка голоса?
« Ответ #51 : Декабрь 24, 2008, 21:22:08 »
Все ко мне пришли стараясь петь  в «маску» и лезли в неё,  как  обречённые. 

Вот и я, гонясь за этой маской, только загнал звук в нос.  ;D
Кстати, прочитал про нее на форуме. Год потерял.

Оффлайн garans

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 833
  • преподаватель (не вокал), любитель пения
Re: Что такое постановка голоса?
« Ответ #52 : Декабрь 24, 2008, 22:43:46 »
Думаю, что педагогу предпочтительней работать с людьми, вовсе не имеюшими голоса или имеющими плохой голос, т.к. в этом сл. их работа налицо.
Если же человек приходит с хорошим голосом - есть большой риск его испортить, а улучшить его достаточно сложно - ведь лучшее враг хорошего.

Оффлайн garans

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 833
  • преподаватель (не вокал), любитель пения
Re: Что такое постановка голоса?
« Ответ #53 : Декабрь 26, 2008, 22:28:09 »
Все ко мне пришли стараясь петь  в «маску» и лезли в неё,  как  обречённые. 

Вот и я, гонясь за этой маской, только загнал звук в нос.  ;D
Кстати, прочитал про нее на форуме. Год потерял.
А, может быть, ты всё же используешь маску, хоть этого и не осознаёшь.
Всё же носовые пазухи действительно напоминают древнегреческие и древнеримские амфоры. А выходное отверстие - носовые дырочки.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Что такое постановка голоса?
« Ответ #54 : Февраль 04, 2011, 19:00:45 »
Кстати, читал кто-нибудь книжку Константина Плужникова "Механика пения". Как вы относитесь к ней? Мне показалось, довольно толковая книжка, но больше для преподавателей, так как самому трудно оценить правильно ли ты выполнил то или иное упражнение. 

Я читал. Нормально. Безотносительно к любому учебнику вокала - Вы правы, самому сложно оценить правильность выполнения упражнений.

Говорят, работа Плужникова ходила в электронном виде по интернету, не положил ли её кто-нибудь в свою копилку ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 230
Re: Что такое постановка голоса?
« Ответ #55 : Февраль 05, 2011, 00:59:25 »
«Все вокальные школы, абсолютизировавшие идею МАСКИ и МАСОЧНЫХ ОЩУЩЕНИЙ привели к ГИБЕЛИ НЕ ОДИН ГОЛОС!!!» Об этом говорит МИРОВОЙ ОПЫТ(!) вокального воспитания. Меня это не удивляет, потому что с точки зрения моей теории ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Чужого и Михаила К.и логичен, и закономерен…!

Цитировать
zbuka:
…Дело в том,  что певцы,  которым все получалось легко и которые не прошли тяжелый путь от  «безголосия» до определённого мастерства,  если они не занимались вокальной педагогикой, могут нести бред.  И они сами часто становятся жертвами своей « отсебятины» .  Это может случиться после большого перерыва в пении / напр.  Из-за болезни и т.д./  Они начинают сами себя «учить», и делают то, что им кажется они делали, но не всегда мы правильно оцениваем процесс который происходит.  Помню , давно, на уроке одного очень хорошего певца, который всё мне говорил пой ближе и ничего не получалось, я послал звук насколько мне это получилось по задней стенке просто вверх.  И вышло то, что он от меня хотел. Для него я звучал близко. И чем больше я «прижимался» к задней стенке или если хотите к затылку, тем звук был ярче,  но и не  терял глубину. Сейчас в моём классе  только один тенор а остальные сопрано.  Все ко мне пришли, стараясь петь  в «маску» и лезли в неё,  как  обречённые.  Голоса звучали , как детские ,  диапазон «маленький».  Просто в России их бы просто выкинули и портили бы следующих.  Талантов много и портить можно безнаказанно.  После того , как я радикально отменил им постановку голоса (Как я понимаю, То ЧЕМУ их учили раньше. Богаченко) , что помогло и  правильнее дышать,  они просто перепрыгнули в другую лигу

Богаченко;
В свое время я, как и  zbuka ощутил этот парадокс: когда мне говорили «пой ближе то на протяжении многих ЛЕТ(…!?) ничего не получалось... Только на третьем курсе консерватории, я, следуя своему анализу процесса формирования звука, послал звук насколько мне это получалось по задней стенке, но правда ВНИЗ (Этого требовала логика моих изысканий).  И вышло ТО, что педагог от меня хотел. Для него я звучал БЛИЗКО и В МАСКЕ. И чем больше я «прижимался» к задней стенке или если хотите к затылку, и еще шел ВНИЗ, тем звук был ярче. Все это держалось в том случае если я НЕ ТЕРЯЛ, так же как и  zbuka, ГЛУБИНЫ!

Дополню, что когда я делал на уроке ВСЕ наоборот, то получал от педагога ОДОБРИТЕЛЬНЫЙ КИВОК. И наоборот - шел по его словам (ближе, ближе! В МАСКУ!) то есть ВПЕРЕД, то результат был ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ. Я стал анализировать процесс пения и нашел сплошные НЕ ЛОГИЧНЫЕ «ВЕЩИ», о которых я пытаюсь подробно рассказать ВСЕМ ВАМ. Причем это касается практически ВСЕХ аспектов формирования голоса НА ДЫХАНИИ, да еще в РЕЗОНАТОРАХ....


« Последнее редактирование: Февраль 09, 2011, 13:31:30 от Богаченко »

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: Что такое постановка голоса?
« Ответ #56 : Февраль 06, 2011, 20:59:02 »
«Все вокальные школы, абсолютизировавшие идею МАСКИ и МАСОЧНЫХ ОЩУЩЕНИЙ привели к ГИБЕЛИ НИ ОДИН ГОЛОС!!!» Об этом говорит МИРОВОЙ ОПЫТ(!) вокального воспитания.

Это утверждение почти зачеркивает "подход" Морозова. Хотя никакой школы у него, понятное дело, нет.
 
А можно как-то расшифровать насчет "мирового опыта" ? Где, например, про это написано.


... шел по его словам (ближе, ближе! В МАСКУ!) то есть ВПЕРЕД, то результат был ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ.

Ох, преподаватели частенько такое говорят, что без поллитры не поймешь  :D
Для начало надо дать определение. Можно, конечно, придумать свой термин и дать ему свое определение. Но тогда жалко ученика.
Обычно термин "близкий звук" означает, что звучание такое, что слушающему, находящемуся в т.ч. на большом расстоянии от певца, кажется, что фонация происходит близко от его ушей. Считается, что это происходит за счет хорошего резонанса, который внешне у певца проявляется в виде масочных ощущений.

В этом смысле применение сравнительного наречия "ближе" IMHO только запутывает. Кроме того, отработку позиции фонационного аппарата певца, приводящей к резонансу, следует тщательным образом отработать при распевках, и уже дальше не менять.

Не представляю себе, как бы я "на ходу" попробовал реагировать на подобное замечание. Оно ничего не говорит, КАК достигнуть нужного результата. Возможно, попробовал бы гортань опустить.

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 230
Re: Что такое постановка голоса?
« Ответ #57 : Февраль 08, 2011, 02:07:13 »

А можно как-то расшифровать насчет "мирового опыта" ? Где, например, про это написано.


... шел по его словам (ближе, ближе! В МАСКУ!) то есть ВПЕРЕД, то результат был ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ.

Ох, преподаватели частенько такое говорят, что без поллитры не поймешь  :D
Для начало надо дать определение. Можно, конечно, придумать свой термин и дать ему свое определение. Но тогда жалко ученика.
Обычно термин "близкий звук" означает, что звучание такое, что слушающему, находящемуся в т.ч. на большом расстоянии от певца, кажется, что фонация происходит близко от его ушей. Считается, что это происходит за счет хорошего резонанса, который внешне у певца проявляется в виде масочных ощущений.

В этом смысле применение сравнительного наречия "ближе" IMHO только запутывает. Кроме того, отработку позиции фонационного аппарата певца, приводящей к резонансу, следует тщательным образом отработать при распевках, и уже дальше не менять.

На счет мирового опыта... Дело в том, что я сначала придумал сужение трахеи и, сужая ее, пробовал посылать дыхание по задней стенке в параназальные полости через открытую небную занавеску, чтобы сильнее был резонанс и чтобы появились масочные ощущения - индикатор правильного формирования голоса. Общее вокальное ощущение значительно улучшилось, и звук стал более собранным, более мощным и улучшилась фонация верхних тонов, но кафедра после академа отметила сильную назализацию звука. Сами понимаете, что это плохо.

Я шел по общепринятому положению, что именно параназальные полости и являются ГОЛОВНЫМ резонатором. Но прижимание дыхания к задней стенке гортани и ее сужение давали хороший результат по комфортности интонирования более верхнего диапазона, поэтому отказываться от этого ПРИЖИМАНИЯ было НЕ ЛОГИЧНО. Я и не отказывался. И все-таки здесь было что-то не то...

Например когда я  открывал небную занавеску сильнее, то звук становился еще сильнее назализованным...!? А это все-таки не то. Да и посыл дыхания в параназальные полости приводил к форсированию звука - опять не то. В этот период я заработал кровоизлияние в левую связку!?

Вдруг мне попалась книга Гельмгольца "Полостные резонаторы", физика работы которых требовала выполнения определенных требований, как к стенкам резонатора, так и к положению источника звука по расстоянию от входа резонатора. Да и сам вход в резонатор должен был быть достаточного калибра. Параназальные полости этим требованиям НИКАК на отвечали.

Тут мне пришла идея: "А не может ли выполнять функцию резонатора трахея замкнутая СУЖЕНИЕМ СНИЗУ? Стенки трахеи - это хрящи, первое полукольцо НЕПОСРЕДСТВЕННО прилегает к перстневидному хрящу! Это было очень интересно!...

Как только кровоизлияние залечил, побежал в класс и стал проверять на практике. Смотрю РАБОТАЕТ!!!!! После внедрения этой идеи в практику кровоизлияний уже не было. За ОДНУ НОЧЬ я описал для себя возможности такого варианта. Теоретические перспективы были очень интересные и многообещающие....!

Мне стало интересно, что пишет мировая вокальная литература о формировании голоса, дыхания, опоре, резонаторах... То ли у Аникеевой, то ли у Дмитриева, то ли в вокальной педагогике я натолкнулся на ЭТУ фразу, что ВСЕ ШКОЛЫ, АБСОЛЮТИЗИРОВАВШИЕ масочные ощущения и ГОЛОВНОЕ звучание привели к гибели НЕ ОДИН ГОЛОС! И только уравновешенная "смесь" ГРУДИ и ГОЛОВЫ дает более правильный результат. (Тогда я не записал источник, так как писать книгу не собирался) Это меня настолько поразило: оказывается что абсолютизация - это путь к деградации. С точки зрения новой идеи это было логично и ЗАКОНОМЕРНО. Если "головной" резонатор - это ТРАХЕЯ, то НИЧЕГО удивительного в деградации нет: все посылы ВПЕРЕД только УДАЛЯЮТ певца от "ГОЛОВНОГО" РЕЗОНАТОРА,а следовательно и от РЕЗОНАНСА, а любое усиление артикуляции согласных фонем  будут ПОСТОЯННО только СРЫВАТЬ голос с ОПОРЫ, а звук с РЕЗОНАНСА, то есть с ГОЛОВНОГО звучания.

Вспомните рекомендацию итальянцев: Ставь голову на грудь и грудь на голову!" Это говорит о НЕРАЗРЫВНОСТИ ЗВУЧАНИЯ ГРУДИ И ГОЛОВЫ, что очень просто СОВМЕСТИТЬ, если считать, что ЗАМКНУТАЯ ТРАХЕЯ и есть ТОТ САМЫЙ НЕУЛОВИМЫЙ ГОЛОВНОЙ РЕЗОНАТОР. Здесь главное не привязываться к СЛУХОВОМУ восприятию звука, что и сбивает ВСЕХ. А рекомендации строить звук, как можно НИЖЕ!! Опять в ОБРАТНУЮ сторону - в УГЛУБЛЕНИЕ... Откройте и почитайте любые авторитетные книги и вы удивитесь как много противоречивых рекомендаций, и тем не менее очень много требований в УГЛУБЛЕНИЕ... Петь на груди, ГРУДЬЮ - это ведь тоже УГЛУБЛЕНИЕ! Петь ртом, посылать звук в зал, на зрителя - это "ПРИБЛИЖЕНИЕ" звука, а на самом деле уход от ГОЛОВНОГО РЕЗОНАТОРА. Этим вы просто ухудшаете условия формирования резонанса и его возникновения... Сплошные ПАРАДОКСЫ  воспитания голоса!!!

Когда я стал внимательно смотреть на каких частотах возникает грудное звучание и ощущения, связанные с ним, то оказалось, что так называемые частицы Пачини, отвечающие за грудное звучание и ощущения грудного звучания, реагируют на частоты ДО 300 Гц! (Ля первой октавы - 440 Гц!!!) После этого эти ощущения ИСЧЕЗАЮТ и начинают проявляться МАСОЧНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ. Таким образом, грудь, где возникает РЕЗОНАНС ВЫСОКИХ ЧАСТОТ практически НЕ ОЩУЩАЕТСЯ!!!

Я на практике стал проверять НОВУЮ ИДЕЮ и усиленно не только СЖИМАЛ ТРАХЕЮ под гортанью (Это я уже умел), но и перестал посылать звук ВПЕРЕД, В МАСКУ, в ПАРАНАЗАЛЬНЫЕ ПОЛОСТИ (Ведь по идее, если эта полость НЕ ЯВЛЯЛАСЬ ГОЛОВНЫМ РЕЗОНАТОРОМ НА САМОМ ДЕЛЕ, то зачем посылать  ТУДА звук?) Буквально на следующем академе я спел речетатив и арию Рудольфа из оперы "Луиза Миллер" и кафедра была приятно шокирована неожиданным моим взлетем. Звук был " В МАСКЕ!!!!", Был ОЧЕНЬ БЛИЗКИМ!!! Мне одна из педагогов вдруг сказала, что "так как вам (мне) поставили верхние ноты я (она) НЕ УМЕЮ!!!???" Вот когда и появилась уверенность в правоте НОВОЙ ИДЕИ с "ГОЛОВНЫМ" резонатором - ЭТО была ТРАХЕЯ!!!!

После этого академа я пел все лучше и лучше - это было УДИВИТЕЛЬНО для меня самого!!! На других неоднократно проверял - РАБОТАЕТ! Вот так стал появляться и практический опыт.

Поэтому, если педагог требует близкого звука, а углубленный считает неправильным, фактически ОН и НЕ ПОДПУСКАЕТ ПЕВЦА к МЕСТУ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЗОНАНСА - К ЗАМКНУТОЙ ТРАХЕЕ - "ГОЛОВНОМУ РЕЗОНАТОРУ" Поэтому необходимо ИЗЪЯТЬ из обихода термины "БЛИЗКИЙ" звук, как правильный и "УГЛУБЛЕННЫЙ" звук, как неправильный. Они СБИВАЮТ ПЕВЦА и вносят ПУТАНИЦУ и в умение и в понимание. Правильно говорить ЗВОНКИЙ, ЯРКИЙ звук и ГЛУХОЙ соответственно, потому что ИМЕННО В ГЛУБИНЕ необходимо искать РЕЗОНАНС!!! и звук сам полетит в зал и возникнут ЯРКИЕ МАСОЧНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ...

В этом смысле распевки должны АКТИВИЗИРОВАТЬ резонанс и не важно какие они. Не в этом их суть! Некоторые певцы и говорят о некой НАСТРОЙКЕ голосового аппарата, которая и помогает им ПОЙМАТЬ РЕЗОНАНС, а потом удержать его на всем певческом диапазоне. В конечном итоге, как говорится в пословице : "А ларчик-то просто открывался!"

Извините за пафос изложения.
« Последнее редактирование: Февраль 10, 2011, 10:28:12 от Богаченко »

Оффлайн чужой

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 693
Re: Что такое постановка голоса?
« Ответ #58 : Февраль 08, 2011, 08:22:39 »
Цитировать
Я на практике стал проверять НОВУЮ ИДЕЮ и усиленно не только СЖИМАЛ ТРАХЕЮ под гортанью (Это я уже умел),

Уважаемый Богаченко!
 А как Вам это удалось, научиться сжимать трахею?

И еще вопрос, если позволите. Вот говорят, что петь надо сверху. Вот как это Вы понимаете в свете вашей теории? Я вот почему спрашиваю - имхо, если звук идет снизу, то нота окажется в четверь-пол кирпича под нотой, крадет грудной резонатор часть тона. При этом внутри нота звучит правильно, а внешнему слушателю кажется, что слегка под нотой.

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: Что такое постановка голоса?
« Ответ #59 : Февраль 08, 2011, 20:56:38 »
...прижимание дыхания к задней стенке гортани и ее сужение давали хороший результат по комфортности интонирования более верхнего диапазона, поэтому отказываться от этого ПРИЖИМАНИЯ было НЕ ЛОГИЧНО.

У меня ощущение прнижатости потока воздуха к задней стенки гортани происходит при полном прикрытии звука (на "У"). При этом доступ в параназальные полости перекрывается поднятой небной перегородкой.


Когда я стал внимательно смотреть на каких частотах возникает грудное звучание и ощущения, связанные с ним, то оказалось, что так называемые частицы Пачини, отвечающие за грудное звучание и ощущения грудного звучания, реагируют на частоты ДО 300 Гц! (Ля первой октавы - 440 Гц!!!) После этого эти ощущения ИСЧЕЗАЮТ и начинают проявляться МАСОЧНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ. Таким образом, грудь, где возникает РЕЗОНАНС ВЫСОКИХ ЧАСТОТ практически НЕ ОЩУЩАЕТСЯ!!!


Правильно ли я Вас понял, что у Вас масочные ощущения проявляются только на высоких частотах, и там нет ощущения грудного резонанса (вклада груди) ?


Поэтому необходимо ИЗЪЯТЬ из обихода термины "БЛИЗКИЙ" звук, как правильный и "УГЛУБЛЕННЫЙ" звук, как неправильный. Они СБИВАЮТ ПЕВЦА и вносят ПУТАНИЦУ и в умение и в понимание. Правильно говорить ЗВОНКИЙ, ЯРКИЙ звук и ГЛУХОЙ соответственно

Не хочу говорить за всех вокалистов, но мне термины "звонкий/яркий" и глухой понятны, и я могу на это повлиять степенью прикрытия, а термин "близкий звук" мне в этом смысле не нравится.


« Последнее редактирование: Февраль 09, 2011, 13:34:00 от Mikky »

Оффлайн чужой

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 693
Re: Что такое постановка голоса?
« Ответ #60 : Февраль 09, 2011, 09:21:29 »
Уважаемый Богаченко!

Еще вопрос, если позволите, раз уж Вы не успели ответить.

Вот Вы пишете о том что дыхание надо пускать по задней стенке. А мне вот говорят что по передней на корни верхних зубов. Потому что если он будет идти по задней, то потеряет часть энергии из за угла который там возникает.

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 230
Re: Что такое постановка голоса?
« Ответ #61 : Февраль 09, 2011, 12:29:19 »
ПОСЫЛАТЬ ЗВУК или ПРЕДСТАВЛЯТЬ...?

Хочу обратить Ваше внимание на сообщение Михаил К на этом потоке «Что такое постановка голоса?» от: Ноябрь 10, 2008. Он пишет, что его педагог требует следующее:
Цитировать
1.   Пой середину как "голубой"
2.   Пой с конца носа
3.   Пой в космос (тот педагог, с которым занимаюсь сейчас)
4.   Ставь звук в пол ( ---""---)
5.   При пении должно быть ощущение, что (извиняюсь за выражение) ходишь в туалет по большому (один опытный певец, ветеран петербургского малого оперного театра, сказал со ссылкой на великого итальянского педагога Алесандро Барра...)
Теперь хочу отметить НЕВЕРНОСТИ которые КОНКРЕТНО уводят певца от РЕЗОНАТОРА-ЗАМКНУТОЙ ТРАХЕИ, и некоторые НЕТОЧНОСТИ, смысл который будет правильным, если поменять ДАЖЕ НЕ СЛОВО, а ПРЕДЛОГ!!

Итак, 1 пункт: «Пой середину как "голубой"». Эта рекомендация говорит о том, что звук должен быть облегченный, то есть НЕ ГРУЗИТЬ звук, что ведет к СНЯТИЮ с опоры и тем сильнее, чем «ЛЕГЧЕ» звук. Это требование противоречит, а точнее ЗАЧЕРКИВАЕТ НАПРОЧЬ пункт 4 (Ставь звук в пол ( ---""---)) и 5 пункт (При пении должно быть ощущение, что (извиняюсь за выражение) ходишь в туалет по большому) Если подумать «напряг» в этом случае тоже идет куда? … Отвечу - ВНИЗ!!

Идем дальше. 2 пункт: (Пой с конца носа). Это требование заставляет певца обратить внимание ВВЕРХ и ПРИГОТОВИТСЯ «ЗАПИХНУТЬ» еще до НАЧАЛА АТАКИ и ДЫХАНИЕ и ЗВУК в НОС… После этого они начнут пытаться выполнить рекомендацию 4 (Ставь звук в пол ( ---""---). Но хочу отметить ошибочку ТАКТИЧЕСКУЮ: Вы еще до начала сражения уже проиграли бой, потому что резонатор это ЗАМКНУТАЯ ТРАХЕЯ на пути следования фонационного дыхания. Получается, что Вы просто ТАРАНИТЕ ДЫХАНИЕМ (попросту форсируете!) ГОЛОСОВЫЕ СКЛАДКИ, а значит, и ФОРСИРУЕТЕ и ЗВУК. Следовательно, приходится НЕ ГРУЗИТЬ и ОБЛЕГЧАТЬ звук, а то можно и связки ВЫПЛЮНУТЬ…К чему это в конечном итоге может привести? Отвечу - к НАПЕВАНИЮ в большей или меньшей степени… И опять ваши усилия направлены в ОБРАТНУЮ сторону от РЕЗОНАТОРА – замкнутой трахеи.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, и возникает внутреннее ощущение, о котором пишет Михаил К. «У меня, например, на занятиях бывает, что я чувствую, что всё получилось, и педагог говорит тоже самое, но вот ЧТО ИМЕННО Я СДЕЛАЛ - ПОНЯТЬ НЕ МОГУ...

Пункт третий. (Пой в космос) Самое интересное, что педагог на занятии, я думаю, показывает этот прием правильно, но говорит ученику НЕ ТОЧНО, что и мешает его использовать совместно с правильными пунктами 4 и 5, которые ВЕДУТ К резонатору ВНИЗ. Здесь я отвечу на вопрос  «Чужого»: «Вот говорят, что петь надо сверху. Вот как это Вы понимаете в свете вашей теории?». Дело в том, что «собака зарыта» даже не в слове, а в ПРЕДЛОГЕ «В». Если петь «В» космос, то вы опять противоречите пунктам 4 и 5. Надо МЫСЛЕННО ПРЕДСТАВЛЯТЬ ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ КОСМОСА и держать его В УМЕ во время ПРОХОЖДЕНИЯ ВНИЗ (пункт 4 и 5). Понятие ВИЗУАЛЬНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ лишено СМЫСЛА ПОСЫЛАТЬ или ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ! Это представление и выполняет ТРЕБОВАНИЕ «ПЕТЬ ВЫСОКО». В этом случае с образного представления ВЫСОКОГО КОСМОСА вы МГНОВЕННО СТАВИТЕ «ЗВУК В ПОЛ» - 4 пункт и 5 там же!

Практическое задание. (Извмните за вторжение на ваши уроки)  Когда вы на уроке немного настроитесь, распоетесь, то попробуйте выполнить пункт 3 не через термин «ПОСЫЛ», а через «ОБРАЗНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ» космоса  и ЧТО при этом вам скажет ваш педагог (О ваших «экспериментах» ставить в известность педагога НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО! Вам самому надо разобраться ЧТО ЖЕ ОТ ВАС ХОТЯТ.

Отвечу на поставленный вопрос: Надо ПРЕДСТАВЛЯТЬ... особенно то, что уводит вас от РЕЗОНАТОРА - ЗАМКНУТОЙ ТРАХЕИ - ВВЕРХ, ВПЕРЕД и т.д. и т.п.

Поэтому рекомендация "Посылать звук в зал на слушателя" имеет негативную тенденцию к ФОРСИРОВАНИЮ, к УХОДУ ОТ резонатора, ПОТЕРЕ РЕЗОНАНСА и ПЛОХОЙ ОПОРЕ. Теперь ПРЕДСТАВЬТЕ ВИДЕО КАРТИНКУ "ЗРИТЕЛЬ НАХОДИТСЯ  СЗАДИ", но звук НЕ МЕНЯЙТЕ и АКТИВНО МЫСЛЕННО ПОСЫЛАЙТЕ НАЗАД, и ВСЕ негативные тенденции поменяются на ПОЗИТИВНЫЕ
На сегодня все 
« Последнее редактирование: Февраль 09, 2011, 13:47:36 от Богаченко »

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 230
Re: Что такое постановка голоса?
« Ответ #62 : Февраль 11, 2011, 01:26:12 »
Чужой: Уважаемый Богаченко!
 
А как Вам это удалось, научиться СЖИМАТЬ ТРАХЕЮ?

Отвечаю. Этот процесс не для слабонервных!
Он настолько тонок и при пении вы его не увидите, если у вас нет каких-либо ориентиров. Это определенные признаки сужения, которые необходимо научиться «видеть», которые потом можно усиливать, то есть сужать еще больше. Это упростит интонирование нот высокой тесситуры и всего диапазона.

МЕТОД САМОКОНТРОЛЯ:
Для того, чтобы вам легче было контролировать, что происходит в вашем голосовом аппарате, необходимо приставить свою ладонь лодочкой от вашего уха ко рту. (Найдите положение ладони наилучшей слышимости) Вы сможете внутренним взором «увидеть» все, что происходит в вашем голосовом аппарате. Когда вы научитесь делать это с рукой, то постепенно, по мере закрепления навыков, ее можно убирать. В начале я занимался только с рукой – так ПРОЩЕ контролировать и ВСЕ «ВИДНО».

Сразу отмечу побочные эффекты, которые могут происходить на первых порах – это появление ГОРЛОВЫХ призвуков. Это говорит о том, что вы сжимаете саму гортань. Не бойтесь этого! Представьте, что надо пройти еще НИЖЕ  и они начнут исчезать, а звук увеличиваться. При этом вы будете чувствовать себя комфортно – это физиологическая правильность. Здесь сам звук еще НЕ ВАЖЕН.

Сколько раз ваше представление о правильном звуке менялось за время вашего обучения? Отвечу: ПОСТОЯННО, особенно при смене педагога. Вы же сами не знаете, какой будет ваш звук, да и педагог тоже – «цыплят по осени считают».

Пройти еще НИЖЕ…!?
Горловые призвуки исчезнут, а звук усилится и начнет садиться на опору…
Это достигается МЫСЛЕННЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ процесса сужения в области груди (немного выше солнечного сплетения 3-5 см).

Но этого мало! Необходимо усилить эту мыслеформу (образ-представление) ОЧЕНЬ АКТИВНЫМ ПОСТУКИВАНИЕМ кончиками пальцев своей руки (кулаком) в точку груди на 3-5 см выше солнечного сплетения. Если при этом звук начинает дергаться синхронно ударам, то вы делаете правильно. То же самое можно выполнять активным ПОТРЯХИВАНИЕМ либо кончиками пальцев, либо кулаком. В этом случае вы ПРИВЛЕКАЕТЕ внимание своего ПОДСОЗНАНИЯ, своего ГОЛОСОВОГО АППАРАТА к месту на которое ОН должен обратить внимание и где должна сработать ваша мыслеформа «СУЖЕНИЕ ТРАХЕИ».

Особенность этого постукивания или потряхивания заключается в том, что чем ВЫШЕ нота, чем ГРОМЧЕ вы поете, тем СИЛЬНЕЕ и ЧАЩЕ необходимо производить это постукивание (потряхивание). Дело в том, что при пении ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН плюс ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ ФОН резко увеличивается, а на верхних тонах просто ЗАШКАЛИВАЕТ, поэтому вы просто НЕ ДОСТУЧИТЕСЬ до трахеи и ОБРАЗ-СУЖЕНИЕ не сработает…

Если вы НЕ ПРИТУШИТЕ АРТИКУЛЯЦИЮ, РОТОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ, НЕ ПЕРЕСТАНЕТЕ ВЫГОВАРИВАТЬ АКТИВНО СОГЛАСНЫЕ, то ТО, что я вам сейчас пишу НЕ ПОЛУЧИТЬСЯ!!!

Еще одна тонкость! Стучать надо НАМНОГО РАНЬШЕ, чем вы будете АТАКОВАТЬ ГЛАСНУЮ ЛЮБОГО ТОН-СЛОГА! Этим вы, как бы говорите своему голосовому аппарату, ЧТО и ГДЕ он должен сделать, а только потом атаковать гласную тон-слога (Посмотрите в моем потоке ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ СЛОГ! Что это? и зачем?). При переходе на следующую гласную следующего тон-слога необходимо производить ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЕ постукивание (потряхивание) и т.д. к следующей гласной последующего тон-слога. ОТВЛЕКАЯ ВНИМАНИЕ ОТ СОГЛАСНЫХ, вы сможете «ОБМАНУТЬ» СОГЛАСНЫЕ и АРТИКУЛЯЦИЮ и ОСТАВАТЬСЯ НА ГОЛОС-ГЛАСНЫХ.

Сразу отмечу: НЕЛЬЗЯ РАЗДЕЛЯТЬ артикуляцию и слуховое проявление согласных – это две стороны ОДНОЙ и ТОЙ ЖЕ НЕРАЗРЫВНОЙ медали! Они проявляются ОДНОВРЕМЕННО. Привести к правильному четкому слуховому "звучанию" согласные - это намного меньше чем считают многие... Поэтому они и не обращают внимания на НЕНОРМАЛЬНУЮ артикуляцию, а ЭТО как раз САМАЯ ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ работы над согласными... Вспомните, как многие педагоги требуют на высоких тонах ПРИКРЫТЬ ВЕРХНЕЙ ГУБОЙ РОТ. Они объясняют это по всякому, но что они делают?... Отвечу: этим они ПРИДЕРЖИВАЮТ артикуляционные движения! В момент атаки упрощаются условия формирования и опоры и РЕЗОНАНСА!

Дальше: признаком правильности и срабатывания будет то, что вы почувствуете РАССЛАБЛЕНИЕ ЛИЦЕВЫХ МЫШЦ. (Они же и  АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ мышцы). Это вы сможете увидеть при ПЕРЕ УДЛИНЕНИИ ГЛАСНЫХ. Сразу говорю, что это делается на текстовом материале, как РАСПЕВНАЯ ДЕКЛАМАЦИЯ  ТЕКСТА В ХРАМАХ, а не на «привычных»  для голосового аппарата распевках. (любого текста, но вначале лучше не вокального, чтобы не скатиться на привычную моторику).

Далее. Если в САМОМ КОНЦЕ пропеваемой ДЛИННОЙ гласной, вы сможете повторить эту же гласную (Удвоение гласной) «хлестким» добавлением ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ «ЗЛОСТИ-ГРОМКОСТИ», то в этот момент вы почувствуете, что вы ПРОШЛИ ГЛУБЖЕ В СПИНУ, то есть СЕЛИ НА ОПОРУ. Таким образом, вы сможете этой второй гласной ПОСТОЯННО УСИЛИВАТЬ ВОКАЛЬНУЮ ПОЗИЦИЮ, что позволит плавно «подхватить» ее СЛЕДУЮЩЕЙ ГЛАСНОЙ из следующего тон-слога. Таким постоянным «хлестким» эмоциональным УДВОЕНИЕМ любой гласной вы сможете ВОССТАНАВЛИВАТЬ ВОКАЛЬНУЮ ПОЗИЦИЮ на ТЕКСТОВОМ МАТЕРИАЛЕ, то ест петь со словами.

Еще «маленькая» оговорочка! Не делайте ПРЕЖДЕВРЕМЕННОГО ЗЕВКА! Этим вы ПРИВЛЕЧЕТЕ ВНИМАНИЕ голосового аппарата к ЗЕВКУ и ЗАБЛОКИРУЕТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ СРАБАТЫВАНИЯ ОБРАЗ-СУЖЕНИЯ в трахее! После атаки (начала фонации) гласной вы УЖЕ можете сделать и ВАШ ЗЕВОК. Он уже не помешает, если она поется на фермате. Правда при атаке следующей гласной, из следующего  тон-слога зевок опять желательно УБРАТЬ. О сомнительной пользы зевка я писал в своем потоке). (Перечитайте, если вы не согласны со мной сейчас…)

 ???Вспомните прием, который используют, опять же многие педагоги и певцы при пении верхних нот: им говорят, что на крайних верхах надо петь НА УЛЫБКЕ... Да  и не только на крайних, но и на большей части певческого диапазона. Что УЛЫБКА дает? Педагоги, опять же объясняют эту необходимость по-разному, НО... Ответьте на вопрос: В каком направлении происходит образование зева? Правильно! В ВЕРТИКАЛЬНОМ! А прием улыбки? Правильно! В ГОРИЗОНТАЛЬНОМ!!! Перед пением вы сначала делаете по рекомендации педагога ЗЕВОК, но по мере повышения вокального тона он говорит о необходимости применения приема УЛЫБКИ, и чем выше тон, тем улыбка должна быть больше. Рот РАСТЯГИВАЕТСЯ, иногда до неприличия, как у Буратино.., а щеки уши достают.  ;DСмешно!...Во первых вас это не красит, особенно девушек, а во-вторых, вы ЭТОЙ УЛЫБКОЙ УБИРАЕТЕ ЗЕВОК!!!! Сколько заморочек?  ???А не проще ли зевком не заниматься ВООБЩЕ? Там где надо, особенно в драматических местах вокальный аппарат сам БЕЗ ВАС "ПРИ-ЗЕВНЁТ" на сколько ЕМУ надо. В данном аспекте уместна пословица: "Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет!"

Пока все…
« Последнее редактирование: Февраль 13, 2011, 01:21:16 от Богаченко »

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 029
Re: Что такое постановка голоса?
« Ответ #63 : Февраль 12, 2011, 02:21:42 »
им говорят, что на крайних верхах надо петь НА УЛЫБКЕ...  Рот РАСТЯГИВАЕТСЯ, иногда до неприличия, как у Буратино.., а щеки уши достают.  ;DСмешно!...Во первых вас это не красит, особенно девушек, а во-вторых, вы ЭТОЙ УЛЫБКОЙ УБИРАЕТЕ ЗЕВОК!
Речь, в советах педагогов идет (должна идти) не об улыбке, как у Буратино, а о, скажем так, полуулыбке — совсем небольшом дополнительном разведении уголков рта с целью лучше растянуть мышцы, которые, собственно, и необходимо растянуть для пения в высоком диапазоне. Но при этом обязательно должен сохраненяться зевок (купол). Если присмотреться — с той или иной степенью заметности этим приемом пользуются многие певцы (тенора, по крайней мере). Например, Гедда говорил, что его так и учили петь — на полуулыбке. Он, собственно, так и пел.

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 230
Re: Что такое постановка голоса?
« Ответ #64 : Февраль 12, 2011, 15:31:44 »
Когда у вас голос от природы, что характерно для большинства известных певцов, то сделаете вы зевок, растяните губы в улыбке, будете активно артикулировать и т.д. и т.п., им (певцам) "до лампочки!", потому что Природа подарила их голосам такой запас прочности, что поломать его ОЧЕНЬ трудно... Гедду как учили, так он и поет... Хороший голос от природы может петь и НА ГОЛОВЕ, и если бы он так пел везде, то это не значит, что вам надо стать на голову и вы запоете, как он. Так что все и просто и сложно, и индивидуально...А вы посмотрите на итальянских певцов, лица красивые, естественные и никакой вокальной "кухни" на лицах нет!  Я же не говорю, что надо спорить с педагогом, что-то доказывать, надо просто САМОМУ хоть что-то попробовать...
Даже если вам сделают голос, вы сами не будете знать ЧТО вам сделали...
Вы со мной спорите, как будто я вас заставляю ЧТО-ТО делать и перечить вашему педагогу. Делайте что хотите! Это ваше право и ваш голос....

Еще раз хочу заметить более подробно что дает улыбка: убирает зевок, который держит гортань в более НИЗКОМ положении. При улыбке зевок убирается (в большей или меньшей степени) и гортань ПРИПОДНИМАЕТСЯ. А уже давно известно, что при подъеме гортани ее ПРОСВЕТ (диаметр поперечного сечения) УМЕНЬШАЕТСЯ!, то есть опора ВОССТАНАВЛМВАЕТСЯ. Вот вам и цепь закономерных СОБЫТИЙ..

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 230
Re: Что такое постановка голоса?
« Ответ #65 : Февраль 13, 2011, 01:19:54 »
КОГДА МОЖНО ДЕЛАТЬ "ЗЕВОК"?

По моим расчетам и опыту, в момент атаки зевок делать НЕ ЖЕЛАТЕЛЬНО,  так как это усложняет ВХОЖДЕНИЕ В ОПОРУ. Это происходит из-за того, что сам зевок ОСЯЗАЕМ а формирование опоры НЕТ, поэтому зевок в этот момент ЛУЧШЕ "ПРИТУШИТЬ" . Но только вы вошли в опору (атаковали тон), его можно применять.

Morales

  • Гость
Re: Что такое постановка голоса?
« Ответ #66 : Февраль 19, 2011, 11:16:32 »

Почитаешь такое и то ум за разум заходит.


« Последнее редактирование: Февраль 19, 2011, 18:56:31 от Morales »

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: Что такое постановка голоса?
« Ответ #67 : Февраль 19, 2011, 23:21:42 »

Почитаешь такое и то ум за разум заходит.

А  :D
Когда уже поставил голос, то это можно игнорировать. А если что-то долго не получается, человек начинает искать, как же все-таки это что-то сделать ? Может ведь доверие к преподавателю пропасть, а другого рядом нет ...

Morales

  • Гость
Re: Что такое постановка голоса?
« Ответ #68 : Февраль 19, 2011, 23:27:22 »
Ну, Mikky!  :) Вспомните классика!

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало ешь,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало!

Оффлайн Сергей З.

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 12
Re: Что такое постановка голоса?
« Ответ #69 : Апрель 06, 2011, 17:57:28 »
Для качественного педагогического процесса нужно привлекать специалистов из разных областей


"Труд", №48, 2011

Настройщик голоса


В воскресенье на радио «Эхо Москвы» в совместной с «Трудом» программе «Послужной список» ведущие говорили о работе фониатра.
«Звездные» врачи

Фониатрия — сравнительно молодое направление отоларингологии и вокальной педагогики. Врач-фониатр занимается профилактикой и лечением нарушений, а также развитием возможностей голоса.

Основные пациенты фониатра — это люди голосо-речевых профессий, то есть те, для кого проблемы с голосом могут обернуться нетрудоспособностью. Часто эти специалисты работают со звездами эстрады и артистами оперных театров, хоров, актерами, дикторами и политиками. Отдельная, не столь многочисленная группа пациентов фониатра — это воспитатели и педагоги, поскольку нагрузка на голосовые связки у представителей этих профессий тоже очень велика. Обращаются к фониатрам также и люди, не связанные с голосо-речевыми профессиями, — это и менеджеры, и продавцы, и работники шумных производств.

Часто фониатр, работающий с артистами, для которых голос — основной рабочий инструмент, также выполняет и функцию фонопеда. Фонопед — специалист, который занимается не медикаментозным лечением, а постановкой голоса с помощью специальных упражнений.
И врач, и лингвист

Фониатр — чрезвычайно редкая специальность. Такой специалист есть не в каждом регионе. Часто их функции берут на себя врачи-отоларингологи.

Фониатру для успешной работы необходимо обладать знаниями в разных областях медицины, в том числе неврологии, эндокринологии, а кроме того, в акустике, лингвистике и психологии.

Этим специалистам также необходимо уметь работать со сложным фониатрическим оборудованием. Есть специальные методы исследования голосовых расстройств, не использующиеся никем, кроме фониатров. К таким методам относится, например, ларингостробоскопия. Эта процедура проводится на специальном аппарате, работать с которым может только профессиональный фониатр.

Фониатры — это врачи-отоларингологи, которые прошли специальную подготовку. Получить подготовку в области фониатрии можно на факультете усовершенствования. Базовую же специальность можно получить в любом медицинском вузе на кафедре отоларингологии.

В нашей стране существует два ведущих фониатрических центра — в Москве и Санкт-Петербурге. Там можно приобрести знания по фониатрии и повысить свою квалификацию. Еще один важный источник знаний для фониатра — различные симпозиумы и конференции, посвященные многочисленным проблемам и новшествам.

Некоторые фониатры также получают дополнительное музыкальное образование, которое позволяет работать с голосом более успешно.
Психологическая подготовка

Для того чтобы успешно работать с пациентом, врач должен знать все о его жизни, поскольку на голосе отражаются также и психологические факторы. Важно также, чтобы врач разговаривал с пациентом на одном языке, поэтому фониатру необходимо знать вокальные термины, разбираться в акустике и вокальной педагогике.

Чаще всего к фониатру обращаются с жалобами на сухость и першение в горле, изменение тембра голоса, одышку во время разговора, ком в горле и потерю голоса.

При охриплости или потере голоса необходимо первым делом установить причину изменений. Этим и занимается фониатр. По статистике, чаще всего проблемы с голосом пациенты испытывают из-за курения и алкоголя.

Следующая по частоте причина — вирусные инфекции. Также часто в кабинете фониатра оказываются любители покричать. Люди, разговаривающие на повышенных тонах по долгу службы, и те, кто привык выяснять отношения с помощью крика, рискуют рано или поздно заработать проблемы со связками.
Дефицит специалистов

Как отмечают специалисты, за последние несколько лет число людей, страдающих заболеваниями голоса, существенно возросло. Так, например, проблемы с голосом испытывают примерно 65% учителей.

Поскольку профессия фониатра очень редкая, ее представители без работы не сидят. Работать врач-фониатр может как в государственной или частной клинике, так, например, и в театре, где будет заниматься диагностикой и лечением артистов. В частных клиниках зарплата существенно выше. В среднем хороший фониатр в крупном городе может получать 35–40 тысяч рублей. Тем специалистам, которые работают в государственных клиниках, зачастую приходится заниматься совместительством.


Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: Что такое постановка голоса?
« Ответ #70 : Апрель 06, 2011, 19:51:03 »
Интересно, я ничего не слышал ни про московский, ни про питерский фониатрические центры !

Оффлайн Сергей З.

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 12
Re: Что такое постановка голоса?
« Ответ #71 : Апрель 07, 2011, 17:16:29 »
Интересно, я ничего не слышал ни про московский, ни про питерский фониатрические центры !

Города-то большие, за всеми организациями там не уследишь

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 230
Re: Что такое постановка голоса?
« Ответ #72 : Апрель 08, 2011, 13:11:53 »
Если говорить о фониаторах, то их работа заключается в приведении в порядок (излечении) голосового аппарата, элементами которого являются прежде всего голосовые складки, трахея, глотка ... Но вот постановка голоса - это совершенно другое. Чтобы было понятно - вылечить голосовой аппарат это не значит научить петь. Сами врачи, как правило далеки от проблем постановки голосов, разве что, если врач сам поет, что встречается очень редко. Это надо понимать и не строить иллюзий с точки зрения постановки голоса.

 В ларингостробоскопии используется стробоскоп, который мигает синхронно колебаниям голосовых складок и врач может видеть в зеркальце, как бы неподвижные голосовые складки в любой момент их смыкания. Это помогает увидеть, как смыкаются голосовые складки: полностью или нет, может быть одна связочка работать не так как другая, что помогает выявить скрытые проблемы голосовых складок. Считайте что вы можете видеть работу голосовых складок в стоп-кадре. Но это практически все. Я конечно не врач, но сколько я не обращался к врачам фониаторам, ответить на проблемы в постановке голоса они не могут.

В Киеве есть или был (Это было лет 15 назад) врач-певец Тринос, но я не помню, чтобы он теоретизировал постановку голоса, его даже это особенно не интересовало. У него были аппараты (не знаю какие), но которые позволяли контролировать процесс возникновения, я думаю резонанса,и глядя на экран этого прибора певец визуально контролировал на практике процесс "попадания" в голос. Что происходило в этот момент внутри подопытного певца ни певцы и не Тринос не понимали...
« Последнее редактирование: Апрель 09, 2011, 17:44:26 от Богаченко »

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: Что такое постановка голоса?
« Ответ #73 : Апрель 08, 2011, 17:00:00 »
У него были аппараты (не знаю какие), но которые позволяли контролировать процесс возникновения, я думаю резонанса,и глядя на экран этого прибора певец визуально контролировал на практике процесс "попадания" в голос. Что происходило в этот момент внутри подопытного певца ни певцы и не Тринос не понимали...

Надеюсь, эту аппаратуру не внутрь горла запихивали ?

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 230
Re: Что такое постановка голоса?
« Ответ #74 : Апрель 09, 2011, 01:11:39 »
Нет!  На гортань снаружи прикладываются ларингофоны, которые улавливают вибрации голосовых складок и синхронно вибрациям подаются импульсы на стробоскоп и он освещает голосовые складки короткими импульсами. В этот момент фониатр марлевой салфеткой держит пациента за язык, а при помощи сферического зеркальца смотрит работу складок. Конечно, петь певец не может. Он тихо пищит, меняя тон звука, в результате чего фониатр может видеть как работают различные части голосовых складок: на низком пищании смыкаются толстые края голосовых складок - ближе к передней части гортани, на высоком писке он видит как смыкаются фальцетные края складок - к задней части гортани. Это используется в том случае, если певец чувствует какой-то дискомфорт, а визуальных изменений на голосовых складках фониатр не видит... Это может быть, если  у фониатора низкая квалификация, маленький опыт, потому что хороший фониатр, с хорошим зрением и на глаз видит несмыкание или асинхронизм работы двух складок...

Чтобы "увидеть" реальную картину работы голосового аппарата и голосовых складок в частности необходимо использовать ренгеноскопию во время пения или другие методы, не требующие вмешательства внутрь рта, глотки, трахеи... в момент пения.