Автор Тема: Татьяна Шмыга  (Прочитано 15111 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 393
    • Андрей Ковалев
Татьяна Шмыга
« : Январь 02, 2009, 20:52:16 »
31 декабря уже прошедшего года прошла очередная юбилейная дата бессменной примадонны оперетты Татьяны Шмыги. Т.Шмыга до сих пор выходит на сцену своего родного московского театра оперетты в спектаклях "Катрин" и "Джейн", побив всевозможные рекорды. Ее творческий путь вместил в себя очень многое: ее роли стали поистине живым свидетельством поисков, свершений, на которые была богата жизнь московской оперетты 50-80-х гг. Свой гениальный стартовый "запал" Т.Шмыга выдала стремительно и победно в первое десятилетие работы в театре, совпавшее с временем художественного руководства труппой Владимиром Канделаки. Именно в эти годы Т.Шмыга сыграла главные роли в советских опереттах "Белая акация", "Поцелуй Чаниты", "Цирк зажигает огни", "Севастопольский вальс", классике - "Фиалка монмартра", "Бал в Савое", "Летучая мышь"(если не путаю). Потом в репертуар Шмыги прочно вошел мюзикл ("Моя прекрасная леди", "Вестсайдская история", "Белая ночь"). И наконец во второй половине 70-х появились, пожалуй, самые необычные роли, как для самой актрисы, так и для театра в целом - Любовь Яровая ("Товарищ Любовь"), Роксана ("Неистовый гасконец").  Трудно однозначно определить жанры обоих спектаклей. Но не побоюсь заметить, что это были настоящие спектакли-шедевры, равных которым найти на этой сцене, пожалуй, трудно. "Товарищ Любовь"... Казалось бы официозная революционная тема, типичный спектакль к очередной "дате", но это было настолько талантливо, искренне и глубоко поставлено и сыграно, что трудно удержаться от самых восторженных слов и в адрес постановщика Ю.Петрова, и всех исполнителей. И прежде всего, в адрес исполнительницы главной роли Татьяны Шмыги. "Неистовый гасконец" с музыкой Кара Караева и литературной основой Э.Ростана ("Сирано де Бержерак") своим драматическим содержанием и  трагической развязкой вообще поначалу шокировал постоянных зрителей театра оперетты. Но это был на редкость во всех отношениях гармоничный спектакль, где воедино были слиты потрясающий мелодизм Кара Караева, внутренняя динамика сценического решения Ю.Петрова и И.Барабошова, цветовое оформление художника П.Кириллова, замечательный дуэт Т.Шмыги и Г.Васильева.
Жаль, что упомянутые спектакли не являются достоянием нынешнего молодого поколения, так как не были записаны на пленку...
Здоровья, радости, неиссякаемого творческого запала замечательной примадонне!

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 393
    • Андрей Ковалев
Re: Татьяна Шмыга
« Ответ #1 : Январь 26, 2009, 12:34:31 »
Смотрел по телевизору юбилейный вечер Т.Шмыги. Больше всего поразило исполнение дуэта из о-ты "Сильва", где партнером нашей примадонны вновь стал Герард Васильев. Две крупнейших творческих личности, замечательный актерский дуэт, сложившийся еще на рубеже 60-70-х. И в какой прекрасной творческой форме. Подумать только, как им удалось сохранить свои голоса, звучавшие свежо и молодо!

Оффлайн Svetlanabukki

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 70
Re: Татьяна Шмыга
« Ответ #2 : Февраль 08, 2009, 11:59:53 »
Я когда-то давно много слушала и видела Татьяну Шмыгу и Герарда Васильева. А сейчас не могу нигде найти записей этих замечатель
ных артистов. Может кто-нибудь даст ссылки (если они есть)?
   С уважением Svetlanabukki

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 393
    • Андрей Ковалев
Re: Татьяна Шмыга
« Ответ #3 : Февраль 08, 2009, 16:06:37 »
Я когда-то давно много слушала и видела Татьяну Шмыгу и Герарда Васильева. А сейчас не могу нигде найти записей этих замечатель
ных артистов. Может кто-нибудь даст ссылки (если они есть)?
   С уважением Svetlanabukki
http://shmyga.narod.ru/audiozapisi.html  Наслаждаетесь!

Оффлайн Svetlanabukki

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 70
Re: Татьяна Шмыга
« Ответ #4 : Февраль 08, 2009, 20:10:15 »
Спасибо большое! Спешу скачать и послушать.
 С благодарностью Svetlanabukki.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Татьяна Шмыга
« Ответ #5 : Февраль 03, 2011, 19:42:53 »
Татьяну Шмыгу поместили в реанимацию

http://www.aif.ru/culture/news/78764

Татьяна Шмыга находится в реанимации в тяжелом состоянии

24 января 2011 года

актрисе стало хуже


Врачи Боткинской больницы Москвы сегодня сообщили, что их пациентке, известной певице Татьяне Шмыге, которая ранее была госпитализирована из-за проблем с ногой, стало хуже. «В конце прошлой недели ей стало хуже, и ее перевели из сосудистой хирургии в реанимацию», - говорят они.

Народная артистка СССР уже несколько месяцев страдает из-за проблем с сосудами. Ей провели ряд серьезных операций и последующих за ними процедур. Последняя - ампутация ноги - дала осложнения, напоминает РИА Новости. «С ней произошла большая трагедия, и она запретила рассказывать что-либо о своем горе», - рассказал муж певицы композитор Анатолий Кремер.

Татьяна Шмыга - единственная в России актриса оперетты, получившая звание «Народная артистка СССР». Она удостоена Государственной премии РСФСР имени Глинки, награждена орденами «Знак Почета», «Трудового Красного Знамени» и «За заслуги перед Отечеством» III степени. Татьяне Шмыге 81 год.

--------------
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Скончалась Т.Шмыга
« Ответ #6 : Февраль 03, 2011, 20:25:53 »
Скончалась звезда советской оперетты Татьяна Шмыга



Народной артистке СССР было 82 года

http://www.stav.kp.ru/online/news/824766/

В последнее время дива оперетты перенесла несколько сложных операций

Наталья МАРГИЕВА — 03.02.2011 18:15

Знаменитая актриса оперетты, театра и кино Татьяна Шмыга в четверг скончалась в Москве на 83-ом году жизни.
 
Проблемы со здоровьем у Татьяны Ивановны, которая родилась 31 декабря 1928 года в Москве,  начались в апреле 2009 года. Ей было сделано несколько сложных операций и одна из последних – ампутация ноги – дала осложнения. После того, как у актрисы отняли ногу, врачи диагностировали у нее проблемы с сосудами.
 
В последнее время состояние королевы оперетты резко ухудшилось. Несколько месяцев она провела в отделении сосудистой хирургии, но, увы, лечение не дало положительных результатов. Шмыгу экстренно перевели в реанимацию.
 
Все это время рядом с певицой находился ее муж, композитор Анатолий Кремер. Врачи оценивали состоянии народной артистки как крайне тяжелое.
 
Всенародная слава к Шмыге пришла после фильма «Гусарская баллада», где она блистательно сыграла роль французской звезды Жермон. А еще были яркие спектакли с ее участием - «Сильва», «Летучая мышь», «Веселая вдова», «Цирк зажигает огни»...
 
Татьяна Шмыга была единственной в России актрисой оперетты, получившей звание "Народная артистка СССР" и удостоенной Государственной премии России им. М. Глинки. Она также была награждена орденами "Знак Почета", "Трудового Красного Знамени" и "За заслуги перед Отечеством" III степени.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 393
    • Андрей Ковалев
Re: Татьяна Шмыга
« Ответ #7 : Февраль 03, 2011, 23:26:10 »
Да. Прямо потрясение... И главное ведь  в жанре оперетты Татьяна Шмыга - единственная, кто обладала талантом ТАКОГО масштаба. Искрометный голос, удивительная пластика, виртуозность и неповторимое обаяние, душевность, безупречный вкус, полетное слово. И хотя оперетта, казалось бы, жанр достаточно "приземленный", искусство Татьяны Шмыги, рискну заметить, неизмеримо выше, чем обычное чувство наслаждения. удовольствия. Мне лично Татьяна Шмыга представляется мессионером высокого искусства, без которого мир, наверное. давно бы перестал существовать. Светлая память великому мастеру!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Татьяна Шмыга
« Ответ #8 : Февраль 12, 2011, 19:46:36 »
07.02.2011, 16:22

Татьяну Шмыгу похоронили на Новодевичьем кладбище

http://www.lenta.ru/news/2011/02/07/shmyga/

Артистка оперетты, театра и кино Татьяна Шмыга была похоронена на Новодевичьем кладбище в понедельник, 7 февраля, сообщает ИТАР-ТАСС.

Прощание с Татьяной Шмыгой проходило в театре "Московская оперетта", с которым артистка сотрудничала на протяжении почти 60 лет. Почтить ее память пришли сотни людей.

Татьяна Шмыга училась в музыкальном театральном училище имени Глазунова и в ГИТИСе. В 1953 году она устроилась в Московский театр оперетты. Ее дебютной работой стала роль Виолетты в "Фиалке Монмартра". Позже Шмыга принимала участие в таких постановках как "Летучая мышь", "Веселая вдова" и "Граф Люксембург".

Актриса также снималась в кино (например, в "Гусарской балладе" Эльдара Рязанова) и принимала участие в драматических постановках. Татьяна Шмыга является единственной актрисой оперетты, удостоенной звания народной артистки СССР.

Шмыга скончалась 3 февраля 2011 года. Ей было 82 года.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 393
    • Андрей Ковалев
Re: Татьяна Шмыга
« Ответ #9 : Декабрь 21, 2013, 23:33:59 »
Не за горами 85-летний актрисы, ставшей уже не простой легендой, но чем то неизмеримо выше. Видимо. к этой дате приурочен и новый фильм, созданный  в память о Татьяне Шмыге http://www.youtube.com/watch?v=8TMvSpJiZNs 
Он значительно отличается от прежних фильмов и передач, созданных при жизни актрисы. Фильм называется "Дитя веселья и мечты" (цитата из советского текста "Карамболины"). но на самом деле он получился грустным. Фильм рассказывает о Шмыге, скорее  не как об актрисе, а как о человеке и о самых близких людях, которые были вместе с Татьяной Ивановной последние годы, люди, которые потеряли близкого человека. Как-то заметно постарел ее муж А.Кремер.
В фильме использовано много  видеохроники из личного архива друзей Т.Шмыги, поэтому многие кадры, преимущественно касающиеся бытовой обстановки актрисы, зрители увидели впервые. Конечно же были показаны и многие хорошо знакомые нам кадры - фрагменты из старых спектаклей и фильмов, но почти после каждого искрометного номера за кадром вновь и вновь раздается грустный голос о том. какой ценой все это доставалось Шмыге.
Все это понятно. Творческий путь любого большого артиста неоднозначен. Шмыга свою замечательную автобиографическую книгу назвала "Счастье мне улыбалось". И действительно, вся книга словно пронизана лучезарным взором и доброжелательной интонацией актрисы. Сколько добрых слов она высказала в адрес своих старших и младших коллег, учителей. близких! Писала она и о разного рода огорчениях, неудачах, но все это не воспринималось как заунывная драма. Всепобеждающий оптимизм актрисы всегда брал верх над разного рода неурядицами. И видимо авторы фильма решили досказать то, что сама Шмыга никогда бы не высказала вслух. Вопрос только в том, нужно ли было это делать и для кого?
Для меня лично Шмыга интересна прежде всего как величайшая звезда оперетты. О сущности ее таланта я писал в предыдущих сообщениях. Конечно же радостно, что она уже в довольно зрелом возрасте обрела свое тихое семейное счастье, но ее творческий союз с А.Кремером,  имея в виду главные роли в написанных им музыкальных спектаклях "Катрин", "Джулия Ламберт" и "Джейн", думаю. не идет ни в какое сравнение с ее прежними достижениями на сцене московской оперетты. Как актриса Шмыга состоялась в период руководства труппой В.Канделаки, и вовсе не потому, что была его женой. Кто не помнит "Белую акацию", "Поцелуй Чаниты", "Цирк зажигает огни", "Севастопольский вальс" со Шмыгой в главной роли? И из дуэт с Канделаки в "Поцелуе Чаниты". Вот воистину звездная пара!  В фильме же про этот период сказано как-то мимоходом,    и не без доли иронии, имея в виду, что Шмыга преимущественно выступала в советской оперетте с посредственным содержанием. И что интересно авторы фильма иллюстрируют этот "пассаж" дуэтом из замечательной советской оперетты "Севастопольский вальс" с Ю.Богдановым! Как видно, тенденциозность фильма налицо.
Были у Шмыги и две, не побоюсь сказать, выдающиеся роли - Любовь Яровая и Роксана в "Неистовым гасконце". Но об этом в фильме, разумеется,  ни слова.

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Re: Татьяна Шмыга
« Ответ #10 : Декабрь 25, 2013, 17:27:33 »
Посмотрел фильм - не то что невеселый, а попросту тяжелый. Пожилые родственники и друзья говорят в прошлом как-будто не только о Татьяне Ивановне, а о жизни вообще. Мне показалось странным, что о певице, которую любил весь театр, из артистов в фильме рассказывает только Юрий Петрович - ведь в театре до сих пор служит и активно выступает "старая гвардия" - Варгузова, Мишле, Твердохлебов,... - и им наверняка есть что вспомнить.

Тяжело еще и потому, что я вспомнил и заново пережил день смерти Татьяны Ивановны. В тот день я был в оперетте, давали Кальмана... уж и не помню что именно, но было весело, и домой возвращался в отличном настроении. А после позвонили друзья из театра и сообщили... Нет, я знал, что Татьяна Ивановна уже долгое время в больнице, в тяжелом состоянии - театр и лично артисты помогали, чем могли, Анатолий Львович практически неотлучно находился в больнице. Все было известно. Но ощущение было сродни лейтмотиву, с которого я начал - что ушла целая эпоха. В театре не должно быть такого чувства, поскольку театр живет тем, что спектакль должен продолжаться в любой ситуации. Видимо, наложилось современное плачевное состояние театра и в целом жанра оперетты, а уход Татьяны Шмыги стал для меня, как это ни пафосно звучит, символом окончания времени оперетты.

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 393
    • Андрей Ковалев
Re: Татьяна Шмыга
« Ответ #11 : Декабрь 26, 2013, 20:30:20 »
Частично с Вами согласен, правда объявленный Вами рубеж я бы отодвинул примерно на 20-30 лет раньше, когда еще создавались новые произведения, пусть не совсем оперетты в классическом смысле, но вполне приличные музыкальные спектакли.   Сегодня же, как и в опере процветают "фантазии на темы" типа абусалимовской "Веселой вдовы" и "Фиалки Монмартра".  Считаю просто недопустимым исполнять "Веселую вдову" в джазовой манере (говорят Э.Д.Абусалимов очень любил джаз), имея в виду не только оркестровку. но и темпы, ритм. Это уже другое произведение, другой жанр.
А Шмыга, конечно же звезда первой величины, ярчайшая творческая личность, но думаю, будет не правильно с ее кончиной подводить какой-то рубеж всему жанру. Тем более, что последние 20-25 лет Шмыга играла только в спектаклях А.Кремера, которые вряд ли можно считать эталоном оперетты.

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Re: Татьяна Шмыга
« Ответ #12 : Декабрь 27, 2013, 13:10:41 »
В канун 85-летия со дня рождения Татьяны Ивановны Шмыги кратко скажу, ЧТО значит для меня эта выдающаяся певица. Фактически, она ни много ни мало открыла мне дорогу к любви к музыке! Ведь с чего начался мой путь? С юбилейного вечера Татьяны Шмыги, который показали по телевизору 24 января 2009 года. Дуэт "Помнишь ли ты" для меня прмечателен тем, что услышав по телевизору именно его в исполнении Татьяны Шмыги и Герарда Васильева, я в начале 2009 года неожиданно для себя полюбил музыку и захотел сначала ходить в оперетту - это уже потом я услышал Амелию в исполнении великолепной Ольги Терентьевой и дуэт Лакме в исполнении обеих сестёр и моментально полюбил оперу, но о посещении "Шедевров оперной классики" 4 апреля я задумался (и вообще узнал об этом концерте) только благодаря тому, что стал (временно) поклонником оперетты, любовь к которой началась с дуэта "Помнишь ли ты". И я мечтал поблагодарить Татьяну Шмыгу, которой перед тем юбилейным вечером исполнилось 80 лет, за то, что именно она зажгла во мне любовь к музыке в целом. Но моим мечтам не суждено было сбыться - пусть и не оперной, но великой певицы, к сожалению, уже нет с нами. Моей "путеводной звездой" стала  Елена Геннадьевна Зайцева, которой я с самого первого раза очень восхитился. Она мне очень нравилась в 2009 году, я с большим нетерпением ждал мероприятий с её участием. Сейчас я уже давно не хожу на оперетты и ни за что не пойду (с февраля 2010 года посещение Московской оперетты стало крайней редкостью, а с сентября 2011 года я вообще там не был ни разу). Однако я всегда очень рад услышать и этот дуэт, и другие знаменитые фрагменты оперетт в исполнении оперных артистов. Если только "лёгкий жанр" занимает небольшую часть программ музыкальных мероприятий.

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Татьяна Шмыга
« Ответ #13 : Декабрь 29, 2013, 17:43:13 »
31 декабря 2013 20:00
«Концертный зал радио "Орфей"» К 85-летию Т.И.Шмыги. И.Кальман оперетта «Баядера»
В главных партиях – Т. Шмыга, Л. Белобрагина, А. Моксяков, А. Ширвиндт, А. Миронов. ЭСО ВР и Т п/у Ю. Силантьева.
http://www.muzcentrum.ru

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 393
    • Андрей Ковалев
Re: Татьяна Шмыга
« Ответ #14 : Декабрь 31, 2013, 23:13:35 »
Новогоднее поздравление от несравненной Татьяны Шмыги, а также юбиляра года Юрия Богданова (1923-1996) http://www.youtube.com/watch?v=HTxml71xfZk

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Re: Татьяна Шмыга
« Ответ #15 : Январь 06, 2014, 21:53:30 »
А Шмыга, конечно же звезда первой величины, ярчайшая творческая личность, но думаю, будет не правильно с ее кончиной подводить какой-то рубеж всему жанру.

Конечно же, я имел в виду не объективный рубеж, а условность, связанную с личным ощущением, долгое время копившимся.

правда объявленный Вами рубеж я бы отодвинул примерно на 20-30 лет раньше, когда еще создавались новые произведения, пусть не совсем оперетты в классическом смысле, но вполне приличные музыкальные спектакли

Ну, новых "народных" опер со времен "Турандот" не появилось, а театры заполняются по сей день. Так что если, в порядке бреда, в Москве объявится театр, в репертуаре которого будут гонять по кругу Кальмана, Оффенбаха и Легара, поставленных в классическом ключе и с исполнителями уровня 50-60-70-х - вернется и лом в кассы за билетами. Правда, и сейчас у Московской оперетты нередко бывают аншлаги. Я ведь довольно часто по сей день бываю в Московской оперетте (в основном, ради "старой гвардии", конечно). Так вот через два раза на третий только контрамарки друзей-артистов помогают попасть в зал, и заполнение - под люстру (где, кстати, подзвученные голоса звучат заметно благороднее, чем в партере).

Но упадок в театре, конечно чувствуется во всем - и в постановках, и в уровне исполнения, и в интерьере. Я ума не приложу почему оперетта, бешено популярная полвека назад не только в СССР, а в мире, сейчас везде фактически умирает как жанр. Почему в какой-то момент не состоялась смена поколения звезд, и заслуженные (то есть Народные!) уходят, а о тех, кто номинально идет им на смену, говорить в восторженных словах совесть не позволяет - при всей моей любви к оперетте и при всей моей снисходительности, привычно включающейся как только переступаю порог Московской оперетты. Эти мысли, конечно, добавили грусти, когда за предновогодним столом я вспоминал юбилей Татьяны Ивановны. Вечная ей память.

Оффлайн Budenovetz

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 180
Re: Татьяна Шмыга
« Ответ #16 : Январь 06, 2014, 22:51:39 »
Да, оперетта представляет собой архивный жанр.
Поддерживать эту традицию надо.
Хорошо, что продолжают исполнять Штрауса, Кальмана и Легара.
Я сильно недоволен, что забыты оперетты отечественных авторов, Дунаевского в первую очередь, но и других авторов тоже.

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Re: Татьяна Шмыга
« Ответ #17 : Февраль 03, 2016, 21:58:39 »
Сегодня исполняется пять лет с того дня, как не стало Татьяны Ивановны Шмыги. Вечная память великой артисике. Не могу здесь сегодня не написать, учитывая роль Татьяны Ивановны в становлении моей любви к Музыке.

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 393
    • Андрей Ковалев
Re: Татьяна Шмыга
« Ответ #18 : Февраль 03, 2016, 22:27:09 »
Казалось бы добавить нечего, все сказано выше. И хочется надеяться, что творчество Татьяны Ивановны Шмыги неизменно будет путеводной звездой для новых поколений, а ее личность эталоном служения искусству.

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 393
    • Андрей Ковалев
Re: Татьяна Шмыга
« Ответ #19 : Июнь 24, 2016, 20:51:18 »
На тему о творчестве Татьяны Шмыги защищена выпускная квалификационная работа студентки V курса АХИ имени В.С.Попова Анастасии Ефимовой "Творческий путь Татьяны Шмыги".  Анастасия закончили АХИ по специальности "музыкально-театральное искусство" и специализируется как вокалист по жанру оперетты. Благодаря этому. наконец-то удалось в стенах академического музыкального заведения писать научную работу о жанре оперетты и о самой знаменитой представительнице этого жанра. Ведь не секрет. что музыковеды нередко брезгуют этим жанром. отдавая его "на откуп" театроведам. С согласия выпускницы, предлагаю вниманию форумчан фрагменты текста второй главы этой работы, где рассматриваются четыре этапных роли Т.Шмыги: Тоня ""Белая акация"), Эзиза ("Моя прекрасная леди"), Роксана ("Неистовый гасконец"), Катрин ("Катрин").

2 глава.   Этапные роли в творчестве Т.И.Шмыги
Татьяна Шмыга за свою долгую карьеру артистки Московской оперетты сыграла множество самых разноплановых ролей в спектаклях, многие из которых далеко не всегда укладываются в привычные рамки жанра оперетты. Поэтому, трудно выделить наиболее яркие и значимые образы. Так,  например, телевидение давно уже раз и навсегда определило «визитную карточку» выдающегося мастера — знаменитую «Карамболину» из «Фиалки Монмартра» И.Кальмана в постановке 1969 г., о чем сама Татьяна Ивановна не без иронии писала: «Какую бы передачу обо мне ни делали – обязательно в ней прозвучит “Карамболина” … словно ничего другого в жизни я не пела».  Однако, чтобы наиболее полно представить ее творчество разных творческих периодов, выделим четыре ее роли — Тони Чумаковой (И.Дунаевский «Белая акация»), Элизы Дулиттл (Ф.Лоу «Моя прекрасная леди»), Роксаны (К.Караев «Неистовый гасконец»), Катрин (А.Кремер «Катрин»). Эти работы выбраны не случайно. Образ Тони Чумаковой, одна из первых ролей Шмыги на сцене театра,  открыл путь талантливой актрисе к ролям современниц, девушек, стоящих перед нравственным выбором, диктуемым обстоятельствами как личного, так и масштабного характера. Так, например, от «Белой акации» тянется нить к такой выдающейся работе Татьяны Шмыги, как образ Любаши Толмачевой  (К.Листов «Севастопольский вальс»), девушки-бойца,  вчерашней школьнице, которая в суровых жизненных обстоятельствах героической обороны Севастополя сумела проявить лучшие черты, свойственной советской девушке того времени, умевшей «и воевать и любить».   Элиза Дулиттл — первый опыт в жанре американского мюзикла. За ним вскоре последовали «Вестсайдская история» Л.Бернстайна, «Белая ночь» Т.Хренникова, «Товарищ Любовь» В.Ильина. Эти спектакли носили самые разные жанровые подзаголовки, типа «музыкальная хроника», «музыкальный спектакль», но в целом, их, пожалуй,  можно отнести к разновидностям мюзикла. Неизменной исполнительницей главных ролей этих спектаклей была Татьяна Шмыга.
            Одной из вершин данного жанра как в творчестве Шмыги, так и всего театра можно считать  спектакль «Неистовый гасконец» на музыку К.Караева, где Шмыга создала лирико-драматический, совсем «не опереточный» образ Роксаны. Наконец, участие в главной роли оперетты А.Кремера «Катрин» ознаменовало поздний этап в творчестве Шмыги (с середины 80-х гг. XX века до конца жизни актрисы), связанный с творческим сотрудничеством с мужем, композитором и дирижером Анатолием Кремером.     
 2.1. 50-60-е годы. Тоня Чумакова из оперетты И.Дунаевского «Белая акация» и Элиза Дулиттл (Ф.Лоу «Моя прекрасная леди»)


«Белая акация» - жизнерадостная, светлая, полна шуток и комедийных ситуаций оперетта, написанная на либретто В. Масса и М. Червинского, к сожалению, стала одним из последних сочинений великого мастера. Он даже не успел закончить несколько последних номеров. По его наброскам музыку закончил композитор К. Молчанов. Из-за того, что он болел, практически не выходил из дома и поэтому не смог приехать на прослушивание, Татьяна Ивановна  сдавала партию Тони … по телефону. В кабинет главного дирижёра Г.А. Столярова пригласили Т.И. Шмыгу и концертмейстера А.А. Ларину.  Дунаевскому достаточно было услышать несколько номеров, после чего он выразил своё удовлетворение по поводу главной героини и её голоса: «Достаточно, мне очень понравилось». Думается, что подобная похвала начинающей артистке от гения данного жанра дорогого стоила.

Главная героиня – Тоня Чумакова, скромная одесская девочка, тайно влюблённая в капитана китобойного судна Костю, который в свою очередь жених подруги Тони -  беспринципной и своенравной Ларисы. Дунаевский прекрасно выписал характер Тони, в ее партии выписаны  и лирически  задушевная «Песня об акации», и полная горячего чувства любви к родному городу «Песня Тони об Одессе», и замечательные номера в ансамбле с другими персонажами, как например, Трио Тони, Саши и Лёши «Ты помнишь, как хотели». В них она была нежной, робкой и при этом самоотверженной в своей любви. Но при этом оставалась и озорной, весёлой девчонкой.
Татьяне Шмыге с лёгкостью удалось передать характер Тони. Её роль полностью совпала с актёрской природой самой Татьяны Ивановны. Её отличала тонкая одухотворённость внутреннего облика. Тоня поражала своей узнаваемостью – простодушная и весёлая, полная жизненной энергией, обладающая подлинным, а не показным достоинством, доверчивая, улыбчивая девочка в матроске. И ещё одно свойство своих юных современниц смогла с лёгкостью показать  Шмыга, то, которым в полной мере обладала сама: её гороиня была интеллегентна.  Она не позволяла себе рассказать капитану Косте, что её невеста бегает с другими ухажерами, вместо этого она помогала Ларисе, прикрывала её. А когда они были на судне, от лица Ларисы она отправляла Косте телеграммы, хотя сама невестка даже не вспоминала о женихе. Оперетта, не теряя своей специфики, обрела трепетную человечность, приблизилась к реальным основам жизни, а Татьяне Шмыге, не смотря на условности жанра оперетты удалось достоверно психологически раскрыть образ своей героини.

Имея столь благодатный вокально-драматургический материал, Шмыга  поражала зрителей не только своим голосом, но и пластикой. Казалось, невозможно себе представить другую актрису, в роли Тони. Настолько чутко Шмыга передала любовь, верность, благородство и девичий задор своей героини. Её голос – звонкий, яркий, светлый, звучит очень легко и свободно. Например, своего рода «лирический центр» оперетты «Песня об акации» у Шмыги звучит очень мягко, трепетно, мечтательно и задушевно. Выразительная нюансировка, очень тёплое звучание голоса и кантилена. Верхний регистр звучит свободно, полётно и легко, будто можешь почувствовать запах и увидеть эту цветущую акацию перед собой.
Премьера «Белой акации» состоявшаяся 24 ноября 1955 года на сцене Московской оперетты  в постановке Владимира Канделаки и Лии Ротбаум стала заметным музыкальным событием тех лет, хотя первую постановку осуществили в Одессе. Была сделана первая специальная запись оперетты в студии, для транслирования по радио. Телевидение не было распространено так, как сейчас и поэтому единственной возможностью узнать о лучших спектаклях столичных театров было радио. В концертах по заявкам звучали арии, дуэты, отдельные сцены из этого спектакля.
К постановке мюзикла Ф. Лоу «Моя прекрасная леди» приступили в 1964 году. Для постановки пригласили Сергея Львовича Штейна. Он уже неоднократно работал с театром. В том числе он ставил «Поцелуй Чаниты», где Татьяна Ивановна играла роль Чаны.
Действие происходит в Лондоне, в эпоху правления королевы Виктории. В либретто «Моей прекрасной леди» легло литературное произведения Б. Шоу «Пигмалеон», одна из самых популярных комедий 20 века. Либреттист значительно изменил первоисточник. Трёхактную комедию он превратил в спектакль, состоящий из множества картин, которые сменяют друг друга, как кинокадры. В мюзикле наглядно показано то, о чём в пьесе говорится лишь вскользь: будни квартала бедноты, люди, в окружении которых выросла Элиза, а с другой стороны светское общество, аристократы на скачках в Эскоте, на великосветском балу.
Элиза – простушка с лондонского рынка, с «уличным» воспитанием, необразованная, с плохими манерами, развязная в разговоре. Такие роли  Татьяне Ивановне Шмыге играть ещё не доводилось, всё это было, как писала сама Шмыга: «не в моей природе» . И всё же, она считала, что делать её просто вульгарной - было бы слишком прямолинейным прочтением образа. Шмыга видела в ней сердечность, душевность, лиричность, то из чего потом появится Элиза-леди.
Эта роль для актрисы стала не только триумфом, но и тяжёлым испытанием, так как существовал голливудский эталон Элизы Дулиттл, в исполнении великолепной Одри Хепберн. В разных театрах мира старались подражать ей. Но Татьяна Ивановна не хотела быть похожей.
«Я не хотела в первой части спектакля «пережимать», не хотела переступать черту – всё должно было быть в меру. Иначе как бы могла вульгарная цветочница с улицы на глазах зрителей превращаться в умную, элегантную женщину с чувством собственного достоинства? Ведь из ничего, ничего не бывает. Значит, в Элизе всё это было заложено от природы, и нужны были только подходящие условия».
Прославленная актриса Одри Хепберн случайно поймала волну всемирного московского радио, где в эфире, на русском языке шёл спектакль «Моя прекрасная леди», голос героини её настолько поразил, что она написала в Москву, на радио. В этом письме Одри Хепберн очень тепло отзывалась об этой постановке, но самыми удивительными были слова – «Я знала, что в России много красивых женщин, но теперь мне известно имя вашей прекрасной леди – Татьяна Шмыга».
Художник Э.Г. Стенберг предложить оформить спектакль «Моя прекрасная леди» в невыразительных серых тонах. Возможно, он считал, что если действие происходит в Лондоне, то нужен «английский» стиль, атмосфера лондонского тумана. По мнению Шмыги оформление не соответствовало ни весёлой, лиричной, мелодичной музыке Ф. Лоу, ни литературной основе Б. Шоу.
Костюмы тоже были выдержаны в чёрно-серой гамме. Но для выезда Элизы на бал, Татьяне Шмыге сшили белое платье, сшитое из недорогого крепдешина, которое выглядело очень элегантно. Когда Татьяна Ивановна появлялась на сцене в этом наряде, с красивой причёской, в зале сразу же начинались аплодисменты – публику поражал контраст между Элизой в начале спектакля и Элизой-леди. В Элизе появлялась благородная осанка, благодаря высокой причёске, она будто становилась выше ростом, уже переставала быть простой замарашкой с улицы, а становилась прекрасной леди.
Интерпретируя сатирические мотивы характера героини, Шмыга не стала показывать Элизу грубой, некультурной девушкой. Она куда теплее, драматичнее и целомудреннее, с души её Элизы сходила наросшие за многие годы короста, уроки Хиггинса оказывались, прежде всего, благодеянием именно с её стороны, она открывала ему богатство своей расцветшей души, пытаясь разбудить душу в чём-то своего нелепого учителя.
Музыка спектакля всегда яркая, мелодичная, порою приобретает черты иронии. Композитор широко применяет ритмоинтонации вальса, марша, польки, фокстрота, в мюзикле так же есть и хабанера, хота и гавот. По структуре «Моя прекрасная леди»  близка к музыкальной комедии.
Вот наиболее яркие моменты в спектакле. Когда идёт урок «хороших манер», Хиггинс доводит Элизу до такого состояния, что она, оставшись одна, выдумывает ему страшную месть. Её монолог «Подожди, Генри Хиггинс!», где героиня пародирует своего наставника, звучит мрачно и яростно. Татьяна Шмыга обыгрывает этот номер, держа в руках учебник, представляя вместо него Хиггинса. Монолог построен на контрастах: в начале Элиза пытается порвать книгу, сидит сгорбившись, в голосе Шмыги слышится злоба и даже нотки ненависти, в середине на словах «Я закончу учиться, стану леди совсем…» голос актрисы звучит ласково, меняется ее осанка, она и впрямь будто на минуту становится леди, это уже даёт зрителям понять, что есть в этой немного грубоватой уличной девице что-то элегантное, которому просто надо помочь раскрыться. Но к концу номеру она снова «мечтает»  о том, как  Генри будет «подыхать», звучит злоба и раздражение, снова сгорбленная осанка, перед зрителями опять появляется неотёсанная девушка с улицы.
Совершенно иначе воспринимается, пожалуй, самый популярный фрагмент этого мюзикла «Я танцевать хочу».  Глубокой ночью Хиггинс впервые обращается ласково к измученной от занятий Элизе и она тут же схватывает то, чего столько времени тщетно добивался профессор.  В восторге Хиггинс решает завтра же устроить Элизе проверку. Он вывезет её в свет – на скачки в Эскот, но прежде надо выспаться. Вдохновлённая своим первым успехом, Элиза  поёт:  «Я танцевать хочу…».  Искрящийся тембр голоса Шмыги, словно парит над землей, излучая радость. В соответствии с текстом, «как будто два крыла природа мне дала» стихия захватывающего танца словно заключает героиню в свои объятия, и Шмыга  как всегда блестяще соединяет вокальную сторону образа с его пластическим рисунком.                 
 
 2.2. 70-80-е гг. Роксана (К.Караев «Неистовый гасконец») и Катрин (А.Кремер «Катрин»)
В 1973 году поэт Пётр Градов, давно работающий в области либреттистики, обратился к композитору Кара Караеву с предложением написать оперетту по пьесе Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак». Композитор загорелся идеей воплотить на сцене музыкального театра образ поэта-бунтаря. Пьеса и музыка были закончены в 1975 году и предложены Московскому театру оперетты. Сразу же возникли осложнения: с одной стороны открылась возможность соприкоснуться с настоящей, высокой драматургией, с другой стороны, для осуществления этой возможности предстояло отказаться от многих готовых опереточных приёмов, а самое главное от тех штампов, что рождают на сцене легкомысленную атмосферу.      «Неистовый гасконец» не только не вписывался в привычные рамки жанра оперетты, но и в целом поначалу казался мало приспособленным для данной сцены из за столь скорбного финала гибели главного героя. Как писала Тамара Янко: «Можно экспериментировать, ломать привычные представления о жанре, но нельзя лишать жанр его сердцевины, его сущности. Думается, что сущностью оперетты является ее жизнеутверждающий пафос».   
Постановщики определили жанровую разновидность музыкального спектакля как «сцены из жизни поэта Сирано де Бержерака». Однако получился очень цельный спектакль, выстроенный по всем законам музыкальной драматургии, с использованием лейттем, которые развиваются и изменяются в соответствии с сюжетной линией.
В музыке К. Караева ощущается место и действие – Франция 17 века, в ней есть и темперамент, и гасконская лёгкость, и изящество формы. Музыкальная основа и романтичная, и по театральному яркая. В ней заложена большая сила драматизма и конфликтности.
Главная героиня спектакля -   Роксана, красивая, элегантная девушка,  у неё много поклонников, один из них могущественный граф де Гиш, который считает её своей невестой, но сердце Роксаны принадлежит молодому гвардейцу,  красавцу Кристиану. Роксана хочет через своего кузена, гвардейца и поэта Сирано, который служит в том же полку, куда недавно вступил  Кристиан, передать ему, что ждет от него письма.  Для этого она назначает свидание Сирано в кондитерской Рагно и он радуется этому, ведь он влюблён в Роксану, но из-за своей безобразной внешности не смеет ей в этом признаться. Узнав причину свидания, Сирано, спрятав горечь, обещает любимой позаботиться о Кристиане. Однако Кристиану не дано    писать красноречивые письма, выражать в них свои  чувства к любимой. Поэтому,  Сирано великодушно отдаёт Кристиану своё письмо, которое написано «как будто для Роксаны» и предлагает ему послать возлюбленной от своего имени.
Критика высоко оценила исполнителей ролей «Неистового гасконца», прежде всего Герарда Васильева (Сирано де Бержерак) и  Татьяны Шмыги.  «…Никогда  еще у Татьяны Шмыги не было такой “сверхзадачи”, как в “Гасконце” Караева. Играя преданность своей мечте, Роксана – Шмыга раскрывает динамику характера, поначалу  поэтичного и простого, а затем обретающего истинный пафос трагедийности!».    В роли Роксаны  актриса оттеняет непривычные ей исполнительские палитры эмоциональных красок. Она играет эту роль с мудрой, всепонимающей и откровенной горечью. Её Роксана совсем не похожа ни на образы советских девушек, ни на  предыдущие роли с крепкой литературной основой (например, Марфу в «Девичем переполохе» или Любовь Яровую). Роксана у Т. Шмыги, олицетворяя высокий  аристократизм духа, гордо возвышается над окружающими её грубыми и примитивными людьми. Роксане, какой её играет Шмыга не достаёт в окружающих благородства, глубины, тонкости чувств. Она придумывает себе героя, наделяя в своём воображении юного Кристиана де Невилетта и высоким благородным умом, и тонким чувством поэзии. Роксана и не подозревает, что всё это существует в реальности в сердце и душе Сирано. Артистка ведёт эту роль, достигая в её исполнении ёмкой и мужественной простоты.
Можно ли себе представить, чтобы в конце спектакля два действующих героя, неподвижно сидя в креслах, вели в течении двадцати минут сложнейшую психологическую сцену, которая стала кульминационной вершиной сценической жизни их героев и всего спектакля. Именно это происходит в финальной картине «Неистового гасконца».
Роксана в роли Шмыги – натура незаурядная, сложная: пленительно женственная, пылкая, тянущаяся к красивой поэтичной любви и лишь в последние минуты жизни Сирано догадывающаяся, что он был предметом её сердечного увлечения. Тонко, чутко, а в финале и драматично прорисовывает артистка многогранный портрет своей героини.
Вокальная партия Роксаны достаточно трудная, практически оперная, но это не помешало Татьяне Ивановне с лёгкостью исполнить её. Её великолепное ариозо «Чем больше ты любви безумной мне внушаешь», является, по сути, первым сольным выходом главной героини, она поёт очень свободно, насыщенно и, в тоже время, очень легко и блестяще. «Шмыга удивительно органично воплощает  … разнообразие  эмоциональной палитры – от интонации звенящей радости в массовых сценах до трагических нот в финале, где певицей рельефно выделяются мелодические обороты, роднящие ее героиню с образом смертельно раненого Бержерака. И конечно, не менее трудна модуляция из лирической кантилены (дуэт Роксаны с Кристианом) в “тональность оцепенения”, когда короткие слоги-мотивы, разделенные “пугающими паузами”, выражают неодолиму боль утраты (право же, здесь, в сцене смерти Кристиана, Роксана –Шмыга взывает прямые ассоциации с безумной Офелией». 
Лейтмотив спектакля – песня «Дорогу, дорогу гасконцам…» транспонируется по ходу действия в разных тональностях, в зависимости от общего характера сцены. Приглушённо, раздумчиво – в моменты, когда Сирано после очередной схватки с врагами или весёлого кутежа с приятелями вдруг остро чувствует своё одиночество. Та же мелодия в моменты эмоционального напряжения – азарта боя и радости победы. Мелодия становится страстной, приподнятой, обретает монументальность, когда Роксана провожает Сирано и Кристиана на войну. И в сцене смерти Сирано и позднего прозрения её возлюбленной, в песне снова возникает грусть, печальная интонация.
«Неистовый гасконец» стал не только одной из вершин жанра мюзикла на данной сцене, не только одним из лучших спектаклей в галерее образов, созданной Т.Шмыгой, но и явился триумфом дуэта актрисы с одним из ярчайших мастеров музыкального театра Герардом Васильевым (Сирано де Бержерак).  Шмыге вообще всегда везло на партнеров. В начале своего творческого пути она много выступала с Юрием Богдановым, чуть позже с Александром Гореликом и Эмилем Орловецким, но пожалуй, лишь в совместных выступлениях с Герардом Васильевым чувствовалась взаимотяготение творческих потенциалов двух равноправных партнеров, двух крупных художественных личностей.
Зрители, присутствовавшие на премьере спектакля  в 28 октября 1978 году в Московском театре оперетты (руководитель постановки Ю. Петров, режиссер-постановщик  И. Барабашев) и  привыкшие в этих стенах  к звонкости, к бурной внешней динамике, сидели в зале, затаив дыхание, боясь пропустить малейший нюанс напряжённой жизни образов на сцене.
После блестящего успеха «Неистового гасконца», Шмыга, находясь в самом зените славы, Образ Роксаны, созданный Т.Шмыгой, продолжала активную творческую деятельность, ее репертуар постоянно пополнялся новыми ролями, хотя, может быть, уровень «гасконца» превзойден не был.
 30 декабря 1984 года на сцене Московской оперетты состоялась премьера спектакля на музыку А.Кремера «Катрин». Предыстория создания этого спектакля следующая. В театре Моссовета шёл прекрасный спектакль по пьесе Иосифа Прута «Катрин Лефевр».  Первоосновой была пьеса французского драматурга конца 19 – начала 20 века Викторьена Сарду «Мадам Сан-Жен». Иосиф Прут перевёл её и сделал свою сценическую редакцию.
Смысл варианта пьесы Прута – в любви двух людей, Катрин и её Лефевра, в борьбе этой уже немолодой женщины за сохранение своей любви. В этой борьбе, которую она ведёт с самим Наполеоном, Катрин проявляет недюженные способности. Она противостоит ему и выигрывает. На этом построена интрига спектакля.
«Катрин» А. Кремера создавалась специально для Татьяны Шмыги. Роль Катрин Лефевр стала началом своего рода «бархатного сезона» в творчестве Т. Шмыги.
В первом действие Татьяна Шмыга играет Катрин напористую, с острым языком, ищет резкие тона, осваивает комедийную жестокость, порой грубоватую. Но всё же «остаётся Шмыгой» - первой лирической актрисой жанра – в тех сверах роли, где требуется техника кружевная, прозрачная, пластичная.
В конце первого действия, когда Шмыга – Катрин поёт оду из своих главных арий «Как рука об руку с храбрым Лефевром шла по дороге войны»- это по-настоящему сильно и трогательно. Она рассказывает о том, что она не стыдится своего прошлого и гордится своей судьбой. Шмыга поёт патриотично, она гордится, что помогала солдатам на войне.
Самый проникновенный, лирический эпизод спектакля песня Катрин «Уже не день, ещё не закат», которую она поёт и своему возлюбленному и самой себе. «Тихий апофеоз» пышного сияния любящих душ.  Лефевр – её милый, дорогой, любимый и единственный. Катрин борется с Наполеоном, его двором и самим Лефевром – за него же, за своего юного и простодушного сержанта, которого угораздило стать герцогом. Музыка лиричная и нежная, удобна для пения.
Дуэт Катрин и Лефевра полностью пронизан любовью. Татьяна Ивановна как всегда очень артистична. Дуэт звучит очень проникновенно, она не хочет отпускать своего любимого, в голосе слышится нежность, любовь, трепет, которую она испытывает.
Лукавые улыбки и озорное сияние глаз Катрин-Шмыга бережёт для него – сержанта, а не герцога. Для недотёпы, ревнивца и воителя она готова перевернуть весь этот исторический процесс. Катрин интуитивно чувствует натуру Лефевра, любит и ценит его искренность, даже его ревность, скорее забавную, чем неудержимую. И сама она заряжается от него нежностью, счастьем и восторгом. Татьяна Шмыга показала свою Катрин гордой, обаятельной женщиной из народа, знающую цену ратному труду.
Во втором действие, в «поединке» с Наполеоном, пластика Катрин становится нежданно элегантной, хотя совсем недавно она не знала, как себя держать в пресловутом высшем обществе. Герои сумели оценить друг друга в острой и опасной ситуации. Речь её сама собой становится ритмичной и свободной, чего не было в первом действии, там она не боялась острого словца, не стеснялась своих мыслей. Её Катрин побеждает в поединке с равным соперником Наполеоном, которого она, прачка, когда-то знала некредитоспособным лейтенантом и с которым теперь действительно общается на равных, пробуждая в императоре французов уважение к сильной личности, каковой до сих пор считал только себя, и интерес к этическим проблемам, о которых не имел понятия до сего дня. Лукавые чары обаяния употреблены органично и со знанием дела. Ей кажется, что ничего не стоит спасти честь и Наполеона для Франции, и честь мужа для себя, так как своего Жозефа Катрин любит не меньше, чем Францию.
«Катрин» - историческая комедия, но вовсе не героическая. В ней больше сарказма, усмешки над историей, вполне соответствующая духу первых французских оперетт, где были зачастую внятны и социальная язвительность, и пафос женской победительности, и лиризм.  Весёлый, добрый спектакль убеждает, что жанр оперетты поистине неисчерпаем, он дарит людям радость, утверждая высокие нравственные идеалы.