Автор Тема: Борис Березовский (р.1969, Москва), пианист  (Прочитано 214319 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Капитан Немо

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 357
В связи с предстоящим 6 февраля сольным концертом Бориса Березовского в Большом зале петербургской филармонии, открываю тему.
Кому-нибудь доводилось слушать пианиста "живьем"?

Оффлайн Vitalii

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 118
Re: Борис Березовский (р.1969, Москва), пианист
« Ответ #1 : Февраль 06, 2009, 11:46:52 »
Я был на его сольнике в Большом зале консерватории (5 января 2009) - очень сильно отыграл всю программу и три биса

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Борис Березовский (р.1969, Москва), пианист
« Ответ #2 : Февраль 06, 2009, 15:06:08 »
 Я тоже была на этом концерте (5 января), и  была  потрясена не только мощной и виртуознейшей игрой Березовского , но и глубокой наполненностью его трактовок Бетховена, Шуберта и Листа.  Последние такты си минорной сонаты Листа в его исполнении прозвучали так, что  заставили вспомнить не только разговоры о неком "дьяволизме" Листа, но и заподозрить нечто подобное и в отношении самого Березовского :o :)
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Борис Березовский (р.1969, Москва), пианист
« Ответ #3 : Февраль 09, 2009, 14:36:44 »
Рецензия на к-т в БЗФ:
Александра ЖИТИНСКАЯ

http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10256024@SV_Articles

Березовский – неординарная фигура в мире музыки. При его очевидном техническом мастерстве нельзя назвать его виртуозом, как, например, Евгения Кисина или Дениса Мацуева, чьи концерты – это всегда виртуозное шоу, изобилующие спецэффектами на рояле. Но и обделить музыканта этим несколько выхолощенным эпитетом тоже невозможно. Достаточно услышать коронный номер – первый этюд Шопена, исполненный на бис, где в будоражащем темпе слышна каждая нота. В такие моменты понимаешь, почему его коллеги-пианисты говорят: «У меня двадцать пальцев, а у Бори – 88» (столько же клавиш вмещает в себя рояльная клавиатура).
Сначала показалось, что Березовскому будет трудно овладеть таким масштабным залом, каким является наш Большой. Даже когда он играет пять концертов Бетховена за один вечер (что тоже доступно немногим), его исполнение аристократично и утонченно. Пожалуй, такого по-моцартовски легкого и воздушного Бетховена, каким представил его Березовский, исполнив сонату «Аврора», трудно себе вообразить. Порой это внушало сомнения – уж слишком прозрачно звучали кульминации, чересчур легковесные пассажи. Было ощущение, что пианист разыгрывается, периодически цепляя не те ноты – в пределах так называемой санитарной нормы, но придраться можно было. Публика тоже вела себя неидеально – классически роняла номерки, хлопала между сонатными частями.
Но концерт шел по нарастающей. Уже в шумановском цикле «Танцы Давидсбюндлеров» изысканность туше была как нельзя более кстати. Лирика и некоторая отстраненность – таковы миниатюры Шумана в исполнении Березовского.
Второе отделение ждали с нетерпением. В программе была заявлена эпохальная соната Листа си минор, одно из самых философских и глубоких произведений композитора, в основе драматургии которого лежит «Фауст» Гете. Здесь пианист продемонстрировал все свои достоинства – и «88 пальцев», и глубину и эмоциональность, и наконец-то истинный концертный, а не студийный масштаб.
Последние басовые ноты создали в зале такое напряжение, что посчастливилось услышать драгоценную, «звучащую» тишину, когда зал не в состоянии аплодировать сразу после окончания пьесы.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Борис Березовский (р.1969, Москва), пианист
« Ответ #4 : Февраль 09, 2009, 16:43:20 »
Теперь поражена этой рецензией, объявившей Березовского не виртуозом - а я-то всегда считала, что при том невиданном темпе, в котором он играл бетховенскую сонату, сохранять "моцартовскую" чистоту и прозрачность пассажей, это и есть настоящий признак виртуозности.
А "спецэффектами"  сейчас  даже студенты консерватории научились удивлять публику.
А в остальном вполне адекватная рецензия.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Vitalii

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 118
Re: Борис Березовский (р.1969, Москва), пианист
« Ответ #5 : Февраль 10, 2009, 11:14:05 »
Я бы назвал исполнение "Авроры"акварельным

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Борис Березовский (р.1969, Москва), пианист
« Ответ #6 : Февраль 10, 2009, 13:03:46 »
А я бы не только акварельным, но и лучезарным!!! Это же все-таки "Аврора", а не "Апассионата".
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 770
Re: Борис Березовский (р.1969, Москва), пианист
« Ответ #7 : Апрель 12, 2009, 23:56:38 »
Маленькое приятное объявление   :) -
15 апреля, в среду, по радио Орфей в 14:04 будут передавать "Элегическое трио" Рахманинова в исполнении Березовского, Князева и Махтина.

Оффлайн Vitalii

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 118
Re: Борис Березовский (р.1969, Москва), пианист
« Ответ #8 : Апрель 13, 2009, 10:29:25 »
Концерт Б.Березовского в КЗЧ 9 июня 2009 г.

Оффлайн Vitalii

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 118
Re: Борис Березовский (р.1969, Москва), пианист
« Ответ #9 : Апрель 13, 2009, 10:30:35 »
Маленькое приятное объявление   :) -
15 апреля, в среду, по радио Орфей в 14:04 будут передавать "Элегическое трио" Рахманинова в исполнении Березовского, Князева и Махтина.
Это на Ютуби есть. Я оттуда скачал всего Березовского

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 770
Re: Борис Березовский (р.1969, Москва), пианист
« Ответ #10 : Апрель 13, 2009, 13:32:20 »
Цитировать
Это на Ютуби есть. Я оттуда скачал всего Березовского
Да, но меня в большинстве записей не устраивает качество. То ли записи так себе, то ли техника у меня не фонтан :-\ - Скорее же всего, и то, и другое... :)

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Борис Березовский (р.1969, Москва), пианист
« Ответ #11 : Апрель 16, 2009, 16:43:04 »
1-ю часть Элегическое трио Рахманинова в исполнении Березовского, Махтина и Князева можно скачать отсюда:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1981.msg22975#msg22975
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Борис Березовский (р.1969, Москва), пианист
« Ответ #12 : Июнь 09, 2009, 23:03:53 »
Побывала сегодня в КЗЧ на концерте Б. Березовского. Был очень приятный сюрприз - в первом отделении он исполнил 1-ю сонату Рахманинова!!!, которую я очень полюбила после исполнения Луганского и которую в программе вроде бы не объявляли.
Березовский играет ее  по другому, более нервно-изломанно, 2-ю часть не так лирично, как Луганский и тем более Погорелич. В целом все равно я порадовалась этой сонате.
Этюды Листа исполнены, конечно, с виртуозным блеском, правда, кое-где мне показалось, что звук слишком облегчен. Понравился "Мазепа".
Сегодня я сидела повыше, чем в предыдущих посещениях КЗЧ, и звук был слышен намного лучше.
В зале было очень жарко и душно >:( >:(, видимо  кондиционеры там принято включать только зимой  ??? ???.  На выходе из здания было столпотворение, т.к. работники не догадались открыть вторые створки дверей, это при полном зале! - всего то надо было залезть на табурет и спустить задвижку.
 Еще никогда не была такой злой после концерта :(

"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 770
Re: Борис Березовский (р.1969, Москва), пианист
« Ответ #13 : Июнь 10, 2009, 00:05:35 »
Мне тоже удалось попасть сегодня на концерт! И тоже несколько раз "накатывало" - хотелось со всей силы дать по голове тем, кто не отключил мобильники, и те заливались всё первое отделение!..  >:( И, как нарочно, в самых драматически напряженных местах, когда дыхание перехватывало!..
Я бы не назвала исполнение Борисом первой сонаты нервно-изломанным. Мне она показалась у него, скорее, отрешенно-философской. А во второй части были места, по-моему, какого-то совершенно невероятного лиризма, где на пиано возникал образ удивительной хрупкости, прозрачности и взволнованности. Было только жаль, что соната звучала в КЗЧ с весьма неблагоприятной для такого сочинения акустикой. Можно представить, как бы она прозвучала в БЗК! И третья часть мне показалась динамически более гибкой, чем у Луганского.
В целом же, конечно, это другой Рахманинов, чем у Николая и Иво Погорелича, но от этого, по-моему, не менее интересный и захватывающий.

Трансцендентные этюды были в высшем смысле "запредельны"! И это исполнение их всех в едином цикле позволяет раскрыть их неожиданные стороны. ББ удалось, по-моему, провести во всех этюдах от начала и до конца единую мысль, объединить их, как жемчужины, в одно ожерелье, так что и воспринимаются они теперь совсем по-другому, чем когда тот или иной этюд звучит в концерте по-отдельности или в паре с другим. Облегченность звука, если и была, то это, скорее, следствие неважной акустики, а не особенности звукоизвлечения. Мне, во всяком случае, так показалось.

С моей непрофессиональной колокольни я бы назвала этот концерт событием сезона!!

Lorina, а Вы узнали бисы? Я, к своему стыду, нет...   
« Последнее редактирование: Июнь 10, 2009, 00:39:59 от Sonik »

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 770
Re: Борис Березовский (р.1969, Москва), пианист
« Ответ #14 : Июнь 10, 2009, 00:22:05 »
Да, вот еще что подумалось: оказывается, этим концертом ББ открыл задуманный им цикл "Исторических концертов А. Рубинштейна" (конферансье в КЗЧ мог бы об этом и сказать!.. - я же узнала только что из короткого интервью Бориса каналу "Культура"). Так вот, эмоциональный накал этого концерта, как мне показалось, был такой, что становится понятным, как это бывало, когда на выступлениях Листа дамы, зажатые в корсеты, падали в обморок!.. Может, администрация КЗЧ, отключив кондиционеры, стремилась к тем же результатам? ;D Эмоция + недостаток кислорода = обморок!  :D
« Последнее редактирование: Июнь 10, 2009, 00:38:02 от Sonik »

Оффлайн Vitalii

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 118
Re: Борис Березовский (р.1969, Москва), пианист
« Ответ #15 : Июнь 10, 2009, 09:41:01 »
Фантастическое исполнение трансцендентных этюдов Листа! Сонату Рахманинова Борис напрасно включил в программу.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Борис Березовский (р.1969, Москва), пианист
« Ответ #16 : Июнь 10, 2009, 11:38:01 »
Конечно, фантастическое исполнение этюдов, а учитывая атмосферу в зале (в смысле ненормальной температуры), это просто подвиг сыграть все 12 этюдов в одном отделение и к тому же после сложнейшей первой сонаты Рахманинова. Это очень экстремальная программа! :o
На бис он играл прелюдии Рахманинова (первая оп.23 №4)

На память об этом концерте:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=929.msg25140#msg25140
« Последнее редактирование: Июнь 10, 2009, 12:17:34 от lorina »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Борис Березовский (р.1969, Москва), пианист
« Ответ #17 : Июнь 10, 2009, 19:43:53 »
Sonik
Цитировать
Да, вот еще что подумалось: оказывается, этим концертом ББ открыл задуманный им цикл "Исторических концертов А. Рубинштейна"
Так получается, программа этого концерта - это программа А. Рубинштейна?

Sonik
Цитировать
бывало, когда на выступлениях Листа дамы, зажатые в корсеты, падали в обморок!.. Может, администрация КЗЧ, отключив кондиционеры, стремилась к тем же результатам? Эмоция + недостаток кислорода = обморок!
:)))
А, ну теперь я поняла, почему уже на десятом листовском  этюде люди  ручейками начали покидать зал - наиболее слабонервные боялись грохнуться в обморок :( :(
Еще кто-то говорит, что на Западе все плохо - так там за такое проведение концертов и такое неуважение к человеку, находящемуся как  в зале, так и на сцене, администраторов уже в три шеи вышибли бы. Чтобы представить такую картину, как вчера в КЗЧ где-нибудь на Западе, надо обладать исключительно смелым воображением  :)))
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 770
Re: Борис Березовский (р.1969, Москва), пианист
« Ответ #18 : Июнь 10, 2009, 20:25:32 »
Так получается, программа этого концерта - это программа А. Рубинштейна?
Вот здесь http://www.tvkultura.ru/news.html?id=340024 выложено то самое интервью, на которое я сослалась. Не знаю, действительно ли Антон Рубинштейн играл Рахманинова и Листа в одном концерте... Надо или у Бориса спросить  ::), или дневники Рубинштейна почитать  ;)

Еще кто-то говорит, что на Западе все плохо - так там за такое проведение концертов и такое неуважение к человеку, находящемуся как  в зале, так и на сцене, администраторов уже в три шеи вышибли бы. Чтобы представить такую картину, как вчера в КЗЧ где-нибудь на Западе, надо обладать исключительно смелым воображением  :)))
На самом деле ее можно даже увидеть - на DVD фирмы Naive, которая записала в августе 2002 г. выступление ББ с теми же этюдами на фестивале в Ла-Рок-д'Антерон. Борис встает из-за рояля мокрый, как из душа, и публике, как видно, тоже несладко - обмахивается веерами, платками - кто чем запасся... Но Ла-Рок всё-таки несколько южнее Москвы и время - август, а не начало июня, да и зал, кажется, импровизированный (что-то вроде тента, если я верно разглядела)  ;). Так что, может, там никого и не вышибли... А вот администрации КЗЧ надо было бы хорошенько дать по шапке за такое отношение к людям! Но кто это сделает? Можно, правда, исполнителям сговориться и устроить бойкот этого зала?! Сработало бы, думаю, идеально! Там и с акустикой проблемы, так что со любой точки зрения такой бойкот пошел бы всем на пользу!  ;)

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Борис Березовский (р.1969, Москва), пианист
« Ответ #19 : Июнь 10, 2009, 21:01:04 »
С Вашего позволения я приведу полностью эту статью http://www.tvkultura.ru/news.html?id=340024

"Знаменитый пианист Борис Березовский решил повторить подвижнический подвиг музыканта просветителя Антона Рубинштейна – исполнить его знаменитый цикл «Исторических концертов», один из самых масштабных проектов XIX века. Рассказывают «Новости культуры».
Борис Березовский, пианист: «Я хочу сделать копию его программы. Это звучит страшно, но из того, что он играл, половину я тоже играл, но все равно много работы».
Борис Березовский исследовал дневники и воспоминания о Рубинштейне. В цикле «Исторических концертов» Антон Рубинштейн представил публике семь концертов с лучшими образцами фортепианной музыки – от истоков до сочинений, написанных его современниками. Для вечера в Концертном зале имени Чайковского Борис Березовский выбрал этюды Листа и редко исполняемую Первую сонату Рахманинова."

А вот информация об "Исторических концертах" А.Рубинштейна из Википедии:
"в 1885—1886 он дал серию «Исторических концертов» в Петербурге, Москве, Вене, Берлине, Лондоне, Париже, Лейпциге, Дрездене и Брюсселе, исполнив практически весь существовавший сольный репертуар для фортепиано от Куперена до современных ему русских композиторов"

Рахманинова  в 1885-86 гг А.Рубинштейн, конечно, играть еще не мог, поскольку тому было в те годы всего 12-13 лет.

"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 770
Re: Борис Березовский (р.1969, Москва), пианист
« Ответ #20 : Июнь 10, 2009, 21:57:03 »
Действительно, получается, что Рубинштейн эту сонату в принципе играть не мог - и никогда не играл, потому что умер за 13 лет до ее написания...  ??? Скорее всего, на "Культуре" вырезали какой-нибудь комментарий ББ, где он пояснял, откуда в концерте возьмется Рахманинов... А далее ведущий изложил первоначальный замысел без всяких оговорок... Так, наверное, это все следует понимать :-\

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Борис Березовский (р.1969, Москва), пианист
« Ответ #21 : Июнь 11, 2009, 18:05:55 »
Sonik
Цитировать
Да, вот еще что подумалось: оказывается, этим концертом ББ открыл задуманный им цикл "Исторических концертов А. Рубинштейна"
Так получается, программа этого концерта - это программа А. Рубинштейна?

Повторить "Исторические концерты" Антона Рубинштейна можно, но зачем ?
Ведь понятно, что те программы, которые сыграл великий русский пианист в конце 19-го века, были актуальны на ТОТ момент, а сегодня они должны быть расширены, иначе этот, как выразился Б.В.Березовский, "проект" не имеет смысла.
Если иметь в виду "проект", посвящённый именно РОМАНТИЧЕСКОЙ музыке - ведь А.Г.Рубинштейн был пианистом ярко выраженного романтического склада, - то с тех пор произошла существенная коррекция взглядов по части того, что можно, а что нельзя преподносить под соусом романтики: так, Бетховена и Моцарта ныне ну никак нельзя играть в том же ключе, в каком их подавал Антон Рубинштейн. Давно уже ясно, что это совершенно другой мир и он требует другой исполнительской стилистики. Я уже не говорю о Бахе, к которому у Рубинштейна, по сути, не было "ключа": да, он считал оба тома ХТК "библией пианиста", но сам он эту "библию" играл не слишком охотно, а какой может быть "исторический обзор" без Баха ? Или опять его будет олицетворять романтически переосмысленная "Хроматическая фантазия и фуга" ?
Как и старинные клавесинисты у него были весьма бедно представлены, да и то лишь с той целью, чтобы "галочку поставить". То же самое можно сказать и о произведениях некоторых его великих современников.
Кстати, большим достижением Рубинштейна было исполнение наиболее значительных и крупных сонат Шуберта - это да ! Большой ему респект: играть фортепианного Шуберта - даже и лучшие его вещи ! - в 19-м веке было смело необычайно :))
Но основой репертуара Великого Антона была всё же романтика, прежде всего Шопен и Шуман, а также избранные вещи Листа (которого Антон, как известно, недолюбливал как композитора, однако с удовольствием играл его транскрипции) и романтически понятого Бетховена. Фортепианного Чайковского, составляющего гордость русской музыки, он не признавал и не играл, за исключением некоторых пьесок, как и Брамса и других на тот момент уже вполне преуспевших композиторов. Т.е. вкусы его был весьма однобоки и он является сыном СВОЕЙ эпохи - эпохи романтического композиторства и исполнительства.
И вряд ли СЕГОДНЯ можно в полной мере разделять вкусы Антона Григорьевича, который в своей книге написал, что "музыка закончилась" великими романтиками первой половины 19-го века и наступили сумерки искусства :) У меня есть эта забавная книга в подлиннике 19-го века в старой ещё орфографии. А ведь его современниками были Брамс и Чайковский, уже восходили Рахманинов, Скрябин и Рихард Штраус, ещё не развернулся Метнер, ещё не пришли Барток, Шёнберг, Прокофьев, Хиндемит, Стравинский и Шостакович - а ведь сегодня мы их уже знаем, так что же с ними делать ?? Играть или не играть  в рамках "проекта" ?
Вот Березовский уже включил в свою программу Сонату №1 Рахманинова, а что дальше ? Положим, Метнера он играл, а как же пьесы и сонаты Скрябина ? - ведь Березовский отнюдь не скрябинист. А что делать с остальными названными именами 20-го века ? Оставить за бортом ?
Короче, я в недоумении по поводу того, ЗАЧЕМ копировать "проект" Рубинштейна, не разделяя его взглядов и не владея деталями стилистической специфики его исполнительства - это что же, ради пиара ? Мне кажется, чтобы уж с ним сравниться, надо делать ДРУГОЙ проект и наполнять его ДРУГИМИ именами, чем-то жертвуя из романтического репертуара 19-го века, например, какими-то сонатами Бетховена, пьесами Шопена и Шумана, и заменяя их равнозначными по длительности произведениями конца 19-го и всего 20-го века, а что-то, наоборот, добавляя из романтического репертуара 19-го века, что обошёл своим вниманием Рубинштейн, имея в виду, в частности, Брамса и Чайковского.
Я понимаю, что хочень хочется пропиариться, сравнившись с великим пианистом, а для этого требуется повторить его проект БУКВАЛЬНО, но я считаю, что встать вровень с легендой всё равно не получится, а если уж уподобляться ей, то надо брать её ИДЕЮ и её сегодняшнее вИдение, а не её тогдашнее, безусловно, ограниченное рамками взглядов Рубинштейна, воплощение.
« Последнее редактирование: Июнь 12, 2009, 18:06:52 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Борис Березовский (р.1969, Москва), пианист
« Ответ #22 : Июнь 11, 2009, 19:31:56 »
Цитировать
В цикле «Исторических концертов» Антон Рубинштейн представил публике семь концертов с лучшими образцами фортепианной музыки

Интересно, можно ли узнать, какие программы были у этих семи концертов или для начала хотя бы узнать, был ли там концерт, где исполнялись 12 трансцедентных этюдов Листа.





"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 770
Re: Борис Березовский (р.1969, Москва), пианист
« Ответ #23 : Июнь 12, 2009, 02:34:46 »
Я понимаю, что очень хочется пропиариться, сравнившись с великим пианистом, а для этого требуется повторить его проект БУКВАЛЬНО, но я считаю, что встать вровень с легендой всё равно не получится, а если уж уподобляться ей, то надо брать её ИДЕЮ и её сегодняшнее вИдение, а не её тогдашнее, безусловно, ограниченное рамками взглядов Рубинштейна, воплощение.

Ну, ББ уже легенда 8)
Его печально знаменитого тезку-олигарха забудут, а Бориса Вадимовича Березовского будут помнить, и следующие поколения музыкантов будут со вздохом сравнить с ним своих современников-карликов, стоящих на плечах Бориса-великана :)   

А если серьезнее, тут дело, скорее, не в желании "пропиариться" - известности у Бориса достаточно! - а в необходимости реализовать ту силу таланта, высочайшее мастерство и огромный исполнительский опыт, которые у него сейчас есть. Так что, если захотелось "замахнуться на великое", - и замечательно!! успехов и побед!!

С самим "проектом" (что ж делать, - у нас сейчас всё называют проектом - от Ренессанса и Просвещения до очередного сборища единороссцев!..) - так вот с ним в интерпретации ББ и канала "Культуры" что-то действительно не так. То ли криво порезали интервью, - и теперь ни черта не понять, что Борис имел в виду, то ли он сам еще не до конца определился, что и как хотел бы сделать и вообще, стоит ли в задуманный проект включать июньский концерт. Недаром же конферансье умолчал об этом цикле! Ну, не мог же он забыть об этом, в конце концов! И в афишах не было ровном счетом никакого упоминания о Рубинштейне и его цикле! :-\

Я тут кое-что выудила из Рунета. Например, изначально Борис планировал играть других авторов. В описании абонемента № 27, в рамках которого состоялся концерт, написано следующее:
Цитировать
Завершает Абонемент концерт Бориса Березовского, решившего последовать подвижническому примеру пианиста, музыкального деятеля и неординарной личности Антона Рубинштейна. Как известно, в 1885–86 гг. и 1888–89 гг. он провел цикл «Исторических концертов», носивших просветительский характер, в Европе и Америке (Санкт-Петербург, Москва, Вена, Берлин, Лейпциг, Дрезден, Брюссель, Прага, Париж, Лондон, Нью-Йорк и др.). Каждый концерт Рубинштейн предварял пояснениями, рассказами, затем исполнял лучшие образцы фортепианной музыки. В общей сложности в цикле прозвучало 877 произведений 57 авторов! Не беремся предсказывать, когда Борис Березовский «пройдет» весь список композиторов и сочинений, но старт проекту будет дан именно концертом в новом сезоне. В этом случае новому увлечению Березовского созвучны слова авторитетного журнала Gramophone: «Бесспорно, перед нами истинный последователь великой русской фортепианной школы». В первом концерте цикла  «Исторические концерты Антона  Рубинштейна» прозвучат сочинения У. Берда, Дж. Булла, А. Скарлатти, Гайдна, Моцарта, Мендельсона, Шопена.
 

Это, по-моему, больше похоже на реконструкцию рубинштейновского замысла!  :)

А вот цитата из февральского интервью Березовского (Марина Аршинова http://www.openspace.ru/music_classic/names/details/7958/ ):
Цитировать
У меня есть один замысел, который я очень хочу осуществить, — повторить цикл «Исторических концертов» Антона Рубинштейна. Там много пьес, обработок, транскрипций — словом, репертуар, который в те времена был очень популярен, а сейчас по большей части забыт. Тогда концерты проходили совершенно в другой атмосфере, они длились по 3—4 часа, люди входили-выходили, разговаривали, выпивали.

— Вы бы смогли играть в такой обстановке?

— Меня как раз пугает гробовая тишина в зале. Ведь в ту эпоху, когда были написаны шедевры фортепианного репертуара, во времена Шопена и Листа все было совершенно по-другому. Сегодня повторить эту атмосферу невозможно, так хотя бы возродить тот репертуар... Это огромная работа. Цикл состоит из 7—8 концертов по три часа музыки каждый. При нормах современной концертной жизни это, конечно, нереально, но можно играть и частями. Главное — выучить и сыграть, а в какой последовательности — уже не так важно. Многое из произведений, входящих в «Исторические концерты», у меня уже есть, это Шуман, Шопен, Лист. Но хочется сыграть и Вебера, и Мендельсона, и много разной другой музыки.

В общем, опять понятно, что ничего не понятно :).
Видно, что проект еще не дозрел, "сыроват". Ну, и как водится, Борис малость повыпендривался :D
На концерте 9-го было, по-моему, хорошо видно, что постоянно срывавшиеся между этюдами хлопки его не вдохновляли!.. (Если я не права, lorina или Vitaly меня поправят!)
А ИДЕЯ-то сама как раз замечательная и по-настоящему просветительская! Браво!!

В рубинштейновских концертах, кроме уже названных Борисом авторов, звучала 14я соната Бетховена (а во втором, если его так можно назвать, цикле - в лекциях-концертах 1888–89 гг. - прозвучали все 32 сонаты), "Scherzo а Сapriccio" Мендельсона, Соната си-бемоль минор Шопена. Программа последнего концерта включала произведения русских композиторов — Глинки, кучкистов, Чайковского, Лядова и самого Рубинштейна. (Это то, что удалось найти в Интернете! - Может, попросим Predlogoff'а отсканировать и выложить рубинштейновские программы этих концертов на форум? Было бы здорово!).

Несколько цитат об "Исторических концертах" Рубинштейна см. в соответствующей теме: http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2157

Идея, по-моему, ясна и великолепна! Если Борису в той или иной форме удастся ее реализовать, это будет грандиозным событием и войдет в историю!! Давайте наблюдать.
 
« Последнее редактирование: Июнь 14, 2009, 20:27:36 от Sonik »

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 770
Re: Борис Березовский (р.1969, Москва), пианист
« Ответ #24 : Июнь 12, 2009, 18:37:06 »
Знаете, чем больше я думаю об этом коротком интервью и дальнейшем сообщении "Культуры", тем настойчивее возникает вопрос: "А был ли младенец??"  :-[
Может, ББ говорил о планах на будущее, о том, что хотел бы 9 июня сыграть один концерт из этого цикла, но как обычно изменил планы... В общем, странно всё это как-то!  ???
Потому что если даже была охота просто пропиариться, то всё-таки так это не делается - не в однократном одноминутном ролике, показанном только по "Культуре"!..   
« Последнее редактирование: Июнь 12, 2009, 20:18:59 от Sonik »